2
Вопрос 1. Понятие и виды субъектов сельскохозяйственной деятельности
Под субъектами сельскохозяйственной деятельности понимаются юридические и физические лица, осуществляющие производство, переработку и реализацию сельскохозяйственной продукции. В процессе проведения аграрной реформы в Республике Беларусь правовой статус и организационно-правовые формы субъектов сельскохозяйственной деятельности претерпели существенные изменения. В настоящее время сельскохозяйственные организации могут иметь статус коммерческой или некоммерческой организации (в зависимости от цели деятельности), основываться как на государственной, так и на частной форме собственности, а также создаваться в различных организационно-правовых формах. При этом законодатель устанавливает исчерпывающий перечень организационно-правовых форм коммерческих организаций, который включает в себя хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, унитарные предприятия и крестьянские (фермерские) хозяйства.
Коммерческую деятельность в сфере сельского хозяйства и агропромышленного производства могут вести любые юридические лица и индивидуальные предприниматели независимо от их отраслевой принадлежности с соблюдением требований, установленных законодательством. Среди них необходимо выделить категорию субъектов предпринимательской деятельности, которые входят в состав АПК и находятся в организационно-экономической связи с данной сферой экономики. Данные лица определяются как субъекты АПК.
Виды (круг) этих субъектов хозяйственной деятельности (предпринимателей) и критерии включения их в состав АПК определены постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 3 января 1996 г. № 4 «О структуре агропромышленного комплекса Республики Беларусь».
В состав АПК входят субъекты хозяйственной деятельности независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, для которых основными видами деятельности являются:
производство сельскохозяйственной продукции;
заготовка, переработка и реализация сельскохозяйственной продукции, производимой в Республике Беларусь;
производство продуктов питания (продовольствия);
подготовка кадров для отраслей АПК;
научное, техническое, производственно-техническое, ветеринарное и транспортное обслуживание, материально-техническое обеспечение АПК, строительство и ремонт объектов АПК производственного и непроизводственного назначения и другие виды, связанные с функционированием АПК.
Таким образом, состав АПК определен примерно, но главным критерием включения субъектов предпринимательской деятельности в состав АПК является основной вид деятельности, который должен быть непосредственно связан с агропромышленным производством. При этом в состав АПК входят организации и индивидуальные предприниматели, имеющие различную уставную правоспособность, которая отличается функциональным признаком и определяется сложной организационно-хозяйственной структурой АПК.
Основную группу субъектов составляют субъекты сельскохозяйственной деятельности, то есть юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые занимаются производством, первичной переработкой и реализацией сельскохозяйственной продукции и сырья. Налоговое и бюджетное законодательство выделяет среди них производителей сельскохозяйственной продукции, к которым относятся главным образом коммерческие организации, занятые производством сельскохозяйственной продукции в основных отраслях сельскохозяйственного производства. Правоспособность таких организаций должна определяться с учетом видов экономической деятельности, установленных общегосударственным классификатором Республики Беларусь «Виды экономической деятельности».
Так, в соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь от 13 июля 1999 г. № 27 «О введении единого налога для производителей сельскохозяйственной продукции» под производителями сельскохозяйственной продукции понимаются занимающиеся производством сельскохозяйственной продукции хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, унитарные предприятия, а также организации, у которых есть филиалы и иные обособленные подразделения по производству сельскохозяйственной продукции, имеющие отдельный баланс и текущий (расчетный) либо другой банковский счет в части этой деятельности.
Законодательство Республики Беларусь не ограничивает возможность ведения сельскохозяйственного производства по субъектному составу, но выделяет по отраслевому признаку такую категорию сельскохозяйственных производителей, как сельскохозяйственные организации. Для включения в число сельскохозяйственных организаций законодательство использует финансовые признаки, характеризующие производственную деятельность данных организаций.
Так, Закон Республики Беларусь от 9 июня 2003 г. «О реорганизации убыточных сельскохозяйственных организаций» и Закон Республики Беларусь от 18 июля 2000 г. «Об экономической несостоятельности (банкротстве)» определяют сельскохозяйственную организацию как юридическое лицо, основным видом деятельности которого является выращивание (производство или производство и переработка) сельскохозяйственной продукции, выручка от реализации которой составляет не менее 50% от общей суммы выручки.
Субъекты АПК независимо от их отраслевой принадлежности могут различаться также по форме собственности (государственные организации, субъекты, основанные на частной собственности) и по организационно-правовому статусу (унитарные предприятия, хозяйственные общества и товарищества, производственные кооперативы, крестьянские хозяйства, потребительские кооперативы, индивидуальные предприниматели).
Сельскохозяйственные коммерческие организации являются основными производителями сельскохозяйственной продукции. Они обладают специальной правоспособностью, соответствующей целям и предмету их деятельности, которая носит комплексный характер, так как сельскохозяйственные организации выступают участниками различных правоотношений: гражданских, земельных, трудовых, финансовых и др. Порядок их создания, правовое положение, реорганизация и ликвидация определяются нормами гражданского законодательства. В то же время существует потребность в наличии специальных нормативных актов, позволяющих определить специфику их правового статуса как сельскохозяйственной организации, нуждающейся в особой организации производства и труда. Так, правовое положение колхозов определяется Примерным уставом колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива), крестьянского (фермерского) хозяйства - соответствующим Законом; кроме этого, указанные виды коммерческих организаций могут быть использованы только в сфере аграрного предпринимательства. В наибольшей степени специальное правовое регулирование (посредством норм аграрного законодательства) проявляется в процессе регламентации их деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также участия в системе АПК. Все сельскохозяйственные организации обладают особым правовым статусом как землепользователи земель сельскохозяйственного назначения, а их уставная деятельность направлена на удовлетворение потребностей населения в продуктах питания, промышленности - в соответствующем сырье и обеспечение продовольственной безопасности страны.
Государственные сельскохозяйственные организации
Государственные организации в сельском хозяйстве и АПК -- коммерческие и некоммерческие организации, созданные государственными органами управления на базе государственной собственности.
В зависимости от вида государственной собственности, на которой основаны эти организации, они могут относиться к республиканским и коммунальным организациям.
Республиканские -- создаются соответствующими республиканскими органами управления, уполномоченными управлять государственным имуществом. Чаще всего таким органом является Минсельхозпрод, который в соответствии с Положением о нем осуществляет руководство подчиненными ему государственными организациями.
Коммунальные -- создаются местными органами управления и входят в состав коммунального хозяйства.
Перечень государственных организаций, находящихся в ведении Минсельхозпрода, и входящих в его структуру департаментов утвержден постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 31 октября 2001 г. № 1590. Перечень государственных предприятий, находящихся в ведении республиканских объединений, устанавливается органом, по решению которого создается такое объединение.
Отдельные виды государственных сельскохозяйственных предприятий могут находиться только в республиканской собственности. Перечень таких юридических лиц устанавливается Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. «Об объектах, находящихся только в собственности государства» и некоторыми специальными актами. Так, в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 мая 1998 г. к предприятиям, которые могут находиться только в собственности Республики Беларусь, относятся:
водохозяйственные и мелиоративные системы и сооружения, имеющие межхозяйственное значение, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов, целевых бюджетных и внебюджетных фондов, а также средств государственных предприятий;
специализированные предприятия, а также иные предприятия и их обособленные подразделения по производству этилового пищевого спирта, ликероводочных изделий, находящиеся в государственной собственности на момент принятия настоящего Закона и вновь вводимые в эксплуатацию, строительство которых осуществлялось за счет средств республиканского и местных бюджетов; хлебные базы, осуществляющие хранение государственных ресурсов зерна и продуктов его переработки.
Законом Республики Беларусь от 28 сентября 1994 г. «О племенном деле в животноводстве» некоторые племенные хозяйства -- государственные племенные заводы, селекционно-гибридные центры, испытательные станции, племенные опытные хозяйства, племптицерепродукторы -- также отнесены к республиканской собственности.
С учетом функционального назначения и специальной правоспособности государственные сельскохозяйственные предприятия могут быть специализированными и многоотраслевыми.
Правовое положение государственных организаций различается по организационно-правовому статусу (унитарные предприятия и государственные объединения).
Государственные унитарные предприятия создаются соответствующими государственными органами управления или местными органами согласно нормам § 4 главы 4 Гражданского кодекса Республики Беларусь (далее -- ГК). Эти органы принимают решения о создании, реорганизации и ликвидации подчиненных им государственных предприятий, утверждении их уставов. Государственная регистрация государственных унитарных предприятий производится в соответствии с Положением о государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования, утвержденным Декретом Президента Республики Беларусь от 16 марта 1999 г. № 11 (далее -- Положение о государственной регистрации).
Используемое иногда в аграрно-правовой литературе понятие «совхоз» для обозначения государственных сельскохозяйственных предприятий, которые занимаются производством сельскохозяйственной продукции, является в настоящее время устаревшим. Законодательство не выделяет совхозы как особую разновидность юридических лиц, поэтому их правовое положение полностью соответствует статусу унитарных предприятий.
Государственные объединения действуют в соответствии с § 6 главы 4 ГК. Они создавались согласно отраслевой структуре АПК и трехзвенной системе управления. В соответствии со ст. 1231 ГК государственные объединения создаются по отраслевому принципу в целях осуществления общего руководства деятельностью входящих в его состав юридических лиц по решению Президента Республики Беларусь, Правительства Республики Беларусь, а также по их поручению (разрешению) республиканскими органами государственного управления либо по решению органов местного управления и самоуправления.
Государственные объединения, как правило, являются некоммерческими организациями. Учредительным документом государственного объединения является устав, утвержденный государственным органом, должностным лицом, принявшим решение о его создании, либо уполномоченным им органом.
Сельскохозяйственные производственные кооперативы (колхозы)
Производственные кооперативы в сельском хозяйстве -- коммерческие производственные организации, которые занимаются в основном выращиванием и первичной переработкой сельскохозяйственной продукции.
Правовое положение производственных кооперативов в сельском хозяйстве регулируется ГК (ст. ст. 107--112) и Указом Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 «О некоторых вопросах организационно-правового обеспечения деятельности колхозов», которым утвержден Примерный устав колхоза (сельскохозяйственного производственного кооператива).
Сельскохозяйственные производственные кооперативы, создаваемые в соответствии с нормами гражданского законодательства, основаны на двух признаках:
общность имущества -- она выражается во внесении имущественных паевых взносов и субсидиарной ответственности членов кооператива по долгам кооператива;
личное трудовое участие в деятельности кооператива.
Производственные кооперативы в сельском хозяйстве создаются только в форме юридического лица. Учредительным документом является устав, который утверждается общим собранием членов кооператива. Минимальное число членов кооператива -- не менее трех. Фирменное наименование кооператива должно содержать его наименование и слова «производственный кооператив» или «артель».
Колхоз рассматривается как самостоятельная форма производственных кооперативов в сельском хозяйстве, создаваемых на основании Примерного устава, в котором закреплены особенности правового положения этих организаций. Тем самым в правовой обиход введено понятие «колхоз», которое в ГК не выделяется как особый вид юридических лиц.
Колхоз является коммерческой организацией, созданной гражданами на основе добровольного членства для совместной деятельности по производству, переработке, сбыту сельскохозяйственной продукции, а также иной не запрещенной законодательством деятельности. Правоспособность колхоза не ограничивается только ведением сельскохозяйственной деятельности, хотя основными задачами колхоза являются предпринимательская деятельность, направленная на обеспечение республики продуктами питания, сельскохозяйственным сырьем, а также создание условий для экономического развития колхоза и получение прибыли.
Колхоз действует на основании устава, который утверждается общим собранием. Колхоз считается созданным с момента государственной регистрации. Она осуществляется в порядке, установленном Положением о государственной регистрации, на основании документов, предусмотренных в соответствующем законодательстве (п. 25 Положения).
Граждане, желающие создать колхоз, формируют организационный комитет, в обязанности которого входит:
подготовка проекта устава колхоза;
прием заявлений на вступление в члены колхоза;
подготовка общего организационного собрания.
Общее организационное собрание принимает решение о приеме в члены колхоза, утверждает устав, избирает органы управления.
Организационной основой создания и деятельности колхоза являются отношения членства, которые возникают и прекращаются в порядке, предусмотренном Примерным уставом колхоза. Членами колхоза могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16 лет, признающие устав колхоза и принимающие личное трудовое участие в его деятельности.
Прием в члены колхоза производится по письменному заявлению гражданина правлением колхоза с последующим утверждением общим собранием (собранием уполномоченных). Примерный устав колхоза не содержит требования о внесении паевого взноса лицом, вступающим в члены колхоза, в том числе создающими колхоз лицами. Однако при организации колхоза граждане могут добровольно объединить имущественные средства, в том числе денежные, для передачи их в долевой фонд колхоза.
Деятельность колхоза может прекращаться путем реорганизации по решению общего собрания членов колхоза и ликвидации по решению общего собрания или в судебном порядке.
Потребительские общества и их союзы в сельском хозяйстве
Потребительские кооперативы действуют в сфере обращения и распределения сельскохозяйственной продукции. В сельском хозяйстве потребительские кооперативы создаются в форме потребительских обществ и их союзов, которые выделяются в самостоятельную разновидность этих организаций (п. 6 ст. 116 ГК). Потребительские кооперативы имеют статус некоммерческих организаций. Их правовое положение определяется ГК (ст. 116) и законодательством о потребительской кооперации, основу которого составляет Закон Республики Беларусь от 25 февраля 2002 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Основным (первичным) звеном потребительской кооперации является потребительское общество -- добровольное объединение граждан и (или) юридических лиц в форме кооператива с целью удовлетворения их материальных (имущественных) и иных потребностей, осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
Потребительское общество является юридическим лицом, создается по территориальному, производственному или иному признаку на основе членства. Членство в потребительском обществе не ограничено по субъектному составу. Членами потребительского общества могут быть граждане Республики Беларусь, достигшие 16 лет, или юридические лица, принятые в установленном порядке в состав потребительского общества и внесшие вступительный и паевой взнос.
Учредителями (членами) потребительского общества могут быть только граждане или юридические лица либо смешанный состав, представленный гражданами и юридическими лицами. Количество учредителей должно быть не менее трех. Количество членов в потребительском обществе не ограничивается.
Решение о создании потребительского общества принимает общее собрание учредителей, которое утверждает устав и избирает органы управления. Регистрация потребительских обществ осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации на основании документов, которые указаны в Законе «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь».
Потребительские общества объединяются в союзы по территориальному признаку. Союз потребительских обществ -- добровольное объединение потребительских обществ, их союзов для координации деятельности и защиты общих экономических интересов.
Союз потребительских обществ является некоммерческой организацией, действующей на основании устава и учредительного договора. Учредителями союза потребительских обществ выступают потребительские общества области (областной союз), потребительские общества и областные союзы (республиканский союз). На территориальный признак создания потребительских союзов указывает их наименование, которое должно содержать название области по месту их нахождения (областной союз потребительских обществ). Республиканский союз потребительских обществ именуется «Белорусский республиканский союз потребительских обществ» («Белкоопсоюз»).
Решение о создании союза потребительских обществ принимает учредительное собрание, которое утверждает список членов и устав потребительского общества, а также избирает органы управления и органы контроля потребительского общества.
В соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 5 мая 2006 г. № 289 «О структуре Правительства Республики Беларусь» Белорусский республиканский союз потребительских обществ (Белкоопсоюз) находится в ведении Правительства Республики Беларусь, но только по вопросам, определенным законодательством. В этом случае он приравнивается по статусу к государственным организациям, подчиненным Совету Министров Республики Беларусь. Председатель Правления Белорусского республиканского союза потребительских обществ входит в состав Совета Министров Республики Беларусь.
Потребительские общества и их союзы могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит целям их создания. Содержание правоспособности потребительских кооперативов указывает на противоречие между их статусом некоммерческой организации и задачами потребительской кооперации, к которым, в соответствии со ст. 3 Закона «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Республике Беларусь» относится:
организация оптовой и розничной торговли, общественного питания;
закупка сельскохозяйственной продукции и сырья, изделий и продукции личных подсобных хозяйств и промыслов, дикорастущих плодов, ягод, грибов, других видов продукции и сырья;
производство сельскохозяйственной продукции, пищевых продуктов, непродовольственных товаров, продукции производственно-технического назначения;
оказание платных услуг населению и др.
Исходя из основных задач потребительской кооперации потребительские кооперативы могут заниматься любыми видами деятельности (хозяйственной и иной), носящей коммерческий характер.
Члены потребительских обществ не имеют обязанности личного трудового участия в деятельности кооператива. Производственная и иная деятельность потребительских обществ осуществляется через создаваемые ими унитарные предприятия и учреждения.
Крестьянское (фермерское) хозяйство
Правовое положение крестьянского (фермерского) хозяйства регулируется Законом Республики Беларусь от 18 февраля 1991 г. «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» (в редакции Закона от 19 июля 2005 г.), а также гражданским, земельным и иным законодательством.
Крестьянское (фермерское) хозяйство определяется как коммерческая организация, созданная одним гражданином (членами одной семьи), внесшим имущественные вклады, для осуществления предпринимательской деятельности по производству сельскохозяйственной продукции, а также по ее переработке, хранению, транспортировке и реализации, основанной на личном трудовом участии и использовании предоставленного для этих целей в установленном порядке земельного участка.
Основные признаки фермерского хозяйства характеризуют его как особую организационно-правовую форму юридического лица (коммерческой организации), действующего только в сфере сельскохозяйственного производства.
Крестьянское (фермерское) хозяйство является разновидностью коммерческой организации, целью которой является предпринимательская деятельность в сельском хозяйстве. Термины «фермерское хозяйство» и «крестьянское хозяйство» в законодательстве употребляются как синонимы. Преимущественное использование понятия «фермерское хозяйство» показывает, что данная форма сельскохозяйственной деятельности имеет четкую ориентацию на функционирование в условиях рынка.
Фермерское хозяйство действует только в определенной законодательством организационно-правовой форме -- форме юридического лица независимо от количества участников. Являясь коммерческой организацией, фермерское хозяйство обладает всеми признаками юридического лица, что делает его самостоятельным субъектом правоотношений.
Фермерское хозяйство рассматривается как семейно-трудовое объединение. Семейный признак является обязательным. Членами крестьянского хозяйства могут быть дееспособные граждане, являющиеся членами одной семьи (супруги, их родители (усыновители), дети, братья и сестры, супруги и дети указанных лиц, другие лица, признанные членами семьи в соответствии с законодательством о браке и семье).
Семейный признак указывает на особую природу крестьянского (фермерского) хозяйства как семейного предпринимательства. Лица, не состоящие в родственных отношениях, могут избрать другие формы ведения сельскохозяйственной деятельности.
Как трудовое объединение фермерское хозяйство основано на личном трудовом участии его членов, которое оформляется членскими отношениями. Личный труд в данном случае можно понимать как любую экономически значимую деятельность в интересах хозяйства, которая, однако, осуществляется в соответствии с законодательством о труде. Ограничение деятельности членов крестьянского хозяйства рамками трудового договора, который заключает с ними глава крестьянского хозяйства, противоречит в некоторой степени природе фермерского хозяйства как се-мейно-предпринимательского союза, а также уравнивает их в трудовых отношениях с иными лицами, привлекаемыми для работы в крестьянском хозяйстве.
Фермерское хозяйство может вестись в индивидуальной форме, то есть состоять из одного лица, и в коллективной форме, когда в состав хозяйства входят несколько человек, но только членов одной семьи. Форма ведения данной деятельности не влияет на организационно-правовой статус фермерского хозяйства, но влияет на организационное оформление этой деятельности.
Для фермерского хозяйства предусмотрено обязательное наличие земельного участка, что вытекает из имеющейся у крестьянского хозяйства специальной земельной правосубъектности. Ведение деятельности крестьянского хозяйства невозможно без получения земельного участка, который предоставляется на условиях, предусмотренных Кодексом Республики Беларусь о земле, в соответствии с Положением о порядке изъятия и предоставления земельных участков, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58. Земельный участок предоставляется после государственной регистрации крестьянского хозяйства как юридического лица, но при предварительном согласовании такого предоставления с соответствующим исполнительным и распорядительным органом.
Крестьянское (фермерское) хозяйство создается в порядке, установленном специальным законодательством, который в целом совпадает с процедурой создания других юридических лиц и предусматривает определенное организационное оформление деятельности фермерского хозяйства, включающее принятие решения о создании крестьянского хозяйства, утверждение устава, государственную регистрацию фермерского хозяйства, предоставление земельного участка.
Фермерское хозяйство действует на основании устава, который утверждается решением собрания учредителей фермерского хозяйства и оформляется протоколом собрания учредителей. В случае создания фермерского хозяйства одним гражданином устав утверждается этим гражданином, который одновременно является главой фермерского хозяйства.
Фермерское хозяйство считается созданным со дня его государственной регистрации, которая осуществляется в соответствии с Положением о государственной регистрации и производится на основании документов, предусмотренных законодательством о крестьянском (фермерском) хозяйстве.
Крестьянское (фермерское) хозяйство как юридическое лицо обладает обособленным имуществом, которое формируется в процессе создания фермерского хозяйства и в ходе его коммерческой деятельности. В соответствии со ст. 1152 ГК имущество крестьянского (фермерского) хозяйства принадлежит ему на праве собственности. Исключение составляет земельный участок, который не может находиться в собственности фермерского хозяйства в силу его принадлежности к землям сельскохозяйственного назначения.
Примерный перечень имущества крестьянского (фермерского) хозяйства, данный в Законе «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» показывает, что в его состав включаются в основном объекты производственно-хозяйственного назначения, необходимые для ведения товарного сельского хозяйства, имущественные и иные отчуждаемые права, а также полученные в результате этой деятельности плоды, продукция и доходы.
Кроме собственного имущества крестьянское хозяйство может использовать в своей деятельности имущество, принадлежащее другим лицам, полученное в пользование по гражданско-правовым договорам (например, в аренду, безвозмездное пользование), а также по иным основаниям. Так, в соответствии со ст. 16 Закона «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» организации и индивидуальные предприниматели вправе передавать фермерским хозяйствам неиспользуемые здания, сооружения, сельскохозяйственную технику, оборудование в аренду с последующим их выкупом и отсрочкой начала внесения арендной платы сроком до 3 лет. Привлеченные средства не могут быть использованы только для формирования и увеличения уставного фонда.
Источники формирования имущества крестьянского (фермерского) хозяйства законодательством не ограничиваются. Ими являются:
вклады в уставный фонд фермерского хозяйства;
доходы от его хозяйственной деятельности;
иные источники, не запрещенные законодательством.
Уставный фонд крестьянского хозяйства формируется из стоимости вкладов учредителей (членов) крестьянского хозяйства в размерах, установленных в соответствии с Положением о государственной регистрации (минимальный размер для фермерских хозяйств -- 150 евро). Размер уставного фонда фермерского хозяйства, размер вкладов в уставный фонд, состав, сроки и порядок их внесения указываются в уставе.
Гражданин может быть принят в члены крестьянского хозяйства при условии внесения вклада в уставный фонд. Порядок внесения зависит от того, происходит ли это при создании крестьянского хозяйства (документы, подтверждающие формирование уставного фонда, должны представляться для государственной регистрации фермерского хозяйства) или в ходе деятельности уже созданного крестьянского хозяйства.
Члены крестьянского (фермерского) хозяйства имеют обязательственные права в отношении этого фермерского хозяйства. Имущественные права членов хозяйства соответствуют их долям в уставном фонде, размер которых указывается в уставе. Эти права заключаются в следующем:
получать часть прибыли, которая распределяется по итогам финансового года по решению общего собрания членов соразмерно долям в уставном фонде фермерского хозяйства и (или) личному трудовому участию в его деятельности;
при выходе или исключении из членов фермерского хозяйства получить стоимость своей доли в уставном фонде и часть прибыли;
продать или иным способом уступить свою долю (ее часть) в уставном фонде фермерского хозяйства, в том числе передать по наследству, другим членам крестьянского (фермерского) хозяйства или третьим лицам;
преимущественное право приобретать у других членов крестьянского хозяйства их доли (части) в уставном фонде фермерского хозяйства;
получить в случае ликвидации фермерского хозяйства часть имущества, оставшегося после расчетов с кредиторами, или его стоимость пропорционально своей доле в уставном фонде фермерского хозяйства.
Полномочия по распоряжению имуществом фермерского хозяйства возлагаются на главу фермерского хозяйства, если иное не предусмотрено уставом. Так, некоторые наиболее важные имущественные вопросы могут быть отнесены к компетенции общего собрания членов крестьянского хозяйства, поскольку это не противоречит законодательству.
Фермерское хозяйство может быть ликвидировано по решению высшего органа управления этого хозяйства, регистрирующего органа, хозяйственного суда, иных органов в случаях, предусмотренных законодательными актами.
Особыми основаниями для ликвидации фермерского хозяйства, которая производится по решению регистрирующего органа, являются земельно-правовые, то есть связанные с прекращением прав на земельный участок, предоставленный для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства. Закон «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» не учитывает последствия, которые наступают в результате различных оснований прекращения прав на земельный участок. Так, при изъятии участка для государственных нужд крестьянскому хозяйству может выделяться другой равноценный земельный участок, в этом случае ликвидация не может иметь место.
Вопрос 2. Правовой режим имущества и земельного участка личного подсобного хозяйства граждан
В законе «О личных подсобных хозяйствах граждан» 2002 г. впервые дано легальное определение личного подсобного хозяйства (ЛПХ).
Личное подсобное хозяйство граждан - форма хозяйственно-трудовой деятельности граждан по производству сельскохозяйственной продукции, основанная на использовании земельных участков, находящихся в частной собственности, в пожизненном наследуемом владении, переданных им в аренду для ведения личного подсобного хозяйства.
Особенности личного подсобного хозяйства:
1) это форма сельскохозяйственного производства, основу которой составляет труд граждан и членов их семей, частная собственность на средства производства, право собственности, владения или пользования земельным участком;
2) ЛПХ в основном имеет потребительский характер и является дополнительным источником дохода семьи;
3) Ведение ЛПХ не является предпринимательской деятельностью.
Субъектами отношений по ведению личного подсобного хозяйства могут быть только граждане, проживающие в сельских населенных пунктах и поселках городского типа. Такое ограничение связано с возможностью получения земельного участка для ведения личного подсобного хозяйства только в указанных населенных пунктах, без чего ведение данной деятельности невозможно.
Это могут быть граждане Республики Беларусь, а также иностранные граждане и лица без гражданства, постоянно проживающие на территории Республики Беларусь.
Граждане осуществляют ведение личного подсобного хозяйства по своему усмотрению и под свою ответственность. Вмешательство государственных органов в деятельность граждан по ведению личного подсобного хозяйства не допускается, за исключением случаев, установленных законодательными актами Республики Беларусь. В личном подсобном хозяйстве граждан на праве частной собственности могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, в установленном законодательством Республики Беларусь порядке - транспортные средства, а также иное имущество, не запрещенное законодательством Республики Беларусь.
Состав имущества, находящегося в личном подсобном хозяйстве, в настоящее время не ограничивается. В собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, транспортные средства, плоды и сельскохозяйственная продукция, а также иное имущество, незапрещенное законодательством, в любом количестве.
Данное имущество предназначается для ведения нетоварного сельского хозяйства, поэтому в его состав не входят домашнее имущество, личные вещи, которые необходимы гражданам для других нужд.
Размер земельных участков, находящихся в личном подсобном хозяйстве, нормируется независимо от того, на каком праве предоставлен этот земельный участок, что связано с необходимостью обрабатывать этот участок личным трудом граждан, ведущих личное подсобное хозяйство.
Личное подсобное хозяйство выступает в качестве составной части сельскохозяйственного производства, является дополнительным источником доходов, обеспечивающих наиболее полное удовлетворение материальных, жилищных, культурно-бытовых потребностей граждан.
Основной доход владельцы личных подсобных хозяйств получают как активные труженики общественного производства. Деятельность граждан, связанная с производством и реализацией сельскохозяйственной продукции в личном подсобном хозяйстве, осуществляется личным трудом сельской семьи. Она является дополнительной для трудоспособных граждан по отношению к основной работе.
Деятельность по ведению личного подсобного хозяйства не относится к предпринимательской, она имеет некоммерческий характер, поскольку в экономическом отношении личное подсобное хозяйство считается нетоварным хозяйством. Содержание этой хозяйственной деятельности заключается в производстве, переработке и реализации произведенной гражданами сельскохозяйственной продукции в основном для личных потребительских нужд.
Для ведения личного подсобного хозяйства не требуется какого-либо разрешения или согласования (регистрации). Факт ведения личного подсобного хозяйства подтверждается приобретением имущества и земельного участка, а также участием в этой деятельности.
Сведения о личном подсобном хозяйстве заносятся в похозяйственную книгу сельского (поселкового) исполнительного и распорядительного органа в порядке, установленном законодательством. Порядок ведения похозяйственного учета личных подсобных хозяйств определен постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 15 ноября 2005 г. № 1273. Похозяйственный учет ведется во всех сельских (поселковых) исполнительных и распорядительных органах, а также в городских и районных исполнительных и распорядительных органах по подчиненным им сельским населенным пунктам. Похозяйственные книги действуют в течение 5 лет с даты закладки, в течение которых сведения о домохозяйствах, включенных в похозяйственную книгу, могут уточняться.
На каждое домохозяйство ведется лицевой счет, в который включаются сведения о гражданах, входящих в домохозяйство; данные о жилом доме и его благоустройстве, наличии на земельном участке хозяйственных строений и сооружений; сведения о размерах земельных участков и их использовании для сельскохозяйственных нужд.
Личное подсобное хозяйство представляет собой земельно-имущественный комплекс, основанный на неразрывной связи земельных и имущественных отношений. В качестве земельно-имущественного комплекса личное подсобное хозяйство выступает как объект правоотношений.
Субъектами данных правоотношений являются граждане, ведущие это хозяйство. Состав участников этой деятельности не определен законодательно, но личное подсобное хозяйство можно рассматривать как семейно-трудовое объединение. Любые члены семьи могут участвовать в его ведении, не оформляя организационно это участие. Самостоятельным участником правоотношений в данном случае выступает не семья в целом, а отдельные физические лица, участвующие в ведении личного подсобного хозяйства, с учетом их праводееспособности. Несовершеннолетние, ограниченно дееспособные граждане также могут принимать участие в ведении личного подсобного хозяйства, но особых правовых последствий это не имеет.
Личное подсобное хозяйство не требует какого-либо организационного оформления, даже если ведется несколькими лицами. Решение вопросов, связанных с ведением личного подсобного хозяйства, осуществляется по взаимной договоренности между ними и законодательством не регламентируется.
Ведение личного подсобного хозяйства -- самостоятельный вид сельскохозяйственной деятельности граждан, не связанный с трудовыми отношениями или наличием трудоспособности. Поэтому права нетрудоспособных или ограниченно трудоспособных лиц на ведение личного подсобного хозяйства не ограничиваются. Право на ведение личного подсобного хозяйства не является производным от основного места работы в сельском хозяйстве.
Личное подсобное хозяйство как некоммерческое объединение основано исключительно на личном труде и ведется без применения наемного труда. Оказание помощи гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, другими лицами может быть основано на гражданско-правовых договорах, устной договоренности между ними или вытекать из трудовых отношений.
Данный вид деятельности основан исключительно на частной собственности граждан, объектом которой может быть весь земельно-имущественный комплекс, а иногда -- только имущество, используемое для ведения личного подсобного хозяйства.
Состав имущества, находящегося в личном подсобном хозяйстве, в настоящее время не ограничивается. В собственности граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, могут находиться хозяйственные строения и сооружения, скот, птица, многолетние насаждения, транспортные средства, плоды и сельскохозяйственная продукция, а также иное имущество, не запрещенное законодательством, в любом количестве.
Данное имущество предназначается для ведения нетоварного сельского хозяйства, поэтому в его состав не входят домашнее имущество, личные вещи, которые необходимы гражданам для других нужд.
Размер земельных участков, находящихся в личном подсобном хозяйстве, нормируется независимо от того, на каком праве предоставлен этот земельный участок, что связано с необходимостью обрабатывать этот участок личным трудом граждан, ведущих личное подсобное хозяйство. Так, в частной собственности или пожизненном наследуемом владении у граждан Республики Беларусь, ведущих личное подсобное хозяйство, может находиться до 1 гектара земли с учетом площади при доме. Дополнительно этим гражданам могут предоставляться в аренду участки в размере до 3 гектаров. Конкретные размеры участков в этом случае устанавливаются сельскими (поселковыми) исполнительными и распорядительными органами в зависимости от местных условий и особенностей.
При наличии в собственности сельскохозяйственных животных гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, дополнительно могут предоставляться участки для сенокошения и выпаса скота. Эти участки могут предоставляться сельскими (поселковыми), районными исполнительными и распорядительными органами, а также колхозами, совхозами и другими землепользователями из земель, находящихся в их пользовании.
Члены колхоза могут пользоваться колхозными сенокосами и пастбищами в порядке, установленном общим собранием.
Земельные участки для ведения личного подсобного хозяйства, несмотря на преимущественно сельскохозяйственное использование, относятся к землям населенных пунктов. Однако в соответствии с Указом Президента Республики Беларусь от 28 января 2006 г. № 58 запрещается изменение целевого назначения земельных участков, переданных для ведения личного подсобного хозяйства, если иное не предусмотрено утвержденной в установленном порядке градостроительной документацией.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, имеют право:
самостоятельно вести хозяйство на предоставленных им в пожизненное наследуемое владение или частную собственность земельных участках;
возводить необходимые для этого хозяйственные строения и сооружения;
использовать привлеченное на добровольных началах или договорных условиях имущество, в том числе денежные средства юридических и физических лиц для ведения личного подсобного хозяйства.
Граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, могут свободно распоряжаться своим имуществом, совершать любые, не противоречащие законодательству сделки, связанные с ведением личного подсобного хозяйства.
Продукция личного подсобного хозяйства используется для личного потребления и для реализации другим лицам, в том числе заготовительным организациям, которые закупают продукцию для государственных нужд, юридическим и физическим лицам на основании гражданско-правовых договоров. Статистические данные о произведенной продукции составляются органами по государственной статистике на основании сведений, представленных сельскими и поселковыми исполкомами, выборочными обследованиями домашних хозяйств. Произведенная продукция должна соответствовать ветеринарным, санитарным, гигиеническим и другим требованиям.
Каких-либо обязательств по поставкам этой продукции для государственных нужд у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, нет. Законодательством могут предусматриваться меры поощрения гражданам, сдающим продукцию заготовительным организациям, а также исполнительным органам, сельскохозяйственным и другим организациям, заготавливающим продукцию личных подсобных хозяйств, за наращивание объемов заготовки.
В целях стимулирования продажи этой продукции в государственные фонды могут выплачиваться надбавки к закупочным ценам на сельскохозяйственную продукцию, закупаемую у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, за счет средств республиканского бюджета.
Распорядителями бюджетных средств, выделяемых на выплату надбавок, являются Минсельхозпрод, комитеты по сельскому хозяйству и продовольствию облисполкомов и управления сельского хозяйства и продовольствия райисполкомов. Порядок расчетов между распорядителями бюджетных средств и гражданами, ведущими личное подсобное хозяйство, устанавливается Минсельхозпродом. Выплата сумм надбавок гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, производится организациями, непосредственно закупившими (закупающими, реализующими) у них сельскохозяйственную продукцию в соответствии с установленными нормативами.
Размер средств, направляемых на стимулирование производства сельскохозяйственной продукции, закупаемой у населения из республиканского фонда поддержки производителей сельскохозяйственной продукции, продовольствия и аграрной науки, на 2007 г. установлен Указом Президента Республики Беларусь от 30 января 2007 г. № 59.
Законом «О личных подсобных хозяйствах граждан», Программой развития и поддержки личных подсобных хозяйств граждан на 2006--2010 годы, утвержденной постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 мая 2006 г. № 681, предусмотрены меры по государственной поддержке личных подсобных хозяйств, в частности:
создание коммунальных унитарных предприятий по оказанию услуг гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство;
помощь в реализации излишков произведенной продукции;
продажа гражданам, ведущим личное подсобное хозяйство, племенного молодняка скота, птицы, минеральных удобрений, комбикормов и других материальных ресурсов;
обеспечение своевременных расчетов за сданную продукцию;
обеспечение потребностей граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, в сенокосах и пастбищах.
Перечень работ (услуг), выполняемых (оказываемых) физическим лицам, осуществляющим ведение личного подсобного хозяйства, организациями и индивидуальными предпринимателями, при которых этим организациям и индивидуальным предпринимателям предоставляются налоговые льготы, утвержден Указом Президента Республики Беларусь от 11 мая 2006 г. № 316.
Ведение личного подсобного хозяйства гражданами прекращается при добровольном отказе граждан от земельных участков, предоставленных им для ведения личного подсобного хозяйства, при отчуждении или изъятии этих участков в случаях, предусмотренных законодательными актами Республики Беларусь.
Список использованной литературы
1. Аграрное право: Учебник для юридических вузов // Отв. ред. Г.Е. Быстров, М.И. Козырь. М.: Юрист.- 1996.
2. Аграрное право: Ответы на экзаменационные вопросы // Н.А. Шингель. Минск: ТетраСистемс, 2007.
3. Беляева З.С. О субъектах предпринимательской деятельности в сельском хозяйстве (Материалы круглого стола) // Государство и право.- 1997.- № 4.
4. Гражданский Кодекс Республики Беларусь от 7 декабря 1998 г. № 218-З с изминениями и дополнениями внесенными Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 366-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 170, 2/1463).
5. Кодекс Республики Беларусь о Земле от 23 июля 2008 г. № 425-З с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 6 ноября 2008 г. № 447-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 275, 2/1544).
6. Закон Республики Беларусь «О крестьянском (фермерском) хозяйстве» от 18 февраля 1991 года № 611-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 6 июля 2009 г. № 37-З (Национальный реестр право вых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 171, 2/1589).
7. Закон Республики Беларусь «Об аренде» от 12 декабря 1990 г. № 460-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 26 декабря 2007 г. № 300-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2007 г., № 305, 2/1397).
8. Закон Республики Беларусь «О личных подсобных хозяйствах граждан» от 11 ноября 2002 г. № 149-З с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 2 июля 2009 г. № 31-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 161, 2/1583).
9. Закон Республики Беларусь «О хозяйственных обществах» (об АО, ООО и ОДО) от 9 декабря 1992 г. № 2020-XІІ с изменениями и дополненими внесенными Законом Республики Беларусь от 8 июля 2008 г. № 372-З (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2008 г., № 172, 2/1469).
10. Примерный устав колхоза (с/х кооператива): Указ Президента Республики Беларусь от 2 февраля 2001 г. № 49 с изменениями и дополненими внесенными Указом Президента Республики Беларусь от 25 июня 2009 г. № 336 (Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, 2009 г., № 159, 1/10814).
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Проблема норманнского влияния и двух центров в образовании Древнерусского государства |
Контрольная работа | Договор в предпринимательской деятельности |
Контрольная работа | Евакуаційні заходи при виникненні надзвичайних ситуацій |
Контрольная работа | Сучасні психологічні теорії особистості |
Контрольная работа | Исследование микроклимата производственных помещений |