Контрольная работа по предмету "Биология и естествознание"


Биология животных



11

Содержание:

1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней.

2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями.

3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих.

4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых.

5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры.

6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями.

7. Заполнить таблицу №2 «Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных».

Список литературы.

1. Назвать основные приспособления к паразитическому образу жизни у плоских и круглых червей. Отметить ароморфозы. Меры профилактики паразитарных болезней

Приспособления к паразитическому образу жизни плоских и круглых червей:

Органы фиксации - присоски.

Размеры - способствуют жизни в организме человека, развитие из яйца внутри организма.

Способ попадания в организм - через яйца на продуктах.

Ароморфозы плоских червей:

Билатеральная симметрия тела; появление мезодермы; развитие систем органов.

Ароморфозы круглых червей:

Профилактика паразитарных болезней.

· Санитарный контроль за питьевой водой (пить кипяченную воду, очищать на очистных сооружениях);

· Проверка мяса на бойнях;

· Механическая чистка овощей и фруктов;

· Качественная кулинарная обработка продуктов питания;

· Выявление и лечение зараженных червями людей и домашних животных.

2. Указать черты сходства и различия членистоногих и кольчатых червей. На чем основано разделение этих типов на классы? Показать значение паукообразных и насекомых в медицине и сельском хозяйстве, назвать методы борьбы с насекомыми-вредителями

Сходство членистоногих и кольчатых червей заключается в таких признаках, как членистость тела, брюшная нервная цепочка, наличие кровеносной системы. Также родство и происхождение от древних кольчатых червей.

Различия их заключается в том, что членистоногие значительно выше по организации, чем кольчатые черви. У них в процессе развития появились отделы тела, членистые конечности, хитиновый покров, органы дыхания, более сложная дыхательная система и органы чувств.

Типы разделяются на классы из-за специфики строения определенного класса. Например: класс ракообразные - развиты 2 пары усиков; паукообразные - слитая головогрудь; насекомые - голова, грудь и брюшко разделены; кольчатые черви - многощетинковые (живут в морях, по бокам тела щетинки) и малощетинковые (обитают в почве).

Значение паукообразных:

Пауки питаются насекомыми, уничтожают большое число вредителей. Сами они служат пищей мелким млекопитающим, птицам, ящерицам. Клещи - паразиты растений, снижают урожайность хлопчатника, зерновых. Амбарный клещ вызывает гибель семян зерновых, делает муку непригодной для использования в пищу.

Чесоточный клещ поселяется на коже человека и вызывает чесотку. Предупредить это заболевание можно содержанием в чистоте предметов домашнего обихода, соблюдением гигиенических правил. Тяжелое заболевание передают кровососущие клещи (таежные и поселковые) - энцефалит, клещевые тифы. Средство защиты - одежда, а профилактика заболевания - прививка.

Насекомые:

Активно участвуют в опылении растений, служат пищей для птиц, летучих мышей и других животных.

Чешуекрылые (бабочки): гусеницы поедают почки и листья плодовых растений; гусеницы древоточцев проделывают глубокие ходы в стволах лесных и плодовых деревьев. Тутовый и дубовый шелкопряд - обрабатывают личинки для получения шелковой ткани.

Двукрылые насекомые: растительноядные насекомые являются вредителями сельскохозяйственных растений, мелкие кровососы наносят ущерб здоровью человека и животноводству (туляремия, сибирская язва, малярия, сонная болезнь и другие, а также яйца паразитических червей).

Перепончатокрылые: опылители растений. Для биологической борьбы с вредителями используются наездники. Среди перепончатокрылых есть и вредители: орехотворки вызывают разрастание ткани и образования на растениях галлов, пилильщики повреждают листву на деревьях. Производят для человека следующие продукты деятельности пчел: пчелиный яд, мед, воск, маточное молочко, прополис и другое.

Методы борьбы.

Механические: раздавливание яиц бабочки-капустницы, уничтожение свекловичного долгоносика в ловчих канавках, яблонного цветоеда после встряхивания на брезент, а непарного шелкопряда - чищением кладок яиц с коры деревьев.

Агротехнический: ранний посев или посадка растений с таким расчетом, чтобы они успели окрепнуть и стать более жесткими ко времени появления вредителей (луковой мухи, свекловичного долгоносика), своевременная и тщательная уборка пшеницы, уничтожение крестоцветных растений.

Химический: опыление и опрыскивание растений ядовитыми веществами.

Биологические: охрана и привлечение насекомоядных птиц, летучих мышей, разведению насекомых - естественных врагов насекомых-вредителей, использование биологических препаратов, вызывающих болезни насекомых.

3. Сравнить строение пищеварительной, выделительной и нервной систем у круглых, кольчатых червей и членистоногих. Выделить ароморфозы кольчатых червей и членистоногих

Сравнение строения систем организма у трех типов животных.

Система организма

Тип животных

Круглые черви

Кольчатые черви

Членистоногие

Пищеварительная

Отделы: передний, средний и задний.

Начинается ротовым и заканчивается анальным отверстием.

Отделы: передний (рот на брюшной стороне первого сегмента, мускулистая глотка, пищевод), средний (трубчатый желудок) и задний (кишка и анальное отверстие).

Отделы: передний, средний, задний. Хорошо развиты пищеварительные железы. Передний отдел характеризуется сложно устроенным ротовым аппаратом.

Выделительная

Представлена кожными железами - видоизмененными протонефридиями.

Метанефридии в виде трубочек с воронками (являются сегментарными, по два в каждом сегменте).

Метанефридии или мальпигиевы сосуды.

Нервная

Головные узлы (ганглии), окологлоточное кольцо и продольные стволы (развиты спинной и брюшной стволы).

Надглоточные и подглоточные нервные узлы и соединяющего их окологлоточного кольца. От него отходит брюшная нервная цепочка - 2 ствола, парные нервные узлы в каждом сегменте и соединяющая их перемычка.

Головной нервный узел («головной мозг»), окологлоточного кольца и брюшной нервной цепочки.

Ароморфозы кольчатых червей и членистоногих.

Ароморфозы:

№ п/п

Кольчатых червей

Членистоногих

1

Наличие органов движения

Наружный скелет

2

Появление органов дыхания и замкнутой кровеносной системы

Наличие членистых конечностей

3

Вторичная полость тела

Поперечнополосатая мускулатура, обособление и специализация мышц

4. Дать классификацию хордовых. Критерии разделения позвоночных на анамнии и амниоты? Ароморфозы хордовых

Тип хордовые.

Подтип бесчерепные Подтип черепные (позвоночные)

Класс Ланцетники Классы

рыбы

низшие земноводные

Хладнокровные

пресмыкающиеся

высшие птицы

млекопитающие Теплокровные

Анамнии, низшие первичноводные животные: круглоротые, рыбы, земноводные. В отличие от амниот, в процессе эмбриогенеза у анамний не возникают зародышевая оболочка -- амнион и особый зародышевый орган -- аллантоис. Связаны в своем существовании с водной средой.

Ароморфозы хордовых: двусторонняя симметрия, вторичный рот и вторичную полость тела.

5. Назвать основные направления эволюции животного мира в палеозойскую, мезозойскую и кайнозойскую эры

Эра

Период

Направление эволюции

Палеозойская

Кембрийский

Расцвет морских беспозвоночных: моллюсков, трилобитов

Ордовикский

Силурийский

Появление первых позвоночных: многоножек, скорпионов, бескрылых насекомых.

Девонский

Бурное развитие рыб и стегоцефалов - первых наземных позвоночных.

Каменноугольный

Расцвет земноводных, появление пресмыкающихся и крылатых насекомых.

Пермский

Вымирание трилобитов, развитие пресмыкающихся и насекомых, появление звероподобных пресмыкающихся.

Мезозойская

Триасовый

Начало расцвета пресмыкающихся, появление настоящих костистых рыб и первых млекопитающих.

Юрский

Господство пресмыкающихся. Появление археоптерикса. Расцвет головоногих моллюсков.

Меловой

Появление высших млекопитающих и настоящих птиц.

Кайнозойская

Палеоген

Расцвет млекопитающих, птиц, насекомых. Появление парапитеков и дриопитеков.

Неоген

Господство млекопитающих, птиц, насекомых - появление их разнообразных отрядов.

Антропоген

Животный мир принял современный облик.

6. Зарисовать цикл развития малярийного плазмодия с обозначениями

Укус комара (занесение со слюной комара в кровь человека)

печень

шизогония (множественное бесполое размножение)

образовавшиеся формы разрушают эритроциты, выйдя снова в кровь опять разрушают эритроциты

для окончания развития снова должны попасть в организм комара.

7. Заполнить таблицу №2

Эволюция кровеносной, дыхательной, нервной и выделительной систем у позвоночных животных.

Класс

Строение кровеносной системы

Строение дыхательной системы

Строение нервной системы

Строение выделительной системы

Ароморфозы

Рыбы

Замкнутая; один круг кровообращения и двухкамерное сердце.

Жабры.

ЦНС представлена головным и спинным мозгом. Головной мозг имеет 5 отделов. Развиты органы чувств.

Пара туловищных почек.

Парные конечности; двухкамерное сердце; деление головного мозга на 5 отделов; наличие внутреннего уха.

Земноводные

Сердце трехкамерное. Два круга кровообращения. По сосудам большого круга течет смешанная кровь, а головной мозг снабжается артериальной кровью.

Взрослых животных - легкие; личинок - жабры. Дополнительно в дыхании участвует кожа.

Головной мозг состоит из 5 отделов. Передний мозг более крупный, чем у рыб, и разделен на два полушария. Мозжечок развит хуже. Развиты органы зрения, слуха, вкуса, обоняния, осязания

Парные туловищные почки, мочеточники и мочевой пузырь (открывается в клоаку).

Появление пятипалой конечности; развитие легких; наличие трехкамерного сердца и двух кругов кровообращения; формирование среднего уха.

Пресмыкающиеся

Сердце трехкамерное, но в желудочке имеется неполная перегородка.

Легкие. Представляют собой растяжимые мешки, внутренняя стенка которых имеет сеть перекладин, увеличивающих поверхность.

Появление зачатков коры больших полушарий. Хорошо развит мозжечок. Органы чувств приспособлены к наземному образу жизни. Орган слуха состоит из внутреннего уха.

Вторичные (тазовые) почки, мочеточники, мочевой пузырь (открывается в клоаку).

Формирование грудной клетки; дифференцировка дыхательных путей; появление межжелудочковой перегородки сердца; появление зачатков коры головного мозга; формирование зародышевой оболочки - амниона и скорлуповой оболочки яйца.

Птицы

Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены.

Легкие и воздушные мешки, расположенные между мышцами, органами и в трубчатых костях.

Головной мозг имеет 5 отделов. Наиболее развиты мозжечок и большие полушария переднего мозга, обеспечивающие четкую координацию движений и сложное поведение птиц.

Тазовые почки. Мочевой пузырь отсутствует. Моча по мочеточнику поступает в клоаку.

Полное разделение артериальной и венозной крови, четырехкамерное сердце; наличие терморегуляции.

Млекопитающие

Два круга кровообращения. Сердце четырехкамерное. Артериальная и венозная кровь разделены полностью.

Легкие. Имеют альвеолярную структуру. Дыхание обеспечивается движениями грудной клетки (при участии межреберных мышц и диафрагмы.

Объемный передний мозг (за счет коры больших полушарий) - высший отдел центральной нервной системы, координирующий работу других отделов мозга и всего организма.

Парные тазовые почки. Мочевые пузырь открывается наружу самостоятельным отверстием.

Дифференцировка коры головного мозга; наличие матки, живорождение и выкармливание детенышей молоком; совершенство терморегуляции.

Список литературы:

1. Р.Г. Заяц, И.В. Рачковская, В.М. Стамбровская, «Пособие по Биологии для абитуриентов», 6-е издание. Минск, 1999 год.

2. Ю.И. Полянский «Учебник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений «Общая биология». Москва, 1995 год.




Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :