Контрольная работа по предмету "Психология"


Межличностные отношения


32

Министерство образования Российской Федерации

Саратовский государственный технический университет

Институт бизнеса и делового администрирования

Кафедра ММЛ

Контрольная работа

по дисциплине

«Социальная психология»

по теме

«Межличностные отношения»

Выполнил:

студент 5 курса

з/о 59 группы

Кулахметов Д.А.

Проверил

Саратов 2007

Содержание

  • Введение 3
  • Общение 5
  • Общение и речь 6
  • Невербальное общение 13
  • Общение как возможность совместной деятельности 15
  • Общение и восприятие 18
  • Взаимодействоать общаясь 19
  • Теория взаимодействия 24
  • Заключение 29
  • Список использованной литературы: 34

ВВЕДЕНИЕ

Сейчас уже не приходится доказывать, что межличностное общение - совершенно необходимое условие бытия людей, без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Поскольку общение - это взаимодействие людей и поскольку в нем всегда развертывается взаимопонимание ими друг друга, устанавливаются те или иные взаимоотношения, имеет место определенное взаимообращение (в смысле поведения, выбираемого участвующими в общении людей по отношению друг к гругу), то межличностное общение оказывается таким процессом, которые при условии, если мы хотим постичь его суть, должен рассматриваться как система человек - человек во всей многоаспектной динамике ее функционирования. Человек в процессе общения может измениться. Структурный анализ основан на 3 положениях, что каждый человек: 1 был когда-то ребенком; 2 имел родителей или заменяющих их взрослых; 3 способен адекватно оценить окружающую действительность. Эго состояние родителя (заботливое и критическое)(роль отца, педагога, начальника) - позволяет успешно ориентироваться в стандартных ситуациях. Обеспечивает успех поведения в ситуациях дефицита времени на размышление, поочередное рассмотрение возможности поведения. Это наши убеждения, верования и предрассудки ценности и установки. Это набор чувств, отношений и образцов поведения, напоминающих родительскую фигуру. Берет ответственность не только за себя, но и за других. Решения автоматически и не подлежат сомнению. Эго состояние взрослого (объективно рассматриваются факты окружающей действительности) (роль соседа, случайного попутчика, подчиненного, знающего себе цену) принимает решения обдуманно и без эмоций, проверяя их реалистичность. Способствует адаптации в уникальных, требующих размышления ситуациях, дающих свободу выбора. Функция состояния - проверка реальностью. Это независимый набор чувств, отношений и образцов поведения которые приспособлены реальности и на которые не действуют родительские предупреждения. Умеет считаться с мнением других. Эго состояние ребенка - следовать жизненному принципу чувств (роль молодого специалиста, артиста - любимца публики). На поведение в настоящем влияют скрытые чувства из детства. Оно отвечает за творчество, оригинальность, разрядку напряжения, получение приятных впечатлений. Когда не способен преодолеть трудности и противостоять давлению другого человека. Делится на: естественное детское Я (спонтанные реакции типа радость печаль); приспосабливающееся детское Я (приспосабливающееся, виноватый, колеблющийся); возражающее детское Я. Характеризуется зависимостью, подчиняемостью, безответственностью, импульсивностью поведенческих реакций. Индивид может иметь два родительских состояния одно взрослое два детских. В зависимости от ситуации они меняются.

ОБЩЕНИЕ

В последние десятилетия минувшего столетия, заключительного века в ушедшем тысячелетии, проблема общения была “логическим центром” психологической науки. Исследование этой проблемы открыло возможности более глубокого анализа психологических закономерностей и механизмов регуляции поведения человека, формирования его внутреннего мира, показало социальную обусловленность психики и образа жизни индивида.

Концептуальные основы разработки проблемы общения связаны с трудами В.М. Бехтерева, Л.С. Выготского, С.Л. Рубинштейна, А.И. Леонтьева, Б.Г. Ананьева, М.М. Бахтина, В.Н. Мясищева и других отечественных психологов, которые рассматривали общение как важное условие психического развития человека, его социализации и индивидуализации, формирования личности.

Психологический анализ общения раскрывает механизмы его осуществления. Общение выдвигается как важнейшая социальная потребность, без реализации которой замедляется, а иногда и прекращается формирование личности.

Психологи относят потребность в общении к числу важнейших условий формирования личности. В связи с этим потребность в общении рассматривается как следствие взаимодействия личности и социокультурной среды, причем последняя служит одновременно и источником формирования данной потребности.

Поскольку человек существо социальное, он постоянно испытывает потребность в общении с другими людьми, что определяет потенциальную непрерывность общения как необходимого условия жизнедеятельности.

Эмпирические данные свидетельствуют о том, что уже с первых месяцев жизни у ребенка возникает потребность в других людях, которая постепенно развивается и преобразуется - от потребности в эмоциональном контакте к потребности в глубоко личностном общении и сотрудничестве со взрослыми. В то же время и способы удовлетворения этой базовой потребности у каждого человека носят индивидуальный характер и определяются как личностными особенностями субъектов общения, условиями и обстоятельствами их развития, так и социальными факторами.

Само общение, его внутренняя динамика и закономерности развития выступают специальным предметом многих исследований.

Итак, исходным концептуальным основанием психологического исследования общения является его рассмотрение как самостоятельной и специфической сферы индивидуального бытия человека, диалектически связанной с другими сферами его жизнедеятельности, как процесса межличностного взаимодействия индивидов, условия возникновения и развития социально-психологических явлений.

ОБЩЕНИЕ И РЕЧЬ

Бесценный вклад в развитие проблемы общения внес основоположник отечественной культурно-исторической психологии - Л. С. Выготский. Понимание механизмов преобразования общения в сознание личности открывается при исследовании Л. С. Выготским проблем мышления и речи. Культурно-исторический смысл трансформации общения как аспекта культуры в сознание личности, раскрывающийся в исследованиях Л. С. Выготского, удивительно точно передаёт В. С. Библер: “Процесс погружения социальных связей в глубь сознания (о котором говорит Выготский, анализируя формирование внутренней речи) есть - в логическом плане - процесс превращения развернутых и относительно самостоятельных “образов культуры”, её готовых феноменов и культуру мышления, динамическую и расправленную, конденсированную в “точке” личности. Объективно развитая культура… оказывается обращенной и будущее формой творчества новых, еще не существующих, но только возможных “образов культуры”... Социальные связи не только погружаются во внутреннюю речь, они в ней коренным образом преобразуются, получают новый (еще не реализованный) смысл, новое направление во внешнюю деятельность…” Библер В.С. От наукоучения - у логике культуры: Два философских введения в двадцать первый век. - М.: 1991. - C. 111-112..

Итак, культурно-историческая психология побуждает нас в поисках механизмов преобразования общения в индивидуальный мир личности и порождения в процессе развития личности мира общения обратиться к проблемам языкознания. И это не случайно: человеческий резонанс исторической и культурной эволюции сконцентрирован прежде всего в языке того или иного народа, в его особенностях общения.

В самом общем смысле язык определяется как система знаков, служащая средством человеческого общения, мышления и выражения. С помощью языка осуществляется познание мира, в языке объективируется самосознание личности. Язык является специфическим социальным средством хранения и передачи информации, а также управления человеческим поведением. Язык - средство передачи социального опыта, культурных норм и традиции. Через язык осуществляется преёмственность различных поколений и исторических эпох.

История языка неотделима, от истории народа Первоначальные родоплеменные языки по мере слияния племен и образования народностей трансформировались в язык народностей, а в дальнейшем, с образованием наций, - в язык наций.

Звуковой язык совместно с языком тела составляет естественную систему знаков в отличие от искусственных языков, специально создаваемых в науке (например, в логике, математике, искусстве и т.п.).

Язык всегда играл важную знаковую роль, указывая на уровень жизни и развитии народа. Так, от употребления некоторых слов благородное сословие воздерживалось, ибо они считались знаками низкого социального положения. Такая же судьба постигла и язык тела. Индустриальная система побудила человека к большей дисциплине в выражении своих чувств. В Европе, начиная с XVI в., прививается чувство стыда по отношению к телесным контактам. И если в среде крестьянства и городского плебса язык телодвижений использовался для выражения подавленных импульсов, то в привилегированных сословиях формировались привычки подавлять невербальные эмоциональные проявления, что впоследствии распространилось на общество в целом. Так бюрократическое государство оказывало давление на индивидуальное поведение человека. В XX в. это стало причиной проблем в общении и многих психосоматических заболеваний.

Психологам известен феномен “непрозрачности”, характерный для любой социальной реальности: общество пытается “маскироваться”. Оказывается, что “замести следы” для себя самого и для внешнего мира важно для выживания как отдельного человека, так и для человечества в целом. Поэтому специалисты знают: открытые заявления общества о себе не всегда отражают истину. То же явление известно и в психотерапии: подлинная проблема человека часто лежит отнюдь не там, где человек её ищет. Эта важная особенность человеческого поведения зафиксирована в языке: в феномене поверхностной и глубинной языковой структуры.

Формирование культуры и общественного сознания - от зарождения идей до их общественного утверждения - происходит через социальную коммуникацию.

Уточним смысл понятия коммуникация, латинский корень которого означает “совместный, общий, объединяющий, взаимный, обоюдный, предполагающий обмен знаниями и ценностями”. Сегодня во многих психологических, социологических и философских работах коммуникация рассматривается как фактор совместной деятельности людей, предполагающий активность его участников. При этом ученые принимают во внимание достижения семиотики и лингвистики, занимающихся анализом коммуникации.

Задача семиотики (науки о знаковых системах) - выявление закономерностей известных знаковых систем, их структурной организации, функционирования и развития. Ядром общей семиотики является лингвосемиотика - наука об общественном обращении знаков естественного языка.

Задача лингвистики (науки о естественном языке) - выявление закономерностей становления, развития и функционирования естественного языка. Специфическая особенность человеческого языка - его членораздельность, внутренняя расчлененность высказывания на единицы разных уровней (словосочетания, слова, морфемы, фонемы). В центре внимания лингвистики - внутренняя структура естественного языка, связи и сочетания его элементов. В структурной лингвистике вычленяют филологический, морфологический, лексический и синтаксический уровни. При этом исследуются национальные особенности языка в разные периоды его развития. Вместе с тем лингвистика изучает вопросы происхождения и развития языка, его связи с обществом. Изучение проблем коммуникации, анализ конкретного речевого поведения позволяют понять природу и сущность языка, принципы и закономерности его исторического развития.

Сегодня существуют смежные области знания о языке: этнолингвистика, психолингвистика, социолингвистика, социопсихолингвистика и др. В центре их внимания один объект - язык как система знаков и как единый принцип, лежащий в основе речи, диктующий ей свои правила. Сегодня в науке все, что связано с речью и языком, с одной стороны, изучают лингвисты, а с другой - исследователи коммуникации: философы, психологи, социологи. Однако первыми проблемы языка изучали всё-таки языковеды.

Структурная лингвистика, семиология (наука о знаках), семантика (наука о значениях) оказали существенное влияние на культурную антропологию. В 60-е гг. явления культуры начали рассматриваться по аналогии с феноменами языка (К. Леви-Строс, М. Фуко, Ж. Лакан, Ж. Деррида).

В XX столетии в лингвистике была открыта универсальная грамматика, которая стоит за синтаксическим разнообразием языков. Это открытие побудило антропологов перенести акценты с уникальности культур на поиск универсальных способов организаций культур.

Специфическая особенность человеческого языка - наличие в нем высказываний о самом языке, т.е. язык способен к самоописанию (языкознание). Одна из главных проблем языкознания - происхождение языка. Здесь противоборствуют два старых воззрения - о сознательном изобретении слова людьми и о непосредственном создании его Богом.

Теория сознательно-намеренного изобретения языка утверждает: язык создан человеком силою его разума и воли: “Язык и слово в обширнейшем смысле, есть способность выражать понятия членораздельными звуками; язык, в теснейшем смысле, есть содержание… собрание всех тех членораздельных звуков, которые какой-либо народ, по общему согласию, употребляет для взаимного сообщения, понятий” Потебия А.А. Мысль и язык. - Киев, 1993. - С. 10.. При этом дар слова дан человеку как “естественный и необходимый”, а вот язык “есть нечто искусственное, произвольное, зависящее от людей”; “следствие договора, заключенного членами общества для сохранения общего единогласия ” Там же. - С. 8, 36..

В начале XIX в. ученые-языковеды подчеркивали роль грамматических правил языка, сохраняющих ею чистоту и точность, краткость и силу. Более того, правила призваны были сохранить самостоятельность и народность языка, когда он стал обретать черты, свойственные языку татар, литовцев, поляков. “Каждый язык, доколе не имеет своих собственных правил, известных, извлеченных из его внутренней природы, дотоле подвержен бывает частым изменениям от влияния на него других соседственных или даже отдаленных языков” Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 8..

Теория о непосредственном создании языка Богом, о “божественном создании языка в неразвитой форме” появилась, по свидетельству А.А. Потебни, задолго до теории намеренного изобретения языка, но и в XIX-XX вв. продолжает оставаться достаточно актуальной и влиятельной. Откровение языка понимают двояко: или Бог в образе человеческом был учителем первых людей, “или же язык открылся первым людям посредством собственной их природы” Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 11.. Так или иначе первозданный язык был дан человеку, все остальные языки произошли позднее.

Сторонники теории божественного создания языка считают первозданный язык совершенным по форме и содержанию. “Тот язык, - говорит К. Аксаков, - которым Адам в раю назвал весь мир, был один настоящий для человека; но человек не сохранил первоначального блаженного единства первоначальной чистоты, для того необходимой. Падшее человечество, утратив первобытное и стремясь к новому высшему единству, пошло блуждать разными путями: сознание, одно и общее, облеклось различными призматическими туманами, различно преломляющими его светлые лучи, и стало различно проявляться” Опыты Русской грамматики. - 1860. - Ч. 1 - Вып. 1. - С. 3.. А.А. Потебня не совсем разделяет мнение К. Аксакова: человечество утратило мудрость, дарованную ему изначально, а вместе с ней и достоинства первозданного языка. “История языка должна быть историею его падения. По-видимому, это подтверждается фактами: чем древнее флектирующий язык, тем он поэтичнее, богаче звуками и грамматическими формами; но это падение только мнимое, потому что сущность языка, связанная с ним мысль растет и преуспевает. Прогресс в языке есть явление… несомненное…” Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 12. Кроме того, “раздробление языков, с точки зрения истории языка, не может быть названо падением; оно не гибельно, а полезно, потому что… дает разносторонность общечеловеческой мысли” Там же..

Приведённые теории, противоречивые по своей сущности, лежат у истоков языкознания. Они, по сути, не раскрывают вопроса о происхождении языка, поскольку рассматривают его как явление изначально заданное, а поэтому статичное, неразвивающееся. Эти ошибки попытался снять В. Гумбольт, который определяет язык как работу духа.

“Язык, - говорил Гумбольт, - есть не дело, не мертвое произведение, а деятельность, т.е. самый процесс производства. Поэтому его истинное определение может быть только генетическое: язык есть вечно повторяющееся усилие (работа) духа сделать членораздельный звук выражением мысли. Это - определение не языка, а речи, как она каждый раз произносится; но, собственно говоря, только совокупность таких актов речи есть язык… В языке образуется запас слов и система правил, посредством коих он в течение тысячелетий становится самостоятельной силой” Цит. по: Потебня А.А. Мысль и язык. - С. 26.. Гумбольт не только улавливает двойственную сущность языка, считая его “столько же деятельностью, сколько и произведением”, он даёт новое направление языкознанию, указывая на связь языка и мышления: “Язык есть орган, образующий мысль” Там же. - С. 27..

Таким образом, ученые приступают к исследованию образующегося посредством слова понятия, без которого невозможно истинное мышление. При этом понятие рассматривается как индивидуальный акт отдельного лица. Вместе с тем указывается, что язык развивается только в обществе, потому что человек есть всегда часть целого, к которому принадлежит, - племени, народа, человечества.

НЕВЕРБАЛЬНОЕ ОБЩЕНИЕ

Невербальная коммуникация является важнейшим наряду со звуковой речью средством общения людей. Понятие невербальной коммуникации тяготеет к семиотике, теории знаковых систем, а в лингвистическом аспекте имеет эквивалент, обозначаемый термином паралингвистическая или экстралингвистическая коммуникация.

Невербальная коммуникация - это выразительные движения (мимика и пантомимика), жесты (например, поклон, поворот к собеседнику или от него и др.), использование предметов (например дарение женщине букета цветов, преподнесение неудачливому жениху “гарбуза”). Людьми выработаны также системы специальных знаков-символов: знаки управления движением транспорта, форменная одежда, знаки отличия, награды и др. Средства невербальной коммуникации значительно расширяют возможности общения, часто выразительны и лаконичны. И формальные производственные коллективы, и неформальные группы стремятся найти адекватную символику для обозначения рода своей деятельности, социального статуса, места дислокации и т.п. В неформальных группах бывает принята символика, понятная только для посвященных: татуировки, покрой одежды, прическа и т.д.

В процессе воспитания и обучения, а затем в профессиональном развитии каждый человек овладевает определенном системой вербальной и невербальной коммуникации и использует ее в общении. Понимание языка мимики и жестов позволяет более точно определить позицию собеседника. Через жесты осуществляется обратная связь, которая играет определяющую роль в целостном процессе взаимодействия, а совокупность жестов является важной составной частью такой связи. Мы сможем понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыт собеседник или замкнут, занят самоконтролем или скучает.

Знание языка жестов и телодвижений позволяет не только лучше понимать собеседника, но и (что более важно) предвидеть, какое впечатление произведет на него услышанное еще до того, как он выскажется по данному поводу. Другими словами, такой бессловесный язык может предупредить о том, следует ли изменить свое поведение или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата.

Итак, для того чтобы достигнуть определенных результатов во взаимоотношениях с партнерами, собеседниками или просто коллегами, необходимо овладеть хотя бы азами невербального, т.е. бессловесного, общения.

Во всем мире основные коммуникационные жесты не отличаются друг от друга. Когда люди счастливы, они улыбаются, когда печальны - хмурятся, когда сердятся - у них сердитый взгляд. Кивание головой почти во всем мире означает “да” или утверждение (хотя, например, в Болгарии - как раз наоборот - отрицание или несогласие). Жест ”пожимание плечами” является хорошим примером универсального жеста, который обозначает, что человек не знает или не понимает, о чем идет речь.

Непременным атрибутом любой встречи и прощания является рукопожатие. Оно может быть очень информативным, особенно его интенсивность и продолжительность. С помощью интенсивности рукопожатия, различного разворота ладони можно придать этому жесту различные значения. Степень глубины чувств зависит от того, на какое место кладут руку.

Жесты открытости свидетельствуют об искренности и желании говорить откровенно. К этой группе знаков относятся жесты “раскрытые руки” и “расстёгивание пиджака”. Жесты, свидетельствующие о желании преднамеренно затянуть время, обычно связанны с очками. Для того чтобы затянуть время с целью обдумать окончательное решение, собеседник делает следующие жесты: постоянно снимает и надевает очки, а также протирает линзы или расхаживает по комнате. Жест ”расхаживание” служит знаком того, что не следует спешить.

Жест “закладывание рук за спину с захватом запястья” говорит о том, что человек расстроен и пытается взять себя в руки. Интересно, что чем больше сердит человек, тем выше передвигается его рука по спине. Именно от этого жеста пошло выражение “возьми себя в руки”. Этот жест используется для того, чтобы скрыть свою нервозность, и наблюдательный партнер наверняка почувствует это. Жестом уверенных в себе людей с чувством превосходства над другими является и жест “закладывание рук за голову”.

Жесты готовности сигнализируют о желании закончить разговор или встречу и выражаются в подаче корпуса вперед, при этом обе руки лежат на коленях или держатся за боковые края стула. Если любой из этих жестов появляется во время разговора, то следует брать инициативу в свои руки и первым предложить закончить беседу. Это позволит вам сохранить психологическое преимущество и контролировать ситуацию.

Помимо рассмотренных ранее поз и жестов существуют и другие, которые не менее красноречиво передают то или иное внутреннее состояние собеседников.

ОБЩЕНИЕ КАК ВОЗМОЖНОСТЬ COBМЕСТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В современной психологии общение часто рассматривается как синоним понятия взаимодействие, которое используется для характеристики всего многообразия природных и социальных явлении. Согласно словарю С.И. Ожегова, взаимодействие - это взаимная (т.е. обоюдная, касающаяся обеих сторон) связь двух явлений См.: Ожегов С.И. Словарь русского языка. - М., 1988.. В философском словаре взаимодействие трактуется как “процесс взаимного влияния”, “всякая связь и отношение между материальными объектами и явлениями” Философский словарь. - М., 1975..

Взаимодействие определяется как “процесс непосредственного или опосредованного воздействия субъектов друг на друга, порождающий их взаимную обусловленность” Психологический словарь / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. - М., 1990.. По выражению В.А. Петровского, “в процессе осуществления деятельности человек объективно вступает в определенную систему взаимосвязей с другими людьми” Петровский В.А. психология надситуативной активности. - М., 1992. - С. 58.. Таким образом, содержанием любого взаимодействия является связь, обмен (действиями, предметами, информацией и т.д.) и взаимное влияние.

Межличностное взаимодействие - это реально функционирующая связь субъектов, обладающих сознанием и целенаправленной активностью, которая характеризуется их взаимной зависимостью. Понятие “межличностное взаимодействие” объединяет такие частные понятия, как “взаимопонимание”, “взаимопомощь” (“взаимное содействие”), “сопереживание”, “взаимное влияние”. Эти составляющие имеют свою противоположность: “взаимное непонимание”, “противодействие” или “отсутствие действия”, “отсутствие сопереживания, сочувствия, взаимного влияния”.

В чем же сущность понятия общения в контексте взаимодействия?

Общение - это процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый их потребностями в совместной деятельности. Общение включает в себя:

обмен информацией между субъектами деятельности, сотрудниками в группах и организациях, а также между группами;

выработку совместной стратегии деятельности, в которую включены субъекты общения;

восприятие и понимание людьми друг друга в процессе решения совместных задач.

Иногда проявляется тенденция к отождествлению понятий “общение”, “социальные отношения”, “межличностные отношения”. Однако эти понятия, будучи взаимосвязанными, не являются тождественными, поскольку имеют свою специфику. Понятие общения имеет более широкий смысл. Общение объективно порождается совместной жизнедеятельностью людей в системах их внешних отношений с социальной средой и внутри групповых межличностных отношении. Социальные отношения - безличностные - проявляются в общении люден не как личностей, а как представителей социальных классов (отношения работодателя и работника), экономических структур (продавец и покупатель товара), иерархических формальных организаций (областные и районные отделы образования) и т. п. Межличностные отношения строятся на основе деловых и эмоциональных оценок, а также предпочтений людьми друг друга.

Таким образом, отношения между людьми, как безличностные, так и межличностные, всегда оплетены в общение и могут быть реализованы только в нем. Вне общения немыслимо человеческое общество. Общение выступает в нем как способ объединения индивидов и вместе с тем как способ их развития в личностном и профессиональном планах. Отсюда вытекает существование общения и как реальности общественных отношении, и как реальности отношений межличностных. Общение с необходимостью осуществляется при самых разнообразных человеческих отношениях, т.е. имеет место как при положительных, так и при отрицательных социальных и межличностных отношениях.

Межличностное взаимодействие предполагает совместимость и срабатываемость партнеров, что, в свою очередь, и определяет характер межличностных отношении. Совместимость как удовлетворенность партнеров друг другом и сработанность, проявляющаяся в успешности выполнения совместных задач, свидетельствуют о наличии реального межличностного контакта. Контакт считают промежуточной формой взаимодействия, посредством которой оно может перейти или не перейти в общение.

Понятие “контакт” употребляется в нескольких значениях. “Ком-такт” может означать прикосновение (от лат. contactus, con-tingo -трогать, прикасаться, захватывать, доставать, достигать, иметь отношение с кем-либо). В психологии контактом называют сближение субъектов во времени и пространстве, а также некую меру близости в отношенияхФилонов Л.Б. Психологические способы выявления скрываемого обстоятельства. - М., 1997.. В связи с этим в одних случаях говорят о хорошем и тесном, непосредственном или, наоборот, о слабом, неустойчивом, неустоявшемся, опосредованном контакте; в других случаях - о контакте как о необходимом условии правильного взаимодействия. Наличие контакта, т.е. известной стадии близости, всегда рассматривается как желательная основа эффективного взаимодействия.

В условиях реализации непосредственных влияний людей и их взаимодействия в регуляцию психической деятельности включаются такие механизмы, как подражание, внушение, конформизм. Наивысший уровень взаимосвязанности, имеющий место там, где деятельность одного человека невозможна без деятельности другого, а общение пронизывает все стороны совместной деятельности, характеризуется максимальным уровнем влияния общения на психические проявления индивидов.

ОБЩЕНИЕ И ВОСПРИЯТИЕ

Греческий философ-стоик Эпиктет утверждал: “Людей больше беспокоят не события, а то, как они воспринимают их”. В соответствии с этим убеждением общение во многом зависит от того, как человек воспринимает мир и как он думает о мире. Эту мысль так или иначе подтверждали в своих работах Платон, философы-идеалисты И. Кант и Г.В. Гегель, З. Фрейд, американские и английские позитивисты и прагматики В. Джемс, Б. Рассел и другие.

Восприятие другого человека есть процесс, в котором происходит отражение его внешних признаков, соотнесение их с личностными свойствами воспринимаемого индивида и осуществление на этой основе понимания его внутреннего мира и поведения.

ВЗАИМОДЕЙСТВОВАТЬ ОБЩАЯСЬ

Общение - это не только обмен информацией, знаками, но и организация совместных действий. Оно всегда предполагает достижение некоторого результата. Таким результатом обычно является изменение поведения и деятельности других людей. Представьте, что несколько учеников решили подготовить стенгазету. Кто-то пишет заголовки, кто-то подбирает рисунки, кто-то сочиняет тексты. Здесь общение выступает как межличностное взаимодействие, или интеракция (от inter - между и action - действие), т. е. как совокупность связей и взаимовлияний людей, складывающихся в их совместной деятельности. Например, ученик после урока отдает учителю труда инструмент, которым работал, а учитель кладет его в шкаф. Обмена информацией здесь не произошло, но взаимодействие состоялось. В ходе общения его участникам можно не только участвовать в коммуникации, но и организовать обмен действиями, спланировать общую деятельность, выработать формы и нормы совместных действий. Интерактивную сторону общения можно представить как последовательность реакций людей на действия друг друга. Например, поступок Иванова, изменяющий поведение Петрова, вызывает со стороны последнего ответные реакции, которые, в свою очередь, воздействуют на поведение Иванова.

Наблюдая процесс общения, можно выделить целый ряд причин или, как говорят психологи, мотивов, побуждающих человека взаимодействовать с окружающими. Чаще всего люди объединяются ради улучшения, облегчения или повышения эффективности совместной деятельности. Достаточно вспомнить случай, когда вам приходилось нести что-нибудь тяжелое. Любой человек, решивший помочь, был вам в радость. Этот мотив можно назвать мотивом кооперации. Ребята могут помогать пожилым людям: перейти дорогу, сходить в аптеку, вынести мусор и т. д. Этот мотив называют альтруистическим.

Ну, а что можно сказать о спортивных состязаниях? Здесь также есть взаимодействие, но мотивы его другие. Среди них наиболее ярко выражены конкуренция (скажем, при игре в футбол) или агрессии (в борьбе, боксе).

Взаимодействуя с окружающими по разным поводам, мы выбираем, как правило, формы поведения, соответствующие ситуации. Чаще всего встречаются следующие типы поведения по отношению к партнерам по взаимодействию.

Сотрудничество - партнеры по взаимодействию помогают, содействуют друг другу, активно способствуют достижению общих целей. Таким образом, команда спортсменов стремится добиться победы.

Противоборство - партнеры противодействуют, мешают друг другу и препятствуют достижению индивидуальных целей каждого. Примеров этому достаточно в мире спорта. Например, шахматисты прилагают максимум усилий, чтобы помешать выиграть сопернику.

Уклонение от взаимодействия наблюдается тогда, когда партнеры сознательно стараются избегать его. Поссорившись с кем-либо, мы будем стараться меньше встречаться с ним.

Возможно также однонаправленное содействие, когда один из участников взаимодействия способствует достижению индивидуальных целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с ним. Учитель, стремясь подтянуть отстающего школьника, может столкнуться с тем, что тот все время находит какие-то причины, чтобы не прийти на занятия: то опоздал, то приболел и т. д.

Если отец не пускает сына гулять из-за плохого поведения и хочет серьезно поговорить с ним, а сын, которого ждут ребята и не начинают игру, обижается и запирается в своей комнате, то говорят об однонаправленном противодействии, т. е. один из партнеров препятствует достижению целей другого, а второй уклоняется от взаимодействия с первым участником.

Еще один тип взаимодействия получил название “контрастное взаимодействие”. С ним мы сталкиваемся, когда врач хочет нам помочь и назначает прием лекарств, а мы вместо того, чтобы выпить это лекарство, прячем или, еще хуже, выбрасываем его. Таким образом, получается противоречие - один из участников старается содействовать другому, а второй активно ему противодействует. Иногда встречается компромиссное взаимодействие, когда оба партнера проявляют отдельные элементы как содействия, так и противодействия.

Человеческое взаимодействие очень разнообразно. Поэтому ученые стремятся как-то упорядочить многообразные типы взаимодействия, создать целостную картину, моделирующую богатство общения. Наиболее распространенным оказалось дихотомическое деление: кооперация и конкуренция, согласие и конфликт, приспособление и оппозиция. Выделение полярных типов взаимодействия хотя и предполагает наличие промежуточных типов, но дает несколько упрощенную картину человеческого общения. Для решения задач экспериментальных исследований психологи конкретизируют более общие типы взаимодействия, выделяя в них простые виды взаимодействий, которые затем могут быть использованы в качестве единиц наблюдения.

Наиболее известная попытка такого рода принадлежит Р. Бейлзу. Он объединил наблюдаемые образцы взаимодействия в целостную систему (схема 1).

Схема 1.

Ученый исходил из того, что любое взаимодействие может быть описано с помощью четырех областей, фиксирующих ее проявления в области позитивных эмоций, негативных эмоций, постановки проблем и решения этих проблем. В каждой из этих областей им выделялись три типа поведения. Например, в первой области он отмечал солидарность, снятие напряжения, согласие (см. табл. ниже).

Основные области взаимодействия и соответствующие поведенческие проявления (по Р. Бейлзу)

Области взаимодействия

Основные поведенческие проявления

Позитивные эмоции

Выражение солидарности.

Снятие напряжения.

Выражение согласия

Решение проблем

Предложения, указания.

Выражение мнений.

Выдача ориентаций

Постановка проблем

Просьбы об информации.

Просьбы высказать мнение.

Просьбы об указаниях

Негативные эмоции

Выражение несогласия.

Создание напряжённости.

Демонстрация антагонизма

Несмотря на целостность, система не лишена недостатков. Сюда относят недооценку содержательных моментов взаимодействия (по поводу чего происходит взаимодействие). Подобная система категорий фиксирует лишь форму взаимодействий.

Тем не менее, вслед за Бейлзом психологи стали выделять в самом взаимодействии собственно дело и отношение к нему со стороны участников, т. е. их эмоции.

Р. Бейлз называет деловую сторону областью решения задач, так как эта сторона часто связана с выдвижением предположений, их обсуждением и принятием решений. Выбор способа решения, в свою очередь, связан с определенными эмоциональными переживаниями участников взаимодействия. Область эмоций характеризуется наличием таких речевых и поведенческих реакций, которые направлены не на дело, решение общей задачи, а на установление межличностных отношений в ходе взаимодействия. Эти реакции имеют эмоциональную, субъективную окраску, характеризуют степень удовлетворенности совместной деятельностью. Конечно, это деление искусственно и обычно участники не разделяют дело и чувства.

Важным показателем оценки деловой или эмоциональной стороны является время взаимодействия, которое также может рассматриваться с различных позиций.

Если взаимодействие официально организовано, то времени отводится столько, сколько объективно необходимо для совместной деятельности. Например, урок как время для взаимодействия ученика и учителя имеет продолжительность 45 мин, врачу на осмотр пациента отводится 15-20 мин, работникам аэропорта на посадку пассажиров в самолет - 30 мин и т. д. Длительность взаимодействия при неофициальных отношениях определяется внутренними потребностями каждого из участников общения. Вы, наверное, замечали, что с кем-то вы могли бы быть рядом очень долго и даже не почувствовали бы этого. С другим же даже минута, проведенная вместе, будет в тягость.

Время совместной деятельности является не только условием проверки симпатий и прочности отношений. Длительность взаимодействия также является фактором формирования личностных особенностей взаимодействующих людей. С. Л. Рубинштейн писал, что при длительном общении взаимное воздействие людей друг на друга накладывает часто значительный отпечаток на их характер, причем в одних случаях происходит как бы обмен характерологических свойств и взаимное уподобление: в результате длительной совместной жизни люди иногда приобретают общие черты, становятся в некоторых отношениях похожими друг на друга.

ТЕОРИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

Помимо рассмотренной выше теории Р. Бейлза существуют и другие, объясняющие внутренние механизмы межличностного взаимодействия. Наиболее популярными в психологии являются: теория обмена, психоаналитический подход, теория управления впечатлениями, концепция символического интеракционизма.

Дж. Хоманс, автор теории обмена, считает, что люди взаимодействуют друг с другом на основе своего опыта, взвешивая возможные вознаграждения и затраты. Согласно этой теории каждый из нас стремится уравновесить вознаграждения и затраты, чтобы сделать наше взаимодействие устойчивым и приятным; поведение человека в настоящий момент определяется тем, вознаграждались ли и как именно вознаграждались его поступки в прошлом. Эта теория опирается на четыре принципа:

чем больше вознаграждается определенный тип поведения, тем чаше он будет повторяться;

если вознаграждение за определенные типы поведения
зависит от каких-то условий, человек стремится воссоздать эти условия;

если вознаграждение велико, человек готов затратить больше усилий ради его получения;

когда потребности человека близки к насыщению, он в меньшей степени готов прилагать усилия для их удовлетворения.

Согласно Хомансу, с помощью его теории могут быть описаны разные сложные виды взаимодействии типа: отношение власти, переговорный процесс, лидерство и т. п. Он рассматривает социальное взаимодействие как сложную систему обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждений и затрат.

Такое взаимодействие в общем случае больше, чем простой обмен вознаграждениями, и реакция людей на вознаграждения не всегда определяется линейной связью типа стимул => реакция; высокие вознаграждения могут приводить к потере активности и т. п.

Популярностью пользуется и психоаналитический подход. З. Фрейд считал, что межличностное взаимодействие определяется в основном представлениями, усвоенными в раннем детстве, и конфликтами, пережитыми в этот период жизни. Таким образом, согласно психоаналитической теории в процессе взаимодействия люди просто тиражируют, воспроизводят детский опыт. 3. Фрейд считал, что формирование групп и их притягательность для человека заключаются в том, что они испытывают чувство преданности и покорности лидерам групп. Это объясняется, по мнению Фрейда, не столько личностными качествами лидеров, сколько тем, что мы отождествляем их с могущественными личностями, которых в детстве олицетворяли наши родители. В подобных ситуациях мы как бы возвращаемся к более ранним стадиям своего развития. Такой регресс происходит в основном в ситуациях, когда взаимодействие является неформальным или неорганизованным. Исследования показывают, что отсутствие определенных ожиданий способствует укреплению власти лидеров групп.

В основе подхода Э. Гоффмана, который получил название теория управления впечатлениями, лежит предположение, что ситуации социального взаимодействия напоминают драматические спектакли, в которых люди, как актеры, стремятся создавать и поддерживать благоприятные впечатления. Для проявления и выражения символического значения, с помощью которых можно произвести хорошее впечатление на других; люди сами готовят и создают соответствующие ситуации. По мнению Гоффмана, социальные ситуации следует рассматривать как драматические спектакли в миниатюре: люди ведут себя подобно актерам на сцене, используя “декорации” и “окружающую обстановку” для создания определенного впечатления у других о себе, Гоффман пишет: ”Несмотря на определенную цель, которую индивид мысленно ставит перед собой, несмотря на мотив, определяющий эту цель, он заинтересован в том, чтобы регулировать поведение других, особенно их ответную реакцию. Эта регуляция осуществляется, главным образом, путем его влияния на понимание ситуации другими; он действует так, чтобы производить на людей необходимое ему впечатление, под воздействием которого другие станут самостоятельно делать то, что соответствует его собственным замыслам”. Эту концепцию называют еще теорией социальной драматургии.

Наиболее подробно интерактивная сторона общения исследовалась в работах представителей символического интеракционизма (Дж. Мид, Г. Блумер), считающих, что поведение людей по отношению друг к другу и предметам окружающего мира определяется тем значением, которое они им придают.

Дж. Мид рассматривал поступки человека как социальное поведение, основанное на обмене информацией. Он считал, что люди реагируют не только на поступки других людей, но и на их намерения. Мы можем “разгадать” намерения других людей, анализируя их поступки и учитывая свой прошлый опыт в подобных ситуациях. В связи с этим Мид выделял во взаимодействии два типа действий: 1) незначимый жест (представляет собой автоматический рефлекс типа моргания); 2) значимый жест (связан с осмыслением поступков и намерений другого человека). Во втором случае человеку необходимо поставить себя на место другого человека или, говоря словами Мида, “принять роль другого”. Этот процесс сложен, но мы способны его осуществлять потому что с детства нас учат придавать значения определенным предметам, действиям и событиям. Когда мы приписываем значение чему-то, оно становится символом, т. е. понятием, действием или предметом, выражающим смысл другого понятия, действия или предмета.

Сущность концепции символического интеракционизма заключается в том, что взаимодействие между людьми рассматривается как непрерывный диалог, в процессе которого они наблюдают, осмысливают намерения друг друга и реагируют на них. Интерпретация стимула осуществляется в промежуток времени между воздействием стимула и нашей ответной реакцией. В это время мы связываем стимул с символом, на основе которого определяется ответная реакция.

В какой-то мере все является символами, но из них слова - наиболее важные символы, так как с их помощью мы придаем значения предметам, которые иначе остались бы лишенными смысла. Благодаря этому мы можем общаться с другими людьми. Подобное общение обусловлено тем, что общество учит своих членов одинаково понимать определенные символы. Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого формирования является установление контроля за действиями личности и теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

Символический интеракционизм дает более реалистическое представление о взаимодействии между людьми, чем теория обмена, но он сосредоточен в основном на субъективных моментах взаимодействия, индивидуальных для каждого человека. Эта концепция также придает слишком большое значение символическим аспектам взаимодействия, отвлекаясь от его содержания.

Отметим, что, несмотря на разнообразие подходов к проблеме взаимодействия, ни одна теория не обходит стороной такие понятия, как норма, социальный контроль, социальная роль. Именно им будут посвящены следующие разделы.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Чтобы общаться с другими людьми, человек должен придерживаться каких-то правил взаимоотношений, иметь представление о правильном и неправильном поведении, о том, как проявлять и сдерживать себя. При отсутствии подобных представлений нельзя добиться согласованных действий. Такие общие представления, регулирующие поведение людей, вырабатываются в обществе и называются социальными нормами. Подумайте, для чего при встрече со знакомым человеком мы протягиваем ему правую ладонь, приходя в магазин, встаем в очередь; в музее не разговариваем громко, а на дискотеке, наоборот, шумим. Поступая так, мы делаем как все, т. е. придерживаемся общих норм. Такое поведение называют нормальным, правильным. О существовании и принятии норм повеления свидетельствует сходное реагирование окружающих людей на поступок кого-либо, отличающийся от поведения всех остальных. Поэтому групповая (или социальная) норма - это правило, стандарт поведения в обществе, регулятор отношений. Диапазон социальных норм чрезвычайно широк: от образцов поведения, отвечающего требованиям трудовой дисциплины, воинского долга, патриотизма, до правил вежливости.

Важным показателем, связанным с эффективностью взаимодействия, является содержание норм. Принятые в группе нормы усваиваются всеми членами группы и как бы “изнутри” регулируют поведение каждого, служат средством оценки тех или иных возможностей и способов действия отдельных участников и группы в целом. Если на уроке ученик вдруг решит запеть или попрыгать вместо того, чтобы как все решать задачу, учитель может удалить его из класса. Значительное влияние групповых норм объясняется тем, что только при их выполнении человек может рассчитывать на принадлежность к группе, ее признание, поддержку.

Нормы - это целая система ожидаемых способов поведения, которым члены общества следуют более или менее точно. Нормы могут существовать очень долго. Такую норму, как мытье рук до и после еды, выработали очень давно. Однако если условия жизни людей меняются и норма становится бесполезной или начинает мешать, то от нее могут отказаться. Например, сейчас уже никто не снимает головного убора перед начальством.

С точки зрения разных групп людей нормы могут быть положительными или отрицательными. К положитель ным обычно относятся нормы, способствующие развитию группы. Это нормы, поддерживающие ее цели и задачи, регулируют поведение, направленное на достижение этих целей. Разумеется, что такие нормы положительно влияют на успешность групповой деятельности. Примерами таких норм в школе являются подготовка к урокам, тишина на занятиях, помощь отстающим и пр. К отрицательным нормам относятся те, которые мешают нормальному процессу учебы; прогулы контрольных, списывание, подсказки и прочие нарушения дисциплины, которые некоторые ребята оценивают как свое геройство.

Нормы могут быть разного уровня проявления. Существуют общественные нормы, принятые во всем мире, каковой является, например, защита детства. Есть нормы более узкие, проявляемые только в одной стране или городе, даже на одном предприятии или в школе. Могут быть нормы, принятые в небольшой группе ребят, которые, скажем, решили обязательно ходить на футбол в одинаковой форме любимого спортивного клуба. И если кто-то не надел майку соответствующего цвета, то все ребята будут проявлять своё недовольство, показывая, что он нарушил общие правила.

Каждая норма имеет свои предпосылки и предполагает наличие определенных условий. Скажем, мы знаем, что старшим надо уступать место в транспорте. Однако если автобус пустой, то условий для проявления этой нормы нет. Нормы проявляются в тех действиях и ситуациях, которые имеют некоторую значимость для окружающих.

Нормы могут быть писаными и неписаными. Например, все знают, что подсказывать нельзя или что плохо обливать соседского мальчика водой с балкона. Но об этом нигде не написано. Эти нормы передаются друг другу в замечаниях, которые делают более старшие и уважаемые люди. Если вы бывали летом на пляже, то наверное видели плакат “Правила поведения на воле”. Это тоже нормы, но нормы, зафиксированные письменно. С такими нормами мы встречаемся в лифте, на транспорте, в уголовном и гражданском кодексах, в воинском уставе и т. д.

Нормы могут быть общими для всех, безотносительно к личности человека, а могут быть особыми, относящимися лишь к ограниченному кругу людей, занимающих ту или иную должность, или предписываемыми профессиональными правилами поведения. В библиотеке, как известно, все должны соблюдать тишину, но, кроме того, у работников библиотеки и у читателей есть свои особые нормы и правила.

Мы можем также различать нормы по степени их принятия: некоторые нормы одобряются почти всеми людьми, тогда как другие находят поддержку лишь у незначительного меньшинства. Поэтому если поздравлять друг друга с Новым годом принято во всем мире, то поздравлять с Днем учителя или Днем железнодорожника будут лишь тех, кто имеет отношение к этим профессиям.

Нормы различаются по степени и широте допускаемых ими отклонений, а также тех наказаний, которые предполагаются за их нарушение. Ни один водитель не поедет на красный свет, так как это может привести к аварии; милиционер зорко следит за выполнением правил дорожного движения и сурово штрафует нарушителей. А, скажем, такие нормы поведения, как правила вежливости, знают даже не все взрослые, но это никак не мешает им жить, если не считать замечаний, которые могут сделать в их адрес более культурные и образованные люди.

Таким образом, мы смогли убедиться, что норма поведения - это очень широкое понятие. Оно включает в себя и обычаи, и нравственные нормы, и законы - все то, что позволяет людям регулировать взаимоотношения друг с другом и тем самым облегчать свою жизнь.

Обычаи вырабатывались в ходе развития того или иного народа и позволяли ему лучше, удобнее приспособиться к окружающей среде. Например, есть можно один, два, три или более раз в день, делать это можно стоя, сидя на стуле, подушке, по-турецки, лежа, неподвижно или на ходу; есть можно всем вместе или порознь; можно брать пишу руками, палочками для еды, вилкой; начинать с борща, с зелени, с воды и т. д. Можно насчитать тысячи правил поведения. Всякий раз из множества вариантов поведения выбираются самые удобные. Они постепенно закрепляются и становятся способами жизни народа. Кивок знакомому, еда с ложки, почтительное отношение к старшим, чай на завтрак - все это обычаи.


Каждое новое поколение людей получает эти общественные нормы в готовом виде. Ребенок окружен многими обычаями: взрослые учат его, как правильно есть, одеваться, здороваться. Поскольку он постоянно наблюдает выполнение этих правил, они становятся для него единственно верными. Ребенок относится к ним как к само собой разумеющимся явлениям. Когда мы, например, протягиваем правую руку при приветствии, никто не вспоминает о том, что этот жест ранее означал отсутствие в руке оружия. Встречая иностранцев, мы нередко считаем их обычаи непрактичными, причудливыми. Точкой отсчета при этом выступает наш собственный опыт. Так, люди, живущие в средней полосе, считают, что южане излишне расточительны и гостеприимны, а те, кто живет севернее, слишком сдержаны и скупы. Естественно, это не может не отразиться на взаимодействии людей. Если один из общающихся придерживается обычая, а другой его нарушает, то общение нельзя назвать равным.

Некоторые наиболее важные для жизнедеятельности общества обычаи приобретают характер нравственных норм. Так, если мы не имеем носового платка, то это небольшая беда. Но если чьи-то действия ведут к унижению другого человека, к разрушению благосостояния, здоровья, то общество стремится защитить своих членов. Оно вырабатывает требования, жестко предписывающие, что можно делать, а что - нет. Однако, опять-таки, в разных культурах будут разные нормы. Поэтому, например, в общении с индийцем вполне может возникнуть конфликт по поводу отношения к корове: для него это священное животное, а для многих из нас просто источник мяса и молока. Есть и общекультурные нравственные нормы: “не укради”, “не убей” и др.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Асмолов А.Г. “Психология личности”. М.: 1990.

Горянина В.А. Психология общения: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. - М.: Издательский центр “Академия”, 2002. - 416 с.

Леонтьев А.А. Психология общения. - 3-е изд. - М.: Cvsck, 1999. - 365 с.

Рогов Е.И. Психология общения. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001. - 336 С.

Андреева Г.М. Социальная психология. М. 1988г.

Бернс Р. Развитие Я - концепции и воспитание. М. 1986

Бодалев А.А. Восприятие человека человеком. М. 1982

Дилигенский Г.Г. Социально-политическая психология. М. 1994

Леонтьев А.А. Проблемы развития психики. М.1973

Обозов Н.Н. Межличностные отношения. Л. 1979



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :