3
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
1. Понятие многодетной семьи……………………………………………...4
2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации……………………………………………………….….5
3. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области………………………………………………………………..………….15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………….…19
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………….…..20
ВВЕДЕНИЕ
Семья - это одна из систем социального функционирования человека, важнейший социальный институт общества, который меняется под влиянием социально-экономических и внутренних процессов.
Это малая социальная группа, связанная брачными или родственными взаимоотношениями, общностью быта (совместное проживание и ведение домашнего хозяйства), эмоциональной близостью, взаимными правами и обязанностями по отношению к друг другу.
Семья очень быстро и чутко реагирует на все позитивные и негативные изменения, происходящие в обществе, раскрывая гуманный и антигуманный смысл происходящих в обществе процессов, оценивая разрушающие и созидающие для семьи процессы. Как общества семья создавалась, видоизменялась и развивалась вместе с ним и в свою очередь может влиять на ход его развития.
1. Понятие многодетной семьи
Многодетные семьи, наиболее распространенные в России в прежние времена (в начале ХХ века в европейской части страны каждая семья имела в среднем 8 детей), в настоящее время устойчиво составляют весьма незначительную долю от общего количества семей. Причем зачастую многодетность является не запланированной, а случайной (рождение близнецов либо рождение ребенка в результате неэффективности контрацепции или невозможности в силу состояния здоровья женщины прибегнуть к прерыванию беременности).[11 Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - Москва:ИНФРА-М, 2002 г., с.251.]
Все многодетные семьи могут быть распределены на три категории:
· семьи, многодетность в которых запланирована (например, в связи с национальными традициями, религиозными предписаниями, культурно - идеологическими позициями, традициями семьи). Такие семьи испытывают много трудностей, обусловленных малообеспеченностью, теснотой жилья, загруженностью родителей (особенно матери), состоянием их здоровья, но у родителей имеется мотивация к воспитанию детей;
· семьи, образовавшиеся в результате второго и последующих браков матери (реже - отца), в которых рождаются новые дети. Исследования показывают, что такие семьи могут быть и вполне благополучными, но их членам присуще ощущение неполной семьи;
· неблагополучные многодетные семьи, образующиеся в результате безответственного поведения родителей, иногда на фоне интеллектуально - психической сниженности, алкоголизма, асоциального образа жизни. Дети из таких многодетных семей особенно часто нуждаются в помощи, реабилитации, страдают от болезней и недоразвития. В случае утраты родительского попечения их судьбу особенно трудно устроить, ибо семейное законодательство препятствует разделению детей из одной семьи, а усыновить 3 - 7 детей разного возраста и разной степени социальной дезадаптации далеко не всегда возможно.
Многодетные семьи всех типов имеют общую социальную проблему, специфически связанную с многодетностью: дети из таких семей по сравнению со сверстниками из преобладающих малодетных семей чаще демонстрируют заниженную самооценку, им присущи неадекватные представления о собственной значимости, что может отрицательно сказаться на всей их последующей судьбе. Кроме того, малые интервалы в рождении детей, характерные для многодетных семей, приводят к постоянному наличию большого числа малолетних братьев и сестер, что влечет за собой снижение социального возраста старших сиблингов. Это объективная закономерность, прослеженная в различных типах многодетных семей, не зависящая от имущественного и образовательного статуса родителей.
2. Программа государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации
В настоящей Программе под многодетной семьей понимается:
для субъектов Российской Федерации с отрицательным естественным приростом населения - семья с тремя и более детьми (в том числе усыновленными), включая[ Субъекты Российской Федерации вправе самостоятельно устанавливать критерии определения многодетной семьи.]: детей, обучающихся в общеобразовательных учреждениях, до достижения ими 18 лет; детей, обучающихся в учреждениях среднего профессионального и высшего профессионального образования дневной формы обучения любых организационно-правовых форм, до окончания обучения, до достижения ими 22 лет;
для субъектов Российской Федерации с положительным естественным приростом населения - семья с четырьмя и более детьми (включая вышеуказанные категории лиц).
Серьезные демографические проблемы России, и, прежде всего, проблемы воспроизводства населения обуславливают необходимость особого внимания со стороны общества и государства к положению семей с детьми.
Разработка и проведение эффективной демографической и социальной политики, направленной на поддержку семьи, требует анализа их проблем, с учетом региональных особенностей.
Многодетная семья должна рассматриваться в общем контексте формирования и реализации государственной социальной политики, поскольку ее проблемы являются частью проблем современного российского общества, а положение многодетных семей - одним из показателей, характеризующих все виды социального неблагополучия.
Основные характеристики многодетности в Российской Федерации:
* доля многодетных семей в России незначительна и составляет 2,6 % от общего числа домохозяйств (включая домохозяйства с одним родителем) и 6,6 % от числа семей с детьми (по данным Всероссийской переписи 2002 г.);
* численность многодетных семей сокращалась в последние десятилетия и стабилизировалось на минимально низком уровне;
* распространенность многодетных семей в России носит отчетливый региональный характер. В отличие от большинства регионов России, ряд субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ, характеризуется традиционно высоким уровнем многодетности;
* преобладание многодетных семей с тремя детьми - 75% от общего количества многодетных семей в Российской Федерации; семьи с пятью и более детьми составляют 7,7 % от общего количества многодетных семей.
В настоящее время появление ребенка в семье, как правило, существенно снижает уровень ее жизни, а наличие трех и более детей делает семью в подавляющем числе случаев бедной. Уровень семейной бедности в России в основном определяется вкладом многодетных семей в общую картину. Доля семей с 3 и более детей с уровнем ежемесячного среднедушевого дохода ниже величины прожиточного минимума в общем числе семей, имеющих детей, в четвертом квартале 2005 года (по материалам выборочных исследований бюджетов домашних хозяйств) составляла 65,2%.
При этом многодетные семьи, особенно неполные семьи с тремя и более детьми, отличаются максимальными риском и степенью бедности. В силу более высокой иждивенческой нагрузки и меньшего относительного числа занятых членов семьи они выделяются по сравнению с другими категориями семей по всем социально-экономическим показателям уровня жизни.
Подавляющее большинство многодетных семей попадает в категорию бедных, имеют неполноценное и несбалансированное питание, обременены существенными жилищными проблемами:
* почти 40 % многодетных семей испытывает значительные проблемы с обеспечением детей сезонной одеждой и обувью;
* почти половина многодетных семей не могут приобрести назначенные врачом лекарства в полном объеме;
* треть многодетных семей вынуждены ограничивать себя в продуктах;
* в 25 % многодетных семей дети не могут закончить полную среднюю школу, т.к. нужно зарабатывать.
Особая проблема многодетных семей - жилье. Уровень благоустройства жилищ многодетных семей является крайне низким, не приспособленным для проживания семей с большим количеством детей. Почти половина многодетных семей испытывает значительные проблемы с жильем (не отвечающее установленным нормам жилья, либо аварийное, требующее срочного ремонта). Около 60% многодетных семей проживают в жилье «без удобств», в котором отсутствуют центральное отопление или водопровод, канализация и горячее водоснабжение. В сельской местности доля такого жилья достигает 80%.
Основными причинами бедности многодетных семей являются относительно низкая конкурентоспособность трудоспособных членов таких семей на рынке труда, отчасти обусловленная занятостью в воспитании детей, низкая привлекательность для работодателей принятия на работу граждан с высокой иждивенческой нагрузкой и существенными семейными обязанностями, а также неадекватно низкий уровень социальной помощи, оказываемой государственными и муниципальными органами социальной защиты.
При этом, ошибочно рассматривать многодетные семьи как иждивенцев общества и государства. Среди отцов многодетных семейств ниже уровень безработицы, алкоголизма (в семьях с 1 ребенком расходы на алкоголь составляют 2,1% бюджета, в семьях с 4 и более - 0,6%), они более, чем мужское населении в целом, склонны повышать свой уровень образования, брать ипотечные кредиты, более законопослушны, у них более крепкие семьи.
Таким образом, следует признать государственную поддержку многодетных семей одним из основных приоритетных направлений государственной семейной политики.
В условиях депопуляции для достижения уровня простого воспроизводства населения через 10 лет необходимо увеличение доли семей с пятью и более детьми до 10-15 % в общей семейной структуре российского общества.
Во многих субъектах Российской Федерации приняты специальные законы, направленные на социальную поддержку многодетных семей, повышение их статуса в обществе и улучшение положения в них детей.
При этом в настоящее время в субъектах Российской Федерации существует ряд общих проблем в сфере законодательного и практического обеспечения прав и интересов членов многодетных семей:
* отсутствие в большинстве субъектов Российской Федерации специальных правовых документов, определяющих стратегию и приоритеты региональной политики в отношении многодетных семей;
* недостатки существующего нормативно-правового регулирования на уровне субъектов Российской Федерации (отсутствие в ряде субъектов нормативных правовых актов, объединяющих основания, условия и порядок предоставления социальной поддержки многодетным семьям; действующие правовые акты не всегда адекватно отражают реальные потребности многодетных семей);
* недостаточная открытость и прозрачность системы финансирования мер государственной поддержки многодетных семей на региональном уровне;
* недостаточная информированность многодетных семей о существующих мерах государственной поддержки;
* недостатки в правовой регламентации и практической организации выявления многодетных семей, нуждающихся в поддержке, влекущие неполный охват многодетных семей, нуждающихся в помощи.
Таким образом, в целом по Российской Федерации эффективность социальной поддержки многодетных семей является недостаточной.
Среди направлений государственной поддержки многодетных семей наименее разработанным и обеспеченным адекватными мерами реализации, является информационное обеспечение государственной демографической политики в части пропаганды семейных ценностей в средствах массовой информации.
Эффективная государственная поддержка многодетных семей позволяет повысить не только демографический потенциал, но и экономический потенциал Российской Федерации. Обеспечение поддержки многодетных семей в сельской местности в перспективе является одним из условий решения проблем социально-экономического развития аграрных регионов.
Важным направлением государственной демографической политики в Российской Федерации должно стать наряду с предоставлением материальной поддержки оказание моральной поддержки многодетным семьям. Поддержка многодетных семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, требует разработки и реализации комплекса мероприятий по поощрению сознательного и ответственного материнства и отцовства на основе индивидуализированного подхода, учитывающего все факторы неблагополучия многодетных семей.
Реализация настоящей Программы, помимо достижения основных ожидаемых результатов, произведет целый ряд долговременных положительных эффектов на социально-экономическое развитие страны, морально-психологическую обстановку в обществе.
Цель Программы - стимулирование увеличения числа многодетных семей и, вследствие этого, повышения рождаемости в Российской Федерации, защита прав и законных интересов, обеспечение достойного качества жизни и повышение социального престижа многодетных семей в России.
Задачи Программы.
Цель Программы обусловливает следующие ее задачи:
*обеспечение условий для улучшения материального положения многодетных семей, в том числе адресного увеличения помощи таким семьям с учетом уровня их доходов, уменьшение бедности многодетных семей;
* улучшение качества жизни и охраны здоровья многодетных семей;
* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
* повышение конкурентоспособности трудоспособных членов многодетных семей на рынке труда;
* обеспечение работникам, имеющим 3 и более детей, благоприятных условий для сочетания трудовой деятельности с выполнением семейных обязанностей;
* усиление помощи многодетным семьям в воспитании детей, повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
* повышение социальной привлекательности и престижа многодетной семьи.
Основные показатели Программы.
Основные показатели, свидетельствующие о достижении цели и выполнении задач настоящей Программы к 2015 году:
* повышение доли многодетных семей в общем числе семей с детьми с 6-7 % до 12-15 %;
* снижение к 2010 году до 25 % доли многодетных семей, имеющих ежемесячный среднедушевой доход ниже 1 прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации; до 10 % к 2015 году, ниже половины прожиточного минимума - до 5 % к 2010 году, до 1 % к 2012 году.
* повышение доли лиц с высшим образованием среди членов многодетных семей до среднероссийского значения;
*снижение уровня безработицы среди многодетных матерей до среднероссийских значений, многодетных отцов - до 50 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 20 % к 2015 году;
*снижение уровня безработицы среди многодетного родителя, воспитывающего детей без супруга (супруги), активно ищущего работу, до 20 % к 2010 году от среднероссийского уровня, до 5 % к 2015 году.
Социально-экономический эффект от реализации Программы.
Главным итогом реализации настоящей Программы станет значительное улучшение демографической обстановки[ Учитывая тот факт, что рожденные в многодетных семьях, как правило, несут установку на многодетность, и более склонны к многодетности при достижении совершеннолетия, улучшение демографической обстановки будет носить долгосрочный характер. ].
Рост доли многодетных семей приведет также к следующим положительным изменениям:
* снижение уровня смертности в результате сокращения алкоголизма и наркомании;
* сокращение числа разводов и абортов;
* снижение преступности;
* снижение безработицы;
* рост числа выданных ипотечных кредитов и рост строительной отрасли.
Повышение рождаемости, а также все вышеперечисленные положительные социально-экономические последствия приведут к росту ВВП и налоговых поступлений, которые, как показывает опыт развитых стран, осуществляющих активную семейную политику, в долгосрочной перспективе превысят расходы федерального, региональных и муниципальных бюджетов на реализацию Программы.
Принципы государственной поддержки многодетных семей в Российской Федерации.
1. Принцип учета региональных особенностей при разработке и реализации органами государственной власти субъектов Российской Федерации мер социальной поддержки.
2. Принцип приоритета мер по созданию условий для самообеспечения многодетной семьи в системе мер их социальной поддержки.
3. Принцип целеполагания в осуществлении государственных мер по поддержке многодетных семей, в частности по достижению ими среднестатистических по Российской Федерации показателей уровня обеспечения доступа к получению образования, медицинских услуг, иных гарантированных Конституцией Российской Федерации и федеральными законами социальных прав.
4. Принцип объединения усилий и координации действий органов государственной власти, местного самоуправления, общественных объединений в реализации мер социальной поддержки многодетным семьям.
5. Принцип сочетания заявительного порядка оказания социальной поддержки и активной деятельности социальных служб по выявлению многодетных семей, нуждающихся в социальной помощи, по определению их потребностей с целью эффективного оказания им социальной помощи (поддержки).
6. Принцип адресности мер государственной поддержки и социальной избирательности (объем государственной социальной помощи зависит от уровня доходов семьи и количества в ней детей).
Направления реализации Программы.
Программа реализуется по следующим направлениям:
* совершенствование системы учета многодетных семей и правового регулирования их государственной поддержки;
* государственная помощь многодетным семьям в решении жилищных проблем;
*содействие в трудоустройстве членов многодетных семей, стимулирование экономической активности и самозанятости многодетных семей;
* поддержка фермерских (крестьянских) и садово-огороднических хозяйств многодетных семей;
* повышение доступности образования для детей из многодетных семей;
* формирование и укрепление в общественном сознании нравственных, в том числе семейных, ценностей, представлений о социальной привлекательности и престиже многодетных семей;
* совершенствование системы государственных пособий и компенсаций для многодетных семей;
* обеспечение доступности медицинского обслуживания и лекарственного обеспечения;
* содействие нормальному питанию детей из многодетных семей;
* обеспечение совместного досуга и отдыха многодетных семей;
* повышение доступности услуг учреждений культуры и спорта для многодетных семей;
* создание условий социальной комфортности для многодетных семей;
* повышение мобильности многодетных семей;
* привлечение институтов гражданского общества к поддержке многодетных семей;
* моральное поощрение родителей, ответственно и добросовестно воспитывающих (воспитавших) детей в многодетных семьях.
Источники финансирования.
Выполнение настоящей Программы обеспечивается за счет федерального бюджета Российской Федерации, бюджетов субъектов Российской Федерации, бюджетов муниципальных образований, государственных внебюджетных фондов, иных источников в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Организационно-правовое обеспечение реализации Программы.
Правовые основы настоящей Программы составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и другие нормативные правовые акты Российской Федерации, законы и другие нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, нормативные правовые акты органов местного самоуправления, общепризнанные принципы и нормы международного права, международные договоры, участником которых является Российская Федерация.
Исполнители Программы:
* Министерство здравоохранения и социального развития Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека, Федеральная служба по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Федеральная служба по труду и занятости, Федеральное агентство по здравоохранению и социальному развитию;
* Министерство образования и науки Российской Федерации, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки, Федеральное агентство по науке и инновациям, Федеральное агентство по образованию, Департамент государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования и науки Российской Федерации;
* Министерство регионального развития Российской Федерации, Федеральное агентство по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству;
* Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации;
* Министерство финансов Российской Федерации;
* Министерство культуры и массовых коммуникаций Российской Федерации, Федеральная служба по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия,
* Федеральное агентство по физической культуре и спорту;
другие федеральные органы исполнительной власти, государственные внебюджетные фонды, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также органы местного самоуправления, иные заинтересованные лица, осуществляющие свои полномочия в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Координацию реализации Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
К реализации настоящей Программы привлекаются также научные учреждения и организации, общественные объединения, средства массовой информации, религиозные организации традиционных религий России другие.
Контроль за исполнением Программы осуществляет Правительство Российской Федерации.
3. Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области
Саратовская область является одним из немногих регионов, где предусмотрен повышенный размер детского пособия для многодетных семей - 150 рублей на ребенка.
Министерством здравоохранения и социальной поддержки области разработан проект областной целевой программы «О дополнительных мерах по улучшению демографической ситуации в Саратовской области» на 2008 - 2010 годы», на региональном уровне принят и действует закон области «О мерах социальной поддержки многодетных семей в Саратовской области.[11 И.В. Колесникова « Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области» // Журнал
«Социальная работа» № 4, 2007 г., с.15.] Семья со среднедушевым доходом ниже величины прожиточного минимума имеет право: раз в год получать 1000 рублей на приобретение комплекта школьной, спортивной одежды и обуви на каждого ребенка, обучающегося в общеобразовательном учреждении, 1000 рублей на детей, посещающих физкультурно-спортивные сооружения, первоочередного получения бесплатных путевок детям в возрасте от семи до четырнадцати лет, в детские оздоровительные учреждения. В области предусмотрена ежегодная индексация выплаты.
Среди детей, которые проходят оздоровление через учреждения социальной защиты, 30 % составляют дети из многодетных семей, формируются целевые группы детей из многодетных семей, проживающих в сельской местности, которые направляются на оздоровление в здравницы России на Черноморское побережье.
Согласно закону в текущем году все многодетные семьи области смогут получать ежемесячные выплаты в размере 120 рублей на каждого члена семьи для посещения учреждений культуры.
Семьи получили дифференцированные льготы по оплате коммунальных услуг. Для семей, имеющих более трех несовершеннолетних детей, размер скидки (30 %) увеличивается на 5 % за каждого последующего ребенка.
Законом предусмотрена выплата дополнительного единовременного пособия в размере 2000 рублей при рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) третьего, четвертого и каждого последующего ребенка, а также при одновременном рождении (усыновлении в возрасте до трех месяцев) двух и более детей. В случае одновременного рождения или усыновления двух или более детей указанное пособие выплачивается на каждого ребенка.
Областной закон позволил впервые в области, да и в стране в целом многодетным семьям, в которых семь и более детей, бесплатно получать автотранспорт, приобретенный на средства регионального бюджета. В 2006 году Губернатор области Павел Ипатов вручил ключи и документы на микроавтобусы «ГАЗель» 28 семьям.
В 2006 году реализацию данного закона из областного бюджета выделено более 48,7 млн. рублей. Социальной поддержкой воспользовалось более 10,7 тысяч многодетных семей.
Кроме указанных мер, в соответствии с Законом Саратовской области «Об обеспечении полноценным питанием беременных женщин, кормящих матерей, а также детей в возрасте до трех лет» матери и дети обеспечиваются по рецепту врача бесплатным специализированным питанием, в соответствии с Законом Саратовской области «Об образовании» дети - школьники из многодетных семей обеспечиваются бесплатными учебниками, горячим питанием в школе и бесплатными проездными билетами для проезда на городском и пригородном транспорте.
Обеспечение жильем многодетных семей происходит медленно и не удовлетворяет потребности всех нуждающихся, поскольку в соответствии с областным законом «О предоставлении жилых помещений в Саратовской области» право на получение жилья имеют несколько категорий граждан, в том числе многодетных.
Дополнительной формой социальной поддержки населения области, чьи доходы не превышают уровень прожиточного минимума, является получение адресной социальной помощи. В 2006 году областным фондом социальной поддержки населения оказана материальная помощь более двум с половиной тысячам семей на сумму более 3 млн. рублей. Через управления социальной защиты населения области выплачено 50 млн. рублей в виде единовременной государственной социальной помощи.
В области регулярно проводятся мероприятия, пропагандирующие лучшие семейные традиции. В рамках Международного дня семьи и Дня матери проходят чествования лучших родителей, семейных династий, торжественные регистрации новорожденных, семейных пар и другие мероприятия.
Проводятся областные конкурсы лучших семей: «Золотая нить семейных традиций», «Самый лучший папа!» и другие. Так, участниками конкурса «Семейный Олимп» стали 200 семей, имеющих семейные традиции, знающих историю своей семьи, имеющие увлечения, достижения в различных областях, создавшие семейные династии, развивающие семейное дело.
Безусловно, среди многодетных семей порой встречаются иждивенческие настроения. Есть семьи, которые не прикладывают собственных усилий к изменению жизненной ситуации, ведут асоциальный образ жизни. К таким семьям - особое внимание со стороны всех социальных служб.
В Саратовской области 24 учреждения помощи семье и детям (13 центров «Семья», 11 социально - реабилитационных центров и приютов) и 33 службы помощи семье и детям в центрах социального обслуживания населения. Многодетные семьи - это та категория, которой в первую очередь оказываются все виды социальных услуг, в том числе такие, как «Детский сад на час», курсы занятий «Эффективный родитель», группы взаимной поддержки, занятия в семейной гостиной.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Демографический кризис принимает сегодня такой размах, что неизбежно встает вопрос о национальной безопасности. Как обеспечить хотя бы простое воспроизводство населения? Рожать и воспитывать много детей большинство россиян считают немодным и неперспективным занятием. Те, кто рискует и рожает второго, третьего, четвертого ребенка, составляют в Саратовской области лишь 3 % от общего числа семей с несовершеннолетними детьми. Почему же многодетные семьи стали непопулярны?
В общественном сознании закрепился стереотип, что многодетность - это аномалия, а многодетные родители - люди, «плодящие нищету». А когда-то много детей в семье было нормой. Семья, состоящая из мамы, папы и одного ребенка, а тем более - только из мамы (или папы) и ребенка, не может дать малышу такого социального общения, как в многодетной семье. При правильном воспитании дети из многодетных семей обладают более мобильной психикой, устойчивее к стрессам и лучше адаптируются в любом коллективе.
Сегодня нормальная, гармоничная многодетная семья - это один из ресурсов изменения демографической ситуации в России. Поэтому так важны меры, направленные на повышение авторитета многодетной семьи, решение проблем этой категории не только в плане помощи по причине бедности, но и в плане развития возможностей семьи для реализации ее основных функций.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Зайцева Н.М. «Первые шаги» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.40 - 42.
2. Колесникова И.В. «Социальная поддержка многодетных семей в Саратовской области» // Журнал «Социальная работа», № 4, 2007 г., с.15 - 16.
3. Присмакина Л.Н. «Тепло наших сердец - детям» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007г., с.29 - 31.
4. Эллерт В.В. «Союз наш крепнет и растет» // Журнал «Социальная работа», № 3, 2007 г., с.32 - 35.
5.Холостова Е.И. Технология социальной работы: Учебное пособие. - Москва:ИНФРА-М, 2002 г
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства |
Контрольная работа | Добровольное медицинское страхование |
Контрольная работа | Безпека праці у виробничих приміщеннях |
Контрольная работа | Административная ответственность несовершеннолетних |
Контрольная работа | Исследование микроклимата производственных помещений |