2
Федеральное государственное образовательное
учреждение высшего профессионального образования
«Краснодарский государственный университет культуры и искусств»
Контрольная работа
по дисциплине «Информационная культура личности»
на тему:
«Информационные революции в мировой истории»
Краснодар, 2009 г.
В последние годы произошло осознание фундаментальной роли информации в общественном развитии.
Наше время называют «веком информации». Ежедневно до нас доходит всё более нарастающий её поток, который отнимает у нас всё больше времени. Сориентироваться в этом поистине безбрежном море непросто. Что из этой информации важно, а что не важно, как с ней работать, как оценивать? Вопросов возникает множество.
Перефразируя слова академика С.И. Вавилова: «… современный человек находится перед Гималаями информации в положении золотоискателя, которому надо отыскать крупинки золота в массе песка».
Слово «информация» (от латинского - сведения, разъяснения, изложение)- одно из более употребляемых в современном языке. Феномен информации привлёк к себе внимание философов, физиков, лингвистов, физиологов, генетиков, социологов, историков и других. При погружении в семантику этого термина перед взором учёных предстал своеобразный, запутанный, затенённый множеством наслоений физического, физиологического, психологического, социального характера феномен, споры о котором не затихают и по сей день. Была выработана бездна его дефиниций, специалисты насчитывают их более двухсот, среди которых нет ни одной более или менее общепризнанной. Оформились научные школы, по-разному трактующие это понятие, развивающие разные концепции информации.
В философских дискуссиях по вопросу о предметной области информации существуют, по крайней мере, три позиции. Во-первых, информация истолковывается как сфера общения и средство общенаучной рефлексии. Во-вторых, информация понимается как свойство самоорганизующихся систем, связанное с упорядочением взаимодействий. В-третьих, информация предстаёт как мера неоднородности распределения материи и энергии, свойство материальных систем, фиксирующих изначальную неоднородность мира. Три вышеуказанные концепции вошли в современную теорию под названием коммуникативная, кибернетическая и атрибутивная.
Первая из названных концепций изучается в рамках таких наук, как психология, педагогика, лингвистика, журналистика и других. Вторая концепция лежит в основе теории связи и управления. Её взяла на вооружение информатика - наука об оптимальном кодировании сообщений и передачи сигналов по техническим каналам связи.
Третья, атрибутивная, концепция опирается на наиболее широкое понимание информации как отражения разнообразия в любых объектах и процессах в живой и неживой природе. В ней информация определяется как мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и времени, которая сопровождает все протекающие в мире процессы. Хотя общепризнанных определений информации нет, специалисты признают, что информация - предельно широкое понятие, выходящее за рамки какой-либо отрасли знания.
В условиях информатизации современного общества особую актуальность приобретает формирование информационной культуры личности, перед которой открываются широкие перспективы эффективного использования накопленных человечеством информационных ресурсов. Информационная культура - сравнительно новая научная и учебная дисциплина. А что такое «культура» вообще, как её понимает наука сегодня?
Культура (от латинского - возделывание, уход, взращивание) имеет более 500 научных определений. Культура - это не только ценности и верования, нечто «хорошее», «прекрасное». В философии среди множества понятий культуры даётся её определение в широком смысле как совокупности всех проявлений общественной жизни, достижений и творчества людей. Культура имеет необозримое количество областей, сфер, форм. Единое поле мировой культуры объединяет поля мирового искусства, мировых социополитических, социоэкономических и других совокупностей. С точки зрения содержания, культура охватывает все формы проявления объективного духа данной общности людей - язык, письменность, нравы, обычаи, экономику, науку, технику, политику, общественное устройство, производство, искусство, религию, образование и т.д. Вместе с общей культурой личности существуют такие понятия, как «политическая культура», «экономическая культура», «эстетическая культура», «педагогическая культура», «мировоззренческая культура», «коммуникативная культура», «нравственная культура», «профессиональная культура» и т.п.
Культура - это слой, меняющий всю структуру сознания и дающий способность перестраивать нормы деятельности личности неслучайно, целенаправленно. Саморазвиваться может только тот, кто выращивает своё культурное сознание. А наличие культурного сознания, как уже отмечалось, является обязательным условием развития мира, общества, индивида. Культура и информация представляют собой единое целое. Это мнение многих отечественных и зарубежных учёных (Д. Белл, Д. Лайон, Ю.М. Лотман, А.И. Ракитов и др.), изучавших процесс взаимодействия культуры и информации. О.М. Лотман, например, ввел в научный оборот определение: «Культура - совокупность всей не наследованной (негенетической) информации, способов её организации и хранения».
Под информационной культурой мы понимаем: систематизированную совокупность знаний, умений, навыков, обеспечивающую оптимальное осуществление индивидуальной информационной деятельности.
Итак, для становления информационного общества необходимо единство информации и культуры, поскольку наличие культурного сознания является обязательным условием развития мира, общества, индивида.
На протяжении всего хода исторического развития общества человечеством выработано множество средств и способов передачи информации, называемых информационными коммуникациями.
Суть коммуникации заключается в осуществлении связи между пространственно разделёнными объектами. Эта связь может осуществляться разными способами, из которых самым распространённым является информационный. Соответственно, и такие коммуникации, в которых связь между разделёнными объектами осуществляется путём передачи информации, называются информационными.
В зависимости от канала передачи сообщений принято делить информационные коммуникации на неформальные и формальные. Неформальные коммуникации устанавливаются путём личных контактов, встреч, бесед, а формальные - через специально созданные обществом организации и учреждения - систему печатных изданий, информационные службы и т.д.
По форме представления сообщений информационные коммуникации подразделяются на документальные, по которым движется зафиксированная на носителе информация, и не документальные - устная речь.
Способ передачи информации соответственно, тип коммуникации определяет канал - специально созданная в обществе траектория, по которой осуществляется движение информации. Его значение трудно переоценить, поскольку смена одного типа коммуникации другим подчиняется действию закона соответствия пропускной способности каналов коммуникаций объему движущейся по ним информации. Действие этого закона основано на противоречии между относительно постоянной и весьма ограниченной пропускной способностью каналов и все возрастающим в ходе общественной практики объемом информации, в результате чего возникают информационные заторы, «пробки», приводящие к информационным революциям. Каждая информационная революция разрешает на определенное время это противоречие созданием принципиально новых каналов, имеющих большие пропускные способности.
Таким образом, рассмотрение понятия и механизма смены информационных коммуникаций становится теоретической основой информационных революций, объясняет их природу, цели и результаты.
Итак, информация - первооснова мира. Все, что нас окружает, везде и всюду информация, информация внутри нас и вне нас.
В конце XX века ее социальное значение резко усилилось. Возросли информационные потребности общества и отдельной личности. Возник информационный рынок. Происходящие в обществе изменения, однако, не исчерпываются оперированием огромными, растущими в геометрической прогрессии объемами информации, перерабатываемой посредством новых информационных технологий. Одновременно идет убыстрение темпов экономического, социального, политического и культурного развития общества.
Под развитием понимается необратимое, направленное, закономерное изменение материальных и идеальных объектов. Основные типы развития общества - эволюция и революция. Этому есть научное объяснение. Так, основой развития человека, человечества в целом, является необходимость перемен. Перемены не связаны прямо со структурными особенностями общественной ситуации, что кажется на первый взгляд, что лежит па поверхности. Перемены в жизни отдельного человека, человечества зависят от наличия культурного сознания. Это обязательное условие развития мира, существования человеческой цивилизации. Информация играет особую роль в социальном развитии, она «провоцирует» перемены. Человек постоянно сталкивается с чем-то новым и неожиданным, живет в условиях неопределенности. Желание уменьшить эту неопределенность приводит к росту объема используемой информации. Наращивание новой информации и увеличение её объема, приходящего к несоответствию с пропускной способностью каналов коммуникаций, влечет за собой информационные революции. Информационная революция представляет собой качественный скачок в способах переработки информации. Этот скачок становится необходимым для преодоления несоответствия между ростом количества циркулирующей в обществе социальной информации и возможностями ее использования. Результатом каждой информационной революции является замена существующей формы материального носителя информации на более совершенную, соответствующую возможностям нового витка развития общества.
Каждая революция решает свои задачи и приводит к определенным социальным последствиям. Здесь всегда прослеживается закономерность: информационная революция сопровождается общественным прогрессом (или даже его предопределяет), а общественный прогресс стимулирует совершенствование или коренную смену формы материального носителя информации. Ученые выделяют пять великих информационных революций, которые оказали решающее воздействие на возможности человечества в освоении мира и на дальнейшее прогрессирующее развитие общества.
Первая информационная революция связана со стихийно возникшей в процессе совместной трудовой деятельности членораздельной речью - человеческим языком. По мере усложнения форм организации коллективной жизни увеличивалась необходимость информационного обмена между индивидами. Язык стал мощным средством дальнейшего развития человека, общества и сознания, поскольку язык есть способ выражения и сообщения мыслей, всей совокупности знания и представлений людей о мире. Непосредственная связь с мышлением обеспечивает языку возможность осуществлять коммуникативную функцию, наращивать, хранить и совершенствовать полученные с его помощью знания.
Социальная сущность языка проявилась в эпоху палеолита, древнего каменного века - начала истории человечества. На протяжении тысячелетий устная речь объединяла людей одним речевым кодом. Так создавались племена и союзы, которые становились хранителями, носителями и наследниками накопленной информации. Говоря современным языком, формировался банк данных, родовой информационный фонд, сохраняющий культурный опыт поколений. Естественно, информационный фонд палеолита был беден, он соответствовал кругу жизненных представлений древних людей и не мог существовать вне их памяти. Когда был накоплен объем информации, превышающий объем человеческой памяти, назрела необходимость в создании вспомогательных средств хранения знаний в пространстве и времени. Таким средством стала документальная фиксация информации.
С развитием социальной деятельности людей информационная картина мира все более приобретает сигнальный, знаковый характер. Первобытный человек использовал дым от костра, зарубки на дереве, наскальные рисунки, завязанные узелки, бирки и т.п. Затем на помощь довольно примитивным формам связи пришло письмо. С изобретением письменности связана вторая информационная революция.
Письменность - это система закрепления на материале (камне, папирусе, бумаге и т.п.) звуков речи и слов языка средствами условных знаков с целью передачи их содержания от одного человека другому. Раннее, так называемое «рисуночное письмо», получило название пиктография (от латинского слова «пиктус» - писанный красками и от греческого слова «графо» - пишу). На поверхности скалы или на стенах пещеры рисунки процарапывались острым орудием (камнем, раковиной, костью) или наносились краской. Рисунки - пиктограммы изображали сцены охоты, военные сообщения, религиозные формулы, любовные письма и т.д.
Особенность пиктографического письма состоит в том, что оно может быть расшифровано на любом языке. Пиктография не требует от воспринимающего информацию какой-то особой грамотности. Поэтому она стала средством связи для множества людей. Наглядность, простота и конкретность выражения мыслей позволили рисуночному письму сохраниться до наших дней. Например, оно широко применяется в торговой рекламе, карикатуре «без слов», дорожных знаках, в книгах для детей дошкольного возраста и т.д.
Дальнейшая эволюция письма связана с изменениями в общественном производстве, когда на развалинах первобытного строя складывались ранние классовые общества и государства. Управление государством требовало упорядочения письменной документации. Каждому возникающему государству требовалось заключение собственных соглашений с соседними странами, торговых сделок. С новой, рабовладельческой, общественной формацией связаны системы идеографического письма (идеография - от греческих слов «идеа» - образ, понятие и «графо» - пишу). На протяжении многих тысячелетий культурного развития человека шел постепенно процесс стилизации, схематизации пиктограмм. В письмо вводились знаки, обозначающие отвлеченные понятия. За каждым понятием закреплялся отдельный знак. Пиктограммы утрачивали изобразительный элемент и превращались в условные знаки, графические символы. Таким образом, рисунки упрощались, а само письмо становилось все сложней.
Обучение идеографическому письму всегда было нелегким и длительным. Идеограмма передает целое слово, а не звуки и не слоги, из которых слово состоит. Количество идеограмм растет с увеличением словарного запаса языка. Трудно также отыскать сходство между изображением предмета и его идеограммой. Неслучайно одним из сложных для усвоения языком остается китайский - иероглифика, основанная на идеографическом письме.
Вследствие того, что идеографическое письмо было чрезвычайно трудным, оно было доступно узкому кругу - придворной знати, жрецам, монахам. Со временем развитие международных отношений потребовало, чтобы письмом владели не только избранные, но и мореплаватели, торговцы. Число грамотных людей значительно возросло с изобретением упрошенного, алфавитного письма. В алфавитном письме (алфавит - от названия первых двух греческих букв - альфа и бета) каждому звуку соответствует определенный знак. Заслуга создания и распространения первого подлинного алфавита, как чисто буквенно-знаковой системы, принадлежит древним финикийцам, у которых торговля, мореплавание и ремесло достигли исключительно высокого по тем временам уровня.
Изобретение алфавита позволило преодолеть разрыв между устной речью и языком, вызвало в общении людей качественные изменения, привело к «алфавитному мышлению». И в наше время преобладает эта гениально ясная и простая система письма, состоящая из двух-трех десятков букв.
Письменность - выдающееся достижение человеческого разума. Она оказала неоценимое влияние не только на материальную, но и на духовную жизнь людей. Стала формироваться письменная история человечества. Письменная речь остается главной формой фиксации и передачи информации до сих пор:
Молчат гробницы, мумии и кости, - лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы на мировом погосте
Звучат лишь Письмена,
И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный - речь.
(И. Бунин, «Слово»).
Изобретение письменности позволило сделать резкий скачок в информационном развитии общества. Документальная фиксация информации активизировала обмен социальным опытом, его накопление для последующего неоднократного использования, сохранение от искажения.
Величайшим достижением эпохи письменных коммуникаций в древнем мире стала книга - главный инструмент трансформации культурного опыта поколений. В книгах, как важнейшей форме закрепления семантической информации (связного и достаточно пространного текста), заключены неограниченные возможности фиксации информации, и передачи се во времени и пространстве. История книги, величественная и трагическая, неотделима от истории развития общества. Во все времена книга была и остается орудием политической и идеологической борьбы, распространения знаний, образования и воспитания.
В древнем мире рукописная книга существовала в разных формах: глиняных дощечек, папирусного и пергаментного свитка, «диплома» (двух деревянных дощечек, соединенных между собой), наконец, кодекса (прототипа современной формы книги) - многолистной пергаментной тетради с титульным листом, в переплете.
Книги, их количество, широта отражаемых знаний, искусство оформления служат показателем информационной культуры, общества. В то же время книжные собрания позволяют определить объем освоенной информации, накопленной на каждом историческом отрезке жизни.
Общеизвестный пример знаменитая Александрийская библиотека. Она была основана в III веке до н.э., собирание ее продолжалось в течение нескольких столетий. Александрийская библиотека может служить символом, гиперконцентратом второй информационной революции, связанной с изобретением письменности. По приблизительным расчетам современной науки книжное собрание этой библиотеки определяло тот информационный минимум, который могло использовать и освоить тогда человечество. Ведь человек делает только то, что умеет, а умеет он то, что знает. Объем знаний, аналогичный объему Александрийской библиотеки, ограничивал технологический, социальный и общий духовно-культурный потенциал человечества, доступный для освоения.
На Руси, по свидетельству дошедших до нас документальных источников с начала IX века, было широко поставлено производство рукописных книг. Их количество было весьма значительно, но книги погибали в огне междоусобных войн и вражеских нашествий. До наших дней дошла только малая часть памятников русской письменности, таких как «Остромирово Евангелие», «Изборник», «Архангельское Евангелие», «Повесть временных лет», «Слово б полку Игореве». В древних рукописных книгах, летописях информационная культура Руси связывается с мировой информационной культурой, подтверждается интенсивное развитие общества, рост грамотности среди представителей всех классов.
Письменность в значительной мере способствовала сохранению произведений информации, появлению архивов, музеев, библиотек - специальных учреждений хранения, передачи, обработки информации. Однако, даже с началом Ренессанса, эпохи Возрождения, когда формировалась антифеодальная, светская культура и гуманистическое мировоззрение, скорость распространения информации не могла быть высокой. Ведь рукописная книга, по сути, есть способ элитарной коммуникации, как документ, изготовлявшийся и сохранявшийся в ограниченном количестве экземпляров. К тому же, каждый переписываемый вариант первого экземпляра книги по содержанию и внешнему исполнению значительно отличался от всех других вариантов, становился относительно самостоятельным. Средневековая рукописная книга представляла собой в каждом случае переписки уникальное произведение искусства и считалась предметом роскоши. Низкая скорость переписки текстов, недостаточная продуктивность, дороговизна этого процесса явно не удовлетворяли информационные потребности общества. Конфликт между объемом информации и потребностями общества привел к третьей информационной революции - изобретению книгопечатания.
Книгопечатание и сегодня, в эру глобальной информатизации, сохраняет статус величайшего открытия, которое когда-либо совершили люди. Изобретение печатного станка сыграло огромную роль в социально-политической, экономической и историко-культурной жизни человечества, в сохранении и распространении идей и знаний. Промышленный переворот XVIII века, называемый индустриальной революцией, был бы просто невозможен без предшествующей информационной революции, порожденной книгопечатанием. По словам великого французского писателя Виктора Гюго в книгопечатании заключен «зародыш всех революций».
Возникновение книгопечатания в Европе относят к 40-м годам XVI века и связывают с именем Иохана Гутенберга. Он изобрел рациональный и производительный способ литья печатных знаков - способ печатания текста подвижными металлическими литерами. Тиражирование текстов с помощью изобретенного Гутенбергом печатного станка удешевило книгу, сделало ее доступной одновременно большому количеству людей. В новом облике книга изменила и облик эпохи. Яркий пример. Мировоззрение человечества изменилось благодаря первым двум тиражам знаменитой книги «Об обращениях небесных сфер» Николая Коперника, раскрывшего гелиоцентрическую систему мира. Оба тиража не превышали 500 экз., но при старой рукописной технологии для распространения теории Коперника понадобилось бы столетие. В печатном исполнении философское учение о единстве мира стало общечеловеческим знанием буквально за несколько лет.
Изобретение книгопечатания, по словам Ф. Энгельса, относится к тем факторам, которые обусловили возрождение культуры, науки «после темной ночи средневековья». Влияние печати на политическую, социальную, экономическую, культурную жизнь общества усилилось в XVI - XVII вв. в период Реформации, первых буржуазных революций, превращения ремесленных мастерских в раннекапиталистическую мануфактуру. В информационную инфраструктуру общества вошли новые социальные институты - книготорговые учреждения и типографии, возникли новые виды изданий - газеты, журналы, карты, ноты и др.
В России первая, так называемая анонимная, типография появилась около 1553 году. Но начало книгопечатания связывают с изданием в 1564 году знаменитой книги «Апостол», первого труда московских печатников Ивана Федорова и Петра Мстиславца. Книгопечатание в стране очень скоро стало мощным средством распространения и сохранения идей и знаний, развития науки, культуры, образования, роста национального самосознания, орудием социальной и идеологической борьбы.
Дальнейшее развитие мировой цивилизации, интенсивное накопление научных знаний в сфере физики, математики, логики, лингвистики, техники, переход к крупной машинной индустрии, расширение производственных связей обусловили следующий этап информационного кризиса. Информационные потребности общества к последней трети XVIII века намного превысили информационные технологии. Информационный кризис ускорил небывалый подъем индустрии. Паровая машина, прядильный станок, новые процессы в металлургии, и, в целом, замена ручных инструментов машинами. В истории этот период обозначен как начало индустриальной революции. Наступила Эпоха Машин. Сто лет спустя произошел новый, еще более мощный индустриальный взрыв, также характеризуемый как индустриальная революция. Изобретение двигателя внутреннего сгорания, открытие электричества, создание химической промышленности, эффективного сталелитейного производства, расцвет микроизобретений в сельском хозяйстве - все это подтверждает революционный характер новых индустриальных технологий в конце XIX века. Электричество было центральной силой индустриальной революции. Благодаря генерированию и передаче электроэнергии оно смогло применяться во всех других областях и осуществило связь между этими областями. Пример - электрический телеграф, который превратился в коммуникационную сеть, связывающую весь мир.
Изобретение телефона разрешило проблему дистанционного обмена речевыми сообщениями огромного множества людей. Телеграф, телефон, радио, кино, фотография, звукозапись. Все эти открытия способствовали формированию нового этапа развития общества, поскольку технологические инновации всегда отражают экономический рост, уровень жизни и взаимодействие человека с природой, состояние информатизации и знаний. Этап разрешения кризиса информационных технологий в конце XIX - начале XX вв. называют четвертой информационной революцией.
Четвертая информационная революция плавно и по историческим меркам почти мгновенно перешла в пятую информационную революцию - революцию информационных технологий.
Пятая информационная революция не уничтожила достижения прошлого. И хотя многие функции предыдущих носителей информации стали более успешно выполнять новые технические средства, устная речь, письменность, книгопечатание, кино, радио остаются важнейшими видами распространения информации. Но они развиваются уже в качественно иной информационной инфраструктуре и, естественно, видоизменяются, соединяются с новыми технологиями. Технической базой новых коммуникаций стало развитие микроэлектроники и вычислительной техники.
В нашей стране первая электронная вычислительная машина создана в конце 40-х годов русским инженером С.А. Лебедевым. Практически в то же время ЭВМ появляются в США. С 50-х годов в быт входит телевидение, которое быстро становится основным видом коммуникации, незаменимым средством массовой информации, воздействующим на сознание и поведение людей.
Переход от индустриальной эпохи к информационному веку, основанный на революции в информационных технологиях (чипы, компьютеры, телекоммуникации, Интернет), относится к 70-м годам XX века. Именно тогда была создана новая технологическая система, которая с тех пор распространилась по всему миру.
По сравнению с ее историческими предшественницами пятая информационная революция совершилась менее чем за два десятилетия - с середины 1970-х до 1990-х годов. Но ее существенные отличия от других информационных революций состоят не только в невиданных темпах. Это первая революция в области информационных технологий, которые сами являются теперь источниками производительности, производительной силой. Информация сама по себе стала сырьем. Создаются технологии для воздействия на информацию, а не просто производится информация, предназначенная для воздействия на технологию, как было в случае предшествующих информационных революций. Информационные технологии (вычислительная техника, микроэлектроника, телекоммуникации, генная инженерия и т.д.) обладают несравненным объемом памяти и скоростью передачи информации. Эра машин переходит в эру цифр. Мир расширяется посредством общего цифрового языка, на котором информации создается, хранится, извлекается, обрабатывается и передается. Компьютеры, коммуникационные системы, генетическое декодирование и программирование служат усилению и расширению человеческой мысли. И естественно интеграция между человеческой мыслью и информационной технологией существенно влияет на все области деятельности, на наше рождение, учебу, работу, производство, потребление, отношения, чувства. В результате формируется принципиально новая социальная структура, новое информационное общество.
Исторические этапы информатизации общества свидетельствуют о поступательном развитии человеческой цивилизации, социальном прогрессе. В каждую последующую эпоху происходит больше технических изобретений и научных открытий. Каждый последующий период в несколько раз менее продолжителен и намного мощнее по объему информации, чем предыдущий. Историческое время как бы уплотняется, технический культурный прогресс движется с колоссальным ускорением. Человечество умнеет заметно, обогащается культурным опытом предшествующих поколений. Если первую информационную революцию от второй отделяли десятки тысячелетий, то эволюция современных средств коммуникации укладывается в годы и даже в месяцы. Значит, не за горами новый скачок в информационном развитии мира. Что принесет нам шестая информационная революция? Каким будет ее главный лозунг? На что она будет направлена?
Глоссарий
Глоссарий (от греч. glossa - язык) - словарь, раскрывающий смысл непонятных слов или выражений.
Дефиниция (от лат. definitio - ограничение) - определение понятия путём перечисления его признаков, т.е. путём указания на содержание понятия.
Рефлексия (от лат. reflexio - обращение назад) - процесс осмысления человеком собственных действий, самонаблюдение, самопознание.
Семантика - учение о значении слов, об отношениях между знаками, т.е. между словами и предложениями и тем, что они означают.
Используемая литература
1. Дулатова А.Н. Информационная культура личности [текст]: учеб.пособие/ А.Н. Дулатова, Н.Б.Зиновьева. - Краснодар КГУКИ.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Зарубіжний досвід матеріального та нематеріального стимулювання персоналу |
Контрольная работа | Эксплуатация и техническое обслуживание грузоподъемных кранов и скреперов |
Контрольная работа | Психологический конфликт в детско-родительских отношениях |
Контрольная работа | Дослідження трифазної системи при з’єднанні споживачів зіркою |
Контрольная работа | Проблема профессионально важных качеств профконсультанта |