Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Руководство и структура подразделений ДПС



дисциплина: «Безопасность движения транспорта и пешеходов»

тема: «Руководство и структура подразделений ДПС»

П Л А Н :

Роль и основные задачи дорожно-патрульной службы

Виды и структура подразделений дорожно-патрульной службы

Способы и формы организации дорожно-патрульной службы

4.Основные организационные формы профессиональной подготовки

5. Контроль и оценка работы личного состава

Роль и основные задачи ДПС

Очевидно, что без детального правового регулирования сферы, в которой функционируют ТС - источники повышенной опасности, без четкой системы дозволений и запретов, а также контроля их выполнения невозможно осуществлять эффективные перевозки грузов и пассажиров. Поэтому одним из важнейших направлений деятельности федеральных и местных органов исполнительной власти признается «осуществление государственного контроля выполнения законодательства Российской Федерации, правил, стандартов, технических норм и других нормативных актов в области обеспечения безопасности дорожного движения». Выполнение этой задачи возлагается в основном на специализированные органы, наделенные соответствующими надведомственными полномочиями, такие как Российская транспортная инспекция Министерства транспорта РФ, Гостехнадзор Министерства сельского хозяйства и продовольствия РФ, Госкомитет по стандартизации, метрологии и сертификации РФ, а также ГИБДД МВД РФ.

Важнейшие службы ГИБДД имеют следующие основные задачи:

1.Автотехническая инспекция:

- контролирует соблюдение нормативов, устанавливающих требования к конструкции, состоянию и переоборудованию механических ТС (транспортных средств) и прицепов к ним;

организует и проводит государственных технический осмотр ТС;

проверяет работу предприятий, фирм, учреждений, ведомств в части обеспечения БДД

(безопасности дорожного движения);

участвует в осмотре технического состояния ТС, занятых в перевозках опасных, тяжеловесных, крупногабаритных грузов, а также ТС, причастных к ДТП (дорожно-транспортных происшествий).

Подразделения организации дорожного движения и дорожной инспекции:

контролируют соблюдение правил, нормативов и стандартов при проектировании, строительстве, реконструкции, содержании и ремонте автомобильных дорог, дорожных сооружений, ЖДП, технических средств регулирования дорожного движения, линий городского электротранспорта в части обеспечения БДД;

изучают условия дорожного движения и принимают меры по совершенствованию организации движения ТС и пешеходов;

согласуют проекты по организации дорожного движения на улицах и автомобильных дорогах;

осуществляют методическое руководство деятельностью специализированных монтажно-эксплуатационных подразделений.

Регистрационно-экзаменационные подразделения:

контролируют исполнение нормативных актов, устанавливающих требования по подготовке водителей ТС;

принимают экзамены по ПДД (правилам дорожного движения), навыкам вождения ТС, а также выдают водительские удостоверения;

регистрируют автомототранспортные средства, выдают их владельцам регистрационные знаки и документы;

ведут учет автомототранспортных средств;

осуществляют розыск ТС в процессе регистрационно-экзаменационной работы;

Подразделения пропаганды:

осуществляют разъяснение и пропаганду ПДД и других нормативных актов по вопросам БДД с использованием СМИ (средств массовой информации);

организуют проводят работу по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

разрабатывают методические рекомендации, листовки, информационные бюллетени, брошюры и другие печатные материалы по вопросам БДД;

организуют смотры, конкурсы, рейды и другие мероприятия по профилактике ДТА (дорожно-транспортных аварий);

проводят систематическое изучение общественного мнения о работе ГИБДД.

Подразделения информационного обеспечения:

участвуют в разработке территориальных и межрегиональных планов оперативно-поисковых мероприятий и координируют действия подразделений ГИБДД;

обеспечивают круглосуточное функционирование федеральной базы данных о ТС, находящихся в розыске;

осуществляют сбор, обработку и оценку текущей информации о совершенных и готовящихся преступлениях, связанных с использованием ТС, и доводят ее по назначению.

Дорожно-патрульная служба.

Актуализация потребности в текущем контроле состояния ТС, параметров ТИ, поведения участников дорожного движения и в немедленном выполнении распорядительно-регулировочных действий при возможных осложнениях условий движения, а также исключительно высокая распространенность и латентность правонарушений, связанных с посягательством на безопасность дорожного движения, общественный порядок и права собственников транспортных средств, обусловливают необходимость их активного выявления, пресечения и профилактики независимо от родовых объектов посягательства. Качественное своеобразие данных проступков, проявляющееся в использовании ТС, в единстве сферы (дорожное движение) и субъектов ответственности, позволяет рассматривать их совокупность как некую общность деликтов, образующих один из важнейших компонентов управляющего воздействия ГИБДД.

К основным задачам ДПС отнесены:

сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

обеспечение бесперебойного и безопасного дорожного движения ТС;

предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

В связи с этим на ДПС возлагаются следующие функции:

оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов;

осуществление контроля за соблюдением Правил дорожного движения РФ, а также нормативны правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения;

регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения ТС и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности на улицах, дорогах и иных общественных местах;

осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также ТС, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий;

осуществление в соответствии с действующим законодательством производства по делам об административных правонарушениях;

осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

проведение в соответствии с действующим законодательством дознания по делам о преступлениях против безопасности движения и эксплуатации ТС;

осуществление в установленном порядке сопровождения ТС;

выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушение правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в сфере дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению;

контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения;

участие совместно с таможенными органами в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию РФ.

Виды и структура ДПС

В составе ГИБДД дорожно-патрульная служба формируется преимущественно в виде строевых подразделений.

В зависимости от количества зарегистрированных ТС, протяженности автомобильных дорог, уровня ДТА, а также наличия необходимых ресурсов в пределах административно-территориальных единиц могут комплектоваться следующие подразделения ДПС:

1)группа

2)отдельный взвод

3)моторированный взвод (группа)

4)отдельная рота

5)отдельный батальон

6)полк.

Рассмотрим организационную структуру строевого подразделения ДПС на примере отдельного батальона с общей численностью личного состава от 200 до 300 чел. По функциональному признаку в его структуре можно выделить следующие специализированные группы:

а) руководство

б)штаб

в)дежурная часть

г)группа кадров

д)группа административной практики

е)группа дознания и розыска

ж)группа пропаганды

з)финансовая часть

и)техническая часть

к)служба обеспечения и обслуживания

л) группа службы

м)роты (взводы)

В руководство подразделений ДПС входят их командиры, заместители и помощники командиров. Командиры и заместители устанавливают обязанности подчиненных, разрабатывают планы расстановки личного состава, инструктируют наряды ДПС, контролируют выполнение служебных обязанностей и соблюдение законности подчиненными, оказывают им методическую и практическую помощь.

В состав штаба входят старший инспектор по анализу и планированию, юрисконсульт, госавтоинспектор дорожного надзора, делопроизводитель и машинистки. Их работой руководит начальник штаба.

Дежурная часть предназначается:

для непрерывного управления силами и средствами, занятыми обеспечением контроля дорожного движения;

сбора, обработки и регистрации информации об оперативной обстановке и результатах несения службы личным составом;

организации выезда на места ДТП;

обеспечения личного состава необходимой информацией, оружием, оперативной техникой и служебной документацией;

установления личности граждан, доставленных в подразделение, и принадлежности задержанных ТС.

Группа дознания проводит дознание по делам о ДТП с целью выявления обстоятельств, причин и условий их совершения. В состав группы входят старший инспектор инспектора по дознанию. Они осуществляют входящие в их компетенцию оперативно-розыскные и следственные действия по фактам ДТП.

Группа розыска состоит из одного или нескольких инспекторов, которые занимаются розыском ТС, скрывшихся с мест ДТП, а также взаимодействуют с подразделениями УР для проведения розыска угнанных т похищенных ТС и веду розыскную документацию.

Группа административной практики производит прием, проверку и обработку материалов, составленных по фактам нарушений ПДД, следит за своевременным и правильным исполнением постановлений по делам об административных нарушениях в сфере БДД. В состав группы ходят старший инспектор и инспектора по административной практике.

В группу кадров входят старший инспектор, инспектора по кадрам и психолог, которые занимаются комплектованием, обучением и воспитанием личного состава подразделения, оформляют личные дела сотрудников, готовят материалы на присвоение им первичных и очередных специальных званий, аттестование и представление к наградам, принимают участие в проверках и служебных расследованиях по фактам нарушений служебной дисциплины.

Техническая часть предназначена для обеспечения личного состава средствами транспорта, связи и оперативной техники. В ее состав входят начальник технической связи, инженер по связи и оперативной технике, техник по ремонты и обслуживанию ТС.

Роты ДПС занимаются контролем дорожного движения на улицах и дорогах, осуществляют его регулирование, выявляют и пресекают случаи нарушения ПДД и общественного порядка, следят за состоянием дорог и дорожных сооружений, оказывают помощь участникам дорожного движения и производят неотложные действия на местах ДТП. Взводы комплектуются инспекторами ДПС. В состав взвода входят несколько отделений (групп), во главе которых стоят старшие инспектора ДПС.

Способы ДПС

К важнейшим способам дорожно-патрульной службы принято относить следующие:

Наблюдение за дорожным движением

Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил

Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских, регистрационных и путевых документов.

Выполнение регулировочно-распорядительных действий при осложнении условий движения.

Пресечение неправомерных действий участников дорожного движения и должностных лиц.

1. Наблюдение за дорожным движением служит основой применения всех последующих способов ДПС. В процессе наблюдения сотрудник оценивает состояние дорожного покрытия, средств регулирования и других элементов ДИ на обслуживаемом участке, оценивает характер и параметры транспортного потока и выбирает наиболее рациональные для данных условий места и формы несения службы.

2. Предостережение участников дорожного движения от нарушений установленных правил достигается, главным образом, за счет долговременного и повсеместного нахождения сотрудников ДПС на виду у водителей и пешеходов.

Предостережение участников дорожного движения может выполняться путем подачи специальных жестов и сигналов либо устными обращениями к ним.

3. Контроль дорожных условий, элементов ДИ, действий участников дорожного движения, технического состояния ТС, водительских регистрационных и путевых документов состоит в изучении поведения участников дорожного движения, оперативном реагировании на их неправомерные действия, установлении подлинности и соответствия предъявляемых документов, а также проверке работоспособности систем ТС, влияющих на безопасность дорожного движения.

3.1. Открытый контроль осуществляется сотрудниками ДПС в форменной одежде со специальным снаряжением, а также с использованием транспортных средств, имеющих окраску и оборудование . предусмотренное для патрульных автомобилей и мотоциклов. При ведении открытого контроля сотрудники располагаются на местах, где они хорошо виды участникам дорожного движения и имеют возможность оперативного вмешательства в их действия с целью предупреждения и пресечения возможных правонарушений.

3.2. Скрытый контроль ведется сотрудниками ДПС в гражданской одежде и на автотранспортных средствах обычного исполнения, оборудованных радиостанцией и оперативно-техническими средствами.

3.3. Смешанный контроль ведется инспекторами в форменной и гражданской одежде, соответственно использующими ТС специального и обычного исполнения. Сотрудники, несущие службу в гражданской одежде, занимаются выявлением и фиксацией правонарушений, а также передают информацию о них обычным нарядам ДПС, которые производят остановку ТС и принимают к нарушителям предусмотренные меры воздействия.

4. Выполнение распорядительно-регулировочных действий при осложнении движения предпринимается в целях оптимизации транспортных потоков применительно к складывающимся условиям за счет их распределения по направлениям, полосам движения, а также разрешения, запрещения или ограничения отдельных маневров. При этом применяется ручное регулирование дорожного движения жестами и жезлом, изменяются режимы работы светофоров, устанавливаются временные дорожно-сигнальные знаки и ограждения. К проведению мероприятий по восстановлению движения привлекаются соответствующие должностные лица, а также участники дорожного движения.

5. Пресечение неправомерных действий частников дорожного движения и должностных лиц производится для предотвращения ДТП и других преступлений. В настоящее время данный метод должен быть доминирующим в деятельности ДПС. К этому обязывают высокая латентность нарушений ПДД, а также характер и уровень преступности, связанной с использованием ТС. В свою очередь, интенсификация обоснованного вмешательства в неправомерные действия участников дорожного движения требует высокого уровня организации ДПС на основе непрерывного и качественного ведения анализа ДТА и административно-правовой деятельности подразделений ГИБДД, широкого внедрения динамических форм контроля дорожного движения и тщательной координации взаимодействия сил, привлекаемых к несению службы. Обладая значительной трудоемкостью, данный метод, вместе с тем, в наибольшей степени способствует реализации принципа неотвратимости наказания за совершенные правонарушения и обеспечивает максимальный превентивный эффект.

