Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних

Федеральное агентство по образованию Российской Федерации Новокузнецкий филиал-институт

Кемеровского государственного университета

Юридический факультет

Кафедра уголовного права и процесса

Контрольная работа


по дисциплине «Прокурорский надзор»


Сущность и задачи прокурорского надзора за исполнением законов о несовершеннолетних


Исполнитель: Ермак


Екатерина Андреевна,


Руководитель:


доц. Патыковская Л.Н.


Новокузнецк, 2010г.



Содержание


1. Деятельность органов прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних


2. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора


Библиографический список



1. Деятельность органов прокуратуры по борьбе с безнадзорностью и правонарушениями несовершеннолетних


Действующее законодательство закрепляет положение о том, что граждане обязаны заботиться о воспитании детей, готовить их к общественно полезному труду, растить достойными членами общества. Забота о воспитании молодежи, в особенности несовершеннолетних, рассматривается как конституционная обязанность всех граждан, всех государственных органов и общественных организаций. Реализация правовой ре формы предполагает улучшение трудового, идеологического и нравственного воспитания молодежи.


В настоящее время, когда решение социальных проблем по воспитанию молодежи стало первоочередной задачей государственных и общественных органов, неизмеримо возросли возможности правового воздействия на совершенствование воспитания и образования подрастающего поколения, его гражданское и правовое становление. Важная роль в выполнении этих задач принадлежит органам прокуратуры. Однако, как отмечает Генеральный прокурор Российской Федерации в приказе № 30 от 18.05.95 г. «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних» и иных директивах, органы прокуратуры не всегда используют свои полномочия, часто действуют в отрыве от реальных проблем, рожденных жизнью. Прокуроры мало внимания уделяют вопросам прав и законных интересов несовершеннолетних, надзору за условиями семейного и школьного воспитания. Не изжита еще тенденция сводить перевоспитание педагогически запущенных подростков к применению различного рода наказаний.


В практике работы органов прокуратуры слабо используются возможности индивидуальной профилактической работы с подростком, профилактики правонарушений. В предупредительной работе преимущественно преобладают мероприятия общего характера, многие из которых страдают формализмом. Некоторые прокуроры в свой профессиональной деятельности слабо связаны с местными органами местного самоуправления, комиссиями по делам несовершеннолетних и защите их прав, учреждениями просвещения, профтехобразования, трудовыми коллективами. Это существенно отражается на эффективности предупредительной работы, которая в системе мер по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должна быть выдвинута на передний план.


Основными задачами деятельности органов прокуратуры по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних являются:


— предупреждение безнадзорности, беспризорности, правонарушений и антиобщественных действий несовершеннолетних, выявление и устранение причин и условий, способствующих этому;


— обеспечение защиты прав и законных интересов несовершеннолетних;


— социально-педагогическая реабилитация несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении;


— выявление и пресечение случаев вовлечения несовершеннолетних в совершение преступлений и антиобщественных действий.


Деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних основывается на принципах:


— законности;


— демократизма;


— гуманного обращения с несовершеннолетними;


— поддержки семьи и взаимодействия с ней;


— индивидуального подхода к исправлению несовершеннолетних с соблюдением конфиденциальности полученной информации;


— государственной поддержки деятельности органов местного самоуправления и общественных объединений по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


— обеспечения ответственности должностных лиц и граждан за нарушение прав и законных интересов несовершеннолетних.


В систему органов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, за деятельностью которых органами прокуратуры осуществляется надзор, входят:


— комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемые в порядке, установлен ном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации;


— органы управления социальной защиты населения;


— органы управления образованием;


— органы опеки и попечительства;


— органы по делам молодежи;


— органы управления здравоохранением;


— органы службы занятости;


— органы внутренних дел.


В соответствии со ст. 5 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» органы и учреждения системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:


1) безнадзорных и беспризорных;


2) занимающихся бродяжничеством или попрошайничеством;


3) содержащихся в социально-реабилитационных центрах для несовершеннолетних, социальных приютах, центрах помощи детям, оставшимся без попечения родителей, специальных учебно-воспитательных и других учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной помощи и (или) реабилитации;


4) употребляющих наркотические средства и психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие средства;


5) совершивших правонарушение, повлекших применение меры административного взыскания;


6) совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность;


7) освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия;


8) не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность, или вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством;


9) обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу;


10) условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта амнистии или в связи с помилованием;


11) получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора;


12) освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации;


13) осужденных за совершение преступлений небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия;


14) осужденных условно, осужденных к обязательным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.


Органы прокуратуры надзирают за тем, чтобы соблюдались права и свободы лиц, в отношении которых проводится индивидуальная профилактическая работа, гарантированные Конституцией Российской Федерации, Конвенцией ООН о правах ребенка, международными договорами Российской Феде рации, предусмотренными в ст. 8 Федерального закона «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних», а также иных нормативных правовых актах.


Несовершеннолетние, содержащиеся в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, имеют право на:


— уведомление родителей или законных представителей об их помещении в учреждение системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;


— обжалование решений, принятых работниками органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, в вышестоящие органы указанной системы, а также в органы прокуратуры и в суд;


— гуманное, не унижающее человеческое достоинство общение;


— поддержание связей с семьей путем телефонных переговоров и свиданий без ограничения их количества;


— получение посылок, бандеролей, передач, получение и отправление писем и телеграмм без ограничения их количества;


— обеспечение бесплатным питанием, одеждой, обувью и другими предметами вещевого довольствия.


Необходимо отметить, что наиболее слабым звеном в деятельности органов прокуратуры является надзор за законностью и охрана средствами прокурорского воздействия прав детей, оставшихся без попечения родителей. Проверки, проводимые прокуратурой в детских учреждениях, показывают, что в большинстве из них не создано элементарных условий для содержания детей-сирот: неудовлетворительные бытовые условия; плохое питание и санитарное обслуживание; не организован досуг детей; низкая требовательность к педагогическим кадрам и т.д. В этой сфере прокурорский надзор должен быть особенно строгим и взыскательным, ибо, кроме прокурора, таких детей, по существу, защитить некому. Между тем некоторые прокуроры проявляют равнодушие, бюрократизм и казенное отношение к нуждам обездоленных детей.


Важная роль в предупреждении нарушений закона и в профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних принадлежит комиссиям по делам несовершеннолетних и защите их прав, образуемым органами местного самоуправления. Именно они должны осуществлять меры по защите и восстановлению прав и законных интересов несовершеннолетних, выявлять и устранять причины и условия, способствующие безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних; контролировать условия воспитания, обучения, содержания несовершеннолетних, а также обращение с несовершеннолетними в учреждениях системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершенно летних; осуществлять меры по координации деятельности органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних; подготавливать материалы, предоставляемые в суд, по вопросам, связанным с содержанием несовершеннолетних в специальных учебно-воспитательных учреждениях закрытого типа; рассматривать представления органа правления образовательного учреждения об исключении несовершеннолетних, не получивших основного общего образования, из образовательного учреждения; оказывать помощь в бытовом и трудовом устройстве несовершеннолетних, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы либо вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений; применять меры воздействия в отношении несовершеннолетних, их родителей и законных представителей.


2. Охрана прав и законных интересов несовершеннолетних средствами прокурорского надзора


Прокуроры имеющимися у них средствами охраняют права и законные интересы несовершенно летних. Полномочия прокуроров в данном направлении деятельности регулируются Федеральным законом «О прокуратуре Российской Федерации», иными федеральными законами и нормативными правовыми актами, а также Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 18.05.95 г. № 30 «О задачах органов прокуратуры по повышению эффективности надзора за исполнением законов о несовершеннолетних». В частности, Генеральный прокурор РФ приказал:


1. Осуществляя надзор за исполнением законодательства об образовании, обращать внимание прежде всего на соблюдение принципов всеобщности и общедоступности среднего образования в государственных образовательных учреждениях, пресекать практику незаконного отчисления учащихся, произвол в использовании мер дисциплинарного воздействия к ним. Установить надзор за соответствием закону уставов образовательных учреждений.


Остро реагировать на каждый факт незаконной коммерциализации материальной базы образовательных учреждений, ограничивающий возможности образовательного процесса.


Внимательно следить за тем, чтобы платность образовательных услуг не выходила за рамки, допустимые законодательством об образовании.


Повысить эффективность надзора за законностью направления несовершеннолетних правонарушителей в специальные школы, профессионально-технические училища для детей, нуждающихся в особых условиях воспитания, а также за законностью в деятельности этих образовательных учреждений, обеспечивать участие прокурора в рассмотрении каждого дела о направлении несовершеннолетнего в специальные учебно-воспитательные учреждения закрытого типа.


2. Постоянно осуществлять надзор за законностью в деятельности органов опеки и попечительства, социальной защиты, здравоохранения, милиции и других учреждений по контролю за семейным благополучием детей.


Средствами прокурорского надзора способствовать повышению надежности системы выявления детей, нуждающихся в защите государства, устройстве. В необходимых случаях проявлять инициативу в изъятии детей из неблагополучных семей путем предъявления соответствующих требований в суды.


Имея в виду важность развития института усыновления (удочерения) детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обращать внимание при осуществлении надзорных мероприятий как на необоснованно создаваемые препятствия в -этом деле, так и на факты упрощенчества при подготовке и принятии решения об усыновлении, негативно отражающиеся на интересах детей. Решительно пресекать попытки коммерциализации этой сферы.


3. Установить постоянный надзор за строгим соблюдением жилищных прав несовершеннолетних, особенно при приватизации жилья и совершении сделок с жильем (продажа, обмен и т.д.).


4. Усилить надзор за исполнением требований закона, касающихся предупреждения преступности несовершеннолетних, регулярно проверять законность в деятельности комиссий по делам несовершеннолетних, профилактических подразделений милиции, органов социальной защиты населения и других учреждений государственной системы профилактики.


Обеспечивать постоянный надзор за законностью административных задержаний несовершенно летних и привлечения их к административной ответственности.


5. Обеспечивать законность арестов и задержаний несовершеннолетних, привлечения их к уголовной ответственности, строгое выполнение всех правовых гарантий, предусмотренных уголовным процессом для несовершеннолетних.


Всемерно содействовать повышению воспитательного и предупредительного значения предвари тельного следствия и судебного разбирательства дел о преступлениях несовершеннолетних. В этой работе полнее учитывать положения и принципы, закрепленные в минимальных стандартных правилах ООН, касающихся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних. На всех этапах рассмотрения дела несовершеннолетнего уважать его право на конфиденциальность чтобы избежать причинения вреда из-за ненужной гласности или из-за ущерба репутации.



Библиографический список


1. Уголовно-процессуальный кодекс РФ от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 01.10.2010) // Сибирское университетское издательство, 2010.


2. Федеральный закон от 24.06.1999 № 120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (ред. от 21.07.2007) // Информационно-правовая система «Консультант-Плюс».


3. Г.Ю. Марков «Прокурорский надзор за исполнением законов», М., 2008 г.


4. Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001.-352 с.


5. Российский прокурорский надзор: Учебник / Под ред. проф. А.Я. Сухарева.— М.: Издательство НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА • М), 2001. — 384 с.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :