2
Вопрос №23
Интервью как метод сбора социологической информации
Сбор данных методом формализованного интервью часто называют анкетированием. Этот метод сбора данных подразумевает стремление к максимальной стандартизации и унификации процедур сбора данных, их обработки и анализа. Соблюдение такой стандартизации и обеспечение процедурных требований в отношении составления выборки и контроля за ее соответствием, ввода данных это те критерии, которые любой исследователь должен делать явными и по которым можно судить о надежности результатов количественного исследования.
Различают несколько видов сбора данных в количественном исследовании. В зависимости от применяемых процедур это может быть телефонный опрос, (вопросы задаются по телефону), по месту работы или учебы групповой, когда все опрашиваемые находятся в одной комнате для совещаний или учебной аудитории, или индивидуальный): почтовый (анкета рассылается обычной почтой): по электронной почте (анкета рассылается по электронной почте) Интернет - опрос (анкета размещается на веб - сайте): прессовый опрос (анкета размещается в печатном органе СМИ, газете или журнале, читателя просят вырезать, заполнить и прислать ее по указанному адресу).
Рассмотрим кратко основные этапы сбора и анализ данных в условиях массового опроса по месту жительства. Предположим инструмент исследования (вопросник, анкета) уже разработан, выборка определена, т. е. предварительный этап исследования завершен и теперь необходимо собирать данные.
Первый этап. Инструмент исследования подвергает внимательному анализу и проводит ряд пробных интервью, чтобы выявить слабые места анкеты. В результате составляется инструкция интервьюеру. Сценарий инструктажа интервьюеров, определяются трудозатраты на проведение одного интервью и на поиск респондента. Подбираются анкетеры и интервьюеры, ответственные и способные успешно вступать в коммуникацию с респондентами, определяется нагрузка для каждого интервьюера в соответствии с планом исследования (сроками) и трудозатратами.
Интервьюер (анкетер), участвующий в опросе, кроме определенного количества анкет, должен всегда при себе иметь удостоверение личности, удостоверение интервьюера, лист выборки, запасные шариковые ручки.
Второй этап. Проводится инструктаж по процедуре интервьюирования, основной целью которого является достижение адекватного и более-менее одинакового понимания всех вопросов данной анкеты и принципов поиска респондентов среди всех интервьюеров, участвующих в исследовании. На этом этапе распределяются задания, устанавливаются сроки их сдачи, принципы урегулирования конфликтных или непонятных ситуаций. Организатор опроса, кроме того, часто связывается с органами внутренних дел по месту проведения опроса с тем, чтобы работники милиции были в курсе проводимого исследования, не препятствовали ему и знали, что ответить в ответ на вопросы граждан. После завершения опроса организатор осуществляет прием анкет, проверяет их качество.
Третий этап, Анкеты просматриваются, тщательно проверяются, открытые вопросы кодируются (каждому выявленному варианту присваивается отдельный код). После этого осуществляется ввод данных -- т. е. каждая анкета заносится в компьютер, респонденту присваивается, но мер и вносится код того варианта переменной, который выбрал респондент. Например, в вопросе «Ваш пол» муж чины кодируются цифрой 1, а женщины -- цифрой 2, в приведенном выше примере по исследованию без барьерной среды первые варианты ответов кодируются цифрой 1, (если респондент нашел работу по объявлению, если часто бывает вне дома), вторые - цифрой 2-- и т. д. Если в ходе исследования опрошено много респондентов (тысяча и более), необходимо провести проверку качества ввода данных и удостовериться, что все они были введены без ошибок и искажений.
Четвертый этап. В результате ввода данных формируется массив да совокупность ответов всех респондентов на все вопросы анкеты, здесь специалист может начать анализ, чтобы получить распределение ответов на вопросы исследования, и установить связи между переменными и признаками. На этом этапе формулируются и проверяются гипотезы, которые имеют статистическую природу, результаты анализа интерпретируются. Целью такого анализа в прикладном проекте по социальной работе является форм выводов, которые можно было применить на практике.
Анализ данных в современных условиях осуществляют, как правило, с применением персональных компьютеров и специального программ много обеспечения. Международным стандартом в программном обеспечении для анализа данных социальных исследований является SPSS -- статистический пакет для социальных наук. Этот пакет программ позволяет не только ввести данные исследования, но и вы полнить анализ при помощи описательной (получить простые, парные н многомерные распределения, установить их статистические параметры и свойства), а также про двинутой статистики, включая факторный, кластерный и регрессионный анализ.
Попробуем проанализировать описательную статистику, используя результаты исследования доступности окружающей среды инвалидам. На первом этапе необходимо составить представление о характере распределений ответов на интересующие вопросы, поэтому мы дадим программе задание рассчитать таблицы простых распределений (частотные таблицы) по переменной.
