План
1. Понятие и виды судебных расходов
2. Государственная пошлина, ее размер и порядок исчисления
3. Льготы по государственной пошлине
4. Издержки, связанные с рассмотрением дела
5. Распределение судебных расходов между сторонами
Литература
1. Понятие и виды судебных расходов
Под судебными расходами в хозяйственном процессе понимаются затраты, которые несут стороны, а также третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора, в связи с рассмотрением и разрешением дела хозяйственным судом, а также исполнением решения.
Целью судебных расходов в хозяйственном процессе является следующее:
1) частичное возмещение расходов государства на судопроизводство (компенсационная);
2) предотвращение случаев необоснованного обращения в хозяйственный суд и доведение до рассмотрения судом бесспорных дел (превентивная);
3) наказание стороны, виновной в возникновении спора (цель наказания);
4) стимулирование участников процесса к надлежащему исполнению своих гражданско-правовых и иных обязанностей (побуждает должников добровольно выполнять свои обязанности).
Судебные расходы состоят (рис. 16):
Рис. 16
Плательщиками государственной пошлины являются юридические и физические лица, совершающие в своих интересах юридические действия и получающие документы, имеющие юридическую силу, в специальных учреждениях.
Непосредственно субъектами уплаты судебных расходов являются:
1) стороны (истец, ответчик);
2) третьи лица, заявляющие самостоятельные требования на предмет спора;
3) заявители по определенным категориям дел.
Остальные лица уплачивают судебные расходы в тех случаях, когда ими совершаются действия, влекущие необходимость уплаты судебных расходов. Так третье лицо без самостоятельных исковых требований обязано уплатить государственную пошлину при подаче кассационной жалобы на судебное решение. Порядок уплаты и размер государственной пошлины определяются Законом «О государственной пошлине» (с изм. и доп.) и Постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате».
По общему правилу государственная пошлина подлежит уплате в белорусских рублях, однако в соответствии со ст. 7 Закона «О государственной пошлине» может уплачиваться и в свободно конвертируемой валюте по официальному курсу Национального банка Республики Беларусь на момент совершения юридических действий. К таким случаям прежде всего необходимо относить случаи обращения в суд иностранных юридических и физических лиц.
Уплата пошлины может осуществляться наличными деньгами, а также путем перечисления со счета плательщика в учреждении банка.
При уплате государственной пошлины наличными деньгами к документу, оплачиваемому пошлиной, прилагается подлинная квитанция кредитного учреждения, принявшего платеж, а при перечислении пошлины со счета плательщика – дополнительный экземпляр платежного поручения с надписью кредитного учреждения на лицевой или оборотной стороне следующего содержания: «Зачислено в доход бюджета (прописью) рублей». Эта надпись скрепляется первой и второй подписями должностных лиц и оттиском печати кредитного учреждения с проставлением даты выполнения платежного поручения.
Государственная пошлина представляет собой денежный сбор, взимаемый в доход государства за подачу исковых заявлений, заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение, об экономической несостоятельности (банкротстве), кассационных и надзорных жалоб, а также за выдачу судами копий решений, определений и постановлений хозяйственного суда и документов, находящихся в деле.
Государственная пошлина взимается с заявлений и жалоб, подаваемых в хозяйственные суды, и за выдачу хозяйственными судами копий документов. Уплата государственной пошлины осуществляется лицом, участвующим в деле, до совершения соответствующего процессуального действия (подачи искового заявления, заявления или жалобы, увеличения размера или заявления дополнительных исковых требований). Государственная пошлина уплачивается истцом или взыскивается хозяйственным судом.
Существует два вида государственной пошлины: простая (взимается в твердых ставках) и пропорциональная (взимается в процентном отношении к сумме иска или к базовой величине (БВ). Государственная пошлина устанавливается по требованиям имущественного характера в процентном отношении к цене иска, а по неимущественным требованиям – в процентном отношении к БВ. К требованиям неимущественного характера относятся требования, не подлежащие стоимостной оценке, в частности, требования о заключении, изменении и расторжении договоров, о признании полностью или частично недействительными актов государственных и иных органов, об исключении имущества из описи (освобождение от ареста) и т. п.
Цена иска определяется:
1) по искам о взыскании денежных средств – исходя из взыскиваемой суммы;
2) по искам о понуждении к исполнению договорных обязательств – исходя из стоимости неисполненного обязательства;
3) по искам о признании не подлежащим исполнению исполнительного или иного документа, по которому взыскание производится в бесспорном порядке – исходя из оспариваемой суммы;
4) по искам об истребовании имущества – исходя из стоимости имущества либо его доли;
5) по искам об истребовании земельного участка – исходя из стоимости земельного участка по установленной цене, а при ее отсутствии – по рыночной цене.
В цену иска включаются также указанные в заявлении суммы неустойки (штрафа, пени). Цена иска, состоящего из нескольких самостоятельных требований, определяется суммой всех требований (как имущественных, так и неимущественных). Цена иска согласно ст. 123 ХПК относится к необходимым реквизитам искового заявления и должна быть в нем указана.
При одновременном заявлении нескольких требований, касающихся одного объекта требования, цена иска определяется единожды исчисленной стоимостью этого объекта. Например, при заявлении требований о признании права собственности на какое-либо имущество и истребовании его из чужого незаконного владения цена иска будет определяться стоимостью этого имущества.
Хозяйственный суд в случае неправильного указания цены иска (завышения или занижения ее) в исковом заявлении или в заявлении об увеличении (уменьшении) размера требований, изменении предмета требования самостоятельно определяет цену иска. По этому вопросу хозяйственный суд выносит определение. При этом в случае завышения цены иска излишне уплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику, а в случае занижения ее наступают последствия, предусмотренные ст. 126 ХПК, и исковое заявление возвращается.
От увеличения и уменьшения размера исковых требований следует отличать уточнение цены иска хозяйственным судом. Уточнение цены иска происходит в тех случаях, когда при предъявлении искового заявления невозможно точно рассчитать цену иска (например, стоимость предмета требований выражена в ранее действовавших ценах, денежных единицах либо точно не зафиксирована сумма причиненного ущерба и т. п.). В подобных случаях истец рассчитывает размер уплачиваемой при предъявлении искового заявления государственной пошлины от того размера иска, который можно определить на момент его предъявления. Уточнение цены иска производится судом (судьей) при рассмотрении дела на основе фактических данных, дополнительно представленных сторонами и истребованных судом, в том числе по результатам проведенных экспертиз. В случае уточнения цены иска при увеличении ее государственная пошлина не доплачивается истцом, а взыскивается судом по результатам рассмотрения спора в соответствии со стст. 107, 108 ХПК. При уточнении цены иска в сторону уменьшения, переплаченная государственная пошлина подлежит возврату плательщику (п. 6 ст. 8 Закона «О государственной пошлине»).
Размер ставок государственной пошлины определяется Постановлением Совета Министров от 26. 03. 2003г. № 402. Государственная пошлина по делам, рассматриваемым в хозяйственных судах, взимается в следующих размерах.
1. С исковых заявлений имущественного характера, в том числе об истребовании имущества, о понуждении к исполнению обязательства о передаче имущества, об установлении права собственности на имущество, а также встречных заявлений и заявлений третьих лиц, содержащих самостоятельные требования на предмет спора в уже начатом процессе при цене иска:
1.1. до 1000 БВ – 5% от цены иска, но не менее 1 БВ;
1.2. от 1000 до 10 000 БВ – 5 % от 1000 БВ + 3% от суммы, превышающей 1000 БВ;
1.3. свыше 10 000 БВ – 1% цены иска, но не менее суммы, предусмотренной п. 1. 2.
2. С исковых заявлений неимущественного характера, в то числе с заявлений о признании недействительными полностью или частично актов органов государственного управления или иных органов, не имеющих нормативного характера, подаваемых:
2.1. юридическими лицами:
в Высший Хозяйственный Суд – 20 БВ по каждому требованию (акту);
в другие хозяйственные суды – 10 БВ по каждому требованию (акту);
2.2. индивидуальными предпринимателями и гражданами в хозяйственные суды – 5 БВ по каждому требованию (акту).
3. С исковых заявлений по спорам, возникающим при заключении, изменении и расторжении хозяйственных договоров, о признании сделок недействительными, подлежащих рассмотрению:
3.1. в Высшем Хозяйственном Суде – 20 БВ;
3.2. в других хозяйственных судах – 10 БВ.
4. С заявлений о возбуждении приказного производства – 5 БВ.
5. С кассационных и первичных надзорных жалоб на судебные акты – 50% ставки, установленной за подачу искового заявления (жалобы, ходатайства), а по имущественным спорам – ставки, исчисленной исходя из оспариваемой суммы.
6. С повторных надзорных жалоб, подаваемых должностным лицам для принесения протеста в одну и ту же надзорную инстанцию – 50% ставки, предусмотренной п. 5.
7. За выдачу дубликатов приказов, копий решений, определений и постановлений хозяйственного суда, а также копий других документов, находящихся в деле, выдаваемых судом по письменной просьбе сторон и других участников процесса – 20% БВ и, кроме того, 3% БВ за каждую изготовленную страницу.
8. С заявлений о признании юридических лиц и индивидуальных предпринимателей экономически несостоятельными (банкротами):
8.1. подаваемых кредиторами – 10 БВ;
8.2. подаваемых самими юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями о своей экономической несостоятельности (банкротстве) – 3 БВ.
9. С заявлений об установлении фактов, имеющих юридическое значение:
9.1. подаваемых в Высший Хозяйственный Суд – 15 БВ;
9.2. подаваемых в другие хозяйственные суды – 10 БВ.
10. С жалоб на нотариальные действия или отказ в их совершении – 10 БВ.
11. С ходатайств об отмене решения международного арбитражного (третейского) суда, созданного в Республике Беларусь – 10 БВ.
12. За подачу заявления об исполнении решений международного (арбитражного) суда – 10 БВ;
13. За подачу заявления об исполнении решений иностранных судов – 10 БВ.
За исковые заявления, содержащие одновременно требования имущественного и неимущественного характера взимается одновременно государственная пошлина, установленная для исковых заявлений имущественного характера и для исковых заявлений неимущественного характера.
судебные расходы государственная пошлина
Случаи освобождения от уплаты государственной пошлины установлены законом «О государственной пошлине» (ст. 4). От ее уплаты освобождаются, например:
1) органы прокуратуры, государственные и общественные органы, предприятия, учреждения, организации и граждане, обратившиеся в случаях, предусмотренных действующим законодательством, с заявлением в суд в защиту прав и интересов других юридических и физических лиц;
2) департамент по управлению государственным имуществом Министерства экономики Республики Беларусь, его территориальные органы – по судебным делам, связанным с приватизацией и управлением государственным имуществом;
3) департамент по санации и банкротству Министерства экономики Республики Беларусь, его территориальные органы – по судебным делам, связанным с экономической несостоятельностью (банкротством) субъектов хозяйствования;
4) Комитет государственного контроля Республики Беларусь и его территориальные органы – по искам, предъявленным в случаях, установленных законодательством;
5) Национальный Банк Республики Беларусь и его учреждения;
6) Министерство по налогам и сборам Республики Беларусь, его инспекции – по искам (заявлениям), предъявляемым ими в установленных законодательством случаях, а также за подачу кассационных и надзорных жалоб;
7) Министерство труда и социальной защиты населения Республики Беларусь – за подачу в суд заявлений по искам о взыскании обязательных страховых взносов и иных платежей в бюджет Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь и др.
Дополнительные льготы по государственной пошлине для любых плательщиков вправе предоставить Совет Министров Республики Беларусь. Отдельным плательщикам или группам плательщиков льготы могут быть предоставлены областными и Минским городским Советами депутатов или по их поручению исполнительными или распорядительными органами. В данном случае к исковому заявлению должен прилагаться документ, подтверждающий предоставление органом государственного управления льготы по государственной пошлине, а указание об освобождении от уплаты государственной пошлины должно содержаться в исковом заявлении. В противном случае наступают последствия, как при ее неуплате.
Суд или судья имеет право устанавливать дополнительные льготы в части уплаты государственной пошлины для отдельных граждан-предпринимателей исходя из имущественного положения. Подача таким предпринимателем искового заявления должна сопровождаться заявлением ходатайства о предоставлении соответствующей льготы. Установление льгот по уплате государственной пошлины – это не только полное или частичное освобождение от ее уплаты, но и отсрочка или рассрочка ее уплаты при предъявлении иска.
Отсрочкой уплаты государственной пошлины является предоставление плательщику возможности уплатить пошлину по истечении определенного промежутка времени после совершения процессуального действия, ею облагаемого. Рассрочкой уплаты государственной пошлины является предоставление плательщику возможности уплатить государственную пошлину частями через определенные промежутки времени. Период отсрочки или рассрочки уплаты государственной пошлины не должен превышать общего установленного срока рассмотрения хозяйственного спора.
В соответствии со ст. 6 Закона «О государственной пошлине» государственная пошлина поступает в местный бюджет, кроме государственной пошлины, взимаемой хозяйственными судами, которая в соответствии с хозяйственным процессуальным законодательством Республики Беларусь поступает в республиканский бюджет.
Следует учесть, что в определенных случаях государственная пошлина может быть возвращена полностью или частично. Эти случаи определены ст. 8 Закона «О государственной пошлине, а именно:
1) внесение пошлины в большем размере, чем требуется по действующему законодательству;
2) отказ лицу, обратившемуся в суд, в принятии заявления или когда заявление возвращено;
3) если производство по делу прекращено в связи с неподведомственностью дела суду или заявление оставлено без рассмотрения в связи с несоблюдением установленного порядка внесудебного разрешения спора и нахождением на рассмотрении в другом суде спора между теми же сторонами, о том же предмете и по тем же основаниям;
4) при прекращении производства по делу в связи с освобождением ответчика от уплаты неустойки, пени или штрафа по решению компетентного органа;
5) когда в установленном порядке отменено уже исполненное решение хозяйственного суда о взыскании пошлины с ответчика;
6) при уточнении цены иска в процессе рассмотрения дела хозяйственным судом и ее уменьшении;
7) при отказе лица, уплатившего пошлину, от совершения процессуального действия до обращения в хозяйственный суд;
8) при направлении хозяйственным судом заявления по преддоговорному спору на рассмотрение другому хозяйственному суду, где предусмотрены более низкие ставки государственной пошлины.
К судебным издержкам относятся (ст. 99 ХПК):
1) суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, переводчикам, свидетелям;
2) расходы по производству осмотра на месте;
3) расходы по извещению и вызову сторон в хозяйственный суд, направлению судебных актов и выполнению судебных поручений;
4) другие расходы, признанные хозяйственным судом необходимыми.
Указанный перечень не является исчерпывающим, поскольку суд может признать необходимыми к уплате и другие расходы, не перечисленные в ст. 99 ХПК. Размер издержек определяется, в отличие от государственной пошлины, не ценой иска, а фактически произведенными затратами при рассмотрении дела.
Порядок и условия выплаты сумм экспертам, переводчикам и свидетелям, а также порядок взыскания этих сумм со сторон определяется ст. 104 – 106 ХПК. Возмещаются понесенные ими в связи с явкой в хозяйственный суд расходы на проезд, по найму жилого помещения и выплачиваются суточные. Возмещение по проезду производится путем выплаты стоимости проезда к месту нахождения хозяйственного суда и обратно к месту работы или месту жительства железнодорожным, водным, воздушным и автомобильным транспортом, а также связанных с этим затрат по приобретению (бронированию) билетов, пользованию постельными принадлежностями и тому подобное на основании документов, подтверждающих такие расходы (проездные билеты, квитанции и др.), а при отсутствии документов выплаты осуществляются в размере, установленном законодательством.
Расходы по найму жилого помещения и суточные выплачиваются экспертам, специалистам, переводчикам и свидетелям в соответствии с нормами командировочных расходов, установленных законодательством Республики Беларусь.
Выплата сумм экспертам, специалистам и свидетелям осуществляется за счет стороны, заявившей соответствующую просьбу, или за счет обеих сторон, если просьба заявлена ими совместно либо соответствующее процессуальное действие совершено по инициативе хозяйственного суда. Выплата сумм переводчикам производится за счет средств республиканского бюджета. Эти суммы взыскиваются в республиканский бюджет по результатам рассмотрения дела с соответствующей стороны согласно правилам распределения судебных расходов между сторонами.
Эксперты и специалисты получают вознаграждение за выполненную работу только в том случае, если эта работа не входила в круг их служебных обязанностей. Размер вознаграждения определяется хозяйственным судом в порядке, установленном законодательством Республики Беларусь.
За работниками предприятий, учреждений, организаций, состоящими в трудовых отношениях, сохраняется средний заработок по месту работы за время их отсутствия в связи с явкой в хозяйственный суд. Документом, подтверждающим причину и продолжительность отсутствия на работе, является повестка хозяйственного суда. В случае, если свидетель не состоит в трудовых отношениях, ему выплачивается компенсация за отвлечение от обычных занятий, размер которой определяется хозяйственным судом исходя из продолжительности затраченного в связи с явкой в суд времени.
Суммы, подлежащие выплате экспертам, специалистам, свидетелям, и другие необходимые расходы по делу предварительно вносятся на депозитный счет хозяйственного суда стороной, заявившей соответствующую просьбу, или третьим лицом, заявляющим самостоятельные требования. Если указанная просьба заявлена обеими сторонами либо вызов специалистов, свидетелей, назначение экспертизы и другие действия, подлежащие оплате, производятся по инициативе хозяйственного суда, то требуемые суммы вносятся сторонами в равных частях на депозитный счет хозяйственного суда, если иное не предусмотрено законодательными актами. Размер сумм, подлежащих внесению каждой из сторон хозяйственного спора, определяется хозяйственным судом в соответствующем определении.
Необходимые процессуальные действия (назначение экспертизы, вызов специалистов, свидетелей и др.) подлежат выполнению хозяйственным судом после представления сторонами документов, подтверждающих внесение необходимых сумм. В случае, если после выполнения сторонами или одной из них определения суда по внесению судебных расходов на депозитный счет хозяйственного суда эти расходы увеличились вследствие вызова дополнительных свидетелей, увеличения ими затраченного на участие в заседании времени, назначения дополнительной экспертизы, такие расходы перед совершением процессуального действия должны быть доплачены одной или обеими сторонами в зависимости от того, по чьей инициативе выполнялось соответствующее действие.
Суммы, причитающиеся экспертам, специалистам и переводчикам, выплачиваются с депозитного счета хозяйственного суда по выполнении ими своих обязанностей.
К расходам по производству осмотра на месте относятся расходы по проезду суда к месту осмотра и обратно, а также иные затраты, связанные с производством осмотра.
К расходам по извещению и вызову сторон в суд, направлению судебных актов и выполнению судебных поручений относятся, в частности, затраты, связанные с отправлением почтовых сообщений, по переводу в необходимых случаях определений, решений и постановлений хозяйственного суда на государственный язык страны местонахождения лица, участвующего в деле, легализации в установленном порядке документов, исходящих от суда, и тому подобное.
К расходам по выполнению судебных поручений могут относиться, кроме того, затраты судебного учреждения, осуществляющего выполнение поручения.
К другим расходам, признанным судом необходимыми в виде судебных издержек, относятся затраты, не предусмотренные в п. 1 – 3 ст. 99 ХПК, связанные с рассмотрением дела. Эти расходы могут состоять, например, из затрат по хранению вещественных доказательств, получению письменных доказательств, исполнению решения суда и т. п.
По общему правилу бремя уплаты расходов возлагается на сторону, оказавшуюся неправой в деле. Стороне, в пользу которой состоялось решение в полном объеме, хозяйственный суд присуждает с другой стороны все понесенные по делу выигравшей стороной судебные расходы (как государственную пошлину, так и издержки).
В том случае, когда выигравшая сторона – истец была освобождена от уплаты государственной пошлины при обращении в суд, государственная пошлина подлежит взысканию с проигравшей стороны ответчика в доход бюджета. Также при удовлетворении иска все издержки, понесенные хозяйственным судом, подлежат взысканию с ответчика в бюджет. При отказе в иске издержки, понесенные хозяйственным судом в связи с рассмотрением дела, и государственная пошлина, от уплаты которой истец при предъявлении иска был освобожден, взыскиваются с истца в доход бюджета. Это происходит и тогда, когда с иском в суд в интересах истца обращались иные лица, которым законодательными актами предоставлено право предъявления исков в чужих интересах.
При частичном удовлетворении иска суммы судебных расходов присуждаются истцу пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, а ответчику – пропорционально размеру исковых требований, в удовлетворении которых истцу отказано.
В случае выбытия стороны из дела и замены ее правопреемником в соответствии со ст. 44 ХПК действия суда по распределению или взысканию государственной пошлины и судебных расходов обязательны для правопреемника в той же мере, в какой они были бы обязательными для правопредшественника.
При пересмотре судебных актов хозяйственного суда в кассационном или надзорном порядке судебные расходы, понесенные сторонами как при рассмотрении дела по существу, так и в связи с подачей кассационной или надзорной жалобы, распределяются соответственно судом кассационной или надзорной инстанции по результатам пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений в порядке, изложенном выше. Изменения в распределении судебных расходов могут быть внесены кассационной или надзорной инстанцией как в случае ошибок суда первой инстанции при распределении судебных расходов, так и тогда, когда вышестоящим судом изменяется прежнее решение, принимается новое решение, влияющее на распределение судебных расходов. При отмене состоявшегося судебного решения и направлении дела на новое рассмотрение повторное распределение судебных расходов осуществляется судом, повторно рассматривающим дело.
В хозяйственном процессе сторонам и третьим лицам, заявляющим самостоятельные требования, предоставлено право заключить мировое соглашение на любой стадии процесса.
Мировое соглашение – это соглашение сторон об урегулировании спора на приемлемых для них условиях и направленное на ликвидацию судебного процесса по делу. Заключение мирового соглашения и в случае принятия его хозяйственным судом, независимо от мотивов, влечет прекращение производства по делу.
При заключении мирового соглашения стороны могут предусмотреть порядок распределения судебных расходов между собой, даже если такое распределение не является пропорциональным по отношению к размерам взаимных уступок сторон или не соответствует правилам распределения судебных расходов, установленным ХПК. Последние применяются в том случае, если стороны в своем соглашении не определились по поводу распределения судебных расходов.
Литература
1. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.
2. Прищепа В. Государственная пошлина при подаче исков в хозяйственные суды РБ // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1998. № 5; 1998. № 6.
3. Петухова И. Прищепа В. О возврате государственной пошлины // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2002. №5.
4. Фалькович М. Судебные расходы // Хозяйство и право. 1996. № 2.
Нормативные акты
1. Закон Республики Беларусь от 10.01.1992 г. «О государственной пошлине» (с изм. и доп.) // Национальный реестр правовых актов. 2000. №73.
2. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 26.03.2003 г. № 402 «О ставках государственной пошлины и предоставлении дополнительных льгот по ее уплате» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2003. №8.
3. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 07.12.2000 № 16 «О применении хозяйственными судами законодательства Республики Беларусь о государственной пошлине» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2001. №1;2002. №8/2.
4. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 24 ноября 2000 г. №1784 «Об освобождении администраций свободных экономических зон от уплаты государственной пошлины за подачу в хозяйственный суд исковых заявлений» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2001. №1.
5. Постановление Совета Министров Республики Беларусь от 13 ноября 2000 г. №1737 «Об освобождении от уплаты государственной пошлины при подаче заявлений об экономической несостоятельности (банкротстве) и других исков и заявлений» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №6.
6. Постановление Совета Министров Республики Беларусь и Национального банка Республики Беларусь от 20 декабря 1998 г. №1588 «Об освобождении органов финансовых расследований Республики Беларусь от уплаты государственной пошлины» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1998. №6.
7. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 28.12.2001 г. № 33 «Об обзоре практики взимания государственной пошлины с подаваемых в хозяйственные суды заявлений и жалоб» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2002. № 3.
8. Разъяснение от 15 апреля 2002 г. № 03-25/768 «О государственной пошлине при рассмотрении споров между субъектами хозяйствования разных государств» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2002. № 6.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Засвоєння їжі. Харчові отруєння |
Контрольная работа | Фінансові інвестиції |
Контрольная работа | Коренные народы Западной Сибири |
Контрольная работа | Средние величины: виды, свойства, область применения |
Контрольная работа | Финансовые расчеты с применением MS Excel |