Одним из
существенных факторов развития экономики, как это ни парадоксально, является
законодательная, т. е. административная, уголовная, гражданская защита прав
потребителей. Защита прав потребителей преследует две основные цели: первая –
информировать потребителей об имеющихся на рынке товарах и услугах с тем, чтобы
правильный выбор способствовал успешному формированию потребительского рынка,
вторая - защищать потребителя в том случае, если его положение как слабой
стороны ущемляется.
В наших
условиях, когда создан свободный рынок, конкуренция, а продавцы заинтересованы
в полном удовлетворении запросов граждан, вопросы защиты прав интересов
граждан-потребителей, а также организация надлежащей работы торговых
предприятий и предприятий общественного питания независимо от форм
собственности на основе специальных нормативных актов становятся актуальны.
7 февраля 1992 года был
принят Федеральный Закон о Правах Потребителей. В преамбуле этого Закона
указано - «Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие между
потребителями и изготовителями, исполнителями, импортерами, продавцами при
продаже товаров (выполнении работ, оказании услуг), устанавливает права
потребителей на приобретение товаров (работ, услуг) надлежащего качества и
безопасных для жизни, здоровья, имущества потребителей и окружающей среды,
получение информации о товарах (работах, услугах) и об их изготовителях
(исполнителях, продавцах), просвещение, государственную и общественную защиту
их интересов, а также определяет механизм реализации этих прав».
Уже 16 лет Закон растет и
развивается вместе с ростом и развитием нашей экономики. Последние поправки к закону 2007 года уже поспешили
назвать потребительской революцией. В данной работе хотелось бы отразить
актуальные дополнения, которые получил Закон на сегодняшний день.
25 октября 2007 г. Президент подписал Федеральный закон "О внесении изменений в закон Российской Федерации "О
защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского кодекса Российской
Федерации". Законопроект готовился более года. Его с нетерпением ждали
миллионы российских потребителей, поскольку он направлен на ликвидацию ряда
«дыр» в действующем законодательстве, позволяющих недобросовестным
предпринимателям нарушать законные права и интересы граждан. Он также важен и
для предпринимательского сообщества, поскольку делает более прозрачными их
отношения с потребителями.
В настоящее время, когда
все большее число покупок персонифицируется (расширился перечень товаров, при
продаже которых требуется указание данных о покупателе, широкое распространение
получили расчеты банковскими карточками, покупки товаров в кредит) формулировка
названия статьи 18 (Последствия продажи товара ненадлежащего качества) и ее
первого абзаца п. 1, где сказано: «потребитель, которому продан товар
ненадлежащего качества, …вправе…», стала использоваться продавцами для отказа в
удовлетворении требований потребителям, не являющимися непосредственными
покупателями товара ненадлежащего качества. Теперь название статьи «Права
потребителя при обнаружении в товаре недостатков» и текст указанного абзаца «потребитель
в случае обнаружения в товаре недостатков, …вправе…» позволяют потребителю в
полном соответствии с его определением, данном в преамбуле закона,
воспользоваться всеми правами, установленными статьей 18.
Интересно, что, ст. 18
Закона указывает на последствия продажи потребителю товара ненадлежащего
качества. Однако в преамбуле к закону и тексте статьи не разъясняется, что
подразумевается под "ненадлежащим качеством" товара. Поэтому можно
предположить, что это товар, в котором есть недостатки или существенные
недостатки. Под недостатками понимается "несоответствие товара стандарту,
условиям договора или обычно предъявляемым требованиям к качеству товара".
Недостатки могут быть
двух типов: явные, которые обнаруживаются при принятии, осмотре товара, и
скрытые, которые выявляются лишь только в процессе эксплуатации, хранения или
употребления товара. Следует отметить, что если продавец указал потребителю на
явные и скрытые недостатки товара при покупке, то потребитель не имеет права
воспользоваться положениями ст. 18 закона.
Однако, если потребитель
приобрел товар ненадлежащего качества и это не было оговорено продавцом, он
имеет право по своему выбору предъявить одно из нижеуказанных требований:
- безвозмездного
устранения недостатков товара или возмещения расходов на их устранение
потребителем или третьим лицом;
- соразмерного уменьшения
покупной цены;
- замены на товар
аналогичной марки (модели, артикула);
- замены на такой же
товар другой марки (модели, артикула);
- расторжение договора
купли-продажи.
При этом потребитель
обязан возвратить продавцу товар с недостатком, а также потребовать полного
возмещения убытков, причиненных некачественным товаром.
Что касается технически
сложных товаров, потребитель имеет право предъявить продавцу только требования,
указанные под № 1 и 2. Остальные же требования потребитель предъявляет только
при обнаружении в товаре существенных недостатков. Перечень таких товаров
утверждается Правительством Российской Федерации и на сегодняшний день .
Анализ показывает, что
сегодня наиболее часто нарушаются права потребителей при гарантийном
обслуживании бытовой и электронной техники. Сроки устранения выявленных
дефектов растягиваются на многие месяцы. Заменить неисправный товар становится
невозможным, поскольку он объявляется дорогостоящим, а в этом случае для замены
надо выявить в товаре существенный недостаток. К тому же в последнее время
сложилась судебная практика, когда и требование вернуть деньги за вышедший из
строя товар также стало обуславливаться наличием в нем существенного
недостатка. В законе дано определение, что существенный недостаток – это
неустранимый недостаток или недостаток, который не может быть устранен без
несоразмерных расходов или затрат времени. Однако что можно считать
несоразмерными расходами или затратами времени – определяет предприниматель.
Вот и получалось, что доказать существенность недостатка потребителю удается
далеко не всегда. С учетом всего этого в принятых поправках в статье 20 жестко
регламентируется максимальное время на гарантийный ремонт – 45 дней. Если в
этот срок не уложились, то потребитель вправе предъявить другое требование,
предусмотренное законом: например, заменить товар ненадлежащего качества на
другой товар или же потребовать вернуть уплаченные за него деньги. Также
обговорена и ситуация, когда в товаре в течение гарантийного срока выявляются
разные недостатки, также требующие устранения. Теперь, в статье 18 записано,
что если срок устранения различных недостатков в течение одного года
гарантийного периода в совокупности превысит 30 дней, у потребителя также
появляется право на предъявление других требований.
По тем товарам, на
которые установлены сроки годности, потребитель вправе по своему выбору
предъявить следующие требования: о замене товара или о возврате уплаченной за
него суммы (п.4 ст.18 Закона). Эти требования предъявляются только продавцу и
лишь в случае, если недостатки обнаружены в пределах срока годности.
Основным условием для
удовлетворения требований потребителя является предъявление им товарного или
кассового чека, а в отношении товаров, на которые установлены гарантийные
сроки, - достаточно технического паспорта или иного заменяющего его документа.
Закон возлагает
обязанность на продавца выдавать товарный чек или иной документ, удостоверяющий
факт и время покупки товара у определенного продавца.
На основании договора
между потребителем и продавцом (изготовителем) доставка и возврат товара могут
осуществляться силами потребителя, а расходы потребителю оплачивают продавец
(изготовитель) или организация, выполняющая их функции.
Для устранения
недостатков в товаре Законом устанавливаются разные сроки. Срок, исчисляемый
годами, истекает в соответствующие год, месяц и число (например, 20 июля 2007 г.). Если срок исчисляемого месяца приходится на такой месяц, в котором нет соответствующей
даты, то срок считается истекшим в последний день этого месяца. Если последний
день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается
ближайший следующий за ним рабочий день. Нерабочими днями по трудовому
законодательству РФ являются выходные и праздничные дни. Так, например, если
срок заканчивается 12 июня, то он переносится на следующий день. Ст. 19 Закона
определяет сроки устранения недостатков в купленном товаре.
Если недостатки товара
проявились в течение гарантийного срока или срока годности, установленных
изготовителем, то потребитель имеет право на устранение этих недостатков.
Если же гарантийный срок
или срок годности не установлены, потребитель имеет право предъявить свои
требования в течение шести месяцев с момента покупки товара, а в отношении
недвижимости - в течение двух лет с момента ее приобретения.
По окончании сроков,
указанных в п.1 ст.19 Закона, потребитель вправе предъявить требования о
безвозмездном устранении недостатков товара или о возмещении расходов на
устранение недостатков товара в отношении существенных недостатков, допущенных
по вине изготовителя, если эти недостатки обнаружены в течение срока годности,
а если срок годности не установлен, - в течение 10 лет со дня передачи товара
потребителю. Если требования потребителя не удовлетворяются в течение 20 дней с
момента их предъявления, то потребитель имеет право предъявить требования,
установленные п.3 ст.18 Закона, т. е. соразмерное уменьшение покупной цены
товара или замена товара на такой же товар другой марки (модели, артикула).