Формы организации ДПС

Совокупность форм организации контроля дорожного движения можно условно подразделить на две группы: мобильные и статичные.

К первой из них относятся:

Пеший патруль (пост)

Автомобильный патруль (автопатруль)

Мотоциклетный патруль (мотопатруль)

Патруль с применением вертолетов и других летательных аппаратов ( воздушный патруль)

Вторую группу составляют:

Стационарный пост ДПС

Контрольный пост милиции (КПМ)

Контрольно-пропускной пункт (КПП)

Специальный пост ДПС

Автоматические устройства контроля дорожного движения и фиксации правонарушений.

Применение той или иной формы контроля

определяется конкретными условиями дорожного движения и соответствующими служебными задачами нарядов ДПС. Каждая из них имеет свои достоинства и не может рассматриваться в качестве универсальной.

Основные организационные формы профессиональной подготовки

Проблема профессиональной подготовки сотрудников ДПС решается преимущественно за счет функционирующей в рамках МВД системы обучения рядового и начальствующего состава, которая реализуется в форме первоначальной, служебной, боевой, физической подготовки и ежедневного инструктажа.

Первоначальная подготовка проводится в три этапа:

а) ознакомление с работой подразделения под руководством наставника (до 6 месяцев)

б) обучение в учебных центрах МВД (от 1 месяца до 1 года)

в) стажировка в занимаемой должности по месту службы под руководством наставника (начальника).

Особая роль в совершенствовании профессиональных качеств принадлежит служебной, боевой и физической подготовке, еженедельно проводимой руководством подразделений ДПС, ГОРОВД и аппаратов ГИБДД.

Ее программа разрабатывается с учетом:

условий несения службы;

уровня теоретической подготовки и наличия практического опыта у обучаемых;

наличия технических средств контроля за дорожным движением и другой аппаратуры, используемой при выполнении задач ДПС;

возможностей учебных заведений МВД и других ведомств, дислоцированных на территории, обслуживаемой подразделением.

А в частности, для инспекторов и старших инспекторов ДПС программа курса должна строиться так, чтобы имелась возможность оценить их знания и умения, как минимум, по следующим дисциплинам:

ПДД и другие нормативные акты, определяющие порядок дорожного движения, требования к его участникам, транспортным средствам и важнейшим элементам ДИ;

регулирование дорожного движения с помощью жезла и технических средств;

скоростное маневрирование на автомобиле (мотоцикле)

применение приемов преследования и задержания преступников;

стрельба из табельного оружия;

оказание доврачебной медицинской помощи пострадавшим при ДИП;

оформление материалов по фактам ДТП;

квалификация правонарушений в сфере БДД и охраны общественного порядка.

Одной из важнейших форм непрерывной профессиональной подготовки личного состава является инструктаж нарядов, который проводится для каждой смены перед заступлением ее на службу. В его проведении участвуют руководители отделов (отделений) ГИБДД и строевых подразделений ДПС, старшие инспектора-дежурные, а также представители других служб милиции, которые могут приглашаться для разъяснения порядка взаимодействия при выполнении отдельных правоохранительных функций.

Контроль и оценка работы личного состава

Учет ДТП и административно-правовой деятельности составляют основу для ведения аналитической работы в строевых подразделениях ДПС. Сопоставление показателей аварийности и результатов надзора за дорожным движением позволяет устранить их взаимные несоответствия и избрать рациональные варианты расстановки сил, используемых в обеспечении БДД.В настоящее время обработка и анализ обработка и анализ данных о ДТП ведутся, в основном, по единой методике. Однако в организации учета административно-правовой деятельности единого подхода нет, причем в большинстве случаев не оцениваются данные, характеризующие направленность и эффективность контроля за дорожным движением. Вместе с тем многолетний опыт функционирования подразделений ДПС показывает, что их эффективная работа обеспечивается только тогда, когда деятельность личного состава оценивается объективно, по количественно определенным и понятным для него критериям. Активизация так называемого «человеческого фактора» является важнейшим компонентом интенсификации и улучшения качества правоохранительной деятельности службы, которая, в основном, сама определяет себе объем и направленность работы.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:

Закон РСФСР «О милиции»

2.Федеральный закон «О безопасности дорожного движения»

3.Конституция РФ

4.Дорожно-патрульная служба,

С.Н. Дмитриев, М., Спарк,2000г




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :