Содержание:
1. Знакомство с методом Н.А. Зайцева
2. Кубики и таблицы
2.1 Как с ними работать
3. Противники метода…
4. Совет родителям
Список литературы
В последнее время у многих взрослых складывается ощущение, что нас окружают сплошные «гении в коротких штанишках». Если раньше нашей самой первой книжкой был букварь и получали мы ее в 7 лет, то сейчас семилетний «профессор» уже может читать, писать, проводить арифметические действия и знает таблицу умножения. Но знает ли? Многочисленные методики раннего развития говорят: естественно знает. Раз к семи годам (как утверждают некоторые из них) он уже может знать школьный курс всех дисциплин. Вот и читают беременные мамаши своему еще не появившемуся чаду азбуку, а младенцу, еще не окрепшему после родов, показывают таблички со словами. Мы постараемся рассказать вам, как не заблудиться в море различных образовательных методик, выбрать полезное и отбросить ненужное (а нередко и вредное). Короче говоря, как сделать так, чтобы развитие у ребенка было не ранним и не поздним, а своевременным.
Начнем знакомство с одной из самых нашумевших в последнее время методик обучения - методом Зайцева. Когда он начал широко продвигаться в среде частных детских садиков, родители ахнули: дети действительно в 3-4 года начинали читать слова. Но когда эти дети подросли и поступили в школу, появились проблемы. Кто такой Николай Зайцев и в чем суть его учения?
Николай Александрович Зайцев - питерский учитель, специалист в английской филологии, автор методики раннего интенсивного обучения грамоте с помощью кубиков, академик Академии творческой педагогики, автор образовательных технологий, основанных на принципиально новых в конце 80-х годов XX века подходах к обучению чтению, математике. Изначально его методика обучения чтению (равно как и большинство существующих методик раннего развития) разрабатывалась для первых классов спецшколы для детей с задержкой умственного развития. Затем она стала применяться для старших групп обычных детских садов, и к 1991 году уже предлагалась для детей 3-4-х лет. Затем пошел процесс «одомашивания» методики: ее стали адаптировать и для родителей, чтобы те могли сами заниматься дома с детьми.
В основе системы Н.А. Зайцева лежит идея о том, что элементарной частицей речи является не буква, не слог, а склад или осознанное мускульное усилие речевого аппарата. Эти усилия может явно ощутить любой человек, легко обхватив рукой шею под основанием челюсти и произнеся что-нибудь вслух. Склад - это пара из согласной с гласной, или из согласной с твердым или мягким знаком, или же одна буква. Пользуясь этими складами (каждый склад находится на отдельной грани кубика), ребенок начинает составлять слова. Вот эти склады Зайцев и написал на гранях кубиков. Кубики он сделал различными по цвету, размеру, и звону, который они создают. Это помогает детям почувствовать разницу между гласными и согласными, звонкими и мягкими.
Кубики раcпознаются:
(1) по цвету: "золотой" - желтый; "железный" - серый; "деревянный" - светло-коричневый; белый. По сочетаниям цветов: "железно-золотой", "деревянно-золотой", "железно-деревянный". По одно-двубуквенным складам с буквами трех цветов: Голубого - Г - для Гласных, Синего - С - для Согласных, Зеленого - З для твердого и мягкого Знаков. В целом, по двенадцати цветовым признакам.
(2) По объему: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные - по четырем признакам.
(3) По звучанию наполнителя, раздающегося при встряхивании кубиков: "золотые", "железные", "деревянные", "железно-деревянные", отсутствие звука - по пяти признакам.
(4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик - по четырем признакам.
(5) По весу - десять различий.
(6) По сочетаниям признаков - 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
1) "Большой золотой" А-О-У-Ы-Э с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется обрезками консервной жести так, чтобы из кубика при встряхивании исходили "золотые" звуки.
2) "Маленький золотой" Я-Ё-Ю-И-Е с голубыми буквами на желтом фоне. Заполняется как и предыдущий, но с меньшим количеством наполнителя.
3) "Большие железно-золотые" Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ (два), В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ (два кубика), Г-ГА-ГО-ГУ-ГЫ-ГЭ, Д-ДА-ДО-ДУ-ДЫ-ДЭ, З-ЗА-ЗО-ЗУ-ЗЫ-ЗЭ, Л-ЛА-ЛО-ЛУ-ЛЫ-ЛЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ (два), H-HА-HО-HУ-HЫ-HЭ, Р-РА-РО-РУ-РЫ-РЭ. Однобуквенные склады располагаются на гранях серого "Железного" цвета, двубуквенные - на "Железно-золотых" гранях. Каждый кубик заполняется шестью крышечками от бутылок из-под лимонада, издающих при встряхивании "железные" звуки.
4) "Большой двойной желазно-золотой" Ж-ЖЬ-ЖА-ЖЁ-ЖО-ЖУ-ЖИ-ЖЕ, склеенный из двух кубиков таким образом, чтобы на больших плоскостях образовавшихся блоков размещаются по-разному пишущиеся, но одинаково произносимые Ж и ЖЬ, ЖЁ и ЖО. Каждый из кубиков заполняется так же, как и кубики предыдущего сорта.
5) "Маленькие железно-золотые" БЬ-БЯ-БЁ-БЮ-БИ-БЕ, ВЬ-ВЯ-ВЁ-ВЮ-ВИ-ВЕ, ГЬ-ГЯ-ГЁ-ГЮ-ГИ-ГЕ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ (два), ЗЬ-ЗЯ-ЗЁ-ЗЮ-ЗИ-ЗЕ, ЛЬ-ЛЯ-ЛЁ-ЛЮ-ЛИ-ЛЕ, МЬ-МЯ-МЁ-МЮ-МИ-МЕ, HЬ-HЯ-HЁ-HЮ-HИ-HЕ, РЬ-РЯ-РЁ-РЮ-РИ-РЕ. Склады с мягкими знаками размещаются на серых, "железных" гранях, остальные - на "железно-золотых". Каждый кубик заполняется четыремя "лимонадными" крышечками.
6) "Маленький весь железный". Й-Й-Й-Й-Й-Й. Заполняется восемью крышечками, чтобы кубик отличался от прочих сортов не только внешне, но и внутрене, по звучанию и весу.
7) "Большие деревянно-золотые" П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ (два кубика), Ф-ФА-ФО-ФУ-ФЫ-ФЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ (два), Т-ТА-ТО-ТУ-ТЫ-ТЭ, С-СА-СО-СУ-СЫ-СЭ, Х-ХА-ХО-ХУ-ХЫ-ХЭ. Однобуквенные склады располагаются на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых". В кубик закладывается деревяшка диаметром 2,5 см и сантиметра полтора толщиной. "Что там внутри?" - спрашиваю трехлеток, встряхивающих кубик. "Деревяшки!" - отвечают хором. Можно положить и семь колобашечек сантиметра по два, приготовленных из очищенных от коры прутиков, диаметром около сантиметра.
8) "Большие двойные деревянно-золотые" Ш-ШЬ-ША-ШЁ-ШО-ШУ-ШИ-ШЕ и Ц-ЦА-ЦО-ЦУ-ЦИ-ЦЫ-ЦЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или семь колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ш-ШЬ, ШЁ-ШО, ЦИ-ЦЫ оказываются на больших гранях.
9) "Маленькие деревянно-золотые" ПЬ-ПЯ-ПЁ-ПЮ-ПИ-ПЕ, ФЬ-ФЯ-ФЁ-ФЮ-ФИ-ФЕ, КЬ-КЯ-КЁ-КЮ-КИ-КЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ (два кубика), СЬ-СЯ-СЁ-СЮ-СИ-СЕ, ХЬ-ХЯ-ХЁ-ХЮ-ХИ-ХЕ. В каждый кубик вкладывается деревяшка диаметром примерно 2 см и чуть больше сантиметра толщиной или 5 колобашечек. Склады с мягкими знаками - на "деревянных" гранях, остальные - на "деревянно-золотых".
10) "Маленькие двойные деревянно-золотые" Ч-ЧЬ-ЧА-ЧЁ-ЧО-ЧУ-ЧИ-ЧЕ и Щ-ЩЬ-ЩА-ЩЁ-ЩО-ЩУ-ЩИ-ЩЕ, склеенных из двух кубиков (по деревяшке или пять колобашечек в каждом) таким образом, что по-разному звучащие, но одинаково произносимые Ч-ЧЬ, ЧЁ-ЧО, Щ-ЩЬ, ЩЁ-ЩО оказываются в одной плоскости.
11) "Большой деревянно-железный" БЪ-ВЪ-ДЪ-ЗЪ-ТЪ-СЪ с двумя железками и деревяшкой (4 колобашечками) внутри. Есть еще четыре склада с твердыми знаками: ЖЪ - межъевропейский; HЪ - конъюктивит, конъюнктура; РЪ - контръярус; ХЪ - сверхъестественный. Понятно, что при обучении чтению последними четыремя складами можно пренебречь.
12) "Маленький беленький" со знаками препинания: точкой, запятой, вопросительным и восклицательным знаками, черточкой и знаком ударения. Плотно набейте кубик нарезанной бумагой. Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.
Эти кубики помогают детям (от 3,5-4 лет) научится читать с первых же занятий, а малышам от года и чуть старше помогают начать говорить и читать одновременно (в течение нескольких месяцев, требующихся на развитие устной речи малыша). Единственное, что при начале занятий с такими маленькими детками следует пересмотреть некоторые утверждения автора и изменить подход в обучении, сделав его еще более игровым, исключив занятия по таблицам, больше внимания уделяя кубикам (методику обучения чтению малышей первого года жизни переложила Лена Данилова).
Таким образом, алфавиту здесь отводится весьма незначительная роль, равно как и звукобуквенному анализу (какой букве какие звуки могут соответствовать). Это продиктовано, в основном, тем, что детям до 5-6 лет бывает трудно разобраться в филологических дебрях. Поэтому Николай Александрович сразу выдает ребенку все возможные склады, дескать, сам научится составлять из них слова, а потом и читать сможет. Кстати, принцип «все и сразу» действует и при зайцевском обучении счету - ребенку выдаются все числа от единицы до ста, а затем до тысячи и далее. Там, где работают по “Кубикам”, уже не удивляются читающим трёхлеткам и даже двухлеткам. Ребята поют, прыгают, бегают, хлопают в ладошки, если есть возможность -- висят на канатах, ползают по шведской стенке и... как-то между прочим выучиваются читать. Не испортишь осанки -- сидеть подолгу не надо; не испортишь зрения - буквы размещаются на кубиках с ребром 5 или 6 см, нет резких сочетаний цветов -- чёрного и красного на белом фоне, что особенно важно при работе со слабовидящими. Как можно об этом не думать, когда у 63% учеников начальной школы наблюдаются нарушения осанки, половина выпускников нуждается в очках, более половины не подходят по состоянию здоровья к армейской службе? Логопеды сообщают, что благодаря “Кубикам” значительно быстрее выправляются недостатки речи, выучиваются читать и реабилитируются к пяти-шести годам. В Ижевске и других местах успешно обучают детей с диагнозом ДЦП. Помогают “Кубики” тугослышащим и глухим. В Краснодаре, Екатеринбурге.Многие заметили, что дети, обучающиеся по кубикам, начинают больше рисовать. Не из одного уже места сообщили, что с помощью “Кубиков” выводят в речь молчащих (аутичных?) детей.
Так в чем же сущность новой технологии, ее отличие от прежних? Чтобы понять, что такое складовой принцип обучения чтению и что такое склады, рассмотрим наши кубики и таблицы к ним.
В наборе “Кубиков Зайцева” 52 картонки, по навальцованным линиям легко собирающихся в кубики, три листа таблиц и методическое руководство. Пары кубиков с буквами Ж, Ш, Ц, Ч, Щ склеиваются между собой, образуя пять блоков. Кубиков Б-БА-БО-БУ-БЫ-БЭ, М-МА-МО-МУ-МЫ-МЭ, П-ПА-ПО-ПУ-ПЫ-ПЭ, В-ВА-ВО-ВУ-ВЫ-ВЭ, К-КА-КО-КУ-КЫ-КЭ, ДЬ-ДЯ-ДЁ-ДЮ-ДИ-ДЕ, ТЬ-ТЯ-ТЁ-ТЮ-ТИ-ТЕ в наборе по два, чтобы иметь возможность складывать такие слова как БАБУШКА, МАМА, ПАПА, ВОВА, КОШКА, ДЯДЯ, ТЁТЯ, содержащие склады, расположенные на двух одинаковых кубиках.
Таким образом, общее количество блоков, подлежащих узнаванию и из которых можно сложить любое слово, равно сорока.
Кубики и таблицы предъявляются двухлеткам, трёхлеткам более старшим детям и взрослым иностранцам сразу все, сразу всеми кубиками и начинаем оперировать, складывая слова, прописывая их указкой по таблице, с первых занятий. Оттого, что вводятся сразу все буквы, никто еще из наших учащихся с ума не сходил и заикаться не начинал.
Немного повторюсь:
Кубики распознаются: (1) по цвету: “золотой” - желтый, “железный” - серый, “деревянный” - светло-коричневый, белый. По сочетаниям цветов: “железно-золотой”, “деревянно-золотой”, “железно-деревянный”. По одно-дву-буквенным складам с буквами трёх цветов: Голубого -- Г -для Гласных, Синего - С -- для Согласных, Зеленого -- 3 - для твёрдого и мягкого Знаков. В целом, но двенадцати цветовым признакам. (2) По объёму: кубики большие и маленькие, большие двойные (склеенные друг с другом), маленькие двойные по четырём признакам. (3) По звучанию наполнителя, раздающемуся при встряхивании кубиков:
“золотые”, “железные”, “деревянные”, “железно-деревянные”, отсутствие звука -- по пяти признакам. (4) По вибрации наполнителя, воспринимаемой пальцами руки, держащей кубик -- но четырем признакам. (5) По весу -- десять различий, (6) По сочетаниям признаков -- 12 различий, делящих кубики на 12 следующих сортов:
В первую очередь соберите, заполните и склейте пять двойных кубиков. Заполните остальные кубики железками, деревяшками, обрезками жести, бумагой, как сказано выше. Лучше, если будете делать это вместе с ребятами, чтобы у них не возникало желания кубики разбирать. Заклейте кубики, нанося клей типа “Момент” или ПВА кончиком ножа. Оставьте часть наполнителя для показа ребятам, не участвовавшим в сборке, предотвращая тем самым их попытки познакомиться с содержимым.
Считайте, что кубики собраны правильно, если удается поделить их на 12 сортов с завязанными глазами.
Четырёх-пятилетки с удовольствием играют в “дурачка”, “тысячу”, “пьяницу” и прочие игры хоть на 36, хоть на 52 картах. Карты предъявляются им все сразу и выучиваются ребятами вмиг.
А 33 буквы традиционными способами ни в садике, ни за несколько месяцев в школе, бывает, не осваиваются.
Дело в том, что карты - гениальная дизайнерская и методическая разработка. Буквы маленькие, все чёрненькие, не похожи, конечно, друг на друга, но не так-то легко различия между ними улавливать и помнить. А карты мигом запоминаются. В них больше ярких, мгновенно откладывающихся в памяти признаков-сигналов, делящих их на группы и разряды: 1)6. 7, 8, 9, 10, валет, дама, король, туз -- 9 признаков; 2) пики, крести, черви, бубны 4 признака; 3) картинки - не картинки; 4) дяди-тёти; 5) молодые -- не молодые (дяди); 6) чёрные -красные; 7) в правом углу количество фигур на карте обозначено цифрой и мелким изображением масти; 8) валет, дама, король туз - метятся буквами В, Д, К, Т и также изображениями масти. Итого 30 признаков.
По 46 признакам различаются кубики. Предъявляйте ребенку их, как и карты, все сразу, а не по одному-два-три кубика за занятие, как советуют настырно распространяемые методички петербургского кооператива “Гармония”, извращающие и во многом другом суть наших методик (авторы Алексеева, Труханова). Не имеют отношения к нашим методикам и “Складушки” Воскобовича, отдающие откровенным плагиатом да еще и начиненные нелепыми стишками.
Кроме системы, изложенной на кубиках, Зайцев предлагает использовать таблицы с правилами чтения, орфографии и пунктуации - однако общего с таблицами, которые показывают в школах, здесь нет. Просто это совсем другая система. Кстати, наличие таблиц и кубиков нередко называют здоровьесберегающим фактором такого обучения - ребенок не сидит долго на одном месте, а время от времени бросает взгляд на таблицу, и так или иначе, ее содержимое откладывается у него в голове. Отсюда нет ранних высоких нагрузок на спину и глаза. К тому же принцип игры, заложенный в зайцевскую модель обучения, не позволит ребенку заскучать на занятии (по Зайцеву оно должно идти в игровой форме и не дольше 25 минут). Этому могут помочь и такие приемы, как, например, пропевание складов на мотив детских песенок.
Как мы уже говорили, пособия Зайцева - это не только обучение чтению и счету, но и другим жизненным реалиям, например, «Дорожные знаки», «Любимые картины», «Читай и пой», «Пишу красиво» и другие. Как правило, все они предназначены для дошкольников, причем, 4-5-летнего возраста. Согласно его методике, целенаправленно обучать ребенка чтению по «Кубикам» нужно не ранее трех лет, а до этого кубики могут быть обыкновенной игрушкой.
Однако наряду с ярыми сторонниками, есть и противники зайцевского обучения чтению по кубикам. Главная их претензия - то, что у детей впоследствии возникают очень серьезные проблемы с грамотностью на письме и произношением. Например, некоторые сочетания букв, предложенные Зайцевым, существуют в очень небольшой группе слов. Например, там, где мы слышим «кафЭ», ребенок-«зайчонок» и будет писать кафЭ - склад такой дан, значит надо применить. Хорошо, если родители при этом имеют филологическое образование и объяснят ребенку, что надо писать все же букву «е». А если нет? «Е» - и все тут?
Следующее сомнение у противников методики - в эффективности обучения. Дело в том, что многие мамы действительно покупают эти кубики детям с рождения и вертят перед малышами ими в «образовательных» целях. Однако много ли смысла ребенок поймет в словах, прочитанных в год? Ученые говорят, что у совсем маленьких детей с абстрактным мышлением туго, поэтому дети с трудом ассоциируют прочитанные слова с предметами (камушек в огород методики Глена Домана, о которой мы расскажем позднее) - между прочим, многие мамы тщетно пытаются добиться от двухлетних «кубикочитателей» пересказа того, что они прочитали в книге. В этом возрасте детям, как правило, интересны не книжки с буквами, а книжки с картинками (элегантный поклон в сторону старой доброй азбуки). И уж совсем малореальными можно назвать рекламные заявления фанатов «Кубиков», что ребенок учится читать едва ли не за неделю. Кубики-то научится складывать, а понимать, ЧТО он сложил?
Третье, что не нравится противникам распространения методики Зайцева - яркая коммерческая направленность. Не секрет, что сейчас практически все развивающие игры и игрушки стоят немаленьких денег. Однако, заплатив за набор кубиков, родители вынуждены будут еще их склеивать и подбирать наполнитель (чтобы некоторые кубики звенели, а некоторые - шуршали). А если учесть, что практически всем детям свойственна скрытая «тяга к разрушению» (не сломать, так отгрызть), то кубики становятся небольшой домашней иконой - не дай бог, сломаются, порвутся, помнутся... а тут еще и ребенка они совершенно не интересуют (такое, кстати, нередко случается - ну не интересно малышу, и все тут!). Существуют и готовые кубики (твердые, специально изготовленные, с наполнителями), но стоят они в разы дороже самодельных. А еще есть различные зайцевские семинары (конечно, платные), на которые родителям наверняка стоит сходить, чтобы прояснить для себя моменты, не ясные из прилагаемой к кубикам методички. А еще есть частные детские сады, где ребенка учат по методике Зайцева - причем, не факт, что преподаватели будут там достаточно компетентные, а это уже серьезно, иначе ребенок может получить серьезные речевые нарушения, например, нарочитое разделение слов на склады при произношении.
Четвертая причина недовольства методикой Зайцева - сложности при дальнейшем обучении в школе. Когда ребенок-«зайчонок» приходит в первый класс, его могут окружать дети, которые учились читать по-другому, а то и вовсе читать не умеют. И тут начинается все с нуля. С азбуки. Со слогов (о которых «зайчонок» даже не слыхивал). Представляете потрясение? У ребенка на этой почве может возникнуть как невроз, так и стойкое отвращение к чтению вообще. А все из-за смены системы обучения (кстати, поклонники системы Зайцева всячески ругают имеющуюся школьную систему, потому что она, якобы, уравнивает всех - и глупых, и умных). Дело все в том же звуко-буквенном анализе, который методикой Зайцева не признается вообще (действительно, зачем она трехлеткам?), но очень важен для обучения русскому языку не как чужому, иностранному, а как системе речи и мышления (не даром же logo по-гречески означает и «слово», и «мысль»).
Кто же прав? Наверное, те, кто выбирает промежуточный вариант. Кто знакомит ребенка с кубиками Зайцева, но при этом обучает и азбуке, и звуко-буквенному анализу. Или кто вообще учит своих малышей читать по-старинке - по рекламным вывескам, заголовкам газет, или еще каким-либо своим, «секретным» способом, рассчитанным на своего единственного и самого лучшего малыша. Ведь не секрет, что даже в советское время некоторые дети умели читать еще до школы, а первый класс с его чтением по слогам был лишь закреплением и отработкой навыков, приведением в определенную систему полученных знаний. Ведь систематизировать разрозненное гораздо проще, чем сломать одну систему, а на ней возвести другую.
Есть ведь и еще один нюанс. Все эти «игры разума» проходят в головах наших замечательных детей. Мышление у них не окрепшее, хотя и обладает недюжинным потенциалом. Так вот главное - не вносить излишний сумбур в светлые детские головки. А по какой системе - решать вам, дорогие родители.
Что думает об этом сам Николай Александович? "Не умаляя роли развивающих моментов методики для детей раннего возраста - пение песенок-попевок по таблицам, различение цвета кубиков, звука, размера, и т.д., а также письмо по таблицам и кубиками (вместе со взрослыми), хочу заметить, что серьезно говорить о настоящем чтении в этом возрасте все же преждевременно, и умение читать для детей раннего возраста - не самая насущная потребность. Деткам полутора-двух лет больше хочется попробовать эти кубики на зубок, они активно интересуются содержимым звучащих коробочек, не всегда желая, к досаде взрослых, использовать кубики по прямому назначению. Не очень многие родители могут увидеть результаты своих трудов, начиная занятия с детьми до двух лет. А к тому времени, когда у ребенка накапливается информация, опыт, и он готов к дальнейшим свершениям, у многих родителей энтузиазм остывает и процесс останавливается на полпути. В период от трех с половиной-четырех лет у многих детей начинается вторая волна жгучего интереса к языку. Обладая значительным словарным запасом, ребенок начинает проявлять интерес к языкознанию: что означает незнакомое слово? почему мы так говорим? У ребенка возникает внутренняя готовность к чтению и, главное, потребность и желание научиться читать. Родителям важно уловить этот интерес своего малыша и идти именно от его внутреннего желания учиться читать. Для одних это происходит после трех лет, для других - в четыре-пять лет."
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Верьте в своего ребенка.
Не будьте излишне беспокойными и не спрашивайте себя после каждого занятия, «когда мы, наконец, заговорим, начнем читать, писать» и т. п.
Хвалите ребенка, даже если вы сами пока результата не замечаете.
Методика Зайцева - это такая универсальная система, которая для каждого возраста открывается какой-то определенной стороной. Она для тех, кто верит, что жизнь с детьми дана нам для радости и творчества.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. ?КУБИКИ ЗАЙЦЕВА?. Учебное пособие. -- Санкт-Петербург, 1999.
2. Комплект для дома, группы, класса. Зайцев Николай Александрович, автор, 1999
3. Лена Данилова "Что такое "раннее развитие" детей?", Москва, 2000
4. Глен Доман, Дженет Доман, Сюзан Эйзен "Как научить ребенка читать", "Аквариум", 1998
5. Б.П. Никитин "Ступеньки творчества или Развивающие игры", М., "Просвещение", 1989
Департамент образования города Москвы
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования города Москвы
«Московский городской педагогический университет»
Институт психологии, социологии и социальных отношений
Специальность `Психология
Зачетная работа по дисциплине
Развивающее обучение
«ТЕХНОЛОГИЯ РАННЕГО И ИНТЕНСИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ГРАМОТЕ ПО МЕТОДУ Н.А. ЗАЙЦЕВА»
Кустова Светлана Ивановна
3курс
Научный руководитель;
Голубушина К.К.
Москва 2009
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Генетическая инженерия плюсы и минусы |
Контрольная работа | Беженцы и вынужденные переселенцы |
Контрольная работа | Использование сетевого планирования и управления в производственном менеджменте |
Контрольная работа | Экономические категории, законы, функции. Значение экономической теории и ее место в системе социально-гуманитарных наук |
Контрольная работа | Безопасность и качество туристических услуг |