Московский государственный университет
МЭСИ
Тверской филиал МЭСИ
Кафедра гуманитарных и
социально-экономических дисциплин
Контрольная работа
По предмету «Социология»
Вариант 1
Работу выполнил:
студент группы 38-МО-11
Аладьев И. Н.
Проверил преподаватель:
Шмелёв В.Ф.
Тверь, 2009
Содержание
1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм?
2. Элементами какого понятия - страны, государства, общества являются следующие явления: международный договор, суд, население, социальный класс, экономика, нравы?
3. Что такое культурные универсалии?
4. Достоинства теории обмена
5. В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? как вы считаете насколько правы пессимисты?
7. В чём различие стратификации и социальной структуры?
8. Что такое религия?
9. Что такое политика, в чём её отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь в них человек удовлетворяет свои потребности?
10. Что является основой гражданского общества? чем отличается гражданское общество и государство?
Литература
1. В чём назначение и отличия основных социологических парадигм?
Парадигма социальных фактов сводит социальную реальность к двум группам социальных фактов - социальным структурам и социальным институтам, которые рассматриваются в качестве реальных вещей. Ее возникновение связано с именем Э. Дюркгейма. В рамках этой парадигмы выделяются два противоположных теоретических направления - структурно-функциональный анализ (функционализм) и теории конфликта. Среди последователей данного направления можно назвать таких известных социологов, как П. Сорокин, Т. Парсонс, Р. Мертон, Р. Дарендорф.
Парадигма социальных дефиниций обязана своим возникновением работам М. Вебера. Социальная реальность здесь рассматривается через способ понимания людьми социальных фактов. Согласно этой парадигме, социальное поведение людей строится в соответствии с пониманием ими социальной реальности. К данной парадигме относятся следующие теоретические направления: символический интеракционизм, феноменологическая социология и этнометодология. Наиболее видными представителями являются А. Шюц, Г. Мид, Г. Гарфинкель, Т. Лукман.
Парадигма социального поведения опирается на психологическую ориентацию в американской социологии и выражается в бихевиористской социологии и теории социального обмена. Наиболее известным представителем первой является психолог Б. Скиннер, второй - Дж. Хоманс. Суть данной парадигмы заключается в понимании поведения человека как соответствующей реакции на определенные внешние стимулы. Особое внимание акцентируется на проблеме вознаграждения ожидаемого и наказания нежелательного социального поведения.
Парадигма психологического детерминизма возникла на основе учения австрийского психиатра З. Фрейда. Социальная реальность здесь рассматривается через призму извечного конфликта индивида и общества. Такие исходные постулаты фрейдизма, как доминирующая роль бессознательного, гиперсексуализм, эдипов комплекс, антропопсихологкческий редукционизм, впоследствии претерпели определенные изменения в теориях неофрейдизма (Э. Фромм, Д. Рисмен) и фрейдомарксизма (Г. Маркузе и Ф. Райх).
Парадигма социально-исторического детерминизма связана с работами классиков марксизма. В этой парадигме социальная реальность рассматривается как совокупность отношений между людьми, складывающаяся в процессе их совместной деятельности. В фокусе ее внимания - социальные структуры, которые, взаимодействуя друг с другом, порождают социальный процесс. Фактическое устранение из объяснительной схемы реального человека, приписывание ведущей роли в общественном развитии производственно-экономическим факторам дают основание определить эту парадигму более точно как экономический детерминизм.
2. Элементами какого понятия - страны, государства, общества являются следующие явления: международный договор, суд, население, социальный класс, экономика, нравы?
Государство - это, прежде всего, обособленная система управления. Важное свойство государства - его суверенность. Международный договор можно понимать как соглашение между суверенными системами управления, т.е. это явление является элементом понятия государства.
Государство -- это специализированная и концентрированная сила поддержания порядка. В этом смысле судебная власть является силой принуждения, гарантом исполнения законности в государстве, поэтому суд является неотъемлемой частью понятия государства.
Понятие «страна» скорее относится к культурным, общегеографическим (общность территории) и другим факторам. В этом смысле нравы являются характерной особенностью культуры населения страны. Например, нравы русского народа. Понятие территория, а соответственно понятие страны, тесно связано с населением проживающим на ней.
Главная черта общества - его органичная целостность, системность, поскольку люди объединены в нем на основе необходимого для них общего способа существования. В этом смысле социальный класс является элементом понятия общества, так как люди объединены в класс производственными, организационными, правовыми отношениями. Экономика также тесно связана с понятием общества. Материальные взаимоотношения создают различные сообщества людей, как, например, показал Карл Маркс.
3. Что такое культурные универсалии?
Изучая малые и большие, традиционные и современные общества, социологи, культуроантропологи и психологи постепенно выявляли некие элементы, которые обязательно присутствуют в каждой социальной культуре.
К таким универсальным компонентам М. Мид и К. Клаксон относят следующие элементы общества:
Язык как символику и смысла действия ( знаки и значения)
Ценностную систему как совокупность жизненных целей и средств, идеалов, мировоззрений, мифов, идеологий;
Символы, понятия и смыслы, которые придаются действиям;
Типичные связи и взаимодействия (родственные, ценностные, функциональные, ритуальные и т.п.)
Образцы и эталоны поведения.
С позиций фрейдизма в свою очередь удалось обнаружить, что в каждой культуре есть два непременных элемента:
правила брачных отношений, отражающих сложившуюся социальную структуру воспроизводства;
правила спортивных состязаний, в которых закреплялась культурная, санкционированная обществом форма выплеска агрессии.
4. Достоинства теории обмена
«Рыба ищет где глубже, а человек где лучше» - известная пословица. Получение вознаграждения за старания - привычная схема для современного человека. Как обмен можно рассматривать взаимоотношения полов, трудовые отношения, рынок. Труд меняется на деньги, творческая инициатива на статус. Таким образом, теория обмена используется для описания многих видов деятельности человека.
5. В связи с чем в истории науки возникли два подхода к изучению культуры: оптимистический и пессимистический? Как вы считаете, насколько правы пессимисты?
Сегодня относительно судьбы культуры выкристаллизовались два разных понимания, два взгляда, так сказать, "оптимистический" и "пессимистический". Оптимисты уверены, что мировая культура на правильном пути, что будущее - за наукой, техникой, информацией, рационально организованной экономикой, что ценности западной культуры (успех, власть, личная свобода, сила и т.д.) являются архетипическими и истинными, а западный образ жизни - единственно правильным. Пессимисты, начиная от Шпенглера, напротив, уверены в обратном: современная мировая культура, считают они, клонится к закату. В поисках разрешения этой дилеммы сегодня намечены два противоположных пути. Один - это надежда разрешить кризисные явления нашей культуры на путях разума, науки, образования,- сознательного подхода ко всему, изменения ориентиров развития науки и технологии. Второй путь можно назвать "альтернативным" или "эзотерическим". Его сторонники предсказывают возвращение рода человеческого или к различным модификациям религиозной культуры (например, Н. Бердяев считал, что грядет "новая коллективная религиозная эпоха, долженствующая собрать в себе подлинное бытие Церкви Христовой"), или к формам жизни, как утверждают адепты этой точки зрения, более "естественным" для человека и жизни - с ограниченными здоровыми потребностями, ощущением единства с природой и космосом, формам бытия человека, свободным от власти техники. Нетрудно заметить, что оба подхода достаточно органичны для нашей культуры и реально осуществляются, так же, как все время набирают силу кризисные явления.
Пессимистические взгляды достаточно обоснованы. Кризисные явления в культуре неизбежно нарастают. Болезни, катастрофы, политические катаклизмы, экономические кризисы - стали неотъемлемой частью современного общества. Человеческие ценности (здоровье, семья, творческая реализация) часто подменяются другими понятиями - деньги, жажда наживы, карьеризм, потребительское отношение, что ведёт к негативным последствиям.
6. В соответствии с типологией Уорда Гуденау привести конкретные примеры
Понятия. В молодёжной культуре широко распространены такие слова как «оттянуться», «поймать драйв», «колбасит», которые означают особенности культурного времяпрепровождения молодёжи.
Отношения. У военнослужащего чётко формируется следующие причино -следственные связи. Служба - льготы. Стаж - продвижение по службе, повышение зарплаты, пенсия. У рабочих больше прослеживаются следующие взаимосвязи. Поработал - получил зарплату. Стаж - а зачем мне повышение?
Ценности. Смерть - вызывает страх у европейцев. В мусульманской культуре смерть - это особая ценность. Умереть во имя аллаха или на поле бое - величайшая честь для мусульманина.
Правила. В фильме «Мусульманин» чётко показаны различные правила поведения в мусульманском и российском обществе. Воровство, выпивка крепких напитков - норма для российского общества, для мусульманина - это величайший грех.
7. В чём различие стратификации и социальной структуры?
В реальной жизни неравенство людей играет огромную роль. Неравенство - это критерий, при помощи которого можно разместить одни группы выше или ниже других. Социальный состав превращается в социальную стратификацию - совокупность расположенных в вертикальном порядке социальных слоев, в частности бедных, зажиточных, богатых. То есть социальная структура возникает по поводу общественного разделения труда, а социальная стратификация - по поводу общественного распределения результатов труда, т.е. социальных благ. А оно всегда неравное. Так возникает расположение социальных слоев по критерию неравного доступа к власти, богатству, образованию и престижу.
8. Что такое религия?
Религия есть форма отражения действительности в фантастических понятиях и представлениях. Признак любой религии - вера в какие-либо сверхъестественные силы. Крупнейшими на сегодня религиями являются христианство и ислам. Также многие жители Земли исповедуют индуизм, буддизм, конфуцианство… Религий множество. Каждая религия включает в себя религиозное сознание, религиозный культ, религиозную организацию. Представлены эти три составляющих религии могут в быть в очень разных формах, но суть их примерно одинакова.
9. Что такое политика, в чём её отличия от экономики, культуры, других сфер жизнедеятельности человека, ведь в них человек удовлетворяет свои потребности?
Политика есть особого рода деятельность, регулирующая отношения членов общества, объединенных в различные социальные группы и классы, с целью сохранения опреде-ленной общественной структуры и организации, а также с целью ее дальнейшего развития и совершенствования в интересах как правящего класса, так и общества в целом. Политика есть участие в делах государства, направление государства, определение форм, задач, содержания деятельности государства.
В общем, политику как сферу взаимодействия различных групп, реализующих свои интересы с помощью институтов политической власти, можно представить как взаимодействие трех систем, отразившихся в различных подходах к пониманию сущности политики: мотивационной (политическое сознание), коммуникационной (политические отношения) и институционной (политическая организация).
Политика тесно связана с экономикой, моралью, культурой. Отличием политики является масштабность, политика пронизывает и регулирует все сферы человеческой жизни. Взаимосвязь политики с другими общественными сферами проявляется в двух аспектах. С одной стороны, политика детерминирована экономическими, духовными факторами, социальной структурой общества, в частности статусными характеристиками социальных групп, уровнем социального расслоения общества, этнической и конфессиональной структурой. С другой - сама политика способна воздействовать на эти сферы, проникать в них.
10. Что является основой гражданского общества? Чем отличается гражданское общество и государство?
Гражданское общество - это:
наличие собственности в распоряжении людей (индивидуальное или коллективное владение);
наличие развитой многообразной структуры, отражающей многообразие интересов различных групп и слоев, развитой и разветвленной демократии;
высокий уровень интеллектуального, психологического развития членов общества, их способности к самодеятельности при включенности в тот или иной институт гражданского общества;
законообеспеченность населения, то есть функционирование правового государства. Предпочтение я отдаю этому определению: гражданское общество - это такое общество, в котором различные по своей природе объединения граждан (партии, союзы, профсоюзы, кооперативы, группы) осуществляют связь между человеком и государством и не позволяют последнему узурпировать личность. То есть при наличии гражданского общества, правительства - это лишь один элемент, сосуществующий с различными институтами, партиями, ассоциациями и пр.
Гражданское общество, в отличие от государства, характеризуется свободным выбором, основанным на морали, а не принуждении. Самоорганизация - основное свойства гражданского общества. Государство основывается на вертикальных принудительных связях.
Литература
А.И. Кравченко Общая социология. М.: Юнити. - 2001 г.
Ю. Семёнов Общество: теоретический анализ понятия // Скепсис - 2003 г.
Энтони Гидденс. Социология. М. - 2003 г.
Культурология. ХХ век : Словарь.- Спб. : Университетская книга, 1997.
Состоялось ли гражданское общество в России? (Материалы «круглого стола») // Социология власти. - 2006. - №4. - С.73-105.
Геллнер Э. Условия свободы. Гражданское общество и его исторические соперники. М., 1995. С.184
Социология. Учебник для вызов /Под ред. проф. В.Н. Лавриненко, - М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 2006.
Щепачьский Я. Элементарные понятия социологии. - М., Знание 1969
Фролов С.С. Социология. Учебник. Для высших учебных заведений. - М.: Наука, 2004.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Значение и задачи энергетического хозяйства |
Контрольная работа | Экологическая политика и природоохранная деятельность России |
Контрольная работа | Понятия (основные и междисциплинарные): воспитание, обучение, образование, педагогический процесс, формирование, развитие. Воспитание и самовоспитание, их взаимосвязь |
Контрольная работа | Конституция СССР 1924 г. |
Контрольная работа | Клеточный цикл |