Простое распределение (частотная таблица) ответов на вопрос «Как часто Вы бываете вне своего дома, квартиры?». В некоторых анкетах можно встретить вопросы, ответы на которые отсутствуют -- это может происходить из-за ошибки интервьюера, нежелания респондента давать ответ на данный вопрос или потому, что этот вопрос к респонденту не относится -- например, вопрос об удовлетворенности работой, адресованный безработному. В таких случаях отсутствуют ответы (их называют -- пропущенные значения) кодируются специальными знакам и (например, «99» или «О»), чтобы программа их различала в ходе анализа.
Анализ простого распределения является важным источником информации, однако необходимо иметь в виду, что здесь данные усреднённые, эта таблица не дает ответа на вопрос, какие группы инвалидов более активны, а какие -- менее. Для того чтобы пол ответ на этот вопрос, необходимо провести сравнение между различными группами опрошенных, например, между представителями разных групп инвалидности, работающими и неработающими инвалидами, мужчинами и женщинами. Такое сравнение поможет сделать таблица парного распределения. Ее анализ позволяет выявить различия в ответах на вопрос о мобильности инвалидов в зависимости от пола.
Все интервью имеют следующие об допущения: а) открытая природа ответов влечет определения и интерпретации, не обязательно отражающие эмпирическую реальность: б) это ответы, сконструированы в конкретной ситуации с конкретной целью, с расчетом на конкретную аудиторию и во взаимном обмене с интервьюером.
Интервью -- это ситуация вербального обмена, где один 1 человек -- интервьюер -- пытается получить информацию или выражения мнений или убеждений о другого человека (от других людей в случае группового интервью).
Неструктурированное интервью, которое называют так же нестандартизованным или неформальным, больше напоминает дружескую, повседневную беседу. Не существует заготовленного списка или порядка вопросов, которые бы направляли диалог, нельзя применить одинаковый на бор стимулов ко всем информантам. Этот тип интервью более подходит для разведывательного исследования, когда мало что известно о конкретной проблеме. В этом случае интервью предоставляет информацию по всему спектру и содержанию проблемы, а также разнообразию и глубине чувств, связываемых людьми с конкретной проблемой или явлением. Техника неструктурированного интервью применяется в сочетании с количественными методами для того, чтобы предоставить интерпретации взаимоотношений переменных и возможные вариации субкультур или факторов.
След помянуть глубинные интервью, в которых исследователь может затронуть глубоко и широко те области, которые ему интересны. Глубинные интервью полезны для того, чтобы получить интерпретации относительно установок, ценностей и убеждений. Эти интервью чаще всего проводятся с несколькими хорошо информированными респондентами, а не с большим количеством людей. Зачастую выделяется специальная группа «ключевых информантов» тех представителей социальной группы, находящейся в центре исследовательского внимания, которые лучше артикулируют и рефлектируют смыслы, действия и отношения, рассказывая о себе и других. Можно называть этих людей «ключевыми актерами» (действующими субъектами) поскольку они способны исчерпывающе отвечать на вопросы, что связывает конкретный вопрос с более широкими и значимыми темами.
Теоретические, культурные и процедурные предубеждения могут определить природу отношений между интервьюером и интервьюируемым, задаваемые вопросы и то, как они интерпретируются. Интервьюер должен знать, каким образом предыдущий научный или социальный может повлиять на процедуру исследования, работать над исключением любых оценочных суждений и постоянно проверять свои суждения, сопоставляя с взглядами других. Необходимо быть внимательным, чтобы не задавать респонденту вопросов, содержащих подсказки ответов. Важно постоянно переосмысливать свои интерпретации и по ведение и фиксировать любые проявления предубеждений.
Процесс беседы в интервью человек-дневник организован таким образом, чтобы поощрить участников событий вспомнить, воссоздать и обсудить моменты опыта и жизненных проблем. С информантами беседуют несколько раз в течение исследования. В начале интервью всегда задаются одни и те же вопросы. Затем вопросы фокусируются на широких тематических интересах, относящихся к области изучения. Интервьюер пытается уточнить некоторые моменты, возвращаясь к ним в процессе интервью, и просит респондента прояснить их. Как только главные исследовательские вопросы прояснены, интервьюер переводит тему на другие вопросы, интересные для того или иного информанта.
Главное преимущество группового интервью состоит в том, что здесь генерируется большой объем информации по теме за короткий промежуток времени. Один из недостатков: люди могут скрывать некоторые взгляды, не желая высказывать их на публике. Примером группового интервью является фокус - группа.
