33
Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное агентство по образованию ГОУ ВПО
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Кафедра экономической теории
Контрольная работа
по правоведению на тему:
Правовые основы государственного регулирования
экономических отношений
Работа выполнена Будиной Ольгой Владимировной
факультет менеджмента и маркетинга
специальность ГиМУ
номер личного дела 07МГД14471
Киров 2008
Содержание
1. Правовые основы государственного регулирования экономических отношений
2. Практическое задание
3. Схема «Структура и компетенция органов управления хозяйственного общества»
4. Задача
5. Приложение
6. Список литературы
Правовые основы государственного регулирования экономических отношений
Государственное регулирование - одна из основных форм участия государства в экономической жизни, состоящая в его прямом или косвенном воздействии на распределение ресурсов и формирование пропорций. Является составным элементом системы экономического регулирования современного хозяйства наряду с рыночным и корпоративным регулированием. Мировой трансформационный процесс сопровождается усложнением системы экономического регулирования в целом и государственного регулирования в частности. В странах с экономикой смешанной осуществляется диверсификацияДиверсификация - разнообразие, разностороннее развитие форм и методов государственного регулирования. В современном их арсенале можно выделить административное и правовое регулирование, прямое и косвенное экономическое регулирование.
Прямое экономическое регулирование использует многообразные формы безвозвратного финансирования секторов, отраслей, территорий и предприятий. Это субвенции или прямые субсидии, которые включают различного рода дотации, пособия, доплаты из специальных бюджетных и внебюджетных фондов различных уровней (общенациональных, региональных, местных). Сюда же входят льготные кредиты и налоговые льготы.
К косвенным формам экономического регулирования относятся рычаги кредитно-денежной, налоговой, амортизационной, валютной, внешнеэкономической, в т.ч. таможенно-тарифной, политики и др.
К административным формам относятся разнообразные меры рационирования и контингентирования, лицензирования и квотирования, контроля над ценами, доходами, валютным курсом, учетным процентом и др.
Правовое государственное регулирование - это форма государственного регулирования общественных отношений, посредством которой поведение их участников приводится в соответствие с требованиями и дозволениями, содержащимися в нормах права. Осуществляется на основе гражданского и хозяйственного законодательства через системы устанавливаемых ими норм и правил. Предполагает осознание субъектами права своих прав и обязанностей, в которых содержится государственная воля, выступающая в виде требований - обязанностей и дозволений - прав. Механизм правового регулирования соответствующих общественных отношений включает такие элементы, как правовые нормы, правовые отношения, правовая ответственность, правовое сознание и т.д. Субъекты права при этом так или иначе реагируют на требования и дозволения государственной воли. Их положительная реакция образует правомерное поведение, соответствующее установленному правопорядку. Отклоняющееся от юридически властных предписаний поведение образует правонарушения.
Правовыми предпосылками государственного регулирования экономики являются в первую очередь нормы Конституции РФ: о социальном государстве (ст. 7); о гарантиях единого экономического пространства, поддержке конкуренции, защите различных форм собственности (ст. 8); о запрете монополистической деятельности и недобросовестной конкуренции (ст. 34) и т.д. В дополнение к характеристике, данной в ч. 1 ст. 1 Конституции Российскому государству, 7 статья провозглашает Российскую Федерацию социальным государством. Таким образом, Россия, как и многие зарубежные государства, принимает на себя обязанность проводить активную социальную политику, направленную на развитие личности, достижение благосостояния, социальной защиты и безопасности граждан.
Доктрина социального государства с момента своего возникновения в качестве основной идеи выдвигала приверженность интересам и правам личности. Социальная защищенность, благополучие и создание условий для развития человека признаются важнейшей задачей государства. Оно по отношению к своим гражданам выступает как субъект социальной защиты.
Современные представления о социальном государстве базируются на его характерных признаках, к числу которых относятся:
- доступность социальной поддержки государства для всех членов общества;
- наличие социального законодательства;
- обеспечение занятости;
- существование системы социального обеспечения, включающей социальную поддержку за счет бюджетных средств;
- принятие государством ответственности за уровень благосостояния своих граждан;
- наличие гражданского общества.
Социальное государство выполняет специфические функции, осуществление которых имеет целью создать систему социальной защиты в самом широком смысле слова, сгладить социальное неравенство. В частности, осуществляется государственное регулирование трудовых отношений, социальное обеспечение граждан, обеспечение доступного здравоохранения и образования, содействие полной занятости и защита от безработицы, предоставление социальных услуг.
Политика социального государства направлена на создание таких условий, которые обеспечивают достойную жизнь и свободное развитие человека, признание и создание гарантий реализации гражданских и политических свобод, экономических, социальных и культурных прав.
Первая часть ст. 8 устанавливает и гарантирует единство экономического пространства в России. Это понятие охватывает единство рынка, установление правовых основ которого, согласно п. "ж" ст. 71, находится в ведении РФ. Единство рынка означает не только свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержку конкуренции, свободу законной экономической деятельности на территории всей России и недопущение деятельности, направленной на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 34, 74 и комм. к ним), но также свободное перемещение рабочей силы (т.е. единство также рынка труда, ибо труд в значительной мере остается товаром, а его принципиально единое правовое регулирование, условия и т.д., как и правовое единство всего рынка, имеют не только юридическое и экономическое, но также социальное, культурное и политическое значение).
Права и свободы человека и гражданина на экономическую деятельность могут быть наряду с его остальными правами и свободами ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства (ч. 3 ст. 55). Права и свободы в сфере экономической деятельности, установленные в ст. 27 (свобода передвижения, выбора места пребывания и жительства), ч. 1 ст. 34 (свободное использование каждым своих способностей и имущества для такой деятельности), ст. 35 (права частной собственности и наследования), ст. 36 (право собственности на землю и другие природные ресурсы, свобода владения, пользования и распоряжения ими), ст. 37 (свобода труда), ст. 42 (право на благоприятную окружающую среду) и др., могут быть ограничены в условиях чрезвычайного положения (ст. 56). Для иностранцев и лиц без гражданства, пользующихся правами и несущих обязанности наравне с гражданами России, федеральным законом или международным договором могут быть установлены дополнительные ограничения (см. комм. к ч. 3 ст. 62).
Осуществлению конституционного единства экономического пространства и, более того, государственной целостности России может препятствовать и недостаточно четкое и обоснованное разграничение государственной собственности, предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти и органами власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления. Это выражается в том, что, с одной стороны, федеральные органы стремятся забрать в свое ведение у субъектов РФ максимум ресурсов, передавая этим регионам свои обязанности без их достаточного обеспечения необходимыми ресурсами; подобным образом субъекты РФ иногда действуют по отношению к органам местного самоуправления. Нередко представители отдельных субъектов РФ утверждают, что наша "метрополия" ведет чуть ли не "колониальную" политику по отношению к тем или иным субъектам РФ. С другой стороны, власти этих субъектов РФ и местных самоуправлений иногда в ответ подвергаются обоснованной "центральной" критике со стороны органов власти РФ за неумение эффективно использовать все возможности для всестороннего социально-экономического развития своих регионов, городов и районов.
Определенные трудности возникают также из-за не всегда правильного распределения бюджетных средств и материальных ресурсов в пользу регионов-"доноров" (городов федерального значения и нескольких субъектов РФ, располагающих богатыми природными ресурсами, принадлежащими всей России) за счет многих иных регионов, постоянно нуждающихся в федеральных дотациях.
Экономическая роль правового, демократического, социального государства в условиях рыночной экономики сводится в основном к осуществлению трех функций.
1. Законодательное определение круга субъектов права на отдельные виды хозяйственной деятельности, а также ее объектов и взаимоотношений между ними, иначе говоря - юридических правил, по которым осуществляется экономическая деятельность.
2. Поощрение, защита и охрана социально и экономически справедливых, целесообразных и законных форм этой деятельности (поведения ее участников), осуществляемые главным образом с помощью регулятивных мер преимущественно экономического характера (повышение или понижение ставок налогов, банковского процента при кредите, предоставляемом государственными или полугосударственными банками, регулирование цен на продукцию и услуги, производимые по государственному заказу, и т.п.), но в определенных пределах - и мерами властными, внеэкономическими, особенно при решении сложных трудовых, экологических, здравоохранительных и других социальных проблем.
3. Разграничение двух направлений деятельности органов публичной власти (т.е. государственной власти и местного самоуправления) - осуществления властных полномочий и характерной для предприятий хозяйственной деятельности, направленной на получение прибыли, за исключением случаев, когда их объединение прямо и обоснованно допускается законом.
Часть 2 ст. 8 Конституции провозглашает признание и защиту равным образом различных форм собственности, приводя их не исчерпывающий, а примерный перечень; речь идет о частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности; он повторен в ч. 2 ст. 9 применительно к собственности на землю и другие природные ресурсы.
В строго юридическом смысле Конституция фактически говорит о двух типах собственности: частной (индивидуальной и коллективной, о чем прямо сказано в ч. 2 ст. 35) и публичной, т.е. государственной (федеральной и принадлежащей субъектам РФ) и муниципальной. Не исключены также признание и защита иных форм собственности; так, в настоящее время явно растет церковная собственность. Коллективная частная собственность может быть кооперативной, принадлежать иным общественным организациям, акционерным обществам и т.д.
Имеет место и выделение форм собственности не по субъектам, а по объектам этого права. Так, статьи 9 и 36 Конституции говорят о собственности на природные ресурсы, выделяя из нее собственность на землю и иные виды таких ресурсов, а статьи 44 (ч. 1) и 71 (п. "о") - об интеллектуальной собственности. Упомянутые в п. "к" ч. 1 ст. 72 жилищная, земельная, водная, лесная, горная (о недрах) и другие отрасли законодательства органически связаны с соответствующими формами права собственности. По этой линии идет и Гражданский кодекс РФ.
По-видимому, было бы полезно различать и формы собственности, определяемые содержанием соответствующих правовых предписаний: от тех форм, объекты которых имеют режим неограниченного свободного владения, пользования и распоряжения, до форм, абсолютно исключенных из любого гражданского рыночного оборота.
Важной, не всегда принимаемой во внимание особенностью конституционного перечня форм собственности является вынесение частной собственности на первое место в ст. 8 и 9, а также особое внимание к ней в ст. 34-36. Это тесно связано и с провозглашением человека, его прав и свобод высшей ценностью, а их признания, соблюдения и защиты - обязанностью государства, и со стремлением сохранить характерную именно для права собственности заинтересованность собственника, весьма эффективную также для всего общества, и с необходимостью, возрождая частную собственность и подчиняя почти любое право собственности также и его социальным задачам, существенно ограничить возможности злоупотребления этим правом вопреки общественным и иным законным интересам. Но некоторые законы (например, Земельный, Лесной и другие кодексы) явно рассчитаны на противоречащее Конституции максимальное сохранение монополии государственной и отчасти муниципальной собственности, а также на ограничение права частной собственности как по размерам, кругу объектов, так и по объему правомочий, но без необходимого отделения ограничений, в соответствии с общественными интересами требующих рационального использования объектов этого права, от иных ограничений, соответствующих эгоистическим и даже хищническим интересам монополий, олигархов, бюрократов и новых латифундистов.
Согласно ст. 71 Конституции РФ в ведении Российской Федерации находятся: установление основ федеральной политики и федеральные программы в области экономического развития Российской Федерации; установление правовых основ единого рынка; финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики и т.д. Эти и другие нормы Конституции РФ предопределяют государственное регулирование экономики и составляют фундамент правового обеспечения такого регулирования.
Что же касается так называемой "экономической конституции РФ", т.е. Гражданского кодекса РФ, то его утверждение в качестве главного регулятора экономических отношений были связаны с переходом к рыночным отношениям и к гражданскому обществу, а, следовательно (по мнению сторонников радикальных реформ) и с уходом государства из экономики. Эти представления реализовывались в полной мере на начальном этапе экономических реформ. Сегодня не все однозначно оценивают подобные подходы, указывая на необходимость сочетания на том этапе либеральных и государственных подходов к реформированию экономики и критикуя избранный курс. Следует так же учесть, что разработчики действующего Гражданского кодекса РФ создавали его не как исключительно частноправовой акт, а исходили из необходимости вкрапления в него некоторых элементов публично-правового регулирования. Ни один, даже самый совершенный, кодекс не может решить все вопросы правового регулирования имущественных отношений. Характеризуя те сферы имущественных отношений, в которых на сегодня в российском праве присутствует государственное регулирование (публичный элемент), остановимся на более важных и традиционных для рыночных правопорядков областях.
Свобода договора. Что касается самого основного принципа хозяйственной деятельности участников товарооборота принципа "свободы договора", то он нашел свое закрепление в п. 1 ст. 1 ГК РФ, где, в частности, указано, что гражданское право базируется на признании свободы договора и недопустимости вмешательства кого-либо в частные дела. В пункте 2 той же статьи этот принцип изложен в иной формулировке: субъекты гражданских прав свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в установлении любых, не противоречащих законодательству, условий договора. Из приведенных положений закона следует, что государство вправе определять те сферы правового регулирования предпринимательства, где допускаются отступления от этого принципа, устанавливать для хозяйствующих субъектов свои "правила игры", но в интересах нации и бизнеса в целом. Еще Г.Ф. Шершеневич отмечал: "Безграничная свобода договора, которая выставлялась недавно как необходимое условие гражданского быта и основной принцип законодательной политики, в последнее время подвергается утеснениям под возрастающим давлением общественных интересов". Подобные ограничения принципа "свободы договора" распространены и в других странах с развитой рыночной экономикой. Российский законодатель весьма активно использует эту возможность: уже сейчас перечень положений законодательства, которые содержат подобные ограничения, достаточно велик: публичный договор; договор присоединения; ограничения, связанные со специальной правоспособностью некоторых организаций и необходимостью лицензирования определенных видов деятельности; установление законодателем различного рода преимуществ для определенных субъектов; закрепление для определенных ситуаций необходимости заключения только определенных видов договоров и т.д. Характеризуя такие "отступления" в целом, можно сказать, что в конечном счете ограничение свободы договоров преследует одну из трех целей. Во-первых, это защита слабой стороны, которая начинается со стадии заключения договора и заканчивается его исполнением и ответственностью за нарушение. Во-вторых, это защита интересов кредиторов, угроза которым может оказать разрушительное влияние на гражданский оборот. В-третьих, защита интересов государства, в концентрированном виде выражающего интересы общества.
Контроль за образованием субъектов предпринимательской деятельности. Государство осуществляет подобный контроль путем государственной регистрации юридических лиц и лиц, занимающихся предпринимательской деятельностью. До недавнего времени в Российской Федерации в качестве общего правила действовал нормативно-явочный порядок создания юридических лиц, суть которого заключалась в том, что регистрирующий орган осуществлял контроль за законностью содержания учредительных документов регистрируемого юридического лица и за соблюдением закона в процессе его создания. При условии соблюдения указанных требований юридическое лицо должно было быть зарегистрировано. Гражданский кодекс РФ в его первоначальной редакции предусматривал, что государственную регистрацию должны осуществлять органы юстиции на основании закона о регистрации юридических лиц. По прошествии более чем пяти лет с момента вступления Кодекса в силу в России появился специальный закон - Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", регулирующий процедуру государственной регистрации субъектов предпринимательства. Его принятие, с которым порядок регистрации изменился на явочный, значительно снижающий вмешательство государства в упомянутую процедуру, сопровождалось одновременной корректировкой Гражданского кодекса в части определения федерального государственного органа, в компетенцию которого входит осуществление процедуры государственной регистрации субъектов предпринимательства. Таким органом в настоящее время является Министерство по налогам и сборам РФ. Указанное обстоятельство можно оценивать по-разному. Оправданно полагать, что в задачи фискального органа в перспективном плане не должна входить государственная регистрация юридических лиц - это прерогатива органов юстиции, о чем свидетельствует мировая практика. В то же время решение о переходе на явочную систему регистрации представляется своевременным на современном этапе, принимая во внимание задачи законодательного регулирования, одна из которых состоит в ликвидации административных барьеров в экономике.
В Российской Федерации существует и разрешительный порядок регистрации некоторых юридических лиц - такого рода требование в виде предварительного разрешения антимонопольного органа предусмотрено для создания объединений коммерческих организаций (ассоциаций и союзов), коммерческой организаций, если суммарная стоимость активов ее учредителей превышает 100 тысяч МРОТ Законом РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках".
Лицензирование отдельных видов деятельности. В соответствии со ст. 49 ГК РФ федеральным законом устанавливается перечень видов деятельности, которые подлежат лицензированию и осуществление которых возможно только после получения соответствующей лицензии в установленном законом порядке. Законодательство о лицензировании формировалось в России постепенно: на начальном этапе экономических реформ специального законодательного акта, касающегося общих вопросов лицензирования предпринимательской деятельности, не было вообще. Первым опытом специального регулирования в сфере лицензирования стало ныне утратившее силу постановление Правительства РФ от 24 декабря 1994 г. N 1418 "О лицензировании отдельных видов деятельности". В 1998 г. 25 сентября был принят Федеральный закон N 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (утратил силу), который вывел указанное регулирование на законодательный уровень, чем устранил противоречие, возникшее после принятия Гражданского кодекса. На законодательном уровне был установлен перечень видов деятельности, подлежащей лицензированию, условия, порядок и сроки получения лицензий. Совершенствование законодательства продолжилось, и в 2001 г. 8 августа был принят новый одноименный Закон о лицензировании (N 128-ФЗ), который закрепил и развил принципиальные положения Закона 1998 г. Определенные виды деятельности, перечень которых установлен в ст. 1 упомянутого Закона, лицензируются в особом порядке на основании специальных законов.
Антимонопольное законодательство. В Российской Федерации гарантируется поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности, не допускается экономическая деятельность, направленная на монополизацию и недобросовестную конкуренцию (ст. 8, 34 Конституции РФ). Основным законодательным актом, регулирующим данные отношения, является Закон РФ от 22 марта 1991 г. N 948-1 "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках", который закрепляет свод основных правил, обеспечивающих поддержку конкуренции как главной действующей силы рынка и подавляющих монополистические тенденции в борьбе за получение прибыли в обход нормальных рыночных взаимоотношений сторон. Законом запрещаются действия хозяйствующего субъекта, занимающего доминирующее положение на рынке определенных товаров, дающие ему возможность оказывать решающее воздействие на конкуренцию в свою пользу. Указанные субъекты подлежат включению в специальный реестр хозяйствующих субъектов, имеющих на рынке определенного товара долю более 35%. Порядок формирования и ведения реестра утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 1996 г. N 154. Тем самым создаются более широкие возможности для контроля за деятельностью монополиста. Соглашения, заключенные монополистом с другими субъектами, имеющие целью ограничить конкуренцию, признаются законом недействительными. Государственный контроль за реализацией Закона "О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках" был возложен на Антимонопольный комитет РФ - ГКАП России, который с 1998 г. упразднен, и его функции в соответствии с Указом Президента РФ от 22 сентября 1998 г. N 1142 "О структуре федеральных органов исполнительной власти" были переданы сначала вновь образованному Министерству по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства, а впоследствии в соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 - Федеральной антимонопольной службе. Законом установлены достаточно широкие полномочия этого государственного органа в реализации антимонопольной политики и достаточно серьезная ответственность за нарушение хозяйствующими субъектами положений данного Закона.
К сфере, где традиционно присутствует государственное регулирование, необходимо отнести регулирование отношений, связанных с деятельностью естественных монополий. Базовым актом в этой сфере является Федеральный закон от 17 августа 1995 г. N 147-ФЗ "О естественных монополиях". Естественная монополия - это состояние рынка товаров, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объемов производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие товары. Субъектом естественной монополии в соответствии с положениями указанного Закона является хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товаров в условиях естественной монополии. Закон касается в основном взаимоотношений с потребителями и затрагивает такие сферы, как железнодорожные перевозки, услуги по передаче электрической и тепловой энергии, услуги общедоступной электрической и почтовой связи, услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов, транспортировку нефти, нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировку газа по трубопроводам. Закон предусматривает создание федеральных органов исполнительной власти для регулирования и контроля за хозяйственной деятельностью таких субъектов. Эти органы обладают полномочиями независимо от того, являются ли субъекты естественных монополий государственными предприятиями или акционерными обществами. Методами регулирования являются упоминавшийся ранее метод ценового регулирования, определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, установление минимального уровня обеспеченности таких потребителей. Органы государственного контроля могут направить субъектам естественной монополии предписание о заключении договора, обратиться в суд с иском о понуждении заключить договор или изменить его условия. Государственные органы осуществляют контроль за рядом сделок, совершаемых естественными монополиями, за осуществляемыми ими инвестициями и т.д.
Наряду с антимонопольным регулированием в Российской Федерации действует так называемое монопольное регулирование. Так, Федеральный закон от 8 декабря 2003 г. N 164-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности" разрешает государственную монополию на экспорт и (или) импорт товаров, перечни которых утверждаются федеральными законами. Государственная монополия на такие виды товаров осуществляется посредством выдачи лицензий государственным унитарным предприятиям, которые обязаны совершать экспортно-импортные операции на основе принципов недискриминации и добросовестной коммерческой практики. В связи с этим Законом устанавливается правило о ничтожности сделок, совершенных с нарушением государственной монополии. Говоря о монопольном регулировании, необходимо назвать еще один Федеральный закон - от 30 ноября 1995 г. N 190-ФЗ "О финансово-промышленных группах". Государство в этом Законе допускает и поощряет создание таких групп, являющихся, по существу, крупными монополистическими объединениями, состоящими из предприятий промышленного, страхового и финансового комплексов. Государство контролирует деятельность таких структур, в частности, через процедуру регистрации ФПГ, для совершения которой необходимо заключение соответствующего антимонопольного органа.
Защита прав потребителей. Эта сфера, имущественного оборота, где присутствует государственное регулирование, имеет особенно важное, можно сказать, знаковое значение для страны, где формируются цивилизованные рыночные отношения. Развитое законодательство о защите прав потребителя - экономически слабой стороны - это тот элемент, без которого не может обойтись ни один развитый правопорядок. Данная сфера регулирования имеет огромное значение и общенациональный социальный характер. Законодательство о защите прав потребителей традиционно отличается жесткостью и строгой нормативностью, которая устанавливается в целях защиты интересов потребителя. Основным законодательным актом, регулирующим отношения с участием потребителей в Российской Федерации, является Закон РФ "О защите прав потребителей". Им установлены основные положения, направленные на защиту прав потребителей: требования безопасности товаров, работ и услуг, надлежащее их качество, обязательность соблюдения государственных стандартов, ответственность изготовителя и продавца за причиненный потребителю вред, возможность судебной защиты интересов потребителя и т.д. Можно констатировать, что на сегодняшний день российское законодательство содержит достаточно полный и работающий свод правил и норм, направленных на защиту интересов потребителей, а государственное вмешательство в указанную сферу свидетельствует о том, что отечественное законодательство постепенно приближается к общемировым стандартам в указанной области.
Государственные контракты. Действующее законодательство закрепляет особый порядок заключения и исполнения договоров, предусматривающих удовлетворение государственных нужд. Порядок их заключения, содержание и исполнение имеют ряд особенностей. Правовое регулирование указанных договоров основано на § 4 гл. 30 ГК РФ и ряде специальных федеральных законов - от 2 декабря 1994 г. N 53-ФЗ "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", от 13 декабря 1994 г. N 60-ФЗ "О поставках продукции для федеральных государственных нужд", от 29 декабря 1994 г. N 79-ФЗ "О государственном материальном резерве", от 27 октября 1995 г. N 213-ФЗ "О государственном оборонном заказе", а также на Указе Президента РФ от 8 апреля 1997 г. N 305 "О первоочередных мерах по предотвращению коррупции и сокращению бюджетных расходов при организации закупки продукции для государственных нужд", которым утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд. В перечисленных актах содержатся императивные предписания, которым строго должны следовать контрагенты по государственным контрактам, и наряду с ними определяются условия подобных контрактов. Что касается поставщиков по указанным договорам, то таковыми могут выступать только те, которые удовлетворяют определенным, нормативно установленным квалификационным требованиям. Финансирование закупок для государственных нужд осуществляется за счет средств федерального бюджета.
Валютное регулирование. Использование в качестве средства платежа иностранной валюты носит достаточно распространенный характер, и ряд сфер предпринимательской деятельности немыслим без подобных операций. Регулирование и государственное вмешательство в указанную сферу, связанную с обращением иностранной валюты на территории суверенного государства, - традиционная область, где сильны публично-правовые элементы регулирования. Основополагающим актом, регулирующим операции с иностранной валютой на территории Российской Федерации, до недавнего времени был Закон РФ от 9 октября 1992 г. N 3615-1 "О валютном регулировании и валютном контроле", который предусматривает ряд мер, направленных на защиту национальной валюты Российской Федерации, и целый ряд иных инструментов валютного регулирования, непосредственно затрагивающих предпринимательскую деятельность. В нем, в частности, установлено общее правило, в соответствии с которым расчеты между резидентами осуществляются в национальной валюте, определено, что порядок приобретения использования иностранной валюты устанавливается Центральным банком РФ, а порядок ввоза, вывоза и пересылки валюты резидентами и нерезидентами - Центральным банком совместно с Министерством финансов РФ и Государственным таможенным комитетом. Но этот Закон утратит силу с 19июня 2005г. в связи с принятием одноименного Федерального закона от 10 декабря 2003 г. N 173-ФЗ. Необходимо отметить, что в указанной сфере подзаконное нормотворчество (акты Центрального банка, Минфина, ФТС России) занимает превалирующее место, так как закон устанавливает общие правила, что не всегда позитивно сказывается на стабильности экономического оборота и на гарантиях участников валютных отношений. Органами, осуществляющими валютный контроль в Российской Федерации, является Правительство РФ и Центральный банк РФ.
Внешнеторговые операции. Сфера внешней торговли относится к той области, где традиционно присутствуют публично-правовые элементы. Государство регулирует экспортные и импортные операции. Основу такого регулирования составляет Федеральный закон "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности". Осуществляется такое регулирование и на подзаконном уровне, здесь в качестве примера можно назвать Указ Президента РФ от 30 ноября 1995 г. N 1204 "О первоочередных мерах по поддержке экспортеров". Особым вниманием в сфере внешней торговли традиционно пользовался экспорт товаров и технологий двойного назначения. В этом случае регулирование осуществляется в целях защиты интересов Российской Федерации и выполнения ее международных обязательств, вытекающих из Вессенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения. Данная деятельность регулируется на основе Указа Президента РФ от 26 августа 1996 г. N 1268.
Государственный контроль в сфере стандартизации и сертификации. Подобное публичное вмешательство в экономическую деятельность осуществляется на основании Федерального закона от 27 декабря 2002 г. N 184-ФЗ "О техническом регулировании", которым были отменены ранее действовавшие в этой сфере законы от 10 июня 1993 г. N 5154-1 "О стандартизации" и N 5151-1 "О сертификации продукции и услуг". Закон устанавливает требования к качеству, которым должны отвечать продукция, работы и услуги. Соответствие изготавливаемой продукции, товаров, работ и услуг установленным требованиям подтверждается сертификатами, иными документами и знаками соответствия, зарегистрированными в установленном порядке и которые обязывают изготовителей (продавцов, подрядчиков, лиц, оказывающих определенные услуги) обеспечить соответствие продукции товаров работ и услуг обязательными требованиям, на основании которых выданы указанные документы. Государственный контроль за соблюдением упомянутых актов осуществляет национальный орган Российской Федерации по стандартизации и специально уполномоченные государством органы. Государственное регулирование в данной области диктуется общественным интересом, заключающимся в обеспечении граждан России качественными товарами, работами и услугами, а также охраной здоровья граждан.
Регулирование тарифов и цен. В соответствии с п. "ж" ст. 71 Конституции РФ к ведению Российской Федерации отнесено установление основ ценовой политики. В России имеются сферы экономики, где осуществляется государственное регулирование тарифов и цен. К таким сферам традиционно относится электрическая и тепловая энергетика. Основным актом в этой сфере является Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. N 41-ФЗ "О государственном регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию в Российской Федерации". Следует отметить, что государственное регулирование в данной сфере достаточно активно осуществляется государством как на законодательном, так и на подзаконном уровне. В качестве примера такого регулирования можно назвать Указ Президента РФ от 11 июня 1998 г. N 697 "О снижении цен на газ для российских потребителей", постановления Правительства РФ от 7 марта 1995 г. N 239 "О мерах по упорядочению регулирования государственных цен (тарифов)" и от 30 июня 1997 г. N 773 "О внесении изменений в порядок регулирования цен (тарифов) на драгоценные металлы". Установлено подобное ценовое регулирования и в Федеральном законе от 2 декабря 1994 г. "О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд", в соответствии с которым Правительство РФ в целях защиты потребителя устанавливает нормативное соотношение между стоимостью закупаемого сырья и производимой продукции, а также предельный размер торговых надбавок к ценам на продукцию, поставляемую в федеральный фонд с учетом безубыточной реализации готовой продукции.
Патентное законодательство. Вопросы, связанные с патентным законодательством, регулируются Патентным законом Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. N 3517-1. Закон регулирует вопросы, связанные с охраной изобретения и прав авторов изобретений. Согласно положениям Закона правовая охрана предоставляется запатентованным изобретениям, а лицу, получившему патент на изобретение, принадлежат все права изобретателя, именуемые исключительными. Однако в строго определенных случаях Закон предусматривает пользование объектом промышленной собственности без согласия ее владельца. Эти случаи и продиктованы как раз публичными интересами. Так, статья 13 устанавливает, что в интересах национальной безопасности Правительство РФ имеет право разрешить использование объекта промышленной собственности (изобретение, полезная модель, промышленный образец) без согласия патентообладателя с выплатой ему соразмерной компенсации. Аналогичные положения предусмотрены в законодательстве большинства стран, а наличие такого публичного элемента в гражданском законодательстве России абсолютно обоснованно.
Государственное регулирование в отдельных отраслях, сферах производства. Ряд сфер народного хозяйства ввиду их исключительной важности для жизни страны, ее политической и экономической безопасности подвергаются государственному регулированию. К таким отраслям относятся, например, сельское хозяйство (Федеральный закон "О государственном регулировании агропромышленного производства"), авиапромышленный комплекс (Федеральный закон "О государственном развитии авиации"), отношения в области генной инженерии (Федеральный закон "О государственном регулировании в области генно-инженерной деятельности"), угольная промышленность (Федеральный закон "О государственном регулировании добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников угольной промышленности"), отношения, связанные с развитием районов крайнего Севера (Федеральный закон "Об основах государственного регулирования социально-экономического развития Севера Российской Федерации"), производство и оборот алкоголя (Федеральный закон "О государственном регулировании оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции"). Подобное регулирование осуществляется как на законодательном, так и на подзаконном уровне.
Практическое задание
1. Максимальное количество участников закрытого акционерного общества не может превышать:
а) 15 участников;
б) 50 участников;
в) 100 участников;
г) 500 участников;
д) количественных ограничений не установлено.
Ответ: б), т. к. согласно пункту 3 статьи 7 Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах" число акционеров закрытого общества не должно превышать пятидесяти. В случае, если число акционеров закрытого общества превысит установленный настоящим пунктом предел, указанное общество в течение одного года должно преобразоваться в открытое. Если число его акционеров не уменьшится до установленного настоящим пунктом предела, общество подлежит ликвидации в судебном порядке.**Согласно статье 94 настоящего Федерального закона положения абзацев второго и третьего пункта 3 статьи 7 не применяются к закрытым обществам, созданным до введения в действие настоящего Федерального закона.
2. Минимальный размер уставного фонда государственного унитарного предприятия составляет:
а) 1000 МРОТ;
б) 5000 МРОТ;
в) 10 тысяч МРОТ.
Ответ: а) и б), т. к. согласно 3 пункту 12 статьи Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" размер уставного фонда государственного предприятия должен составлять не менее чем пять тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации государственного предприятия, а размер уставного фонда муниципального предприятия должен составлять не менее чем одну тысячу минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на дату государственной регистрации муниципального предприятия.
3. Не существует реорганизации юридического лица в форме:
а) выделения;
б) преобразования;
в) разделения;
г) поглощения.
Ответ: г), т.к. реорганизация юридического лица: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование (согласно 1 пункту 57 статьи 1 параграфа 4 главы Гражданского кодекса Российской Федерации). А в соответствии с распоряжением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения" под поглощением понимается приобретение тридцати и более процентов размещенных обыкновенных акций юридического лица.
Схема структуры и компетенции органов управления хозяйственного общества
Хозяйственные товарищества и общества - коммерческие организации с разделенным на доли (вклады) учредителей (участников) уставным (складочным) капиталом. Имущество, созданное за счет вкладов, произведенное и приобретенное в процессе деятельности хозяйственного товарищества или общества, принадлежит ему на праве собственности (ст. 66 ГК РФ) |
|
Хозяйственные товарищества |
|
Полное товарищество (ст. 69 ГК РФ) Товарищество, участники которого (полные товарищи) занимаются предпринимательской деятельностью от имени товарищества и несут ответственность принадлежащим им имуществом |
Товарищество на вере (коммандитное) (ст. 82 ГК РФ) Товарищество, в котором наряду с полными товарищами (несущими ответственность своим имуществом) имеется один или несколько участников-вкладчиков (коммандитистов), которые не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности и несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов. |
|
Управление в хозяйственных товариществах
Полное товарищество (ст. 71 ГК РФ) |
Товарищество на вере (ст. 84, 85 ГК РФ) |
|
l Управление осуществляется по общему согласию всех участников, если учредительным договором товарищества не предусмотрено принятие решения большинством голосов l Каждый участник имеет один голос, если учредительным договором не определен иной порядок определения количества голосов участников |
l Управление осуществляется полными товарищами l Вкладчики не вправе участвовать в управлении и ведении дел, а также оспаривать действия полных товарищей l Вкладчики вправе получать информацию о деятельности товарищества и знакомиться с его годовыми отчетами и балансами |
|
Общество с ограниченной ответственностью (ООО) (ст. 87 ГК РФ) |
Общество с дополнительной ответственностью (ОДО) (ст. 95 ГК РФ) |
|
l учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров l участники не отвечают по обязательствам общества и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости внесенных ими вкладов |
l учрежденное одним или несколькими лицами общество, уставный капитал которого разделен на доли и участники которого солидарно несут субсидиарную ответственность своим имуществом в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов l при банкротстве одного из участников его ответственность по обязательствам общества распределяется между остальными участниками |
|
Участники ООО и ОДО (ст. 88 ГК РФ) * Участниками ООО и ОДО могут быть любые физические и юридические лица * Количество участников ООО и ОДО не должно превышать предела, установленного специальным законом * ООО и ОДО могут иметь единственного участника (кроме случая, когда таким единственным участником является другое хозяйственное общество, состоящее из одного лица) |
||
Управление обществом (ст. 91 ГК РФ)
Общее собрание участников - высший орган управления |
|
Исполнительный орган (коллегиальный или единоличный) l осуществляет текущее руководство; единоличный орган может быть избран не из числа участников |
|
Исключительная компетенция общего собрания: l изменение устава, размера уставного капитала l решение о реорганизации или ликвидации l образование исполнительных органов и досрочное прекращение их полномочий l утверждение годовых отчетов и бухгалтерских балансов, распределение прибыли и убытков l избрание ревизионной комиссии (ревизора) |
|
Вопросы исключительной компетенции общего собрания не могут быть переданы на решение исполнительного органа |
|
Права участников (ст. 67 ГК РФ) |
|
* Участвовать в управлении делами общества * Принимать участие в распределении прибыли * Получать информацию о деятельности общества, знакомиться с его документацией Обязанности участников: * Вносить вклады, оговоренные учредительными документами * Не разглашать конфиденциальную информацию о деятельности общества |
|
Акционерное общество (АО) (ст. 96 ГК РФ) |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
l Общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций l Акционеры не отвечают по обязательствам АО l Акционеры несут риск убытков, связанных с деятельностью АО, в пределах стоимости принадлежащих им акций* l Фирменное наименование должно включать слово "акционерное" l Правовое положение АО определяется Гражданским кодексом и Законом об АО l Правовое положение АО, созданных путем приватизации государственных и муниципальных предприятий, определяется также законами и иными правовыми актами о приватизации этих предприятий l Особенности правового положения кредитных организаций, созданных в форме АО, права и обязанности их акционеров определяются также законами, регулирующими деятельность кредитных организаций |
|||||||||||||||||||||||||||||||||
*Акционеры, не полностью оплатившие акции, несут солидарную ответственность в пределах неоплаченной части своих акций </ p>
Задача № 1 В связи со срочным заказом директор организации предложил всем работникам выйти на работу в субботу (выходной день), пообещав полагающийся отгул присоединить к очередному отпуску. Ряд работников согласились с предложением директора, но некоторые отказались выйти на работу в выходной день, за что им была уменьшена квартальная премия. В каких случаях и на основании каких документов возможно привлечение работников к работе в выходной день? Каков порядок привлечения к работам в выходные дни? Законны ли действия директора? Ответ: Для начала приведем нормы права регулирующие данную ситуацию, а затем дадим ответы на поставленные вопросы. Во первых, согласно 113 статье Трудового кодекса РФ11. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ) (с изменениями от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г., 9 мая 2005 г., 30 июня, 18, 30 декабря 2006 г., 20 апреля, 21 июля, 1, 18 октября, 1 декабря 2007 г., 28 февраля, 22, 23 июля 2008 г.) работа в выходные и нерабочие праздничные дни запрещается, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом. А то есть 1. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится с их письменного согласия в случае необходимости выполнения заранее непредвиденных работ, от срочного выполнения которых зависит в дальнейшем нормальная работа организации в целом или ее отдельных структурных подразделений, индивидуального предпринимателя. 2. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни без их согласия допускается в следующих случаях: 1) для предотвращения катастрофы, производственной аварии либо устранения последствий катастрофы, производственной аварии или стихийного бедствия; 2) для предотвращения несчастных случаев, уничтожения или порчи имущества работодателя, государственного или муниципального имущества; 3) для выполнения работ, необходимость которых обусловлена введением чрезвычайного или военного положения, а также неотложных работ в условиях чрезвычайных обстоятельств, то есть в случае бедствия или угрозы бедствия (пожары, наводнения, голод, землетрясения, эпидемии или эпизоотии) и в иных случаях, ставящих под угрозу жизнь или нормальные жизненные условия всего населения или его части. 3. Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни творческих работников средств массовой информации, организаций кинематографии, теле- и видеосъемочных коллективов, театров, театральных и концертных организаций, цирков и иных лиц, участвующих в создании и (или) исполнении (экспонировании) произведений, в соответствии с перечнями работ, профессий, должностей этих работников, утверждаемыми Правительством Российской Федерации с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, допускается в порядке, устанавливаемом коллективным договором, локальным нормативным актом, трудовым договором. В других случаях привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни допускается с письменного согласия работника и с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. В нерабочие праздничные дни допускается производство работ, приостановка которых невозможна по производственно-техническим условиям (непрерывно действующие организации), работ, вызываемых необходимостью обслуживания населения, а также неотложных ремонтных и погрузочно-разгрузочных работ. Привлечение работников к работе в выходные и нерабочие праздничные дни производится по письменному распоряжению работодателя. Что же касается предоставления отгула, то согласно 3 пункту 153 статьи ТК РФ работнику по его желанию предоставлен другой день отдыха. Работа в нерабочий праздничный день оплачивается в одинарном размере, а день отдыха оплате не подлежит. Таким образом, работа в выходной день или компенсируется оплатой в размере дневного заработка, или может быть заменена днем отдыха. В-третьих, согластно 191 статье ТК РФ работодатель поощряет работников, добросовестно исполняющих трудовые обязанности (объявляет благодарность, выдает премию, награждает ценным подарком, почетной грамотой, представляет к званию лучшего по профессии). Другие виды поощрений работников за труд определяются коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка, а также уставами и положениями о дисциплине. Помимо заработной платы работникам организации могут выплачиваться премии. Премия - это дополнительное поощрение, выплачиваемое работнику за результаты его трудовой деятельности или деятельности организации в целом. Как правило, премии выплачивают в порядке, предусмотренном Положением о премировании (пример см в приложении 1). Основанием для выдачи премии является приказ руководителя о поощрении работников. Определения такого действия как "лишение" премии законодательство не содержит, однако поясняет, что в каждом конкретном случае такие вопросы решаются в действующем в организации Положении о премировании. На основании изложенного выше материала можно сделать заключения по поставленным вопросам: 1. Привлечение работников к работе в выходной день возможно в случаях предусмотренных ТК РФ (см. выше) по письменному распоряжению работодателя и письменному согласию работника (кроме случаев предусмотренных ТК РФ). 2. Порядок привлечения к работам в выходные дни так же устанавливается ТК РФ (см. выше). 3. Действия директора были законны по вопросу предложения работы в выходные (на сколько позволяют условия задачи, т.к. в них не оговорена оплата в выходные, а так же наличие письменного приказа директора и согласия работников). Но вот по вопросу лишения премии работников отказавшихся от работ в выходной действия директора расходятся с рамками закона. Так как рассматриваемый случай допускает только добровольный выход на работу (что предусмотрено законодательством), то директор не имел права лишать работников премии, т.к. данное действие работников не является основанием для лишения или уменьшения премии и не могло быть прописано в положении о премировании или коллективном договоре по причине противоречия законодательству. Но в условии задачи не оговорена официальная причина невыдачи премии. А значит, мы можем допустить, что директор действовал в рамках закона, преподнеся причину лишения пунктом предусмотренным положением о премировании данного предприятия. Приложение 1
Список литературы
Официальные документы
1. Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.). 2. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая от 30 ноября 1994 г. N 51-ФЗ, часть вторая от 26 января 1996 г. N 14-ФЗ, часть третья от 26 ноября 2001 г. N 146-ФЗ и часть четвертая от 18 декабря 2006 г. N 230-ФЗ). 3. Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ). 4. Федерального закона от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ "Об акционерных обществах". 5. Федерального закона от 14 ноября 2002 г. N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях". 6. Распоряжение Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг РФ от 4 апреля 2002 г. N 421/р "О рекомендации к применению кодекса корпоративного поведения". Учебники
7. Корпоративное право: учебник / Макарова О.А. - Волтерс Клувер, 2005. 8. Учебник русского гражданского права / Шершеневич Г.Ф. -"Статут", 2006. Статьи журналов и газет
9. "Гражданин и право", 2006, N 10. 10. Государственное регулирование экономики: правовые формы реализации (В.Г. Голубцов, "Законодательство и экономика", N 3, март 2005 г.). 11. Нечаев А. Ни экономических кризисов, ни рекордов не обещает нам 2005 год // Российская газета. 2004. 11 декабря. 12. Яковлев В.Ф. Гражданский кодекс и государство // Вестник Высшего Арбитражного Суда РФ. - 1997. - N 6. - С.8. Другие источники
13. Государственное регулирование экономики: предпринимательско-правовой аспект / С.Н. Шишкин. 14. Комментарий к Конституции Российской Федерации (под общ. ред. Л.В. Лазарева). - ООО "Новая правовая культура", 2007. 15. Дойников И.В. Гражданский кодекс РФ и кризис либеральной философии хозяйствования // В ст.: Развитие хозяйственного законодательства на современном этапе. Материалы Международной научной конференции 29 апреля 2004 г. М., 2004. 16. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (под общ. ред. В.И. Шкатуллы) - "Норма", 2007 г. 17. Бератор "Практическая энциклопедия бухгалтера. Первичные документы" / «Бератор Пресс» 18. Толковый словарь «Бизнес и право» / Система ГАРАНТ. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Первобытное искусство |
Контрольная работа | Византийское влияние на культуру Киевской Руси |
Контрольная работа | Современная профессия бухгалтера и повышение квалификации бухгалтеров |
Контрольная работа | Кодирование чисел, символов и графической информации , единицы измерения данных |
Контрольная работа | Изобразительная деятельность |