Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Административная деятельность ОВД


МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОРОНЕЖСКИЙ ИНСТИТУТ МВД РОССИИ

ФАКУЛЬТЕТ ЗАОЧНОГО ОБУЧЕНИЯ

КАФЕДРА КОНСТИТУЦИОННОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО ПРАВА

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

По предмету: «Административная деятельность ОВД»

ВАРИАНТ № 00

Воронеж 2006г.

План.

Введение.

1. Надзор за соблюдением правил дорожного движения.

2. Особенности административно-юрисдикционной деятельности милиции.

Заключение.

Задача.

Список использованной литературы.

Введение

Формирование правового государства, укрепление законности и правопорядка требует повышения эффективности работы всех правовых органов, в том числе и органов внутренних дел.

В выполнение задач и функций, возложенных на органы внутренних дел, значительная роль принадлежит административной деятельности, осуществляемой административно-правовыми средствами

Административная деятельность органов внутренних дел - это дисциплина, изучающая административно-правовые отношения в сфере управления внутренними делами, личной безопасности граждан, общественного порядка и общественной безопасности, правового положения органов внутренних дел, системы структуры и основных задач служб и подразделений органов внутренних дел, деятельности по предупреждению и пресечению наиболее распространенных правонарушений. В качестве учебной дисциплины административная деятельность имеет огромное значение в подготовке сотрудников МВД. Она дает понятие о сущности общественных отношений, которые состоят в том, что органы внутренних дел вступают с гражданами, должностными лицами государственных и общественных организаций в социальные связи особого типа, определяемые спецификой назначения и правового положения органов внутренних дел.

Цель и задачи курса состоят во всестороннем раскрытии вопросов исполнительно-распорядительной деятельности органов внутренних дел по организации и практическому осуществлению охраны общественного порядка и борьбы с преступностью в административно-правовых формах, методах и способах.

В настоящей работе мы рассмотрим вопросы надзора за соблюдением правил дорожного движения и особенностей административно-юрисдикционной деятельности милиции.

1. Надзор за соблюдением правил дорожного движения.

В обстановке, характеризующейся высокой интенсивностью дорожного движения, в которой вовлечены огромные массы людей и колоссальное количество транспортных средств, деятельность по предупреждению ДТП и снижению тяжести их последствий является очень многоплановой и многообразной. Особую актуальность приобретает вопрос о выявлении системы в этой деятельности, в которой нашли бы своё определённое место каждое ведомство организация, предприятие, должностное лицо и каждый человек, имеющий отношение к обеспечению безопасности дорожного движения.

Проблема обеспечения безопасности дорожного движения возникла еще до появления автомобиля, но только с его рождением встала перед обществом со всей остротой.

Вместе с положительным значением автомобилизации возрастала и угроза увеличения человеческих и материальных потерь, связанных с аварийностью на дорогах. В этих условиях особое значение принимала деятельность по предупреждению гибели людей и получения ими увечий в результате ДТП. Особая роль в этом принадлежит Госавтоинспекции (теперь ГИБДД).

Днем рождения Госавтоинспекции считается 3 июля 1936 года - дата выхода Постановления Совета Народных Комиссаров № 1182, с принятием которого появилась организационно-правовая основа деятельности ГИБДД, образовался отдельный орган государственного управления, предназначенный для борьбы с аварийностью на автомобильном транспорте, определено место ГИБДД в общегосударственной системе обеспечения безопасности дорожного движения.

Становление и развитие России на современном этапе невозможно представить без всё нарастающего процесса внедрения и использования автотранспорта во всех сферах народнохозяйственного комплекса.

Поэтому за последнее десятилетие президентом и правительством РФ приняты меры, направленные на усиление контроля в сфере обеспечения безопасности дорожного движения и ужесточения штрафных санкций за нарушение ПДД.

Так, Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" определяет правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации.

Задачами настоящего Федерального закона являются: охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.

Основными принципами обеспечения безопасности дорожного движения являются:

· приоритет жизни и здоровья граждан, участвующих в дорожном движении, над экономическими результатами хозяйственной деятельности;

· приоритет ответственности государства за обеспечение безопасности дорожного движения над ответственностью граждан, участвующих в дорожном движении;

· соблюдение интересов граждан, общества и государства при обеспечении безопасности дорожного движения;

· программно-целевой подход к деятельности по обеспечению безопасности дорожного движения.

В «Положении о Госавтоинспекции безопасности дорожного движения МВД РФ», утверждённом Указом Президента РФ от 15 июня 1998 года №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" определена главная задача ГИБДД, которая заключается в обеспечении соблюдения министерствами, ведомствами, организациями, учреждениями, предприятиями, независимо от форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами, а также гражданами правил, нормативов и стандартов в сфере обеспечения безопасности дорожного движения с целью сохранения жизни и здоровья граждан, повышения пропускной способности автотранспортных средств.

Госавтоинспекция в своей деятельности руководствуется Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, Законом Российской Федерации "О милиции", Кодексом РФ об административных правонарушениях, Федеральным законом "О безопасности дорожного движения", другими федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами Министерства внутренних дел Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, а также настоящим Положением.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Деятельность Госавтоинспекции строится на принципах законности, гуманизма, уважения прав и свобод человека и гражданина, гласности.

На Государственную инспекцию возлагается следующие обязанности:

а) контроль за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения, которыми в частности, устанавливаются требования:

· к проектированию, строительству, реконструкции дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта,

· к эксплуатационному состоянию и ремонту автомобильных дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, а также к установке и эксплуатации технических средств организации дорожного движения,

· к конструкции и техническому состоянию находящиеся в эксплуатации автомототранспортных средств, прицепов к ним и предметов их дополнительного оборудования,

· к изменению конструкции зарегистрированных в Государственной инспекции автомототранспортных средств и прицепов к ним,

· к перевозкам в пределах компетенции Государственной инспекции тяжеловесных, опасных и крупногабаритных грузов (12).

б) принятие квалификационных экзаменов на получение права управления автомототранспортными средствами, трамваями и троллейбусами, выдача водительских удостоверений, а также согласование программ подготовки водителей автомототранспортных средств;

в) регистрация и учет автомототранспортных средств и прицепов к ним, предназначенных для движения по автомобильным дорогам общего пользования, выдача регистрационных документов и государственных регистрационных знаков на зарегистрированные автомототранспортные средства и прицепы к ним (9);

г) организация и проведение в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного технического осмотра автомототранспортных средств и прицепов к ним (7);

д) регулирование дорожного движения, в том числе с использованием технических средств и автоматизированных систем, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий;

е) участие в мероприятиях по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности;

ж) организация и проведение в порядке, определяемом Министерством внутренних дел Российской Федерации, работы по розыску угнанных и похищенных автомототранспортных средств, а также автомототранспортных средств участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий;

з) осуществление в соответствии с законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях;

и) осуществление неотложных действий на месте дорожно-транспортного происшествия, в том числе принятие мер по эвакуации людей и оказанию им доврачебной медицинской помощи, а также содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра;

к) проведение в соответствии с законодательством Российской Федерации дознания по делам о преступлениях против безопасности дорожного движения и преступлениях, связанных с эксплуатацией транспортных средств;

л) осуществление в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, государственного учета показателей состояния безопасности дорожного движения;

м) ведение учета бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении (8);

н) изучение условий дорожного движения, принятие мер по совершенствованию организации движения транспортных средств и пешеходов, согласование в установленном порядке проектов организации дорожного движения в городах и на автомобильных дорогах, программ подготовки и переподготовки специалистов по безопасности дорожного движения;

о) осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств;

п) участие в работе градостроительных и технических советов, комиссий по приемке в эксплуатацию дорог, дорожных сооружений, железнодорожных переездов, линий городского электрического транспорта, рассмотрение заявок и выдача соответствующих заключений на открытие маршрутов регулярного движения общественного транспорта;

р) разъяснение законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения с использованием средств массовой информации, а также собственных изданий, проведение в этих целях смотров, конкурсов, соревнований, содействие соответствующим органам исполнительной власти в организации обучения граждан правилам безопасного поведения на дорогах, в пропаганде правил дорожного движения;

с) разработка предложений по повышению безопасности дорожного движения, в том числе совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, юридическими лицами и общественными объединениями;

т) выявление причин и условий, способствующих совершению дорожно-транспортных происшествий, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению;

у) выдача разрешений юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям на осуществление деятельности по изготовлению бланков водительских удостоверений, государственных регистрационных знаков на транспортные средства, справок-счетов и другой специальной продукции, необходимой для допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении, перечень которой утверждается Правительством Российской Федерации, а также на производство работ по установке и обслуживанию технических средств организации дорожного движения, ведение реестра выданных, приостановленных и аннулированных разрешений;

ф) выдача в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, разрешений на оборудование автотранспортных средств специальными световыми и звуковыми сигналами, условными опознавательными знаками.

Основным нормативным актом, определяющим требования к безопасности дорожного движения, являются правила дорожного движения, контроль за соблюдением которых возложен непосредственно на ДПС. Основная задача данной службы - обеспечение безопасности дорожного движения.

В соответствии с Приказом МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297
"Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" в состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы.

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ДПС являются:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Расстановка сил и средств дорожно-патрульной службы осу-ществляется в соответствии с утверждённой дислокацией постов и маршрутов патрулирования исходя из средней нормы ежесу-точного выставления нарядов. Ода представляет собой перечень заранее определенных постов и маршрутов патрулирования, на которых организуется несение службы по контролю за дорож-ным движением при условии выхода максимального числа со-трудников в одну смену.

На каждый пост, маршрут патрулирования составляется карточка, которая хранится в дежурной части строевого подразделения и выдается сотрудникам на время несения службы.

Оперативное управление силами и средствами строевых под-разделений в период несения службы осуществляют дежурные части этих подразделений, а моторизованных взводов (групп) -- Дежурные части ГО (РО) ВД, которые:

· ведут сбор, обработку и оценку информации по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения на обслуживае-мой территории;

· осуществляют прием и регистрацию в журнале учета дорожно-транспортных происшествий сообщений и заявлений о таких событиях, а также прием и регистрацию в установленном порядке сообщений и заявлений о преступлениях и других правонарушениях;

· организует выезд инспекторов-дежурных на места дорожно-транспортных происшествий для оформления и осуществле-ния неотложных действий, реализации мер по ликвидации их последствий, а также организуют и проводят работу по розыску и задержанию угнанных, похищенных автомототранспортных средств, участников дорожного движения, скрывшихся с мест дорожно-транспортных происшествий, регистрируют в установ-ленном порядке сообщения о таких противоправных деяниях;

· организует в установленном порядке сопровождение патрульными автомобилями (мотоциклами) ГИБДД автомототранспор-тных средств, в том числе и на договорной основе;

· устанавливают личности доставленных в дежурную часть граждан, составляют материалы об административных правонарушениях в сфере дорожного движения и т.д.;

· организуют взаимодействие суточных нарядов строевого подразделения с нарядами других служб и подразделений орга-нов внутренних дел, общественными формированиями по охране правопорядка;

· выдают инспекторскому составу и принимают от него вооружение, оперативно-технические и специальные средства, обеспечивают их сохранность в помещении дежурной части,

· осуществляют прием оформленных материалов об адми-нистративных правонарушениях в сфере дорожного движения, проводят их регистрацию, организуют хранение и выдачу задержанного автомототранспорта,

· обеспечивают выполнение внутреннего распорядка, осуществляют контроль за соблюдением правил пожарной безопас-ности и санитарных правил в здании строевого подразделения, осуществляют информационно-справочную работу.

Для осуществления контроля за дорожным движением организуются: пешее патрулирование, несение службы на стационарных постах, патрулирование на автомобилях и мотоциклах, вертолетное патрулирование.

Пешее патрулирование применяется для осуществления контроля и выполнения распорядительно-регулировочных дей-ствий на небольших, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог

Стационарный пост ГИБДД - это место несения службы сотрудниками ДПС, служебное помещение, оборудованное оперативно-техническими и специальными средствами.

Контрольные посты милиции включаются в межрегиональную специальную заградительную систему. Они, как правило, создаются для обеспечения эффективного взаимодействия по выявлению и задержанию автомототранспорта, используемого в противоправных целях, и лиц, совершивших преступления либо подозреваемых в их совершении.

Личный состав дорожно-патрульной службы может быть задействован также для несения службы на контрольных мили-цейских постах, создаваемый в соответствии с устанавливаемым МВД России порядком для оказания содействия в охране Государственной границы Российской Федерации, сотрудники дорожно-патрульной службы находятся в подчинении старших нарядов этих постов и осуществляют контроль за дорожным движением.

Кроме пешего патрулирования, существует патрулирование на автомобилях и мотоциклах, которое в свою очередь может быть: открытым (обычным), скрытым и смешанным.

Открытый контроль осуществляется сотрудниками на авто-мобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Ими в процессе несения службы используются такие тактические при-емы (10):

· движение в потоке транспортных средств (для контроля за поведением водителей в целях предупреждения и выявления нарушений правил дорожного движения);

· движение впереди транспортного потока со скоростью, не превышающей установленную (для предупреждения превыше-ния скорости);

· остановка у опасных в аварийном отношении мест (для предостережения участников дорожного движения и пресечения правонарушений);

· остановка патрульного автомобиля (мотоцикла) в местах наилучшей его видимости для всех участников дорожного движения с одновременным пешим перемещением инспектора к наиболее напряженным по интенсивности движения участка.

Применение того или иного приема, их чередование и выбор скорости движения определяются поставленной на инструктаже задачей и складывающейся на маршруте патрулирования обста-новкой.

Скрытый контроль на патрульных автомобилях с обычной окраской осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее время -- лишь на участках дорог, имеющих достаточ-ную освещенность, ширину и хорошее покрытие. В случае если сотрудник одет в гражданскую одежду, у него обязательно должен быть нагрудный знак.

Смешанный контроль организуется одновременно на двух патрульных автомобилях, один из которых имеет специальную окраску или опознавательные знаки, второй -- обычную окра-ску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с по-мощью радиосвязи.

В последнее время на вооружении ГИБДД стали поступать вертолёты, патрулирование которыми организуется преимуще-ственно над автомобильными дорогами, где осуществляется интенсивное движение. Оно происходит в тесном взаимодействии с нарядами, задействованными для несения службы на конкрет-ных участках этих дорог.

С использованием вертолетов, как показывает практика, более оперативно осуществляются оказание экстренной медицинской помощи пострадавшим при дорожно-транспортных происшествиях, доставление их в медицинские учреждения, эффективнее осу-ществляется контроль за дорожным движением, сопровождением колонн автомобилей, обеспечением массовых мероприятий с уча-стием большого количества транспортных средств, других рейдов и операций, в том числе по установлению автомототранспортных средств, находящихся в розыске.

Порядок, режим работы и место патрулирования определя-ются исходя из оперативной обстановки и поставленных задач.

Практикой выработаны следующие основные приёмы несе-ния службы:

- контроль за поведением участников дорожного движения;

- предостережение участников дорожного движения от совершения противоправных действий;

- пресечение правонарушений;

- осуществление распорядительно-регулировочных действий.

Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдения за выполнением участниками движения Правил и иных норм, действующих в сфере безопасности дорожного движения.

Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путём предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорож-ного движения.

Пресечение правонарушения заключается в обязательном реагировании сотрудника на неправомерные действия участни-ков дорожного движения с целью предотвращения происшест-вий и предупреждения их возможных последствий, обеспечении применения в отношении нарушителей установленных мер воз-действия.

К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляемся в местах временных заторов в движении, связанных, в том числе, с дорожно-транспортными происшествиями, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофор-ной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

Подводя итог вышеизложенного мне хотелось бы обметить, что Государственная инспекция безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

2. Особенности административно-юрисдикционной деятельности милиции.

Современный этап реформирования в России механизма государственного управления сопряжен с необходимостью разрешения целого ряда проблем. В их числе резкий рост в последнее десятилетие противоправных проявлений. С начала 90-х годов ежегодно привлекается к административной ответственности не менее 60 млн. человек, одна треть из них - по инициативе милицейских служб, из которых до 50% - за проступки, посягающие на общественный порядок (13).

Такая ситуация во многом объясняется не только снижением уровня законопослушности граждан, но и несовершенством российского законодательства об административных правонарушениях, что особенно проявилось на рубеже XXI века, когда выявилось несоответствие многих статей КоАП РСФСР положениям Конституции РФ.

Трудно переоценить значение КоАП РФ, вступившего в силу с 1 июля 2002 года. Поэтому знание положений КоАП РФ по вопросам административной юрисдикции является необходимым условием для успешного выполнения возложенных на сотрудников МВД задач.

2.1 Понятие административной юрисдикции

Под административно-юрисдикционной деятельностью органов внутренних дел (милиции) принято понимать правоприменительную деятельность соответствующих должностных лиц по рассмотрению и разрешению дел об административных правонарушениях. Административно-юрисдикционная деятельность является частью административной деятельности органов внутренних дел, её относительно самостоятельной формой. Наряду с административным надзором и деятельностью органов внутренних дел по исполнению (реализации) административных взысканий и иных мер административного принуждения она призвана обеспечить защиту от противоправных посягательств общественного порядка, общественной безопасности и других общественных отношений, охрана которых возложена на органы внутренних дел.

Правовую основу административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел составляет Конституция РФ, Кодекс РФ об административных правонарушениях, закон РФ "О милиции" от 18 апреля 1991 г., законы субъектов Российской Федерации, ведомственные нормативно-правовые акты (приказы, инструкции).

Охранительная функция административной юрисдикции реализуется применением санкции, предусмотренной действующим законодательством за совершение того или иного административного проступка. Охранительная функция административной юрисдикции неразрывно связана с её воспитательной функцией. Последняя проявляется не только в применении административного взыскания, целью которого является и воспитание лица, совершившего административное правонарушение, а также предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами, но и в особых организационно-правовых формах её осуществления, призванных способствовать воспитанию граждан в духе соблюдения законов.

Административную юрисдикцию органов внутренних дел отличает от юрисдикционной деятельности органов территориальной подсистемы единоличный порядок рассмотрения и разрешения дел о правонарушениях. В то же время, в отличии от других административно-юрисдикционных органов отраслевой подсистемы, некоторые дела о нарушениях правил дорожного движения могут рассматриваться ими коллегиально (комиссия с участием представителей трудовых коллективов и общественных организаций).

