2
ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (ТЕСТЫ)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по курсу: "Введение в психологию"
Минск 2007
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Понятие о тесте и требования к нему
Психологический тест, в сущности, представляет собой объективное и стандартизированное измерение образцов (или проб) поведения [1, с.18]. Метод тестов относят к экспериментальному методу психодиагностики, с помощью которого проводят различные социологические исследования, а также измеряют и оценивают психологические качества и состояния индивида. Возникновение тестов было обусловлено потребностью сравнения людей по уровню развития или степени выраженности различных психологических качеств. Традиционное назначение психологических тестов состояло в том, чтобы измерять различия между людьми или между реакциями одного и того же человека в разных условиях. Сам термин "умственный тест" ввёл Р.Б. Кеттелл в 1890 году, а дальнейшее развитие и массовое применение тестов на практике связано с именами психологов А. Бине и Т. Симона, которые разработали метрическую шкалу умственного развития, известную под названием "тест Бине - Симона".
Благодаря ряду преимуществ тесты получили широкое распространение и развитие: они способствуют объективности оценок, независимо от субъективного мнения лица, проводящего исследование. Психологические тесты позволяют оценить человека соответственно цели исследования, дают возможность сравнить информацию, полученную разными исследователями. Являются достаточно быстрым методом оценки большого количества неизвестных лиц. Тестирование развивалось и продолжает развиваться нарастающими темпами, оказывая эффективное содействие в решении всё более широкого круга вопросов в различных сферах повседневной жизни. Психологические тесты применяются в учебных заведениях, на промышленных предприятиях, в вооружённых силах, при индивидуальном консультировании, для определения результатов психотерапии и эффекта воздействия социальных программ. Существует много разновидностей тестов, которые разделяют на группы по нескольким основаниям: по предмету тестирования (тому качеству, которое оценивается с помощью данного теста); по особенностям используемых в тесте задач; по материалу, предъявляемому испытуемому; по объекту оценивания. По предмету тесты делят на интеллектуальные (оценивается степень развитости у человека различных познавательных процессов), личностные и межличностные. По особенностям используемых задач выделяют практические, образные и словесные (вербальные) тесты. По характеру тестируемого материала, предъявляемого испытуемым, тесты бывают бланковые, предметные, аппаратурные, компьютерные. По объекту оценки - процессуальные тесты, тесты достижений, тесты состояний и свойств. Также существуют индивидуальные и групповые тесты, устные и письменные [1, с.17].
Развитие тестирования иногда сопровождалось нереальными ожиданиями и неправильным применением некоторых тестов. Пользователям обязательно знать, как оценить тот или иной тест: необходимо обладать определённой базой знаний о тестах, причём это касается не только тех, кто создаёт тесты или проводит тестирование, но всех кто пользуется результатами тестов в качестве основного источника данных при принятии решений в отношении себя и других людей. Для того чтобы психологический тест был достаточно надёжным средством исследования и позволял получать вполне достоверные результаты, которым можно доверять и на основе которых можно делать правильные практические выводы, необходимо, чтобы используемый тест отвечал определённым требованиям. А. Анастази: "Психологические тесты - это инструменты или, употребляя более широкий термин, орудия. Чтобы получить положительные результаты от применения тестов, мы должны учитывать этот важный факт. Любой инструмент может быть орудием, приносящим пользу или наносящим вред, - в зависимости от того, как его используют" [1, с.16]. Именно поэтому прежде чем давать разрешение на широкое использование психологического теста, необходимо провести тщательную объективную проверку соответствия его определённым требованиям и нормам. Основными требованиями к тесту являются стандартизация, надёжность и валидность.
2. Объективные тесты
Объективные тесты - методики, предназначенные для измерения результативности и способа (особенностей) выполнения заданий, тесты, в которых возможен правильный ответ, то есть правильное выполнение поставленных задач [5, с.17]. Существует достаточно много разновидностей объективных методик, которые объединяют в несколько групп:
I. Тесты личности (особенности интеллекта):
а) тесты действия (целевые личностные тесты):
тесты структуры интеллекта Р. Амтхауэра (методика исследования особенностей мышления);
прогрессивные матрицы Дж. Равена;
тесты Выготского-Сахарова (формирование понятий у детей и взрослых);
шкала памяти Векслера;
тесты памяти Мейли (зрительная, слуховая память);
шкала оценки Н.И. Озерецкого (оценка двигательных умений и отдельных компонентов моторики);
тест "Спираль" (оценка двигательных функций);
количественные отношения (логико-математические способности);
установление закономерностей (внимание, память, логическое мышление);
тест "Узоры" (воображение);
тест "Фигуры" (образная память);
красно-чёрные таблицы (переключение внимания);
тест "Сенсорно-моторная координация";
б) тесты ситуационные (принятие решения в ситуации):
тест "Информационный поиск" (кратковременная память, внимание);
тест "Умозаключения" (оценка логического мышления);
тест "Компасы" (пространственное воображение);
метод последовательной динамической оценки (Б.Я. Шведин);
методика "Дилемма выбора" (описание двенадцати житейских ситуаций: выбор стратегии поведения - прогноз стиля принятия решений) (Н. Коган, М. Уоллэлч);
II. Тесты интеллекта (уровень развития интеллекта):
а) тесты способностей:
шкала измерения интеллекта Д. Векслера;
тест возрастающей трудности (оценка уровня интеллекта - модель теста Равена) (К. Поляков, А. Глушко);
тест культурно-свободного интеллекта (Р. Кеттелл);
шкала умственного развития Станфорд-Бине (Л.М. Термен);
батарея тестов общих способностей (оценка интеллекта при ориентации на профессиональные критерии);
б) тесты достижений:
тест "Арифметический счёт" (арифметические способности);
тест "Шкалы приборов" (ориентация в показаниях приборов);
тест "Координаты" (профессиональные способности);
в) критериально-ориентировочные тесты:
тест изучения интеллектуальных способностей (четыре субтеста: "Анализ рельефа местности", "Анализ эмоционального состояния по мимике лица", "Анализ газетных политических текстов", "Овладение порядком и правилами отдачи приказаний") (И.Д. Жильников);
тест "Определение способностей к обучению" (И.Н. Носс);
тест "Адекватной характеристики объекта" (И.Н. Носс) [4, с.18].
Объективные тесты обладают невысокой степенью валидности и их однозначность оставляет желать лучшего: они связаны с сиюминутным физическим состоянием организма, а не только с психологическими процессами, поэтом не вполне однозначны, и не являются точными мерами силы отражаемого в них свойства. Однако объективные методики, опирающиеся не на словесные ответы, самохарактеристики или самооценки, а на независимые от сознания человека непроизвольные действия, реакции и продукты его деятельности, имеют и преимущество: они позволяют избежать субъективности и в этом отношении достаточно надёжны.
3. Тесты-опросники
Тесты-опросники - это набор заранее отобранных, тщательно продуманных вопросов, по ответам на которые выносится суждение о психологических качествах обследуемого индивидуума. Опросники предполагают набор пунктов (вопросов, утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (как правило, используется двух - или трёхальтернативный выбор ответов) [5, с.18]. Тесты-опросники входят в группу методов, основанных на процедуре опроса. Существует несколько разновидностей этой группы методов: анкета, интервью, опросник. Анкетой называют метод, при котором испытуемый не только отвечает на ряд вопросов, но и сообщает некоторые социально-демографические данные о себе (возраст, профессию, уровень образования, место работы, должность, семейное положение и тому подобное). Принято считать, что анкеты - социологическая методика, а тесты-опросники - психологическая. Интервью представляет собой устный вид опроса: психолог сам задаёт испытуемому вопросы и сам же записывает ответы на них. Эти вопросы определяются заранее и могут быть тех же типов, что и при письменном опросе. Опросник является письменным набором вопросов. Тесты-опросники помогают измерять у испытуемого самооценку его поведения, привычек, а также то, как он оценивает других людей. Опросники могут быть закрытыми и открытыми в зависимости от типа вопросов. Закрытыми называются вопросы, предполагающие стандартизированный ответ или серию таких ответов, из числа которых испытуемый должен выбрать тот, который больше всего подходит ему и соответствует его мнению ("да", "нет", "трудно сказать"). Открытыми являются вопросы, ответы на которые даются в относительно свободной форме, выбираемой произвольно самим испытуемым.
Ответы на открытые вопросы, в отличие от результатов закрытых опросников, обычно подвергаются качественному, а не количественному анализу. Стандартизация обработки данных открытых опросников достигается путём отнесения произвольных ответов к стандартным категориям. Вопросы психодиагностического опросника, кроме того, могут быть прямыми и косвенными. Отвечая на прямые вопросы, испытуемый сам характеризует и непосредственно оценивает присутствие, отсутствие или степень выраженности у себя того или другого психологического качества. Эти вопросы обращены непосредственно к опыту субъекта (Боитесь ли Вы темноты?), либо к мнениям, суждениям испытуемого, в которых косвенно проявляется его личный опыт или переживания (Большинство людей честны?) [5, с.18]. Косвенными называются вопросы, в ответах на которые не содержится прямых оценок испытуемым изучаемого свойства, но по ним косвенно можно судить об уровне психологического развития обследуемого индивидуума.
Тесты-опросники бывают биографическими, опросники интересов, установок (получение информации об испытуемом без личностных особенностей), также личностные, среди которых выделяют типологические (определение типов личности) и опросники черт личности (измерение выраженности устойчивых личностных признаков). Широко известны личностные опросники Айзенка, существует несколько их форм. Г.Ю. Айзенк применил идеи И.П. Павлова о свойствах нервной системы - силы и возбудимости - для обоснования выделенных им черт или, скорее, суперфакторов личности - экстраверсии/интроверсии и эмоциональной стабильности/нестабильности (нейротизма). Дальнейшие исследования подтвердили обоснованность этих факторов, они вошли в широко обсуждаемую в настоящее время пятифакторную модель личности.
Однако однозначного соответствия между экстраверсией, эмоциональностью и свойствами нервной системы установить не удалось: помимо терминологических разногласий, связанных с понятиями возбуждения и торможения, противоречивыми оказались и эмпирические данные [6, с.94]. Биологическая теория личности Айзенка развивалась на протяжении сорока лет и отражена в ряде авторских монографий. Начиная с 1975 года в модели Айзенка присутствует и третий фактор - психотизм. Эта шкала оказалась менее гомогенной, но чрезвычайно информативной для предсказания противоправных действий и злоупотребления психоактивными веществами (табаком, алкоголем и наркотиками). Факторы психотизма, экстраверсии и нейротизма дали модели Айзенка название ПЭН. Эта концепция рассматривает психофизиологические основы индивидуальных различий, которые обычно относят к темпераменту, поэтому её можно отнести и к теории темперамента в его традиционном понимании. Исследователи британской школы рассматривают темперамент и личность как устойчивые особенности поведения и эмоционального реагирования, имеющие биологическую природу и в значительной степени обусловленные генетически; они достаточно стабильны на протяжении жизни и проявляются в самых различных ситуациях. Теория Айзенка на сегодняшний день является одной из наиболее разработанных, обоснованных теоретически и подкреплённых эмпирически, а иерархическая модель ПЭН признаётся хорошим описанием личности [6, с.95]. Развитие и эмпирическое подтверждение теории Айзенка сопровождало конструирование опросников, которые в настоящее время переведены на все основные языки мира, приобрели большую популярность и доказали свою надёжность и полезность в различных сферах теоретической и прикладной психологии. Широко известен личностный опросник Айзенка (ЛОА) и его стандартизированная русская версия. В модифицированной версии ЛОА-М авторам удалось улучшить надёжность шкалы психотизма. Шкалы ЛОА оказались информативны для предсказания эмоциональных расстройств, отклонений в поведении и отношения к употреблению психоактивных веществ у подростков. В широкомасштабных психологических исследованиях размер опросников имеет существенное значение. В этом отношении ЛОА, состоящий из 101 вопроса, обладает определёнными ограничениями. Ранее была сконструирована сокращённая форма ЛОА из 56 вопросов (ЛОА-С) и продемонстрирована достаточная надёжность и валидность этого инструмента. Известно, что при уменьшении числа входящих в шкалу вопросов, её психометрические свойства (например, внутренняя согласованность) ухудшаются, однако некоторые короткие версии известных опросников, созданные для практических нужд, оказались достаточно надёжными и информативными [6, с.95].
Недостатком опросных методик является субъективность, которая проявляется как в выборе самих вопросов, так и в интерпретации ответов на них. Опросные методики, кроме того, трудно стандартизировать, и, следовательно, добиться высокой надёжности и сравнимости получаемых результатов.
4. Проективные тесты.
Проективные тесты, по мнению Л. Франка - это такой приём исследования личности, при котором испытуемого помещают в ситуацию, реакцию на которую он осуществляет в зависимости от значения для него этой ситуации, от его мыслей и чувств. Проективные техники основаны на том, что недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве стимула, при соответствующей организации всего эксперимента в целом порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики субъекта [5, с. 19]. Главной отличительной особенностью проективных методик является относительно неструктурированная задача для испытуемого: задача, допускающая почти неограниченное разнообразие возможных ответов. Для того чтобы фантазия индивидуума смогла свободно разыграться, даются только краткие, общие инструкции. По этой же причине тестовые стимулы обычно расплывчаты и неоднозначны [1, с.450]. Проективные тесты основаны не на прямой, а на косвенной оценке тех или иных психологических качеств человека. Такая оценка получается в результате анализа того, как данный человек воспринимает и интерпретирует некоторые многозначные объекты: сюжетно неопределённые картинки, бесформенные пятна, незавершённые предложения и другие объекты. Предполагают, что, оценивая и интерпретируя подобные объекты, человек бессознательно вкладывает или проецирует самого себя.
Выдвигаются три основных принципа, лежащие в основе проективного исследования личности:
исследование направлено на уникальное в структуре или организации личности; личность рассматривается как система взаимосвязанных процессов, а не перечень способностей или черт;
личность в проективном подходе изучается как относительно устойчивая система динамических процессов, организованных на основе потребностей, эмоций и индивидуального опыта;
эта система основных динамических процессов постоянно, активно действует на протяжении жизни индивида, формируя, направляя, искажая, изменяя и переиначивая каждую ситуацию в структуру внутреннего мира индивида; каждое новое действие, эмоциональное проявление индивида, его восприятия, чувства, высказывания, двигательные акты несут на себе отпечаток личности [3, с.131].
Существуют признаки общие для всех проективных методик: неопределённость, неоднозначность используемых стимулов, отсутствие ограничений в выборе ответа, отсутствие оценки ответов испытуемых как "правильных" и "неправильных". Проективные тесты могут быть бланковыми опросными и рисуночными. Предлагают также следующую их классификацию:
Конститутивные методики (структурирование, оформление стимулов, придание смысла);
Конструктивные методики (создание из оформленных деталей осмысленного целого);
Интерпретационные методики (истолкование какого-либо события, ситуации);
Катартические методики (осуществление игровой деятельности в организованных условиях);
Экспрессивные методики (рисование на свободную или заданную тему);
Импрессивные методики (предпочтение одних стимулов другим);
Аддитивные методики (завершение предложения, рассказа, истории, ситуации);
Семантические методики (эмоциональное отношение к объекту как выражение личностного смысла) [4, с.13].
В типичных случаях проективные методики - это методики замаскированного тестирования, поскольку обследуемый человек редко подозревает о типе психологической интерпретации, которая будет дана его ответам. Проективные тесты характеризуются также глобальным подходом к оценке личности: внимание концентрируется на составной (композитной) картине личности в целом, а не на измерении отдельных черт. К проективным методикам обращаются тогда, когда дело касается психодиагностики скрываемых или неосознаваемых испытуемыми психологических особенностей. Считается, что чем менее структурирован тест, тем он более чувствителен к скрытому материалу. Это вытекает из предположения, что чем менее структурированы и однозначны стимулы, тем менее вероятно, что они вызовут у испытуемого защитные реакции. Проективные методики недостаточно валидны, надёжны и стандартизированы, отсутствует чёткая процедура их проведения. Однако неоднозначность тестового материала и непрямой способ его подачи позволяет получать информацию о скрытых от наблюдения психологических особенностях индивидуума.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Культура Древнего Египта |
Контрольная работа | Фармакогнозия |
Контрольная работа | Основы внешнеэкономической деятельности |
Контрольная работа | Решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ |
Контрольная работа | Структура науково-дослідницької діяльності студентів у вищому навчальному закладі |