Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Условия возникновения и принципы деятельности ООН

Содержание


1. Объективные условия создания ООН


2. Цели и принципы деятельности ООН. Членство в ООН


3. Главные органы ООН, их состав, компетенция, порядок применения актов


Литература



1. Объективные условия создания ООН


Организация Объединённых Наций (ООН) – международная организация, созданная для поддержания и укрепления международного мира и безопасности, развития сотрудничества между государствами.


Рассмотрим историю создания Организации Объединенных Наций.


Международные организации, создававшиеся в течение 19 в., в основном решали отдельные задачи, такие, в частности, как налаживание почтовой службы, системы здравоохранения и средств сообщения. Реальные корни Организации Объединенных Наций обнаруживаются в 19 в. в таком дипломатическом образовании, как "Европейский концерт" – первой попытке объединения государств с установкой на достижение политических целей, прежде всего дипломатическими, а не военными средствами.


"Европейский концерт" внес весомый вклад в формирование концепции международного права, включая правила ведения военных действий, международный арбитраж и вопрос о разоружении. Но лишь после Первой мировой войны была создана многоцелевая организация с четко выраженной ориентацией на обеспечение мира, безопасности и международного сотрудничества – Лига наций.


Несмотря на заявленные великие идеалы, Лига наций, подобно предшествующим межгосударственным союзам, явилась плодом европейской политической мысли и была в основном ориентирована на Европу (и на Запад в целом). Она отражала перспективу развития колониальных держав и их союзников, в значительной степени оставляя на заднем плане интересы необъятных земель и нищего населения стран Африки, Азии, Ближнего Востока и Латинской Америки, большинство из которых все еще находилось под колониальным гнетом.


В конечном счете Лига наций оказалась неспособной предотвратить развязывание Второй мировой войны и в 1946 формально прекратила свое существование. В годы войны главные союзные державы – США, Великобритания, Советский Союз, Франция и Китай – предприняли шаги на пути к созданию новой международной организации, основанной на платформе их противостояния державам "оси" – Германии, Италии и Японии.


Принятая 12 июня 1941, в разгар войны, Межсоюзническая декларация призывала к послевоенному международному сотрудничеству. Атлантическая хартия, подписанная 14 августа 1941 президентом США Ф. Рузвельтом и премьер-министром Великобритании У. Черчиллем, явилась первым признаком намерений Великобритании и США создать сразу после восстановления мира новую международную организацию.


Термин "объединенные нации" впервые появился 1 января 1942 в Декларации Объединенных Наций, подписанной 26 представителями государств в Вашингтоне. Московская и Тегеранская конференции в октябре и декабре 1943 заложили фундамент этой новой организации, а конференция в Вашингтоне на вилле Думбартон-Окс (21 августа – 7 октября 1944) явилась первой встречей, специально организованной для обсуждения ее структуры. В Думбартон-Оксе были подготовлены предложения по созданию международной организации, которые одобрили США, Китай, Великобритания и СССР. На Ялтинской конференции в феврале 1945 "Большая пятерка" держав – СССР, Великобритания, США, Франция и Китай – выработала формулу для разрешения споров.


ООН официально учреждена на Конференции по международной организации, состоявшейся 25 апреля – 26 июня 1945 в Сан-Франциско. 26 июня представители 50 стран единогласно приняли Устав Организации Объединенных Наций. Устав вступил в силу 24 октября, после того как большинство представителей подписавших его стран подтвердили свои полномочия ратифицировать данный документ; с тех пор эта дата ежегодно отмечается как День Организации Объединенных Наций. Польша, не представленная на Конференции, подписала Устав позднее и стала 51-м членом первоначального состава ООН.


Появление ООН было обусловлено целым рядом объективных факторов военно-стратегического, политического, экономического развития человеческого общества конца второго тысячелетия. Создание ООН явилось воплощением извечной мечты человечества о таком устройстве и организации международного общежития, которые избавили бы человечество от бесконечности череды войн и обеспечили бы мирные условия жизни народов, их поступательное продвижение по пути социально-экономического прогресса, процветания и развития, свободного от страха за будущее.


Создание ООН, как и многие другие дипломатические начинания, явилось отражением взаимопересекающихся, а порой и полярных интересов.


Крупные державы при создании новой организации рассчитывали, что смогут сохранить после Второй мировой войны глобальную власть, которую они утвердили с опорой на свою военную мощь как победители. Однако начавшаяся вскоре "холодная война" начала ставить границы полномочиям новой организации.


2. Цели и принципы деятельности ООН. Членство в ООН


Устав ООН излагает ее цели, одобренные странами-членами при подписании:


- поддерживать международный мир и безопасность и с этой целью принимать эффективные коллективные меры для предотвращения и устранения угрозы миру и подавления актов агрессии или других нарушений мира и проводит мирными средствами, в согласии с принципами справедливости и международного права, улаживание и разрешение международных споров или ситуаций, которые могут привести к нарушению мира;


- развивать дружественные отношения между нациями на основе уважения принципа равноправия и самоопределения народов, а также принимать другие соответствующие меры для укрепления всеобщего мира;


- осуществлять международное сотрудничество в разрешении международных проблем экономического, социального, культурного и гуманитарного характера и в поощрении и развитии уважения к правам человека и основным свободам ля всех, без различия расы, пола, языка и религии, и быть центром для согласования действий наций и достижении этих общих целей.


Для достижения этих целей ООН и ее Члены действуют в соответствии со следующими принципами:


1. Организация основана на принципе суверенного равенства всех ее Членов;


2. Все Члены Организации Объединенных Наций добросовестно выполняют принятые на себя по Уставу обязательства, чтобы обеспечить им всем в совокупности права и преимущества, вытекающие из принадлежности к составу Членов Организации;


3. Все Члены Организации Объединенных Наций разрешают свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не подвергать угрозе международный мир и безопасность и справедливость;


4. Все Члены Организации Объединенных Наций воздерживаются в их международных отношениях от угрозы силой или ее применения как против территориальной неприкосновенности или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с Целями Объединенных Наций;


5. Все Члены Организации Объединенных Наций оказывают ей всемерную помощь во всех действиях, предпринимаемых ею в соответствии с Уставом, и воздерживаются от оказания помощи любому государству, против которого Организация Объединенных Наций предпринимает действия превентивного или принудительного характера;


6. Организация обеспечивает, чтобы государства, которые не являются ее Членами, действовали в соответствии с этими Принципами, поскольку это может оказаться необходимым для поддержания международного мира и безопасности;


7. Устав ни в коей мере не дает Организации Объединенных Наций права на вмешательство в дела, по существу входящие во внутреннюю компетенцию любого государства, и не требует от Членов Организации Объединенных Наций представлять такие дела на разрешение в порядке Устава.


Членство в ООН.


Новые члены принимаются в ООН по рекомендации Совета Безопасности, причем не менее двух третей участников Генеральной Ассамблеи должны проголосовать за их вступление. Большинство из 51 государства, первоначально подписавших Устав, составляли западные нации. В 1955 в ООН было принято 16 новых членов, включая несколько "незападных" государств, а в 1960 – еще 17 африканских стран.


В результате процессов постепенной деколонизации представительство стран в ООН становилось все более широким и разнообразным. К 1993 в ООН вошло около двух десятков новых государств, появившихся в результате распада Советского Союза и некоторых стран Восточной Европы, и число государств-членов достигло 182. Членство в ООН стало практически всеохватывающим. В настоящее время число государств-членов – 192.


3. Главные органы ООН, их состав, компетенция, порядок применения актов


В Организации Объединенных Наций имеется шесть главных органов. Пять из них – Генеральная Ассамблея, Совет Безопасности, Экономический и Социальный Совет, Совет по Опеке и Секретариат – расположены в Центральных учреждениях Организации Объединенных Наций в Нью-Йорке. Шестой орган – Международный Суд – находится в Гааге, Нидерланды.


Итак, Генеральная Ассамблея занимает центральное место в качестве главного совещательного, директивного и представительного органа. Генеральная Ассамблея рассматривает принципы сотрудничества в области обеспечения международного мира и безопасности; избирает непостоянных членов Совета Безопасности ООН, членов Экономического и Социального Совета; по рекомендации Совета Безопасности назначает Генерального секретаря ООН; совместно с Советом Безопасности избирает членов Международного Суда ООН; координирует международное сотрудничество в экономической, социальной, культурной и гуманитарной сферах; осуществляет иные полномочия, предусмотренные в Уставе ООН.


У Генеральной Ассамблеи сессионный порядок работы. Она может проводить регулярные, специальные и чрезвычайные специальные сессии. Ежегодная очередная сессия Ассамблеи открывается в третий вторник сентября и работает под руководством Председателя Генеральной Ассамблеи (или одного из его 21 заместителя) на пленарных заседаниях и в главных комитетах до полного исчерпания повестки дня.


Генеральная Ассамблея, согласно её решению от 17 августа 1993 года, имеет в своем составе 6 комитетов: Генеральный комитет и Комитет по проверке полномочий:


- Генеральный комитет – выносит рекомендации Ассамблее относительно утверждения повестки дня, распределения пунктов повестки дня и организации работы.


- Комитет по проверке полномочий – представляет Ассамблее доклады о полномочиях представителей.


- Комитет по вопросам разоружения и международной безопасности (Первый комитет).


- Комитет по экономическим и финансовым вопросам (Второй комитет).


- Комитет по социальным и гуманитарным вопросам и вопросам культуры (Третий комитет).


- Комитет по специальным политическим вопросам и вопросам деколонизации (Четвёртый комитет).


- Комитет по административным и бюджетным вопросам (Пятый комитет).


- Комитет по правовым вопросам (Шестой комитет).


В состав Генерального комитета входят Председатель Генеральной Ассамблеи; заместители Председателя, председатели главных комитетов, которые избираются с учетом принципа справедливого географического представительства пяти регионов (районов): Азии, Африки, Латинской Америки, Западной Европы (включая Канаду, Австралию и Новую Зеландию) и Восточной Европы.


Специальные сессии Генеральной Ассамблеи ООН могут созываться по любому вопросу по требованию Совета Безопасности в течение 15 дней со дня получения такого требования Генеральным секретарём ООН или большинства членов ООН. До конца 2006 года было созвано около 30 специальных сессий по вопросам, касающимся большинства государств мира: по правам человека, охране окружающей среды, борьбе с наркотиками и др.


Чрезвычайные специальные сессии могут созываться по требованию Совета Безопасности ООН или большинства государств-членов ООН в течение 24 часов после получения такого требования Генеральным секретарём ООН.


Совет безопасности несёт главную ответственность за поддержание международного мира и безопасности; его решениям обязаны подчиняться все члены ООН. Пять постоянных членов Совета Безопасности (Российская Федерация, США, Великобритания, Франция, Китай) обладают правом вето. Россию представляет постоянный представитель России при ООН.


Совет Безопасности состоит из 15 членов: пять членов Совета – постоянные (Россия, США, Великобритания, Франция и Китай), остальные десять членов (по терминологии Устава – "не постоянные") избираются в Совет в соответствии с процедурой, предусмотренной Уставом.


Секретариат – это международный персонал, работающий в учреждениях по всему миру и выполняющий разнообразную повседневную работу Организации. Он обслуживает другие главные органы Организации Объединённых Наций и осуществляет принятые ими программы и политические установки. Подразделения Секретариата находятся в Центральных учреждениях ООН в Нью-Йорке и в других местах расположения штаб-квартир органов ООН, наиболее крупными из которых являются отделения ООН в Женеве и Вене.


Секретариат ООН обеспечивает работу органов ООН, осуществляет опубликование и распространение материалов ООН, хранение архивов, производит регистрацию и издание международных договоров государств – членов ООН.


Секретариат возглавляет Генеральный секретарь ООН, который назначается Генеральной Ассамблеей по рекомендации Совета Безопасности сроком на 5 лет с возможностью переизбрания на новый срок. На сегодняшний день генеральным секретарем ООН является Пан Ги Мун – министр иностранных дел и торговли Республики Корея с января 2004.


Международный Суд – главный судебный орган ООН. Суд состоит из 15 независимых судей, действующих в личном качестве и не являющихся представителями государства. Они не могут посвящать себя никакому другому занятию профессионального характера. При исполнении судебных обязанностей члены Суда пользуются дипломатическими привилегиями и иммунитетами. Стороной дела данного Суда может быть только государство, а юридические и физические лица обращаться в Суд не в праве.


Экономический и Социальный Совет – осуществляет функции ООН в сфере экономического и социального международного сотрудничества. Состоит из 5 региональных комиссий:


- Европейская экономическая комиссия (ЕЭК);


- Экономическая и социальная комиссия для Азии и Тихого океана (ЭСКАТО);


- Экономическая и социальная комиссия для Западной Азии (ЭСКЗА);


- Экономическая комиссия для Африки (ЭКА);


- Экономическая комиссия для Латинской Америки и Карибского бассейна (ЭКЛАК).


Совет по опеке. Совет по опеке приостановил свою работу 1 ноября 1994 года после того, как последняя оставшаяся подопечная территория ООН, Палау, обрела 1 октября 1994 года независимость. Посредством резолюции, принятой 25 мая 1994 года, Совет внес в свои правила процедуры поправки, предусматривающие отмену обязательства о проведении ежегодных заседаний, и согласился собираться по мере необходимости по своему решению или решению своего Председателя, или по просьбе большинства своих членов или Генеральной Ассамблеи, или Совета Безопасности.


Кроме того, согласно Уставу ООН, любой главный орган ООН может учреждать различные вспомогательные органы для выполнения своих обязанностей. Самыми известными из них являются: Всемирный банк, Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ), Детский фонд ООН (ЮНИСЕФ), Международное агентство по атомной энергии (МАГАТЭ), Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО), ЮНЕСКО.



Литература


1. Бекяшев К.А. Международное право. Учебник для вузов. – М.: ИНФРА – М, 2005. – 589 с.


2. Захарова Л.Н. Международное право: Учебное пособие. М.: Издательство РИОР, 2006. – 186 с.


3. Международное право. Учебник / Отв. ред. Ю.М. Колосов, В.И. Кузнецов. – М.: Междунар. отношения, 1996. – 608 с.


4. Международное право. Учебник / Под ред. Г.В. Игнатенко. – М.: НОРМА, 2002. – 592 с.


5. Сборник документов по курсу международного права. Учебно-методическое пособие. Ч.1 / Сост. М.В. Андреева. – М.: Институт международного права и экономики, 1996. – 496 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :