В данной контрольной работе по теме «Форма непосредственного волеизъявления в системе местного самоуправления» рассмотрены два основных института народовластия, местный референдум и муниципальные выборы. Мое обращение к данным формам вызвано тем, что именно демократические свободные и периодические выборы в органы местного самоуправления и референдум являются высшим непосредственным выражением принадлежащей народу власти, а также моим желанием поглубже изучить избирательное право граждан, участие граждан в референдуме на уровне местного самоуправления и организационные условия подготовки и проведения муниципальных выборов и местного референдума.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти, но и непосредственно через органы местного самоуправления.
Учитывая такую важную роль органов местного самоуправления для народа я считаю, что взятая мной тема«форма прямого волеизъявления граждан на местном уровне» является действительно актуальной в настоящее время.
Предметом исследования является система местного самоуправления.
Объектами исследования являются формы непосредственного волеизъявления граждан.
Цели исследования состоят в исследовании право граждан участвовать в формировании властных институтов, выявления основных форм волеизъявления граждан.
Эти цели предопределили конкретные задачи исследования:проанализировать важнейшее понятие института прямой демократии и формы его проявления, выявить в каких формах населением осуществляется местное самоуправление и подробно рассмотреть каждую из этих форм.
1. НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ УЧАСТИЕ ГРАЖДАН В МЕСТНОМ САМОУПРАВЛЕНИИ
1.1 ПОНЯТИЕ ИНСТИТУТА ПРЯМОЙ ДЕМОКРАТИИ И ФОРМЫ ЕГО ПРОЯВЛЕНИЯ
Избирательные права граждан - одна из основных гарантий реального перехода к системе политической демократии в собственном смысле данного понятия, то есть к системе организации и функционирования институтов местного самоуправления, основанного на свободном политическом волеизъявлении граждан, периодической сменяемости власти по итогам голосования. Избирательные права определяют сферу политической свободы личности, ее автономию и самоуправление. Они упорядочивают и координируют поведение различных политических сил.
Право граждан участвовать в формировании властных институтов является общепризнанным элементом современного общества и государства. Сегодня как некогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократии политических прав и свобод граждан воплотились в конкретные правовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского политического контроля за деятельностью властных структур.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации (ст. 130) местное самоуправление осуществляется населением муниципальных образований в различных организационных формах: путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
Местное самоуправление в Российской Федерации - это система организации и деятельности граждан представляющая собой совокупность организационных форм и институтов прямого волеизъявления, а также выборных и других органов местного самоуправления, посредством которых обеспечивается самостоятельное решение населением вопросов местного значения.
Особую роль в реализации местного самоуправления, несмотря на сложную социально-экономическую ситуацию в стране по-прежнему играют институты непосредственной демократии. Обусловлено это тем, что:
Во-первых, именно народ является носителем суверенитета и единственным источником власти, имея право в первую очередь на непосредственное ее осуществление (ст. 3 Конституции Российской Федерации);
Во-вторых, формы непосредственной муниципальной демократии оказывают прямое влияние на институты местного самоуправления, определяя, к примеру, не только состав представительных и иных органов местного самоуправления, но и задавая конкретные параметры их деятельности.
Решения, принятые самими гражданами, имеют не только общественно-политическое, но и большое экономическое значение. Кроме того, благодаря институтам непосредственной демократии усиливается контроль граждан за деятельностью органов местного самоуправления.
Как известно, непосредственная демократия - прямое осуществление власти народам в общегосударственном и местном масштабах, различные формы принятия самим населением (преимущественно гражданами - избирателями) решений общего и местного характера.
Формы прямого волеизъявления способствуют непосредственному осуществлению власти населением муниципального образования и являются важным элементом системы местного самоуправления. Формы прямого волеизъявления граждан могут быть двух видов:
Основные вопросы организации и проведения местных референдумов регулируются, прежде всего, федеральными законами «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», а также законами субъектов Российской Федерации о местного референдуме и уставами муниципальных образований.
В соответствии Законом о местном самоуправлении 2003 г. (ст. 22) решение о проведении местного референдума принимается представительным органом местного самоуправления по собственной инициативе или по требованию населения в соответствии с уставом муниципального образования.
Важнейшим требованием Закона, связанным с подготовкой и проведением местного референдума, является гласность. В нем устанавливается, что деятельность органов местного самоуправления, государственных и общественных органов, участвующих в организации и проведении местного референдума, должна осуществляться открыто и гласно. Все решения, касающиеся местного референдума, а также вопросы или иные решения, выносимые на референдум подлежат опубликованию в местных средствах массовой информации.
На местный референдум могут быть вынесены вопросы, находящиеся в ведении местного самоуправления. Законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления могут быть определены вопросы, подлежащие вынесению на референдум. Так, помимо изменения границ муниципального образования, определения структуры органов местного самоуправления, в уставах муниципальных образований часто приводится перечень конкретных вопросов, имеющих важное значение для социально-экономического развития местного сообщества, требующих значительных финансовых затрат или могущих вызвать обострение экологической обстановки, а также другие вопросы, непосредственно затрагивающие интересы населения проживающего на территории муниципального образования, которые должны решаться только на референдуме.
Общий порядок реализации инициативы проведения местного референдума установлен Федеральным Законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (ст.33), согласно которому каждый гражданин или группа граждан, а равно общественное объединение, зарегистрированное в установленном порядке, могут образовать инициативную группу для проведения местного референдума в количестве не менее 10 человек. В случае, если инициатором проведения местного референдума выступает избирательное объединение, то руководящий орган избирательного объединения или руководящий орган его регионального, местного отделения, местной организации выступает в качестве инициативной группы по проведению местного референдума независимо от своей численности.
Государство обеспечивает гражданам Российской Федерации, общественным объединениям, политическим партиям при проведении местного референдума свободное проведение агитации в соответствии с федеральными законами, предоставляет им право в допускаемых законом формах и законными методами вести агитацию за проведение местного референдума или против его проведения, за участие в местном референдуме или против участия в нем, за или против вопросов, выносимых на местный референдум.
Исследование правовых актов, которые в настоящее время составляют правовую основу муниципальных выборов позволяет сделать вывод, что в основу организации и проведения муниципальных выборов положены следующие отправные начала и принципы.
4. Периодичность муниципальных выборов. Данный принцип вытекает из установленных сроков полномочий выборных органов и должностных лиц местного самоуправления и подчеркивает необходимость назначения очередных муниципальных выборов по истечении полномочий органов муниципальной власти предыдущего созыва. При этом промежутки между выборами напрямую зависят от предусмотренных законами субъектов Российской Федерации и уставами муниципальных образований сроков полномочий органов местного самоуправления, которые в идеальном варианте должны быть такими, чтобы с одной стороны обеспечивать стабильность работы выборных органов и должностных лиц, а с другой гарантировать их сменяемость и предотвращать неоправданно длительное обладание выборными полномочиями.
Периодичность муниципальных выборов призвана служить гарантией против узурпации власти в одних руках и препятствовать не легитимному продлению срока обладания властными полномочиями на муниципальном уровне. Любые попытки продлить пребывание представительных и исполнительных органов местного самоуправления у власти сверх сроков установленных федеральными законами субъектов Российской Федерации, являются не легитимными и не должны рассматриваться как правомерное осуществление муниципальной деятельности.
5. Многообразие муниципальных избирательных систем. Конституция Российской Федерации и федеральное законодательство не содержит никаких ограничений в выборе на уровне субъектов Российской Федерации и муниципальных образований любых избирательных систем. Допускается и признается правомерной организация всех видов выборов на основе и мажоритарной, и пропорциональной избирательных систем, а также смешанных их вариантов. Выбор конкретных условий организации и проведения выборов остается в соответствии с законами субъектов Российской Федерации непосредственно за муниципальными образованиями.
Голосование населения
В соответствии с Федеральным законом 2003 года голосование граждан может производиться по вопросам отзыва депутата, выборного должностного лица местного самоуправления, изменения границ или преобразования муниципального образования. Порядок назначения и организации голосования аналогичны проведению выборов и референдумов.
Основанием для отзыва депутата или выборного должностного лица местного самоуправления могут служить только его конкретные противоправные решения или действия (бездействие), установленные уставом и подтвержденные в судебном порядке. Процедура отзыва должна обеспечить возможность обвиняемому дать избирателям объяснения по поводу обстоятельств, выдвигаемых в качестве оснований для отзыва. Депутат или выборное должностное лицо считается отозванным, если за это проголосовало не менее половины всех зарегистрированных в муниципальном образовании (избирательном округе) избирателей.
Голосование по вопросам изменения границ или преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если в нем приняло участие более половины жителей муниципального образования (или его части), обладающих избирательным правом. Решение по данным вопросам считается принятым, если за него проголосовало более половины жителей, участвовавших в голосовании. Итоги голосования граждан и принятые решения подлежат официальному опубликованию (обнародованию).
В муниципальных образованиях с численностью избирателей не более 100 человек представительный орган местного самоуправления не создается, а для решения вопросов местного значения проводится сход граждан. Он осуществляет полномочия представительного органа муниципального образования, созывается главой муниципального образования самостоятельно или по инициативе не менее 10 жителей и правомочен при участии более половины жителей поселения, обладающих избирательным правом. Проведение схода граждан обеспечивается главой местной администрации.
Обеспечивая гражданам возможность сочетания коллективного обсуждения вопросов и принятия решений с их личной активностью и инициативой, выражающихся в их вопросах, выступлениях, участии в голосовании, собрания (сходы) играют важную роль в системе местного самоуправления, служат формой привлечения граждан к осуществлению самых разнообразных управленческих функций.
Сходы могут созываться, а могут не созываться (диспозитивный характер). Устанавливаются уставами муниципального образования на основе закона субъекта РФ. Если сход обладает функциями представительного органа, то он обладает и полномочиями. В таком случае решения схода будут считаться правомочными при участии более 50% жителей муниципального образования.
2. АНАЛИЗ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЯВЛЕНИЯ ГРАЖДАН РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН НА ПРАКТИКЕ МЕСТНЫХ ВЫБОРОВ И РЕФЕРЕНДУМОВ
2.1 ХАРАКТЕРИСТИКА ПРЯМОГО ВОЛЕИЗЪЯВЛЕНИЯ В СИСТЕМЕ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ РБ
Конституция Российской Федерации, регулируя формы осуществления местного самоуправления, на первое место вывела институты непосредственной демократии: местное самоуправление в соответствии с ч. 2 ст. 130 Конституции Российской Федерации осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.
В настоящее время имеется законодательная база, которая позволяет жителям муниципальных образований активно участвовать в решении местных проблем. Это не только Федеральный закон № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», Закон Республики Башкортостан «О местном самоуправлении в Республике Башкортостан», но также Федеральный закон от 12 июля 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 19 июля 2004 года № 54-ФЗ «О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях».
Аналогичные законы приняты в Республике Башкортостан, которые конкретизируют наиболее существенные вопросы организации местных референдумов, выборов органов местного самоуправления, проведения публичных слушаний, в частности Кодекс Республики Башкортостан о выборах и другие.
Порядок участия населения в осуществлении местного самоуправления регулируются также муниципальными правовыми актами.
Также, начиная с 2009 года, должно быть избрано не менее половины депутатов представительных органов муниципального района, городского округа, внутригородских территорий города федерального значения пропорционально числу голосов избирателей, полученных каждым из списков кандидатов, выдвинутых в соответствующем муниципальном образовании избирательными объединениями.
В ходе муниципальных выборов активное участие принимают политические партии. Политический плюрализм, являясь составной частью политических партий местного самоуправления, выявляет и демократизм государственного устройства.
Таким образом, формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления весьма многочисленны и разнообразны. Хотя, как показывает практика, подчас не только население не готово к эффективному сотрудничеству с властью, но и значительная часть муниципальных служащих не вникает в особенности работы с различными категориями населения в принципиально новых условиях, поэтому не всегда хочет относиться к населению как к равноценным партнерам.
Федеральные законы должны соответствовать Конституции Российской Федерации, но существующий Федеральный закон № 131 в определенной степени не способствует соединению усилий населения и органов местного самоуправления, созданию условий для их совместной деятельности, а разделяет их. Так «для обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения с участием жителей муниципального образования представители органов муниципального образования, глава муниципального образования могут проводить публичные слушания», п. 1 ст. 28 закона. Согласно данной редакции, они могут и не проводиться, что также является законным. Действительно, если глава муниципального образования будет обязательно проводить встречи, собрания, референдумы, вырабатывать общие решения, соответствующие интересам и выражающие волю местного сообщества, ведь в этом и состоит сущность местного самоуправления.
Сегодня возникла реальная необходимость выслушать и понять друг друга, одновременно решая две задачи: приблизить власть к населению и привлечь это население к участию в управлении. О чем было сказано и в Послании экс-президента Республики Башкортостан М.Г. Рахимова в части активного развития и использования инициатив граждан, общественных организаций по решению актуальных жизненных проблем.
Активная общественно-политическая позиция населения и представителей органов местного самоуправления приобретает порой большее значение, чем даже наличие необходимых экономических ресурсов. Т.к. она базируется на сочетании определенных знаний о своих правах и обязанностях, доверия членов местного сообщества к органам местного самоуправления. Научиться мыслить и действовать в соответствующих категориях демократической ментальности – это источник взаимопонимания между людьми. А формирование демократической ментальности как основы местного самоуправления связано с сохранением местных обычаев и традиций, воспитанием ответственного отношения к своей «малой Родине».
За последние годы в Российской Федерации и в частности в Республике Башкортостан многое удалось сделать на пути к закреплению местного самоуправления. Были приняты основные нормативно – правовые акты, регламентирующие деятельность граждан по осуществлению конституционного права на местное самоуправление. Создана и довольно эффективно действует система органов местного самоуправления, формируется финансово – экономическая база, необходимая для деятельности муниципальных образований.
Местное самоуправление, как форма непосредственного осуществления народовластия давно и прочно получило признание и реализуется в нашей республике. Население участвует в местных выборах, референдумах, сходах, публичных слушаниях. Однако имеет место проблема низкой избирательной активности в городах.
1 января 2009 года в соответствии с Федеральным законом от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее ФЗ-131) завершены основные мероприятия по реформированию органов местного самоуправления.
2.2 АНАЛИЗ УЧАСТИЯ ГРАЖДАН В РЕФЕРЕНДУМЕ И НА ВЫБОРАХ
Республика Башкортостан среди российских регионов является одним из лидеров в реформировании местного самоуправления. Достичь таких результатов позволили проведенные в 2004-2005 годах необходимые мероприятия по созданию правовых, финансово-экономических и организационных гарантий для полноценного осуществления местного самоуправления в республике.
26 июля 2004 года Указом Президента Республики Башкортостан был утвержден Перечень мероприятий по совершенствованию местного самоуправления в Республике Башкортостан на 2004-2007 годы. Данный перечень включил в себя комплекс мер организационно-правового и финансово-экономического характера.
Параллельно с созданием территориальной базы будущих муниципалитетов в республике шло формирование органов местного самоуправления. Статья 34 ФЗ-131 предоставила гражданам, проживающим во вновь образованных муниципальных образованиях, возможность проведения местного референдума по вопросам определения структуры (перечня) и наименований органов местного самоуправления, а также порядка избрания и полномочий главы муниципального образования.
Во исполнение части 5 статьи 34 ФЗ-131 Центральная избирательная комиссия Республики Башкортостан 4 февраля 2005 года приняла постановление «О назначении местных референдумов в Республике Башкортостан».
Референдумы, назначенные на 27 марта 2005 года по вопросу структуры органов местной власти, во всех 104 вновь образованных муниципальных образованиях прошли при активном участии населения. В референдумах приняло участие от 54,48 до 99,76 % граждан, обладающих правом голоса. Вопросы, выносимые на референдумы, приняты. За них проголосовало от 74,38 до 99,73 % принявших участие в голосовании. Только по г.Уфе при 63,76 % явке на референдум избирателей, из числа голосовавших 86,74 % на поставленный в бюллетене вопрос ответили «Да».
Население всех 104 вновь образованных муниципальных образований проголосовало за установление следующей структуры муниципальных образований:
- представительный орган избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании;
- глава муниципального образования избирается представительным органом муниципального образования из своего состава и является его председателем;
- глава местной администрации назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса.
В соответствии с Федеральным законом глава сельского поселения независимо от численности населения может быть одновременно председателем Совета и главой местной администрации.
Существует мнение, что на фоне кризисных социально-экономических явлений выборы в органы местного самоуправления вызывают наименьший интерес у населения. Да, конечно, как один из факторов он сказывается на электоральной активности, однако итоги выборов 1 марта 2009 года имеют несколько иную характеристику.
В единый день голосования проводились 212 избирательные кампаний в 55 районах и городах Республики Башкортостан. В том числе:
- дополнительные выборы депутата Государственного Собрания - Курултая Республики Башкортостан по Дюртюлинскому одномандатному избирательному округу №43 и выборы депутатов Совета городского поселения город Дюртюли;
- выборы депутатов Совета городского округа ЗАТО Межгорье;
- выборы депутатов представительных органов в 119 вновь образованных сельских поселениях;
- дополнительные выборы депутатов Советов городских округов город Уфа, город Сибай, в 5 муниципальных районах, в 82 сельских поселениях, а также повторные выборы.
Выборы проводились в 1353 одномандатных округах. Для голосования было образовано 726 избирательных участков. В списки избирателей внесены 377 тысяч 75 человек. Активность избирателей составляла от 78, 31% (в Калтасинском районе) до 99, 53% (в Шаранском районе).
Выборы в органы местного самоуправления вызывают интерес у кандидатов. Последние две кампании 5 октября 2008 года и 1 марта 2009 подтверждают это. Так, на выборах 1 марта в нашей республике в 55 избирательных округах на одно место баллотировалось более двух кандидатов, а в Абзелиловском, Миякинском, Учалинском районах даже по четыре. В 1210 округах баллотировалось по два кандидата. Т.е. принцип альтернативности соблюдался в 1265 округах. Напомню, всего их было 1353. В 88 избирательных округах на одно место претендовал только один кандидат. В результате голосования в одном из округов по выборам депутата Совета сельского поселения Петропавловский сельсовет Аскинского района, где баллотировался также один кандидат, выборы не состоялись, так как кандидат не получил пятидесяти процентов голосов избирателей. В результате проиграл не только кандидат, но и комиссия, и избиратели.
Новый состав депутатского корпуса характеризуется следующими показателями:
- из кандидатов, выдвинутых Политической партией «Единая Россия» депутатами стали 1040 человек (76,92 %);
- от КПРФ – 38 человек (2,81%);
- от ЛДПР – 1 человек (0,07%);
- самовыдвиженцев – 273 человека (20,20%).
Каждый второй депутат имеет высшее образование и возраст до 50 лет; мужчин среди народных избранников 955.
Невозможно в современном обществе представить сферу, где бы не использовались современные информационные технологии. Избирательный процесс не стал исключением. Впервые в республике и еще трех субъектах Российской Федерации были установлены веб-камеры для трансляции хода голосования. Эксперимент был организован на шести избирательных участках Дюртюлинского района. Каждый желающий 1 марта с 8 до 20 часов мог наблюдать за происходящим на этих избирательных участках в режиме реального времени, подключившись к сети Интернет. Страницы сайта Центризбиркома республики открывались пользователями сети Интернет 24910 раз, в том числе пользователями стран ближнего и дальнего зарубежья:
- Соединенных Штатов Америки – 66;
- Германии – 21;
- Норвегии – 14;
- Китая – 9;
- Канады – 4 и многих других.
Эксперимент стал еще одним шагом к обеспечению прозрачности выборов и повышению доверия к избирательным комиссиям.
Последняя выборная кампания не отличалась накалом политической борьбы и поэтому не сопровождалась, в том числе, значительным числом избирательных споров, передаваемых на рассмотрение избирательных комиссий.
В период подготовки и проведения выборов депутатов в представительные органы сельских поселений, городских округов и дополнительных выборов депутата Государственного Собрания – Курултая Республики Башкортостан по Дюртюлинскому одномандатному избирательному округу в Центральную избирательную комиссию от участников избирательного процесса всего поступило девять обращений и жалоб. Ни одно обращение и ни одна жалоба не были удовлетворены ввиду их надуманности и необоснованности. В день голосования в адрес Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан не поступило ни одной жалобы.
Существующая между избирательными правами граждан и избирательными спорами связь прослеживается применительно к нарушению избирательных прав. При нормальном развитии избирательных правоотношений, когда происходит позитивная реализация избирательных прав граждан, объективной почвы для возникновения и существования избирательных споров нет. В то же время, когда происходит нарушение избирательных прав граждан, возникает объективная необходимость их охраны и защиты.
2.3 АНАЛИЗ ФОРМИРОВАНИЯ ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ В ТУЙМАЗИНСКОМ РАЙОНЕ РБ
Солидарное, жизнеспособное и креативное гражданское общество рождается лишь благодаря активности самих граждан.
Будущее в избирательной кампании за нашей молодежью, поэтому участие этой категории граждан в выборах разного уровня очень весомо. От того, как члены участковой избирательной комиссии пригласили на выборы, какую создали атмосферу для впервые голосующих, зависит участие или «бойкотирование» следующих выборов.
Что касается последних выборов 1 марта 2009 года, то число избирателей в возрасте до 30 лет, включенных в список для голосования, составили 3608 человек (32,47% от общего количества избирателей). Проголосовало на выборах 3185 человек, т.е. 64,47%. До 100 процентного охвата еще работать и работать. В этом направлении территориальная избирательная комиссия работает согласно перспективному плану, утвержденному территориальной избирательной комиссией от 17.12.2008г. № 10. Перечислим некоторые пункты этого плана:
«Круглый стол» для молодых избирателей с участием членов территориальной избирательной комиссии и Центральной избирательной комиссии Республики Башкортостан по теме «Мы выбираем будущее»;
«Конкурс рефератов по избирательному праву»;
«День молодого избирателя» в средних специальных учебных заведениях города;
Организационно-правовая игра в детском оздоровительном учреждении «Учимся выбирать будущее»;
«Проведение юридических олимпиад, конкурсов и викторин, встреч-бесед среди школьников на знание избирательного законодательства»;
«Лучшая студенческая работа по теме выборов» и др.
Как видно, основное направление работы Туймазинской избирательной комиссии связано с обучением избирательному процессу среди учащихся ССУЗов и старшеклассников.
Больше внимания уделяется формированию у молодых людей гражданской ответственности.
Положительный результат дают деловые игры, которые уже третий год проводятся в Туймазинском государственном юридическом колледже. В таких играх принимают участие члены территориальной избирательной комиссии, преподаватели и студенты. Данное мероприятие имеет следующие цели - повышение правовой культуры, правовой грамотности будущих избирателей; формирование умения применять свои знания на практике; воспитание чувства гражданской ответственности, самосознания у студентов; Творческая группа продумывает ход мероприятия, сюжеты, вопросы для блиц-опроса. Для сюжетов используются различные ситуации, которые возникают на практике во время выборов. При подготовке вопросов для блиц-опроса используется Конституция Российской Федерации, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Кодекс Республики Башкортостан о выборах.
В ходе игры участники не только показывают свои знания, но и решают ситуационные задачи, требующие применения знаний на практике. Это значительно облегчает формирование умений и навыков, что в комплексе со знаниями и составляет правовую культуру избирателя.
