Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Процессуальные сроки

ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ СРОКИ



План


1. Понятие и виды процессуальных сроков.


2. Установление и исчисление процессуальных сроков. Окончание процессуальных сроков


3. Последствия пропуска процессуальных сроков. Восстановление процессуальных сроков


4. Приостановление процессуальных сроков. Продление процессуальных сроков


Литература


1.
Понятие и виды процессуальных сроков


Правильное, своевременное рассмотрение и разрешение хозяйственным судом дел, обеспечение защиты прав и охраняемых законом интересов субъектов хозяйствования, применение единообразного законодательства является первостепенной задачей хозяйственного судопроизводства. Кроме быстроты рассмотрения дел по хозяйственным спорам наряду с другими процессуальными гарантиями, значение процессуальных сроков состоит еще и в том, что соблюдение их является важнейшим средством воздействия на недобросовестных участников процесса, препятствующих своими действиями или бездействием своевременному и правильному разрешению дел.


Процессуальные сроки призваны содействовать устойчивости, ясности и определенности правоотношений сторон.


Учитывая особую значимость процессуальных сроков в хозяйственном процессе по эффективной защите прав и законных интересов субъектов хозяйствования в экономической сфере нормы ХПК, регулирующие эти вопросы, носят четко определенный характер. Процессуальный срок в хозяйственном процессе – это период времени, в течение которого должно быть совершено определенное процессуальное действие хозяйственным судом, сторонами и другими участниками хозяйственного процесса, органами, исполняющими решения хозяйственного суда. В отдельных случаях для лиц, не участвующих в процессе, также установлены сроки совершения ими указанных в ХПК действий.


Процессуальным правом установлены процессуальные и давностные сроки. Процессуальные сроки – это сроки, установленные для совершения процессуальных действий. Давностные сроки – это сроки на обращение за защитой в хозяйственный суд в случае нарушения прав и законных интересов заинтересованных лиц.


В ХПК установлены следующие процессуальные и давностные сроки:


1) пятидневный срок для направления хозяйственным судом истцу определения об отказе в принятии искового заявления (ст. 125 ХПК);


2) пятидневный срок для вынесения и направления лицам, участвующим в деле, определения о возбуждении производства по делу (ст. 129 ХПК);


3) до трех дней срок для перерыва в судебном заседании (ст. 136 ХПК);


4) двухмесячный срок для рассмотрения споров хозяйственным судом с принятием решения. В исключительных случаях с учетом особой сложности дела срок его рассмотрения может быть продлен до четырех месяцев (ст. 137 ХПК);


5) пятидневный срок для подписания протокола судебного заседания председательствующим (ст. 149 ХПК);


6) трехдневный срок с момента подписания протокола для представления лицами, участвующими в деле, замечаний в отношении полноты и правильности составления протокола (ст. 149 ХПК);


7) месячный срок для сообщения хозяйственному суду о принятых мерах по частному определению хозяйственного суда (ст. 169 ХПК);


8) десятидневный срок на подачу кассационной жалобы или принесение протеста прокурора на решение хозяйственного суда (ст. 177 ХПК);


9) годичный срок для подачи жалобы в порядке надзора на вступивший в законную силу судебный акт хозяйственного суда (ст. 204 ХПК);


10) годичный срок для принесения протеста на вступившее в законную силу решение, определение хозяйственного суда (ст. 208 ХПК);


11) месячный срок для рассмотрения жалобы, поданной в порядке надзора (ст. 211 ХПК);


12) месячный срок со дня открытия вновь открывшихся обстоятельств для подачи заявления о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам (ст. 222 ХПК);


13) семидневный срок для добровольного исполнения судебного акта должником, если срок исполнения не указан в судебном акте или не определен законодательным актом (ст. 234 ХПК);


14) десятидневный срок для обжалования (опротестования) действий судебного исполнителя или судебного пристава в хозяйственный суд (ст. 249 ХПК);


15) трехлетний срок для предъявления решения иностранного суда, вступившего в законную силу, к принудительному исполнению в Республике Беларусь (ст. 314 ХПК) и др.


Процессуальные сроки могут быть установлены и иными законодательными актами. В ст. 213 ХПК, определяющей сроки рассмотрения дел, по которым принесены протесты в Президиум или Пленум Высшего Хозяйственного Суда, указывается на рассмотрение таких дел в соответствии с Законом «О хозяйственный судах в Республике Беларусь». Согласно Закону правила подготовки, порядок проведения заседаний Пленума и Президиума ВХС устанавливаются Регламентами, соответственно, Пленума и Президиума.


Характер спора, объем подлежащих исследованию доказательств требует различного времени для рассмотрения дела по существу (например, рассмотрение дел об экономической несостоятельности (банкротстве). В данной связи ст. 137 ХПК определяет, что более длительный срок рассмотрения дела с принятием решения может быть установлен законодательными актами. Применительно к рассмотрению дел об экономической несостоятельности (банкротстве) таким законодательным актом будет являться Закон «Об экономической несостоятельности (банкротстве)». Или, например, ст. 211 ХПК определяет, что принудительное исполнение судебных актов производится в срок, указанный в судебном акте, или в срок, определенный законодательным актом.


С учетом конкретных обстоятельств дела хозяйственный суд может самостоятельно назначить процессуальные сроки, если они не установлены ХПК или иным законодательным актом. На возможность назначения таких сроков указывает ряд статей ХПК. Так, ст. 134 определяет, что по сложным делам, связанным со значительным объемом расчетов, хозяйственный суд вправе обязать ответчика представить отзыв на исковое заявление в указанный судом срок. В ст. 144 установлено, что в случаях, когда дело не может быть рассмотрено в данном заседании, хозяйственный суд откладывает его рассмотрение и участники хозяйственного процесса извещаются судом о времени проведения следующего заседания.


2.
Установление и исчисление процессуальных сроков. окончание процессуальных сроков


Сроки для совершения процессуальных действий определяются:


1) точной календарной датой;


2) указанием на событие, которое обязательно должно наступить;


3) периодом времени, в течение которого действие должно быть совершено.


Как установлено в ст. 130 ХПК, в определении судьи о возбуждении производства по делу и подготовке его к судебному разбирательству хозяйственный суд указывает время проведения заседания хозяйственного суда. В отдельных случаях срок определяется в ХПК путем указания на событие, до наступления которого возможно совершение определенного процессуального действия. В соответствии со ст. 75 ХПК хозяйственный суд по своей инициативе или по ходатайству лиц, участвующих в деле, назначает экспертизу на любой стадии процесса до вынесения решения по делу. Ответчик вправе предъявить к истцу встречный иск для рассмотрения его совместно с первоначальным иском до принятия решения по делу, как это предусмотрено ст. 127 ХПК. В ст. 165 ХПК указывается на то, что вопрос о принятии дополнительного решения может быть поставлен до вступления решения в законную силу. Согласно ст. 184 ХПК лицо, подавшее кассационную жалобу, а также прокурор, принесший кассационный протест, вправе отказаться от жалобы или отозвать протест до вынесения кассационной инстанцией постановления.


Если срок для совершения процессуального действия определяется периодом времени, соответствующее действие может быть произведено в течение этого периода, т. е. в любой день, но не позднее его последнего дня. Например, жалоба в порядке надзора на вступившее в законную силу решение, определение хозяйственного суда может быть подана в любой день, но не позднее 1 года.


Процессуальные сроки, в зависимости от установления сроков, делятся на сроки, которые исчисляются:


1) днями;


2) месяцами;


3) годами.


Например: 10 дней – срок на подачу кассационной жалобы или принесение протеста; 1 месяц – срок для сообщения хозяйственному суду о принятых мерах по частному определению хозяйственного суда. Годами исчисляются, например, сроки для предъявления решения иностранного суда к принудительному исполнению. Независимо от исчисления срока его течение начинается на следующий день после календарной даты или наступления события, которым определено его начало.


Безусловно, когда ХПК предусмотрена обязанность совершения процессуального действия в строго определенный день или час, оно должно быть совершено в установленное время.


Окончание процессуальных сроков связывается, как правило, с их истечением. Процессуальные сроки, исчисляемые как годами, так и месяцами, истекают в последний день соответствующего срока. В тех случаях, когда процессуальные сроки определяются периодом времени, а процессуальное действие совершено раньше истечения срока, окончание срока падает на момент совершения процессуального действия. Например, окончание срока, исчисляемого годами, приходится на соответствующий месяц и число последнего года. Так, решение иностранного суда, вступившее в законную силу 20 февраля 2003 г., может быть предъявлено к принудительному исполнению в Республике Беларусь в течение 3 лет, начиная с 21 февраля 2003 г. Срок предъявления к принудительному исполнению решения в этом случае истечет 20 февраля 2006 г.


Окончание процессуального срока может приходиться на месяц, который не имеет соответствующего числа. В этом случае процессуальный срок истекает в последний день этого месяца. Так, заявление или представление о возобновлении дела по вновь открывшимся обстоятельствам, поступившее в хозяйственный суд 30 января 2000 г., должно быть рассмотрено хозяйственным судом не позднее 29.02.2000 г., поскольку месячный срок, установленный ч. 1 ст. 225 ХПК, должен закончиться в последний день месяца, не имеющего соответствующего (30-го) числа.


Процессуальный срок с начала его исчисления течет непрерывно. Это значит, что в процессуальный срок засчитываются и нерабочие дни. Однако в случаях, когда последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый, следующий за ним, рабочий день. Например, если срок для производства процессуального действия падает на 3 июня (пятница), но поскольку этот день праздничный, а 4 июня – суббота (выходной), 5 июня – воскресенье (выходной), то последним днем срока будет 6 июня, т. е. днем окончания срока считается первый, следующий за ними, рабочий день.


Сдача документов в орган связи приравнивается к совершению процессуального действия в суде. Если, например, установленный ст. 177 ХПК срок (10 дней), в течение которого может быть подана кассационная жалоба на решение хозяйственного суда, истекает 1 сентября, то она может быть сдана на почту до 24.00 ч. 1 сентября. Этот срок не будет считаться пропущенным, несмотря на то, что жалоба в таком случае поступит в суд после 1 сентября. Дата сдачи документов в орган связи подтверждается датой почтового штемпеля на конверте.


В случаях когда процессуальное действие должно быть совершено непосредственно в хозяйственном суде или в другой организации, то срок истекает в тот час, когда в этих организациях по установленным правилам заканчивается работа или прекращаются соответствующие операции.


3.
Последствия пропуска процессуальных сроков. восстановление пропущенных сроков


Процессуальные сроки должны соблюдаться как лицами, участвующими в деле, как лицами, не участвующими в деле, так и хозяйственным судом, судебными исполнителями и др. Нарушение сроков, установленных для производства процессуальных действий лицами, участвующими в деле, связано с утратой права на совершение определенных процессуальных действий. Например, при пропуске срока для предоставления замечаний в отношении полноты и правильности составления протокола судебного заседания лица, участвующие в деле, лишаются такого права.


Последствия несоблюдения процессуальных сроков лицами, не участвующими в деле, могут явиться меры ответственности, предусмотренные в ХПК. Так, согласно ст. 169 ХПК, в случае несообщения хозяйственному суду о принятых мерах организациями, должностными лицами или гражданами, в отношении которых вынесено частное определение, по истечении месячного срока хозяйственный суд принимает решение о наложении штрафа.


Последствием несоблюдения процессуальных сроков хозяйственным судом или судебным исполнителем являются меры дисциплинарного воздействия на судью или судебного исполнителя, а также осуществление ряда организационных мероприятий по недопущению нарушения процессуальных сроков впредь.


Нарушение самим хозяйственным судом процессуальных сроков не может прервать хозяйственный процесс, поэтому в подобных случаях хозяйственный суд обязан произвести определенные действия и по истечении установленных для него сроков. Например, хозяйственный суд обязан рассмотреть спор и тогда, когда им нарушен срок разрешения споров, предусмотренный в ст. 137 ХПК (2 месяца). При нарушении установленного ст. 129 ХПК (5 дней) срока для вынесения и направления лицам, участвующим в деле, определения о возбуждении производства по делу хозяйственный суд не может быть освобожден от этой обязанности.


Жалобы и документы, поданные по истечении процессуальных сроков, если не заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока, не рассматриваются хозяйственным судом и возвращаются лицу, которым они были поданы. Процессуальные сроки, установленные законом для лиц, участвующих в деле, в случае их пропуска по уважительным причинам могут быть восстановлены хозяйственным судом по заявлению лица, участвующего в деле. Заявление о восстановлении пропущенного срока подается лицом, участвующим в деле, в хозяйственный суд, в котором надлежало совершить процессуальное действие. При этом оно должно содержать указания на причины пропуска процессуального срока и основания, по которым заявитель считает эти причины уважительными. Вопрос об уважительности причин пропуска срока решается хозяйственным судом в зависимости от конкретных обстоятельств, воспрепятствовавших лицу совершить процессуальное действие в установленные сроки. Например, причина пропуска признается уважительной, если кассационная жалоба подана с нарушением срока в связи с несвоевременным получением стороной решения, что, по сути, лишило заявителя возможности подать жалобу в установленный срок.


Одновременно с подачей заявления о восстановлении пропущенного срока должно быть совершено необходимое процессуальное действие, например, подана кассационная жалоба или принесен кассационный протест. При этом процессуальное действие должно быть произведено с соблюдением всех требований соответствующих статей ХПК. Так, кассационная жалоба и протест прокурора на решение хозяйственного суда, не вступившее в законную силу, должна отвечать требованиям, изложенным в ст. 178 ХПК (содержание кассационной жалобы), иначе они будут возвращены по основаниям, указанным в ст. 180 ХПК (возвращение кассационной жалобы (протеста).


О восстановлении пропущенного срока указывается в решении, определении или постановлении хозяйственного суда. В подобном случае отдельное определение о восстановлении срока не выносится. Например, о восстановлении срока на подачу кассационной жалобы должно быть указано в постановлении, принятом по результатам рассмотрения жалобы. А об отказе в восстановлении пропущенного срока выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.


4.
Приостановление процессуальных сроков, продление процессуальных сроков


Течение процессуальных сроков приостанавливается в связи с приостановлением производства по делу. Институт приостановления производства по делу урегулирован в общей части ХПК и может применяться во всех производствах, однако в исполнительном производстве имеет место отдельное регулирование. Приостановление производства по делу означает приостановление на неопределенный срок процессуальных действий, совершаемых хозяйственным судом по данному делу.


Основания приостановления производства по делу четко урегулированы в соответствующих нормах ХПК и имеют различия лишь в том, является ли приостановление обязанностью или правом для суда.


Итак, хозяйственный суд обязан приостановить производство по делу в случаях:


1. Невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, хозяйственного, уголовного или административного судопроизводства или иным компетентным органом. Другими словами, если в производстве общего суда находится дело, без решения по которому невозможно вынесение решения по делу, рассматриваемому хозяйственным судом, то последний обязан приостановить производство по делу.


Судья хозяйственного суда, придя к выводу о несоответствии нормативного акта Конституции либо актам, обладающим более высокой юридической силой, отражает данное обстоятельство в решении и признает необходимым внести в Конституционный Суд вопрос о признании соответствующего акта неконституционным полностью или в части.


При таких обстоятельствах судья (суд) вправе в соответствии с ХПК приостановить производство по делу и обратиться к председателю хозяйственного суда с целью инициирования ходатайства перед Президиумом Высшего Хозяйственного Суда о внесении им предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативного акта. Другие суды по аналогичным делам приостанавливают производство, если инициировано конституционное производство.


2. Пребывания гражданина-ответчика в действующей части Вооруженных Сил Республики Беларусь или обращения с соответствующим ходатайством гражданина-истца, находящегося в действующей части Вооруженных Сил Республики Беларусь.


Следует обратить внимание, что порядок приостановления производства по делу различен для гражданина-ответчика и гражданина-истца. В первом случае для приостановления производства по делу достаточно факта нахождения в действующей части Вооруженных Сил. Если гражданин является истцом и находится в действующей части Вооруженных Сил, то для приостановления производства по делу необходимо его ходатайство.


3. Выбытия стороны из дела.


При реорганизации, прекращении существования организации, смерти гражданина-предпринимателя, уступки права требования, переводе долга и других случаях хозяйственный суд приостанавливает производство по делу для замены этой стороны ее правопреемником.


4. Утраты гражданином, являющимся стороной по делу, дееспособности.


Данный факт должен быть подтвержден решением общего суда о признании его недееспособным по основаниям, предусмотренным ГК.


Приостановление производства по делу оформляется вынесением определения хозяйственного суда. При этом приостановление процессуального срока исчисляется с момента вынесения определения.


Продолжение течения срока начинается со дня вынесения определения хозяйственного суда о возобновлении производства по делу, а не со дня, когда фактически устранены обстоятельства, послужившие основанием для его приостановления. Например, течение процессуальных сроков, приостановленных в связи с приостановлением производства по делу по причине невозможности рассмотрения данного дела до принятия решения по другому делу или вопросу, рассматриваемому в порядке конституционного, гражданского, уголовного или административного судопроизводства или иным компетентным органом, будет продолжаться лишь со дня возобновления производства по делу. В данном случае не имеет значения для определения времени, с которого продолжается течение процессуальных сроков, дата разрешения другого дела органом, разрешающим споры, либо дата разрешения соответствующего вопроса компетентным органом.


Процессуальные действия должны быть совершены в оставшийся после возобновления производства срок.


В соответствии со ст. 202 ХПК Председатель Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь и его заместители, а также председатель областного хозяйственного суда вправе приостановить исполнение судебного акта хозяйственного суда до окончания производства в порядке надзора.


Приостановление исполнения судебного акта в силу ст. 202 ХПК влечет и приостановление 6-месячного срока, установленного ст. 235 ХПК для предъявления к исполнению приказа хозяйственного суда.


Кроме перечисленных оснований, законодательством Республики Беларусь могут быть предусмотрены иные случаи приостановления производства по делу хозяйственным судом.


Хозяйственный суд вправе приостановить производство по делу в следующих случаях:


1) назначения хозяйственным судом экспертизы. В определении о приостановлении дела в связи с назначением экспертизы указываются основания проведения экспертизы, фамилия эксперта или наименование экспертного учреждения, вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, представленные в распоряжение эксперта.


2) привлечения гражданина-лица, участвующего в деле, для выполнения какой-либо государственной обязанности. Например, командировка, пребывание на сборах, привлечение к борьбе со стихийным бедствием является основанием для производства по делу, когда это лицо не может явиться в суд продолжительное время.


3) направления материалов в следственные органы. Производство по делу приостанавливается до окончания следствия.


4) розыска гражданина – ответчика в случаях, предусмотренных законодательными актами. Решение вопроса о приостановлении производства в связи с розыском зависит от возможности разбирательства дела в отсутствие ответчика. При наличии в деле достаточных материалов для всестороннего выяснения взаимоотношений сторон суд может рассмотреть дело в отсутствие ответчика, в отношении которого возможно объявление розыска.


5) нахождение гражданина, являющегося стороной по делу, в лечебном учреждении на излечении. В данном случае все-таки суду следует учитывать, что применение этого процессуального положения может существенно ущемить интересы другой стороны, прервать процесс на многие годы, поэтому при тяжелом заболевании стороны необходимо продолжить процесс с участием представителя заболевшей стороны.


6) взаимного соглашения сторон и др.


Процессуальные сроки, назначенные хозяйственным судом, могут быть продлены. Необходимость в продлении может возникнуть по причине невозможности совершить конкретное процессуальное действие в срок, назначенный хозяйственным судом (например, представить документы, которые в данный момент отсутствуют у стороны, обязанной представить их хозяйственному суду). Об отказе в продлении (так же, как и при восстановлении) процессуальных сроков выносится определение, которое может быть обжаловано в установленном законодательными актами порядке.


процессуальный срок



Литература


1. Васьковский С. «О правах хозяйственного суда по приостановлению производства по делу» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.


2. Каменков В.С., Жандаров В.В. Хозяйственный процесс в Республике Беларусь. Мн.: Амалфея, 1999.


3. Комментарий к Хозяйственному процессуальному кодексу Республики Беларусь. 2-е изд., Мн., 2003.


4. Фалькович М. Процессуальные сроки // Хозяйство и право. 1996. № 5.


Нормативные акты


1. Постановление Пленума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 16 декабря 1999 г. №19 «О некоторых вопросах, связанных с применением сроков исковой давности» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 2000. №1.


2. Постановление Президиума Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь от 1 апреля 1999 г. №10 «О некоторых вопросах приостановления производства по делам» // Вестник Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь. 1999. №4.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :