Государственное принуждение, выраженное в виде уголовного наказания, требует постоянного контроля со стороны государства за исполнением возложенных на осужденных карательных ограничений. В связи с указанными обстоятельствами исполнение уголовных наказаний является исключительной компетенцией государства, для осуществления которой создаются специальные учреждения в рамках МВД, министерства юстиции или обороны[1]
.
В соответствии со ст. 43 ч. 2 УК РФ наказание применяется для восстановления социальной справедливости, исправления осужденных и предупреждения совершения новых преступлений[2]
.
Одной из важнейших задач учреждений и органов, ведающих исполнением наказаний, является обеспечение процесса исправления осужденных, создание условий для переоценки самими осужденными жизненных ориентиров, мотивов и целей поведения путем неукоснительного исполнения назначенного наказания.
В условиях мест лишения свободы устанавливаются более строгие меры, направленные на предупреждение преступлений, чем при исполнении наказаний без изоляции от общества. Так, осужденных, совершивших дисциплинарные правонарушения, наказывают, водворяя в штрафной изолятор для предупреждения с их стороны новых правонарушений.
Назначение и виды исправительных учреждений
Учреждения, исполняющие наказание в виде лишения свободы, в своей совокупности образуют уголовно-исполнительную систему, деятельность которой регулируется УИК РФ[3]
. Главной задачей таких учреждений является организация труда приговоренных к лишению свободы. В исправительно-трудовых учреждениях осужденные привлекаются к труду с учетом пола, возраста, состояния здоровья, трудоспособности, имеющейся до осуждения специальности. По возможности они работают на промышленных предприятиях, принадлежащих исправительным учреждениям.
Кроме того, осужденные могут трудиться по хозяйственному обслуживанию непосредственно в исправительно-трудовых учреждениях, а также заниматься индивидуальной трудовой деятельностью.
Отбывание наказания в виде лишения свободы по приговору суда, в соответствии со ст. 58 УК РФ назначается в исправительных колониях, тюрьме, в колониях-поселениях и воспитательных колониях. В зависимости от уголовно-правовой и исправительной характеристики различают колонии общего, строгого и особого режимов. Женщины отбывают наказание в колониях общего и строгого режимов, несовершеннолетние осужденные, а также осужденные, оставленные в воспитательных колониях до достижения ими 21 года, отбывают наказание в воспитательных колониях общего и усиленного режима (для юношей) и общего режима (для девушек). Кроме того, существуют учреждения полуоткрытого типа (колонии-поселения) и закрытого типа.
Основным типом исправительных учреждений является исправительная колония. В отличие от тюрьмы, она привлекает осужденных к труду, профессиональной, а также общеобразовательной подготовке. Исправительная колония построена по отрядному принципу, когда осужденные объединяются в отряды и по отрядам размещаются в общежитиях, где проводится воспитательная работа.
В тюрьмах, в соответствии с законом, содержатся лица, которым по определению суда лишение свободы в исправительной колонии общего и строгого режимов заменено тюремным заключением сроком не свыше трех лет, а также осужденные, оставленные в тюрьме для хозяйственного обслуживания. В тюрьмах отбывают наказание совершеннолетние осужденные женского и мужского пола.
В зависимости от состояния здоровья осужденных в системе исправительных учреждений создаются специализированные исправительные учреждения, которые называются лечебными исправительными учреждениями.
Взаимодействие учреждений и органов, исполняющихнаказание, с судом и иными государственными органами, ведущими борьбу с преступностью
1. Взаимодействие с органами расследования, которые оказывают помощь администрации учреждений и органов, исполняющих наказание, в изучении личности осужденных путем предоставления развернутых характеристик и других материалов из уголовного дела.
2. Взаимодействие с судами. В судебном заседании суд оказывает воспитательное воздействие на подсудимых, создавая предпосылки для организации с ними последующей эффективной работы. Применяя меры уголовного наказания, суд не только карает преступников, но и имеет своей целью их исправление. Совершенно очевидно, что эффективность исполнения наказания находится в прямой зависимости от вынесенного приговора. Справедливый приговор способствует во многом исправлению личности преступника, и наоборот. При назначении наказания в виде лишения свободы суд не может ограничиваться только его размером, одновременно должен быть определен вид исправительного учреждения и режим колонии, где должен отбывать наказание осужденный. Только путем индивидуализации наказания суд создает необходимые предпосылки для дальнейшей индивидуализации наказания в местах лишения свободы.
3. Взаимодействие с органами государственной власти и местного самоуправления. Такое взаимодействие осуществляется при оказании материальной помощи исправительным учреждениям, а также предоставлению беспроцентного кредитования этим учреждениям. Такие финансовые льготы позволяют привести материальное положение осужденных в соответствие с требованиями международно-правовых стандартов и норм уголовно-исполнительного законодательства.
4. Взаимодействие с уголовным розыском органов внутренних дел. Такое взаимодействие осуществляется в целях личной безопасности осужденных и персонала исправительных учреждений. Взаимодействие учреждений и органов, выполняющих наказание, и аппарата милиции может осуществляться в виде бесед с осужденными, подлежащими освобождению, а также при проведении совместных мероприятий, направленных на предупреждение со стороны осужденных новых преступлений.
Персонал учреждений и органов, применяющих наказания, различается в зависимости от основания их поступления на службу (работу), должностного положения и выполняемых функций. Персонал дисциплинарных воинских частей состоит из военнослужащих, компетенция и полномочия которых определяются не только уголовно-исполнительным законодательством, но и Законом о воинской службе в Российской Федерации, воинскими наставлениями, уставами, правилами и другими нормативными актами Министерства обороны РФ. Из-за принадлежности некоторых учреждений, исполняющих наказание, к системе МВД РФ персонал сотрудников имеет специальные звания рядового и начальствующего состава органов внутренних дел[4]
.
Требования, которые к ним предъявляются, условия прохождения службы и меры их социально-правовой защиты устанавливаются Положением о порядке и условиях прохождения службы в органах внутренних дел, а также уголовно-исполнительным законодательством и нормативно-правовыми актами.
Рабочие и служащие, т. е. вольнонаемный состав учреждений и органов, исполняющих наказание, осуществляют свою трудовую деятельность в соответствии с трудовым, уголовно-исполнительным законодательством и другими нормативными актами. Несмотря на большое разнообразие персонала исправительных учреждений к ним всем предъявляются требования общего характера. К таким требованиям относятся:
а) персонал из числа сотрудников органов внутренних дел комплектуется из числа граждан Российской Федерации не моложе 18 и не старше 40 лет независимо от национальности, пола, социального положения, имущественного, должностного положения и отношения к религии. Сотрудниками персонала не могут быть лица, которые по решению суда были признаны недееспособными или ограниченно дееспособными, а также имевшие судимость;
б) к персоналу предъявляются требования по уровню образования. Так, большинство сотрудников персонала учреждений и органов, исполняющих наказание, должны иметь высшее образование или среднее специальное, т. к. применение уголовно-исполнительного законодательства и оказание педагогического воздействия на осужденных требуют высокого уровня квалификации. Так, сотрудники, работающие в оперативно-режимных подразделениях, должны иметь юридическое образование, а начальники отрядов — юридическое или педагогическое.
Требования, предъявляемые к персоналу, свидетельствуют о его профессиональной пригодности; сотрудники, допустившие жестокое или бесчеловечное отношение к осужденным, несут дисциплинарную или уголовную ответственность. Дополнительной гарантией против таких действий персонала является дисциплинарная практика взысканий в отношении сотрудников. Так, в случае вынесения в течение года повторного дисциплинарного взыскания за вышеуказанные формы обращения с осужденными, сотрудники, допустившие такие нарушения, подлежать увольнению.
К руководителям таких учреждений предъявляются повышенные требования, руководители должны быть требовательны к себе и своим подчиненным, принципиальны, уважать окружающих.
Федеральным судом общей юрисдикции Ленинского района г. Новосибирска Исаченко был осужден к лишению свободы сроком на 6 лет с содержанием в колонии-поселении для лиц, совершивших преступление по неосторожности. Назначая вид исправительной колонии, судья Макаров мотивировала это тем, что Исаченко положительно характеризуется, работал на производстве и имеет семью.
Оцените приговор с правовой точки.
В соответствии с ч. 3 ст. 74 УИК РФ в колониях-поселениях отбывают наказание осужденные к лишению свободы за преступления, совершенные по неосторожности, умышленные преступления небольшой и средней тяжести, а также осужденные, переведенные из исправительных колоний общего и строгого режимов на основании и в порядке, установленных частями второй и третьей статьи 78 настоящего Кодекса.
Совершенное Исаченко преступление относится к категории тяжких преступлений в соответствии со ст. 15 УК РФ[5]
. Следовательно, судьей неправильно назначен вид исправительной колонии. Таким образом, Исаченко необходимо отправить для отбывания наказания в исправительную колонию общего режима. В зависимости от поведения и отношения к труду ему в будущем может быть изменен вид исправительного учреждения (ст. 78 УИК РФ).
После вынесения приговора в отношении Сидорова о применении к нему уголовного наказания в виде обязательных работ, секретарь суда сделала копию приговора и отправила ее в районное управление внутренних дел по месту жительства осужденного для исполнения.
Дайте оценку действиям секретаря суда.
Действия секретаря неправомерны. В соответствии с ч. 4 ст. 16 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняется уголовно-исполнительной инспекцией.
Согласно ст. 25 УИК РФ наказание в виде обязательных работ исполняют уголовно-исполнительные инспекции по месту жительства осужденных на предприятиях, подведомственных органам местного самоуправления по согласованию с уголовно-исполнительными инспекциями.
Осужденный к обязательным работам привлекается к отбыванию наказания не позднее 15 дней со дня поступления в уголовно-исполнительную инспекцию соответствующего распоряжения суда с копией приговора (определения, постановления) (ч. 2 ст. 25 УИК РФ).
Уголовно-исполнительные инспекции ведут учет осужденных; разъясняют им порядок и условия отбывания наказания; согласовывают с органами местного самоуправления перечень объектов, на которых осужденные отбывают обязательные работы; контролируют поведение осужденных; ведут суммарный учет отработанного осужденными времени (ч. 3 ст. 25 УИК РФ).
1. Конституция РФ. – М.: Проспект, 2000. - 48 с.
2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях. – М.: Экзамен, 2002. – 224 с.
3. Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2003. – 96 с.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.96) (в ред. от 26.07.2004). - М.: Юрист, 2004. – 130 с.
5. Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А., 2002. – 79 с.
6. Шмелев А. Р. Уголовно-исполнительное право РФ. – М.: Просвещение, 2004. – 603 с.
[1]
Смирнова Н. Н. Уголовно-исполнительное право: Конспект лекций. – СПб: Издательство Михайлова В. А. , 2002. С. 24.
[2]
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.96) (в ред. от 26.07.2004). - М.: Юрист, 2004. – 130 с.
[3]
Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, 2003. – 96 с.
[4]
Шмелев А. Р. Уголовно-исполнительное право РФ. – М.: Просвещение, 2004. С. 127.
[5]
Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.96 № 63 – ФЗ (принят ГД ФС РФ 24.05.96) (в ред. от 26.07.2004). - М.: Юрист, 2004. – 130 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Отчет о прохождении производственной практики в инспекции Министерства по налогам и сборам по ?????????? району г. Минска |
Контрольная работа | Управление стрессом |
Контрольная работа | Пустыни Евразии |
Контрольная работа | Учет текущих обязательств и расчетов |
Контрольная работа | Экзистенциализм |