Содержание
1. Классификация и источники вредных и опасных факторов
2. Действие вредных, агрессивных и ядовитых веществ на организм человека и их предельно допустимые концентрации, методы и средства оценки
3. Классификация электроустановок и помещений по степени опасности поражения электрическим током. Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки
4. Пожарная безопасность при ремонте и техническому обслуживанию техники. Хранение, применение удобрений и ядохимикатов
5. Меры безопасности при работе на тракторах. Особенности безопасной работы на повышенных скоростях
6. Контроль за охраной труда: административный, трехступенчатый
Тестовые задания
Список литературы
1. Классификация и источники вредных и опасных факторов
К вредным факторам, согласно определению, данному в Законе «Об основах охраны труда в Российской Федерации» от 23.06.1999 г., относят факторы, которые становятся в определенных условиях причиной заболеваний или снижения работоспособности. При этом имеется в виду снижение работоспособности, исчезающее после отдыха или перерыва в активной деятельности.
Опасными называются факторы, которые приводят в определенных условиях к травмам или внезапным резким ухудшениям здоровья.
Источники опасных и вредных факторов.
По природе воздействия на человека опасные и вредные факторы подразделяются по ГОСТ 12.0.003-74 на следующие классы: физические, химические, биологические и психофизиологические факторы.
К физическим опасным и вредным факторам относятся:
? острые и падающие предметы;
? повышение и понижение температуры воздуха и окружающих поверхностей;
? повышенная запыленность и загазованность;
? повышенный уровень шума, акустический колебаний, вибрации;
? недостаточное освещение, пониженная контрастность освещения;
? повышенная яркость, блесткость, пульсация светового потока;
? рабочее место на высоте.
К химическим опасным и вредным факторам относятся вредные вещества, используемые в технологических процессах промышленные яды, используемые в сельском хозяйстве и в быту ядохимикаты, лекарственные средства, применяемые не по назначению, боевые отравляющие вещества.
Биологическими опасными и вредными факторами являются:
? патогенные микроорганизмы (бактерии, вирусы, особые виды микроорганизмов - спирохеты и риккетсии, грибы) и продукты жизнедеятельности;
? растения и животные.
Психофизиологические опасные и вредные производственные факторы - это факторы, обусловленные особенностями характера и организации труда, параметров рабочего места и оборудования. Они могут оказывать неблагоприятное воздействие на функциональное состояние организма человека, его самочувствие, эмоциональные и интеллектуальные сферы и приводить к стойкому снижению работоспособности и нарушению состояния здоровья. [5, с. 26]
Сильно действующие ядовитые вещества - это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества , способные в случае разрушения ( аварий на объектах ) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.
Согласно ГОСТ 12.1.007-76 по степени воздействия на организм вредные вещества подразделяются на 4 класса опасности:
1. Чрезвычайно опасные - ПДК менее 0,1 мг/м (берилий, ртуть, сулема, кварцевая пыль);
2. Высокоопасные - ПДК 0,1-1,0 мг/м (окислы азота, анилин, бензол, пыль гранита);
3. Умеренно опасные - ПДК 1,1-10,0 мг/м (вольфрам, борная кислота, угольная пыль);
4. Малоопасные - ПДК более 10,0 мг/м (аммиак, ацетон, пыль известняка).
3. Классификация электроустановок и помещений по степени опасности поражения электрическим током. Требования к персоналу, обслуживающему электроустановки
Электроустановка представляет собой совокупность машин, аппаратов, линий их связи и вспомогательного оборудования (вместе с сооружениями и помещениями, в которых они установлены), предназначенных для производства, преобразования, трансформации, передачи и распределения электроэнергии.
Электроустановки по условиям безопасности разделяются на электроустановки напряжением до 1000 В и электроустановки напряжением более 1000 В. В настоящем справочнике даются сведения по электроустановкам напряжением 380/220 В, где 380 В - напряжение между каждыми двумя из трех токоведущих проводов трехфазной сети (между фазами), а 220 В - напряжение между каждыми из этих проводов и нулевым проводом, соединенным с нейтралью трансформатора, питающего сеть, с заземляющим устройством нейтрали и с повторным заземлением самого нулевого провода.
В электроустановке электрические машины могут производить или потреблять электроэнергию.
Электрические аппараты применяются для включения, отключения и защиты электроприемников или участков линий.
Электрические линии могут быть воздушными или кабельными.
В соответствие с ПУЭ электроустановки классифицируются в зависимости от пожароопасности и взрывоопасности.
На работы по эксплуатации и ремонту линий электропередач (ЛЭП), электрооборудования (в дальнейшем - электроустановок) допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие специальную теоретическую и практическую подготовку и имеющие соответствующее удостоверение.
До назначения электромонтера на самостоятельную работу, связанную с эксплуатацией электроустановок, он должен пройти медицинское освидетельствование при приеме на работу и не иметь при этом медицинских противопоказаний.
К самостоятельной работе по эксплуатации электроустановок допускаются электромонтеры, назначенные приказом по предприятию или подразделению, прошедшие инструктаж и обучение безопасным методам труда, проверку знаний правил безопасности и инструкций в соответствии с выполняемой работой, с присвоением соответствующей квалификационной группы по технике безопасности, имеющие специальное удостоверение, а также прошедшие стажировку продолжительностью не менее 2-х недель под руководством опытного работника. Электромонтер, обслуживающий единолично электроустановки напряжением до 1000 В должен иметь не ниже III, а свыше 1000 В - не ниже IV квалификационной группы по технике безопасности.
Периодически 1 раз в год электромонтер должен сдать экзамены на знание Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей, правил техники безопасности и инструкций по охране труда.
Электромонтер должен знать: схемы электросетей, устройство, назначения и правила эксплуатации всех частей, отдельных узлов аппаратуры электроустановок, а также правила эксплуатации механизмов, для которых электрооборудование предназначено. Перечень работ, выполняемых по распоряжению в порядке текущей эксплуатации по наряд-допуску; сроки испытания защитных средств и приспособлений, правила эксплуатации и ухода за ними. Запрещается использовать защитные средства и приспособления с просроченными сроками испытания (поверок).
В период работы электромонтер должен пользоваться средствами индивидуальной защиты, выдаваемыми ему на предприятии.
Электромонтер, обслуживающий электроустановки, подчиняется непосредственно руководителю или лицу, ответственному за электрохозяйство подразделения. [6, с. 29-35]
1. Чему равна продолжительность рабочей недели для рабочих и служащих с вредными условиями труда?
а) 36 часов
б) 38 часов
в) 41 час
Ответ: а) 36 часов
2. Может ли быть председателем комиссии по охране труда лицо из административного персонала?
а) Может при условии, если он член комитета профсоюза
б) Может при любых условиях
в) нет
Ответ: б)
3. В какое время года рекомендуется измерять сопротивление заземления?
а) В период наибольшего замерзания и наибольшего высыхания почвы (февраль, март)
б) В период большего промерзания почвы
в) В любое время
Ответ: в)
4. Как предусматривается смешивать кислоту и воду при приготовлении электролита?
а) Добавить кислоту тонкой струйкой в воду, при одновременном помешивании
б) Добавить воду в кислоту тонкой струйкой, при одновременном помешивании
в) Воду и кислоту смешивать одновременно вливая их в сосуд тонкими струйками
Ответ: б)
5. Что представляет собой заряд пенного огнетушителя?
а) Смесь серной кислоты и серного окисного железа
б) Щелочной раствор в воде и кислотная смесь
в) Щелочной раствор в воде
Ответ: в)
Список литературы
1. Сборник нормативной документации для специалиста службы охраны труда.- Администрация НСО, Гос. Учреждение «Новосибирский областной центр охраны труда», 2004.-15
2. Трудовой кодекс Российской Федерации (введен в действие с 02.2002 г.), Статьи 216, 217, 218. - М.: Волна, 2007.
3. Артюшин А.М., Державин Л.М.Краткий словарь по удобрениям - 2-е изд., М.: Дело, 2005.
4. Гусев А.М. Промышленная санитария. Учебное пособие.- Магнитогорск: МГТУ, 2004. -229с.
5. Евтушенко Н.Г., Кузьмин А.П. «Безопасность жизнедеятельности в условиях чрезвычайных ситуаций» М. 2005
6. Корнилов Ю.В., Бредихин А.Н. Слесарь-электромонтажник. - М.: Высшая школа, 2005.
7. Раздорожный А.А. Охрана труда и производственная безопасность: Учебник для вузов. - М. Издательство «Экзамен», 2005.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Управление стрессом |
Контрольная работа | Комерційний банк: роль і місце в кредитній системі |
Контрольная работа | Календарные праздники и обряды на Руси |
Контрольная работа | Действия над числами в различных системах счисления |
Контрольная работа | Определение экскурсионной методики |