Представленные сюжеты дают информацию, как участникам игры, так и зрителям, причём именно зрители должны выявить правильные и ошибочные действия участников игры. Анализ ситуаций, представленных в сюжетах, ответы на вопросы по знанию избирательного права оценивает жюри, которое тоже, в свою очередь, демонстрирует знание законов.
Зал колледжа оформлен так, как должен быть оформлен зал для голосования; подготовлены фотовыставка и выставка детских рисунков «Туймазинский район и город Туймазы от выборов до выборов», стенды с вопросами викторины и кроссвордами на знание избирательного права. Современной молодежи необходима стабильная политическая ситуация в стране, при которой становится возможным приумножение всего сделанного за последние годы.
В период избирательных кампаний традиционным становится проведение различных конкурсов – знание законов о выборах, на лучший реферат или сочинение. Вся работа Туймазинской территориальной избирательной комиссии построена так, чтобы выборы проходили организованно. Такие конкурсы помогают понять ребятам, что выборы и работа депутатов – непростое дело.
Большое внимание уделяется информированию населения о предстоящих выборах. Более тесно территориальная избирательная комиссия стала работать с библиотеками. Многие работники библиотек являются членами участковых избирательных комиссий, поэтому с сознанием дела готовят подборку литературы, оформляют стенды, ведь именно молодежь посещает такие места, и именно за нашей молодежью будущее города, района, республики.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итог, хочется отметить, что все параграфы данной контрольной работы имеют большую практическую и теоретическую значимость. В них обсуждались интересные насущные проблемы в области избирательного процесса на муниципальном уровне.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации народ вправе осуществлять свою власть не только через органы государственной власти и непосредственно, но и через органы местного самоуправления. Тем самым на конституционном уровне впервые закреплено существование независимой от государства системы власти народа для решения вопросов местного значения. Таким образом, одним из приоритетов должно стать донесение до граждан объективных сведений о возможностях местного самоуправления в рамках самых разных коммуникационных площадок – от образовательных учреждений до средств массовой информации. Необходимо подготовить и реализовать комплекс мер по муниципальному просвещению населения. Только таким путем можно сформировать в обществе подлинную культуру самоуправления.
Работа с молодежью является важным направлением деятельности не только избирательных комиссий, но и органов самоуправления, а также органов государственной власти. Только в тесном конструктивном диалоге и взаимодействии можно достичь наилучших результатов.
Сегодня как некогда ощущается потребность в конструктивных идеях в различных областях общественной и государственной деятельности. В нашей стране уже сложилась практика правового решения таких сложных проблем как открытое избрание представительных и исполнительных органов государственной власти и местного самоуправления. Идеи выборной демократии политических прав и свобод граждан воплотились в конкретные правовые институты и процедуры, юридические гарантии и механизмы гражданского политического контроля за деятельностью властных структур.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993.
2. Конституция РБ от 24 декабря 1993 года.
3. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" (закон о МСУ) от 06.10.2003 N 131-ФЗ/ Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
4. Федеральный закон от 26.11.1996 N 138-ФЗ (ред. от 22.06.1998) "Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления" / Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
5. Федеральный закон от 12.06.2002 N 67-ФЗ (ред. от 04.10.2010) "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" / Информационно-справочная система «Консультант Плюс».
6. "Кодекс Республики Башкортостан о выборах" от 01.09.1997 N 118-з (ред. от 24.03.2005).
9. Мазитов Р.Г. Практика реализации муниципальной реформы: местные выборы и референдумы» материалы «круглого стола». – Уфа: Мир печати..
10. Пешин Н.Л. Государственная власть и местное самоуправление в России. — М.: Статут, 2007.
11. Сергеев А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации. — М.: ТК Велби, Проспект, 2006.
12. Чаннов С.Е. Муниципальное право. — М.: Юрайт-Издат, 2006.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Всемирно-историческое значение победы над фашистской Германией |
Контрольная работа | Тепловые эффекты химических реакций |
Контрольная работа | Беженцы и вынужденные переселенцы |
Контрольная работа | Пассивные операции коммерческих банков |
Контрольная работа | Взимание таможенных пошлин |