9
ФАКУЛЬТЕТ «Психология образования»
Задание 2.
V. Иллюстрация функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений
VI. Список литературы15
Задание 1.
I. Вводная часть.
1. Определение общения.
Общение - сложный процесс взаимодействия между людьми, заключающийся в обмене информации, а также в восприятии и понимании партнёрами друг друга. Субъектами общения являются живые существа, люди. В принципе общение характерно для любых живых существ, но лишь на уровне человека процесс общения становится осознанным, связанным вербальными и невербальными актами.
Именно в процессе общения усваивается опыт, накапливаются знания, формируются практические умения и навыки, вырабатываются взгляды и убеждения. Только в процессе общения формируются духовные потребности, морально - политические и эстетические чувства, складывается характер.
Общение имеет огромное значение в развитии не только отдельной личности, но и общества в целом. В процессе общения складываются и реализуются как личные, так и общественные отношения.
Было предпринято не мало попыток создания структурно - функционального портрета общения, но определение структуры и функций общения ни в коем случае не должно превращаться в самоцель, а должно служить лишь средством для решения поставленных задач и, в частности, для того, чтобы более обстоятельно и глубоко рассмотреть вопросы, связанные с классификацией общения.
II. Основная часть.
1. Классификация видов общения.
Понятия структуры и функций общения самым непосредственным образом связаны с различными классификациями видов и типов общения.
Как показывает анализ этих классификаций, они проводятся по самым разным основаниям (по месту, по времени, по сферам деятельности, по типам субъектов, и т.д. и т.п.). Выделяются и такие критерии классификаций видов общения, как их характер, цели, формы выражения, направленность.
Рассмотрим некоторые из существующих классификаций.
По характеру - общение разделяют на продуктивное (творческое) и непродуктивное (формальное), по целям - на утилитарное и неутилитарное, по направленности - на гуманистическое и манипулятивное, по формам проявления - на непосредственное и опосредованное, формальное и неформальное, по степени искренности - на открытое и закрытое, по сферам деятельности - деловое, семейное спортивное. В отечественной социальной психологии, утверждает Р. М. Битянова, принято выделять три различные по своей ориентации типа межличностного общения: императив, манипуляцию, диалог.1
ОБЩЕНИЕ |
манипулятивное |
|
гуманистическое |
ОБЩЕНИЕ |
По категориям |
межличностное |
|
Лично - групповое |
межгрупповое |
Приложение 3.
ОБЩЕНИЕ
|
по степени опосредованности |
непосредственное |
|
опосредованное |
|
Речь |
|
Знаки |
|
Жесты |
|
Мимика |
|
Пантомимимика |
|
Рукописное слово |
|
Печатное слово |
|
рисунок |
|
ТС |
|
другое |
Приложение 4.
ОБЩЕНИЕ
|
с кем и с какой целью |
Духовное межличностное общение друзей |
Деловое общение |
Светское общение |
Примитивное общение (по принципу «нужный - не нужный») |
Манипулятивное общение (один из общающихся пытается извлечь выгоду из собеседника, заставить его служить своим целям). |
Формально - ролевое (когда вместо знания личности собеседника обходятся знаниями его роли). |
Приложение 4.1.
ОБЩЕНИЕ |
КРАТКОВРЕМЕННОЕ |
|
ДЛИТЕЛЬНОЕ |
|
По продолжительности |
Приложение 5.
основания |
направленность |
|
гуманистическое |
|
манипулятивное |
|
степень общности |
|
примитивное |
|
Формально-ролевое |
|
светское |
|
духовное |
|
деловое |
|
Вид деятельности |
|
бытовое |
|
категория |
|
межличностное |
|
Лично-групповое |
|
межгрупповое |
|
Степень опосредованности |
|
неопосредованное (без посредника) |
|
речь |
|
знаки |
|
жесты |
|
мимика |
|
пантомимика |
|
опосредованное (есть посредник) |
|
Рукописный или печатный текст |
|
рисунки |
|
ТС |
|
другое |
форма |
Вербальное |
невербальное |
контактное |
Положение в пространстве |
|||
дистанционное |
|||
Постоянство или изменчивость позиций |
|||
монологическое |
|||
диалогическое |
|||
продолжительность |
Кратковременное |
||
длительное |
Задание 2.
V. Иллюстрация функций общения (по Карпенко): информационной, координационной, функций понимания, и установления отношений.
Одной из существующих классификаций функций общения является классификация Л.А.Карпенко8, согласно которой выделяется восемь функций по критерию «цель общения»:
1. контактная, цель которой установление контакта как состояния
обоюдной готовности к приему и передаче сообщения и поддержания взаимосвязи в форме постоянной взаимоориентированности;
2. информационная, цель которой - обмен сообщениями, то есть прием-передача каких-либо сведений в ответ на запрос, а также обмен мнениями, замыслами, решениями и пр.;
3. побудительная, цель которой - стимуляция активности партнера по общению на выполнение тех или иных действий;
4. координационная, цель которой - взаимное ориентирование и согласование действий при организации совместной деятельности;
5. понимания, цель которой - не только адекватное восприятие и понимания смысла сообщения, но и понимание партнерами друг друга (их намерений, установок, переживаний, состояний и т.д.);
6. эмотивная, цель которой - возбуждение в партнере нужных эмоциональных переживаний («обмен эмоциями»), а также изменение с его помощью собственных переживаний и состояний;
7. установления отношений, цель которой - осознание и фиксирование своего места в системе ролевых, статусных, деловых, межличностных и прочих связей сообщества, в котором предстоит действовать индивиду;
8. оказания влияния, цель которой - изменение состояния, поведения, личностно-смысловых образований партнера, в том числе его намерений, установок, мнений, решений, потребностей, действий, активности и т.д.
Приведём примеры информационной функции общения, координационной функции, функции понимания, и установления отношений.
1. информационная функция.
Действие происходит в детском саду, собеседники знают друг друга, субъектами общения являются воспитатель и представитель родительского комитета группы.
- Здравствуйте Наталья Ивановна. Мы хотели бы провести для ребят вечер сказки. Как Вы к этому относитесь?
- Отлично! Что для этого нужно?
- Необходимо приобрести или изготовить костюмы сказочных героев, угощение для детей и украсить зал.
- Хорошо, к какому сроку?
- К 14 декабря.
- Мы соберёмся с родителями и всё обсудим.
Я считаю, что это информационная функция общения, т.к. воспитатель передаёт информацию о своих планах родителям, а представитель родительского комитета принимает эту информацию. Передача этой информации родителям на собрании так же будет информационной функцией, но в дальнейшем она перейдет в координационную функцию.
2. координационная функция.
После обсуждения вопроса о вечере сказок родители решили распределить обязанности по организации вечера. Субъектами диалога являются так же знакомые люди - родители детей посещающих одну группу дс.
- Давайте решим, кто у нас займется обеспечением костюмами.
- Я могла бы сшить костюмы, но мне понадобятся средства на приобретение материала.
- А я могу испечь пирог для угощения.
- Кто будет украшать зал?
- У меня есть время во вторник.
- Хорошо, я приду Вам помогу.
- Деньги сдаём по 50 рублей Людмиле Ивановне.
Данный диалог несёт координационную функцию, т.к. родители согласовывают свои действия при организации совместной деятельности - организации детского праздника.
3. функция понимания.
Действие происходит в группе детского сада. Субъекты общения ребёнок 5-ти лет и воспитатель. Ребёнок сидит на стульчике не играет, о чём то думает и грустит. Воспитатель заметив это подходит к малышу, присаживается на корточки и гладя его по головке спрашивает:
- Серёженька, что ты такой грустный, не играешь? (ребёнок смотрит на воспитателя и молчит).
- У тебя, что нибудь болит?
- Нет.
- Тебя кто- то обидел?
- Нет, я соскучился по маме.
В данном случае воспитатель старается понять, почему ребёнок в таком состоянии.
4. функция установление отношений.
Действие происходит на предприятии. Субъекты общения директор и его помощник.
Директор сидит за столом, помощник стоит перед ним.
Директор (срываясь на крик): - Евгений Петрович, сколько раз Вам можно повторять, меня не интересует Ваше мнение по поводу этого дела! Я дал распоряжение и Вы должны его выполнить!
- Хорошо, я всё понял, больше этого не повториться.
Директор указывает подчинённому на «его место» в данной организации, тем самым, определяя их дальнейшие взаимоотношения.
IV. Список литературы.
1. Битянова М. Р. «Социальная психология» М. «Межд. Пед. Академия», 1994г. - 106с.
2. Крижанская Ю. С., Третьяков В. П. «Грамматика общения» Л. изд-во ЛГУ, 1990г. - 208с.
3. Сафьянов В. И. «Этика общения: учебное пособие» М. изд-во МГУП «Мир
книги», 1998г. - 164с.
4. Гамезо М. В., Домашенко И. А. «Атлас по психологии» информационно методическое пособие по курсу «Психология человека» М. Пед. Общество России, 2006г. - 276с.
5. Мещеряков Б. Г., Зинченко В. П. «Большой психологический словарь» СПб: прайм - ЕВРОЗНАК, 2006г. - 672с.
6. Леонтьев А. А. «Психология общения» М: Смысл; Издательский центр «Академия», 2005г. - 368с.
7. Андреева Г. М. «Социальная психология» М: Аспект Пресс, 2006г. - 363с.
8. Психология. Словарь / Под общ. Ред. А.В.Петровского,
М.Г.Ярошевского. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Политиздат, 1990.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Профессиональная этика сотрудника УВД |
Контрольная работа | Понятие и признаки преступности |
Контрольная работа | Ответственность в семейном праве |
Контрольная работа | Маркетинг |
Контрольная работа | Законодательная власть в системе государственного управления. Роль законодательной власти и её органов в государственном управлении. |