Введение
Образование – целенаправленный процесс обучения и воспитания в интересах личности, общества и государства. Он сопровождается констатацией достижения обучающимся определенных государством образовательных уровней (образовательных цензов).
Право на образование является конституционным. В соответствии с Конституцией РФ общедоступным и бесплатным являются дошкольное, основное общее и среднее профессиональное образование. При этом основное общее является обязательным. Право на бесплатное высшее образование может быть реализовано только на конкурсной основе.
Специальными комплексными правовыми актами, затрагивающими различные аспекты деятельности в области образования, являются Закон Российской Федерации от 10 июля 1992 года «Об образовании» в редакции Федерального закона от 13 января 1996 г., а также Федеральный закон от 22 августа 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании».
Государственная политика в области образования направлена на обеспечение преемственности и выполнение задач государства в области образования. Важной составляющей такой политики является достижение единообразия в коренных вопросах образования в стране в сочетании с его региональными (национальными, демографическими и т.п.) условиями, а также интенсивным развитием частных форм образования. Основой государственной политики РФ в области образования является Федеральная программа развития образования[1]
.
Образовательные программы – программы, определяющие содержание образования определенного уровня и направленности. Они подразделяются на общеобразовательные и профессиональные, которые, в свою очередь, делятся на основные и дополнительные.
Образовательные стандарты устанавливаются применительно к типам образовательных учреждений уполномоченными органами исполнительной власти и являются обязательными для учреждений, осуществляющих образовательную деятельность по соответствующему направлению (специальности). Например, Постановлением Правительства РФ от 12 августа 1994 г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования, на основе которого приказом Министерства образования РФ от 14 марта 2000 г. утвержден Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению 521400 и по специальности 021100 -» юриспруденция».
Максимальный объем учебной нагрузки студента – 54 часа в неделю, включая все виды его аудиторной и внеаудиторной (самостоятельной) учебной работы. Объем аудиторных занятий при очной форме обучения должен быть в среднем не менее 27 часов в неделю (не включая занятия по физкультуре и факультативы). При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторных занятий должен быть не менее 10 часов в неделю. При заочной форме обучения должна быть обеспечена возможность аудиторных занятий в объеме не менее 160 часов в год. Итоговая государственная аттестация юриста включает выпускную квалификационную работу и не менее двух государственных экзаменов[2]
.
Экономическое, социальное, политическое положение нашего государства во многом зависит от уровня и состояния развития науки, поскольку она является составной частью всех отраслей и сфер государственного управления, оказывая непосредственное влияние на их развитие. Наука многопрофильна. Прежде всего, это творческий труд научных работников (индивидуальный и коллективный), управлять которым в буквальном смысле слова не представляется возможным.
В силу этого управление в данном случае связывается с организацией творческих научных коллективов, с оказанием государственной поддержки их деятельности, с обеспечением внедрения научных достижений в жизнь, в производство и т.п.
1. Органы государственного управления образованием и наукой
В процессе проведения административной реформы (2003–2005) произошло укрупнение отраслей (сфер) государственного управления за счет объединения полномочий по управлению смежными, родственными отраслями социально-культурной жизни и передачи этих полномочий единому органу исполнительной власти, образованному путем слияния ранее действовавших.
В частности, это касается отраслей образования и науки, которые очень тесно между собой связаны, например, высшее и послевузовское образование находятся на стыке государственного регулирования образования и науки.
Управление образованием и наукой осуществляют различные государственные и муниципальные органы. К органам, осуществляющим управление образованием и наукой, относятся:
а) федеральные государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ; подведомственные ему федеральные службы и федеральные агентства: Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам; Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки; Федеральное агентство по образованию; Федеральное агентство по науке и инновациям;
б) федеральные ведомственные органы управления образованием. Имеются в виду федеральные органы исполнительной власти, имеющие в своем ведении образовательные учреждения (Министерство обороны РФ, МИД РФ, МВД РФ и др.);
в) государственные органы управления образованием субъектов РФ;
г) муниципальные органы управления образованием муниципальных районов и муниципальных округов.
Министерство образования и науки РФ (Минобрнауки России) – федеральный орган исполнительной власти, специально созданный для управления образованием и наукой в стране. Действует на основании Положения о нем, утвержденного Правительством РФ 15 июня 2004 г.
В области образования министерство обладает функциями и полномочиями по различным вопросам формирования и функционирования системы образования. Оно осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений[3]
.
На Минобрнауки России возложены координация и контроль деятельности подведомственных ему Федеральных агентств и Федеральных служб.
Министерство принимает акты, относящиеся по своей тематике к нормативно-правовому регулированию направлений, условий и официального удостоверения результатов образовательной деятельности. Оно устанавливает порядок подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров, включая профессиональное образование, подготовку, переподготовку и повышение квалификации рабочих и специалистов в федеральных образовательных учреждениях; устанавливает перечень профессий (специальностей), по которым осуществляется профессиональное образование и профессиональная подготовка в образовательных учреждениях. Им утверждается федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию при осуществлении образовательного процесса в образовательных учреждениях. На него возложено установление федеральных компонентов государственных образовательных стандартов, федеральных требований к содержанию образования, общеобразовательным и профессиональным образовательным программам, учебным планам. К его полномочиям относится утверждение форм документов государственного образца об уровне образования и (или) квалификации, порядок их выдачи, включая подтверждение, признание и установление эквивалентности этих документов за рубежом. Ему поручено определение порядка приема всех категорий обучающихся, а также перевода обучающегося из одного учебного заведения в другое.
К ведению Министерства отнесено регулирование порядка аттестации руководящих и педагогических работников государственных и муниципальных учреждений; формирования федеральной системы подготовки и переподготовки педагогических кадров образовательных учреждений и работников органов управления образованием.
Также Министерство образования и науки РФ, согласно Положению о нем, осуществляет функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в научной, научно-технической и инновационной сфере деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.
Решая возложенные на него задачи, Минобрнауки России принимает нормативные правовые акты, регулирующие и закрепляющие порядок подготовки, переподготовки и повышения квалификации научных кадров; номенклатуру должностей научных работников; порядок развития многоуровневой непрерывной системы профессиональной подготовки и повышения квалификации научных кадров, а также формирования материально-технической, экспериментальной и приборной базы науки, создания федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, государственной регистрации и учета обязательных экземпляров неопубликованных документов-результатов открытых научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых организациями независимо от организационно-правовой формы.
Оно определяет порядок представления кандидатур для назначения на должности атташе по науке и технике, кандидатур сотрудников групп по науке и технике в представительствах РФ за рубежом; присуждения премий Президента РФ в области науки и техники; создания и развития инновационной инфраструктуры; принимает положения об аспирантуре и докторантуре в научных организациях независимо от ведомственной принадлежности; обобщает практику применения законодательства РФ и проводит анализ реализации государственной политики в области науки.
Оно размещает на конкурсной основе среди высших учебных заведений, имеющих государственную аккредитацию, государственное задание по подготовке специалистов с высшим профессиональным образованием; открывает аспирантуру и докторантуру в образовательных учреждениях высшего и дополнительного профессионального образования и научных организациях. Ему предоставлено право утверждать на установленный срок избранных общими собраниями образовательных учреждений высшего профессионального образования, находящихся в его ведении, ректоров (директоров), а при наличии вакантной должности ректора возложение его обязанностей на одного из проректоров; давать разъяснения юридическим и физическим лицам по вопросам своей компетенции и т.д.
Федеральное агентство по науке и инновациям (Роснаука), в соответствии с Положением о нем, утвержденным Правительством РФ 16 июня 2004 г., осуществляет функции по реализации государственной политики, оказанию государственных услуг, управлению государственным имуществом в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В эту сферу включается деятельность федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров, уникальных научных стендов и установок, федеральных центров коллективного пользования научным оборудованием, ведущих научных школ, национальной исследовательской компьютерной сети нового поколения, а также информационное обеспечение научной, научно-технической и инновационной деятельности[4]
.
В компетенцию Роснауки входит организация разработки прогнозов развития научной, научно-технической и инновационной сферы, рынков наукоемкой продукции и услуг, подготовки заключений по проектам федеральных целевых программ, межотраслевых и межгосударственных научно-технических программ; выдача иностранным и российским заявителям разрешения на проведение морских научных исследований во внутренних морских водах и территориальном море РФ, в ее исключительной экономической зоне и на ее континентальном шельфе.
Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам (Роспатент) осуществляет функции по контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования объектов интеллектуальной собственности, патентов и товарных знаков и результатов интеллектуальной деятельности, вовлекаемых в экономический и гражданско-правовой оборот, соблюдения интересов РФ, российских физических и юридических лиц при распределении прав на результаты интеллектуальной деятельности, в том числе в рамках международного научно-технического сотрудничества. Положение о ней, утвержденное Правительством РФ 16 июня 2004 г., возложило на Роспатент осуществление приема заявок на объекты интеллектуальной собственности, их рассмотрение, экспертизы и выдачи патентов РФ на изобретение, промышленный образец и т.п.
Она публикует сведения о зарегистрированных объектах интеллектуальной собственности; об официальной регистрации объектов интеллектуальной собственности; о действии, прекращении действия и возобновлении действия правовой охраны в отношении объектов интеллектуальной собственности, передаче прав на охраняемые объекты интеллектуальной собственности и т.д.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки (Рособрнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в сфере образования и науки. Согласно Положению о ней, утвержденному Правительством РФ
17 июня 2004 г., данная Служба осуществляет контроль и надзор за исполнением законодательства РФ в области образования, молодежной политики; за качеством образования в образовательных учреждениях и подготовки выпускников образовательных учреждений по завершении каждого уровня образования. Указанные функции реализуются ею также в процессе лицензирования, аттестации и государственной аккредитации образовательных учреждений и их филиалов. Служба уполномочена подтверждать, признавать и устанавливать эквивалентность документов об образовании, полученных за рубежом, и выдавать соответствующие документы.
Служба имеет право организовывать проведение необходимых расследований, экспертиз, анализов и оценок, необходимых для реализации возложенных на нее функций; пресекать нарушения законодательства РФ; применять предусмотренные законодательством РФ меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в сфере образовательной деятельности.
Служба вправе направить аккредитованному образовательному учреждению рекламацию на качество образования и (или) несоответствие образования требованиям государственного образовательного стандарта[5]
.
Повторная в течение двух лет рекламация автоматически влечет за собой лишение образова-тельного учреждения его государственной аккредитации.
В случае лишения вуза государственной аккредитации по результатам аттестации ректор и отвечающие в пределах своей компетенции за качество подготовки выпускников проректоры освобождаются от должности органом управления образованием, в ведении которого находится вуз. Выборы ректора в этом случае не допускаются. Он принимается указанным органом по трудовому договору (контракту) на срок не более чем пять лет. Учредителями вуза, уполномоченным ими органом по представлению ректора утверждается новый состав ученого совета.
После повторной аттестации, но не ранее чем через один год со дня лишения государственной аккредитации и возобновления государственной аккредитации в вузе вновь избирается ученый совет в обычном порядке.
Контроль за соблюдением вузом условий образовательной деятельности, предусмотренных лицензией, обеспечивает Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки. В случае нарушения этих условий лицензия изымается. Возобновление лицензии осуществляется в том же порядке, что и ее получение.
Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки осуществляет также контроль и надзор за исполнением законодательства в области науки, научно-технической деятельности, аттестации научных и научно-педагогических кадров; деятельностью советов по защите докторских и кандидатских диссертаций (диссертационных советов), ученых (научно-технических) советов научных учреждений и организаций по вопросам присвоения ученых званий работникам научных учреждений и организаций.
В пределах своей компетенции Служба осуществляет лицензирование, аттестацию и государственную аттестацию научных организаций (в сфере послевузовского и дополнительного профессионального образования); рассматривает вопросы присвоения ученых званий профессора по специальности и профессора по кафедре, доцента по специальности и доцента по кафедре, присуждения ученых степеней доктора и кандидата наук, выдавая соответствующие аттестаты и дипломы.
В ее компетенцию входит выдача разрешения на создание диссертационных советов; подтверждение, признание и установление эквивалентности (нострификация) документов об ученых степенях и званиях, полученных за рубежом и в РФ и выдача соответствующих документов. Ей предоставлено право осуществлять проверку деятельности научных организаций; пресекать факты нарушения законодательства в рассматриваемой сфере деятельности и применять меры ограничительного, предупредительного, профилактического характера, направленных на недопущение и пресечение нарушений в подведомственной сфере деятельности.
Рособрнадзор осуществляет организационное и техническое обеспечение работы Высшей аттестационной комиссии, правовой статус которой закреплен в Положении о ней, утвержденном Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. Ее основными задачами являются: обеспечение единой государственной политики, осуществление контроля и координации деятельности в области аттестации научных и научно-педагогических кадров высшей квалификации; содействие улучшению качественного состава научных и научно-педагогических кадров, повышению эффективности их подготовки и использования.
ВАК России вправе принимать решения о прекращении или приостановлении работы диссертационных советов, об отмене решений диссертационных советов о присуждении ученой степени кандидата наук в случае нарушения порядка защиты диссертации; лишать ученых степеней и ученых званий и т.д.
Ученые степени и ученые звания присуждаются (присваиваются) в соответствии с утвержденным Правительством РФ от 30 января 2002 г. Положением о порядке присуждения ученых степеней и от 29 марта 2002 г. Положением о порядке присвоения ученых званий.
Ученая степень доктора наук присуждается ВАКом России на основании ходатайства диссертационного совета, принятого после публичной защиты диссертации соискателем, имеющим ученую степень кандидата наук, и с учетом заключения соответствующего экспертного совета ВАКа.
Ученое звание профессора по специальности, доцента по специальности (в научно-исследовательских организациях), профессора по кафедре, доцента по кафедре (в вузах) присваивается ВАКом России по представлению соответствующих ученых (научно-технических) советов этих организаций.
Нострификация – приравнивание документов о присвоении ученых званий и присуждении ученых степеней, выданных научным и научно-педагогическим работникам – гражданам России в других государствах, с которыми Российской Федерацией заключены договоры (соглашения) о признании ученых степеней и званий и эквивалентности ученых степеней и званий. Она проводится ВАКом в соответствии с его компетенцией по ходатайству организации, где работает соискатель, или по его заявлению с представлением необходимых документов.
К компетенции органов управления образованием субъектов РФ относится: разработка и реализация республиканских, региональных программ развития образования, в том числе международных, учитывая при этом национальные и региональные социально-экономические, экологические, культурные, демографические и другие особенности; формирование государственных органов управления образованием, назначение руководителей этих органов; создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений соответствующего подчинения, лицензирование их деятельности; установление региональных (национально-региональных) компонентов государственных образовательных стандартов; организация издания учебной литературы, разработка базисных учебных планов и примерных программ курсов, дисциплин; организация подготовки, переподготовки, повышения квалификации педагогических кадров; обеспечение соблюдения законодательства в области образования, контроль за исполнением государственных образовательных стандартов и т.д.
ФЗ «Об образовании» относит к органам управления образованием также «ведомственные государственные органы управления образованием». Руководство образовательными учреждениями, подведомственными неспециализированным органам, осуществляется их структурными подразделениями. Они имеют различные формы и статус в структуре соответствующих органов. Это могут быть самостоятельные главные управления, отделы и др. либо подразделения такого рода структур.
2. Образовательные учреждения. Научные учреждения и сообщества
Образовательным является учреждение, осуществляющее образовательный процесс, то есть реализующее одно или несколько образовательных программ и (или) обеспечивающее содержание и воспитание обучающихся, воспитанников.
В настоящее время образовательная деятельность осуществляется учреждениями, которые, в зависимости от форм собственности, подразделяются на государственные, муниципальные и частные, то есть негосударственные, но не относящиеся к муниципальным. Среди государственных различаются федеральные и субъектов Российской Федерации. В системе образования возможно как бесплатное, так и платное образование.
Образовательный процесс осуществляется в учреждениях нескольких типов: дошкольных; общеобразовательных (начального общего, общего основного, среднего (полного) общего образования); начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального образования; послевузовского профессионального образования; специальных (коррекционных) для обучающихся воспитанников с отклонениями в развитии; дополнительного образования взрослых и детей; для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и др.
Различия между видами учебных заведений данного типа определены в типовых положениях о соответствующих образовательных учреждениях. Однако часто учебное заведение необоснованно относится к данному виду, поскольку это отношение не ведет за собой каких-либо существенных изменений в его учебной деятельности. Например, в последние годы многие институты переименованы в университеты, хотя преобразования в них свелись лишь к смене названия. Поэтому в последнее время осуществлено более четкое нормативное разделение видов образовательных учреждений данного типа, которые устанавливаются при их аккредитации. Так, например, академия – это высшее учебное заведение, которое реализует образовательные программы высшего и послевузовского профессионального образования; осуществляет подготовку, переподготовку и повышение квалификации работников высшей квалификации для определенных областей научной и научно-педагогической деятельности; выполняет фундаментальные и прикладные научные исследования.
Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» предусмотрены три ступени высшего профессионального образования – квалификации (степени) бакалавр, дипломированный специалист, магистр. Сроки освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования составляют, соответственно, не менее чем четыре, пять и шесть лет. В связи с присоединением России к Болонской конвенции приоритет в развитии высшего образования отдается не традиционной российской системе (специалистура), а западно-европейской (бакалавриат – магистратура).
Учредителем (учредителями) государственного образовательного учреждения являются органы государственной власти РФ и ее субъектов, в том числе и государственные органы управления образованием: Министерство образования и науки РФ, государственные органы управления субъектов РФ.
Деятельность государственных, муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями о соответствующих типах и видах образовательных учреждений и разрабатываемыми на их основе уставами.
Основы организации управления образовательным учреждением определены Федеральным законом «Об образовании», а высшим учебным заведением, кроме того, – Федеральным законом «О высшем и послевузовском образовании» (ст. 12). Дополнительно управление видами и конкретными образовательными учреждениями регулируется Типовыми положениями и их уставами. Дополнения диктуются особенностями типов и видов образовательных учреждений и чаще всего касаются процедур формирования органов, разграничения компетенции между управленческими структурами и других вопросов, решение которых дозволено самим образовательным учреждениям.
В соответствии с Законом «Об образовании» управление государственным, муниципальным образовательным учреждением осуществляется на принципе единоначалия и самоуправления, формами которого являются выборный представительный орган – совет образовательного учреждения, попечительский совет, педагогический совет и др. Порядок выборов этих органов определяется уставом образовательного учреждения[6]
.
Непосредственное управление указанным образовательным учреждением осуществляет прошедший аттестацию заведующий, директор, ректор или иной руководитель. Он может быть: нанят советом по контракту; избран коллективом образовательного учреждения; избран коллективом образовательного учреждения с предварительным согласованием кандидатуры (кандидатур) с учредителем; избран коллективом образовательного учреждения с последующим утверждением учредителем; назначен учредителем с предоставлением совету образовательного учреждения права вето; назначен учредителем; нанят учредителем по контракту.
Общее руководство высшим учебным заведением осуществляет ученый совет, возглавляемый ректором. Другие члены ученого совета избираются общим собранием тайным голосованием. Порядок выбора первого состава определяется общим собранием (конференцией) преподавателей, научных сотрудников и представителей других категорий работников и обучающихся. В состав ученого совета могут избираться представители всех категорий работников и обучающихся вуза, общественных организаций. Досрочные выборы ученого совета проводятся по требованию не менее половины его членов, а также в случаях, предусмотренных уставом вуза.
В вузе могут создаваться другие советы по различным направлениям. Порядок выборов, состав, полномочия и другие вопросы деятельности советов определяются уставом вуза.
В зависимости от структуры вуза в отдельных подразделениях (факультет и др.) могут создаваться выборные представительные органы – ученые советы. Порядок их избрания и полномочия определяются уставом вуза.
Факультет возглавляет декан факультета, избираемый ученым советом вуза из числа лиц, имеющих ученую степень или звание. Порядок избрания декана определяется уставом вуза.
Среди вузов Российской Федерации особое место занимает Московский государственный университет им. М.В. Ломоносова. Он является учебно-научным и учебно-методическим центром высшего образования страны. Он не имеет ведомственной подчиненности, организация управления им регламентируется уставом, учитывающим особый статус и структуру университета.
В соответствии с Федеральным законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» гражданам РФ гарантируется получение на конкурсной основе бесплатного послевузовского профессионального образования в государственных, муниципальных вузах или научных организациях в пределах государственных образовательных стандартов, если образование данного уровня гражданин получает впервые. Формами получения послевузовского профессионального образования являются аспирантура (для медицинских специальностей – ординатура, для военных – адъюнктура) и докторантура. В аспирантуру вузов или научных организаций, учреждений на конкурсной основе принимаются граждане, имеющие высшее профессиональное образование. Срок обучения в аспирантуре: в очной форме – не более трех лет, в заочной форме – не более четырех лет. В докторантуру вузов или научных организаций, учреждений принимаются граждане РФ, имеющие ученую степень кандидата наук. Срок пребывания в докторантуре не может превышать трех лет. Таким образом, лица, получающие послевузовское профессиональное образование, называются «аспирант» или «докторант»; также есть такое понятие, как «соискатель» – это лицо, имеющее высшее профессиональное образование, прикрепленное к организации или учреждению, которые имеют аспирантуру и (или) докторантуру, и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени кандидата наук без обучения в аспирантуре; либо лицо, имеющее ученую степень кандидата наук и подготавливающее диссертацию на соискание ученой степени доктора наук.
В соответствии с Федеральным законом «О науке и государственной научно-технической политике» научная организация – юридическое лицо независимо от организационно-правовой формы и формы собственности, общественное объединение научных работников, осуществляющее в качестве основной научную или научно-техническую деятельность и подготовку научных работников. Выделяются следующие их виды: научно-исследовательские организации, научные организации учреждений высшего профессионального образования, опытно-конструкторские, проектно-конструкторские, проектно-технологические организации.
Правительство РФ и органы исполнительной власти субъектов РФ организуют государственную аккредитацию научных организаций и выдают им свидетельства о ней. Органы государственной власти, учреждающие научные организации, утверждают их уставы и осуществляют контроль за эффективным использованием ими государственного имущества.
Центральное место в системе организации науки занимает Российская Академия наук (РАН). В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 21 ноября 1991 года «Об организации Российской Академии наук» Российская Академия Наук – высшее научное учреждение России, представляет собой общероссийскую самоуправляющуюся организацию, действующую на основе законодательства России и собственного устава; объединяет действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов академии, а также других научных сотрудников учреждений академии. В ее составе институты (например, Институт государства и права), лаборатории, предприятия и организации, обеспечивающие исследования по основным направлениям фундаментальной науки. Все имущество (здания, сооружения, приборы, техника и т.п.) переданы в собственность РАН.
В стране действуют и отраслевые академии наук. Например, Российская Академия архитектуры и строительных наук, Академия медицинских наук и т.п. Их уставы утверждает, как правило, Правительство РФ. Действуют они в системе соответствующих министерств и иных федеральных органов исполнительной власти по принадлежности, тесно взаимодействуя с Российской Академией наук.
В качестве примера ведомственных научных учреждений можно назвать Всероссийский научно-исследовательский институт глазных болезней Минздравсоцразвития России, Всероссийский научно-исследовательский институт МВД России[7]
.
Вопросы организации и деятельности наукоградов Российской Федерации закреплены в Указе Президента РФ от 7 ноября 1997 г. «О мерах по развитию наукоградов как городов науки и высоких технологий», а также в Федеральном законе от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации».
Заключение
ФЗ «Об образовании» установил полномочия органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в области образования. К их полномочиям в данной области относится организация общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования по основным общеобразовательным программам, за исключением полномочий по финансовому обеспечению образовательного процесса, отнесенных к полномочиям органов государственной власти субъектов РФ; организация предоставления дополнительного образования детям и общедоступного бесплатного дошкольного образования на территории муниципального района; создание, реорганизация и ликвидация муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий. На них возложен учет детей, подлежащих обязательному обучению в образовательных учреждениях, реализующих программы основного общего образования; опека и попечительство[8]
.
Указанные органы имеют право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, контролировать их работу и т.д.
В Москве и Санкт-Петербурге полномочия органов местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в области образования устанавливаются законами этих субъектов.
Им предоставлено право создавать и ликвидировать муниципальные органы управления образованием, осуществлять контроль за их деятельностью и т.д.
Список использованных источников
1 Положение о Федеральном агентстве по образованию. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ, 2004, №25, ст. 2570
2. Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗРФ, 2004, №26, ст. 2670
3. Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образования. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля 2001 г. // СЗРФ, 2001, №16, ст. 1595; №39, ст. 3771
4. Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. // СЗ РФ, 2000, №43, ст. 4229
5. Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Утверждено Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. // «Российская газета» 2002. 1 июня.
6. Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. // СЗ РФ, 1999, №49, ст. 6006
7. ФЗ от 23 августа 1996 г. «О науке и государственной научно-технической политике» // СЗ РФ, 1996, №35, ст. 4137; 1997, №42, ст. 4780; 1998, №30, ст. 3607; №51, ст. 6271; 2000, №2, ст. 162; 2001, №1, ст. 20
8. ФЗ от 7 апреля 1999 г. «О статусе наукограда Российской Федерации» // СЗ РФ, 1999, №15, ст. 1750; №40, ст. 4858; 2000, №19, ст. 2066
[1]
Типовое положение об образовательном учреждении высшего профессионального образо-вания. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 5 апреля2001г.//СЗРФ,2001, № 16, ст. 1595; № 39, ст. 3771
2 Положение о лицензировании образовательной деятельности. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 18 октября 2000 г. // СЗ РФ, 2000, № 43, ст. 4229
3 Положение о Высшей аттестационной комиссии Министерства образования и науки РФ. Утверждено Приказом Минобразования России от 11 апреля 2002 г. // “Российская газета” 2002. 1 июня.
4Положение о государственной аккредитации высшего учебного заведения. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 2 декабря 1999 г. // СЗ РФ, 1999, № 49, ст. 6006
5 ФЗ от 23 августа 1996 г. “О науке и государственной научно-технической политике” // СЗ РФ, 1996, № 35, ст. 4137; 1997, № 42, ст. 4780; 1998, № 30, ст. 3607; №51,ст.6271;2000, № 2, ст. 162; 2001, № 1, ст. 20
8 ФЗ от 7 апреля 1999 г. “О статусе наукограда Российской Федерации” // СЗ РФ,1999, № 15, ст. 1750; № 40, ст. 4858; 2000, №19, ст. 2066
9 Положение о Федеральной службе по надзору в сфере образования и науки. Утверждено Постановлением Правительства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗРФ, 2004, № 26, ст. 2670
1Положение о Федеральном агентстве по образованию. Утверждено Постановлением Прави-тельства РФ от 17 июня 2004 г. // СЗ РФ, 2004, № 25, ст. 2570
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Русская литературная прозаическая сказка 2-й половины XIX века |
Контрольная работа | Методы измерения теневой экономики |
Контрольная работа | Контрольная работу по Анализу финансово-хозяйственной деятельности |
Контрольная работа | Сущность и содержание бизнес–планирования в коммерческой деятельности предприятия |
Контрольная работа | Научно-исследовательская работа студентов |