Оглавление
общественный
государственный конституционный строй
В
начале XXI века проблема безопасности приобрела для Российской Федерации особую
актуальность. Это связано, во-первых, с глобальными геополитическими изменениями
в мире, произошедшими в результате распада СССР, и определением нового места России
в мировом сообществе; во-вторых, с кардинальными изменениями во внутренней политике:
разгосударствлением экономики, сменой институтов государственной власти, становлением
политического и идеологического многообразия, переходом России от фактически унитарного
государства к реальной федерации.
В
условиях неоднозначных процессов глобализации, переходного состояния России приоритетным
является укрепление Российского государства как необходимое условие обеспечения
безопасности общества и личности. В первую очередь, это должно достигаться с помощью
укрепления основ конституционного строя.
Конституция
- это не только нормативно-правовой акт, но и документ, который должен обозначать
принципы деятельности, цели, задачи Российской Федерации, а также важнейшие направления
государственной политики по обеспечению безопасности ее многонационального народа.
Разрушительный процесс усугубляется вследствие несоблюдения принципа приоритета
норм Конституции России над иными правовыми нормами, федеральных правовых норм над
нормами субъектов Российской Федерации.
Указанные
выше обстоятельства позволяют сделать вывод об актуальности рассмотрения вопросов,
связанных с основами конституционного строя как объекта безопасности государства.
Цель
работы - всестороннее теоретическое изучение основ конституционного строя
как объекта безопасности государства.
Исходя из поставленной цели,
мы ставим перед собой следующие задачи:
·
определить
понятие общественного строя;
·
рассмотреть
конституционный строй как объект безопасночти государства;
·
изучать
параллель между общественным, государственным и конституционным строем.
Объектом
исследования выступают отношения, возникающие в конституционным строе. Предметом
исследования являются закономерности в деятельности юридических и физических лиц
при рассмотрении конституционного строя.
Методологическую
основу исследования составляют диалектический метод познания
как общий метод исследования, а также такие частные методы, как анализ, синтез,
восхождение об абстрактного к конкретному и от конкретного к абстрактному.
В
заключении подведены итоги и сформулированы основные положения и
выводы проведенного исследования.
В
настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности
государства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этой
сфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном
уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
В
статье 1 Закона РФ "О безопасности" отмечается, что к основным объектам
безопасности относятся:
·
личность
- её права и свободы;
·
общество
- его материальные и духовные ценности;
·
государство
- его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Эта триада
довольно часто используется многими авторами, хотя и не является бесспорной. Такое
деление объектов требует глубокого научного анализа и изучения.
В
современной науке государственного (конституционного) права и в нормативно-правовых
актах часто используются понятия "конституционный строй", "основы
конституционного строя". Первым шагом в изучении данного вопроса является проблема
соотношения таких понятий как "общественный строй", "государственный
строй" и "конституционный строй"
О.Г.
Румянцев отмечает что "под общественным строем специалисты понимают организацию
общества, взятую в единстве всех сторон и обусловленную определенным уровнем производительных
сил, производственных, политических, идеологических, правовых и других отношений,
а также соответствующих им учреждений".[1]
Он
определяет такой строй как систему, наделенную характерными особенностями общественного
сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемую государством
и правом.
Б.А.
Страшун говорит об общественном строе как об "исторически конкретной системе
общественных отношений, т.е. организации общества, обусловленной определенным уровнем
производства, распределением и обменом продуктов, характерными особенностями общественного
сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемой государством
и правом".[2] Следует не согласиться
с таким определением, в котором отождествляется система общественных отношений и
организация общества.
Понятие
общественного строя содержится в Большом юридическом словаре. В частности, он определяется
как "исторически конкретная система общества, обусловленная определенным уровнем
производства, распределения и обмена продуктов, характерными особенностями общественного
сознания и традициями взаимодействия людей в разных сферах жизни и охраняемая государством
и правом".[3] Данное определение
является более удачным, т.к. строй раскрывается через систему общества, а не через
систему общественных отношений.
Общественный
строй является не государственно-правовой категорией, а скорее - социально-политическим
понятием, охватывающим всю сумму социальных отношений в обществе, как урегулированных
нормами права, так и нет.
Общественный
строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в
его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные
организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами
общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.
Государственный
строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов,
выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов
внутренней организации государства. "Государственный строй - система социальных,
экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами
конституционного (государственного) права".[4] В данном определении
строй раскрывается через отношения, что, по мнению автора, не совсем правильно,
т.к. он представляет собой механизм государства. Государственный строй определяется
через основные организационные институты и формы механизма политической власти.
Другими словами, государственный строй представляет собой не только совокупность
государственных органов, осуществляющих государственную власть, но и характер взаимоотношений
между ними в процессе реализации своих полномочий в осуществлении государственной
власти. Государственный строй является частью общественного строя, зависит от особенностей
экономических, политических и идеологических отношений в обществе, а также от того,
в чьих руках, в руках какого класса, слоя или группы общества находится эта власть.
Государственный строй характеризуется:
·
системой
высших и иных органов государства, их структурой, компетенцией, порядком их образования;
·
разнообразием
охраняемых государством социально- экономических и организационно-политических основ
государственной власти;
·
территориальным
устройством государства.
Как
общественный, так и государственный строй могут быть неконституционными, а воздействие
государства на общество являться преимущественно неправовым. Если же государство
воздействует на общественный строй, прежде всего, посредством установления или санкционирования
правовых норм, обеспечения их реализации, опираясь при этом на Конституцию и иные
источники права, выполняет ряд других обязательств перед человеком и обществом,
это позволяет говорить о началах конституционного строя. Рассмотрев предварительное
соотношение общественного и государственного строя, необходимо уяснить и раскрыть
содержание конституционного строя.
В
отечественной литературе можно найти несколько точек зрения на понимание конституционного
строя.
В
частности, "конституционный строй - общественный строй и устройство государства,
закрепленные в Конституции. Общественный строй - есть сочетание экономической и
политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства
(форму правления, политический режим и т.д.)". В учебном пособии для поступающих
в юридические вузы под редакцией академика О.Е. Кутафина говорится: "Конституционный
строй характеризуется особыми принципами (базовыми началами), лежащими в основе
взаимоотношений человека, общества и государства. Конституционный строй - это такая
организация государственной и общественной жизни, где государство является политической
организацией гражданского общества, имеет демократический правовой характер и в
нем человек, его права, свободы, честь, достоинство признаются высшей ценностью,
а их соблюдение и защита - основной обязанностью государства". О.Е. Кутафин
вкладывает в это понятие и совокупность определенных гарантий подчиненности государства
праву,[5] Ю.П. Еременко считает,
что конституционный строй представляет собой "систему господствующих экономических,
политических и идеологических отношений в их конституционной форме выражения, которые
воплощают полновластие (суверенитет) черты общества в целом".[6]
В.Т. Кабышев видит в конституционном строе, прежде всего, "систему конституционных
отношений как предмет конституционного регулирования, а также конституционных норм
и принципов, регулирующих и закрепляющих отдельные виды общественных отношений существующего
реального строя". В свою очередь, Н. А. Богданова полагает возможным определить
конституционный строй как "устройство государства и общества, закрепленное
государственно-правовыми нормами, а В.И. Лафитский исходит из того, что конституционный
строй охватывает только основы государственности и права, тогда как правовое государство
- все стороны государственного и правового бытия" (8). О.Г. Румянцев считает,
что "конституционный строй - это целостная система социально-правовых отношений
и институтов, подчиненная безусловным нравственным и конституционным велениям"
(9). Эта система, по мнению Румянцева, основана на совокупности основополагающих
регуляторов, которые содействуют закреплению в общественной закреплению в общественной
практике и в правосознании стабильных, справедливых, гуманных и правовых связей
между человеком, гражданским обществом и государством. Баглай М.В. определяет конституционный
строй как "порядок, при котором соблюдаются права и свободы человека и гражданина,
а государство действует в соответствии с конституцией. Это понятие вбирает в себя
не только юридическое содержание. Оно обусловлено, помимо права, уровнем правосознания,
развитием политической культуры и этики. Право и мораль должны обеспечивать неотвратимость
наказания в отношении любого гражданина или должностного лица, посягнувшего на конституционные
порядки". Такое определение повторяется и в авторском учебнике М.В. Баглая.
Иное определение содержится в учебнике под редакцией О.Е. Кутафина, где конституционный
строй является "формой или способом организации государства, которая обеспечивает
подчинение его праву и характеризует его как конституционное государство".[7]
Достаточно
интересное определение содержится в учебном пособии Каткова Д.Б. и Корчиго Е.В.
