23
План контрольной работы:
1. Форма государственного режима.
2. Понятия и виды правонарушений.
3. Нормы права, нормы морали
4. Список используемой литературы.
1. Форма государственного режима
Под формой правления мы понимаем систему формирования и взаимоотношений главы государства, высших органов законодательной и исполнительной власти. Форма правления исторически складывается в процессе борьбы и взаимодействия социальных и политических сил соответствующего общества.
Форма правления имеет основополагающее значение для изу-чения конституционно-правового регулирования организации и функционирования государства. Это не просто абстрактная теоретическая категория науки, как, скажем, суверенитет или народовластие, а тот ключ, с помощью которого мы только и можем разобраться в смысле той или иной системы органов государственной власти, установленной конституцией соответ-ствующего государства.
При аграрном строе значение формы правления сводилось лишь к определению того, каким образом замещается должность главы государства -- в порядке наследования или путем выборов. По мере разложения феодализма и перехода к индустриальному строю, сопровождавшегося ослаблением власти монархов, появлением и укреплением народного (национального) представительства, типология форм правления стала обогащаться: наибольшую значимость приобрело не то, наследственный или выборный глава государства в стране, а то, как организуются отношения между главой государства, парламентом, правитель-ством, как взаимно уравновешиваются их полномочия, -- словом, как устроено разделение властей. И сегодня при анализе формы правления конкретного государства нас прежде всего интересует не то, республика это или монархия, а то, какая разновидность республики или монархии здесь установлена.
Монархия |
|||||
абсолютная |
(неограниченная) |
конституционная |
(ограниченная) |
||
дуалистическая |
парламентарная |
дуалистическая (президентская) |
парламентарная |
смешанная (полупрезидентская) |
прочие виды |
Монархия
В переводе с греческого данный термин означает единовластие. Однако монархия -- не просто власть одного, а в современном понимании власть наследуемая. Эта власть нередко обожествляется (монарх -- помазанник Божий).
Монарх всюду признается безответственным. Этот принцип принят в интересах поддержания престижа монарха, на котором строится вся его власть. Безответственность монарха распространяется не только на политическую его деятельность, но и на его действия, имеющие уголовный характер, напр., убийство в запальчивости, нанесение личного оскорбления. В Англии даже гражданская ответственность обусловлена предварительным согласием монарха на предъявление к нему иска. Монарх считается главою государства. Это выражение следует понимать не в том смысле, что он стоит над государством, а в том, что он признается лицом занимающим в обществе высшее социальное положение, а также представителем государства на внешней стороне.
Таковы характерные признаки монарха вообще, независимо от различных видов монархии в исторической действительности".
Сегодня божественное происхождение власти монарха мало кого волнует: из истории известно, что феодалы становились монархами и добывали трон для себя и своих потомков в результате иногда выборов (разумеется, не всенародных), чаще насилия, изредка приглашения, то есть вполне земных процедур. Из этого исходит и большинство действующих конституций монархических государств.
Так, согласно ст. 1 Конституции Японии 1946 года "Импера-тор является символом государства и единства народа, его ста-тус определяется волей народа, которому принадлежит суверен-ная власть". Символом единства и постоянства государства на-зывает Короля ст. 56 Конституции Испании 1978 года.
Республика
Республика (от лат. res publica -- общественное дело) -- это такая форма правления, которая характеризуется выборностью главы государства, именуемого обычно президентом.
Так чем же республика в корне отличается от монархии, каковы главные признаки республики? Довольно четко это определил проф. Н.М.Коркунов. Он писал:
"По форме устройства все государства могут быть разделены, как это и признается издавна, на монархии и республики, но разли-чие их не в числе правящих лиц, а в их юридическом положении. В республике все лица, участвующие в распоряжении властью ответ-ственны от последнего избирателя до президента, стоящего во главе республики и призванного действовать от ее имени.
В монархии, напротив, имеется и безответственный орган власти -- монарх. Именно в этом различии ответственности и безответ-ственности заключается различие президента республики и монарха, а не в объеме или характере их функций. Президент Северо-Американских Соединенных Штатов пользуется большею властью, нежели английская королева; но президент ответствен пред конгрес-сом и потому не монарх; английская королева, напротив, безответ-ственна и потому, несмотря на всю ограниченность своей власти, остается все же монархиней.
Республике, напротив, более соответствует коллегиальная орга-низация правительства, так как этим лучше обеспечивается подчи-нение делегированной правительственной власти народу, и если в большинстве современных республик имеется единоличная органи-зация, то это объясняется влиянием на них монархических идей. Там, где, как в Швейцарии, республиканское устройство является исконным, правительство имеет коллегиальную форму. Точно также наследственная власть свойственна монархии, избирательная -- рес-публике. Только наследственная власть может быть вполне само-стоятельна. Избирательные монархии образуют уже переходную форму и в настоящее время их вовсе не существует. Но и в избира-тельных монархиях власть главы государства была во всяком слу-чае пожизненная, а не срочная, как в республиках. Срочность влас-ти неизбежно ведет к зависимости от избирателей. Поэтому-то в республиках глава правительства всегда избирается на определен-ный срок и обыкновенно на довольно короткий срок.
При прочих равных условиях республика -- наиболее демократическая форма правления, поскольку предполагает, что пол-номочия любой ветви власти, любого высшего ее органа, вклю-чая главу государства, в конечном счете, основываются на ман-дате народа. Но следует подчеркнуть, что этот вывод верен лишь при прочих равных условиях.
2. Понятия и виды правонарушений.
Правонарушения совершаются людьми - субъектами правонарушения. В соответствии с ГКРФ субъектом правонарушений может быть юридическое лицо; однако, в конечном счете и эти правонарушения совершаются людьми - работниками предприятий, учреждений.
Субъект деяния не может рассматриваться как признак правонарушения, но без субъекта нет правонарушения, и в тоже время не каждый человек может быть признан субъектом противоправного виновного деяния.
Закон признает ответственными субъектами правонарушений дееспособных и вменяемых, то есть всех лиц, достигших определенного возраста и обладающих полноценной психикой. Закон устанавливает также различные возрастные границы деликатной правосубъектности.
Уголовная ответственность - 16 лет, административная ответственность - 16 лет, ответственность по гражданскому праву в полном объеме с 18 лет и частичная с 15 лет.
Одной из черт правонарушения, наиболее очевидной, вытекающей из самого термина, является противоправность, то есть нарушение права, его норм. Правонарушение - это деяние, поведение, поступки людей, действие или бездействие, следовательно, правонарушение может составить только акт поведения, выраженный правонарушителем. То есть нельзя считать правонарушителя таковым при наличии у него противоправных мыслей. Конечно, если эти мысли не воплотились в правонарушение.
Деяние человека выражается или в виде конкретного действия, или в виде бездействия. Действие противоправно, если оно противоречит диспозиции данного права. Бездействие - один из видов поведения. В свою очередь, поведение, имеет свой обязательный признак, выражающийся в том, что правовое (как правомерное, так и противоправное) поведение находится под контролем сознания и воли индивида, субъекта права. Значит не может признаваться правонарушением поведение в состоянии невменяемости или недееспособности. Это утверждение подтверждает, к примеру, ст. 23.9 КРФ об Административных правонарушениях:
“Не подлежит административной ответственности физическое лицо, которое во время совершения противоправного действия либо бездействия находилось в состоянии невменяемости, то есть не могло осознавать фактический характер и противоправность с своего действия или бездействия либо руководит им ими вследствие хронического психического расстройства, слабоумия либо иного болезненного состояния психики.”
Таким образом, правонарушение, являясь деянием, характеризуется как сознательный волевой акт.
Еще одной чертой, характеризующей правонарушение, является общественная опасность, которая в свою очередь выражается во вреде, наносимом обществу.
Вред - совокупность отрицательных последствий правонарушений и обязательный признак каждого правонарушения. Вред может иметь материальный (ущерб, нанесенный собственности) или моральный (хулиганство в проявлении унижения достоинства) характер, восстановимым или нет, ощущаемым отдельными гражданами, коллективом и обществом в целом. Вредных или безразличных для государства, граждан правонарушений не существует.
Одним из основных принципов правонарушения является порицание. Порицание основывается на том, что субъект правонарушения выбрал из имеющихся вредный вариант поведения. Выбор такого варианта свидетельствует о безразличии сознания правонарушителя к общественным и индивидуальным интересам. Такое отношение сознания правонарушителя к обществу характеризуется субъектной стороной деяния - виной. Вина выражается в двух формах: косвенная и прямая. Прямая вина правонарушителя определяется таким образом, что он (правонарушитель) предвидит и желает наступление отрицательных последствий своего деяния., при косвенной вине правонарушитель предвидит наступление отрицательных последствий своего деяния, но в силу преступной халатности думает, что их удастся избежать
Из сказанного следует, что если противоправность всегда виновна, то отсутствие вины свидетельствует об отсутствии противоправности и правонарушения и исключает юридическую ответственность.
Виды правонарушений или их классификация - это деление правонарушений на группы, категории по определенным признакам: характеру регулируемых отношений, степени общественной опасности, субъектам, распространенности (по количеству, времени, регионам).
По областям регулируемых отношений правонарушения различаются:
гражданские - правонарушения в области гражданского законодательства.
трудовые - правонарушения по поводу выполнения трудового законодательства.
уголовные - правонарушения, подводящиеся под уголовную ответственность
административные - правонарушения, за которые настоящим Кодексом или законами, субъектов Российской Федерации установлена административная ответственность.
процессуальные
По общественной опасности правонарушения принято делить на:
преступления
иные правонарушения (проступки, деликты) - административные, дисциплинарные, гражданско - правовые.
Существует также классификация правонарушений на основе наличия экономических, социальных, политический отношений общества. В связи с этим различают три вида правонарушений:
в области экономических отношений (собственность, труд, распределение, и другие)
в области социально - бытовых отношений (семья, быт, общественный порядок)
в сфере управления (деятельность государственного аппарата, общегражданские обязанности).
Можно также различать правонарушения, посягающие на:
духовные или материальные блага
общественные или личные интересы
Каждая классификация в известной степени условна, поскольку между различными правонарушениями проявляется определенная связь. Например, совершение правонарушения одним человеком может предопределить совершение правонарушения другим человеком. Одно и тоже деяние может нарушить диспозиции нескольких отраслей законодательства и одновременно влечь несколько различных санкций. Так, например, кража имущества руководителем предприятия влечет гражданско - правовую обязанность по возмещению материального ущерба, административную (отрешение от должности) и уголовную ответственность.
3. Нормы права, нормы морали.
Норма права - это правило поведения, установленное или санкционированное государством, элементарная частица права, относящаяся к нему как часть к целому. Обосновано, что норма права - это и не форма, и не содержание всего права, а именно его частица. Она обладает собственными содержанием и формой и в системообразующих процессах с другими нормами составляет содержание права в целом.
Норме права как части системы в той или иной степени свойственны существенные признаки, присущие праву, поэтому ей можно дать определение, идентичное по своему значению определению права в целом.
Норма права - это общеобязательное, установленное или санкционированное и охраняемое государством правило поведения, выражающее обусловленную материальными условиями жизни общества волю и интересы народа, активно воздействующее на общественные отношения с целью их упорядочить.
Правовая норма носит общий характер. В отличие от команд, и распоряжений по конкретным вопросам, норма адресована не отдельному лицу, а кругу лиц, определяемых типическими признаками. Она рассчитана на регулирование не единичного, отдельного отношения, а вида общественных отношений; действие правовой нормы рассчитано на неограниченное количество случаев; она продолжает действовать после реализации в индивидуальных отношениях и в поведении конкретных людей.
Норма права представляет собой отвлечение от признаков индивидуализации и указывает лишь на существен-ные черты поведения, т.е. рассматривает его как вид общест-венного отношения. Эти признаки, включенные, в текст нормы, становятся правилами поведения, обязательными к реализа-ции.
Нормы права содержат указания на существенные при-знаки поведения, свойственные каждому из неопределенного числа конкретных индивидуальных поступков, отношений, ко-торые государство намерено подвергнуть правовому регулиро-ванию.
Правовая норма является повелительным предпи-санием независимо от того, каков его характер: запрет, обязывание или дозволение. Предписание в любом случае находится под охраной государства; так как оно им установлено, то преду-смотрены и меры, принуждающие к его исполнению.
Правовая норма представляет собой определенный метод воздействия на регулируемые отношения. При этом ме-тоды регулирования совершенно несхожи, как и сами отноше-ния. В этот метод включаются: обстоятельства, при которых применяется норма; круг участников отношений, регулируемых этой нормой; взаимные права и обязанности; санкции за невы-полнение обязанностей.
Норма права -- общеобязательное правило поведения. Оно имеет значение не для отдельного индивида, а для всех входящих в состав данной категории людей (общества в целом) как возможных (или реальных) участников конкрет-ного вида общественного отношения. Иначе говоря, она рассчи-тана на неопределенный круг уполномоченных и обязанных лиц. Это происходит потому, что норма права как абстрактная мо-дель поведения предполагает ее неоднократное действие.
Таким образом, норма права регулирует повторяющийся вид общественных отношений, так как не исчерпывается одно-кратной реализацией, а охватывает все возможные индивидуальные случаи. В силу этого норма права -- общее и общеобязательное правило поведения.
Содержание правовой нормы определяется объ-ективной природой того вида общественных отношений, упоря-дочить которые она призвана. Оно формируется под влиянием социального опыта регулирования, уровня общей и правовой культуры, нравственных и политических установок, ориента-ции государства и других факторов.
Норма права -- это общее правило, которое вбирает в себя все богатство социального опыта общества и государства, мно-гообразие особенного, индивидуального, отдельного. Норма пра-ва является научным, объективно обоснованным предписани-ем -- моделью общественного отношения, отражающей интере-сы общества в развитии данного отношения.
Общий характер нормы права не вытекает из ее собствен-ной природы. Общее в праве, в конечном счете, есть отраже-ние того реального общего, которое объективно существует в многочисленных отдельных материальных отношениях данного вида.
В современных условиях совершенствование норм права идет по двум основным направлениям: улучшается содержание норм, т. е. укрепляется их «истинность»; упорядочивается их структура и система в целом.
Первый путь характеризуется тенденцией к все более точному отражению потребностей общественной жизни, без чего невозможно обеспечить рост эффективности действия норм права как регуляторов общественных отношений. Поэтому со-вершенствовать необходимо весь комплекс норм -- обязываю-щих, управомочивающих, запрещающих. Возрастает значение рекомендательных норм. В рамках каждой разновидности норм вырабатываются новые, более эффективные методы воздейст-вия на общественные отношения с помощью всех элементов правовой нормы.
Нормы права чрезвычайно разнообразны. Для того чтобы облегчить изучение и исследование норм права, применяют различные классифика-ции. Классифицировать нормы права можно по различным основаниям.
Одна из наиболее важных классификаций - разделение норм права в зависимости от роли в регулировании общественных отношений. По этому основанию выделяют типичные и нетипичные нормы права.
Типичные нормы являются правилами поведения. Они непосредственно регулируют отношения между субъектами права, устанавливая определен-ные права и обязанности, а также способы их защиты.
Регулятивные нормы права рассчитаны на правомерное поведение и устанавливают юридические права и обязанности граждан, организаций, органов государства. В зависимости от характера устанавливаемых прав и обязанностей, т.е. от характера предписываемых правил поведения, регу-лятивные нормы права бывают обязывающими, запрещающими или управомочивающими.
Обязывающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права совершать определенные действия, требуют активного обязательного поведения. При их изложении могут употребляться глаголы «должен», «обязан» и т. п.
Запрещающие нормы права устанавливают обязанность для субъекта права воздерживаться от совершения определенных действий. При их из-ложении обычно используются глаголы «воспрещается», «запрещается», «не допускается» и т. п.
Управомочивающие нормы предоставляют право на совершение опре-деленных действий. При их изложении обычно употребляются выражения «имеет право», «вправе», «может», «возможно» и т. п.
Правоохранительные нормы права рассчитаны на неправомерное пове-дение и поэтому всегда содержат указание на меры государственного при-нуждения.
Нетипичные (или специализированные) нормы права называются так потому, что они не являются правилами поведения субъектов права в кон-кретной ситуации, а содержат определенные положения, обеспечивающие действие типичных норм права.
Общезакрепительные нормы права в обобщенном виде закрепляют опре-деленные состояния общественных отношений, к примеру, основы соци-ального, экономического, политического строя.
Декларативные нормы права провозглашают принципы построения и функционирования государственно-правовой дей-ствительности, задачи, стоящие перед юридическими учреждениями в той или иной сфере деятельности.
Дефинитивные нормы права законодательно закрепляют определенные юридические понятия.
В регулировании общественных отношений нормы права взаимодействуют с другими социальными нормами, и, прежде всего с нормами морали (нравственными нормами).
Мораль -- неотъемлемая сторона духовной жизни людей. Нормы морали получают свое выражение в общественном мнении, религи-озных постулатах, произведениях художественной литературы и т.д. Мораль и право тесно взаимосвязаны, более того, можно гово-рить о глубоком взаимопроникновении права и морали. Право и мо-раль, как регуляторы поведения людей, имеют много общих черт, но имеют и существенные отличия.
1. Право, хотя и принадлежит, подобно морали, к области духовной жизни людей, представляет собой совокупность норм (правил поведе-ния), установленных или санкционированных государством, зафикси-рованных в юридических актах. Моральные нормы формируются в процессе утверждения, развития нравственных взглядов, идеалов добра, правды, справедливости и т.д. Значительную роль в этом про-цессе играет религия.
2. В правовых актах выражается государственная воля, характерная для того или иного общественного строя. В моральных нормах выражается общественное мнение.
3. Правовые нормы обязательны для исполнения с момента вступ-ления в силу юридического акта (закона, указа и т.д.), в которых они содержатся. Их реализация поддерживается в необходимых случаях специальным аппаратом, силой государственного принуждения.
В отличие от права, реализация моральных норм не нуждается в организованной принудительной силе. Они используются в силу привы-чки, внутренних побуждений. Внутренний гарант морали -- совесть. Важное значение для реализации моральных норм имеет обществен-ная оценка поведения людей.
4. Нормы морали распространяют свое влияние на гораздо более широкую сферу отношений, нежели та, которая регулируется правом. Нормы морали регулируют многие отношения, которые просто не подлежат правовому регулированию (например, отношения дружбы, любви, товарищества). Для оценки поведения людей право использу-ет критерии «правомерно», «неправомерно» и др. Для моральных норм характерен иной подход к оценке поведения людей. Здесь на первый план выходят такие категории, как «моральное», (мораль-ное», «честное», «нечестное» и т.п.).
5. Для правовых норм характерна большая, нежели для норм мора-ли, конкретность содержания, определенность формулировок. Мо-ральные требования дают более заметный простор для их толкования, чем правовые.
Эффективность действия правовых норм, их исполнение во многом обусловливаются тем, насколько они соответствуют требованиям мо-рали. Чтобы правовые нормы работали, они, по крайней мере, не долж-ны противоречить правилам морали. Право в целом должно соответ-ствовать моральным взглядам общества. Хотя, конечно, возможны случаи противоречия между нормами права и морали. Ведь право и мораль, как бы они тесно ни были взаимосвязаны, -- это два свое-образных инструмента социального регулирования, имеющих свою особую ценность.
Право должно способствовать утверждению идеалов добра и справедливости в обществе. В некоторых случаях право способствует из-бавлению общества от устаревших моральных догм. Например, имен-но через право шел процесс преодоления кровной мести -- одного из постулатов морали иных народов прошлого времени. Вместе с тем именно нравственные начала (справедливость, правда) -- это та осно-ва, на которой формируются правовые взгляды, правовые идеалы, а, в конечном счете, содержание правовых норм.
Судебные, иные правоприменительные органы обращаются при оп-ределении юридических мер к моральным нормам, например чтобы правильно понять такие встречающиеся в правовых актах термины, как «оскорбление чести и достоинства», «дерзость», «цинизм» и т.д. Некоторые правовые нормы непосредственно закрепляют моральные нормы, усиливая их юридическими санкциями. К ним относятся мно-гие нормы уголовного права и иные нормы, запрещающие совершать вредные для общества и человека действия.
Список литературы:
Общая теория государства и права. Академический курс в 2 томах. Отв. ред. проф. М.Н.Марченко. -- М.: Издательство "Зерцало", 1998.
Теория государства и права. Учебник для юридических вузов и факультетов. Под ред. В.М.Корельского и В.Д.Перевалова. -- М.: Издательская группа НОРМА-ИНФРА.М, 1998.
Хропанюк В.Н. Теория государства и права. Хрестоматия. -- М.: Издательство "Интерстиль", 1998.
Алексеев С.С. «Проблемы теории права».Т.1. Свердловск, 1972.
Алексеев С.С. «Общая теория права». Москва. 1981.
Шершеневич Г.Ф. «Общая теория права». Т.1. Вып. 1. Москва. 1995.
Кудрявцев В.Н. “Закон, поступок, ответственность” М. 1984.
Малеин Н.С. “Правонарушение: понятие, причины, ответственность”
Кудрявцев В.Н. “Причины правонарушения” М. 1976
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Прокурорский надзор |
Контрольная работа | Методика использования изобразительных средств наглядности на уроках истории |
Контрольная работа | Эколого-экономический анализ туристско-рекреационных ресурсов Китая |
Контрольная работа | Проверка радиального биения валов индикатором |
Контрольная работа | Нормы в официально-деловом стиле речи |