Введение
Для достижения такого сложного социального института, как государство в отечественной теории государства и права особое место выделяется изучению формы государства.
Для изучения формы государства, раскрытие её роли в политических процессах чрезвычайно важное значение приобретает подход к форме как к организации содержания. Понятие «организация» предполагает выяснение своеобразия внутренних аспектов формы с точки зрения принципов объединения взаимодействующих элементов целого в системе, а также внешнего выражения этих принципов в деятельности как элементов системы, так и всей системы в целом (по отношению к другим системам). Посредством такого подхода в общей теории государства и права открывается возможность не только решения новых проблем, но что не менее важно, также и возможность нового подхода к традиционным, «старым» вопросам науки.
Чёткого соотношения между типом и формой государства нет. С одной стороны в пределах государства одного и того же типа могут встречаться различные формы организации и деятельности государственной власти, а с другой стороны государства различного типа могут обличаться в одинаковую форму. Своеобразие конкретной формы государства любого исторического периода определяется, прежде всего, степенью зрелости общества государственной жизни, задачами и целями, которые ставит перед собой государство. Другими словами, категория формы государства непосредственно зависит от его содержания и определяется им.
Серьёзное влияние на форму государства оказывает культурный уровень народа, его исторические традиции, характер религиозных мировоззрений, национальные особенности, природные условия проживания и другие факторы. Специфику формы государства определяет также характер взаимоотношений государства и его органов с негосударственными организациями, партиями, профсоюзами, общественными движениями, церковью и другими организациями.
В юридической науке форма государства анализируется по преимуществу, как внешняя форма сущности, содержания и явления государства. Под формой государства понимается обычно его организация, выступающая в единстве формы правления, формы государственного устройства и политического режима, т.е. соответственно основным, узловым моментам этой организации.
Таким образом, можно дать следующее краткое определение формы государства:
Форма государства – сложное общественное явление, которое включает в себя три взаимосвязанных элемента: форму правления, форму государственного устройства и форму государственного режима. В различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием. Обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии. Вместе с тем форма существующих государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства.
1. Понятие, значение и особенности форм государства
Вопросы, касающиеся понятия, роли и особенностей форм государства, имеют не только теоретическое, но и практическое значение. Именно этим объясняется то, что в научной и учебной литературе им традиционно уделяется большое внимание. И это не случайно, поскольку в зависимости от того, как понимается форма государства и как она соотносится с другими его элементами, помимо прочего, формируется соответствующее представление о государстве в целом.
Форма государства всегда выступает как непосредственное выражение его сущности и содержания. Каковы сущность и содержание (функции) государства, такова, в конечном счете, и его форма. Исследовать государство с точки зрения сущности означает выявить, волю и интересы каких слоёв общества, групп, классов оно в первую очередь выражает и защищает. Рассмотреть государство под углом зрения содержания – означает установить, как и в каких направлениях, оно действует. Изучить же государство с точки зрения его формы–значит, в первую очередь изучить его строение, его составные части, внутреннюю структуру, основные методы становления и осуществления государственной власти.
При этом следует иметь в виду, что форма государства, так же как его сущность и содержание, не является раз и навсегда установленной неизменной. Под влиянием множества экономических, социально – политических, идеологических и иных факторов она изменяется и развивается. Постоянно меняется и представления о ней. Поэтому справедливо утверждение Л. Гумпловича о том, что «учение о различии государств или о государственных формах» является «столь же шатким и неустановленным, как и определение понятия государства».
Чтобы убедиться в этом, достаточно сказать, что за всю историю развития государства и права были разработаны десятки, если не сотни различных теорий о форме государства. Предлагались самые различные подходы и варианты решения вопроса о форме государства. Ещё в Древней Греции и Древнем Риме философы и юристы высказывали самые различные, порой весьма противоречивые мнения и суждения по поводу того, что следует понимать под формой государства, какие формы государства существуют, чем они различаются.
Один из величайших мыслителей античности древнегреческий философ Платон исходил, например, из того, что идеальной формой правления «идеального государства», как государства «лучших и благородных» является «законная власть немногих» - аристократия. Кроме того, им рассматривались «законная монархия» - царская власть и «незаконная» - олигархия.
Платон создал целое учение о динамике государственной жизни и смене, в силу «испорченности человеческой натуры», её форм.
Идеальное государство и его аристократическая форма, согласно этому учению, не вечны. Государство может деградировать и соответственно в этом же направлении изменять свою форму.
Аристократия, согласно учению Платона, приводящая к появлению частной собственности на землю и превращению свободных людей в рабов, может вырождаться в так называемую тимократию. Последняя, редставляющая собой критско-спартанский тип государства, господство наиболее сильных воинов, может постепенно превращаться в олигархию, а та, основанная на имущественном цензе и власти немногих богатых, в демократию. Наконец, демократия как власть народа и для народа, в силу опьянения последнего свободой сверх меры, в «неразбавленном виде» может вырождаться в свою противоположность–тиранию. Это самая худшая форма государства, при которой безраздельно господствует произвол, бесправие широких масс и насилие. Глава государства–тиран захватывает власть от имени народа и выступает как «ставленник народа».
На многообразие форм государства имел свои взгляды и Аристотель – ученик Платона и вместе с тем его критик. Считая форму государства системой, олицетворяемой верховной властью в государстве, Аристотель определял её в зависимости от числа властвующих (один, немногие или большинство) как монархию, аристократию или политию–демократию. Эти формы государства он называл «правильными», ибо в них просматривалась общая польза правителей. Каждая из данных «правильных» форм могла легко искажаться и превращаться в соответствующую «неправильную» форму–тиранию, олигархию или охлократию. «Неправильные» формы использовались правителями, по мнению Аристотеля, лишь в личных целях.
Традиции древнегреческой мысли в исследовании форм государств развивались и в Древнем Риме. Цицерон, например, выделял в зависимости от числа правителей три простые формы государства (царскую власть–монархию, власть оптиматов–аристократию, народную власть–демократию) и смешанную форму.
Когда верховная власть находится в руках одного человека, считал он, такую форму государства именуют «царской властью». Когда она находится в руках выборных лиц, то говорят, что «эта гражданская община управляется волей оптиматов. Народной же (ведь её так и называют) является такая община, в которой всё находится в руках народа.
Для того, чтобы предотвратить искажение и вырождение той или иной простой формы государства, Цицерон предлагал использовать смешанную форму, складывающуюся в результате выделения и смешения положительных качеств всех простых форм. Любое государство, есть единство его сущности, содержания и формы. Чтобы оно активно функционировало, чтобы качественно и слаженно действовал его механизм, требуется чётко организованная государственная власть. По мысли известного русского юриста и философа И.А. Ильина, форма государства есть не «отвлечённое понятие» и не «политическая схема», безразличная к жизни народа, а строй жизни, живая организация власти народа.
Форма государства отвечает на вопросы, на каких принципах и как правления, а буржуазному – республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально-экономические факторы, так и природные, климатические условия. Национально-исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти. Их взаимоотношения друг с другом и с населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерация); территориально построена государственная власть, как создаются высшие органы государства, как они взаимодействуют между собой и населением, какими методами она осуществляется и т.д.
Под формой государства понимается организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
Следовательно, понятие формы государства охватывает:
a) организацию верховной государственной власти, источники её образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением;
b) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями;
c) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма государства зависит от конкретно–исторических условий его возникновения и развития. Решающее влияние на неё оказывают сущность, исторический тип государства. Так, феодальному типу государства соответствовала, как правило, монархическая форма правления, а буржуазному–республиканская. Форма государства во многом зависит от соотношения политических сил в стране, особенно в период его возникновения.
На форму государства влияют национальный состав, исторические традиции, территориальные размеры страны и другие факторы.
От формы государства в значительной степени зависит политическая жизнь в обществе, устойчивость государственных институтов.
Форма государства – это его строение, на которое влияют как социально – экономические факторы, так и природные, климатические условия. Национально – исторические и религиозные особенности, культурный уровень развития общества и т.п.
Элементами формы государства выступают:
1) форма правления (характеризует порядок образования и организации высших органов государственной власти. Их взаимоотношения друг с другом и с населением; в зависимости от особенностей формы правления государства подразделяются на монархические и республиканские);
2) форма государственного устройства (отражает территориальную структуру государства, соотношение между государством в целом и его составными территориальными единицами; по форме государственного устройства государства делятся на унитарные, федеративные и конфедерация);
3) политический (государственный) режим (представляет собой систему методов, способов и средств осуществления государственной власти; в зависимости от особенностей набора данных приёмов государственного властвования различают демократический и антидемократические политические (государственные) режимы).
Таким образом, форма государства – это его структурное, территориальное и политическое устройство, взятое в единстве трёх вышеназванных составляющих.
2. Особенности форм правления и их виды
Исследуя формы правления как одну из разновидностей форм государства, следует руководствоваться сложившимся представлением о том, что форма правления есть способ организации государственной власти, предусматривающий порядок образования и деятельности высших и местных государственных органов их взаимоотношение между собой и с населением. Формы правления различаются в зависимости от того, осуществляется ли власть одним лицом или же она принадлежит коллективному выборному органу. В первом случае имеет место монархическая форма правления, во втором – республиканская.
В монархических государствах источником власти и её носителем является монарх. При республиканской форме правления источником власти является народ, а её носителем – выборные государственные органы.
Классификация форм правления в зависимости от числа стоящих у власти является одной из старейших и широко признанных в юридическом мире. В процессе её проведения используется количественный критерий. Если «высшее распоряжение государственной властью, - писал в связи с этим известный русский учёный - юрист Н.М. Коркунов, -принадлежит одному лицу, это будет монархия, если многим лицам, это будет аристократия, если же всем, то это будет демократия».
Количественный критерий подкупает своей простотой, но отпугивает упрощенностью. Руководствуясь только им, порой весьма трудно провести различие между отдельными формами государства и ответить на некоторые принципиально важные вопросы. Например, какая часть общества или правящих слоёв должна находиться у власти для того, чтобы появилось основание называть такую форму правления аристократической республикой или аристократией–треть правящего класса? Половина его? Или весь правящий класс?
Да и кого, собственно, следует называть правящими? Если «под правящими, - рассуждал Н.М. Коркунов, - разумеют тех, в чьих руках сосредоточено не всё распоряжение властью, а только функции так называемой исполнительной власти, тогда большинство современных республик, имеющих единоличного главу исполнительной власти, президента, окажутся также подходящими под определение монархии».
Ещё в древности, в период возникновения демократии и определения её «как правления всех», к управлению делами государства допускалось далеко не всё взрослое население, а только свободные граждане. Остальная часть общества была лишена правоспособности и политических прав, находились на положении рабов.
В современном государстве, где все объявляются свободными и равноправными, также далеко не все «участвуют в функциях власти».
На основании этого делается вывод о том, что классификация форм государства, базирующаяся на количественном критерии (по числу правящих), является далеко не совершенной, а сам критерий– «слишком внешним и случайным». В ряде случаев он не позволяет провести чёткую грань между монархической и республиканской формой.
В своё время ещё Платон пытался свести различие форм правления к различию трёх добродетелей–мудрости, мужества и умеренности, из которых каждая может преобладать в том или ином государстве. Вслед за ним Аристотель, рассматривая форму государства как политическую систему, которая олицетворяется верховной властью при классификации форм правления использовал наряду с количественным критерием и такие, как общая польза, благо и интерес.
В более поздний период Ш. Монтескье, рассматривая в качестве критериев классификации фор правления различные принципы организации и деятельности государственной власти, считал, что добродетель лежит в основе демократии, умеренность – в основе аристократии, честь – в основе монархии, страх – в основе деспотии.
Анализируя формы правления государства, важно подчеркнуть, что их подразделения на монархию и республику является исторически первой и самой общей классификацией. Противоположность монархической и республиканской форм проявляется уже на самых ранних ступенях развития государственной жизни. Та и другая выступают как основные разновидности её организации.
2.1 Форма правления современных государств
Форма правления также свидетельствует, участвует ли население в формировании высших органов государства, т.е. демократическим или недемократическим способом они образованы. Недемократическим путём формируются, например, высшие органы государства при наследственной монархии.
Таким образом, форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования её органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления–монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия–форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному главе государства–монарху (королю, царю, императору, шаху и т.д.), который занимает престол по наследству и не несёт ответственности перед населением. Монархии бывают двух видов. При неограниченной (абсолютной) монархии монарх является единственным высшим органом государства. Он осуществляет законодательную функцию (воля монарха – источник права и закон; по Воинскому уставу Петра 1 государь – «самовластный монарх, который никому на свете о своих делах ответу дать не должен»), руководит органами исполнительной власти, контролирует правосудие. Абсолютная монархия характерна для последнего этапа развития феодального государства, когда после окончательного преодоления феодальной раздробленности завершается процесс образования централизованных государств. В настоящее время к абсолютным относятся некоторые монархии Среднего Востока (Саудовская Аравия).
При ограниченной монархии высшая государственная власть рассредоточена между монархом и другим органом или органами (Земский собор в Российской империи). К ограниченным относятся сословно–представительная монархия (Россия) и современная конституционная монархия (Великобритания, Швеция), в которой власть монарха ограничена конституцией, парламентом, правительством и независимым судом.
Конституционная монархия отличается тем, что статус монарха формально и фактически ограничен во всех сферах государственной власти. Законодательная власть полностью принадлежит парламенту, а исполнительная – правительству, которое несёт ответственность за свою деятельность перед парламентом. Примерами конституционной монархии могут служить Англия, Голландия, Швеция и другие. Конституционная монархия зачастую именуется парламентарной монархией.
Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определённый срок и несущим ответственность перед избирателями. Республике присущ демократический способ образования верховных органов государства; в развитых государствах взаимоотношения между высшими органами строятся на принципе разделения властей, они имеют связь с избирателями и ответственны перед ними.
Республиканская форма правления зародилась в рабовладельческих государствах. Наиболее яркое проявление она нашла в демократической Афинской республике. Здесь все органы государства, в том числе высшие (важнейшим из них было народное собрание), избирались полноправными гражданами Афин. Однако более распространённой в рабовладельческих государствах была аристократическая республика, где в формировании и работе выборных органов верховной государственной власти принимала участие военно-земельная знать.
В эпоху феодализма республиканская форма правления применялась нечасто. Она возникала в тех средневековых городах, которые имели право на самоопределение (Венеция, Генуя, Любек, Новгород и т.д.). Купеческие города–республики выборным путём создавали органы власти (городские советы, мэрии) во главе с ответственными должностными лицами (бургомистрами, мэрами и др.).
Современные республики подразделяются на парламентарные и президентские, также существуют смешанные «полупрезидентские» (президентско-парламентские) республики, в которых парламент и президент в той или иной мере делят свой контроль и свою ответственность по отношению к правительству. Различаются они главным образом тем, какой из органов верховной власти–парламент или президент–формирует правительство и направляет его работу и перед кем–парламентом или президентом–правительство несёт ответственность.
В парламентарной республике парламент наделён не только законодательными полномочиями, но и правом требовать отставки правительства, выразив ему недоверие, т.е. правительство несёт перед парламентом ответственность за свою деятельность. Президент республики является только главой государства, но не главой правительства. Политически это означает, что правительство формируется партией (или партиями), победившей на парламентских выборах, а президент, не будучи лидером партии, лишён возможности направлять его деятельность. Руководит правительством премьер–министр (он может называться иначе).
Парламентарные республики в настоящее время существуют в Австрии, ФРГ, Италии, Швейцарии и других странах.
Президентская республика – это форма правления где президент непосредственно при определённом парламентском контроле формирует правительство, которое несёт перед ним ответственность за свою деятельность.
В президентских республиках обычно нет должности премьер – министра, так как чаще всего функции главы государства и главы правительства выполняет президент.
В президентской республике президент избирается независимо парламента либо коллегией выборщиков, либо непосредственно народом и одновременно является главой государства и правительства. Он сам назначает правительство и руководит его деятельностью. Парламент в такой республике не может вынести вотум недоверия правительству, а президент распустить парламент. Однако парламент имеет возможность ограничивать действия президента и правительства с помощью принимаемых законов и через учреждение бюджета, а в ряде случаев–отстранить от должности президента (когда он нарушил конституцию, совершил преступление). Президент, в свою очередь, наделяется правом отлагательного вето (от латинского–запрет) на решения законодательного органа.
Наиболее типичными примерами президентской республики могут служить США и Франция. Президентскую республику иногда именуют дуалистической, подчёркивая тем самым факт сосредоточения сильной исполнительной власти в руках президента, а законодательный–в руках парламента.
В России президентская республика характеризуется наличием чрезвычайно сильной власти главы государства–президента. Исходя из этого. Современную Россию зачастую именуют суперпрезидентской республикой.
Характерной чертой смешанных (полупрезидентских, полупарламентских) республик является двойная ответственность правительства–и перед президентом, и перед парламентом. В подобных республиках президент и парламент избираются непосредственно народом. Главой государства здесь выступает президент. Он назначает главу правительства и министров с учётом расклада политических сил в парламенте. Глава государства, как правило, председательствует на заседаниях кабинета министров и утверждает его решения. Парламент также имеет возможность контролировать правительство путём утверждения ежегодного бюджета страны, а также посредством права вынесения правительству вотума недоверия.
Нелишне отметить, что монархия и республика как формы правления доказали исключительную живучесть, приспособляемость к различным условиям и эпохам политической истории.
2.2 Форма государственного устройства
История существования государства свидетельствует о том, что во все века разные государства отличались друг от друга внутренним строением (структурой), т.е. способом территориального деления (административно–территориальные единицы. Автономные политические образования, государственные образования, обладающие суверенитетом), а также степенью централизации государственной власти (централизованные, децентрализованные, организованные по принципу демократического централизма). Данный феномен обозначается термином «форма государственного устройства», под которой понимается территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всём многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства–конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми
Унитарное государство–это простое. Целостное централизованное государство, административно–территориальные единицы которого (области, провинции, округа и т.д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами. В унитарном государстве единые высшие органы государства, единое гражданство, что создаёт организационно–правовые предпосылки для высокой степени влияния центральной государственной власти на всей территории страны. Органы административно–территориальных единиц находятся либо в полном подчинении центра. Либо в двойном подчинении–центра и местных представительных органов.
Большинство всех существовавших и ныне существующих государств унитарные. Это и понятно, ибо унитарное государство хорошо управляемо, а унитарная форма достаточно надёжно обеспечивает государственное единство. Унитарные государства могут иметь и однонациональный (Франция, Швеция, Норвегия и др.), и многонациональный (Великобритания, Бельгия и др.) состав населения.
Унитарные государства бывают централизованными – Швеция, Дания и т.п., и децентрализованными–Испания, Франция и др., в которых крупные регионы пользуются широкой автономией, самостоятельно решают переданные им в ведение центральными органами вопросы.
Унитарными государствами в настоящее время являются Англия, Голландия, Дания, Венгрия, Монголия, Китай, Япония и др.
Федеративное государство (федерация)– сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, земли, кантоны и т.д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом. Федерация строится на началах децентрализации.
В строго научном смысле федерацией называют союз государств, основанный на договоре или конституции. Поэтому федерация возможна только там, где объединяются самостоятельные государства.
Входящие в состав федерации государственные образования и государства называются её субъектами. Они могут иметь свои конституции, своё гражданство, собственные высшие государственные органы–законодательные, исполнительные, судебные. Наличие в федерации двух систем высших органов–федерации в целом и её субъектов–вызывает необходимость разграничить их компетенции (предметы ведения). Федерация является менее распространённой по отношению к унитарному государству, но не по отношению к другим формам государственного устройства.
Федерализм отличает от других прежде всего то. Что любая федеративная система выступает как единое союзное государство, состоящее из двух или более относительно самостоятельных государств и государственных образований. Каждое из них, будучи субъектом федерации, имеет своё собственное административно–территориальное деление; имеет наряду с федеративными собственные высшие органы государственной власти и управления, судебные, правоохранительные, фискальные и иные органы; имеет свою конституцию и текущее законодательство; может иметь собственные воинские формирования и гражданство.
К числу основополагающих принципов образования и функционирования федеративной системы, с позиций которых следует рассматривать и оценивать любую, в том числе и российскую федерацию, относятся следующие:
· добровольность объединения государств или государственных образований в федерацию;
· равноправие субъектов федерации независимо от величины их территории, численности населения, экономического потенциала и пр.;
· плюрализм и демократизм во взаимоотношениях субъектов федерации между собой и с гражданами; возможность активного и беспрепятственного участия граждан в федеральных и региональных политических процессах;
· строгое и неуклонное соблюдение федерацией и её субъектами, федеративными и иными органами и организациями обычных и конституционных законов как в отношениях друг с другом, так и с гражданами и формируемыми ими партийными, профсоюзными и другими общественно–политическими органами и организациями.
В настоящее время в мире существуют 24 федеративных государства. Семь федераций находятся в Европе (Австрия, Бельгия, Германия, Россия, Югославия, включающая теперь две республики–Сербию и Черногорию, Швейцария и созданная в 1995 году сербско–хорватско–мусульманская федерация в Боснии);четыре–в Азии (Индия, Малайзия, Объединённые Арабские Эмираты, Пакистан); шесть на Американском континенте (Аргентина, Бразилия, Венесуэла, Канада, Мексика, США); четыре–в Африке (Коморские острова, Нигерия, Танзания, Эфиопия);три–в Океании (Австралия, Папуа–Новая Гвинея, Соединённые Штаты Микронезии).
Конфедерация – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определённых целей (военных, экономических и др.)
Исторический опыт показывает, что конфедеративные объединения имеют нестойкий, переходный характер: они либо распадаются, либо преобразуются в федерации. Например. Штаты Северной Америки с 1776 по 1787 г. были объединены в конфедерацию, что диктовалось интересами борьбы против британского владычества. Конфедерация стала ступенькой на пути создания федеративного государства–США. А созданная в 1952 году конфедерация Египта и Сирии (Объединённая Арабская Республика) распалась.
Конфедерация представляет собой такую форму объединения (союза) государств, при которой образующие этот союз государства полностью сохраняют самостоятельность, имеют собственные высшие и местные органы власти, управления и правосудия. Для координации совместных действий государства – члены конфедерации создают объединённые органы. Последние функционируют в строго определённом порядке и преследует строго определённые цели.
Конфедерация нередко рассматривается как промежуточное звено на пути движения государств к образованию федерации. В настоящее время конфедерацией в формально–юридическом плане считается Швейцария. Хотя фактически она является федерацией. Признаки конфедерации имеются в СНГ. В качестве конфедерации нередко рассматривается и Европейский союз.
2.3 Политический (государственный) режим: понятие, виды
республиканский правление политический режим
С формой государства тесно связан политический режим, значение которого в жизнедеятельности той или иной страны исключительно велико. Например, изменение политического режима (даже если форма правления и форма государственного устройства остаются прежними) обычно приводит к резкому изменению внутренней и внешней политики государства. Вызвано это тем, что политический режим связан не только с формой организации власти, но и с её содержанием.
Политический режим–это система методов, способов и средств осуществления политической власти. Всякие изменения, происходящие в государстве. Прежде всего отражаются на его режиме, а он влияет на форму правления и форму государственного устройства.
Согласно одной точке зрения, понятия «политический режим» и «государственный режим» можно расценивать как тождественные, согласно другой – понятие «политический режим» более широкое, чем понятие «государственный режим», ибо включает в себя методы и приёмы осуществления политической власти не только со стороны государства, но и со стороны политических партий и движений, общественных объединений, организаций и т.п.
Политический режим является ключевым понятием для формирования представлений об основных системах власти. Именно исходя из политического режима судят о подлинной картине принципов организации политического устройства общества. Политический режим характеризует определённый политический климат, существующий в той или иной стране в конкретный период её исторического развития.
Политический режим как категория включает в себя следующие признаки:
· степень участия народа в механизмах формирования политической власти, а также способы такого формирования;
· гарантированность прав и свобод личности;
· степень реализации политической власти непосредственно народом;
· место и роль негосударственных структур в политической системе общества;
· соотношения между законодательной и исполнительной ветвями власти;
· степень верховенства закона во всех сферах общественной жизни;
· принципы взаимоотношения общества и власти;
· мера политического плюрализма, в том числе многопартийности;
· существование реальных механизмов привлечения к политической и юридической ответственности должностных лиц, включая самых высших и т.д.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом (либеральный) или антидемократизмом (авторитарный).
При демократическом режиме высшие органы государства имеют мандат народа, власть реализуется в его интересах демократическими и правовыми методами. Здесь права и свободы человека и гражданина всесторонне гарантированы и защищены, закон господствует во всех сферах общества.
Характерными признаками демократического режима являются:
· конституционное провозглашение и осуществление социально–экономических и политических прав граждан и их организаций;
· существование ряда политических (в том числе оппозиционных) партий, выборность и сменяемость центральных и местных органов государственной власти, официальное признание и осуществление на практике принципов законности и конституционности, разделения властей и др.
Авторитарный режим характеризуется отсутствием или значительным ограничением прав и свобод граждан, запрещением оппозиционных
партий и других организаций, ограничением роли исполнительных органов, сосредоточением властных полномочий в руках главы государства и правительства, сведением роли парламента и других органов государственной власти до положения сугубо формальных институтов.
Авторитарный режим неоднороден по своему характеру. В литературе выделяют деспотический, тиранический, военный и иные разновидности авторитарного режима.
Деспотический режим есть абсолютно произвольная, неограниченная власть, основанная на самоуправстве.
Тиранический режим основан на единоличном правлении, узурпации власти тираном и жестоких методах её осуществления. Однако в отличии от деспотии власть тирана подчас устанавливается насильственным, захватническим путём, часто смещением законной власти с помощью государственного переворота.
Военный режим основан на власти военной элиты, устанавливается в результате военного переворота против осуществляющих управление гражданских лиц. Военные режимы осуществляют власть либо коллегиально (как хунта), либо во главе государства находится один из высших военных чинов. Армия превращается в господствующую социально–политическую силу, реализует как внутренние, так и внешние функции государства.
Логически завершённой и наиболее опасной формой авторитарного режима является фашизм. В 30–40 годы двадцатого века фашистским режимом в ряде западных стран были ликвидированы буржуазно–демократические права и свободы, уничтожены все или почти все оппозиционные организации и учреждения.
Фашистские режимы–показатель резкого обострения социально–классовых противоречий внутри общества, кризиса политической власти господствующего класса, свидетельство того, что правящая элита не в состоянии больше обеспечивать своё господство, опираясь лишь на либеральные демократические методы, и вынуждена под трахом утраты государственной власти прибегать к использованию террористических методов. Социальная база фашизма создаётся в основном за счёт мелкой, жаждущей власти и богатства буржуазии, отчасти средней буржуазии и обманутых слоёв рабочего класса, крестьянства. Когда власть переходит в руки реакционных сил, осуществляется диктаторскими, насильственными методами. Права и свободы человека и гражданина ничем и никем не защищаются, в обществе царят произвол и беззаконие.
Тоталитарный политический режим фашистского типа характеризуется воинственным антидемократизмом, расизмом и шовинизмом. Фашизм основывался на необходимости сильной, беспощадной власти, которая держится на всеобщем господстве авторитарной партии, на культе вождя.
Заключение
Рассмотренные три стороны формы государства (форма правления, форма государственного устройства, политический (государственный) режим) хоть и различны, но всё же относятся к одному явлению, они обладают единством, органически связаны между собой, взаимообусловлены в их признаках. В зависимости от конкретно–исторических условий развития, классовая борьба может развёртываться вокруг той или иной стороны формы организации государственной власти. Так, к примеру, истории известны случаи напряжённой борьбы за республику, против монархии, т.е. за изменение формы правления. В послевоенные годы такая борьба развёртывалась в Греции, Бельгии, Испании, в ряде других стран Арабского Востока. В определённых случаях на первый план внутриполитического развития может выдвигаться форма государственного устройства.
В ходе исторического развития государства содержание его меняется быстрее, чем форма, которая, несмотря на её активную служебную роль, является более консервативной стороной явления. Существует объективное противоречие между новым содержанием и старой формой государства.
Это противоречие решается в пользу содержания государства: форма претерпевает изменения в соответствии с потребностями нового содержания власти.
С научной точки зрения невозможно такое положение, при котором форма государства оставалась бы неизменной, несмотря на изменение содержания этого государства. Форма государства обслуживает вполне определённое содержание и прекращается с ликвидацией данного содержания. В процессе исторического развития государственности происходит постоянный процесс сбрасывания старой формы, процесс её постоянного обновления, диктуемый объективными законами развития политической борьбы в обществе и изменения классового содержания государственной власти.
Список используемой литературы
1. Издательская группа НОРМА – ИНФРА М «Теория государства и права». Москва, 1998 год.
2. Малько А.В. «Теория государства и права». Москва, 2001 год.
3. Марченко М.Н. «Теория государства и права». Москва, 2002 год.
4. Хропанюк В.Н. «Теория государства и права». Москва, 1993 год.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Инвестиционная политика предприятия |
Контрольная работа | Моральное сознание |
Контрольная работа | Защита сельскохозяйственных культур от вредителей |
Контрольная работа | Политическая система общества |
Контрольная работа | Денежно-кредитная политика государства |