13
План
Введение
1. Конституционно-правовое учение о свободе
2. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Конституция Российской Федерации, принятая всенародным голосованием 12 декабря 1993 г., знаменует коренной поворот в развитии российской государственности. Действовавшая до этого Конституция РСФСР 1978 г. соответствовала концепции тоталитарного государства. Права и свободы граждан в ней закреплялись в отрыве от международных стандартов и подчинялись идеологическим целям социалистического строительства.
Институт прав и свобод является центральным в конституционном праве. Он закрепляет свободу народа и каждого человека от произвола государственной власти. Это - сердцевина конституционного строя.
Основные постулаты учения о свободе легли в основу новой российской Конституции, а некоторые из них прямо ею закрепляются. Так, в гл. 2 ст. 17 устанавливается, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, а в гл. 3 - что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права свободы других лиц. Такой подход способствует глобальной унификации прав и свобод, обеспечивает соответствие российских институтов по правам и свободам общечеловеческим ценностям.
Впервые в истории России Конституция гарантирует право свободного передвижения внутри и за пределами государства, свободно выезжать из России и беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию.
Таким образом можно утверждать, что конституционно-правовое учение о свободе в России сейчас находится на пике своего развития. Именно поэтому тему моей работы с полной уверенностью можно считать актуальной.
В своем исследовании я рассматриваю основные постулаты конституционно-правового учения о свободе, понятия конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации и классификацию конституционных прав и свобод человека и гражданина в РФ.
В совей работе я, в основном, опиралась на труды Баглая М.В.
Также я поместила в Приложении гимн Российской Федерации, дающий патриотичный и оптимистичный оттенок темы моей работе.
1. Конституционно-правовое учение о свободе
Философской основой института прав и свобод является учение о свободе как о естественном состоянии человека и высшей ценности после самой жизни. Люди начали осознавать эти истины на заре создания человеческого общества, но потребовались века для того, чтобы сложились ясные представления о содержании свободы и ее соотношении с государством.
При всей своей многогранности и сложной детерминированности современное конституционно-правовое учение о свободе может быть кратко выражено в следующих основных постулатах:
1. все люди свободны от рождения и никто не вправе отчуждать их естественного права. Обеспечение и охрана этих прав - главное назначение государства;
2. свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому. Свобода человека, следовательно, не может быть абсолютной, она ограничена таким же состоянием других людей. Равенство возможностей для всех - основа свободы;
3. границы свободы могут быть определены только законом, который есть мера свободы. Свобода и правопорядок не антагонисты, если закон демократический. Следовательно, все, что не запрещено, то дозволено;
4. часть дозволенного определяется через права человека. Закрепление прав необходимо для того, чтобы помочь человеку осознать свои возможности, но ни один набор прав не исчерпывает содержания свободы;
5. ограничение прав возможно исключительно с целью способствовать общему благосостоянию в демократическом обществе;
Разумеется, это самые общие философские постулаты и притом имеющие прямое значение только для конституционно-правовой концепции. У этого учения есть и другие аспекты, как, например, связь свободы с моралью и политической культурой, без учета которых свобода вырождается в циничную вседозволенность или разрушительную анархию. Но это уже не сфера конституционного права.
2. Понятие конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Правам и свободам человека и гражданина посвящена глава 2 Конституции Российской Федерации, в которую входят 47 статей.
Под правами человека понимают совокупность моральных норм, принадлежащих людям, независимо от расовых, национальных или социальных различий.
Права человека определяют минимум условий для сохранения человеческого достоинства и жизни, являются универсальной категорией, которые представляют собой вытекающие из самой природы человека возможности пользоваться элементарными, наиболее важными благами и условиями безопасного, свободного существования личности в обществе.
Мировое сообщество выработало требования международных стандартов по правам человека, которые закреплены во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г., Международном пакте о гражданских и политических правах (1966); Международном пакте об экономических, социальных и культурных правах (1966), в документах Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (1975), в различных международных договорах.
Большинство из этих стандартов рассматривается международным сообществом в качестве общепризнанных принципов и норм международного права, имеющих обязательную силу для всех государств мира. Поэтому законодательство Российской Федерации - полноправного члена международного сообщества - ориентируется на эти стандарты.
Права человека должны предоставляться каждому индивиду и гарантироваться конституцией страны и национальным законодательством. Признавая международные нормы по правам человека, государство берет на себя обязательства не только перед международным сообществом, но и перед всеми, кто находится под его юрисдикцией.
Правам человека присущи следующие признаки:
? они возникают и развиваются на основе природной и социальной сущности человека с учетом постоянно изменяющихся условий жизни общества;
? складываются объективно и не зависят от государственного признания;
? принадлежат индивиду от рождения;
? являются непосредственно действующими;
? имеют неотчуждаемый, неотъемлемый характер, признаются как естественные (как воздух, земля, вода и т.п.);
? признаются высшей социальной ценностью;
? выступают необходимой частью права, определенной формой выражения его главного содержания;
? представляют собой принципы и нормы взаимоотношений между людьми и государством, обеспечивающие индивиду возможность действовать по своему усмотрению или получать определенные блага;
? их признание, соблюдение и защита являются обязанностью государства.
Каждый индивид вправе требовать от государства выполнения им взятых на себя международных обязательств. В этих целях он может использовать как национальные механизмы защиты своих прав, так и обращаться в международные органы защиты прав человека.
Для реализации таких прав человека, как право на жизнь, на достойное существование, достаточно лишь факта рождения человека и совсем не обязательно, чтобы он обладал качествами гражданина, а для реализации остальных прав это требуется.
Права гражданина - это охраняемая законом мера юридически возможного поведения, направленная на удовлетворение интересов не всякого человека, а лишь того, который находится в устойчивой правовой связи с конкретным государством. В отличие от прав граждан, права человека не всегда выступают как юридические категории. Они могут являться и моральными, и социальными категориями, могут существовать независимо от их государственного признания и законодательного закрепления, вне связи человека с конкретной страной.
В зависимости от принадлежности лица к конкретному государству имеются следующие права:
- права российских граждан;
- права иностранных граждан;
- права лиц с двойным гражданством;
- права лиц без гражданства.
Основные права и свободы гражданина - прежде всего конституционные права, которые являются неотчуждаемыми и принадлежат каждому от рождения, т.е. носят естественный характер (ст. 17, п. 2 Конституции РФ).
Термин «свобода» употребляется в двух значениях, хотя и неразрывно связанных. В общем смысле он обозначает состояние народа и отдельного человека, которое характеризуется возможностью действовать по своему усмотрению. Этот термин в Конституции РФ выполняет роль основополагающего философского принципа, который реализуется через весь комплекс конституционно-правовых норм. Иное дело - свобода как субъективная возможность совершать или не совершать какие-то действия (например, свобода совести, свобода слова и др.). В этом смысле термин «свобода» по существу тождественен термину «субъективное право», а различие объясняется только тем, что такая юридическая лексика сложилась исторически. Но нельзя не учитывать, что свобода в субъективном смысле (как субъективные права) является юридической формой реализации свободы народа и отдельного человека в общем, философском смысле.
3. Классификация конституционных прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации
Основные права и свободы человека и гражданина дифференцируют по трем группам: 1) личные; 2) политические; 3) экономические, социальные и культурные. Как справедливо пишет М.В. Баглай (с. 166), «данная классификация в достаточной мере условна, поскольку отдельные права по своему характеру могут быть отнесены к разным группам. Например, свобода слова в равной мере может быть отнесена как к личным, так и к политическим правам. Все права и свободы неразделимы и взаимосвязаны, так что любая их классификация носит условный характер.».
Однако эта классификация помогает уяснению относительной целостности прав и свобод каждой группы. В Конституции России такое разделение на группы прямо не делается, но в изложении заметна сгруппированность прав по указанным основаниям.
К личным правам и свободам Конституция Российской Федерации относит:
- право на жизнь (ст. 20) - первое фундаментальное право человека, без которого все остальные права теряют ценность;
- право на достоинство личности (ст. 21) - предполагает, что государство создает для человека такие условия жизни, которые бы не умаляли его достоинство;
- право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 22);
- право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23), под которыми закон понимает переписку, телефонные переговоры, телеграфные и иные сообщения, сведения медицинского, интимного характера и другую информацию, касающуюся исключительно данного человека и которая может в случае разглашения нанести ему моральный ущерб. Сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия не допускаются (ст. 24);
- право на неприкосновенность жилища (ст. 25);
- право свободно определять и указывать свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком (ст. 26);
- право на свободу передвижения, выбора места пребывания и жительства (ст. 27);
- право на свободу совести и на свободу вероисповедания (ст. 28);
- право на свободу мысли и слова (ст. 29).
К политическим правам граждан Российской Федерации относятся следующие права и свободы, закрепленные Конституцией РФ:
- свобода мысли и слова, свобода массовой информации (ст. 29), которую можно отнести как личным, так и к политическим правам и свободам;
- право на информацию (ст. 24, ст. 29);
- право на объединение (ст. 30);
- право на проведение публичных мероприятий (ст. 31);
- право на участие в управлении делами государства, избирать и быть избранными, право равного доступа к государственной службе, право участия в отправлении правосудия (ст. 32);
- право на обращения в государственные органы и органы местного самоуправления (ст. 33).
Особенностью экономических, социальных и культурных прав является единство материального содержания, общесоциальная направленность, обусловленная принципом справедливости, необходимость более детальной конкретизации в текущем законодательстве.
Некоторые права оказались совершенно новыми для российской правовой системы, например, право на свободу предпринимательской деятельности и право частной собственности.
Среди данной группы прав можно выделить экономические права и свободы, обеспечивающие свободу предпринимательской и иных форм трудовой деятельности:
- право на свободу предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности (ст. 34);
- право частной собственности и ее наследования (ст. 35);
- право свободного владения, пользования и распоряжения землей и другими природными ресурсами гражданами и их объединениями (ст. 36);
- право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ст. 37);
Здесь стоит выделить права, связанные с разрешением индивидуальных и коллективных трудовых споров:
- право на труд и на вознаграждение за труд (ст. 37);
- право на отдых (ст. 37);
- право создавать профессиональные союзы, иные общественные объединения для защиты социальных и экономических интересов (ст. 30).
К социальным правам относятся следующие:
- право на государственную защиту материнства, детства и семьи (ст. 38);
- право на государственную поддержку отцовства, инвалидов и пожилых граждан (ст. 7);
- право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей (ст. 39);
- право на жилищес, на получение жилища малоимущими гражданами бесплатно или за доступную плату (ст. 40);
- право на охрану здоровья и медицинскую помощь (ст. 41), включая бесплатную медицинскую помощь в государственных учреждениях здравоохранения;
- право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42).
Среди культурных прав Конституция России провозглашает следующие:
- право на образование, на общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования (ст. 43);
- право на бесплатное получение на конкурсной основе высшего образования (ст. 43);
- свобода литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания (ст. 44);
- право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (ст. 44).
В Российской Федерации сфера образования рассматривается в качестве приоритетной.
Свобода творчества не означает свободу от соблюдения требований общежития. Не могут быть терпимы произведения, пропагандирующие войну, насилие, разжигающие расовую и национальную рознь.
Заключение
В своей работе я осветила ту часть Конституции России, в которой говорится о правах и свободах человека и гражданина Российской Федерации: предоставила определения терминов и привела общепринятую классификацию относящихся к ним статей. Однако рамки моей темы и правила написания контрольной работы не позволили мне расширить данный вопрос. Это объясняет, почему я мало уделила внимания проблемам прав и свобод человека в России, т.е. насколько указанные в Конституции РФ права в действительности охраняются нашим государством…
На одном из форумов при обсуждении тем прав человека А.Ю. Сунгуровым (с. 8-9) были сформулированы вопросы, ответы на которые не являются очевидными, но без понимания которых невозможно решение проблем прав человека в России. Вот некоторые из них:
1. Можно ли говорить о том, что «права человека» едины для всех стран и народов, культур и цивилизаций? Или все же существует национальная, культурная специфика их понимания?
2. Если едины, то как это согласуется с представлениями Ш. Монтескье «О духе законов»? И не является ли такой подход европоцентристским, подходом: «Мы сделаем вас счастливыми, хотите вы этого или нет, причем в нашем понимании счастья». Не является ли это трансформацией колонизаторского подхода, когда мы говорим о развивающихся странах?
3. Если едины эти понятия, то тогда оправданы гуманитарные интервенции. Но опыт Косово показывает сомнительную эффективность такого подхода.
4. Если все же существует национально-культурная специфичность, то не будет ли ее признание оправданием авторитарно-тоталитарных режимов?
С точки зрения О.Ю. Малиновой (с. 58) существует непреложная истина: мы обладаем всеми правами человека, которые сами осознаем. Если общество плохо осознает эти права, даже если они записаны в Конституции, они не могут работать и не могут развиваться. Это очень характерная ситуация для российского общества.
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации
2. Баглай М.В. // Историко-правовой комментарий члена-корреспондента РАН М.В. Баглая/ М.: 2009
3. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации // Учебник для ВУЗов./ М.: 2001
4. Малинова О.Ю. Права человека как нормативный идеал, сумевший развиться в правовой институт // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2004.
5. Сунгуров А.Ю. «Вредные вопросы» о правах человека. Вместо введения // Права человека как предмет обсуждения и обучения: Материалы дискуссий 2002-2003 гг. / Под ред. А.Ю. Сунгурова. СПб., 2004.
6. www. nicbar.narod.ru/lekziya21.htm
7. www.uprav.biz/materials/education/view/3133.html
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Комерційний банк: роль і місце в кредитній системі |
Контрольная работа | Роль варягов в образовании Древнерусского государства |
Контрольная работа | Слуховой анализатор |
Контрольная работа | Структура аргументации: тезис, аргумент, демонстрация. |
Контрольная работа | Психосоциальная работа с детьми-инвалидами |