Остановимся кратко на метод интервьюирования и процедурных вопросах сбора нарративов (повествование, рассказ). Нарративное интервью включает обмен вопросами и ответами с элементами повествования, причем вопросы могут носить направленный или ненаправленный характер. Формы повествования предполагают содержательные рассказы биографического характера, описание особых случаев или исторических событий. После обычных для начального этапа интервью сообщений интервьюера, информация о цели интервью, согласование вопроса о магнитофонной записи, объяснение судьбы записей, пределов их использования, соблюдения анонимности, договоренность о продолжительности беседы, мотивации интервьюируемого, проговаривание процедурных моментов) социолог побуждает респондента к повествованию с помощью понятного и четкого вопроса, прямо затрагивающего интересы интервьюируемого и позволяющего дать развернутый ответ. Интервьюер после этого должен слушать и лишь иногда подавать те или иные сигналы, поддерживающие ход повествования: выражающие согласие, интерес («очень интересно», «не могли бы Вы побольше рассказать об этом»), Последующие вопросы о том же событии (недирективные, т. е. непрямые, или директивные, позволяющие собрать конкретную информацию в самом конце интервью) будут заданы не ранее, чем респондент приведет к логическому завершению основной ход повествования.
Базовой категорией в технике любого интервью является вопрос. Очень многое зависит от того, как и в какой последовательности задавать вопросы. Гид интервью должен следовать цели перевода исследовательских вопросов в специальные вопросы для информантов, а также предлагать вопросы, мотивирующие респондента предоставлять затребованную информацию.
Принципы формулировки вопросов интервью по П. Лазарсфельду:
1. Необходимо, чтобы все вопросы попадали в концептуальную область, важно для теории и исследование вопросов социолога.
2. Следует формулировать и упорядочивать вопросы таким образом, чтобы они соответствовали опыту респондентов.
3 Интервьюер должен открывать действительные смыслы, которые лежат позади ответов информанта. Например, если мать говорит, что её ребёнок «медлительный ученик», исследователь не должен предполагать, что он знает, что означает этот термин. Лучше всего попросить респондента объяснить, расширить, привести примеры, сравнить и противопоставить понятие или тип с другими понятиями или типами.
В неформализованных интервью не весь собранный материал представляет собой нарратив, поскольку включает также обмен вопросами и ответами и другие формы речевых практик. Респонденты в исследовательском интервью (если их не прерывать стандартизированными вопросами) будут говорить подолгу, порой организуя ответы в длинные истории. В число задач исследователя входит выявить предпосылки рассказчика, на которые он или она ориентируются, имея в виду реального или потенциального читателя, адресата текста или собеседника, учесть символическое присутствие третьих лиц, оказывающих влияние на автора истории.
Рассматривая различные типы интервью, выделим несколько типов вопросов, используемых на определенных стадиях сбора информации. Описательные вопросы -- очень широкие и вводные. Начиная с «вопросов широкого круга» можно получить от информанта объёмный и богатый нарратив. Затем следуют вопросы малого круга, фокусируясь на меньшей единице опыта. Интервьюер может спросить о примерах или опыте, приобретенном в конкретном месте. Эти типы вопросов позволяют исследователю почувствовать язык и мир информанта. Насколько возможно, след попытаться использовать тот же язык. Другой тип вопроса -- структурный -- осуществляет дальнейшую фокусировку на проблеме исследования и позволяет исследователю определить, как информанты организуют культурное знание. А контрольные вопросы применяются для того, чтобы отличить друг от друга понятия, события, процессы, людей в измерениях смысла (значения).
Сбор эмпирических данных методом интервью может осуществляться как в учреждении, так и на дому у респондента или в специально отведенном для этого офисе.
Жизненные истории или истории о жизни относят к жанру нарративов, Рассказами, историями пронизана вся наша повседневная жизнь. Психотерапевты каждый день сталкиваются с нарративами личного опыта и используют их, чтобы изменить жизнь пациента путем ее пересказывания и конструирования нового, более удовлетворительного опыта. Рассказывание истории трактуется как важное событие, которое оформляет социальные и психологические процессы, хотя сами истории рассматриваются как появившиеся в результате тех или иных жизненных событий.
В автобиографических нарративах частная, интимная информация переплетается с более широким контекстом жизненного опыта. Интерес представляет именно то, как сами респонденты упорядочивают отдельные моменты личного опыта, зачастую те, в которых произошел некий перелом, расторжение идеального и реального, разрыв между «Я» рассказчика и его окружением, организацией.
Литература
1. Касьянов ВВ. Социология. Ростов н/Д., 2003.
2. Основы социальной работы / Под ред. П.Д. Павленок. М., 2000.
З. Технология социальной работы / Под ред. А.А. Чернецкая. Ростов н/Д., 2006.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Музыкальное воспитание в детском саду |
Контрольная работа | Сестринский процесс при бронхиальной астме |
Контрольная работа | Психология межгрупповых отношений |
Контрольная работа | Профессиональный долг, честь и достоинство сотрудников правоохранительных органов |
Контрольная работа | Психодиагностика личности |