Содержание
1. Понятие законности и правопорядка
2. Органы государственной власти в РФ
1. Понятие законности и правопорядка
Законность – одна из
категорий всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат
главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
Законность связана с
действительностью закона, с его способностью эффективно влиять на регулируемые
общественные отношения. Она выражает общий принцип отношения общества к праву в
целом. Поэтому ее содержание рассматривают в трех аспектах:
- в плане «правового» характера
общественной жизни;
- с позиции требования всеобщего
уважения к закону и обязательного его исполнения всеми субъектами;
- под углом зрения требования
безусловной защиты и реального обеспечения прав, интересов граждан и охраны
правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности
связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с деятельностью
государственных органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
Законность есть
комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации
общественно-политической жизни, органическую связь права и власти, права и
государства.
Законность неотделима от
общеобязательности права и выражается в требовании неукоснительного претворения
в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Следовательно,
законность требует соответствия поведения субъектов общественных отношений
предписаниям правовых норм, т.е. обеспечения реального правомерного поведения
всех их участников.
Законность трактуется и
как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности
последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в действии, в процессе
реализации.
Законность трактуется и
как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности
последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации.
Законность, понимаемая
как метод государственного руководства обществом, предполагает, что свои
функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами. В таком
государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются
принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение политических вопросов
силовыми методами. Особое место в деятельности государства отводится
законодательным и судебным органам.
Благодаря законности в
обществе внедряются идей справедливости, гуманизма, личной и общественной
свободы. Поэтому в широком социально-политическом смысле законность можно
считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором
деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права. Гуманизма,
справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми,
классовыми интересами. Режим законности – такая морально-политическая атмосфера,
при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма,
справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов. Реальность и
незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
Следовательно, законность
– это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая правовая
атмосфера, которые ограждают личность от произвола власти. Людей – от анархии,
общество в целом – от насилия, хаоса, беспорядка.
Законность предполагает в
своей реализации ряд принципов. Прежде всего – верховенство закона по отношению
ко всем другим правовым актам. Данный принцип получил конституционное
закрепление. Всякое издание норм права, противоречащих конституции и закону,
есть нарушение законности. Верховенство закона проявляется в верховенстве не
только законодательного содержания, но и формы. Это означает, что нормативные
акты должны приниматься в строго установленных законом порядке и форме.
Равенство всех перед
законом и судом является следующим принципом законности. Данный принцип также
возведен на конституционный уровень. В этом принципе выражается требование
претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от
злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.
Неукоснительное
соблюдение (исполнение) правовых актов всеми субъектами права также является
принципом законности. Данное требование диктует необходимость реализации
государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную
обязательность для всех субъектов права.
Обеспечение
неукоснительной реализации прав и свобод в качестве принципа законности
обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не
реализовать государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их
безусловную обязательность для всех субъектов права. Важно создать условия,
обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер,
гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий
круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно
эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически.
Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
Надлежащее правильное и
эффективное применение права как принцип адресовано государственным органам, в
чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм.
Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что
предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей,
своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод,
издание эффективных правоприменительных актов.
Законность требует, чтобы
любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия
правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к
ответственности. В этом выражается принцип последовательной борьбы с
правонарушениями.
Недопустимость произвола
в деятельности должностных лиц означает, что должностные лица, принимая
властное решение, должны руководствоваться конкретными правовыми предписаниями
и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и
требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным. Но и к
правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и коллизии в праве,
создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
Нужно различать
законность как систему формальных требований и реальную законность. На практике
требований законности в той или иной степени нарушаются, часто наблюдаются
отступления от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные
показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
Несмотря на сою
значимость, требования законности не претворяются в жизнь автоматически,
стихийно. Чтобы правовые предписания не остались на бумаге (и тем более не
нарушались), необходимы соответствующие условия и определенный комплекс
организационных, идеологических, политических, политических, юридических мер,
обеспечивающих реализацию, т.е. гарантии законности.
Гарантии законности – это
объективные условия и субъективные факторы, а также специальные средства,
обеспечивающие режим законности. Общие гарантии – это объективные
(экономические, политические, социальные, правовые, идеологические) условия
общественной жизни, в которых осуществляется правовое регулирование. Эти условия
создают среду реализации права, его функционирования, предопределяя в известной
степени и специальные средства по укреплению законности.
Гарантиями законности
являются также соответствующие субъективные факторы. Среди них можно отметить
состояние правовой науки. Полноту и развитие в ней прогрессивных
гуманистических идей, положений, научно-теоретических конструкций.
Уровень законности
определяется и эффективной деятельностью политического руководства, правильным
избранием лидерами приоритетов при принятии политических решений, готовностью и
умением соответствующих органов вести борьбу за укрепление законности.
Специальные средства
обеспечения законности – это юридические и организационные средства,
предназначенные исключительно для обеспечения законности. Важнейшей гарантией
законности является деятельность судов, осуществляемая путем рассмотрения и
разрешения гражданских и уголовных дел с целью всемерного укрепления
законности, т.е. осуществление правосудия.
Только целенаправленная
работа по совершенствованию объективных (общих) условий, эффективное применение
специальных средств, постоянное развитие законодательства позволяет обеспечить
стабильную законность и устойчивый правопорядок – основу нормальной жизни
общества.
С законностью тесно
связано другое правовое явление – правопорядок (правовой порядок). Правопорядок
– это порядок в общественной жизни, которая создается в результате строгого и
неуклонного соблюдения норм права всеми государственными и муниципальными
органами, общественными и хозяйствующими субъектами, должностными лицами и
гражданами.
В формировании
правопорядка законность выступает как основополагающий принцип деятельности
государственных органов, должностных лиц и граждан.
Правопорядок
характеризует степень упорядоченности общественных отношений, выступает
антиподом хаосу, анархии, неорганизованности. Далее, правопорядок – это
правовой порядок, состояние общественных отношений, запрограммированное правом.
Правовой порядок можно рассматривать как цель правового регулирования, каковой
является создание с помощью права и правовых средств такового порядка и такой
урегулированности общественных отношений, которые служат сохранению и
упрочнению существующего строя.
Исходя из сказанного,
правопорядок можно определить как основанную на праве и законности организацию
общественной жизни, отражающую качественное состояние общественных отношений на
определенном этапе развития общества.
Правопорядок – не
должностное или возможное, а фактическое состояние урегулированных правом
отношений, а потому с известной долей условности его можно охарактеризовать как
систему правовых отношений.
К принципам правопорядка
отнесена определенность, которая означает, что правопорядок базируется на
формально-определенных правовых предписаниях, реализация которых и обеспечивает
определенность общественных отношений.
Правопорядок – не
совокупность единичных, разрозненных актов поведения, различных правоотношений,
а система отношений, которая основана на единой сущности права, господствующей
в обществе форме собственности, системе экономических отношений и
обеспечивается силой единой государственной власти.
Правопорядок возникает не
стихийно, а при организующей деятельности государства, его органов, в чем
проявляется принцип организованности. Поскольку одной из основных функций государства
является охрана существующего правопорядка. То можно говорить о принципе
государственной гарантированности.
Возникающей на основе
права и обеспечиваемый государством правопорядок достаточно стабилен, устойчив.
Попытки дестабилизации, нарушения правопорядка пресекаются соответствующими
правоохранительными органами. В это проявляется принцип устойчивости.
В силу указанных
особенностей правопорядка можно охарактеризовать как порядок, обеспечивающий
стабильность общественной жизни и социальный прогресс. Поскольку он
определяется правом и обеспечивается государством, то закрепляет наиболее
важные черты и стороны социально-экономического строя, систему господствующих в
стране политических отношений. Следовательно, правопорядок включает в себя не
только отношения людей в сфере гражданского общества, но и базирующуюся на
нормах права организацию самой политической власти, т.е. государство.
Укрепление правопорядка в
обществе невозможно без обеспечения законности в деятельности самого
государственного аппарата, без ликвидации таких негативных явлений, как
коррупция. Важнейшим условием укрепления законности и правопорядка служит также
всестороннее развертывание демократических начал во всех сферах общественной
жизни, в том числе в деятельности государственного аппарата, при строгом и
неуклонном соблюдении закона.
законность
правопорядок государственный власть
2. Органы
государственной власти в РФ
Государство можно
рассматривать в широком и узком смысле. В широком смысле – это население,
которое живет на определенной территории независимо от других государств и
имеет публичную власть, осуществляемую государственными органами. В узком – это
государственные органы и государственные учреждения.
Система государственных
органов, соподчинено связанных, осуществляющих государственную власть, решающих
задачи и реализующих функции государства составляют механизм государства.
Государственный аппарат
состоит из государственных органов и государственных учреждений, предприятий и
других организаций.
Органы государства
делятся на орган общей компетенции, которые руководят в целом всей
жизнедеятельностью граждан, и органы специальной компетенции, например
министерства. Кроме того, есть деление на органы выборные и назначаемые, а
также на органы законодательной, исполнительной и судебной власти. Глава
государства в нашей стране обеспечивает согласованное функционирование всех
ветвей власти.
Ветви власти в
государстве могут взаимодействовать тремя способами:
·
сосредоточение
власти в руках одного лица;
·
разделение
властей на законодательную, исполнительную и судебную (однако поскольку такое
разделение полностью не обеспечивает эффективного функционирования государства,
предлагают введение еще других ветвей власти, например, контрольной власти
народа в виде комитетов народного контроля и т.д.);
·
организация
органов власти, основанная на принципе демократического централизма.
Президенты республик и
губернаторы областей (в Москве – мэр; в Санкт-Петербурге – губернатор)
избираются народом федерального субъекта.
Несмотря на тот факт, что
исполнительную власть возглавляют два лица, действует принцип монизма
исполнительной власти.
По одному представителю
исполнительной и законодательной власти от каждого федерального субъекта.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Общая психология |
Контрольная работа | Виды трудовых коллективов и их особенности |
Контрольная работа | Экологические основы природопользования |
Контрольная работа | Образовательный туризм: основные центры лингвистического туризма. Рекреационный туризм: Тунис |
Контрольная работа | Теоретические основы управления проектами |