17
Контрольная работа
по муниципальному праву
на тему: «Правовые основы организации работы
представительного органа местного самоуправления
(на примерах уставов, соответствующего регламента и других актов муниципальных образований)»
Санкт-Петербург
2004
Содержание
В качестве примера будут рассмотрены уставы и другие акты муниципальных образований г. Санкт-Петербурга.
Согласно ст. 14 Закона Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997 Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24., представительным органом местного самоуправления является муниципальный совет города, поселка, муниципального округа, состоящий из депутатов, избираемых населением муниципального образования, обладающим избирательным правом, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Численный состав муниципального совета определяется уставом муниципального образования. Порядок организации и проведения выборов депутатов муниципальных советов устанавливается законом Санкт-Петербурга. Это закон Санкт-Петербурга от 21.07.2003 № 384-56.
Рассмотрим на примере конкретных уставов муниципальных образований организацию работы представительного органа местного самоуправления.
Совет муниципального округа избирает из своего состава председателя Совета муниципального округа - главу муниципального округа и заместителя председателя Совета, председателей постоянных комиссий, а также иные органы и должностные лица.
Депутаты Совета муниципального округа могут создавать постоянные и временные комиссии Совета муниципального округа, депутатские группы, депутатские объединения в порядке, определяемом Регламентом заседаний Совета муниципального округа, утверждаемым Советом муниципального округа. "Устав Муниципального образования Невская застава" (утв. постановлением Совета муниципального округа № 49 г. Санкт-Петербурга от 16 апреля 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
Некоторые уставы содержат конкретные перечни создаваемых комиссий, например, Устав муниципального образования муниципального округа № 50:
«В Муниципальном совете создаются следующие постоянно действующие комиссии:
1) По финансам и муниципальной экономике
2) По просвещению, физической культуре и спорту
3) По социальной защите, попечительству и связям с общественностью
4) По культуре и средствам массовой информации
5) По здравоохранению и экологии
6) По вопросам коммунального хозяйства
7) По торговле, общественному питанию и бытовому обслуживанию
8) По общественной безопасности». "Устав муниципального образования муниципального округа № 50" (Принят решением Муниципального Совета муниципального округа № 50) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Устав Муниципального образования муниципального округа № 59 в статье 16 конкретизирует количественный состав Муниципального совета - 10 депутатов, избираемых по единому многомандатному избирательному округу, границы которого совпадают с границами Муниципального образования."Устав Муниципального образования муниципального округа № 59" (Принят Постановлением Муниципального Совета Муниципального образования, расположенного в Муниципальном округе города Санкт-Петербурга 19 мая 1998 г. Протокол № 9) .) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
Устав муниципального образования муниципального округа № 54 уточняет срок избрания депутатов - четыре года, если иное не установлено федеральным законом или законом Санкт-Петербурга. "Устав муниципального образования муниципального округа № 54" (принят Муниципальным советом Муниципального округа № 54 постановление от 22 апреля 1998 г. № 9). Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Устав Муниципального образования Муниципального округа № 13 описывает процедуру формирования органов Муниципального совета:
«Каждый депутат имеет право выдвинуть кандидатуры на должность Председателя Муниципального совета, его заместителя или Секретаря Муниципального совета из числа депутатов Муниципального совета, либо выдвинуть свою кандидатуру.
После завершения процесса выдвижения кандидатур с учетом заявленных самоотводов происходит процедура обсуждения кандидатур и формируется список кандидатов для включения в бюллетень для тайного голосования.
Председатель Муниципального совета, его заместитель и Секретарь Муниципального совета избираются большинством депутатов Муниципального совета, присутствующих на момент голосования, при наличии не менее двух третей от числа избранных депутатов». Устав Муниципального образования Муниципального округа № 13 (принят постановлением Муниципального совета Муниципального округа № 13 от 8 июля 1998 г. № 13) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Таким образом, структура муниципального совета, как правило, следующая:
председатель Совета - глава муниципального округа;
заместитель председателя Совета;
постоянные и временные комиссии;
председатели постоянных комиссий;
депутаты
Определение круга полномочий, которое дается в уставах муниципальных образований, не должно противоречить нормативно-правовым актам, имеющим большую юридическую силу. В данном случае - Закону Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997 г, ст. 15 которого устанавливает исключительную компетенцию муниципального совета, а именно:
1) принятие нормативных правовых актов (постановлений) по предметам ведения муниципального образования, предусмотренным уставом муниципального образования;
2) утверждение местного бюджета и отчета о его исполнении;
3) принятие планов и программ развития муниципального образования, утверждение отчетов об их исполнении;
4) введение и отмена местных налогов и сборов, определение конкретных ставок и предоставление льгот по уплате налогов и сборов в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
5) установление порядка управления и распоряжения муниципальной собственностью в соответствии с федеральными законами и законами Санкт-Петербурга;
6) контроль за деятельностью органов местного самоуправления и должностных лиц местного самоуправления, предусмотренных уставом муниципального образования;
7) принятие решения о проведении местного референдума.
Обратимся к конкретным уставам муниципальных образований.
Как правило, эти полномочия перечисляются в Уставах, а затем следует перечень дополнительных полномочий. Каковы же они? Прежде всего они связаны с внесением изменений в Устав, контролем за его исполнением; определением и избранием своего внутреннего состава и структуры; определением Регламента заседаний Совета; утверждением структуры исполнительного аппарата и заместителя главы администрации. Т.е. налицо организационно-распорядительные полномочия.
К следующей группе полномочий относятся полномочия в сфере финансов и бюджета -
«утверждение положений о порядке образования внебюджетных фондов муниципального округа, образование целевых внебюджетных фондов, утверждение смет их расходов и контроль за использованием средств фонда;
определение направления использования средств бюджета муниципального округа;
распоряжение свободными остатками средств бюджета муниципального округа, образовавшимися в конце финансового года в результате увеличения поступления доходов или уменьшения расходов;
утверждение положения о бюджетном процессе в муниципальном округе в соответствии с законодательством;» "Устав Муниципального образования Невская застава"
Следующая группа полномочий связана с административно-хозяйственной деятельностью. Это могут быть в частности:
утверждение программ, порядка и условий приватизации объектов муниципальной собственности;
установление тарифов на товары и услуги, производимые и оказываемые муниципальными предприятиями, учреждениями и организациями;
утверждение правил размещения муниципального заказа и др. "Устав муниципального образования муниципального округа № 50"
Также могут быть и иные полномочия. Например,
создание муниципальных предприятий, учреждений и организаций, а также принятие решений о их реорганизации и ликвидации;
определение в соответствии с законодательством порядка межмуниципальных и международных связей муниципального образования;
обобщение инициатив и просьб жителей муниципального образования и
осуществление контроля за их реализацией; "Устав муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга" (Принят решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга, протокол № 5 от 19 марта 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Положение п. 2 ст. 49 Федерального закона РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» уставы муниципальных образований, как правило, воспроизводят в своих текстах, не конкретизируя.
Итак, полномочия представительного органа местного самоуправления вытекают из положений федеральных законов, законов субъектов, и закрепляются в уставах, конкретизируясь. В основном, это вопросы местной жизни: бюджет, налоги, хозяйственная деятельность, а также регулирование организационных вопросов самого представительного органа.
Рассмотрев кратко правовые основы организации работы представительного органа местного самоуправления на федеральном и региональном, и, затронув более подробно регулирование в этой области на местном уровне (на примере уставов муниципальных образований г. Санкт-Петербурга) можно сделать выводы:
В настоящее время действует достаточно четкая иерархия нормативно-правовых актов, регулирующих вопросы местного самоуправления - от Конституции Российской Федерации до актов местных органов. Главный здесь вопрос - соответствие актов более низшего уровня высшему. Рассмотрев некоторые уставы муниципальных образований г. Санкт-Петербурга, как представляется, они соответствуют федеральному законодательству и законодательству Санкт-Петербургу, прежде всего Уставу г. Санкт-Петербурга.
Представительным органом местного самоуправления в г. Санкт-Петербурге является совет муниципального округа, состоящий из депутатов, избираемых населением муниципального образования, обладающим избирательным правом, на основе всеобщего, прямого и равного избирательного права при тайном голосовании. Численный состав муниципального совета определяется уставом муниципального образования.
В структуру совета входит председатель - глава муниципального округа и заместитель председателя Совета, председатели постоянных комиссий, создаваемых депутатами, а также иные органы и должностные лица. К полномочиям совета относятся составляющие исключительную компетенцию муниципального совета и дополнительные, определяемые каждым муниципальным советом самостоятельно. Порядок проведения заседаний совета также регулируется уставами. Принимаемые по вопросам его компетенции акты совета муниципального округа именуются постановлениями.
В заключение хочется отметить, что с принятием и вступлением в силу нового закона о местном самоуправлении, регулирование муниципальных правоотношений будет только совершенствоваться.
1. Федеральный закон РФ от 28 августа 1995 года № 154-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» С последующими изменениями.//Собрание законодательства Российской Федерации от 28 августа 1995 г. № 35, ст. 3506.
2. Закон Санкт-Петербурга «О местном самоуправлении в Санкт-Петербурге» от 18 июня 1997. С последующими изменениями.// Вестник Законодательного Собрания Санкт-Петербурга, 31 июля 1997 г., № 7-8, стр. 3-24.
3. "Устав Муниципального образования Невская застава" (утв. постановлением Совета муниципального округа № 49 г. Санкт-Петербурга от 16 апреля 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
4. "Устав муниципального образования муниципального округа № 50" (Принят решением Муниципального Совета муниципального округа № 50) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
5. Устав Муниципального образования муниципального округа № 59" (Принят Постановлением Муниципального Совета Муниципального образования, расположенного в Муниципальном округе города Санкт-Петербурга 19 мая 1998 г. Протокол № 9) .) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант»
6. "Устав муниципального образования муниципального округа № 54" (принят Муниципальным советом Муниципального округа № 54 постановление от 22 апреля 1998 г. № 9). Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
7. Устав Муниципального образования Муниципального округа № 13 (принят постановлением Муниципального совета Муниципального округа № 13 от 8 июля 1998 г. № 13) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
8. "Устав муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга" (Принят решением Муниципального Совета муниципального образования муниципального округа № 28 Санкт-Петербурга, протокол № 5 от 19 марта 1998 г.) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
9. «Устав муниципального образования муниципального округа № 34» (Принят Постановлением Муниципального Совета Муниципального округа № 34 24 февраля 1998 года) Текст документа официально опубликован не был. Взят с использованием системы «Гарант».
Учебная литература:
10. Замотаев А. Местное самоуправление как элемент государственного устройства//Российская юстиция. 1996. № 6.
11. Постатейный комментарий к Федеральному закону "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"/Под ред. Ю.А. Тихомирова. - М.: Изд-во «НОРМА», 1996.
12. Пылин В.В. Основы местного самоуправления. Учеб. пос. - СПб., 1998.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Международные стандарты финансовой отчетности |
Контрольная работа | Источники земельного права |
Контрольная работа | Технология убоя и переработки мяса птицы |
Контрольная работа | Оштукатуривание четырехгранных колонн вручную |
Контрольная работа | Оценка стоимости предприятия (бизнеса) |