2
Контрольная работа
по предмету «Аудит на предприятиях»
2004
СОДЕРЖАНИЕ:
В условиях рынка предприятия, кредитные организации, другие хозяйствующие субъекты вступают в договорные отношения по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерческих операций и инвестиций. Доверительность этих отношений должна подкрепляться возможностью для всех участников сделок получать и использовать финансовую информацию. Достоверность информации подтверждается независимым аудитором.
Собственники, и, прежде всего, коллективные собственники - акционеры, а также кредиторы, лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что все многочисленные операции предприятия, зачастую очень сложные, законны и правильно отражены в отчетности, так как обычно не имеют доступа к учетным записям и поэтому нуждаются в услугах аудиторов.
Независимое подтверждение информации о результатах деятельности компании или банка и соблюдения им законодательства необходимо государству для принятия решений в области экономики и налогообложения.
Аудиторские проверки необходимы государственным органам для подтверждения достоверности интересующей их финансовой отчетности.
Потребность в услугах аудитора возникла в связи со следующими обстоятельствами:
1) возможность необъективной информации со стороны руководства в случаях конфликта между ним и пользователями этой информации (собственниками, инвесторами, кредиторами);
2) зависимость последствий принятых решений (а они могут быть весьма значительны) от качества информации;
3) необходимость специальных знаний для проверки информации;
4) частое отсутствие у пользователей информации доступа для оценки ее качества.
Наличие достоверной информации позволяет повысить эффективность функционирования рынка капитала и дает возможность оценивать и прогнозировать последствия различных экономических решений.
Все эти предпосылки привели к возникновению общественной потребности в услугах независимых экспертов, имеющих соответствующие подготовку, квалификацию, опыт и разрешение на право оказания такого рода услуг. Аудиторские услуги - это услуги посредников, устанавливающих достоверность финансовой информации.
1.1. Состав процесса планирования, принципы и этапы
Аудиторская проверка ограничена во времени. Поэтому для обеспечения высокого качества работы к ней следует тщательно подготовиться. Необходимым средством такой подготовки является всесторонне продуманное планиро-вание, которое создавало бы уверенность у исполнителей в том, что используются наиболее эффективные и дей-ственные процедуры аудита. Четкое планирование необ-ходимо также для выбора предполагаемых подходов к до-стижению целей аудита; выполнения и контроля работы; убежденности в том. что внимание привлечено к глав-ным аспектам, что работа выполнена полностью.
Названным проблемам посвящено российское правило (стандарт) «Планирование аудита» Стандарты аудиторской деятельности. Учебное пособие. М: 2001., с.134. В нем подчеркнуто, что требования данного стандарта являются обязательными для всех аудиторских организаций при осуществлении аудита, предусматривающего подготовку официального аудиторского заключения, за исключением тех его поло-жений, где прямо указано, что они носят рекоменда-тельный характер.
Для других случаев эти требования но-сят рекомендательный характер (при проведении аудита, не предусматривающего подготовку по его результатам официального заключения, а также при оказании сопут-ствующих аудиту услуг).
В случае отклонения при выпол-нении конкретного задания от обязательных требований данного правила (стандарта) аудиторская организация в обязательном порядке должна отметить это в своей рабо-чей документации и в письменном отчете руководству экономического субъекта, заказавшего аудит и (или) со-путствующие ему услуги.
Планирование, являясь начальным этапом проведения аудита, состоит в разработке аудиторской фирмой обще-го плана с указанием ожидаемого объема, графиков и сроков проведения аудита, а также в разработке програм-мы, определяющей объем, виды и последовательность осуществления аудиторских процедур, необходимых для формирования аудиторской организацией объективного и обоснованного мнения о бухгалтерской отчетности орга-низации.
Планирование должно проводиться в соответствии с общими принципами проведения аудита, а также с уче-том следующих частных принципов: Камышанов П.И. Практическое пособие по аудиту, М: 1998, с.16
-- комплексности;
-- непрерывности планирования;
-- оптимальности.
Принцип комплексности предполагает обеспечение взаимосвя-занности и согласованности всех этапов планирования -- от предварительного планирования до составления обще-го плана и программы аудита.
Принцип непрерывности выражается в установлении сопряженных заданий группе аудиторов и увязке этапов планирования по срокам и по смежным хозяйствующим субъектам (структурным подразделениям, выделенным на отдельный баланс, филиалам, представительствам, дочер-ним организациям).
При планировании на длительный период в случае аудиторского сопровождения экономи-ческого субъекта, в течение года аудиторской фирме сле-дует своевременно корректировать планы и программы проведения аудита с учетом изменений в финансово-хо-зяйственной деятельности клиента и результатов проме-жуточных аудиторских проверок.
Принцип оптимальности планирования аудита заклю-чается в том, что в процессе планирования следует обес-печить вариантность планирования для возможности вы-бора оптимального варианта общего плана и программы на основании критериев, определенных самой аудиторс-кой фирмой.
При планировании следует выделить такие этапы:
-- предварительное планирование;
-- подготовка общего плана аудита;
-- составление программы аудита.
Для эффективного планирования аудита до написания письма-обязательства и до заключения договора о проведении аудита аудиторская фирма должна согласовать с руководством экономического субъекта основные органи-зационные вопросы, связанные с проведением аудита.
На начальном этапе аудитор должен ознакомиться с финансово-хозяйственной деятельностью экономическо-го субъекта и иметь информацию о внешних и внутрен-них факторах, влияющих на хозяйственную деятельность экономического субъекта.
Аудитору следует ознакомиться с:
-- организационно-управленческой структурой клиента;
-- видами хозяйственной деятельности;
-- структурой капитала;
-- технологическими особенностями производства;
-- уровнем рентабельности;
-- основными покупателями и поставщиками;
-- существованием дочерних и зависимых организаций. Источниками получения информации об организации для аудитора должны являться:
--- устав клиента;
-- протоколы заседаний совета директоров, собраний акционеров либо других аналогичных органов управления;
-- учетная политика;
-- бухгалтерская отчетность;
-- внутренние отчеты контролеров;
-- материалы налоговых проверок;
-- материалы судебных и арбитражных исков;
-- беседы с руководством и исполнительным персона-лом;
-- информация, полученная при осмотре основных уча-стков, складов клиента.
На этапе предварительного планирования оценивается возможность проведения аудита. Если аудиторская орга-низация положительно решает вопрос, она переходит к формированию штата для проведения аудита и заключает договор с экономическим субъектом.
С помощью проведения аналитических процедур ауди-торская организация должна выявить области, значимые для аудита.
В процессе подготовки общего плана и программы ауди-торская организация оценивает эффективность системы внутреннего контроля и производит оценку риска систе-мы внутреннего контроля. Эти вопросы подробнее будут рассмотрены в следующих параграфах данной работы.
В процессе аудита могут возникнуть основания для пе-ресмотра отдельных положений общего плана аудита. Вносимые изменения, а также причины изменений аудитору следу-ет подробно документировать.
В общем плане аудиторская организация должна пре-дусмотреть сроки и составить график проведения аудита, подготовки отчета (письменной информации руководству клиента) и аудиторского заключения. В процессе плани-рования затрат времени необходимо учесть:
-- реальные трудозатраты;
-- расчет затрат времени в предыдущем периоде (в слу-чае проведения повторного аудита) и его связь с теку-щим расчетом;
-- уровень существенности;
-- проведенные оценки рисков аудита.
В случае решения провести выборочный аудит аудитор формирует выборку в соответствии с правилом (стандар-том) аудиторской деятельности «Аудиторская выборка».
В общем плане рекомендуется предусмотреть:
-- формирование группы с учетом квалификации ауди-торов;
-- инструктирование всех членов команды об их обя-занностях, ознакомление их с финансово-хозяйственной деятельностью клиента, а также с положениями общего плана аудита;
-- контроль руководителя за выполнением плана и ка-чеством работы ассистента аудитора, за ведением ими рабочей документации и надлежащим оформлением ре-зультатов аудита;
-- разъяснение руководителем аудиторской группы ме-тодических вопросов, связанных с практической реализа-цией аудиторских процедур;
-- документальное оформление особого мнения члена аудиторской группы (исполнителя) при возникновении разногласий в оценке того или иного факта между руко-водителем аудиторской группы и ее рядовым членом.
Аудиторская организация определяет в общем плане роль внутреннего аудита, а также необходимость привле-чения экспертов в процессе проведения аудита.
1.2. Оценка системы внутреннего контроля.
В ходе аудиторской проверки аудитор обязан разобраться в системе бухгалтерского учета, которая применяется на проверя-емом им экономическом субъекте, и при этом изучить и оце-нить те средства контроля, на основе которых он собирается определить суть, масштаб и временные затраты предполагаемых аудиторских процедур.
Масштаб и особенности системы внутреннего контроля, а также степень их формализации должны соответствовать размерам экономического субъекта и особенностям его деятельности.
Особенности системы внутреннего контроля могут способствовать в получения достаточной убежденности в том, что система бухгалтерского учета достоверно (или недостоверно) отражает хозяйственную деятельность проверяемого экономического субъекта.
В том случае, если аудитор убеждается, что он может опереться на соответствующие средства. контроля, он получает возможность проводить аудиторские процедуры менее детально н (или) более выборочно, чем он делал бы в противном случае, а также может внести изменения в суть применяемых аудиторских процедур и в предполагаемые затраты временя на их осуществление.
При оценке эффективности и надежности системы внутрен-него контроля в целом, контрольной среды и отдельных средств контроля аудиторская организация обязана использовать не менее трех следующих градаций: высокая, средняя, низкая.
Изучение и оценка, особенностей бухгалтерского учета, изучение и оценка системы внутреннего контроля должны в обязательном порядке документироваться аудиторскими организациями в ходе аудиторской проверки. При проведении и документировании этой работы рекомендуется использовать следующие формы:
а) специально разработанные тестовые процедуры;
б) перечни типовых вопросов для выяснения мнения руководящего персонала и работников бухгалтерии;
в) специальные бланки и проверочные листы;
г) блок-схемы и графики;
д) перечни замечаний, протоколы или акты.
Аудиторские организации самостоятельно разрабатывают методики и порядок изучения и оценки системы бухгалтерского учёта и внутреннего контроля, а также планируют процедуры аудиторской проверки в зависимости от результатов такого изу-чения и оценки. Автор предлагает следующий тест для оценки эффективности системы внутреннего контроля организации:
Таблица 1.
Тест по предварительной оценке эффективности системы
внутреннего контроля организации
№ п/п |
Вопрос |
Ответ |
|
1. |
Состояние внутрифирменной нормативной базы |
|
|
1.1. |
Имеется ли у организации документ, определяющий концепцию развития организации в текущем году с указанием количественных и качественных критериев, которые организация должна достичь? (Указать название документа, кем и когда этот документ утвержден). |
||
1.2. |
Когда и кем утверждена Учетная политика организации на отчетный год? Вносились ли изменения в Учетную политику в течение отчетного года и кем они утверждались? |
||
1.3. |
Указать документы, определяющие процедуры принятия решений по осуществлению организацией основных активных операций . |
||
1.4. |
Указать документы, определяющие распределение функций и полномочий между подразделениями и сотрудниками организаций. |
||
1.5. |
Указать дату утверждения и орган управления, которым утверждено Положение, регулирующие деятельность службы внутреннего контроля организации; |
||
1.6. |
Указать основные документы, определяющие политику организации при проведении операций по размещению средств . |
||
1.7. |
Разработано ли организации Положение о распределении доступа пользователей к осуществлению операций в программном обеспечении, а также к базам данных в компьютерных системах? |
||
2. |
Наличие Положений о структурных подразделениях организации должностных инструкций для всех штатных работников в организации. |
|
|
2.1. |
Разработаны ли организацией Положения о работе филиалов? |
||
2.2. |
Разработаны ли организацией Положения о работе структурных подразделений головного офиса организации (департаментов, управлений, отделов)? Кем эти Положения утверждены? |
||
2.3. |
Разработаны ли организацией должностные инструкции на всех штатных сотрудников? Кем эти инструкции утверждены? |
||
3. |
Организация внутреннего контроля за деятельностью филиалов. |
|
|
3.1. |
Имеется ли служба внутреннего контроля непосредственно в филиалах организации. |
||
3.2. |
Какое количество проверок в филиалах организации проведено службой внутреннего контроля в течение отчетного периода? В том числе: |
||
3.2.1. |
- тематических |
||
3.2.2. |
- комплексных |
||
3.2.3. |
- охвачены ли проверками филиалы, имеющие валюту баланса более 5% от валюты сводного баланса организации? |
1.3. Программа аудиторской проверки
При подготовке программы аудита ауди-торской организации следует установить приемлемые для нее уровень существенности и аудиторский риск, позво-ляющие считать бухгалтерскую отчетность достоверной Барышников Н.П. Организация и методика проведения общего аудита, М: 1998, с.25. Планируя аудиторский риск, определяют внутрихозяй-ственный риск бухгалтерской отчетности и риск контро-ля, которые присущи этой отчетности. С помощью уста-новленных рисков уровня существенности выявляют зна-чимые для аудита области и планируют необходимые ауди-торские процедуры. В процессе аудита могут возникнуть обстоятельства, влияющие на изменение аудиторского риска и уровня существенности, установленных при пла-нировании.
Аудиторская организация, если сочтет это целесооб-разным, может согласовать с руководством клиента от-дельные положения программы аудита. При этом она является независимой в выборе приемов и методов аудита, отраженных программе, но несет полную ответственность за результаты своей ра-боты.
Программа аудита, по сути, является углублением общего плана аудита и представляет детальный перечень содержания аудиторс-ких процедур, необходимых для практической реализа-ции плана. Программа служит подробной инструкцией ассистентам аудитора и одновременно является для руко-водителей аудиторской организации и аудиторской груп-пы средством контроля качества работы.
Как предусмотрено стандартом, аудитору следует до-кументально оформить свою программу, обозначить но-мером или кодом каждую проводимую аудиторскую про-цедуру, чтобы аудитор в процессе работы имел возмож-ность делать ссылки на них в своих рабочих документах.
Аудиторскую программу оформляют в виде программы тестов средств контроля и в виде программы аудиторских процедур по существу.
Первая представляет перечень совокупности действий, предназначенных для сбора информации о функциони-ровании системы внутреннего контроля и учета. Назначе-ние тестов средств контроля в том, что они помогают выявить существенные недостатки средств контроля кли-ента.
Аудиторские процедуры по существу включают деталь-ную проверку верности отражения в бухгалтерском учете оборотов и сальдо по счетам. Программа этих аудиторских процедур представляет перечень действий аудитора для таких детальных конкретных проверок. Для процедур по существу аудитору следует определить, какие именно раз-делы бухгалтерского учета он будет проверять, и соста-вить программу аудита по каждому разделу бухгалтерско-го учета.
В зависимости от изменений условий проведения ауди-та и результатов аудиторских процедур программа может пересматриваться. Причины и результаты изменений до-кументируются .
Выводы аудитора по каждому разделу аудиторской про-граммы, документально отраженные в рабочих докумен-тах, являются фактическим материалом для составления аудиторского отчета (письменной информации руковод-ству экономического субъекта) и аудиторского заключе-ния, а также основанием для формирования объективно-го мнения аудитора о бухгалтерской отчетности экономи-ческого субъекта.
2.1. Программа аудиторской проверки
Разрабатывая программу аудиторской проверки учёта денежных документов и денежных средств в кассе, на расчётном и других счетах в банках, автор предлагает сначала определить основные цели данной проверки (таблица 2).
Таблица 2.
№ вида работ |
Цели проверки
|
|
1. |
Провести сверку фактического наличия денежных средств в кассе с данными учета и кассовой книги. Проверить наличие договоров о материальной ответственности с работниками организации. |
|
2. |
Провести сверку данных о наличии денежных средств на счетах в банке с данными бухгалтерского учета. |
|
3. |
Проверить соблюдение требований Порядка ведения кассовых операций в РФ, соблюдение лимитов остатков денежных средств. |
|
4. |
Убедиться в наличии документов на основании которых осуществлялись операции по списанию и зачислению денежных средств на расчетный счет организации. |
|
5. |
Выполнение рекомендаций предыдущей аудиторской проверки. |
2.2.Необходимые аудиторские процедуры
Рассмотренные выше цели проверки реализуются через систему проводимых аудитором процедур. Автор предлагает следующую последовательность процедур при проведении такой проверки:
Таблица 3.
Необходимые аудиторские процедуры
№
Содержание процедуры
Источники информации
1.
Проверка ведения учета кассовых операций, наличие материально-ответственного лица, сверка остатка денежных средств по кассе с данными учета, соблюдения лимита денежных средств в кассе.
Кассовая книга, договора о материальной ответственности, первичные бухгалтерские документы.
2.
Проверка своевременности оприходования денежных средств в кассу и сдачи их в банк, наличия оправдательных документов на выдачу денежных средств, правильности оформления расходных документов.
Приходные и расходные кассовые ордера, выписки банка.
3.
Проверка периодичности и качества проведения ревизии кассы. Проверка соответствия помещения кассы требованиям по обеспечению сохранности денежных средств по технической укрепленности и оснащенности средствами охранно-пожарной сигнализации. Организация перевозок денежных средств, обеспечение условий для их сохранности
Акты ревизии кассы. Устная информация, полученная от ответственных сотрудников.
4.
Правильность подсчета итогов в платежных ведомостях. Правильность оформления документов при депонировании заработной платы. Провести сверку первичных документов по зарплате с данными отчета по кассе
Ведомости зарплаты, кассовая книга.
5.
Соблюдение лимита расчетов наличными деньгами между юридическими лицами.
Кассовая книга,
первичные документы.
6.
Правильность составления корреспонденции счетов. Соответствие записей в кассовой книге записям в главной книге и формах бухгалтерской отчетности по счету 50 "Касса"
Кассовая книга, главная книга, лицевые счета.
7.
Проверка наличия договоров на открытие счетов в банке, наличия выписок банка о движении денежных средств, наличия оснований для списания со счета денежных средств.
Выписки банка, договора
8.
Сверка остатков денежных средств по счету в банке с данными бухгалтерского учета на отчетную дату. Соответствие сумм, указанных в выписках банка, суммам, указанным в приложенных к ним платежных документах
Выписки банка, кассовые документы.
9.
Полнота и достоверность банковских выписок. Обоснованность перечисления денежных средств с расчетного и других счетов, в т.ч. по акцептованным платежным поручениям
Выписки банка, первичные документы
10.
Правильность составления корреспонденции счетов. Соответствие записей в выписках банка записям в синтетическом и аналитическом учете по счетам 51, 52, 56, 57 и формах бухгалтерской отчетности
Главная книга, выписки банка, лицевые счета.
11.
На основании проведенных аудиторских процедур сделать общие выводы по компоненту аудита, оценить выполнение организацией рекомендаций предыдущей аудиторской проверки по перечню конкретных замечаний.
х
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Лицензирование банковской деятельности |
Контрольная работа | Ценностные ориентации личности |
Контрольная работа | Организация и методика руководства дидактическими играми в группе раннего возраста |
Контрольная работа | Атомистическая концепция строения мира |
Контрольная работа | Цели и задачи информационных систем |