В своей контрольной работе я раскрыла проблемы современной украинской семьи, её состав и взаимоотношения, существование семьи в сложных современных условиях, потребности и самореализацию семьи, как социальной ячейки общества, и, самое важное, виды, способы и организацию помощи семье.
Актуальность этой темы состоит в том, что семья в современных условиях не всегда выходит из сложных жизненных ситуаций. Она нуждается в помощи со стороны. Такую помощь может оказать служба социальной помощи и социальный педагог. Но социальная помощь сегодня не соответствует масштабу и глубине проблем и трудностей, которые испытывают не только взрослые, но и дети.
Объём решенных проблем, связанных с неблагополучными семьями и трудными подростками, во многом зависит от общественных, правовых, образовательных и других учреждений, окружающих семью . Поэтому эти учреждения должны всеми возможными силами осуществлять поддержку семьи, а так же принимать непосредственное участие в работе социального педагога с семьями «группы риска».
1. Семья как социальный институт.
В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растет ребенок, и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, нормы человеческих отношений, впитывая из семьи и добро, и зло, все, чем характерна его семья. Став взрослыми, дети повторяют в своей семье все то, что было в семье его родителей.
В семье регулируются отношения ребенка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.
Семья рассматривается как самый малый социальный институт, как социальная ячейка общества. От состояния семьи зависит состояние государства. В семье родители и дети связаны духовной общностью. От уровня духовной культуры в семье зависит и уровень духовной культуры общества. Экономическое состояние семьи зависит от экономического состояния государства. От того, как ребенок приучен к труду и как подросток выберет профессию и будет готов к самостоятельному труду, будет ли семья «трудовой» и от ее вклада в трудовую «копилку» общества немало зависит экономическое состояние общества.
Осуществляя социальную функцию, семья формирует в зависимости от ее культурного, социального и духовного уровня. Условия в семье, жилье, гигиена, особенности жизни и увлечения семьи - все зависит от социальной политики государства. Социализация в семье зависит от состава семьи. Сегодня нет больших семей, в которых живут и тети, и дяди, и дедушки, и бабушки.
Социализация личности в семье зависит от отношений внутри семьи, авторитета и власти родителей. На современное состояние семьи влияют все изменения, происходящие в обществе: накопление знаний, технологий и обмена информацией и самых крупных изменений, таких, как реорганизация системы, кризис политической и экономической системы.
Классическая формула - семья как социальный институт - определяет семью как объединение людей в браке, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.
Брак - это исторически меняющаяся социальная форма отношений между мужчиной и женщиной. Брак упорядочивает половую жизнь и устанавливает их супружеские, родственные права и обязанности с целью создания семьи, рождения и воспитания детей.
Семья - это не только брачная группа, но и социальный институт. То есть в семье сосредоточивается система связей, система отношений не только супругов, но и детей, а также родственников.
Семья как социальный институт проходит ряд этапов.
Это:
- вступление в брак;
- рождение первого ребенка;
- окончание деторождения (последний ребенок);
- «пустое гнездо» - выделение из семьи последнего ребенка;
- прекращение семьи со смертью одного из супругов.
Для каждого человека существует две семьи. Та, из которой он вышел, и та, которую он создал и в которой он живет сейчас.
Семья - это созданная человеком интимная среда существования. Члены семьи связаны кровным родством (или близким к кровному), семья объединяет родственников, как живых, так и умерших, близких и дальних, известных и неизвестных.
Семья - это единица общества, которая требует постоянного внимания, если мы желаем нормального развития общества.
Одним из условий существования семьи являются взаимоотношения в семье.
Как рождаются и воспитываются дети, как ведется хозяйство, как удовлетворяются интересы всех ее членов? Взаимопонимание, уважение, поддержка, понимание определяют взаимоотношения. Каково здоровье родственников, их характер и поступки. Взаимоотношения в семье зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи: многодетная, бездетная, кто главенствует, от личных качеств, характера родственников.
Развитие семьи проходит несколько стадий. Первая стадия - первоначальное образование семьи, чаще, когда молодожены отделяются и уезжают из большой семьи. Вторая стадия - рождение ребенка, семья состоит из двух поколений. Третья стадия - семья из трех поколений, когда взрослые дети заводят семью. Они или остаются с родителями, или уезжают. Родители вступают в отношения с родственниками по браку их взрослых детей, любовниками или друзьями, которые могут стать фиктивными родственниками в качестве так называемых «жен» и «мужей». На этой стадии семья или расширяется, или разрушается. Четвертая стадия - когда все устоялось, дети устроились в отдельных семьях, родители идут на пенсию. В этот период крепнет семейная солидарность, дети могут поддержать родителей. Пятая стадия - это период заботы о членах семьи, так как ее члены нуждаются в помощи. Забота падает на среднее поколение, так как они могут по состоянию здоровья заботиться о детях разведенной дочери, предоставить кров престарелым, помогать уехавшим учиться, заботиться о тех, кто оказался без работы. Забота о престарелых или больных родителях - главная задача этой стадии семьи. Здесь больше всего стрессов и напряженности в отношениях. Со смертью старшего поколения изменяются роли в семье, ведущие роли передаются другому поколению. Шестая стадия - заключительный период семейного цикла. С проявлением нового главы семьи не появляется новая семья, а продолжается первая ячейка, так как в семье существует неразрывная связь поколений.
Существует такое понятие, как коллективизм семьи, который зависит от внутрисемейных отношений, где нет конфронтации, противоборства супругов, существует забота и ответственность каждого члена семьи и семьи в целом, где дети помогают взрослым, труд взрослых как жизненная потребность, где ценится добросовестность, трудолюбие, совместно решаются проблемы бюджета.Конфликты решаются быстро. Создание такой семьи - труд всех взрослых. Создание такой семьи - это влияние старших членов семьи, когда дети соблюдают традиции и нормы отношений.На отношения внутри семьи влияют успехи родителей на производстве, их роль и статус в общественной жизни и т.д.
2. Функции семьи
Основной функцией семьи является репродуктивное, биологическое воспроизводство населения. Это основная функция, но кроме этой существует целый ряд социальных функций семьи. Это:
- воспитательная - социализация молодого поколения;
- хозяйственно-бытовая - поддержание физического состояния семьи, уход за детьми и престарелыми;
- экономическая - получение материальных средств одних членов семьи для других, материальная поддержка несовершеннолетних и престарелых;
- социальный контроль - ответственность членов семьи за поведение ее членов в обществе, в различных сферах деятельности, это обязанность между супругами, родителями и детьми, старшего поколения за младшее;
- духовное общение - духовное обогащение каждого члена семьи;
- социально-статусная - предоставление членам семьи определенного социального положения в обществе;
- досуговая - организация рационального досуга, развитие взаимного обогащения интересов каждого члена семьи;
- эмоциональная - осуществление психологической защиты каждого члена семьи, организация эмоциональной стабильности личности, психологической терапии.
В любом государстве, где провозглашается социальная защита личности, это возможно решить только через защиту семьи. Семья как основная социальная ячейка общества объединяет людей, регулирует воспитание поколения, познавательную, трудовую деятельность личности. От поведения отца и матери, их роли в воспитании детей зависит статус семьи. Являются ли образцом для детей отец и мать, отсутствие их отрицательно влияет на развитие ребенка, такие дети чаще ущербны, нервозны, тревожны.
Семья вводит ребенка в общество, именно в семье ребенок получает социальное воспитание, становится личностью. В младенчестве его кормят, за ним ухаживают. В младшем возрасте его кормят, с ним занимаются. В дошкольном (3-7 лет) ему открывают мир. Помогают в учении младшему школьнику, подростку и юноше выбрать жизненный путь.
В семье укрепляют здоровье детей, развивают их задатки и способности, заботятся об образовании, развитии ума, воспитании гражданина, решают их судьбу и будущее.
В семье закладываются гуманные черты характера, доброта и сердечность ребенка, он учится отвечать за свои поступки. В семье ребенок приучается трудиться, выбирает профессию, юноша готовится к самостоятельной семейной жизни, приучается продолжать традиции своей семьи.
Семья - это «дом», объединяющий людей, где закладывается основа человеческих отношений, первая социализация личности.
Анализ социального влияния семьи на личность показал, что на 40% людей в их жизни повлияла семья, на 30% - средства массовой информации, на 20% повлияла школа, на 10% повлияла улица.
3. Типология семьи
Рассматривая типы семей, обратимся к самой распространенной современной семье - семье, состоящей из многих поколений. В этой семье живут вместе и дети, и дедушки, и бабушки по отцовской и по материнской линии. Но сейчас дети чаще живут отдельно, сохраняя родственные отношения одной семьи, отношения ответственности и солидарности поколений.
Существует семья, состоящая из многих поколений, когда взрослые дети после каких-либо неудач возвращаются домой. Также взрослые дети остаются в семье родителей, так как не могут решить проблемы жилья. Данная семья характеризуется кровным родством нескольких поколений, которые объединены преданностью семье, чувством единства, хотя могут жить отдельно.
Наиболее распространенной в современных условиях является нуклеарная семья, состоящая из мужа, жены и детей, семья из трех-четырех членов. Функции воспитания и обучения детей в этой семье взяли на себя школа и дошкольные воспитательные учреждения. Они, заменив семью, точнее, вместо семьи стали решать проблемы социализации личности. В этой семье изменяются роли членов семьи, так как в современных условиях увеличилась занятость женщин в производстве.
Неполная семья - это семья с одним родителем, в последние годы такие семьи стали распространенным явлением. Родителем в такой семье является мать, отцы редко. Американские исследователи выявили лишь 2,8% семей, где отец один воспитывает детей. Такая семья - результат развода, продолжительного отсутствия или смерти одного из родителей, а также рождения внебрачного ребенка. Сегодня таких семей, где главой семьи является мать 25%. Эти семьи требуют особого внимания со стороны социального педагога. Эта семья чаще всего живет за чертой бедности, доход женщины меньше, чем мужчины, а после развода отец вносит в бюджет только треть своей зарплаты. Эти семьи нуждаются в государственной поддержке. И в самом тяжелом положении находится семья, где дети рождены вне брака. Несовершеннолетние одинокие матери с ребенком обречены на нищету.
Внебрачная семья, возникающая с рождением внебрачного ребенка, кроме тяжелых материальных условий испытывает и отрицательное отношение к ней общества. Поэтому мать как можно раньше должна объяснить ребенку правду о его появлении. Дети по-разному реагируют на отсутствие отца. Мальчики более уязвимы, чем девочки. Нередко в такой семье отрицательно влияет на отношения в семье и воспитание ребенка сильная любовь матери. Когда рождается желанное дитя, она старается отдалить его от окружения. Другая мать видит в нем препятствие для брака. Отец в такой семье чаще всего не принимает участие в воспитании ребенка, иногда мать сама отказывает отцу в воспитании ребенка.
Семья в повторном браке - это семья с двумя родителями, где наряду с общими детьми могут быть дети от прежних браков. Иногда они живут вместе, иногда только с детьми мужа или с детьми жены. Проблемами этих семей являются: наследование имущества неродного отца, отношения мачехи и детей, их взаимопонимание. В этих семьях наблюдается тенденция не повторять ошибок первого брака, поэтому супруги более сплочены. Особую тревогу в такой семье вызывает смерть кого-то из родителей при первом браке. Дети остро переживают потерю, и это сказывается на отношениях с новой матерью или отцом. Стрессовыми могут быть ситуации при решении вопроса о свидании бывшего супруга с детьми, с бывшими родственниками, дедушками и бабушками. Эти ситуации требуют помощи социального педагога. Для работы с такой семьей необходима психологическая, клиническая, образовательная и социальная программы. Важно помнить, что в этой семье идет процесс приспособления к новой жизни, новым отношениям каждого члена семьи. Этот процесс продолжается чаще всего три года. Важно обратить внимание на потери, на распределение ролей в семье, на проблемы каждого члена семьи и всей семьи.
В результате гибели одного из родителей возникает осиротевшая семья. Семейное горе часто сплачивает семью, формирует заботу друг о друге. Забота ребенка о близких влияет на воспитание у него положительных качеств. Важно, чтобы в такой семье оставшийся родитель стал образцом для ребенка в его воспитании. Немалую роль в воспитании ребенка играет память об ушедшем родителе.
4. Положение современной семьи в Украине
Современное состояние украинской семьи не внушает особого оптимизма. Ее проблемы кажутся порой трудноразрешимыми. Еще несколько лет назад в нашей литературе много писали о кризисе буржуазной семьи. Наша советская семья определилась как семья образцовая с бесконфликтным настоящим и блистательным будущим.
Сейчас в нашей печати иначе как о кризисе семьи не говорят. Встречаются даже утверждения о катастрофе семейной жизни, которую переживает наше украинское общество.
Проблемы современной семьи относятся к числу наиболее важных и актуальных. Ее значимость определяется тем, что во-первых семья - один из основных социальных институтов общества, краеугольный камень человеческой жизни, во-вторых, что этот институт в настоящее время переживает глубокий кризис. Не случайно, при характеристике семьи мы все чаще слышим выражения «демографическая катастрофа», «семья скоро отомрет», призывы «спасите семью». Правда, есть и успокаивающие суждения: мол ничего опасного в сфере семейных отношений не происходит. Просто осуществляется постепенный переход от устаревшей модели семьи к новой, отвечающей требованиям современного образа жизни. Это, якобы, нормальное развитие событий и тревожится по этому поводу нет никаких оснований.
И все же оснований для тревоги по поводу семьи больше, чем достаточно. Семья действительно находится в кризисе. И причиной этого кризиса, если рассматривать в широком плане являются общие глобальные социальные изменения, рост мобильности населения, урбанизация, секуляризация и другие, которые ведут за собой расшатывание «семейных устоев». Эти и ряд других факторов обусловили падение семьи, как социального института общества, изменение ее места в ценностных ориентациях. Известно, что в годы советской власти социальный статус семьи был относительно не высоким, хотя государство оказывало существенное влияние на семейные отношения. В годы реформ произошло резкое снижение этого статуса. Оказались подорванными экономические, социальные, нравственные основы семьи, что ускорило процесс девальвации семейного образа жизни, пожизненного брака, малодетности, роста престижа одиночно-холостяцкой независимости и др.
За последние полтора-два десятилетия произошло серьезное сокращение числа заключаемых браков. Многие молодые мужчины вступают в брак в более позднем возрасте. Ослабляется роль родителей в воспитании. Это происходит в силу трудовой занятости, перегруженности бытовыми проблемами, потери нравственных ориентиров, переоценки ценностей, а нередко неумения и нежелания заниматься с детьми, особенно отцов.
За последнее десятилетие еще больше обострились проблемы социального сиротства, увеличилось количество детей, брошенных родителями или отобранных у них по закону. Растет число детей, убегающих из семей вследствие жестокого обращения с ними или отсутствия взаимопонимания. Все больше появляется малолетних бомжей, бродяг, попрошаек, растет и феминизируется подростковая и детская преступность. Не могут не тревожить негативные тенденции в социокультурной сфере, системе воспитания, которые наметились в последние полтора десятилетия. Размыты идеалы и нравственные ценности, резко сокращен выпуск отечественной детской литературы и произведений искусства, экраны телевидения и кинотеатров заполнены зарубежными фильмами, зачастую пропагандирующими жестокость, насилие, порнографию, уменьшается число детских библиотек, внешкольных учреждений эстетического направления, многие из них функционируют на платной основе.
Можно сформулировать несколько вопросов, поиски ответов на которые сделали актуальной проблематику изменения современной семьи в социологическом аспекте.
Один из них -- почему падает рождаемость? Снижение рождаемости довольно давно известное и хорошо документированное явление, но полного объяснения ему до сих пор нет.
Поскольку снижение рождаемости -- это прежде всего демографический факт, наиболее серьезные попытки объяснить его принадлежат демографии. Зафиксировав стадии данного процесса в разные эпохи и в разных обществах, установив связь с социальными нормами и мотивацией рождаемости, изучив его на фоне других демографических и социальных процессов, демографы выдвинули следующую идею его объяснения. С развитием современной гигиены и здравоохранения и в силу безусловной ценности человеческой жизни традиционный режим демографического воспроизводства, который был характерен для докапиталистических эпох человеческой истории, начинает изменяться посредством быстрого, а в некоторых странах сверхбыстрого снижения смертности. Режим высокая рождаемость -- высокая смертность сменяется режимом высокая рождаемость -- низкая смертность. Это ведет к популяционному взрыву, массовым миграциям, изменению отношения к детям и постепенному снижению рождаемости. Итогом является переход к стационарному населению или к близкому типу воспроизводства, построенному на режиме низкая смертность -- низкая рождаемость. Этот современный тип воспроизводства населения влечет и переход от естественной рождаемости к регулируемому рационально зачатию и сознательному планированию числа детей, рождаемых каждой женщиной. Данные процессы влияют на семью, определяют ее социальные проблемы, а также и проблемы трудовых ресурсов, образований, инфраструктуры и т.п. Удержать снижение рождаемости не ниже границы простого воспроизводства можно посредством всемерного стимулирования и воспитания потребности в детях у членов семьи. Это построение известно как концепция демографического перехода, или демографической революции. Она сложилась впервые, во Франции в 30-е годы нашего века и имеет сторонников в нашей стране. Ряд исторических и современных фактов противоречит данной; концепции, а кроме того, сегодня ясна ограниченность ее объяснительных и предсказательных возможностей.
Подвергается сомнению факт последовательности событий в демографическом переходе, а именно: действительно ли снижение смертности необходимо предшествует снижению рождаемости? Нет удовлетворительного объяснения нарушениям ритма изменений в различных фазах демографического перехода.
Обнаружено, что режим естественной рождаемости является условной конструкцией, практика предупреждения и предотвращения беременности и рождений имела распространение задолго до начала демографического перехода по крайней мере в ряде социальных групп в любом обществе. В условиях низкой рождаемости сегодня лишь устранение беременности является массово регулируемой практикой, но не сознательное планирование первых и вторых детей (хотя этот механизм действует более активно для детей большей очередности). Сознательное ограничение числа детей практиковалось в прошлом под влиянием других механизмов, нежели рациональное, решение (религия, культура, политические ограничения, экономические и экологические условия и т.п.).
Во многих современных странах, а также в развитых регионах нашей страны нарушения в режиме воспроизводства достигли такой степени, что препятствует демографической устойчивости, а тем более демографическому росту. Такое соотношение смертности и рождаемости вообще не укладывается в любую версию демографического перехода как автоматического структурного соответствия между этими параметрами демографической системы.
Наконец, не вполне понятно, какова связь концепции демографического перехода с другими социальными проблемами современной семьи как основного социального института воспроизводства населения (разводы, дезорганизация семьи, изменение положения женщины, мужчины и ребенка в ней, структурные изменения семьи и родства и т.п.).
Самим демографам, более чем кому бы то ни было, ясна необходимость обоснования демографического объяснения и дополнения его социально-экономическим, социологическим объяснением.
Суть этого социологического дополнения можно сформулировать вопросом: каков социальный механизм, приводящий современную семью к малодетности? Почему социальная потребность удержания уровня рождаемости в демографически нормальных границах не осознается людьми как личная потребность в рождении двух-трех детей в среднем на одну брачную пару? Как объяснить нарушения в режиме воспроизводства населения в крупных городах и в целых регионах нашей страны, где демографический рост обеспечивается в большей мере миграцией, а не естественным приростом? Почему не удается поднять рождаемость пропагандой многодетности и даже экономические меры государства способны лишь задержать снижение рождаемости, но не стабилизировать ее уровень или даже повысить? На эти вопросы концепция демографического перехода ответов не дает.
Другой ряд вопросов, актуализирующий проблематику семьи в социологическом аспекте, относится к ключевым вопросам образа жизни населения. Каков вклад семьи в исторические изменения мотивации труда и потребления -- процессов, лежащих в основе производительности общественного труда и ценностной структуры образа жизни? Каково место семьи, брака, детей, дома в жизненных ориентациях населения? Ориентирована ли личность в общественную активность, общественную сферу или в область личной жизни и семейных интересов? В каких группах общества доминирует мотивация профессиональных достижений, общественного успеха и признания, а в каких мотивация к потреблению, повышению личного и семейного благосостояния? Наконец, какие группы общества вообще избегают этой дилеммы, не чувствительны к ней? Исключают ли эти мотивации друг друга или согласуются между собой, противостоят ли они другим доминирующим мотивациям и каким? Как формируется -- в семье или вне семьи -- доминирующая ориентация образа жизни населения, на каком этапе жизненного цикла человека? В связи с изменениями положения мужчины и женщины в семье и в обществе каковы особенности современной половой культуры в отличие от традиционного образа мужчины как кормильца семьи и женщины как хранительницы домашнего очага, существа, самой природой предназначенного для вынашивания, ухода и воспитания детей? Какое значение имеют культурный уровень, и культурные отличия для формирования жизненной мотивации и семейного поведения людей?
Какими ответами располагает ныне социология семьи на вышеперечисленные вопросы?
Суммируем коротко известные социологические данные и теоретические положения, учитывая некоторые выводы наших исследований.
Центральная проблема социологии семьи -- это проблема изменений современной семьи, изменений, начавшихся при капитализме и продолжающихся при социализме в условиях НТР. Основными факторами, причинами этих исторических изменений современной семьи являются индустриальная урбанизация и эволюция социально-экономических отношений, культуры.
Индустриализация производства (а затем и сельского, хозяйства) создает и требует для своего осуществления массовой, квалифицированной, мобильной в социально-профессиональном и географическом смысле рабочей силы, состоящей из отдельных индивидов -- наемных работников, носителей рабочих способностей, имеющих основным средством жизни заработную плату. Стоимость рабочей силы, особенно на ранних стадиях индустриального развития, не может быть высокой, величина индивидуальной заработной платы исключает содержание большого числа неработающих иждивенцев. Женщина (а в ранний период капитализма и дети) выталкивается на рынок наемного труда. Рост стоимости рабочей силы по мере индустриализации обусловлен потребностями ее образования, приобретения индивидуальной, нужной промышленности профессиональной квалификации, охраны работника от болезней, профессиональных травм и заболеваний в виде общественно организованной системы здравоохранения. При социализме охрана здоровья, получение образования и квалификации становятся всеобщими бесплатными обобществленными функциями социальной инфраструктуры, а семья лишь помогает их интегрировать и осуществлять.
Индустриальная урбанизация означает стремительный рост городов как центров наиболее эффективного производства, использования рабочей силы, как мест концентрации населения, культурных богатств, науки, организаций, профессий, инженерных и конечных стадий производства и центров управления экономическим и социальным развитием.
Традиционная семья была большой в двух основных аспектах, как было характерно для подавляющего большинства населения СССР до первой пятилетки: это была форма совместного проживания нескольких брачных пар разных поколений или во всяком случае взрослых женатых или замужних детей и их родителей, а кроме того, большая семья была средне- или многодетной. Глава семьи - как юридическое лицо (и собственник) контролировал экономические ресурсы семьи, руководил ее жизнедеятельностью, представлял семью перед обществом, определял будущее ее членов и нес за них ответственность. Семья была относительно долговременной группой с постоянным местом проживания, которая существовала, как правило, дольше, чем жизнь одного поколения. Весьма важным качеством большой семьи был высокий уровень ее интегрированности в системе родства и в территориальной сословной общине. Преемственность образа жизни, профессий, хозяйственной деятельности, культуры, традиций, родственная солидарность и обязательства были основным препятствием к превращению членов семьи в индивидуальную мобильную, готовую к любому месту приложения труда рабочую силу. Семья с неизбежностью была посредником во всех взаимодействиях индивида с любым другим социальным институтом.
Концентрация населения в городах делает невозможным сохранение большой семьи не только по профессионально-экономическим требованиям, но и вследствие остроты жилищной проблемы в городах..
В городе невозможно территориальное сосредоточение широкого родственного круга, здесь возникает раздельное проживание взрослых родственников разных поколений -- иначе говоря, наиболее активно идет процесс нуклеаризации семьи. Он проявляется во все более раннем отделении молодежи от родительской семьи в связи со службой в армии, самостоятельным выбором профиля и уровня образования и места работы, профессий, а с другой стороны, и это основной процесс, в неолокальности при вступлении в брак или следующем вскоре после брака разделении брачных пар разных поколений. В городе закрепляется устойчивое разделение мест работы, учебы и местожительства, мест восстановления здоровья и мест долговременного отдыха (образ жизни приобретает мультилокальный характер). Это меняет требования к жилому фонду города, к социальной инфраструктуре в целом и обостряет и без того острые проблемы.
Темпы экстенсивного роста экономики в городах много выше темпов естественного воспроизводства населения на протяжении всего периода быстрой индустриализации производства.
Нуклеаризация семьи сопровождается малодетностью семей, снижением рождаемости с постоянной занятостью женщины вне семьи и колоссальным ростом требований к воспитанию и образованию подрастающего поколения. Другой ряд предпосылок малодетности формируется в связи с изменением внутренней структуры нуклеарной семьи. Обобщенно совокупность внутрисемейных изменений можно охарактеризовать как процесс индивидуализации семейных ролей. Его суть составляет изменение статуса личности и социально-культурной основы внутрисемейной организации.
Как наиболее яркая внешняя особенность изменения семьи в крупных городах, стремительная нуклеаризации на первый взгляд не означает ничего более чем превращение группы супруги -- родители -- дети (несовершеннолетние) в модальный, а затем и полностью доминирующий тип домохозяйства. Между тем, нуклеаризация означает многообразные позитивные и негативные структурные следствия, имеющие социальное и лично-групповое значение для населения больших городов. В условиях равенства мужчины и женщины в сфере труда (облегчаемого распространением общего и специального образования для обоих полов, гарантируемого социального обеспечения, здравоохранения и коммунального обслуживания) нуклеаризация автоматически ведет к снижению многодетности семей как условия реализации этого равенства.
«В сословном обществе, почти не знавшем социальной мобильности, стать отцом или матерью семейства было единственным актом, социального возвышения». В условиях современного крупного города появление даже первого, а тем более любого последующего ребенка в нуклеарной семье влечет снижение душевого дохода, уменьшение обеспеченности жилым пространством, отказ от привычного образа жизни, сокращение круга общения, сужение круга возможностей (культурных, образовательных, профессиональных и др.), открытых молодежи или бездетным взрослым. Хотя такое ограничение свободы личности является временным и ситуация частично нормализуется уже после выхода ребенка из ясельного возраста, оно является настолько всеобъемлющим и глубоким, что переживается матерью и отцом как один из труднейших жизненных экзаменов, который немногие пары повторяют с охотой. Разумеется, материнство и отцовство -- не только груз, но и одна из величайших радостей человека. Важно, однако, что позитивные следствия родительства долговременны и кумулятивны, а негативные -- подобны шоку и лавинообразны. Даже медики сегодня, не делают различия между пациентом, обремененным болезнью, и беременной женщиной или кормящей матерью.
С одной стороны, малодетность создает условия для концентрации, усилий родителей на раннем воспитании и образовании детей в семье, учета индивидуальных склонностей и особенностей ребенка в процессе социализации, роста общественных и семейных ресурсов для содержания и развития личности в детском возрасте. Иначе говоря, малодетность создает условия для индивидуализации воспитания в семье, которые нелегко обеспечить в массовой школе или в детском саду. С другой стороны, малодетность освобождает взрослых для многолетней трудовой деятельности за пределами семьи, делает семейную группу мобильной и в социально-профессиональном, и в географическом отношении, т.е. делает возможной индивидуализацию профессиональной занятости, профессионального самоопределения и индивидуального выбора места проживания. Концентрация рождений в ранних возрастах жизненного цикла женщины способствует этому. Другое важное условие мобильности, разнообразия и качества рабочей силы -- ослабление межпоколенных связей, как упоминалось выше, обеспечивается нуклеаризацией. Раннее начало сексуальной жизни, беременность и брак облегчают отделение взрослых детей от родителей. Итак, ослабление родственных и родительских обязательств делает возможным развитие прав выбора профессии, перемены труда и местожительства как по причине индивидуальных склонностей, так и в силу меняющихся условий производства.
В большой семье связи между тремя поколениями -- родители супругов, муж и жена, дети -- были одинаково сильны, непродуктивны в традиционном механизме социализации как трансляции опыта от старших поколений к средним и младшим. В малой семье связи между старшим и третьим поколением практически перестают иметь социальное значение, а связи между соседними поколениями социально активны лишь в начальный и конечный период жизненного цикла поколения, притом таким образом, что круг связей между тремя поколениями превращается в цепь связей между соседними поколениями -- один раз, когда родители воспитывают своих несовершеннолетних детей, и второй раз (и эта связь тоже имеет тенденцию к ослаблению) - когда дети содержат своих престарелых родителей. Чаще всего последняя нагрузка ложится не на первенцев, а па вторых и последующих детей. Между тем нуклеаризация и малодетность семьи, увеличивая долю одиноких пожилых людей в населении, делают неизбежным развитие системы социального обеспечения вначале в городе, а затем, как следствие миграции и индустриализации сельского хозяйства, и на селе. В меру сохранения связи между соседними поколениями происходит выравнивание экономического положения соседних поколений, а также, в меньшей степени, социального значения родственных линий мужа и жены. Поскольку нуклеарное домохозяйство является связующим звеном в сети родства и поскольку социальное положение жены и мужа в тенденции выравнивается, статусы жены -- мужа и родителей с женской и мужской стороны становятся подобны, ни одна из трех взаимосвязанных семейных групп не является структурно предпочитаемой, в принципе все межсемейные связи имеют основную тенденцию к симметрии и регулируются нормой взаимности. Однако положение старшего и младшего поколения, более высокого и более низкого экономического положения поколений сказываются на обменах между семьями. Нуклеаризация гарантирует автономию отдельных домохозяйств. Более низкое благосостояние молодых семей является стимулом профессиональных достижений молодых супругов и одновременно создает проблему для социальной инфраструктуры города. Итак, нуклеаризация, создавая необходимость формирования индивидуально-семейного благосостояния всякий раз заново, лежит в основе стремлений к профессиональным достижениям как основному средству получения самостоятельного жилья, имущества и доходов. Эта тенденция соответствует требованию непрерывного роста квалификации и качества рабочей силы.
Нуклеаризация семей уменьшает структурное разнообразие типов жилища в городе, средние размеры квартиры, но увеличивает число домохозяйств и тем самым обостряет жилищный вопрос.
В период экстенсивного экономического роста в городах только с помощью миграции можно обеспечить растущую потребность в новой рабочей силе, ибо как темпы естественного процесса репродукции оказываются слишком низкими, так и все белее продолжительный процесс получения образования новыми поколениями слишком медленным. Вступающие в сферу труда не замещают выходящих на пенсию высококвалифицированных работников. Мигранты начинают в экономической системе города с рабочих мест неквалифицированного или малоквалифицированного труда. Индивидуальная мобильность в профессии и между профессиями становится необходимостью также и по этой причине.
Вследствие малодетности и несоответствия естественного воспроизводства населения по темпам и режиму экстенсивному экономическому росту города, оборот миграции довольно высок, и в любой данный момент значительная часть населения проживает в городе временно, Это ведет к расширению общежитий и жилищ для одиноких людей -- второй по распространенности в городе группы домохозяйств по численности после нуклеарных семей. Одиночество обостряет проблемы нормального формирования брака и экономического статуса молодых семей. Возраст вступления в брак вначале повышается и лишь на поздней стадии индустриальной урбанизации начинает снижаться. Вероятно, аналогично меняется распределение рождений: на ранних стадиях откладываются первенцы и прерываются вторые и особенно последующие беременности; в будущем можно ожидать концентрации рождений в молодые годы матери или развития бимодальной модели.
Поскольку .состав семей меняется по жизненному циклу, дом перестает иметь фамильное значение. Экономически он более рентабелен тогда, когда находится в общественной собственности, неоднократно меняются жилищные условия на протяжении жизни человека. Проблемы обмена, распределения и перераспределения, жилья требуют постоянного юридического и административного внимания от системы управления городом. Без их регулирования никакая программа жилищного строительства не может насытить жилищные потребности горожан. Если механизмы перераспределения жилья неэффективны, тормозится брачность, рождаемость, растет напряженность в семье, в межпоколенных. отношениях, ухудшаются условия приживаемости мигрантов, задерживается рост образования и квалификации, растут сверхнормативные, излишки жилья. В соответствии с фазой индустриального и демографического развития города жилища типа общежитий и домов гостиничного типа для постоянного заселения могут постепенно переориентироваться с рабочей силы начальной квалификации (мигранты и учащиеся ПТУ) на престарелое население города (пенсионеры и инвалиды).
Индивидуализация семейных ролей является наиболее мощной внутренней тенденцией изменения семьи в городе. Ослабление структурных связей нуклеарного домохозяйства с системой родства, самостоятельность профессионального статуса супругов и статуса детей в системе образования и профессиональной подготовки делают основные социальные интересы членов семьи индивидуальными по способу проявления и внесемейными, социально-профессиональными и непосредственно общественными по содержанию. Связь работы или учебы с интересами семьи как группы становится косвенной (режим занятий, личный доход, особые права и привилегии).
Индивид приобретает умеренную свободу от обязательства перед другими членами семьи в досуге и почти неограниченную свободу общения за пределами семьи, в местах своих постоянных занятий -- работы, учебы, транспортных перемещений и т.п. Именно в этих местах, а не в семье, чаще всего завязываются знакомства в предбрачный период. Учеба и работа все более становятся способом реализации способностей и стремлений личности, направленным на актуальные социальные потребности, и постепенно теряют свое значение как механизм сохранения преемственности социального положения данной семьи.
Подобным же образом индивидуализируются и связи семьи и инфраструктуры города: социальная инфраструктура -- индивид -- семья. Экономической основой такого положения является самостоятельность индивида в сфере труда или образования или самостоятельность его как носителя определенного уровня благосостояния (потребительских и культурных интересов, дохода, жилищных условий и т.п.) в отношении к инфраструктуре. Индивидуализация внешних социальных функций и свойств членов семьи кажется само собой разумеющейся, между тем она по сути своей является новым качеством. Свойства индивида впервые становятся более стабильными, чем свойства его семьи.
Внутри семьи индивидуализация ролей преобразует весь семейный строй.
Прежде всего отметим разрушение старой системы внутрисемейной иерархии, которая распространялась как на отношения мужчин и женщин, так и на отношения разных поколений, степеней родства, родителей и детей, детей разного пола и возраста. В семье не только нет явно выраженного главенства одного статуса перед другими, но меняется тип зависимости между носителями разных семейных ролей. Хотя брак и родительство по-прежнему являются не только личным, но и правовым и моральным отношением, призыв к учету индивидуальных интересов всех лиц лежит в основе современной правовой нормы и юридической практики. Приоритет, который отдается интересам детей при разводе или лишении родительских прав, оправдан социальной несамостоятельностью детей. Во всех же остальных случаях не только объективные социальные интересы каждого члена семьи независимо от пола и возраста, но и их личные желания являются основой внутрисемейного взаимодействия. Практически исключением являются лишь дети ясельного возраста, но как только ребенок становится в состоянии сформулировать свои желания или возражения, с ними приходится считаться. Уважение к личности признается неотделимым от формирования и необходимости сохранения самоуважения. Иметь желания и реализовать их считается нормальным путем обнаружения внутренних ресурсов и способностей личности и средством ее развития. Проявление индивидуальности считается нормальным и высокоценимым качеством, иногда даже вопреки конформности к норме (хотя, как правило, при условии отсутствия диссонанса с соответствующими нормами морали и опытом взаимодействия данной семьи как группы). Моральная аргументация «странного» поступка или регулярного действия, если она сопровождается убедительными ссылками на индивидуальные особенности, особые условия, а также не противоречит интересам других членов семьи и более широкой морали, не только обычно принимается, но и служит средством развития морального сознания укрепляет моральную автономию личности перед лицом других членов семьи и посторонних.
Индивидуализация семейных ролей ведет к сильной тенденции к симметрии мужских и женских моделей поведения в семье, к совместности или взаимозамещению членов семьи в выполнении многих семейных обязанностей. Это требует реорганизации разделения труда» семье, переопределения особенностей мужской и женской субкультуры в обществе, установления новых границ качественного своеобразия половой психологии, социальных, возможностей ограничений для мужчин и женщин. Прежняя ценностная структура свойств мужского и женского характера, стиля поведения постепенно приобретает новый вид. Основа такой перестройки -- это переход от «иерархической логики» аргументации различия между полами к логике индивидуальных особенностей и способностей, соотношения семейных и внесемейных ролей женщины, мужчины и ребенка, подростка или старика.
Атмосфера в семье меняется: происходит сдвиг от системы наказаний и поощрений носителей соответствующих ролей, опирающейся на прочные и ясные традиции и на авторитет и власть главы семьи, к системе моральной оценки, морального спора, диалога и самообоснования, самооценки и оправдания, опирающейся на нравственную зрелость и убеждения всех членов семьи, на групповую и индивидуальную интерпретацию ситуации и относящихся к ней социальных требований и норм. Конечно, это обостряет атмосферу в семье, но в то же время делает напряженность в ней менее видимой для посторонних и даже для самих членов. Тем более важным становится взаимопонимание и доверие между супругами, родителями и детьми, а также откровенная коммуникация между ними как основное средство установления и поддержания взаимопонимания; Если эти условия не выполняются, растет отчуждение в семье, моральный диалог превращается в ссору, конфликт -- в насилие над личностью или стремление изолироваться от других в семье.
Индивидуализация охватывает не только сферу внешних функций членов семьи, разделение труда и моральные отношения в ней, но распространяется и на область досуга, свободного времени, проявляет себя в функциональной дифференциации жилого пространства в жилище. Каждому хочется иметь личное изолированное или условно изолированное пространство в жилище (в идеале -- комнату). Нормативный образ квартиры включает следующие элементы: каждому -- свою комнату, а кроме того -- общесемейную или гостевую комнату и места общего пользования6. Индивидуализация проявляется и в контроле или преимущественном использовании многих вещей долговременного пользования в доме -- от посуды до телевизора или радио, от спортинвентаря до книг и стульев. И, разумеется, она доминирует в одежде и в предметах личного обихода и гигиены. Индивидуализация одежды особенно акцентируется при наличии двух или более детей близкого возраста презрительное выражение «обноски» характеризует отношение к попыткам следовать утилитарным соображениям и пренебрегать нормативными, индивидуализированными. Случается, требование индивидуализации благ вступает в противоречие с элементарными традициями воспитания и нравственности.
Индивидуализация досуга более характерна для отношений родители--дети. Что касается супружеских отношений, то здесь она сталкивается с нормой совместности любых важных внутрисемейных дел и мероприятий. Во всяком случае отпуск и выходные дни до сих пор рассматриваются, как совместное времяпровождение, так что индивидуализируются лишь отдельные элементы досуга (хобби, культурные интересы, творчество, общение вне семьи).
Тенденцию индивидуализации жилого пространства членов семей, которая вне всяких сомнений связана с обеспечением необходимых условий для стабильного утверждения и развертывания интересов, склонностей и способностей личности, сохранением жилой среды в соответствии с ее вкусами и потребностями, не следует смешивать с рядом внешне похожих на нее тенденций. Как упоминалось, в городе распространяются домохозяйства одиночек или лиц, живущих отдельно от семьи, а также групповых жилых ячеек и комплексов (общежитии, домов для малосемейных, интернатов, гостиниц и т.п.).
С одной стороны, проживание в одиночку; рассматривается, как правило, в качестве временного и вынужденного для человека этапа его жизненного цикла (следствие условий работы, учебы и т.п.). С другой стороны, эта псевдо индивидуализация способа проживания в городе есть негативное проявление трудностей формирования или сохранения семьи, обострение проблемы одиночества в добрачном юношестве, в бракоспособных возрастах, а также в престарелом возрасте. Стремление жить с близкими универсально для всех групп городского населения, поскольку отношения с близкими -- безусловная положительная ценность благополучия образа жизни в целом.
Другая тенденция -- это летний отдых детей отдельно от родителей: в пионерлагерях, на турбазах, детских дачах и т.п. Облегчая, как и проживание учащейся молодежи ПТУ, техникумов и вузов в общежитиях, формирование социальной и психологической самостоятельности детей, укрепляя их связи со сверстниками, раздельный отдых детей и родителей в определенной мере не соответствует всем стремлениям членов семьи. Широкий успех семейных форм отдыха в последние годы, поддержанный постановлениями правительства об их развитии, свидетельствует об этом.
Итак, ясно, что досуг, как и вообще сфера быта, покоится как на совместной, интегрированной деятельности семьи в целом -- и это основная тенденция -- так и на индивидуализации ряда их сторон. Соотношение между этими тенденциями есть форма связи между индивидуальными и общесемейными интересами, т.е. социальная форма современной семьи, посредством которой и реализуются ее функции в обществе.
Одно из наиболее важных структурных проявлений совместного влияния нуклеаризации и индивидуализации на социальный строй современной семьи -- это ослабление роли родительских семей в формировании новых браков и превращение личных предпочтений, любви, в основу формирования брака. В традиционном семейном строе брак заключался в интересах двух больших семейных групп по их собственной инициативе или по желаниям глав семей. В брачном союзе доминировали социально-экономические интересы и собственнические соображения. Желания жениха и невесты были подчиненными и малозначимыми, статус новой семьи во многих группах общества определялся правилами наследования, положением невесты и жениха в родительских семьях относительно главы семьи и братьев или сестер -- старшинством детей. Социальный статус новой семьи существенно зависел от их начального экономического положения, кот орое определялось родительскими семьями. Уже при капитализме социальный статус семьи и ее экономическое положение изменяется по жизненному циклу, ставится в зависимость от профессиональных свойств и экономических успехов ее взрослых членов. Благосостояние семьи постепенно превращается в дело самой семьи, конечно, в той мере, в какой это позволяют господствующие социально-экономические условия.
Освобождение семьи от деформирующего влияния отношений собственности и наследования в полную меру осуществляется при социализме. Создавая условия для юридического и фактического равенства мужчины и женщины, социализм делает их субъектами брачного выбора. Желания, стремления, личные предпочтения людей впервые могут стать основой формирования новой брачной пары. Самостоятельность молодых делает необходимым их более раннюю психологическую и моральную зрелость. Появляется особый период в жизни человека -- ухаживание и добрачная социализация, когда отношения с лицами противоположного пола становятся особой сферой и ценностью в жизни молодежи и которые разворачиваются в основном за пределами семьи и родительского контроля -- в местах учебы, работы, общественно организованного досуга и общения. Группы сверстников приобретают характер особого института социализации молодежи, дополняющего влияние семьи, школы и средств массовой коммуникации, формирующаяся до брака психологическая и моральная зрелость молодежи становится основой личностного взаимодействия в браке, индивидуализация ролей в добрачный период находит продолжение в других фазах самостоятельной семейной жизни, как в отношении супружеского взаимодействия, так и в воспитание собственных детей.
Конечно, перестройка механизма формирования брака не проходит гладко и требует целых десятилетий для своего нормативного переопределения и интеграции с другими аспектами социализации и. функционирования семейно-брачных отношений и системы воспроизводства населения. Гетерохронность процессов социализации (приобретение психологической и моральной зрелости, образования, квалификации, экономической и бытовой самостоятельности осуществляются в разное время) осложняет нормальное взаимодействие сексуальных отношений и морали я брачных отношений и брачной морали вплоть до нарушения нормативной последовательности этих событий в опыте брачной пары. Сексуальная сфера утрачивает свое подчиненное к детородным и брачным отношениям положение и утверждается как самостоятельная ценность, лишь зависящая от ценностей брака и родительства, но не определяемая ими целиком.
Поскольку брак в первую очередь покоится на индивидуальных предпочтениях и убеждениях и лишь регулируется и охраняется правом и общественным мнением и контролем, он может распасться, если не отвечает индивидуальным стремлениям или желаниям. Общественное и личное отношение к институту развода меняется в сторону признания его в определенных ситуациях нормальным механизмом регулирования семейного строя. Аналогичным образом подчиняются индивидуальным интересам и стремлениям регулирование зачатия и рождения детей в семье (контрацептивы, аборты, медицинская помощь).
Внутри семьи связи между поколениями на первый взгляд кажутся сегодня односторонне функциональными -- детям нужны родители, чтобы обеспечить им гигиенические и бытовые условия, заложить в личности фундамент культуры: обучить речи, ходьбе, уходу за собой, привить детям социальный, личный и нравственный смысл исходных категорий человеческого существования - труда, долга, свободы, справедливости, поступка, решения, самоуважения и любви к человеку, смысла жизни и т.п. Многие другие родительские функции сегодня отпали или неузнаваемо изменились -- идет ли речь о передаче детям профессионального .опыта или секретов, приобщения к вере или к научным знаниям, к фольклору или к национальной культуре, к приличиям своего круга или к священным местам своей родины. Роль родителей сравнительно невелика в социальном контроле за поведением ребенка вне дома, в определении его будущего социально-профессионального, имущественного или брачного статуса, в воспитании детей своих детей -- внуков. Но все же функции родителей для детей фундаментальны и неустранимы.
Иначе выглядит ряд функций детей для родителей. Отмечая резкие различия современной городской семьи и традиционной (и в частности, сельской), многие авторы не находят другой полезности детей для современных родителей, кроме того факта, что дети продолжают оставаться объектом глубочайшей эмоциональной привязанности, жизненных переживаний, приоритетным объектом альтруистических устремлений.
Разумеется, ни у кого нет сомнений в социальной роли детей в демографическом воспроизводстве, в огромном потенциале молодежи как одного из самых мобильных, активных, ценных факторов развития социализма. Но какова же социальная функция детей для родителей? Верно, при большом числе детей, родители получают пособия, дополнительное жилье, приобретают права на льготы из общественных фондов потребления. Но эти меры лишь компенси-руют частично тяготы многодетных родителей, не ликвидируя их полностью. Взрослые дети помогают своим родителям или содержат их в старости, хотя это случается теперь все реже и реже. Функция заботы о пенсионерах обобществляется.
Жизнь современного человека делится на два больших периода: вхождение в поток социальных и культурных изменений, стремительное и всеобъемлющее освоение традиционных и новейших культурных ценностей и социальных механизмов и последующее использование накопленного потенциала для нужд развития общества, культуры, собственной личности и воспроизводства новых поколений. Во второй фазе жизни приспособительная способность человека к потоку изменений ослабляется. Дети и молодежь становятся для взрослых во все большей мере тем каналом, посредством которого их личный жизненный мир может продолжать обогащаться непрерывным потоком социальных инноваций. Процесс трансляции культуры прежде строился на механизме ее движения от старших поколений к средним и младшим, а процесс накопления инноваций или замены культурных элементов проходил в несопоставимо более медленном историческом ритме. Сегодня связь между поколениями все также важна в трансляции и эволюции культуры, но в силу доминирующего значения институтов образования, коммуникации, науки, профессионализировавших функции воспитания, создания новшеств и их диффузии отношения между поколениями становятся симметричными. Уже молодежь не просто воспринимает эстафету культурной преемственности, но она первая, как правило, испытывает на себе многие культурные новшества, а затем передает их родителям. Не только учитель учит ученика, но и ученик учит учителя.
И в самом деле, идея перманентного образования сегодня касается лишь узкого спектра профессиональных, культурных и гражданских навыков и знаний. Все социальные изменения, которые пока еще не интегрированы в институты образования, происходят стихийно, должны тем не менее осваиваться людьми, адаптация к ним является хронической проблемой. Реакцией на нее и является развитие новых социальных функций детей и молодежи, которое поднимает их значение как для общества в целом, так и конкретно для собственных родителей.
В традиционной семье дети были нужны родителям как рабочая сила, как гарантия устойчивости социального положения семьи, как средство обеспечения в старости. В современной семье дети становятся для родителей средством развития собственной личности, приобщения к сфере образования, моды, новых привычек поведения и потребления, источником сведений о новых профессиях и книгах, культурных событиях и социальных возможностях. Сегодня еще многие такие влияния детей на родителей воспринимаются как странность. Но, говорят специалисты, в моде давно уже господствует молодежный стиль, студенческий жаргон проникает в самые разные группы населения, пожилые люди садятся на скамью рядом со школьниками, осваивая новые методы ускоренного обучения. Развитие культурных функций детей и молодежи, вероятно, лишь начинается.
Итак, тенденция к симметрии моделей поведения и взаимоотношений устанавливается не только между мужчинами и женщинами в семье и вне семьи, знаменуя для них снятие социально-экономических и культурных ограничений в исполнении большинства социальных ролей и новое сознание специфики половцу групп в обществе. Тенденция к симметрии и взаимозависимости, нового типа устанавливается и в межпоколенных отношениях, делая их иерархию ситуативной, относительной, вовлекая в любую социальную связь между близкими людьми их индивидуальные качества, личные особенности, склонности, желания, а не только нормативные ролевые характеристики участников. Ролевой контекст социального взаимодействия не устраняется, просто как форма социальной связи он становится более гибким и чувствительным к личности. В семье и вне семьи между близкими людьми продолжают цениться привычные, традиционные, регулярные утилитарные формы поведения, как и ритуальные формы, имеющие символически и психологически многозначный сверх утилитарный смысл. Но, несомненно, особый акцент ныне ставится на всех внутренне мотивированных и вполне понятных и ценимых именно в этом своем значении прежде всего близким людям формах поведения и поступках -- идет ли речь о подарках, безвозмездных услугах, ежедневном обмене впечатлениями, интимной коммуникации между супругами или разборе с детьми школьного, рабочего дня, телепередачи или газетной новости. Без такого раскрытия перед близкими людьми собственного внутреннего мира невозможно и его адекватное формирование и функционирование. Все первичные группы и отношения выполняют эти функции в обществе, но семье в этом плане принадлежит устойчивая роль, которую она может выполнить сегодня только освободившись от «иерархической логики» социальных связей, признав самоценность каждого своего члена, независимо от возраста, пола, старшинства, социального положения, утверждая критерии личной компетентности, способности, здравого смысла, эмпатического сочувствия к радостям и заботам другого. На наших глазах новые императивы развития личности находят все более точную формулировку, кодификацию в требованиях к ежедневному поведению в семье мужчины, женщины, старика и ребенка, готовой упорхнуть из семьи молодой девушки или умудренного опытом основных жизненных испытаний человека средних лет. Итак, практически во всех аспектах семейного строя можно наблюдать как изменение институциональных форм действий и отношений, так и тенденцию интеграции нормативных механизмов с индивидуальными особенностями, стремлениями и желаниями.
Различие семьи как социального института и малой первичной социальной группы, собственный опыт взаимодействия которой создает облик конкретной семьи, должно быть дополнено пониманием значения индивидуальных свойств и особенностей для историй конкретной семейной группы и ее структуры.
Продолжительность существования нуклеарной семьи теперь меньше, чем продолжительность индивидуальной жизни, но это не отменяет ни общественной, ни индивидуальной ценности ее в современном мире.
Ценности семьи, брака, детей, дома лишь переопределяются в нормативном сознании и общественной психологии, они не отменяются, а приобретают исторически повое содержание, не вступают в конкуренцию с ценностями труда, благосостояния, общественной активности, индивидуального развития, а оказываются с ними в новых соотношениях.
В эпоху индустриальной урбанизации для взрослого, как правило, нет другого источника средств существования, кроме занятости в общественной системе производства. Работа занимает не менее трети фонда ежедневного времени. Чем выше технологическое и социальное содержание труда, чем больше творческих способностей она требует от человека, тем более вероятно расшатывание четких границ рабочего времени, тем выше психологическая вовлеченность в ее процесс, тем более разветвлены и многообразны связи с коллегами по труду, тем большее место в жизни человека она занимает. Вознаграждение за труд становится просто само собой разумеющимся условием нормального существования. Стремление к благосостоянию, к комфорту, к определенному уровню материального потребления рационализируется и не вступает в противоречие с утилитарными соображениями, а легко интегрируются с ними.
При низком содержании труда монотонный, физически тяжелый или вредный труд требует дополнения обязательным отдыхом, который часто имеет пассивную физиологическую форму или связан с отвлечением от однообразия и машинных ритмов труда. Работа остается терпимым бременем, оправданием которого служит заработок, условия труда или общения. Ни процесс, ни результат труда сам по себе в отличие от получаемых в связи с ними или взамен их благ не имеют серьезного индивидуально-психологического значения. Стремления к накоплению или использованию благ не могут мотивироваться профессиональными соображениями, их не удается рационализировать на этой основе. Потребительство или накопительство может стать целью само по себе, как это случается при любом отчуждении от общественно-полезной деятельности, а именно в случае профессиональных или служебных злоупотреблений, преступного поведения, поглощенности личными, групповыми или корпоративными интересами в ущерб общественным. Так поддерживаются формы престижного и демонстративного потребления, теряющие связь с разумными потребностями человека, семьи или группы.
Семья является центром бытовой жизни людей, основным местом потребления материальных благ, культуры и информации, она до сих пор служит ведущим социальным институтом воспроизводства способностей людей, их рабочей силы. В семье начинается, в тесном взаимодействии с социальной инфраструктурой осуществляется и завершается цикл воспроизводства населения. Здесь реализуются потребности людей в личной жизни, единстве с близкими, мечты о личном счастье. Таковы социально-психологические предпосылки высокой позитивной ценности семьи в жизни человека. Но дом и семья могут быть и местом личной драмы, болезни или несчастья, что делает семью источником жизненных забот людей. Благополучие семьи неотделимо от благополучия личности. Лишь у не имеющих или утративших семью людей жизненные интересы смещаются на другие сферы, группы или виды деятельности.
Конечно, социальные и культурные различия мужчин и женщин, мальчиков и девочек дают о себе знать. Инертность механизма социализации в семье, материнство и домашние обязанности жены и матери, остатки социального неравенства в сфере труда, потребления, культуры или интеллектуального развития, разница в притязаниях в области профессиональных достижений, карьеры, благосостояния, социальных возможностях до сих пор действуют как силы, формирующие жизненные ориентации людей. Но, резюмируя эти сложные взаимовлияния между семейными и внесемейными функциями человека, мы приходим к выводу, что семья, как и личность, не пассивно, страдательно переносит влияние внешних факторов динамики современного образа жизни, а является активным, формирующим его фактором.
Закономерности изменения семьи в общем потоке социального развития, как и в процессе социального воспроизводства человека, обладают относительной самостоятельностью. Более того, они позволяют глубже понять и объяснить ряд новых аспектов этих более широких процессов.
Нуклеаризация, малодетность и индивидуализация семейных ролей образуют взаимосвязанные особенности складывающегося в городе семейного строя. Его фундаментальными позитивными составляющими являются создание условий для самоутверждения личности, благоприятных возможностей ее развития в соответствии с новыми социально-экономическими условиями социалистического образа жизни в крупных городах. Семейные и внесемейные роли обогащаются вкладом индивидуальности и становятся формой ее развития и проявления.
Из трех обозначенных выше аспектов изменения современной семьи лишь малодетность имеет в явном виде дисфункциональное значение для воспроизводства населения в городе и для общества в целом. Негативные аспекты нуклеаризации и индивидуализации менее очевидны: повышенный спрос на жилье для молодых и малых семей, активизация процессов обмена жилища, сбои в профессиональном и брачном самоопределении молодежи, текучесть кадров и неоправданная экономически перемена профессий, разводы и дезорганизация супружеских отношений и воспитательного процесса в семье, обострение отношений между поколениями» трудности профессионального роста женщин. Вот лишь некоторые проявления нуклеаризации и индивидуализации, которые обнаруживаются при более внимательном социологическом анализе. Многие из этих негативных проявлений носят явно переходный, временный характер, и уже видны пути их нормализации в интересах общества, семьи и личности.
Снижение рождаемости, малодетность стоит в этом ряду особняком, возможно, потому» что это долговременная макромасштабная тенденция. Ее социальная дисфункциональность очевидна, тогда как на уровне конкретной семьи или индивида ничего дисфункцтанального в малодетности как будто нет. Каковы могут быть пути восстановления нормального режима воспроизводства населения в таком случае? Целый ряд условий малодетности, по всей вероятности, необратимы: устойчивая трудовая занятость женщин, высокая стоимость для общества и семьи содержания и воспитания ребенка, зависимость социального статуса от собственных профессиональных успехов и достижений личности и т.п. Реальные механизмы стимулирования рождаемости сегодня -- это повышение благосостояния брачных пар молодого и среднего возраста, т.е. облегчение семейной нагрузки работающих как за счет целевых льгот и выплат, так и путем совершенствования прочих общественных фондов потребления; всемерное развитие социальной инфраструктуры для нужд семьи; подготовка к семье и родительству; поднятие социального престижа родителей и воспитательных функций семьи. Одно из важных направлений пропагандистских и воспитательных воздействий в этом плане -- придание одинакового статуса матери и отцу, как лицам, ответственным за рождение и раннее воспитание, образование и культурное развитие детей, т.е. культурное переопределение мужских и женских ролей в данном аспекте. Оно отвечает общей тенденции эволюции половых ролей в современном обществе. Под вопрос ставятся правовые традиции (при разводе до сих пор в большинстве случаев дети отходят к матери), сложившаяся административная практика (в Финляндии, например, поздние фазы послеродового отпуска могут даваться матери или отцу по выбору родителей), а также многие обыденные стереотипы.
В силу относительной самостоятельности закономерностей изменения семьи, а также обусловленности ее развития культурно-этническими факторами, местными и региональными демографическими и социально-экономическими особенностями общественное регулирование трудностей и противоречий, связанных с семьей, должно строиться как скоординированная совокупность общесоюзных мероприятий и мер демографической и семейной, политики, региональных программ помощи семье и локальных мер воздействия по месту жительства, работы, учебы, медицинской и юридической профилактики, пропагандистских или воспитательных акций. Большие возможности активизации мер помощи семье дает система социального планирования на местах, расширение функций местных советов и предприятий, новые формы административной и депутатской работы (комиссии и отделы исполкомов и депутатские группы), инициатива и эксперименты общественности, При этом необходим как комплексный, так и дифференцированный и индивидуальный подходы к явлениям семейно-демографического развития в целом, к особым категориям семей или группам лиц и к отдельным семьям. Подчеркнем, что речь не идет о вмешательстве в дела семьи, а о защите и помощи ей в общественных и ин-дивидуальных интересах.
Применительно к крупному городу дифференциация мероприятий целесообразна по следующим направлениям:
· подготовка к браку и семейной жизни;
· создание благоприятных условий для формирования матримониальных и родительских интересов молодежи в предбрачном периоде, участие молодежи в воспитании к уходе за маленькими детьми;
· экономическая и социальная помощь молодым семьям;
· помощь матерям-одиночкам;
· помощь одиноким людям средних возрастов;
· пропаганда новых моделей воспитания и организации семьи;
· профилактика дезорганизации семьи, сбоев в воспитании, психопатологии;
· помощь многодетным и большим семьям;
· помощь престарелым, инвалидам, детям с врожденными и другими, недостатками;
· более полный учет потребностей семьи в развитии инфраструктуры города и предприятий.
Перечисленные пункты образуют предметные направления деятельности государственных органов и общественности в крупном городе, связанные с потребностями семьи. Что касается конкретных форм работы, типов мероприятий, организационного и правового обеспечения, то здесь настоятельно необходимо критическое обобщение существующей практики, продолжение экспериментов и поисков, дальнейшее их научное обоснование.
5. Современная помощь семье
Общество и государство оказывают влияние на брак различными путями: экономическими, политическими, идеологическими. Наиболее непосредственным проводником этого влияния являются правовые и моральные средства. Для того чтобы общественное влияние на брак было эффективным, необходимо достоверное знание действительного положения дел: общих тенденций развития семейно-брачных отношений; причин, конфликтных ситуаций, возникающих в браке; ценностных ориентации лиц, состоящих в браке или собирающихся в него вступить; влияния одних факторов брачной жизни на другие и т. п. Только на основе такого анализа возможны подлинно научные рекомендации по совершенствованию брачно-семейных отношений.
Новая социальная политика в Украине относительно семьи и детей проявляется в выплате пособий на ребенка, создании новых учреждений социального обслуживания, которые ориентированы на семью и детей. Ориентация государства на социальную защиту населения, ограниченную чисто материальной помощью, конечно, производит впечатление заботы о населении. Эта сиюминутная политика находит отклик в массах, но для решения нашей проблемы семьи такой заботы, мягко говоря,недостаточно. Речь должна идти о возрождении определенных ценностей семейной жизни.
Это должно быть проявлено в организации различных учреждений социального обслуживания, которые оказывали помощь семье, детям-сиротам, трудным подросткам, организации семейного отдыха, семейных клубов, где и взрослые и дети проводят отдых всей семьей.
Местные органы создают различные центры, в которых оказывается помощь семье в кризисной ситуации.
Однако тем не менее в Украине до сих пор нет семейной политики в строгом смысле слова или демографической политики в области рождаемости. Постоянно подчеркиваемая в официальных документах необходимость большей заботы о семье, о женщине-матери упирается в обещания государственной помощи малообеспеченным слоям населения, в число которых попадают теперь все многодетные семьи, множество семей с одним родителем, семей с инвалидами, молодых семей с престарелыми иждивенцами и др., а также в вопросах охраны материнства до и после родов, для женщин, занятых в государственном секторе. Самостоятельная семейная политика может стать составной частью социальной политики лишь в том случае, если будет признана сама проблема кризиса семьи, причем на самом высоком уровне -- государственном.
Осуществляемая сегодня реформа прямо не связана с учетом интересов семьи с несколькими детьми, родительства и родства в их отношении к совместной общесемейной деятельности. На мой взгляд, нужна особая социальная политика, направленная на укрепление семьи с несколькими детьми, которая способна нейтрализовать кризисный характер брачно-семейных процессов (давно беспокоящий нашу общественность), выражающийся в нестабильности браков, высокой разводимости и росте добровольного безбрачия, отчужденности членов семьи и асоциальных формах внутрисемейного общения, насилии в семье и росте числа детей, содержащихся в детских домах и интернатах, распространенности соматических и невротических расстройств у детей в малодетных семьях, росте правонарушений детей и подростков и т.д.
6. Выводы
Семья - социальная ячейка общества. Выполняя различные свои функции, она тем самым организует и осуществляет связи в обществе. Человеческое сообщество - это большая паутина, ниточки которой держат всю структуру, переплетаясь между собой. Так и семья, малый социальный институт, поддерживает всю систему общества в определённой стабильности.
Современные условия жизни очень жестокие. Они бьют по самой уязвимой, но важной части человеческого сообщества - по семье. Семья в мире большого выбора, новых технологий и услуг теряется. Возникают проблемы семьи, не только как подструктуры общества, но и как самостоятельной системы. Именно эти проблемы разрушают семью из нутрии.
Итак, семья не существует сама по себе. Она живет в конкретном городе, стране, в которой происходят изменения в политике, экономике, в моральных оценках, взглядах людей. Семья - это часть большого организма. Она не только ощущает все процессы, происходящие в обществе, но и сама оказывает влияние на это общество.
Многие ученые, исследующие проблемы семьи, говорят о кризисе современной семьи. Надо заметить, что о кризисе семьи говорят во многих странах мира, не только в Украине.
При этом слово "кризис" имеет отрицательный оттенок. Жизнь не стоит на месте, все в ней меняется, что-то исчезает, что-то появляется вновь. Во всем есть не только отрицательные стороны, но и положительные. Появляются новые формы взаимоотношений в семье, остается то, что на данный момент способствует развитию института семьи. Какие же изменения возникают в жизни семьи в настоящее время? В чем особенности современной украинской семьи?
-- Следует отметить профессиональную занятость родителей и невозможность уделять достаточного количества времени детям.
Вы вынуждены (или вам это интересно и нравится) работать очень много: иногда без выходных, иногда без отпуска, постоянно обдумывая что-то, составляя планы, проекты, разговаривая по телефону со своими коллегами, подчиненными. Вы полны энергией или выбились из сил, но в том или другом случае, вы не бросаете свою работу.
-- Изменились нравственные и моральные нормы семейных отношений, сместились приоритеты личностных качеств, что, конечно, повлекло за собой изменения в структуре и атмосфере семьи.
Изменилось отношение к женщине, которая самостоятельно растит и воспитывает ребенка. Такая женщина не вызывает осуждения. Сегодня многие материально независимые женщины не вступают в брак, а рожают или берут на воспитание (усыновляют) ребенка.
Появляются и нетипичные (нетрадиционные) семьи. Некоторые такие появившиеся семьи необычны для нашей страны, например, многоженство. В то же время для мусульманских стран - это явление естественное.
Наиболее распространенной формой нетипичной семьи в последнее время является гражданский брак. Бывает и иначе...
Брак может быть зарегистрирован, однако супруги предпочитают жить раздельно. Он может быть прерывающимся, когда супруги расходятся на какое-то время, или открытым, когда партнеры охотно допускают интимные отношения вне брака.
В нашей стране стали широко распространятся семьи - коммуны, так называемые "шведские" семьи, а также - гомосексуальные семьи.
-- Смешение культур в одной взятой семье.
Распространенной является ситуация, когда создаются браки, в которых супруги относятся к разным культурам, т. е. это семьи, где может быть различное вероисповедание супругов, различное отношение к событиям, которые происходят в стране.
При этом следует отметить, что с появлением ребенка эти различия становятся заметнее.
-- Увеличение количества больных детей и детей-инвалидов в семьях.
К сожалению, в связи с экологическими проблемами и недостаточно серьезным отношением к здоровье сбережению молодых людей и, прежде всего - потенциальных молодых матерей, а также ухудшением общего медицинского обеспечения молодых семей, увеличилось количество больных детей в семьях. Это в свою очередь влечет за собой определенные трудности, как для здоровых членов семьи, так и для самого больного, а значит трудно адаптивного ребенка.
-- Распространение опекунских семей. Проблемы недостаточно серьезного отношения к здоровьесбережению молодых людей привели к распространению бездетности, и как результат возникновению опекунских семей. И еще один важный момент - это усыновление детей состоятельными семьями, которые, имея своих собственных детей, оформляют опекунство относительно детей из других стран.
Таким образом, мы, попадая в разные жизненные ситуации, пытаемся приспосабливаться к ним, хотим сохранить свою личную независимость или осуществить все свои желания. И это очень даже понятно. Но вопрос весь заключается в том, что среди всего этого нагромождения ситуаций и желаний в семье появляется ребенок. Иногда его появления ждут, иногда это происходит неожиданно для родителей. Но в любом случае появляется новый человечек со своими особенностями, желаниями и он очень остро чувствует все, что окружает его.
Обобщим отмеченное выше.
Итак, резюмируем:
В обществе происходят неизбежные изменения:
- политические
- экономические
- демографические
- социальные
В связи с изменениями в обществе происходят изменения и в семье. Возникают новые формы и виды внутрисемейных отношений.
Эти изменения влекут за собой разделение семей по следующим проблемным основаниям:
- семья, где родители заняты с утра до вечера на работе.
- семья с одним родителем.
- семья, где смешиваются разные культуры.
- семья с детьми-инвалидами, детьми с тяжелыми хроническими заболеваниями.
- опекунские семьи.
- нетрадиционные семьи.
Этого допускать нельзя, иначе общество тоже станет постепенно
разрушаться. Нужно помогать и поддерживать семью. На сегодня наука ещё только занимается разработкой методов и технологий по работе с семьёй. Проверяет их на практике.
Способы решения проблем семьи, описанные в контрольной работе, также являются теорией и, лишь небольшой часть, практикой.
Но даже то, что совершается на сегодня в этой сфере, не маловажно и статистика показывает хорошие результаты работы. За январь-март 2008года уровень рождаемости Украине (на 1000 чел.) увеличился с 9,8 до 10,2. Количество разводов с - 3,8 до 3,6.Однако количество браков сократилось с - 4,6 до 4,3. По информации ООН, уже через 23 года количество украинцев уменьшится до 39 млн. В Украине самый низкий в мире естественный прирост населения, говорится в демографическом отчете ООН. Государству есть о чём задуматься….
Список использованной литературы:
1. Буленко Т.В. Соціально-психологічні основи функціонування сучасної студентської сімї / Науковий вісник ВДУ. - Луцьк: Вежа, 1998. - №9.
2. Вілівчук О.М. Сімя як субєкт соціального аналізу. Львів: Каменяр,1991.
3. Гидденс Энтони. Социология (учебник 90-х годов, реферированное издание). - Челябинск, 1991.
4. Голод С.И. Личная жизнь, любовь, отношения полов. - С.-П., 1990.
5. Кожухарь Г. «Конфликты в семье: диалог против манипуляций», журнал «Семья и школа», № 1-2, 2001. - стр. 14;
6. Мацковский М. С. Социология семьи: Проблемы теории, методологии и методики. М., 1998.
7. Мудрак С. Психологічні особливості взаємин молодого подружжя у кризовий період / Науковий вісник ВДУ. - Луцьк: Вежа, 1996. - №9.
8. Мавлевич Н. «Пока не поздно», журнал «Семья и школа», № 10, 2001.-стр.2;
9. Михайлова Н. «Меж двух огней», журнал «Семья и школа» № 5-6, 2000. -стр.20;
10. Осипов Г.В., Коваленко Ю.П. «Социология», М., 1998
11. Смелзер Н.Дж. Социология. // Социологические исследования. №10, 1992, с.79.
12. "Семья в крупном городе". Опубликовано в книге: Валерий Голофаст. Социология семьи. Статьи разных лет. СПб, Алетейя, 2006: 198-216.
13. Статистические данные ,опубликованные в журнале «Фокус» от 01 августа 2008г. |
|
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Классификация бухгалтерских документов по качественным признакам |
Контрольная работа | Международно-правовая система охраны окружающей среды |
Контрольная работа | Восток-запад-россия в диалоге культур |
Контрольная работа | Спорогенез и гаметогенез у растений |
Контрольная работа | Социальная стратификация |