Они отмечают, что "конституционный строй - это система правовых отношений,
закрепляющая способ организации государства, при котором признаются и гарантируются
права и свободы человека и гражданина, а государство подчинено праву и, прежде всего,
демократической Конституции".
Из
приведенных выше определений видно, что конституционный строй рассматривается через
такие категории как "общественный и государственный строи, организация государственной
и общественной жизни", "система определенных отношений", "порядок",
"форма организации государства", "система норм и принципов"
и т.д. Некоторые авторы в данное понятие включают нравственный, гуманистический
подход, верховенство права, наличие конституции и т.д. Все это является небесспорным
и требует более глубокого и специального изучения.
По
мнению автора, конституционный строй можно было бы определить как систему социальных,
экономических и политико-правовых отношений и институтов, закрепленных и охраняемых
конституционно-правовыми актами.
Представленное
многообразие научных подходов к пониманию конституционного строя говорит о дискуссионности
решения данного вопроса в научных исследованиях. Вряд ли можно признать положительным,
что такой институт как конституционный строй, да при том являющийся объектом безопасности
государства, недостаточно четко определен. Нет определения конституционного строя
(основ) и в нормативных правовых актах, есть лишь упоминания о нем в качестве объекта
защиты или посягательства на него.[8] Подобная неопределенность
нежелательна в практической деятельности, и, прежде всего в правоприменительной,
для государства и общества в целом, что может привести к тому, что принимаемые решения
должностных лиц "в целях защиты конституционного строя" будут далеко не
в интересах народа и не в соответствии с законом. Достаточно вспомнить "знаменитый"
Указ Президента РФ от 21 сентября 1993 г. № 1400 "О поэтапной конституционной
реформе в Российской Федерации".
С
учетом сказанного хотелось бы отметить следующее. Во-первых, конституционный строй
представляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственные
организации) и общественных отношений, при чем наиболее значимых и важных. Во-вторых,
эта система урегулирована нормами конституционными права. В-третьих, эта система
таких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в той
или иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между ними
строятся в соответствии с определенными принципами - основами конституционного строя,
совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй.
Между
содержанием понятий общественного, государственного и конституционного строя можно
провести следующее соотношение. Конституционный строй включает в себя государственный
строй в целом, а также часть общественного строя, причем наиболее значимые его сферы,
которые подвергаются правовому регулированию со стороны государства.
Для
характеристики конституционного строя как объекта безопасности государства необходимо
раскрыть содержание основ конституционного строя, уяснить их структуру и соотношение
между собой.
Основы
- это важнейшие, исходные начала, положения, охватывающие и решающие главные элементы
содержания чего-либо, определяющие его сущность. В конституционном строе также можно
выделять его качественные характеристики, представляющие собой источник, главное,
опору, инфраструктуру, на которой стоят и к которой сводятся все отдельные нормы,
действующие в обществе и государстве.
Дискуссионность
есть и в понимании основ конституционного строя. Так, в частности, О.Е. Кутафин
под ними понимает "главные принципы государства, обеспечивающие подчинение
его праву и характеризующие его как конституционное государство". В.Т. Кабышев
отмечает, что они подчеркивают особенности и специфику конституционного регулирования
общественных отношений, указывают на источник, то главное, на чем базируется определенное
явление, полагая при этом, что "свою конкретизацию основы получают в конституционных
принципах". Встречается понятие основ конституционного строя как "политико-правовых
ориентиров в общей системе регулирования общественных отношений". В.И. Лафитский
обращает внимание на закрепление в конституциях штатов США "основных структурных
элементов политической системы и принципов, положенных в основу ее функционирования".
НА. Михалева видит в них "законодательное выражение реально существующих основ
общественного и государственного строя", которые отражают сущность фактических
общественных отношений, составляющих объект конституционного регулирования и обусловленных
характером основополагающих социально-экономических и общественно-политических отношений.[9]
О.Г.
Румянцев различает две стороны понятия основ конституционного строя. Во-первых,
это устои реальных общественных отношений, которые суть категория объективная, во-вторых,
субъективное отражение объективной категории, адекватно либо не вполне адекватно
устанавливаемое законодателем. Под основами конституционного строя он понимает "находящиеся
под защитой государства сущностные социально-нравственные установки и политико-правовые
правила разумной и справедливой организации общества. Они обусловливают ключевые
черты общественного строя, власти, формы правления, государственного устройства,
политического режима. В них определяются общие принципы правовой регламентации отношений
в основных подсистемах общества, и обеспечивается их взаимодействие. Каждый из конституционных
принципов представляет собою концепцию жизнедеятельности отдельных составляющих
конституционного строя в целом"(16).
Основы
конституционного строя предстают в виде самостоятельного государственно-правового
института. Конституционное право регламентирует основы конституционного строя "основополагающие
принципы устройства государства и его соотношения с человеком и обществом, его (государства)
существенных характеристик, которые в совокупности составляют упорядоченную и относительно
завершенную систему и которые проецируются на все остальные нормативные установления
права" (17). Автор разделяет данную точку зрения в определении основ конституционного
строя.
Основы
конституционного строя взаимосвязаны, не существуют изолированно друг от друга.
Все они оказывают друг на друга влияние, представляют собою не простую совокупность,
а органическое единство, целостную систему и выражают качественную определенность
её содержания,
От
понятия основ конституционного строя следует перейти к их классификации. В главе
I Конституции РФ, которая называется "Основы конституционного строя",
находит свое выражение целостная система основ конституционного строя.
К
их первой группе относятся основы организации государственной власти: народовластие;
федерализм; верховенство права; принцип разделения властей; государственный суверенитет.
Вторую
группу составляют основы взаимоотношений государства и человека, гражданина, правового
статуса человека и гражданина. К ним относятся: признание и утверждение прав и свобод
человека и гражданина высшей ценностью; их защита и соблюдение - обязанностью государства.
Третья
группа включает основы организации жизни общества. Ее составляют:
·
идеологический
и политический плюрализм;
·
светский
характер государства; свобода экономической деятельности;
·
многообразие
и равноправие различных форм собственности; социальный характер государства.
Спорную
классификацию, по мнению автора, предлагает М.В. Баглай в авторском учебнике. Он
пишет, что "нормы-принципы, включенные в главу Конституции РФ “Основы конституционного
строя”, составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные
группы:
·
гуманистические
основы конституционного строя;
·
основные
характеристики Российского государства;
·
экономические
и политические основы конституционного строя;
·
основы
организации государственной власти".[10]
Возникает
вопрос: разве политические основы конституционного строя не характеризуют Российское
государство, а основы организации государственной власти не являются политическими
основами строя, и наоборот? По мнению автора такая классификация основ представляется
не совсем логичной.
Анализируя
статьи, закрепленные в I главе Конституции РФ, действительно, напрашивается вывод
о наличии совокупности таких основ конституционного строя, которые характеризуют
отношения человека (с обществом и государством, отношения в сфере организации и
функционировании государственной власти (государства), а также отношения между обществом
и государством.
Главным
для безопасности личности является - то, что составляет его права и свободы. В ст.2
Конституции РФ закреплено, что "человек, его права и свободы являются высшей
ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина -
обязанность государства". Итак, права и свободы являются самостоятельной основой
конституционного строя.
Объектом
безопасности общества являются его материальные и духовные ценности. Вопрос о ценностях
является сложным и спорным, т.к. это категория оценочная. Любая основа конституционного
строя будет иметь отношение к материальным или духовным ценностям общества в той
или иной мере (прямо или косвенно). Автор уходит от анализа данного объекта, т.к.
основным предметом исследования в данной работе является объект безопасности государства.
Государство
как один из элементов объекта безопасности, является особой политической организацией
в обществе, осуществляющее государственную власть. Объектом безопасности государства
по Закону "О безопасности" является его конституционный строй, суверенитет
и территориальная целостность.
Что
такое конституционный строй было рассмотрено выше.
Государственный
суверенитет - это свойство государства самостоятельно и независимо от власти других
государств (организаций) осуществлять свои функции на собственной территории и за
её пределами в международном общении. Суверенитет государства проявляется в верховенстве
власти. Это верховенство выражается:
"в
универсальности государственной власти, то есть властная сила государства (и только
она) распространяется на все население и общественные объединения данной страны;
в
исключительности государственной власти, то есть данная власть может отменить, признать
ничтожным любое незаконное проявление другой общественной власти;
в
наличии специальных средств воздействия, которыми не располагает никакая другая
общественная власть (армия, полиция, тюрьма и пр.)" (в наличии специальных
средств воздействия, которыми не располагает никакая другая общественная власть
(армия, полиция, тюрьма и пр.)". [11]
Итак,
суверенитет государства является, во-первых, одним из признаков (неотъемлемым свойством)
государства и, во-вторых, закреплен в качестве основы конституционного строя (ст.
4 Конституции РФ). Почти все авторы в учебниках и пособиях по государственному (конституционному)
праву рассматривают государственный суверенитет с его характерными чертами в качестве
основы конституционного строя. Государственный суверенитет относится к основам конституционного
строя в сфере организации государственной власти.
Следующей
составляющей объекта безопасности государства определена территориальная целостность.
В ч. 3 ст. 5 Конституции РФ закреплены конституционные принципы федерализма как
основы конституционного строя в сфере организации государственной власти. К ним
относятся: государственная целостность, единство системы государственной власти,
разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти
Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации,
равноправие и самоопределение народов в Российской Федерации.
И.А.
Умнова отмечает, что вопрос об определении системы конституционных принципов российского
федерализма в отечественной юридической литературе является дискуссионным. Она предлагает
не ограничиваться положениями ч. 3 ст. 5 Конституции РФ, строго придерживаясь юридической
формализацией данных принципов в "Основах конституционного строя". Умнова
И.А. полагает, что по полноте охвата принципов, и по тому, как они сформулированы,
изложенная система принципов не может быть признана совершенной. И в связи с этим
относит к конституционным принципам федерализма также государственный суверенитет
(ст. 4), равноправие субъектов Российской Федерации (ч. 1 и 4 ст. 5), единство конституционно-правовой
системы (ст. 15), разграничение предметов ведения между Федерацией и ее субъектами
(ст. 71, 72, 73).[12]
Автор
разделяет вывод И.А. Умновой о том, что этимологическое толкование принципа государственной
целостности "дает основание включать в его содержание принцип единства системы
государственной власти, принцип территориальной целостности, являющийся в свою очередь
элементом государственного суверенитета, а также принцип единства конституционно-правовой
системы. Таким образом, содержание понятия государственной целостности растворяется
в системе других принципов. Отсюда представляется более правильным понимать государственную
целостность не как принцип, а как качественную характеристику государственности,
отражающую уровень ее развитости и достигаемую через реализацию вышеперечисленных
принципов".
Итак,
территориальная целостность является одним из элементов (признаком) основы конституционного
строя - государственного суверенитета.
Возвращаясь
к основным объектам безопасности, закрепленным в Законе "О безопасности",
необходимо отметить отсутствие четкого критерия и нарушение логики в изложении данной
классификации. Так, объектом безопасности личности являются права и свободы, которые
закреплены в качестве самостоятельной основы конституционного строя, характеризующей
взаимоотношение государства и человека.
Объект
безопасности общества - основы, которые имеют отношение и к сфере организации государственной
власти, и к сфере взаимоотношений человека с государством и обществом, и к сфере
взаимоотношений государства с обществом. Объект же безопасности государства определяется
через разнопорядковые по объему и содержанию составляющие его элементы. В самом
деле, объектом безопасности государства должны быть, по мнению автоpa, основы конституционного
строя в сфере организации и функционирования государственной власти. Законом предусмотрен
иной порядок и логика: конституционный строй - суверенитет (основа конституционного
строя) - территориальная целостность (признак этой же основы). Следует обратить
внимание на указание в законе составляющих объекта безопасности государства - его
конституционный строй. Возникает вопрос о том, что у государства есть свой конституционный
строй? Соглашаться с такой формулировкой в Законе было бы неверно, т. к. государство
является одним из основных институтов конституционного строя.
Подобная
путаница и неопределенность в терминологическом плане лишний раз подтверждает сложность
понимания и применения Закона, недостаточно ясного понимания объекта безопасности
государства. Показателен следующий пример. В комментарии ст. 275 Уголовного кодекса
РФ говорится, что "под безопасностью государства следует понимать состояние
защищенности жизненно важных интересов государства - конституционного строя, суверенитета
и территориальной неприкосновенности от внутренних и внешних угроз".[13]
В этом определении снова наблюдается подобное Закону "О безопасности"
перечисление элементов объекта безопасности государства. Кроме этого, вместо территориальной
целостности упоминается о территориальной неприкосновенности, хотя это совсем разные
по содержанию понятия. При этом глава, в которой содержится комментируемая статья,
называется "Преступления против основ конституционного строя и безопасности
государства". Включение конституционного строя в целом в непосредственный объект
рассматриваемого преступления только усложняет задачу конкретизации и раскрытия
содержания этого элемента данного состава преступления.
В
настоящее время много внимания уделяется изучению проблемы обеспечения безопасности
государства, национальной безопасности, роли и месте государственных органов в этой
сфере. Для того, чтобы обеспечение безопасности государства осуществлялось на должном
уровне, необходимо четко представлять, что является ее объектом.
Общественный
строй охватывает все стороны общественной жизни в их органической взаимосвязи; в
его структуру входят социальные идеи, социальные институты (государство, негосударственные
организации, социальные нормы), социальные отношения, существующие в обществе. Основами
общественного строя принято считать экономическую и политическую системы.
Государственный
строй представляет собой совокупность общественно-политических отношений и институтов,
выражающих наиболее устойчивые свойства, взаимосвязи и взаимодействия элементов
внутренней организации государства. "Государственный строй - система социальных,
экономических и политико-правовых отношений, устанавливаемых и закрепляемых нормами
конституционного (государственного) права".
В
частности, "конституционный строй - общественный строй и устройство государства,
закрепленные в Конституции. Общественный строй - есть сочетание экономической и
политической систем общества, устройство государства определяется через формы государства
(форму правления, политический режим и т.д.)".
С
учетом сказанного хотелось бы отметить следующее. Во-первых, конституционный строй
представляет собой определенную систему социальных институтов (государство, негосударственные
организации) и общественных отношений, при чем наиболее значимых и важных. Во-вторых,
эта система урегулирована нормами конституционными права. В-третьих, эта система
таких взаимосвязанных и взаимообусловленных отношений, которые складываются в той
или иной мере между человеком, обществом и государством. Взаимоотношения между ними
строятся в соответствии с определенными принципами - основами конституционного строя,
совокупность (система) которых представляет собой конституционный строй.
Итак,
территориальная целостность является одним из элементов (признаком) основы конституционного
строя - государственного суверенитета.
Возвращаясь
к основным объектам безопасности, закрепленным в Законе "О безопасности",
необходимо отметить отсутствие четкого критерия и нарушение логики в изложении данной
классификации. Так, объектом безопасности личности являются права и свободы, которые
закреплены в качестве самостоятельной основы конституционного строя, характеризующей
взаимоотношение государства и человека.
1.
Большой
юридический словарь. М-ИНФРА. М: 2009, С.436.
2.
Кабышев
В.Т. Становление конституционного строя России. - "Конституционное развитие
России". МНС. Саратов,"Абрис",2003,с. 4.
3.
Катков
Д.Б., Корчиго Е.В. Конституционное право России: Учебное пособие / Отв. ред. академик
РАЕН Ю.А. Веденеев. - М.: Юриспруденция, 1999, С. 38.
4.
Клименко
С.В., Чичерин А.Л. Основы государства и права. Пособие для поступающих в юридические
вузы. - М.: Издательство “Зерцало”, 2008, С. 177
5.
Конституционное
(государственное) право зарубежных стран. Учебник в 4-х томах. Отв. ред. Б.А. Страшун.
- М.: Издательство “БЕК”, 2003, С. 126.
6.
О.Е.
Кутафин, Е.И. Козлова. Государственное право РФ.Учебник. - М.: Юридическая литература,
1996, С. 90.
7.
Румянцев
О.Г. Основы конституционного строя России (понятие, содержание, вопросы становления)
- М.: издательство “Юрист”, 2004, С. 20.
8.
ст.
10 ФЗ от 3 апреля 1995 г. "Об органах федеральной службы безопасности в Российской
Федерации", ст. 16 ФЗ от 14 апреля 1995г. "Об общественных объединениях",
ст. 1 Закона РФ от 5 марта 1992 г. "О безопасности", ст. 3 Закона РФ от
17 мая 1991 г. "О чрезвычайном положении" и др.
9.
Умнова
И.А. Конституционные основы современного российского федерализма. Учебно-практическое
пособие.-М.: Дело, 2008, С. 47-48.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Автоматизированные информационные системы в экономике |
Контрольная работа | Первая российская революция 1905-1907 годов |
Контрольная работа | Система линейных уравнений |
Контрольная работа | Организация работы физиотерапевтического кабинета |
Контрольная работа | Судебная власть. Конституционные основы арбитражного судопроизводства |