План
Введение
Вопрос 1. Эстетика Нового времени и современная эстетика
Вопрос 2. Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства
Заключение
Список использованных источников
Введение
Предметом изучения в контрольной работе является предмет этики, эстетики и религоведения.
Объект изучения служат отдельные аспекты данной дисциплины.
Актуальность исследования вызвана, прежде всего, тем, что каждая религия это мировоззрения и общественная мысль, облеченная в виде культа. Особенно интересны для исследования случаи, когда религия не остается неизменной, а дополняется жизнью и изменениями в ней. В то же время каждый период развития человечества в соответствии со своими морально-этическими и философскими воззрениями формирует свою этику и эстетику поведения, деятельности человека в обществе. Процессы религиозного развития часто напрямую связаны с этическими нормами общества и эстетическими воплощениями. Иногда этика и эстетика идут в разрез с религиозным культом, опережая и внося новые философские идеи.
Цель работы на основании изученной методической и учебной литературы охарактеризовать объект исследования в контрольной работе.
Для достижения поставленной цели планируется решить следующие основные задачи:
- рассмотреть особенности эстетики Нового времени и современной эстетики;
- описать процесс возникновения протестантства и принципов данной религии, представить основные признаки культа данной веры;
- обобщить результаты исследований в работе.
Вопрос 1. Эстетика Нового времени и современная эстетика
Идеологической основой Нового времени стали гуманизм, а затем натурфилософия.
Гуманизм - от лат. человеческий - признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей. Утверждение блага человека, как критерия оценки общественных отношений. В философском смысле - светское вольномыслие, противостоящее схоластике и духовному господству церкви. В эту эпоху происходило своеобразное обожествление человека - "микрокосмоса", богоравного существа, создающего и творящего самого себя. Эти взгляды представляют собой антропоцентризм. Это философский термин, укоренившийся во второй половине 19 века для обозначения идеалистических учений, видящих в человеке центральную и высшую цель мироздания. Но его основы были заложены в эпоху Возрождения.
Пантеизм - от греч. theos, что означает бог. Это религиозные и философские учения, отождествляющие бога и мировое целое. Пантеистические тенденции проявлялись в еретической мистике средних веков. Пантеизм характерен для натурфилософии Возрождения и материалистической системе Спинозы, отождествившего понятие "бог" и "природа".
Подобное отношение к человеку знаменовало возникновение новых форм самосознания и ренессансного индивидуализма. Был сделан акцент на этических проблемах, учении о свободной воли индивида, направленной к добру и общему благу. Происходила своеобразная реабилитация человека и его разума. Оно отбрасывало средневеково-богословское отношение к человеку, как к греховному сосуду, обреченному в жизни на страдания. Целью земного бытия объявлялись радость и наслаждение. Провозглашалась возможность гармоничного существования человека и окружающего мира. Гуманисты способствовали выработке идеала совершенной, всесторонне развитой личности, добродетели которой определялись не благородством по рождению, а делами, умом, талантами, заслугами перед обществом. В Гуманизме с самого начала были заключены натурфилософские тенденции, получившие особое развитие в 16 веке. Главная проблема, занимавшая натурфилософов - соотношение бога и природы. Рассматривая ее, они стремились преодолеть дуализм средневекового мышления, понимали мир как органическую связь материи и духа. Признавая материальность и бесконечность мира, они наделяли материю способностью воспроизводить самою себя, а вместе с тем и жизнью, создав учение о живом космосе. Таким образом, в философских системах эпохи Возрождения, сформировалась пантеистическая картина мира. Представление о всеобщей одушевленности вселенной ставили под сомнение существование сверхнатурального, потустороннего, поскольку все чудесное объявлялось естественным, природным, потенциально познаваемым: стоило его открыть и объяснить, как оно переставало быть чудесным. Такие суждения шли вразрез с церковной догмой. Средневековой схоластике, опиравшейся на книжные знания и авторитеты, гуманизм и натурфилософия противопоставили рационализм, опытный метод познания мира, базировавшийся на чувственном восприятии и эксперименте. Вместе с тем, одушевление космоса приводило к мысли о наличии таинственной связи между человеком и природой, признанию оккультных наук. Наука понималась как естественная магия, астрономия переплеталась с астрологией, и т.д. В целом, понимание природы как внутреннего мастера, действующего самостоятельно, живущего по своим законам, означало разрыв с устоявшимися средневековыми представлениями о боге-творце и вело к зарождению новой естественной религии. В основе этого идеологического переворота лежал подъем производительных сил, материального производства, науки и техники. Все это привело к прогрессивному развитию Европы.