Своеобразие административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел заключается также в наличии юрисдикционных полномочий у относительно широкого круга должностных лиц милиции, государственного пожарного надзора и некоторых других служб органов внутренних дел. Так, в соответствии с ч.2 ст.23.3 КоАП РФ рассматривать дела об административных правонарушениях и налагать административные взыскания от имени органов внутренних дел вправе начальники территориальных и транспортных органов внутренних дел и их заместители, начальники и заместители начальников отделений милиции и др.

Особенностью административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел является участие в её осуществлении сотрудников милиции, не обладающих полномочиями по разрешению дела об административном правонарушении по существу и наложению административных взысканий. Так, дежурные по органам внутренних дел, участковые инспектора милиции, работники других служб милиции выясняют обстоятельства совершаемых административных правонарушений, квалифицируют содеянное правонарушителем, составляют протоколы об административных правонарушениях, выполняют иные процессуальные действия, обеспечивающие рассмотрение и разрешение дела полномочным должностным лицом или органом.

Вместе с тем не верно рассматривать административную юрисдикцию только как деятельность по осуществлению производства по делам об административных правонарушениях.

Под административной юрисдикцией следует понимать: во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), а во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях. В юридической литературе иногда рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях называют административно-показательной (или карательной) юрисдикцией.

Следует, однако, учесть, что административно-наказательной (карательной) юрисдикция может быть названа только в случае, когда результатом административно-юрисдикционной деятельности было наказание правонарушителя. Производство по делам об административных правонарушениях не всегда заканчивается наказанием. Исходя из диспозиции ч.1 ст. 29.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях может быть принято два варианта постановления по делу об административном правонарушении:

1) о назначении административного взыскания;

2) о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

В случае наложения административного взыскания можно говорить о том, что юрисдикция носила административно-наказательный (карательный) характер. Но в случае прекращения дела производством не следует называть такую юрисдикцию наказательной (карательной). К тому же ч.1 ст.29.9 КоАП РФ предусматривает прекращение дела при наличии обстоятельств, предусмотренных ст. 2.8, 2.9 и 24.5 Кодекса, предусматривающими прекращение дела производством по различным основаниям, в том числе в связи с отсутствием события или состава административного правонарушения, т.е. субъект административно-юрисдикционного правоприменения, рассматривая дело, может оправдать лицо, привлекаемое к административной ответственности.

Основным признаком административно-юрисдикционной деятельности является наличие в конкретном деле правового спора или признаков правонарушения, требующего властного вмешательства компетентного органа для разрешения конфликтной ситуации и восстановления правопорядка в соответствии с предписанием закона.

2.2 Формы осуществления административной юрисдикции.

Процессуальные формы.

Административная юрисдикдия - это длящаяся во времени деятельность, состоящая из определенных действий. Последние образуют соответствующие стадии, и в целом, юрисдикционный процесс, от которого следует отличать процедурно-процессуальные формы этой деятельности (15).

Юрисдикция осуществляется в порядке, установленном законом. Не составляет исключения и административная юрисдикция. Процессуальная форма характерна не только для осуществления правосудия, она «характерна для всех видов юрисдикционной деятельности». Порядок рассмотрения дел об административных правонарушениях и принятия решения по ним строго регламентирован административно-процессуальньми нормами. Разумеется, речь идет не о всех административно-процессуальных нормах, а лишь о тех из них, которые определяют порядок рассмотрения дела об административном проступке и принятия решения по нему. Эта группа процессуальных норм закрепляет права и обязанности субъектов -- участников рассмотрения дела об административном правонарушении по существу. В современной правовой литературе по административному процессу преобладает понимание данного процесса как совокупности отдельных административных производств.

Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках, следующих административно-процессуальных стадий:

1) первичные процессуальные действия;

2) рассмотрение дела по существу;

3) обжалование и пересмотр постановлений органов административной юрисдикции;

4) исполнение постановлений этих органов.

Третья стадия -- обжалование и пересмотр постановлений органов административной юрисдикции -- является стадией факультативной, зависящей от обоснованности и законности принятого решения по делу, а также от инициативы участников процесса.

Здесь можно говорить о видах административно-юрисдикционного производств. Для одних характерна полная административно-юрисдикционная процедура, другие разрешаются в рамках ее сокращенного варианта. Анализ правовых норм, регламентирующих порядок осуществления административной юрисдикции, позволяет выделить несколько видов процессуальных форм реализации данного типа правоохранительной деятельности:

1) производство в органе административной юрисдикции первой инстанции;

2) ускоренное производство;

3) специальное производство по применению административных взысканий за совершение преступлений, не представляющих, большой общественной опасности;

4) производство в органе административной юрисдикции второй инстанции.

Важнейшими предпосылками твердого соблюдения гарантий прав личности в административно-юрисдикционном процессе являются институты обжалования и пересмотра постановлений органов административной юрисдикции. Постановление административной комиссии или иного компетентного органа может быть обжаловано нарушителем в десятидневный срок со дня вручения ему этого постановления. Жалоба, поданная в указанный срок, является основанием для производства по делу в органе административной юрисдикции второй инстанции. Круг органов, которым может быть принесена жалоба и которые, следовательно, могут выступать в качестве органа административной юрисдикции второй инстанции, зависит от вида наложенного на виновного административного взыскания.

2.3. Правовые акты административной юрисдикции.

Административно-юрисдикционная деятельность органов внутренних дел регламентируется прежде всего нормами кодекса РФ об административных правонарушениях, в структуре которого имеются разделы и главы, определяющие порядок производства по делам об административных правонарушениях. Кроме того, в МВД России издаются нормативные акты, регулирующие отдельные стороны организации и осуществления административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел, их служб и сотрудников. В случае, когда рассмотрение дела по существу входит в компетенцию органов внутренних дел дело подлежит рассмотрению по месту совершения правонарушения, начальник органа определяет время рассмотрения дела, принимает меры к обеспечению извещения правонарушителя о месте и времени его рассмотрения. Законодательством установлены различные сроки рассмотрения дел об административных правонарушениях. По общему правилу, дело должно быть рассмотрено в пятнадцатидневный срок со дня получения протокола. Дела о некоторых правонарушениях подлежат рассмотрению органами внутренних дел в течение суток. Юридической основой постановления по делу об административном нарушении служит прежде всего норма, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение. Рассмотрение дела заканчивается принятием решения по существу дела и вынесением постановления о наложении административного взыскания или прекращении делопроизводства. Постановление объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. Действующим законодательством установлены обязательные реквизиты постановления о наложении административного взыскания:

а) год, месяц, число и место вынесения постановления;

б) наименование органа (должностного лица), рассматривавшего дело;

в) фамилия, имя, отчество, возраст, место работы - (учебы) и жительства нарушителя;

г) время, место и существо нарушения;

д) вид административного взыскания, а при наложении денежного штрафа -- его размер, сроки порядок уплаты;

е) срок и порядок обжалования.

После рассмотрения дела и наложении взыскания в зональный информационный центр направляется карточка учета правонарушений. Централизованная обработка этих сведений позволяет вести персональный учет правонарушителей и на его основе осуществлять справочную работу. Такие данные используются как при организации административно-юрисдикционной деятельности, так и при осуществлении юрисдикции по конкретным делам, а также в организации и осуществлении профилактической работы органов внутренних дел с лицами, совершившими административные правонарушения. Помимо указанной (оперативно-справочной) информации в организации административно-юрисдикционной деятельности органов внутренних дел используется статистическая информация.

Оперативно-справочная и статистическая информация об административно-юрисдикционной деятельности используется органами внутренних дел не только для оценки её состояния и разработки мер по совершенствованию административной юрисдикции, но и для решения более общих задач организации административной деятельности различных служб милиции.

Заключение

Итак, обсуждая вопросы об особенностях административно-юрисдикционной деятельности милиции можно сделать следующие выводы:

· Анализ действующего законодательства показывает, что органы внутренних дел в системе юрисдикционных органов занимают ведущие позиции по объему административно-юрисдикционных полномочий.

· Под административной юрисдикцией следует понимать: во-первых, рассмотрение и разрешение индивидуальных дел в случае возникновения спора о праве в сфере государственного управления (исполнительной власти), а во-вторых, рассмотрение и разрешение дел об административных правонарушениях.

· Специфичность административной юрисдикции проявляется в том, что осуществляется она во внесудебном порядке органами государственного управления и должностными лицами, обладающими квазисудебными полномочиями.

· Административно-деликтная юрисдикция является и составной частью производства по делам об административных правонарушениях, а также производства по делам о применении принудительных мер в сфере управления и в целом административного процесса, включающего в себя совокупность административных производств.

· Административная юрисдикдия - это длящаяся во времени деятельность, состоящая из определенных действий. Последние образуют соответствующие стадии, и в целом, юрисдикционный процесс, от которого следует отличать процедурно-процессуальные формы этой деятельности.

· Производство по делам об административных правонарушениях осуществляется в рамках, следующих административно-процессуальных стадий.

· Важнейшими предпосылками твердого соблюдения гарантий прав личности в административно-юрисдикционном процессе являются институты обжалования и пересмотра постановлений органов административной юрисдикции.

· Рассмотрение и разрешение любого юридического дела завершается изданием соответствующего правового акта.

· Юридической основой постановления по делу об административном нарушении служит, прежде всего, норма, предусматривающая административную ответственность за данное правонарушение.

· Если эффективность правоприменительной деятельности ОВД и ее составной части административной юрисдикции представляет собой высокую степень достижения стоящих перед ними задач (целей), то критериями эффективности будут числовые обозначения, величины, параметры, которые ставятся в качестве задачи (цели) данной деятельности. Каждый критерий эффективности административной юрисдикции может быть выражен совокупностью количественных показателей.

Задача: 26 июня 1998 г. примерно в 19 часов участковый инспектор Дуров И.А., проходя мимо дома № 13 по ул. Ю.Моравская увидел гр-на Дмитриева, которых находясь в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство, выгуливал во дворе дома собаку породы ротвейлер. Дмитриев ранее был неоднократно судим, злоупотреблял спиртными напитками и на его поведение поступали жалобы от соседей. Дуров, с целью проведения профилактической беседы, подозвал к себе Дмитриева, который подошел к нему с собакой, находившейся на поводке, но без намордника. Во время беседы Дмитриев стал натравливать собаку на участкового инспектора, при этом постепенно ослаблял поводок. Дуров потребовал прекратить эти действия и предупредил, что в противном случае применит табельное оружие. Однако Дмитриев продолжал свои действия и когда собака, находясь в непосредственной близости от Дурова, пыталась укусить за ногу, то участковый инспектор застрелил её. На другой день Дмитриев обратился с жалобой на участкового инспектора, в которой указал, что собака никакой опасности не представляла, так как он крепко держал её за поводок.

Вопросы: - квалифицируйте действия Дмитриева;

- правомерно ли действие участкового инспектора милиции и как следовало ему поступить?

- каков порядок обжалования действий сотрудников милиции?

Ответ: Деяния гражданина Дмитриева попадают:

1. под действие статьи 20.21. КоАП РФ - появление на улицах, стадионах, в скверах, парках, в транспортном средстве общего пользования, в других общественных местах в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность (влечет наложение административного штрафа в размере от одного до пяти минимальных размеров оплаты труда или административный арест на срок до пятнадцати суток).

2. под действие части 3-ей приложения № 1 к постановлению Главы администрации г. Иваново от 15 сентября 1994 года № 585 «О мерах по усилению контроля за содержанием собак и кошек в городе»:

· п.3.1. Выводить собак крупных и средних пород из жилых помещений (домов), а также изолированных территорий в общие дворы и на улицу только на коротком поводке и в наморднике, с номерным знаком на ошейнике (кроме щенков до трехмесячного возраста);

· п.3.2. Выгуливать собак в специально отведенных местах и обособленных участках. Запрещается выгул собак на территории школы, детских и лечебных учреждений;

· п.3.3. При выгуле собак их владельцы должны принимать меры к обеспечению тишины и безопасности для окружающих.(18)

Ротвейлер - собака бойцовая, может весить до 80 килограммов и выгуливалась без намордника. Хозяин сам натравливал собаку на участкового инспектора и находился в нетрезвом состоянии, оскорбляющем человеческое достоинство!!! Поэтому, подвергать свою жизнь и здоровье опасности, гадая удержит ее хозяин на поводке или нет, не стоило.

К тому же, в комментарии к Закону РФ «О милиции» сказано: «Оружие может быть использовано уже тогда, когда достаточно крупная собака нанесла укусу людям и бросается на них независимо от ее, так сказать, намерений, даже если хозяин животного находится поблизости.

Думается, что с точки зрения Закона о милиции для использования оружия вовсе не обязательно дожидаться, когда животное начнет причинять людям телесные повреждения.

Оружие разрешается использовать только для обезвреживания животного, и недопустимо применять огнестрельное оружие в отношении владельцев собак и др. животных, которые, например, натравливают их на людей.»(17)

На основании вышеизложенного, действия участкового инспектора милиции считаю правомерными, так как он применил оружие после предупреждения о его применении (хотя и без предупредительного выстрела) и в соответствии со ст.15 ч.2 п.2 Закона РФ «О милиции», который гласит: сотрудники милиции имеют право использовать огнестрельное оружие для обезвреживания животного, непосредственно угрожающего жизни и здоровью людей.

Хотя, возможно, участковому инспектору надо было произвести задержание Дмитриева за совершение административного правонарушения предусмотренного статьей 20.21. КоАП РФ с последующим наложением административного штрафа в размере от одного до пяти МРОТ или административного ареста на срок до пятнадцати суток. И если бы Дмитриев не подчинился, то можно было бы «использовать оружие против собаки задерживаемого в соответствии с Законом лица, которое, отказываясь проследовать в милицию и вынуждая сотрудника милиции применять для доставления физическую силу, не выполняет требования сотрудника милиции надеть на нее намордник, успокоить, передать другому лицу, привязать к дереву, закрыть в салоне автомобиля или иным образом устранить исходящую от собаки угрозу нападения.»(17)

Далее участковый инспектор Дуров И.А., в соответствии с ч.4 ст.15 Закона РФ «О милиции», в течение 24 часов с момента применения им оружия обязан был представить рапорт начальнику органа внутренних дел по месту своей службы или по месту применения огнестрельного оружия.

Обжалование действий сотрудников милиции происходит согласно статьи 30.2. КоАП РФ - порядок подачи жалобы на постановление по делу об административном правонарушении:

1. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении подается судье, в орган, должностному лицу, которыми вынесено постановление по делу и которые обязаны в течение трех суток со дня поступления жалобы направить ее со всеми материалами дела в соответствующий суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу.

2. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного ареста либо административного выдворения подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

(в ред. Федерального закона от 25.10.2004 N 126-ФЗ)

3. Жалоба может быть подана непосредственно в суд, вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу, уполномоченным ее рассматривать.

4. В случае, если рассмотрение жалобы не относится к компетенции судьи, должностного лица, которым обжаловано постановление по делу об административном правонарушении, жалоба направляется на рассмотрение по подведомственности в течение трех суток.

5. Жалоба на постановление по делу об административном правонарушении государственной пошл иной не облагается.

6. Жалоба на постановление судьи о назначении административного наказания в виде административного приостановления деятельности подлежит направлению в вышестоящий суд в день получения жалобы.

(часть шестая введена Федеральным законом от 09.05.2005 N 45-ФЗ)

Список литературы

1. Конституция Российской Федерации от 25.12.1993 (с изменениями от 09.01.1996, 10.02.1996, 09.06.2001) // Консультант плюс.

2. Закон Российской Федерации "О милиции" от 18 апреля 1991 года № 1026-1. (В редакции от 01.04.2005) // Гарант.

3. Федеральный закон от 10 декабря 1995 г. № 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения" (с изменениями от 2 марта 1999 г., 25 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.) // Гарант.

4. Указ Президента РФ от 15 июня 1998 года №711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения" (с изменениями от 2 июля 2002 г., 3 мая 2005 г.) // Гарант.

5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ (с изм., внесенными Федеральным законом от 05.01.2006 № 7-ФЗ) // Консультант плюс.

6. Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. № 297 "Об утверждении Наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации" (с изменениями от 21 июня 1999 г., 10 сентября 2001 г., 19 марта 2004 г., 28 марта, 31 декабря 2005 г.) // Гарант.

7. Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору" (с изменениями от 19 марта 2004 г.) // Гарант.

8. Приказ МВД РФ от 27 апреля 2002г. № 390 "О разработке и утверждении образцов специальной продукции, необходимой для допуска ТС и водителей к участию в дорожном движении."

9. Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 "О порядке регистрации транспортных средств" (с изменениями от 22 декабря 2003 г., 19 января, 26 марта 2005 г.) // Гарант.

10. Административная деятельность органов внутренних дел. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 1997.

11. Административная юрисдикция: Курс лекций. М.: ЮИ МВД РФ. 1994.

12. Инструкция по перевозке крупногабаритных и тяжеловесных грузов автомобильным транспортом по дорогам Российской Федерации (утв. Минтрансом РФ, МВД РФ и Федеральной автомобильно-дорожной службой РФ 27 мая 1996 г.) (с изменениями от 22 января 2004 г.) // Гарант.

13. Рохлин В.И.. Стуканов А.П. Актуальные проблемы борьбы с административными правонарушениями // Правоведение. 1998. № 3.

14. Юридическая энциклопедия. М., 1998.

15. Алексеев С. С. Проблемы теории права. Т. 2.

16. Аникин С. Б. Административно-юрисдикционная деятельность милиции в свете конституционного обеспечения прав человека // Правоведение. 1998. № 1.

17. Кондрашов Б.П., Соловей Ю.П., Черников В.В. Комментарий к Закону РФ «О милиции» 3-е издание // Проспект, 2003.

18. Постановление Главы администрации г.Иваново от 15.09.1994 года № 585 «О мерах по усилению контроля за содержанием собак и кошек в городе» // Консультант плюс.

19. Головко В.В. О классификации административных проступков в сфере обеспечения безопасности дорожного движения. // Совершенствование администртивно-правовой деятельности органов внутренних дел. Труды Академии МВД РФ, 1994 г.

20. Дихтиевский П.В. О применении метода убеждения в административной деятельности участковых инспекторов милиции. Труды Академии МВД РФ, 1996 г.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :