Вариант 2
Рассматриваемые в данной задаче общественные отношения регулируются нормами комплексного института экологических прав граждан.
«Экологические права человека можно рассматривать как: 1) составную часть экономических, социальных, культурных, политических прав; 2) одну из самостоятельных категорий прав человека; 3) индивидуальное, естественное право каждого пользоваться в определенных пределах окружающей средой независимо от правоустановлений государства; 4) коллективные права, отличительным признаком которых является то, что они могут осуществляться общностью, ассоциацией. Исходя из принятой в международном праве классификации право на благоприятную окружающую среду включают в третье поколение прав человека (к первому поколению причисляют гражданские и политические права, ко второму -социальные, экономические, культурные)».
Основополагающие принципы охраны окружающей среды и рационального природопользования содержатся в международно-правовых актах, таких как Декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 г.; Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН «Экономическое развитие и охрана природы» (1962 г.); Декларация Стокгольмской конференции ООН по проблемам охраны окружающей среды (1972 г.). В 1982 г. Генеральная Ассамблея ООН приняла Всемирную хартию природы.
«Признанные мировым сообществом экологические права человека могут быть реализованы посредством их включения и развития в национальном законодательстве.
Конституция РФ, а затем и экологическое законодательство предоставляют гражданам определенные права и возлагают на них юридические обязанности в области экологических отношений.
Общая норма о праве каждого на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением, а также о корреспондирующей обязанности по сохранению природы и окружающей среды, бережному отношению к природным богатствам закреплена соответственно в ст. 42 и 58 Конституции РФ. Хотя предметом экологического права являются отношения, связанные в первую очередь с охраной окружающей среды, конечной целью правового регулирования выступает, прежде всего, обязанность государства по охране здоровья человека, созданию благоприятных условий для его жизнедеятельности. Это подтверждается и ст. 9 Конституции РФ, определяющей, что земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории, и нормой ст. 41, провозглашающей право каждого на охрану здоровья и поощряющей деятельность, способствующую экологическому и санитарно-эпидемиологическому благополучию».
«Право каждого на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, на достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде закреплено в ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды.
В качестве правовой и организационной основы реализации права граждан на благоприятную окружающую среду выступают регламентированные нормативными правовыми актами функции экологического управления: экологический мониторинг, нормирование воздействий на окружающую среду, экологическая экспертиза, сертификация, лицензирование воздействий на окружающую среду, экологический контроль, реализуемые системой органов экологического управления.
Составной частью права граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ее защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, со стороны государства.
Помимо названных организационно-правовых мер, защита окружающей среды от негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности обеспечивается посредством правовой регламентации этих видов деятельности. Соответствующие правила установлены гл. 7 Федерального закона «Об охране окружающей среды». «Статья 42 Конституции РФ, а вслед за ней и Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляют также право каждого на информацию о состоянии окружающей среды.
Право граждан на получение информации содержится в ст. 29 Конституции РФ и принятом в ее развитие Указе Президента РФ от 31 декабря 1993 г. № 2334 «О дополнительных гарантиях прав граждан на информацию» (в ред. от 1 сентября 2000 г.), в соответствии с которым право на информацию признается одним из фундаментальных прав человека. Этим же актом устанавливаются основополагающие принципы информационной открытости, выражающиеся в: доступности для граждан информации, представляющей общественный интерес или затрагивающей личные интересы граждан; систематическом информировании граждан о предполагаемых или принятых решениях; осуществлении гражданами контроля за деятельностью государственных органов, организаций, общественных объединений, должностных лиц и принимаемыми ими решениями, связанными с соблюдением, охраной и защитой прав и законных интересов граждан; создании условий для обеспечения граждан Российской Федерации зарубежными информационными продуктами и оказания им информационных услуг, имеющих зарубежное происхождение.
Поскольку экологически значимые сведения составляют информационный ресурс, их получение, обработка, накопление, фиксирование, хранение, использование и распространение должны основываться на нормах, установленных как в базовом акте — Федеральном законе от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», так и в экологическом законодательстве. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» закрепляет право граждан на получение своевременной, полной и достоверной информации о состоянии окружающей среды в местах своего проживания, а также о мерах по ее охране (ст. 11).
В то же время Федеральный закон «Об информации, информатизации и защите информации» запрещает относить к информации с ограниченным доступом документы, содержащие сведения о чрезвычайных ситуациях, экологическую, метеорологическую, демографическую, санитарно-эпидемиологическую и иную информацию, необходимую для обеспечения безопасного функционирования населенных пунктов, производственных объектов, безопасности граждан и населения в целом».
«Законодательство, прямо или опосредованно регулирующее отношения, связанные с правом граждан на получение информации о состоянии окружающей среды, ее компонентов, достаточно обширно.
Основы законодательства РФ «Об охране здоровья граждан» (1993 г., в ред. от 2 февраля 2006 г.) (ст. 19) обязывают местные администрации через средства массовой информации или непосредственно по запросам граждан предоставлять регулярно и своевременно информацию о факторах, способствующих сохранению здоровья или оказывающих на него вредное влияние, включая информацию о санитарно-эпидемиологическом благополучии района проживания. Порядок предоставления такой информации регламентируется приказом Министерства здравоохранения РФ от 2 декабря 1999 г. № 429.
Право на получение экологической информации обеспечено правовой защитой. Законодательно закреплена административная ответственность за сокрытие или искажение экологической информации» (ст. 8.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях). «Наряду с административной законодательство предусматривает и уголовную ответственность, в частности за сокрытие информации об обстоятельствах, создающих опасность для жизни или здоровья людей (ст. 237 УК РФ). В этой статье дополнительно по отношению к названию статьи предметом посягательства названа окружающая среда. Несмотря на наличие механизма реализации прав граждан на информацию о состоянии окружающей среды, включающего меры государственного принуждения, которые могут и должны применяться к должностным лицам при нарушении указанного права, известны случаи ограничения доступа к такой информации». Своевременность информации является одним из условий обеспечения прав граждан. Согласно законодательству, а также существующим правилам ответ на запрос об информации должен быть дан в течение месяца (в исключительных случаях — с продлением еще на месяц), на запрос о рассекречивании информации в течение трех месяцев. Распространенным нарушением является затруднение доступа к информации. «Один из способов — придание экологической информации категории ограниченного доступа. Федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», как уже отмечалось, запрещают относить к информации с ограниченным доступом экологическую и санитарно-эпидемиологическую информацию. Кроме того, коммерческую тайну не могут составлять сведения о загрязнении окружающей среды и вреде, нанесенном здоровью людей. Ограничение доступа к экологической информации может осуществляться и другими способами, в частности путем ограничения ее распространения. Информация иногда публикуется небольшими тиражами или в малораспространенных специальных изданиях. Доступ к ней может быть затруднен ведомственными правилами.
Еще одна категория нарушения прав граждан — предоставление неполной, а тем более искаженной экологической информации. На решение этой задачи направлен Федеральный закон от 2 мая 2006 г. № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», который регулирует правоотношения, связанные с реализацией гражданами Российской Федерации закрепленного за ними Конституцией РФ права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливает порядок рассмотрения обращений граждан в государственные органы, органы местного самоуправления и к должностным лицам».
Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что в рассматриваемой задаче были нарушены следующие права гражданина Петрова:
1) право на благоприятную окружающую среду;
2) право на информацию о состоянии окружающей среды.
Право каждого на благоприятную окружающую среду закреплено в пункте 1 статьи 11 Федерального закона от 20.12.2001 г. «Об охране окружающей среды»: «Каждый гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, на ее защиту от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера». Составной частью права граждан на благоприятную окружающую среду в соответствии со ст. 11 Федерального закона «Об охране окружающей среды» является ее защита от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, со стороны государства. В данном случае мы видим невыполнение со стороны государства обязанностей по защите окружающей среды от негативного воздействия, вызванного хозяйственной и иной деятельностью, чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. Как сказано в задаче, в регионе наблюдаются признаки экологического бедствия, однако «никаких видимых признаков этого Петров не заметил», то есть необходимые меры по ликвидации последствий экологического бедствия не осуществлялись. Кроме того, о сложившейся ситуации Петров узнал лишь от представителей милиции, что говорит о том, что население не было должным образом оповещено.
Право на информацию о состоянии окружающей среды закреплено в статье 42 Конституции РФ: «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением», а также в статье 11 Федерального закона от 20.12.2001 г. «Об охране окружающей среды»: «Каждый гражданин имеет право на … достоверную информацию о состоянии окружающей среды и на возмещение вреда окружающей среде».
Как мы видим, данное право гражданина Петрова было нарушено Челябинской администрацией, которая ответила отказом на его запрос о состоянии окружающей среды в Челябинской области, чем нарушила пункт 2 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»: «Гражданин (физическое лицо) имеет право на получение от государственных органов, органов местного самоуправления, их должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, информации, непосредственно затрагивающей его права и свободы». Кроме того, статья 13 Федерального закона от 20.12.2001 г. «Об охране окружающей среды» гласит: «Органы государственной власти Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления и должностные лица обязаны оказывать содействие гражданам, общественным и иным некоммерческим объединениям в реализации их прав в области охраны окружающей среды».
Ссылка на то, что эта информация составляет государственную тайну, не соответствует действительности. Федеральные законы «О государственной тайне», «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» запрещают относить к информации с ограниченным доступом экологическую и санитарно-эпидемиологическую информацию: «Не подлежат отнесению к государственной тайне и засекречиванию сведения: о состоянии экологии, здравоохранения, санитарии, демографии, образования, культуры, сельского хозяйства, а также о состоянии преступности» (статья 7 Федерального закона «О государственной тайне»); «Не может быть ограничен доступ к: информации о состоянии окружающей среды» (п/п 2 пункта 4 статьи 8 Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»).
В соответствии со статьей 46 Конституции Российской Федерации «каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод», а «решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд». Кроме того, в соответствии со статьей 254 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если они считают, что нарушены их права и свободы. А значит, гражданин Петров вправе обратиться в суд.
В соответствии со статьей 22 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение и разрешение исковых дел с участием граждан, организаций, органов государственной власти, органов местного самоуправления о защите нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов по спорам, возникающим из экологических правоотношений, относятся к подведомственности судов общей юрисдикции. То есть жалоба гражданина Петрова должна быть направлена в суд общей юрисдикции.
В Челябинский городской суд Челябинской области от Петрова Геннадия Ивановича, проживающего по адресу г. Москва, ул. Кировоградская, д. 25 ОТВЕТЧИК Челябинская городская администрация
ЖАЛОБА на неправомерные действия органа местного самоуправления
22 декабря 1999 г. Челябинская городская администрация ответила отказом на мой запрос о состоянии окружающей среды в Челябинской области от 05 декабря 1999 г.
Неправомерные действия Челябинской городской администрации подтверждаются следующим: гражданин имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии (ст. 42 Конституции РФ); органы местного самоуправления обязаны оказывать содействие гражданам в реализации их прав в области охраны окружающей среды (ст. 13 ФЗ «Об охране окружающей среды»).
На основании Закона Российской Федерации от 27.04.1993 г. №4866-1 «Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан»,
Прошу: Обязать Челябинскую городскую администрацию устранить допущенное нарушение моего права на получение информации о состоянии окружающей среды.
Приложение: 1. Ответ Челябинской городской администрации от 22.12.1999 г. на запрос от 05.12.1999 г.
2. Квитанция об уплате госпошлины. 15 января 2000 г.
ПОДПИСЬ
Список использованных источников
1. Конституция Российской Федерации. Государственные символы России. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. - 64 с. – (Кодексы и законы России).
2. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации // Полный сборник кодексов Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2006. – 952 с. – (Кодексы и законы России);
3. Закон РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
4. Федеральный закон РФ от 27.07.2006 г. №149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
5. Федеральный закон РФ от 20.12.2001 г. № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»
6. Экологическое право: учеб. / Т.С. Бакунина, Г.Е. Быстров, Г.В. Выпханова [ и др.]; отв. ред. Г.Е. Быстров, Н.Г. Жаворонкова, И.О. Краснова. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. – 656 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Защита сельскохозяйственных культур от вредителей |
Контрольная работа | Политическая система общества |
Контрольная работа | Продажа продовольственных товаров на примере магазина "Вкусняшка" |
Контрольная работа | Денежно-кредитная политика государства |
Контрольная работа | Локальные вычислительные системы |