Важнейшей отличительной чертой мировоззрения эпохи Возрождения оказывается его ориентация на искусство. Если в центре внимания античности была природно-космическая жизнь, в средние века-бог и связанная с ним идея спасения, то в эпоху Возрождения в центре внимания оказывается человек. Поэтому философское мышление этого периода можно охарактеризовать как антропоцентрическое.
В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, но самого себя. Отсюда и вырастает новое самосознание человека и новая его общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека.
Разносторонность -- вот идеал возрожденческого человека. Теория архитектуры, живопись и ваяние, математика, механика, картография, философия, этика, эстетика, педагогика -- таков круг занятий, например, флорентийского художника и гумманиста Альберти.
Обратимся к рассуждению одного из гуманистов XV века Джованни Пико (1463-1494), в его знаменитой "Речи о достоинстве человека". Сотворив человека и "поставив его в центре мира", бог, согласно этому философу, обратился к нему с такими словами: "Не даем мы тебе, о Адам, ни определенного места, ни собственного образа, ни особой обязанности, чтобы и место, и обязанность ты имел по собственному желанию, согласно твоей воле и твоему решению".
У Пико звучит мысль о человеке, которому бог дал свободную волю и который сам должен решать свою судьбу, определить свое место в мире. Человек здесь -- непросто природное существо, но творец самого себя.
В эпоху Возрождения всякая деятельность -- будь то деятельность художника, скульптора, архитектора или инженера, мореплавателя или поэта -- воспринимается иначе, чем в античности и средние века. У древних греков созерцание ставилось выше деятельности ( по греч. созерцание -- теория ). В средние века труд рассматривался как своего рода искупление за грехи. Однако высшей формой деятельности признается здесь та, что ведет к спасению души, и она во многом сродни созерцанию: это молитва, благослужебный ритуал. И только в эпоху Возрождения творческая деятельность приобретает своего рода сокральный характер. С ее помощью человек не просто удовлетворяет свои пертикулярно-земные нужды; он созидает новый мир, создает красоту, творит самое высокое, что есть в мире, самого себя. И не случайно именно в эпоху Возрождения впервые размывается та грань, которая раньше существовала между наукой, практически-технической деятельности, и художественной фантазией. Инженер и художник теперь не только "искусник", "техник", теперь он творец. Отныне художник подражает не просто созданиям бога, но самому божественному творчеству. В мире науки такой подход мы находим у Кеплера, Галилея, Наваньери.
Человек стремится освободиться от своего трансцендентального корня, ища точку опоры не только в космосе, из которого он за это время как бы вырос, сколько в себе самом, в новом свете -- теле, через которое ему отныне по-иному видится и телесность вообще. Как ни парадоксально, но именно средневековое учение о воскрешении человека во плоти привело к той "реабилитации" человека со всей его материальной телесностью, которая так характерна для Возрождения.
С антропоцентризмом связан характерный для Возрождения культ красоты, и не случайно как раз живопись, изображающаяся прежде всего прекрасное человеческое лицо и человеческое тело, становятся в эту эпоху главенствующим видом искусства. У великих художников -- Боттичелли, Леонардо да Винчи, Рафаэля мировоззрение Ренессанса получает свое наивысшее выражение.
В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Ни в античности ни в средние века не было такого жгучего интереса к человеческому существу во всем многообразии его проявлений. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума.
Богатое развитие индивидуальности в XV-XVI веках нередко сопровождалось крайностями индивидуализма: самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.
Вопрос 2. Специфика протестантизма, как одного из направлений христианства
Протестантизм -- одно из трех наряду с католицизмом и правосла-вием главных направлений христианства, представляющее собой сово-купность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией -- широким антикатолическим дви-жением XVI в. в Европе. Начало движению было положено в Герма-нии в 1517г., когда М. Лютер обнародовал свои "95 тезисов", а завер-шилось оно во второй половине XVI в. официальным признанием протестантизма. В период средневековья было предпринято множество попыток реформирования католической церкви. Однако термин "ре-формация" впервые появился именно в XVI в.; он был введен сторон-никами реформы для выражения идеи необходимости возврата церкви к ее библейским истокам. В свою очередь, римско-католическая церковь рассматривала Реформацию как мятеж, революцию. Понятие "протестант" возникло как общее наименование для всех сторонни-ков Реформации.
Реформация началась с борьбы с индульгенциями, или отпущением грехов, которые церковь продавала за деньги. Именно этому вопросу были посвящены "95 тезисов" М. Лютера. У М. Лютера, священника и преподавателя теологии Виттенбергского университета, возникли со-мнения относительно теологических оснований практики раздачи ин-дульгенций, и он воспользовался формой академических тезисов для открытия схоластического диспута. Но то, что задумывалось как ака-демическая дискуссия, приобрело общенародную популярность, поскольку гуманисты всей Германии с энтузиазмом подхватили критику М. Лютером системы индульгирования грехов и сделали все для того, чтобы донести лютеровские тезисы до широкой публики. Кроме того, М. Лютер затронул политически очень болезненную тему. Нападая на торговлю индульгенциями, он задел налоговые интересы и Папы, и кур-фюрста Бранденбургского.
Католическая церковь отреагировала на заявление М. Лютера с поразительной быстротой. В феврале 1518 г. против него было выдви-нуто обвинение в ереси. М. Лютеру было предписано срочно явить-ся в Рим на допрос, но из-за вмешательства территориального правителя -- саксонского курфюрста -- разбирательство перенесли в Аугсбург. Встреча М. Лютера с присланным Папой кардиналом не привела к соглашению. В начале 1520 г. Папа в своей булле (декрете) осудил М. Лютера как еретика, "чьи речи оскорбительны для слуха", и дал ему 60 дней на раскаяние. В ответ М. Лютер составил широкую программу религиозного обновления. В январе 1521 г. он был отлу-чен от римско-католической церкви. Это и послужило началом Реформации.
М. Лютер провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Свя-щенного писания, отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству. Эти идеи оказались особенно близки некоторым немецким государям, недоволь-ным сосредоточением в церкви земельных владений и богатств, выпла-той крупных денежных средств римским папам и вмешательством Папы в их политику. Группа немецких князей провела в своих владениях ре-формы в духе лютеровских идей. Кроме М. Лютера появились и другие выдающиеся деятели, чьи имена навсегда остались в истории связанными с идеей Реформации. По мере того как движение распространялось, становилось все оче-виднее, что несмотря на общность реформистов в оппозиции к римс-ко-католической церкви, у них нет единства в вопросах теологии. Раз-личия целей и взглядов становились все отчетливее. Первые расхож-дения проявились в 1522 г., когда Карлштадт, коллега М. Лютера по университету, публично выразил несогласие с ним относительно со-держания необходимых реформ.
Особый колорит придает Реформации фигура Ж. Кальвина. Французский юрист и гуманист Ж. Кальвин стал воплощением Реформации н ее европейском варианте. Он переехал из Франции в Швейцарию, где и 1536 г. издал краткое систематическое изложение реформистской теологии -- "Наставления в христианской вере". Основная идея этого труда состояла в том, что Бог изначально определил судьбу каж-дого человека в вечности, его спасение или гибель. В этой идее Ж. Кальвин хотел лишь подчеркнуть всемогущество Бога, но впослед-ствии в концепции тотального предопределения стали видеть фунда-ментальную особенность кальвинизма. Кальвинист, не зная, будет ли он спасен или обречен на погибель, старается найти в этом мире при-знаки своей избранности. Именно поэтому, по мнению М. Вебера, кальвинисты в успешной хозяйственной деятельности видели доказа-тельства своей избранности. Их подталкивало к работе стремление преодолеть тревогу, которая возникала из-за неуверенности в спасе-нии души. Следовательно, должно было быть отброшено все, что ме-шает преуспеванию в делах, умножению богатства. Религиозную этику кальвинизма М. Вебер называет мирским аскетизмом. Аскетизм был присущ и католицизму. Но глубокая пропасть разделяет католический и пуританский аскетизм: кальвинисты были монахами, оставаясь в ми-ру. Они проникались ненавистью и презрением к ближним, не умевшим в процессе аскетического труда и самоконтроля обрести доказательства своей избранности. "Бог помогает тому, кто сам себе помогает" -- этот девиз стал основным нравственным принципом их отно-шения к людям. В работе "Протестантская этика и дух капитализма" М. Вебер доказывает, что дух аскетической религиозности породил экоономический рационализм, потому что эта религиозность вознаграждала самое главное -- аскетически обусловленные, рациональные импульсы поведения [1]. Каждый час должен принадлежать Богу. Потеря времени -- величайший грех. Работа становится уже самоцелью, превращается в религиозный апофеоз. Но на смену апофеозу труда пришел апофеоз наживы. Этика мирского аскетизма и бережливости переродилась в культ богатства и капитала.
Реформация имела несколько течений. С лютеранством и кальвнизмом мы уже вкратце ознакомились. Остановимся чуть подробнее на одном из них, представителем которого был Т. Мюнцер, зани-мающий более радикальные позиции. Из лютеровского постулата о равенстве между мирянами и священнослужителями Т. Мюнцер дела-ет вывод о равенстве всех сынов Божьих. А это означало и требова-ние гражданского равенства, и устранения, по крайней мере, наиболее значительных имущественных различий. Таким образом, Т. Мюнцер выступил с идеей социальной справедливости, за уравнительное или коллективное землепользование. Его идеалом явилось построение Царства Божия на Земле.
Таким образом, протестантизм с начала своего существования разделился на несколько самостоятельных вероисповеданий -- люте-ранство, кальвинизм и англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. И сегодня воз-никают секты, некоторые из них переходят в стадии деноминаций, при-обретая характер церкви, например баптизм, методизм, адвентизм.
Реформация стала подлинной культурной революцией, охватившей широкие народные массы. Протестантизм отверг авторитет церкви и вместе с ним авторитет всех церковных постановлений: решений вселенских соборов, документов пап и иных патриархов церкви, того, что называется Священным Преданием, чтобы утвердить абсолютный авторитет Священного Писания, Библии.
В протестантизме Библия объявлена единственным источником ве-роучения, а Предание отвергается либо используется в той мере, в ка-кой признается соответствующим Писанию. Согласно основоположни-кам протестантизма, первородный грех не только исказил природу человека, как учат православие и католицизм, но и целиком извратил ее. Человек в грехопадении утратил способность совершать добро. В силу того он не может спастись своими заслугами. Спасение может прий-ти только как результат божественного вмешательства, "даром данной благодати". Протестанты отвергают догмат о спасительной роли церкви. А это означает, что для спасения не нужны вся церковная иерархия, священники как посредники между человеком и Богом, мо-нашеские ордена и монастыри, в которых сосредоточивались огром-ные богатства. Важнейшим догматом большинства конфессий про-тестантизма является учение об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Христа. Иные способы добиться спасения (об-ряды, аскеза, богоугодные дела и т. п.) считаются несущественными. Глубокая вера в искупительную жертву Христа -- это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран для спасения. В наиболее последовательной форме это учение представлено в кальвинизме. Ж. Кальвин, учил, что человек в любое время и в любом месте находится на служении у живого Бога и несет строжайшую ответственность за предоставляемые ему Богом дары -- время, здоровье, собственность. Жизнь должна пониматься как исполнение долга и движение к цели, поставленной Богом. Признаком оправдания в кальвинизме становится не столько глубина чувства покаяния, как в лютеранстве, сколько энер-гия и результаты усилий, свидетельствующие о действии на верующе-го человека избравшего его Бога. Кальвинист должен верить, что успех в предпринимательстве может рассматриваться как доказатель-ство возможной избранности.
Подведем итог: протестантизм разделяет обще христианские представления о бытии Бога, его триединстве, бессмертии души, рае и аде (отвергая католическое чистилище), об откровении и пр. Вместе с тем протестантизм выдвинул три новых принципа: спасение личной верой, священство всех верующих, исключительный авторитет Библии;
Как справедливо указал М. Вебер, для протестантизма характерно рассмотрение мирской деятельности человека с позиций религиозно-го призвания. Смысл, вкладываемый в понятие "призвание", состоит в том, что выполнение человеком долга в рамках своей мирской дея-тельности -- наивысшая задача религиозно-нравственной жизни. Возникала своеобразная диа-лектика "прежнего человека" и "нового человека", в его формиро-вании состоял смысл жизни личности. Протестантизм, отвергнув дог-мат о спасающей роли церкви, значительно упростил и удешевил куль-товую деятельность. Богослужение сводится главным образом к молитве, проповеди, пению псалмов, гимнов и чтению Библии. Библия читается на родном языке. Из семи таинств протестанты оставили только два: крещение и причащение. Реформация вполне соответство-вала не только новому самоощущению власть имущих, но и ментальности личности нового типа, утвердившейся в XVI в., -- личности об-разованной, уверенной в себе. Такого типа людей можно было встре-тить и среди знати, и среди зажиточных горожан. Изменилось и мироощущение индивида в контексте веры. Как писал немецко-американский протестантский мыслитель П. Тиллих, "протестантская вера в непосредственную, личную встречу с Богом создает более незави-симые человеческие личности, чем католическая вера с ее ролью цер-ковного посредничества между Богом и человеком".
Заключение
В процессе исследования мной были сделаны следующие выводы и обобщения.
1. В эпоху Возрождения, как никогда раньше, возросла ценность отдельного человека. Выше всего в эту эпоху ставится своеобразие и уникальность каждого индивидуума. Самоценность индивидуальности означает абсолютизацию эстетического подхода к человеку.
2. Протестантизм -- одно из трех наряду с католицизмом и православием главных направлений христианства, представляющее собой сово-купность многочисленных самостоятельных церквей и сект, связанных происхождением с Реформацией -- широким антикатолическим дви-жением XVI в. в Европе. Основная аргументация всего лютеровского учения направлена на разрушение власти церкви. Он отвергает особую благодать священства и его посредничество в спасении души, не признает папскую власть. В противоположность господству церковной иерархии и Священного предания М. Лютер провозгласил лозунг вос-становления раннехристианской церкви и авторитета Библии -- Священного писания, отверг господство церковной иерархии над светской властью и выдвинул идею подчинения церкви государству.
В протестантизме Библия объявлена единственным источником вероучения, а Предание отвергается либо используется в той мере, в какой признается соответствующим Писанию.
Протестантизм с начала своего существования раз-делился на несколько самостоятельных вероисповеданий -- лютеранство, кальвинизм и англиканство. Позже возникло множество сект, деноминаций. Этот процесс продолжается и в наши дни. Важнейшим догматом большинства конфессий про-тестантизма является учение об оправдании одной лишь верой в искупительную жертву Христа. Глубокая вера в искупительную жертву Христа -- это не заслуга человека, а дар божественной благодати. Человек, получив этот дар, может надеяться, что он избран для спасения.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономические ресурсы и производственные возможности |
Контрольная работа | Электродвигатели постоянного и переменного тока |
Контрольная работа | Реабілітаційна установа або реабілітаційний заклад |
Контрольная работа | Штукатурные работы |
Контрольная работа | Овцеводство и козоводство |