4
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА ПО ДИСЦИПЛИНЕ
«ОРГАНИЗАЦИОННОЕ ПОВЕДЕНИЕ»
ТЕМА «ПРОЦЕСС ВОСПРИЯТИЯ»
ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС
3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Тема данной работы является весьма актуальной и интересной для изучения. Ведь восприятие - это весьма сложный позитивный процесс, формирующий уникальную картину мира, которая может значительно отличаться от реальности. Признание разницы между воспринимаемым миром и миром реальным крайне необходимы для понимания организационного поведения.
В ходе работы я ознакомилась и пользовалась материалами различных авторов, также уделяющих внимание изучению процесса восприятия, а именно: О.С. Виханского, А.И. Наумова, П.М. Дизеля, У.М. Раньяна и др. За основу я взяла материалы из «Хрестоматии по организационному поведению», где собраны воедино все вышеуказанные источники.
Цель написания работы заключается в раскрывании сущности процесса восприятия, его составляющих, а также факторов, оказывающих влияние на восприятие человека.
При этом моими задачами были следующие: показать взаимосвязь ощущения и восприятия, рассмотреть восприятие как процесс получения из окружения и обработки информации, показать, из чего складывается восприятие человеком организационного поведения, указать на возможные ошибки и искажения при восприятии, более подробно рассмотреть особенности восприятия человека, которое сильно влияет на многие важные организационные процессы.
1. ОЩУЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ
Отправной точкой в изучении восприятия служит выявление взаимосвязи между восприятием и ощущением.
Природа рецепторных аппаратов у различных видов живот-ных весьма различна и позволяет воспринимать звуковые или свето-вые волны более или менее высокой частоты: собака слышит ультра-звуки, пчелы воспринимают ультрафиолетовые лучи, некоторые животные не различают цветов...
Человек занимает свое место в этой иерархии, и, хотя диапазон волн, которые он способен воспринять, довольно широк, он улав-ливает далеко не все. Более того, даже внутри одного вида ощущение варьирует в зависимости от качества сенсорных аппаратов. У одного хорошее зрение, но посредственный слух, другой может похвастать-ся качеством и остротой обоняния.
Закон Вернера--Фехтера сформулирован следующим образом:
абсолютный порог ощущения -- это наименьшая интенсивность сти-мула, достаточная для того, чтобы вызвать ощущение;
дифференциальный порог ощущения -- это увеличение интенсивно-сти раздражителя, достаточное для того, чтобы вызвать у субъекта изменение ощущения.
Именно Фехтер сформулировал отношение, существующее меж-ду ощущением и раздражителем: ощущение увеличивается как лога-рифм раздражения.
Ощущение называется элементарным, если оно физиологически и анатомически точно определено. Оно, следовательно, соответству-ет конкретному типу рецептора и типу системы передачи.
Ощущение называется сложным, если оно связано с различными сенсорными органами и требует их согласованного действия. Боль-шинство наших ощущений -- сложные. Так, например, курильщик ощущает не только вкус табака, его дополняют обонятельные и зри-тельные ощущения.
Количество основных сообщений, которые получает кора голов-ного мозга в течение жизни человека, можно оценить в миллион миллиардов. Однако по-прежнему остается открытым вопрос, заре-гистрировал ли мозг эти сообщения, как он их истолковал и проана-лизировал. Именно он, как мы сказали, отбирает информацию и для этого принимает во внимание то, что знает, т.е. прошлый опыт.
На уровне коры головного мозга ощущение перестает быть им-пульсом физико-химического типа и приобретает смысл. Здесь осу-ществляется переход от ощущения к восприятию.
Таким образом, ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.
Восприятие - явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.
Завершающим событием в процессе восприятия может быть реакция или поведение (явное или завуалированное), которое необходимо, чтобы восприятие рассматривалось как поведенческое событие, как важная составляющая организационного поведения.
2. ВОСПРИЯТИЕ КАК ПРОЦЕСС
Поведение человека во многом зависит от того, как он вос-принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ-ным источником объяснения поведения. К тому же, изменяя восприятие той жизненной ситуации, в которой находится человек, можно изменить его поведение. Таким образом, изучение восприятия -- одна из основных задач психологии.
Все люди различны. Эти различия проявляются во всем многооб-разии характеристик человека. Люди имеют разный возраст, пол, образование, говорят на разных языках и по-разному ведут себя. Это разнообразие существенно расширяет потенциал и возможности орга-низации, и оно же порождает трудности в ее управлении, а также проблемы и конфликты во взаимодействии человека с организаци-онным окружением.
Создавая роли, организация стремится к стандартизации и уни-фикации. Однако если большинство ролей можно стандартизировать, то поведение большинства людей с трудом вписывается в стандарти-зированные рамки. Для того чтобы определить противоречия между стандартизацией и разнообразием поведения человека, а также меж-ду поведением человека и нормами организационного окружения, необходимо понимать и знать, что является основополагающим в поведении человека, т.е. необходимо знать, как он воспринимает себя и окружающих, каким образом он реагирует на те или иные стиму-лирующие воздействия, чем мотивируются его предпочтения, что для него неприемлемо, а что само собой разумеется. Тремя осново-полагающими личностными началами поведения человека являются (здесь используется терминология О.С. Виханского и А.И. Наумова) восприятие, критериальная основа и мотивация. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003.- с.156
Восприятие может быть определено как процесс получения из окружения и обработки информации. Сам по себе этот процесс един для всех. На входе -- получение ин-формации из внешней среды, далее обработка этой информации и приведение ее в определенный "порядок" и, наконец, на выхо-де - систематизированная информация, заключающая в себе представление человека об окружающей среде и ложащаяся в основу его действий, т.е. информация, выступающая исходным материалом для поведения человека. Несмотря на внешнее еди-нообразие процесса, восприятие каждым человеком действитель-ности различно. Оно всегда носит субъективный характер. Даже если воспринимаются совершенно одинаковые явления, на вы-ходе каждый индивид имеет собственную информацию о них, которая может существенно различаться у различных индиви-дов. В жизни очень часто бывает так, что люди смотрят на одно и то же явление, но видят его совершенно по-разному.
Восприятие человеком организационного окружения скла-дывается из двух процессов: отбор информации и систематиза-ция информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин-дивидуальных особенностей личности.
Важнейшей особенностью отбора информации является то, что он носит селективный характер. Используя доступные ему каналы получения информации, человек воспринимает зритель-ную, звуковую, осязательную информацию и запах. Однако он воспринимает не всю поступающую к нему информацию. Он слышит или видит не все звуки и не все световые "сигналы, а только те, которые имеют для него специальное значение. При этом на отбор информации влияние оказывают не только физические возможности органов чувств воспринимать инфор-мацию, но и такие составляющие личности человека, как отно-шение к происходящему, предыдущий опыт, его ценности, настроение и т.п., т.е. информация как бы проходит через психо-логический фильтр. Отбор позволяет человеку отбросить неваж-ную или ненужную информацию. Например, не слышать разго-вора людей, стоящих рядом, в том случае, если он его не интере-сует. В то же время отбор информации может привести к потере важной информации, к существенному искажению реальности. Защищая мозг человека от перегрузки, облегчая психологичес-кие нагрузки, давая "отдохнуть" органам чувств, отбор инфор-мации в то же время делает абсолютно невозможным полное восприятие человеком наблюдаемой действительности, обязатель-но приводит к искаженному восприятию действительности и воз-никновению разновидения одинаковых явлений отдельными людьми. Человек получает информацию из окружения с помо-щью органов чувств: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус. Наибольший объем информации идет через органы зрения и че-рез органы слуха. Получаемая с помощью органов чувств ин-формация всегда фактологична и всегда это информация данно-го момента времени. Нельзя потрогать то, что было вчера, или увидеть то, что будет завтра. Важной особенностью информа-ции, получаемой с помощью органов чувств, является то, что она носит преимущественно объективный характер, хотя в це-лом она и не адекватна полностью отражаемой ею реальности.
Органы чувств играют очень большую роль в восприятии человеком реальности. Однако они не являются единственным источником - получения информации. Не менее важную роль в получении информации играет интуиция. Используя вообра-жение как основное средство получения информации, интуиция позволяет человеку "видеть" то, что ему не доступно с помощью органов чувств. Информация, получаемая с помощью интуиции, относится к будущему, она связана с возможными событиями, действиями и носит предсказательный характер. Систематиза-ция информации предполагает обработку информации с целью приведения ее к определенному виду и интерпретацию информа-ции, позволяющую индивиду определенным образом отреагиро-вать на полученную информацию. Обработка информации рас-полагает ее в определенном порядке, придает ей некие завер-шенные формы, что наполняет информацию определенным смыс-лом и значением. Обработка информации создает образы, формы, которые человек может распознать, и которые понимаются им определенным образом. При этом происходит процесс сведе-ния комплекса информационных сигналов до упрощенных син-тезированных образов и категорий.
Выделяется три общих правила обработки информации, позволяющих свести ее до образов:
установление соотношения фигуры и фона;
завершение образов;
установление сходства и приблизительности.
В первом случае в общей "картине" информации выделяет-ся то, что является "фигурой", то есть смыслом "картины", ее образом. Соответственно то, что не является "фигурой", превра-щается в "фон". Часто "фигура" выделяется однозначно. Одна-ко бывают ситуации, когда "фон" может быть воспринят как "фигура", а "фигура" рассматриваться "фоном". В этом случае обработанная информация может превратиться совсем в другой образ и обрести совсем другой смысл.
Завершение образов позволяет создать цельный образ по отдельным частям, даже если для этого нет достаточной ин-формации. Часто данный процесс обработки информации может приводить к созданию неверных образов и неверной интерпрета-ции поведения других, а также порождать неверную интерпре-тацию индивидом воздействий, поступающих в его адрес со сто-роны организационного окружения. Установление сходства и приблизительности приводит к тому, что, во-первых, по от-дельным элементам и характерным чертам удается выделить из общего объема информации отдельные образы и формы, име-ющие некие обобщающие черты. Во-вторых, этот принцип обра-ботки информации проявляется в том, что различные образы и соответственно явления группируются в некие обобщенные груп-пы путем сглаживания либо же игнорирования индивидуальных особенностей каждого явления.
Систематизация информации человеком проводится двумя способами. Первый способ - это логическая обработка инфор-мации. Для данного способа характерно систематическое и пос-ледовательное па основе логических операций преобразование информации. Это так называемый научный способ обработки информации. Но человек не только логически обрабатывает ин-формацию, доводя ее до состояния, позволяющего осуществлять действия в ответ па полученные воздействия из среды. Человек обрабатывает информацию, также используя чувства, предпоч-тения, эмоции, убеждения. В этом случае информация обраба-тывается по принципам "люблю - не люблю", "нравится - не нравится", "хорошо - плохо", "лучше - хуже", "приемлемо -неприемлемо" и т.п. Восприятие является очень сложным, мно-гогранным и быстротекущим процессом. Неверно думать, что фазы отбора, обработки и оценки жестко разграничены и следу-ют одна за другой в четко определенной форме и по однозначной схеме. В действительности это практически одновременно и за-частую молниеносно разворачивающиеся процессы, составляю-щие вместе восприятие человеком окружения. При этом, хотя и отбор, и систематизация информации в целом осуществляются в соответствии с определенными принципами, для каждого чело-века характерна индивидуальность в протекании этих процес-сов. Это всегда делает восприятие индивидуальным и субъектив-ным. Поэтому, чтобы эффективно взаимодействовать с челове-ком и управлять им, необходимо знать хотя бы в общем виде то, каковы характерные черты восприятия данным человеком дей-ствительности.
При всем разнообразии факторов, влияющих на восприятие человеком действительности, можно указать на несколько внут-ренних и внешних факторов, оказывающих стабильное влияние на восприятие человека. Среди внутренних по отношению к человеку факторов выделяются следующие:
люди быстрее воспринимают знакомые им сигналы, чем незнакомые;
люди быстрее воспринимают сигналы, по отношению к которым у них есть сильное чувство, как позитивного, так и негативного характера;
*люди по-разному могут воспринимать сигнал, в зависимости от того, что предшествовало этому восприятию и какое со-стояние (потребности и ожидания) они имеют во время воспри-ятия сигнала.
Внешними факторами, влияющими на восприятие челове-ком действительности, являются следующие:
*интенсивность передаваемого сигнала (светлое и гром-кое воспринимается быстрее);
подвижность сигнала (движущиеся сигналы воспринима-ются в большей степени, чем неподвижные);
размер (большие объекты воспринимаются проще, чем маленькие);
состояние окружения, в котором находится человек (фор-мы, цвета, звуки и т.п.).
Так как восприятие является очень сложным и неоднознач-ным процессом, зависящим от влияния многих факторов, в час-тности предыдущего опыта, текущего состояния человека, воз-действия внешней среды, оно зачастую может быть ошибочным. Можно указать на несколько распространенных способов вос-приятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком.
3. ВОЗМОЖНЫЕ ОШИБКИ И ИСКАЖЕНИЯ ПРИ ВОСПРИЯТИИ
Стереотипизация широко распространена при восприятии человеком реальности. Путем сведения более сложного и ориги-нального явления к определенному стереотипу и, соответствен-но, упрощенному представлению об этом явлении она помогает сиять неопределенность, устранить неясность, и тем самым об-легчить процесс познания. Но в то же время она зачастую при-водит к искаженному восприятию явления, приписывая ему те черты, которых у него нет, и наоборот, отбрасывая некоторые существенные черты явления. Стереотипы часто не соответству-ют явлению уже потому, что они отражают усредненное воспри-ятие этого явления в прошлом. Поэтому зачастую они не только отсекают индивидуальные черты, но даже не соответствуют ус-редненному явлению. В этом случае стереотипное восприятие явления приводит к неверным выводам, создает неверные ожи-дания и порождает неадекватные действительности реакции и поведение человека.
Негативным проявлением стереотипа восприятия в жизни организации является априорная оценка и априорный взгляд на людей с позиции отнесения их к определенным стереотипным группам. Это может приводить к дискриминации по половому возрастному или национальному признаку, ущемляя права че-ловека и нанося ущерб деятельности организации.
Часто в процессе восприятия явления происходит перенос оценок отдельных характеристик явления на другие его характе-ристики или же обобщение оценки отдельной характеристики до уровня аналогичной оценки явления в целом. Данное обобще-ние может приводить в целом, как к позитивному, так и негатив-ному восприятию явления, что может совершенно не соответ-ствовать реальности. Наиболее часто это проявляется при вос-приятии людей, когда на основе оценки отдельных черт характе-ра или же отдельных умений и способностей человека делается обобщенный вывод о нем как о личности в целом или же, как о работнике вообще.
Перенос и обобщение оценки отдельных черт человека мо-жет играть сильную негативную роль во взаимодействии челове-ка и организационного окружения. В частности, он может ока-зывать большое негативное влияние на выполнение работником своих ролевых обязанностей. Получив определенное представ-ление о выполнении членом организации отдельных действий или операций, руководитель может думать, что и всю остальную работу, которую он не видит, работник выполняет точно так же. Это приводит к стремлению работника не делать явных ошибок, вместо того чтобы стремиться к очень хорошей работе. Либо же стараться работать не вообще хорошо, а только тогда, когда это может заметить руководитель. Часто данная особенность воспри-ятия приводит к тому, что члены организации, которые в своей деятельности ближе к руководству и чаще с ним общаются, оце-ниваются в целом относительно выше, чем работники, успешно справляющиеся со своей работой, но находящиеся вне поля зре-ния руководства.
К серьезному искажению восприятия окружения приводит проекция человеком своих собственных чувств, настроений, пе-реживаний, опасений, мотивов деятельности и т.п. на других людей. Люди могут объяснять мотивы действия других в соот-ветствии с тем, почему они сами осуществляют аналогичные дей-ствия, и впадать при этом в глубокое заблуждение. Отмечено, что люди склонны приписывать свои негативные черты другим, создавая тем самым некое оправдание своему поведению. Нега-тивным проявлением проекции в организационном поведении является ложное представление человека о том, что окружаю-щие хотят того же, чего хочет он. Это порождает неадекватные ожидания и действия, которые приходят в противоречие с орга-низационным окружением. Работоспособный начальник может считать, что все его подчиненные также очень напряженно рабо-тают. Это же может быть далеким от реальности. И наоборот, ленивый начальник может необоснованно подозревать всех в том, что они отлынивают от работы.
Сильное влияние на восприятие человеком определенной действительности может оказывать первое впечатление. Зачас-тую бывает так, что все дальнейшее видение человека или, по крайней мере, достаточно долгосрочное его восприятие находит-ся в плену у первого впечатления. Сильное первое впечатление может оказывать двоякое влияние на дальнейшее восприятие. Оно может способствовать сохранению аналогичного восприя-тия, даже если оно и не соответствует действительности, но мо-жет приводить и к резкой смене восприятия, что также может быть неадекватным реальности. В организационном поведении человека-первое впечатление может способствовать более быст-рому и легкому вхождению в организационное окружение и ус-коренному установлению нормального взаимодействия между человеком и "окружением. Поэтому для нового члена организа-ции очень важно правильно провести свой первый контакт с орга-низацией. Окружению, и особенно руководству, в свою очередь следует опасаться сильно полагаться на первое впечатление, так как оно может сформировать неверный образ и породить нео-правданные ожидания.
Стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и тому подобные формы восприятия могут порож-дать множество проблем, трудностей и ошибок в организацион-ном поведении и вызывать предубеждения, которые могут отри-цательно сказываться на многих организационных процессах, и в частности на найме, продвижении по службе, вознаграждении и увольнении работников. Поэтому желательно, чтобы как мож-но большее количество людей в организации знало об этом и старалось по возможности учитывать это, критически расцени-вая свое восприятие. Особенно важно это для руководящего состава. Естественно, абсолютно верного и свободного от влияния личностных черт человека восприятия нет и, не может быть в принципе. Однако это не означает, что люди не должны стремиться более объективно воспринимать реальность, пытаться понять особенности и характерные черты присущего им восприятия окружения для того, чтобы сознательно корректировать воспринятую ими информацию.
4. ВОСПРИЯТИЕ ЧЕЛОВЕКА
Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека. То, каким мы видим человека, какие черты характера мы ему приписываем, как расцениваем его поведение, принципиально определяет то, как мы строим, отношения и как мы взаимодействуем с этим человеком. Восприятие человека сильно влияет на многие важные организационные процессы, такие, например, как отбор и назначение людей на должности на основе интервью, проведение переговоров, оценка предложений по результатам устного сообщения, форми-рование рабочих групп и т. п.
Восприятие человека состоит из двух стадий. Первая стадия - это первое впечатление о человеке. Обычно оно бази-руется на очень небольшом количестве информации о человеке и находится под сильным влиянием привычек и представлений воспринимающего. Например, если воспринимающий любит шутить и улыбаться, то первое восприятие человека, обладаю-щего такими же качествами, обычно бывает завышено в положи-тельную сторону. Первое впечатление оказывает сильное воздействие на дальнейшее восприятие человека. Однако, тем не менее, оно не является на сто процентов определяющим. На вто-рой стадии восприятия человека происходит более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обя-занностей. Восприятие человека в различных ситуациях и при, различных обстоятельствах позволяет выяснить его устойчивые черты и характеристики. Это может привести к корректировке или даже отказу от первого впечатления.
Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих:
воспринимаемый человек,
воспринимающий человек,
*ситуация, в которой происходит восприятие.
От того, как выглядит воспринимаемый человек, как он ве-дет себя в общении, каковы его "анкетные" данные, существенно зависит восприятие человека. В целом это может показаться неверным с абстрактной или идеалистической точки зрения спра-ведливого взгляда на каждого человека. Однако это реальность, которая существует, которую нельзя устранить нравоучениями, нормативными актами и распоряжениями, которую нужно при-знавать и с которой нужно считаться, как бы нам ни хотелось того, чтобы этого различия в восприятии человека не существовало.
Выделяется три группы характеристик воспринимаемого человека, которые влияют на его восприятие окружающими:
· физические и соответствующие им характеристики;
· социальные характеристики;
· "анкетные" характеристики.
К числу наиболее существенных с точки зрения влияния на восприятие человека физических характеристик относятся его внешность, рост, телосложение, жестикуляция, мимика и цвет кожи. Проводимые психологические исследования показывают, что каждая из данных характеристик вызывает определенные ассоциации у воспринимающего. Данные ассоциации могут несоответствовать реальности, создавать неверный образ вос-принимаемого. Однако они оказывают очень сильное влияние па восприятие. В разных странах и культурах может быть различное толкование этих характеристик человека, что может при-водить к еще более существенному искажению восприятия. В наибольшей степени данное замечание относится к трактовке жестикуляции и мимики человека, так как отдельные жесты или же определенное выражение лица могут иметь диаметрально про-тивоположный смысл.
Социальными характеристиками человека, оказывающими влияние на его восприятие окружением, являются его стиль и манера ведения разговора и стиль и манера одеваться. Очень часто люди с определенным уровнем образования, относящиеся к определенным профессиям или же принадлежащие к опреде-ленным социальным группам, имеют определенную манеру разговора, интонацию и стиль ведения беседы. Поэтому в зави-симости от того, как говорит человек, может складываться его восприятие. Аналогичная ситуация наблюдается и в случае с вне-шним видом, стилем и манерой одеваться. В любом обществе наблюдается стремление людей к униформизации, чаще всего отражающей их социальное положение или профессиональный статус. Поэтому по тому, как человек одет, очень часто делается вывод о нем, о его служебном статусе, профессии и положении в обществе. Не всегда эти выводы адекватны действительности, но почти всегда эти выводы оказывают существенное влияние на восприятие человека окружающими. В связи с этим очень важно обращать серьезное внимание на эти моменты при стремлении добиться позитивного восприятия окружением.
Анкетные данные, такие как пол, возраст, образование
национальность, религия, сфера деятельности и т.п., достаточно
сильно влияют на наше восприятие человека. Стереотипные пред-ставления, соответствующие этим характеристикам, как бы подменяют реальный образ воспринимаемого человека, создавая очень часто при восприятии человека искаженное представление о нем. В то же время необходимо знать, что полностью устранить влияние анкетных данных на восприятие человека окружением невозможно. Поэтому, вступая в контакт с окружением, человек
должен предвидеть то, как он будет восприниматься с учетом его
"анкетных" характеристик. Это может существенно помочь ему
реалистично и более успешно построить свое взаимодействие
с окружающими.
Три группы характеристик воспринимаемого человека отражают то, каким человек предстает окружению. Однако это не значит, что все в окружении его воспринимают совершенно одинаково в соответствии с его характеристиками. Например, одна и та же манера одеваться может вызывать у разных людей разное представление о человеке. И это связано с тем, что восприятие человека зависит также и от характеристик восприни-мающего.
То, как воспринимающий смотрит на воспринимаемого человека, находится под влиянием двух групп характеристик воспринимающего:
уровень глубины видения ситуации;
личностные и социальные характеристики.
В одном и том же явлении одни люди способны увидеть только его отдельные, упрощенные и поверхностные характери-стики. Другие видят явление более глубоко, воспринимая его и описывая через более сложные характеристики. Например, при восприятии человека первые увидят его
внешние данные (вне-шний вид, манеру говорить, отдельные жесты и т.п.), вторые же увидят отдельные черты характера (добрый, завистливый, самоуверенный и т.п.). Существует и более глубокая сте-пень восприятия, когда формируется картина из совокупности нескольких характеристик как позитивного, так и негативного планов, находящихся между собой в определенном соотношении (добрый, но ленивый, завистливый и способный и т.п.). Лично-стные и социальные характеристики воспринимающего в основ-ном проявляются в терпимости к неопределенности, в готовнос-ти открыто и непредвзято воспринимать явления, априорно доб-рожелательном восприятии человека и т.п. Люди, у которых больше уверенности, больше терпимости к новому и неясному, более способны к восприятию новых людей. Наоборот, люди закомплексованные, с однозначным взглядом на явления вос-принимают других с трудом и неадекватно реальности. Они склон-ны приписывать им те черты и характеристики (преимуществен-но отрицательные), которых у них нет, и наоборот - не видеть многие черты, которые имеют позитивный характер.
Восприятие человека в значительной мере зависит от того, в какой ситуации оно происходит. Выделяются три аспекта ситуации, которые оказывают заметное влияние на восприятие. Во-первых, - это место, в котором происходит встреча. Напри-мер, неформальная обстановка и неформальные места встречи больше располагают к более широкому, часто позитивному и дружескому восприятию. Во-вторых, восприятие человека зависит от того, по поводу какого дела или в связи с чем состоя-лась встреча. Если событие, в рамках которого состоялась встре-ча, имеет для воспринимающего большое положительное значе-ние, то и его восприятие человека, с которым состоялась встре-ча, может быть соответственно более положительным, чем если бы он встретил его в обычной производственной ситуации. В третьих, большое влияние на восприятие оказывает то, оказывает то, кем и от чьего имени организована встреча. Например, восприя-тие человека, рекомендованного для встречи уважаемым или вы-сокопоставленным лицом, может существенно отличаться от вос-приятия этого же человека в том случае, если встреча состоялась по инициативе малознакомого или же неуважаемого лица.
Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы-шеперечисленных факторов, очень важно для установления хо-роших взаимоотношений между членом организации и органи-зационным окружением. Особенно важно это знать и использовать данное знание тем, кто входит в организацию, так как от умения создать первоначальное благоприятное восприятие очень сильно зависит их возможность успешно вписаться в организационное окружение.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Исходя из всего вышесказанного, можно подвести некоторые итоги, сделать выводы и обобщения по всем вопросам:
1) Ощущение относится к элементарным актам поведения, которые во многом определяются физиологическими функциями.
2) Восприятие - явление более сложное и емкое, чем ощущение. Процесс восприятия характеризуется как сложное взаимодействие процессов выбора, систематизации и интерпретация. В целом процесс восприятия как бы добавляет и вынимает из картины «реальность» чувственного мира.
3) Поведение человека во многом зависит от того, как он вос-принимает ситуацию, в которой находится. Восприятие является важ-ным источником объяснения поведения.
4) Восприятие человеком организационного окружения скла-дывается из двух процессов: отбор информации и систематиза-ция информации, каждый из которых осуществляется как в соответствии с общими закономерностями, так и под влиянием ин-дивидуальных особенностей личности.
5) На восприятие человеком действительности влияют различные внутренние и внешние факторы.
6) Так как восприятие является очень сложным и неоднознач-ным процессом, зависящим от влияния многих факторов, оно зачастую может быть ошибочным.
7) Можно указать на несколько распространенных способов вос-приятия, которые затрудняют, создают барьеры и приводят к ошибкам в восприятии реальности человеком: стереотипизация, обобщение, приписывание другим черт, желаний и настроений, им не присущих, следование первому впечатлению и т.п.
8) Одним из самых важных с точки зрения взаимодействия человека и организационного окружения процессов восприятия является восприятие человека.
9) Восприятие человека состоит из двух стадий:1) это первое впечатление о человеке; 2)более глубокое и широкое знакомство с его личностными характеристиками, стилем поведения, квалификацией и подходом к выполнению обя-занностей.
10) Восприятие человека складывается под влиянием трех составляющих: воспринимаемый человек; воспринимающий человек; ситуация, в которой происходит восприятие.
11) Знание того, что восприятие человека зависит от ряда вы-шеперечисленных факторов, очень важно для установления хо-роших взаимоотношений между членом организации и органи-зационным окружением.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент. Учебник. М.: Экономисть, 2003. - 528с.
2. Организационное поведение. Хрестоматия. Учебное пособие для факультетов: психологических, экономических и менеджмента. Самара. Издательский дом «Бахрах - М», 2006. - 752с.