На комплектующие детали
технически сложного товара могут быть установлены тоже гарантийные сроки.
Гарантийный срок на комплектующие изделия исчисляются в том же порядке, что и
на основной товар, он не может быть меньше чем на основной товар.
Недостатки, выявленные в
товаре, устраняются изготовителем (продавцом) или организацией, выполняющей
функции изготовителя (продавца), в течение 20 дней с момента предъявления
соответствующего требования потребителем (п.1 ст.20 закона).
Согласно п.2 ст.20 и п.1
ст.21 Закона на период устранения недостатков, ремонта или замены товаров
длительного пользования по требованию потребителя ему должны предоставить
аналогичный товар в безвозмездное пользование с бесплатной доставкой. При
предъявлении этого требования потребителем изготовитель (продавец) обязаны в
семидневный срок предоставить потребителю аналогичный товар на период ремонта.
Постановлением Совета Министров Правительства РФ от 8 октября 1993 г. № 995 установлен перечень товаров длительного пользования, на которые это требование не
распространяется. К такой группе товаров относятся: автомототранспортные
средства (кроме автомототранспортных средств, приобретенных инвалидами с
разрешения органов социальной защиты населения РФ); мебель; электробритвы;
электрощипцы для завивки волос; электрофены; медицинские электрорефлекторы;
электрогрелки, электробинты, электропледы, электроодеяла; электробытовые
приборы, используемые для термической обработки продуктов и приготовления пищи
(бытовые печи СВЧ, электропечи, тостеры, электрокипятильники, электрочайники,
электроподогреватели детского питания и др).
В случае устранения
недостатков в товаре гарантийный срок продлевается на время, когда товар не
эксплуатировался. При устранения недостатков комплектующего изделия или
составной части товара гарантийный срок на новое комплектующее изделие и
составную часть исчисляются со дня получения потребителем товара из ремонта (
п. 4 ст. 20 Закона).
Требования о замене
товара (ст.21 Закона) удовлетворяются продавцом (изготовителем) или
организацией, выполняющей функции продавца (изготовителя), на основании
договора с ними в течении 7 дней с момента предъявления такого требования. Если
возникает необходимость дополнительно проверить качество товара, то срок увеличивается
до 20 дней.
Если в день обращения
потребителя аналогичный для замены товар отсутствует, тогда он заменяется в
течение 1 месяца со дня предъявления указанного требования.
В районах Крайнего Севера
и других районах сезонного завоза, если отсутствует товар в момент заявления
потребителя об обмене, это требование подлежит удовлетворению в срок,
необходимый для очередной доставки товара. Это происходит только в том случае,
если необходимый для замены товар отсутствует в день обращения потребителя.
Товар ненадлежащего
качества должен быть заменен на новый товар, то есть такой, который не был в
употреблении.
При замене товара
гарантийный срок на новый товар исчисляется заново - со дня передачи его
потребителю.
Закон позволяет
потребителю в каждом конкретном случае самому решить: оставить ли себе вещь,
потребовав ее незамедлительного бесплатного ремонта или соразмерного уменьшения
цены; либо отказаться от товара, заменив его на товар этой же марки (этих же
модели и (или) артикула); на такой же товар другой марки (модели, артикула) с
соответствующим перерасчетом покупной цены; или потребовать возврата уплаченной
за товар суммы.
Исключение составляют
случаи, когда товар, в котором выявлен недостаток, относится к технически
сложным или дорогостоящим. В этом случае покупатель вправе требовать возврата
уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на
товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение
пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара.
По истечении этого срока
указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение
существенного недостатка товара;
- нарушение установленных
настоящим Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность
использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности
более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных
недостатков.
Недостаток товара
признается существенным, если:
- носит неустранимый
характер;
- не может быть устранен
без несоразмерных затрат времени;
- выявляется
неоднократно;
- проявляется вновь после
его устранения и т.п.
Таким образом, если товар
имеет хотя бы один из вышеперечисленных признаков, качество товара следует
считать ненадлежащим, а товар - имеющим существенный недостаток.
Перечень технически
сложных товаров, в отношении которых требование о замене может быть предъявлено
потребителем только при обнаружении в нем существенных недостатков, утвержден
Постановлением Правительства РФ от 13 мая 1997 г. N 575. В этом списке - автотранспортные средства и номерные агрегаты к ним; мотоциклы,
мотороллеры, снегоходы; катера, яхты, лодочные моторы; холодильники и морозильники;
стиральные машины автоматические; персональные компьютеры с основными
периферийными устройствами; тракторы сельскохозяйственные, мотоблоки,
мотокультиваторы.
Пленум Верховного Суда РФ
(Постановление от 17 января 1997 года N2) также добавил, что наличие
существенного недостатка в дорогостоящих и технически сложных товарах
необходимо лишь при предъявлении потребителем требования об их замене.
Согласно п.5 ст.13 Закона
требования потребителя об уплате неустойки подлежат удовлетворению в
добровольном порядке. Но если потребитель не предъявил требование об уплате
неустойки в досудебном порядке, он не лишается возможности обратиться в суд с
требованием о взыскании неустойки. Это требование заявляется как
самостоятельное, а также может быть заявлено вместе с другими требованиями. Как
свидетельствует судебная практика, суд при удовлетворении требования
потребителя о взыскании неустойки исходит из стоимости товара в день вынесения
решения суда.
потребитель
право товар обмен
Ст.24 Закона определяет
порядок перерасчета цены товара, приобретенного потребителем. При замене товара
с недостатком на товар той же марки (модели, артикула) перерасчет цены не
производится.
Требования,
сформулированные в п.2 ст. 24, предполагают замену товара на товар другой марки
(модели, артикула) с соответствующим перерасчетом цены за товар. Если цена
товара, подлежащего замене, ниже цены товара, представляемого взамен, то потребитель
должен оплатить разницу, если же - наоборот, то потребителю выплачивается
разница суммы за товар. Цена товара, предоставляемого взамен, определяется в
день предъявления требований потребителем, а в случае понижения цены - на день
покупки товара потребителем. Если требования потребителя о перерасчете цены не
были добровольно удовлетворены продавцом, то согласно п. 2 ст. 504 ГК РФ
потребитель имеет право произвести расчеты исходя из цен товара на момент
вынесения решения суда. Указанное требования должно быть исполнено в те же
сроки, что и требование о замене товара на товар аналогичной марки (модели,
артикула). За просрочку этого требования также предусмотрена неустойка.
При расторжении договора
купли-продажи потребитель обязан возвратить товар с недостатком и имеет право
на возмещение убытков. Если никаких убытков у потребителя нет, то расчет между
ним и продавцом производится просто.
При расторжении договора
в случае повышения цены на товар, расчеты, с потребителем производятся
аналогичные возвращенному товару с недостатками, исходя из цены на день
удовлетворения требования потребителя о расторжении договора купли-продажи. В
случае снижения цены товара следует исходить из цены товара на день его
покупки.
Часто встречаются случаи,
когда товар, купленный потребителем, - качественный, но по определенным
причинам потребитель не имеет возможности использовать его по назначению. Ст.25
Закона устанавливает право потребителя на обмен непродовольственного товара
надлежащего качества на аналогичный товар, в случае: если товар не подошел ему
по форме, габаритам, расцветке, размеру, фасону либо по иным причинам.
Потребитель имеет право
обменять товар в течение 14 дней (не считая дня его покупки). Если товар
необходимо установить, подключить, то этот срок исчисляется со следующего дня
после осуществления этих действий.
Продавец должен обменять
товар, если: товар не был в употреблении; сохранен его товарный вид,
потребительские свойства; сохранены пломбы, фабричные ярлыки; у потребителя
есть товарный или кассовый чек на товар.
Требования об обмене
товара предъявляются только продавцу, у которого был приобретен данный товар.
Если в день обращения
потребителя к продавцу необходимого для замены товара нет, то потребитель имеет
право расторгнуть договор купли-продажи, с возвратом уплаченной сумы, или
ожидать поступления необходимого товара в продажу. На продавца возлагается
обязанность сообщить потребителю о поступлении в продажу аналогичного товара.
Для этого потребитель должен оставить продавцу свои адрес и телефон, по которым
он будет извещен о поступлении в продажу товара.
