13
Введение
Современные компьютеры активно используются исследователями как вспомогательный инструмент в научной деятельности. Но с появлением Интернета, к которому во всем мире подключено более 100 млн., компьютер стал необходимым атрибутом современного исследования. Именно в период преобразования системы общественных отношений в России, становления нового информационного порядка у российских ученых появилась возможность заглянуть во всемирную электронную сеть - Интернет - и ознакомиться с ее ресурсами.
А вскоре очень остро встала проблема наполнения российских структур Интернета серьезной научной информацией по всем направлениям, в частности - по социологии.
Развитие социологии немыслимо без взаимодействия исследователей и обмена научной информацией. Сегодня глобальная компьютерная сеть Интернет предоставляет возможность непосредственного, практически ежедневного профессионального общения между исследователями, обращения к научной информации и обмена информацией. Информационные сети и компьютерное взаимодействие, конечно, не могут заменить непосредственного "живого" общения ученых, но могут значительно способствовать повышению его эффективности.
Изучение и обладание навыками использования Интернет ресурсами актуально для социолога в наши дни. В последние годы достоинства новых информационных технологий все активнее используются при организации и проведении социологических исследований. Появилась возможность компьютеризации практически всех этапов исследования, начиная с составления программы исследования и заканчивая формированием выходного документа, что позволяет значительно облегчить труд исследователя. Новые информационные технологии освобождают социолога от рутинных элементов в работе, сокращают затраты на организацию исследования, обработку и анализ данных.
В данной контрольной работе рассмотрены особенности использования Интернет в проведении социологических опросов и исследований, разновидности, возможности, а также техника сбора информации с помощью Интернет-ресурсов. Уделено внимание на изучение преимуществ и достоинств Интернет-опросов перед обычными «полевыми» условиями сбора информации. Но в тоже время, рассмотрены основные недостатки Интернет-технологий и причины, не позволяющие до конца и с полной уверенностью доверять этому методу сбора социологической информации.
Интернет как источник информации.
С технической точки зрения, Интернет - это объединение компьютерных сетей, работающих по самым разнообразным протоколам, связывающих всевозможные типы компьютеров, физически передающих данные по телефонным проводам, оптическому волокну, через спутники и радиомодемы. Слово Интернет появилось еще в середине 70-х годов, когда были разработаны стандарты передачи данных, позволяющие объединять между собой локальные сети произвольной архитектуры. Эти стандарты впоследствии получили название протокол TCP/IP и заложили основу для роста глобальной компьютерной сети путем объединения уже существующих сетей.[ Шадрин А.. Переход к информационному обществу. http://www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml.html]
Настоящий расцвет Интернета начался в 1992 году (тогда он объединял уже более миллиона компьютеров), когда была изобретена новая служба World Wide Web (или WWW, или просто веб). Web-это огромное информационное пространство, в котором пользователю доступны бесчисленные архивы документов, связанных между собой ссылками. Такие документы принято называть гипертекстовыми, а ссылки - гиперссылками. Информация в WWW может быть представлена в виде текстов, графики, звука или видеоизображения. До сегодняшнего дня WWW остается самым популярным сервисом, благодаря которому Интернет является источником информации, фантастическим по своим объемам, и способен оказать большую информационную поддержку, в том числе на стадии поиска базовой информации для разработки программы социологического исследования.
Результаты социологических исследований, проводимых различными творческими коллективами, достаточно редко публикуются в центральных научных изданиях. Основная масса результатов либо публикуется в местных изданиях, которые чаще всего недоступны широкой научной общественности, либо просто оседает в архивах исследователей. Интернет предоставляет возможность легко и оперативно публиковать результаты научных исследований в сети. Таким образом, Интернет выполняет функции не только электронной библиотеки, но и электронного издательства.
Для того чтобы опубликовать свои материалы в Интернете, необходимо выбрать сервер, на котором будут располагаться материалы, и подготовить их к публикации. Сегодня существует достаточно большое количество серверов, которые предлагают бесплатный хостинг (размещение страниц пользователей), самые популярные русскоязычные хостинги: Narod.ru, Новая почта, Chat.ru, Boom.ru, Agava.ru. Кроме того, примерно 12% русскоязычных web-страничек сегодня размещаются на международных хостингах: virtualave.net, geocities.com, bizland.com, fortunecity.com, tripod.com.[ Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.
]
Новые возможности для эмпирической социологии открывает использование Интернета как инструмента исследования. Мировая практика использования Интернета для проведения социологических опросов существует уже более десяти лет. В нашей стране такие опросы еще не получили достаточно широкого распространения, прежде всего, по причине все еще небольшого размера интернет-аудитории.
Но по мере роста интернет-аудитории практика проведения интернет-опросов, скорее всего, будет развиваться, так как такие опросы имеют ряд неоспоримых преимуществ над традиционными методами сбора первичной социологической информации.
Прежде всего, скорость сбора информации через Интернет измеряется минутами, что несравнимо с временными затратами на проведение традиционного опроса. А при исследовании быстро развивающихся социальных процессов временной фактор имеет очень большое значение.
В русскоязычной части сети уже сегодня существуют сайты, специализирующиеся на опросах интернет-аудитории. В качестве примера можно привести сайт "Глас Рунета", который рассылает вопросы своим подписчикам по электронной почте, результаты опросов публикуются на сайте и рассылаются по почте.
Социология и возможности Интернет.
К началу 2001 года в русскоязычной части Интернета количество сайтов, имеющих отношение к социологии, измерялось уже сотнями. Это сайты исследовательских организаций, учебных заведений, электронные социологические журналы, персональные страницы - они различаются как по объему, так и по качеству предоставляемой информации. Многие социологические ресурсы могут оказать неоценимую помощь как студентам, так и социологам в их профессиональной деятельности.
К концу 20-го столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Сеть Интернет развивается интенсивными темпами, а количество пользователей сети с каждым годом увеличивается. Доступ к информации в Интернет постоянно расширяется и дает возможность множеству людей ее получать в любое время, когда им это необходимо.
С помощью Интернет, возможно, проводить исследования общественного мнения специфических групп людей, живущих в разных уголках земного шара. Интернет дает возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам мирового сообщества. Собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру.
Традиционные методы проведения массовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователя сразу после ответа на вопросы. Человек затрачивает время, силы, отвечая на вопросы, его не интересует социологического исследование в целом, а он испытывает потребности в анализе собственных ответов. В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, что способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности получаемых ответов. Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии.
Мировая практика использования Интернет для проведения социологических опросов существует уже более десяти лет. Интернет технологии в социологическом исследовании помогают ускорить сбор первичной социологической информации для исследования быстротекущих социальных процессов.
Использование возможностей Интернета российскими социологами в их профессиональной и научной деятельности может вестись по нескольким направлениям.
Сеть может использоваться не только как эффективный источник необходимой информации, но и как уникальное средство профессионального общения, а ее возможности позволяют трансформировать технологии социологических исследований.
До сих пор малоисследованной остается проблема применения информационных и телекоммуникационных технологий в гуманитарных науках. Они открывают новые техники работы и для социологии. Особенно это актуально для эмпирических исследований, где важно адекватно реагировать на требования реальности, пересматривая традиционные методы и подходы.
Бурное развитие Интернета кардинально меняет образ жизни миллионов людей. Электронная сеть развивается быстрыми темпами, а количество ее пользователей с каждым годом увеличивается. Доступ к информации постоянно расширяется и дает возможность каждому получать ее в любое время, когда это необходимо. Процесс информатизации дал импульс к открытости общественного устройства, действенности феномена общественного мнения. Возникло так называемое киберпространство, а в нем - комьюнитис - группы, сообщества людей, которых связывает некий общий интерес и которые установили прочные связи между собой благодаря Интернету. Это и новая форма общественных отношений, и продукт новейших информационных технологий. Через Интернет происходит свободное, без всякого подавления, вовлечение личности в опосредованный коммуникативный процесс. По сути, Интернет вовлекает человека в новые формы существования и, в определенной мере, может формировать личность. Правда, виртуальные реальности могут быть использованы в целях манипулирования сознанием людей, поэтому этот процесс не должен оставаться бесконтрольным.
Развитие технологий использования киберпространства в научных целях и привлечение быстро формирующихся комьюнитис к исследованиям, возможно, в какой-то мере предотвратят негативные социально-психологические последствия бурного развития информатизации общества. Анализируя темпы роста информационных ресурсов российского сектора Интернет, можно вполне оптимистически смотреть в его будущее. Но решение многих вопросов остается за российским социологическим сообществом.
Интернет-опросы - новая техника работы.
К концу XX столетия Интернет и электронная почта все в большей степени стали использоваться социологами для проведения массовых опросов. Интернет дает социологам возможность проведения глобальных исследований по актуальным проблемам.
Собирается информация из разных стран, разных континентов, по всему миру. Мировая практика проведения таких опросов существует около десяти лет. Интернет-технологии помогают ускорить сбор первичной социологической информации для исследования стремительных социальных процессов. Становятся возможными персональные интервью, экспертные опросы, проведение виртуальных фокус-групп, через Интернет.
И все же социологические исследования, организованные через Интернет, достаточно редки. Даже за рубежом такие исследования проводятся нечасто, хотя число пользователей Интернета значительно больше, чем в России.
В то же время сетевые социологические исследования вызывают научный и практический интерес у социологов. Он обусловлен рядом преимуществ но сравнению с традиционными формами.
Прежде всего, исследования через Интернет позволяют сэкономить время, деньги, человеческие ресурсы, а также повысить качество собираемых данных. В условиях информационного общества фактор экономии ресурсов в социологическом исследовании становится решающим. И уже сейчас в принятии решения по проведению исследования в сети Интернет он достаточно значим.
Говоря о сборе качественной социологической информации от респондентов, необходимо отметить, что при проведении традиционных социологических опросов исследователь довольно часто испытывает трудности в этом деле. Современный человек не находит ничего привлекательного в том, чтобы отвлекаться от текущей работы (традиционно опросы проводятся в рабочее время), читать и отвечать на вопросы социологической анкеты со стандартным текстом на нескольких страницах, тратить на это личное время и интеллект и при этом не иметь возможности узнать хотя бы промежуточные результаты опроса (нет возможности получить обратную связь).
Благодаря интернет-технологиям, существует возможность предоставления индивидуальной обратной связи непосредственно после заполнения анкеты, что может стимулировать респондента к постоянному участию в интернет-опросах и формировать у него положительный имидж такой формы социологических исследований, а также служить фактором привлечения других респондентов. Традиционные методы проведения массовых опросов не позволяют респондентам получать обратную связь от исследователя сразу же после ответа на вопросы. Человек проделывает серьезную работу, отвечая на вопросы, тратит на это время и силы, а взамен ничего не получает. Это усугубляет то обстоятельство, что респондент зачастую выступает в опросах как объект манипуляции со стороны исследователя. Проблематика обратной связи обычно выходит на первый план в кризисные моменты общественной жизни. Недостаточное внимание к проблеме обратной связи исследования чревато искажением его результатов, а порой даже его "провалом" (из-за низкого процента возврата анкет).
Интернет-технологии позволяют легче и быстрее проводить пилотаж, и, следовательно, изменять анкету (вопросы). Интернет-опросы позволяют обеспечить высокую степень так называемой экологической валидности. Условия заполнения анкеты (интервьюирования) ближе к естественным, привычным для респондента условиям жизни. Особенно надо подчеркнуть, что человек, отвечая на вопросы в таком режиме, находится в комфортной для него ситуации. Это максимально приближает условия проведения исследования к полевым. Человек дает свои ответы на вопросы электронной анкеты, выбирая время, когда ему никто не мешает и нет стремления побыстрей отделаться от "приставучего интервьюера". В методике Интернет-опроса отсутствует прямой визуальный контакт социолога с респондентом, и это способствует созданию совершенно иной коммуникативной ситуации, которая часто позволяет снизить психологический дискомфорт и повысить уровень искренности ответов.
В интернет-опросах в меньшей степени сказывается влияние интервьюера. У респондента не возникает ощущений принуждения, неловкости, стеснения, нервозности, часто наблюдающихся в ситуации, когда интервьюер, мотивируя к участию в исследовании, невольно просит сделать одолжение, а человеку трудно отказать и невозможно как следует ответить.
Интернет располагает респондента к более откровенным ответам, что имеет большую ценность в реализации исследований по острым и деликатным проблемам. В последние годы актуализировались "сенситивные" проблемы, такие как употребление и распространение наркотиков, СПИД, аборты и использование средств контроля над рождаемостью, употребление алкоголя и здоровье, самоубийства и т.п. Исследовать их становится все труднее, так как современный человек не приветствует "вторжение" социологов в свою индивидуальную практику и частную жизнь.
Изучение отмеченных проблем требует большего обеспечения анонимности респондентов. Этого не всегда удается достичь при проведении опросов традиционными методами.
"Открытость" респондентов позволяет получать не искаженные данные. Человек не стремится давать социально желаемые ответы, что часто наблюдается при непосредственном контакте с интервьюером. В ответах на открытые вопросы по электронной почте респонденты дают более подробные и развернутые ответы, чем в традиционном опросе "ручкой на бумаге". Об этом свидетельствуют результаты зарубежных исследований интернет-опросов и интернет-тестинга. Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html
Использование Интернета как инструмента исследования открывает новые возможности для эмпирической социологии.
Вместе с тем, есть много технических и методологических проблем в применении интернет-технологий для социологических исследований. Эти проблемы, прежде всего, связаны с тем, что доступ в Интернет имеет ограниченное число людей (особенно это важно для России), недостаточное для проведения глобальных опросов. С другой стороны, некоторые особенности Интернета могут приводить к специфическим проблемам, справиться с которыми программными средствами пока невозможно. Например, респондент может давать произвольные ответы на вопросы с целью посмотреть, что из этого получится; велика вероятность намеренного искажения информации о себе. Ответы, которые даются по Интернету, могут быть вполне правдоподобными, и поэтому их сложно контролировать с помощью программного обеспечения. Это может привести к искажению результатов исследования, хотя следует заметить, что такие же негативные явления происходят и при традиционных методах опроса, особенно опосредованных (почтовый, телефонный опросы). Проблема заключается и в том, что некоторые респонденты могут принимать участие в исследовании неоднократно. Это особенно вероятно, если за участие в исследовании полагается материальное вознаграждение (например, так называемые электронные деньги).
Разновидность Интернет-опросов.
Технологии организации и проведения сетевых (online) исследований стремительно развиваются. Первоначально online-опрос практически ничем не отличался от группового анкетирования, за исключением использования в его процедуре компьютерной техники и электронных технологий. Сегодня возникают новые виды online-техник. Прежде всего, это вызвано бурным развитием электронной коммерции, созданием розничными торговыми фирмами Web-узлов. Маркетинг приобрел новые возможности благодаря дешевизне, быстроте и интерактивности Сети. Web-страницы устроены таким образом, что их можно обновить за считанные секунды. Зарубежные Web-маркетологи считают: чем быстрее информация дойдет до покупателя, тем скорее он примет решение о ее покупке. Этот вывод сделан на основе соответствующих исследований, показавших, что многие пользователи посещают начальные страницы только для того, чтобы узнать о новой продукции.
Существует семь наиболее используемых телекоммуникационных технологий проведения online-исследований:
- рассылка анкет по электронной почте (E-mail-рассылка);
- размещение текстовых анкет в группах новостей (newgroups);
- интернет-форумы, телеконференции (Bulletin Boards);
- Web-страница (анкета в формате HTML);
- стандартный Web-опросник; самозагружающийся опросник;
- online-фокус-группы.[ Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.
]
Самые ранние социологические исследования проводились с помощью электронной почты. Электронная почта - один из самых старых, наиболее распространенных сервисов Интернета. Она появилась задолго до сервиса WWW и имеется практически у всех пользователей Сети. Этот метод остается наиболее простым и универсальным.
Техника исследования мало чем отличается от традиционной техники опросов с помощью карандаша и бумаги. Анкеты в виде текстов рассылаются респондентам в электронных письмах. Длина вопросника должна быть ограниченной, примерно в 20-25 вопросов. Для рассылки писем с текстами анкет (опросников) используются списки е-mail-адресов, которые формируются по-разному. Ранние e-mail-опросы не имели программ автоматизированного накопления данных, поэтому исследователю приходилось вручную обрабатывать письма с заполненными анкетами. Современные е-mail-опросы более совершенны и позволяют с помощью специальных программ проводить обработку результатов полуавтоматически при получении заполненных анкет. Для повышения уровня собираемости анкет, которые начинают поступать начиная с дня рассылки в течение трех дней, возможна повторная рассылка писем-напоминаний (примерно через неделю). Как и в традиционном почтовом опросе, для контроля осуществляется несколько интерактивных проверок. В e-mail-опросе нет возможности избежать вовлечения в исследование ненадежных (недобросовестных) респондентов. Во время заполнения анкеты респонденты могут менять свои ответы в любом пункте опросника или даже изменять формулировку вопроса.
Главное достоинство e-mail-опросов -- предельная простота, дешевизна и высокая скорость сбора данных. Исследователь, не обладающий специальной компьютерной подготовкой, может разослать подготовленный им вопросник и проанализировать полученные данные. При этом, поскольку анкета в еmail-onpoce ограничивается плоским текстовым форматом, он не может отслеживать логику пропусков, случайность в ответах и осуществлять тщательную проверку ошибок. Списки для рассылки электронных анкет формируются из баз электронных адресов, которые собираются исследовательскими и провайдерскими компаниями. В качестве примера можно назвать компанию "America OnLinc" - крупнейшего интернет-провайдера в США, услугами которого пользуются более 20 млн. человек. Для сохранения конфиденциальности информации о респондентах рассылка делается силами подобной компании. Адреса можно собрать с Web-сайтов, где посетители, как правило, оставляют их при регистрации, в списках newgroups, дискуссионных листах. Более ранние e-mail-опросы проводились с использованием базы данных e-mail-адресов специализированных журналов. Например, в одном из крупных online-исследований, которое было предпринято по заказу компании "Henley Centre" в Великобритании в 1995 г., списки e-mail-адресов приобретались в редакции журнала "Internet" и включали как подписчиков этого журнала, так и других лиц, которые взаимодействовали с журналом в текущем году.[ Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.] У современных пользователей Интернета простые e-mail-опросы не вызывают особого интереса. Во время выяснения приоритетных методик online-исследований перед участием в очередном опросе респонденты поставили e-mail-опросы на последнее место. Они объяснили, что слишком просто и скучно заполнять обычные текстовые анкеты и отсылать их по e-mail. Это одна из причин того, что в современных online-исследованиях электронная почта используется, как правило, лишь для рассылки приглашений на участие в online-опросе.
Для размещения текстов анкет используются также группы новостей (newgroups). Такие группы создаются для обсуждения определенных тем и привлекают большие аудитории пользователей. Каждая группа имеет свой список участников, который можно использовать для составления выборочного списка. Анкета отсылается в виде текстового сообщения на сайт newgroup. Опрос респондентов происходит интерактивно или автономно. Имея текстовую копию вопросника, респонденты могут принять участие в исследовании, сделав необходимые отметки или набрав текст ответа с помощью клавиатуры. Данные от респондентов поступают в виде текстов и требуют самостоятельной обработки. Для привлечения к опросу новых посетителей необходимо регулярно возобновлять рассылку анкеты (примерно 1 раз в неделю). Новые посетители чаще всего рассматривают только первые 50 рассылок и поэтому могут не увидеть "ушедшую" в самый конец анкету. Перед рассылкой текстов анкет основного опроса проводится опрос отобранных участников группы новостей для выяснения их основных характеристик. Эти данные, которые исследователь получает предварительно, могут служить базой для формирования выборки. При этом любой респондент может отказаться от участия в опросе, если он заметил какие-либо признаки контроля за его "виртуальным поведением". Существуют различные технические способы, помогающие защитить респондентов от возможного "преследования". Демонстрируя их, исследователь может привлечь к опросу гораздо большее количество участников.
Опросы в newgroups редко бывают безупречными, хотя неизбежность их проведения вызвана вескими причинами - существуют целевые группы, трудно достижимые для исследования в реальности. Участники группы новостей, как правило, имеют определенную, "редкую" ориентацию (например, анонимные алкоголики, торговцы наркотиками, сексуальные меньшинства и т.п.). Именно такие социальные группы могут быть гораздо легче обнаружены через Интернет. Далее многое зависит от социолога, его умения эффективно использовать Интернет в конкретной исследовательской работе: выявления всех newgroups данной ориентации, обеспечения анонимности респондентов и т.д. Возможна рассылка электронных писем для тех конкретных людей, которые пишут в группу новостей. В зависимости от проблематики и условий исследования многие из таких респондентов проявляют готовность пойти навстречу исследователю. Существенный недостаток подобных исследований - нет возможности отслеживать посетителей, которые читали вопросник, но не заполнили его.[ Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005. № 2.]
Технология проведения опросов в Интернет-форумах или телеконференциях относительно проста и не требует больших временных и финансовых затрат. Информация собирается на протяжении определенного промежутка времени. Для этого необходимо найти телеконференции с интересующей исследователя аудиторией. Целесообразно какое-то время следить за дискуссиями отобранных телеконференций, затем принять активное участие в них. После этого можно поместить в телеконференции вопросы, на которые исследователь ожидает получить ответы. Желательно размещать не весь опросник, а только его часть (ключевые вопросы). На полную анкету, которая расположена на Web-сайте, дается ссылка. Респонденты, как правило, охотнее принимают участие в таких опросах. При этом возможны определенные проблемы: искажение информации, неадекватное реагирование, незаполнение полного текста анкеты.
Указанная технология хороша в случае, когда для опроса привлекается группа экспертов. Чаще используются открытые вопросы, требующие самостоятельного ввода ответов. Респонденты охотно дают свои ответы и комментарии в телеконференциях. Они бывают полнее, чем при традиционном опросе.[ Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2. ]
Более поздняя технология - сетевые страницы (Web-страницы). Это обычная текстовая анкета, но в HTML-формате, которая размещается в WWW. Все вопросы такой анкеты располагаются поочередно и принимают форму единой длинной страницы. Для ее просмотра и заполнения респондент постоянно "прокручивает" экран монитора, находясь в определенном напряжении. "Плоская" Web-страница может содержать неограниченное число вопросов, на которые респондент отвечает с помощью мыши (отмечая выбранные ответы в закрытых вопросах) и клавиатуры (для набора текста на открытые вопросы). Для построения таких анкет используется специальный язык скриптов (GGI), с помощью которого данные считываются в базу и могут быть автоматически обработаны. В зависимости от инструкций в коде скрипта ответы участников могут быть непосредственно записаны в базу данных или пересланы на определенный адрес электронной почты в реальном времени (возможна комбинация обеих процедур). Преимущества Web-страниц могут превратиться в недостатки, т.к. их создание требует определенных технических навыков. Необходимые программы, которые могут упростить создание Web-страниц, появились сравнительно недавно.
Опрос при этом интерактивно не контролируется, поэтому сложно ограничивать время заполнения анкеты и отслеживать количество исправлений в ответах. Для быстрых и простых исследований (где не нужна комплексная обработка данных) Web-страница оказывается очень эффективной. Примерно 80% всех опросных данных, собранных через Интернет, появляются благодаря применению технологии Web-страниц. Большинство HTML-анкет размещены не сами по себе, а на тематических Web-сайтах и заполняются их посетителями без труда. Но возможность сделать выборку и целенаправленно привлекать респондентов к участию в опросе при данной методике минимальна. Исследователь вынужден просто ждать данных, которые будут появляться в результате случайного (и добровольного) заполнения анкеты посетителями Web-сайта. Эта методика подходит для регистрации пользователей и неглубоких исследований (рейтинговых опросов, изучения эмоциональных предпочтений и т.д.).
Web-страницы активно используются для маркетинговых опросов на сайтах компаний-производителей определенных товаров. Такие сайты, как правило, имеют свою постоянную целевую аудиторию, у которой нет предубеждений в отношении сути вопросов анкеты и необходимости подачи ответов.
Стандартный Web-опросник - это программа, содержащая вопросник в HTML-формате, которая размещается в WWW. В ее основе - гипертекст и визуализация информации, с использованием элементов мультиносителя: картинок, графиков, звуков и т.п. В этом отличие от более ранних сред для online-опросов. Web-опросники имеют некоторые уникальные преимущества: они могут быть сделаны с максимально привлекательными шрифтами и графикой. Характеристики гипертекста WWW обычно предоставляют возможности для адекватной реакции, давая максимум пояснений для респондентов. Текущие версии Netscape и Internet Explorer являются самыми популярными окнами просмотра WWW -- они максимально удовлетворяют индивидуальные запросы пользователей. Стандартный Web-опросник представляет собой программу, содержащую несколько Web-страниц, которые загружаются поочередно или в случайном порядке. В любом случае, при запуске программы сначала появляется страница с аннотацией исследования и инструкцией к анкете. Затем, листая страницы Web-опросника, респондент отвечает на вопросы, которые по одному высвечиваются на экране монитора. При этом он видит только один вопрос, может спокойно его прочесть и подумать над ответом, не отвлекаясь на предыдущие и последующие.
Чаще всего, кроме вопроса и вариантов ответов, на отдельной странице Web-опросника размещены счетчики времени, заполненных и незаполненных вопросов. Технически время ответа на один вопрос можно ограничить, а также заблокировать "пролистывание" вперед и назад всего опросника. На отдельной странице респондент заполняет свои личные данные, а затем загружает весь массив ответов в базу для обработки. В случае отказа от ввода информации о личности респондента возможна задержка или частичная потеря ранее введенных ответов, и респондент рискует потерять шанс на вознаграждение за участие в опросе, если таковое предусмотрено. С помощью высокотехнологичных и адаптационных программ, которые создают Web-опросники, исследователь может заранее устанавливать стандарты более гибкого управления процессом изучения online-среды. Большим преимуществом технологии Web-опросника является возможность создания более сложных (структурированных) анкет. Но, с другой стороны, работа по этой технологии требует больше времени для того, чтобы запустить опрос, и достаточно сложна для исследования с точки зрения технических навыков.
Далеко не каждый социолог умеет самостоятельно программировать и модифицировать программы. Разработкой программных пакетов для Web-опросников занимаются отдельные фирмы, которые затем осуществляют хостинг. Стоимость исследования, проводимого с применением технологии Web-опросника, значительно увеличивается по сравнению с e-mail и newgroups. Тем не менее, затраты окупают себя.
Ссылки на Web-опросники размещаются на тематических Web-сайтах. Особенно важно их размещение на сайтах специализированных исследовательских компаний. За рубежом таких компаний очень много. Они привлекают тысячи пользователей к участию в online-опросах на собственных сайтах.
Самозагружающийся опросник - самый современный метод online-обследования, который появился сравнительно недавно. Такие опросники загружаются из WWW и запускаются на заранее установленное программное обеспечение, поддерживаемое исследователем. Это перемещает процедуру обработки данных с Wеb-сервера на компьютер респондента. Предварительно загруженное программное обеспечение для опроса помогает прочитывать намного меньше файлов, чем при входе респондента в WWW. Респондент, таким образом, экономит деньги на использование интернет- ресурсов и меньше тратится на участие в опросе. Далее процедура заполнения анкеты осуществляется так же, как и в предыдущей технологии диалоговых исследований.
Online-фокус-группы - технология online-исследования, необходимая для сбора качественной информации. По сути, это online-интервью в реальном времени с несколькими респондентами одновременно. Люди через Интернет входят в сеанс дискуссии, обнаруживают на экранах мониторов предлагаемые модератором вопросы и затем вводят свои ответы с клавиатуры. В этих фокус-группах, как и в традиционных, логические и управляющие механизмы осуществляются очень квалифицированным модератором, требования к которому в online-сеансах возрастают.
Работа фокус-группы зачастую осложняется тем, что в дискуссии могут участвовать пользователи с очень слабыми навыками компьютерного набора. Еще один недостаток - при индивидуальном подключении ни модератор, ни участники не могут ощутить качество группового обсуждения. Фактически исследователь получает несколько одновременно проходящих глубинных интервью.
Заключение
Несмотря на существующие в настоящее время ограничения, исследования в Интернете как новый метод привлекают и будут привлекать социологов удобствами методологической перспективностью. Сегодня число таких исследований очень невелико, особенно в России.
Россия существенно отстала от США и западных стран в применении интернет-технологий для исследований. Отечественная социология делает лишь первые попытки использования Интернета в научно-исследовательских целях, особенно это касается интернет-опросов. Сбор и анализ социологической информации тормозятся нехваткой специалистов, занимающихся изучением информационных сообществ, которые обладали бы как социологическими знаниями, так и владением новейшими информационными технологиями. С другой стороны, низкая обеспеченность современной вычислительной техникой, сложность и дороговизна подключения к Интернету, а порой просто неумение целенаправленно пользоваться ресурсами сети приводят к тому, что большинство социологов продолжают работать в рамках традиционных методов проведения социологических исследований. Проблемы информационного общества всесторонне можно изучать только с использованием тех возможностей, которые нам дает Интернет, а он сам по себе - реальность информационного общества.
Исследователи, осознающие неизбежность и необходимость повсеместного вхождения в нашу действительность Интернета и сами пользующиеся сетью в научных целях, в дальнейшем будут развивать методологию и практику применения интернет-опросов по разным направлениям. И, вероятно, таким образом, изменится сама технология социологического исследования.
Интернет сегодня нам представляется финальной точкой в достижениях глобализации, однако исследователям феномена мировой Сети уже очевидно, что Интернет--это только первый шаг, во многом несовершенная и несущая в себе не только массу возможностей, но и непредвиденные ошибки и опасности. Интернет -- первая ступенька к новым формам взаимодействия и коммуникации.
Подготавливая данный материал, я сама обращалась к ресурсам Интернет. Несомненно, Интернет - это уникальная возможность быстрого и объективного сбора информации, особенность же заключается в том, чтобы уметь правильно ее использовать. По-моему мнению, в скором времени методика использования Интернет-опросов для социологических исследований станет основной, а техника их проведения дойдет до самого высокого уровня, в котором будут устранены все существующие на сегодня недостатки.
Список литературы
1. Романович Н.А. Ситуация опроса глазами респондента // Социологические исследования. 2005. № 2.
2. Ромек В., Сатин Д. Надежность тестов при тестировании в Интернете // Междисциплинарный семинар "Виртуальная коммуникация в сети Интернет", http://www.virtual.ru/vculture/seminar/index.html
3. Социология от А до Я. Данные сайта http://www.glasnet.ru
4. Черенков А. Интернет и маркетинговые исследования // Маркетинг и маркетинговые исследования в России. 2000. № 2.
5. Чураков А.Н. "Информационное общество" и эмпирическая социология //Социологические исследования. 2004. № 1.
6. Шадрин А.. Переход к информационному обществу. http://www.ieie.nsc.ru:8101/parinov/arteml.html
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Образование белорусской национальной государственности. Провозглашение БНР и БССР |
Контрольная работа | Ведення пологів при типовому розташуванні плоду |
Контрольная работа | Понятие и принципы государственного устройства РФ |
Контрольная работа | Структура информационных ресурсов России |
Контрольная работа | Психосоциальная работа с детьми-инвалидами |