Однако не все виды
непродовольственного товара надлежащего качества подлежат обмену. Перечень этих
товаров утверждается Правительством РФ. В него входят: изделия из драгоценных
металлов, драгоценных и полудрагоценных камней; ткани из всех волокон и другие метражные товары; бельевой трикотаж
для взрослых и детей; купальники, плавки; трусы для взрослых и детей, в том
числе и спортивные; белье для новорожденных и ясельного возраста; белье
постельное; предметы женского туалета; чулочно-носочные изделия; штучные
текстильные товары; парфюмерно-косметические товары; товары бытовой химии;
изделия из пластмассы, используемые для приготовления и хранения пищи; предметы
личной гигиены.
Если все-таки продавец
отказывается в досудебном порядке удовлетворять просьбу потребителя о замене
товара, уменьшении цены или возврате уплаченной за него суммы, у потребителя
есть возможность обращения в общественные организации по защите прав
потребителей, таких как «Союз покупателей РФ» или Союз Потребителей Российской
Федерации с претензиями или напрямую в судебную инстанцию.
Законодательство
предусматривает имущественную, административную и уголовную ответственность за
нарушение прав потребителей.
Согласно Закону
Российской Федерации «О защите прав потребителей», где в статье 17 этого закона
говорится: потребитель освобождается от уплаты государственной пошлины (п.3
ст.17 Закона РФ "О защите прав потребителей") за предъявления иска по
защите прав. Иск предъявляется в один из судов по выбору потребителя (п.7 ст.29
ГПК РФ). А именно: по месту жительства (т.е. по месту жительства истца), или по
месту нахождения ответчика, либо по месту заключения или месту исполнения
договора. Исковое заявление подается судье на личном приеме или же посылается
по почте (то есть заказным письмом с уведомлением о вручении). Если документы
отправляются в суд по почте, то следует сохранить почтовую квитанцию (на тот
случай, если конверт потеряется на почте). Если потребитель оказался не доволен
решением суда, то он имеет право обжаловать вынесенное решение в судах высшей
инстанции и в кассационном суде. Решения всех судов России, Верховного Суда РФ,
могут быть обжалованы в кассационном порядке (полностью или частично). Так,
кассационная жалоба подается потребителем, ответчиком (продавцом,
изготовителем, исполнителем) или другими лицами, которые принимают участие в деле.
Затем прокурор или его заместитель приносит кассационный протест. Это протест
может быть принесен по любому делу, даже по тому делу, в рассмотрении которого
прокурор не принимал никакого участия. Согласно статье 283 ГПК кассационные
жалобы и протесты рассматриваются вышестоящим судом. Так, к вышестоящим
инстанциям относят областной и краевой суды. Потребитель подает кассационную
жалобу в вышестоящие органы и по ней прокурор имеет право принести протест
против решения суда, который рассматривал ваш спор с ответчиком в районном
суде. Самым быстрым и доступным способом проверки правильности судебного
решения является кассационное обжалование. Стоит иметь в виду, что право на
обжалование ограничено определенным сроком. Так, согласно статье 284 ГПК
кассационная жалоба может быть подана только в течение 10 дней после вынесения
решения суда. Жалоба, поданная позже, остается без рассмотрения и возвращается.
Однако в случае пропуска срока по уважительным причинам (болезнь, командировка
и т.д.), срок может быть судом восстановлен и жалоба принимается к
рассмотрению.
Одна из примет последних
лет - появление ранее не встречавшихся в судебной практике категорий
гражданских дел, предметом которых стали требования о защите прав
неопределенного круга лиц.
Традиционно российские
суды общей юрисдикции в порядке гражданского судопроизводства осуществляли
защиту субъективных прав и интересов конкретных их носителей. При рассмотрении
же названных категорий дел защищаются однородные права и интересы
неопределенного круга лиц. Например, при массовой продаже через торговые сети
некачественных товаров. При применении норм статьи был решен вопрос о
допустимости иска о взыскании с продавца (изготовителя, исполнителя) денежных
сумм в возмещение морального вреда, причиненного неопределенному кругу лиц.
Суммы взыскиваются во внебюджетные фонды районов, областей и краев.
В случае удовлетворения
такого иска суд обязывает ответчика прекратить противоправные действия и
обязывает правонарушителя сообщить о решении суда в установленный срок через
средства массовой информации или иным способом потребителю, а именно
посредством печатных изданий и местного телевидения. Такое извещение необходимо
для устранения последующих аналогичных нарушений в области защиты прав
потребителей.
Законодательство защищает
наши права и определяет механизмы реализации этой защиты. Знание своих основных
прав поможет правильно вести себя в ситуациях нарушений этих прав, с которыми
нам приходится сталкиваться.
Право на
качество: означает,
что продавец должен передать потребителю качественный товар, а исполнитель
качественно выполнить работу (оказать услугу).
Право на
безопасность:
потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) были безопасны для
жизни, здоровья, имущества потребителя и окружающей среды. Требования, которые
должны это обеспечивать, являются обязательными и устанавливаются в порядке,
определяемом законом (п.1 ст.7 Закона РФ "О защите прав
потребителей").
Право на
информацию:
потребитель имеет право на необходимую и достоверную информацию о том, что
продается, кто продает и кем это изготовлено, как и когда это можно приобрести.
На основании этой информации потребитель должен получить точное представление
об изготовителе (исполнителе, продавце) для обращения к нему в случае
необходимости с соответствующими требованиями и о товарах (работах, услугах)
для правильного их выбора.
Право на
возмещение ущерба:
За нарушение прав потребителей продавец (изготовитель, исполнитель) несет
ответственность, предусмотренную законом или договором (ст.13 Закона РФ "О
защите прав потребителей"). Если в договоре предусматривается
ответственность в большем объеме или неустойка в большем размере, чем это
предусмотрено законом, то применяются условия договора.
Сроки ответственности. На товары (работы) могут быть
установлены срок службы (или срок годности) и гарантийный срок. Эти сроки -
сроки ответственности продавца (изготовителя, исполнителя) перед потребителем.
В течение этих сроков (а в некоторых случаях и по истечению всех сроков) можно
предъявлять продавцу (изготовителю, исполнителю) претензии и требовать
возмещения убытков. Есть перечни товаров (работ), на которые срок службы (срок
годности) должны устанавливаться в обязательном порядке. Если на товар (работу)
не установлены срок службы (срок годности) или гарантийный срок, то закон
предусматривает, в течение какого периода времени можно предъявить требования
относительно товаров (работ) с неустановленными сроками. Если условия договора
ущемляют права потребителя - они недействительны. Условия договора, ущемляющие
права потребителя по сравнению с правилами, установленными в законодательстве,
признаются недействительными (п.1 ст.16 Закона РФ "О защите прав
потребителей"). Если в результате исполнения такого договора у потребителя
возникли убытки, они подлежат возмещению изготовителем (исполнителем,
продавцом) в полном объеме.
Литература
1.
Федеральный Закон
от 25.10.2007 N 234-ФЗ "О внесении изменений в Закон Российской Федерации
"О защите прав потребителей" и часть вторую Гражданского Кодекса
Российской Федерации" (принят ГД ФС РФ 11.10.2007)// Российская газета №
241, 27.10.07
2.
Комментарий к
Закону РФ ОТ 7 февраля 1992 Г. N 2300-1 "О защите прав потребителей"
(постатейный) (Н.Ю. Иванова, Е.А. Игнатова, М.А. Шевченко) по состоянию на
07.06.2008.
3.
Ветрянский В.В. «Купля-продажа»
// Хозяйство и право 1996 г. №1, стр. 4-24.
4.
Сутягин А.В. «Все
о защите прав потребителей»// Российский бухгалтер, М., 2008
5.
Разъяснения о
некоторых вопросах применения Закона РФ «О защите прав потребителей»// Закон 1996 г., №6, стр. 87-92.
6.
Положение о
Государственное Инспекции по торговле, качестве товаров и защите прав
потребителей Комитета РФ по торговле. // Закон 1996 г., №6, стр. 95-96.
7.
Правила по
проведению сертификации р РФ // Закон 1996 г. стр. 106
8.
Правила продажи
отдельных видов продовольственных и непродовольственных товаров от 07.10.93 г.
// Сборник актов президента и правительства РФ, 1993 г., №4.
9.
Щирский Д.А. «Потребитель
и его права» // Эксмо, М., 2008, стр.20-40
10.
www.potrebitel.net
– сайт Союза Потребителей РФ
11.
www.sprf.ru – сайт
Союза покупателей РФ.
12.
www.ozpp.ru –
сайт общества союза прав потребителей «Потребительский контроль»
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Невербальные средства общения |
Контрольная работа | Психология межгрупповых отношений |
Контрольная работа | Сестринский процесс при бронхиальной астме |
Контрольная работа | Психодиагностика личности |
Контрольная работа | Музыкальное воспитание в детском саду |