1. Функции служб стандартизации предприятий
Постановлением Правительства утверждена следующая структура центрального аппарата Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации: управление стандартизации; управление метрологии; управление сертификации и государственного контроля качества; управление надзора за измерениями радиоактивного загрязнения; управление экономики, финансов и бухгалтерского учета.
Для рассмотрения научно-технических вопросов по стандартизации, метрологии, сертификации и аккредитации в Госстандарте (подчиненных ему организациях) могут создаваться совещательные и консультативные органы. Состав этих органов и положения о них утверждаются Председателем Госстандарта (руководителями организаций Госстандарта).
Безусловно, что все работы в области стандартизации, метрологии и сертификации не могут выполняться только силами Госстандарта. Работами технического и практического характера по его поручению осуществляют организации, обладающие необходимым научным потенциалом, вне зависимости от их ведомственного подчинения. Кроме того, в любом учреждении и на любом предприятии существуют службы, которые функционально подчиняются Госстандарту.
Службы стандартизации на предприятии могут быть организованы как отдел, лаборатория или бюро стандартизации. Основными функциями службы стандартизации предприятия являются:
– планирование работ по стандартизации (планирование разработки стандартов предприятия с осуществлением всех необходимых исследовательских и опытных работ, а также планирование внедрения государственных и отраслевых заказов);
– разработка проектов государственных стандартов и отраслевых нормативных документов по заказам вышестоящих органов стандартизации (проводится в соответствии с планами государственной и отраслевой стандартизации и свидетельствует о признании высокой квалификации и возможностей соответствующей службы);
– осуществление контроля внедрения и соблюдения на предприятии, в том числе осуществление нормоконтроля (стандартизационного контроля) конструкторской и технологической документации;
– информационное обеспечение предприятия нормативными документами по стандартизации, в том числе нормативными документами отраслевой и государственной стандартизации, а также международными стандартами;
– проведение исследований и разработок в области стандартизации и управления качеством.
2. Государственные стандарты РБ. Порядок разработки и применения
Государственные стандарты разрабатываются, как правило, техническими комитетами по стандартизации, а при их отсутствии – любыми заинтересованными лицами.
Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:
– национальной безопасности;
– защиты жизни, здоровья и наследственности человека;
– охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;
– предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.
Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:
– требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;
– требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;
– требования к технической и информационной совместимости;
– правила оформления технической документации;
– общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;
– требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;
– термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.
Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства – в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Срок рассмотрения проектов государственных стандартов – не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования. Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта – не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.
Право официального издания государственных стандартов принадлежит Комитету по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства – Министерству архитектуры и строительства Республики Беларусь.
Государственные стандарты не должны противоречить требованиям технических регламентов.
Государственные стандарты являются добровольными для применения.
Государственные стандарты могут применяться на стадиях разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции, а также при оказании услуг.
Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов.
Государственные стандарты полностью либо частично (или в виде ссылки на них) могут приводиться в тексте технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то требования этого государственного стандарта становятся обязательными для соблюдения.
Если производитель или поставщик продукции (услуги) в добровольном порядке применили государственный стандарт и заявили о соответствии ему своей продукции (услуги) (использовав обозначение государственного стандарта или знак соответствия государственным стандартам в маркировке продукции, транспортной или потребительской таре, эксплуатационной или иной документации), а также если продукция (услуга) производителя или поставщика сертифицирована на соответствие требованиям государственного стандарта, соблюдение требований государственного стандарта для них становится обязательным.
3. Стандарты организаций. Порядок разработки и применения
Стандарты организаций (СО), в том числе коммерческих, общественных, научных организаций, саморегулируемых организаций, объединений юридических лиц могут разрабатываться и утверждаться ими самостоятельно исходя из необходимости применения этих стандартов для совершенствования производства и обеспечения качества продукции, выполнения работ, оказания услуг, а также распространения и использования полученных в различных областях знаний результатов исследований (испытаний), измерений и разработок.
В Республике Беларусь стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели самостоятельно и распоряжаются ими по собственному усмотрению.
Порядок разработки, утверждения, введения в действие, учета, изменения, отмены и издания стандартов организаций, а также опубликования информации о них устанавливается юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем, их утвердившими.
Технические требования стандартов организаций распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших. Стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов. Стандарты организаций не разрабатываются на продукцию, реализуемую иным юридическим или физическим лицам, или на оказываемые им услуги.
Проект СО может представляться разработчиком в Технический комитет, который организует проведение экспертизы данного проекта. На основании результатов экспертизы данного проекта Технический комитет готовит заключение, которое направляет разработчику проекта стандарта.
4. Государственный надзор за выполнением требований стандартов
Одной из важнейших составных частей любой системы управления или выполнения других работ является контроль. В системе управления качеством – это государственный надзор и контроль за внедрением и соблюдением стандартов, метрологического обеспечения и качества продукции.
Органами, осуществляющими государственный надзор за выполнением требований государственных стандартов, строительных норм и других нормативных документов по стандартизации, являются Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации и подведомственные ему органы, а также другие органы государственного управления в пределах их компетенции.
Порядок осуществления государственного надзора устанавливается Советом Министров Республики Беларусь. Положение о государственном надзоре за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроле за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь утверждено постановлением Совета Министров Республики Беларусь 1 сентября 1998 г. №1371 (с изм. и доп. от 22 февраля 2002 г., 15 июля 2002 г.).
Данным Положением установлено, что государственный надзор за выполнением требований стандартов, обеспечением единства измерений и контроль за соблюдением правил обязательной сертификации в Республике Беларусь (далее – государственный надзор за стандартами и средствами измерений) осуществляется в целях обеспечения безопасности жизни, здоровья и имущества граждан, охраны окружающей среды, технической и информационной совместимости, взаимозаменяемости продукции, единства методов контроля и маркировки, защиты прав потребителей и интересов государства.
Основными задачами государственного надзора за стандартами и средствами измерений являются:
– предотвращение и пресечение нарушений требований, предъявляемых к продукции (работам, услугам), установленных в актах законодательства, требований стандартов и других нормативных документов по стандартизации, договорных обязательств и документальных заявлений (далее – требования нормативных документов) юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, о соответствии продукции (работ, услуг) этим требованиям;
– предотвращение и пресечение нарушений правил обязательной сертификации;
– предотвращение и пресечение нарушений метрологических норм и правил.
Органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений в соответствии с основными задачами:
– контролируют выполнение юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, требований нормативных документов;
– проверяют наличие у юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, сертификатов соответствия на продукцию (работы, услуги), подлежащую обязательной сертификации, а также подлинность указанных сертификатов, правомерность использования знаков соответствия;
– участвуют в проведении государственных испытаний, метрологической аттестации и инспекционной поверке средств измерений;
– контролируют состояние и правильность применения методик выполнения измерений и средств измерений;
– принимают установленные законодательством меры по пресечению юридическими лицами и предпринимателями, осуществляющими свою деятельность без образования юридического лица, нарушений требований нормативных документов, правил обязательной сертификации, метрологических норм и правил.
Объектами государственного надзора за стандартами и средствами измерений являются:
– продукция (работы, услуги), в том числе подлежащая обязательной сертификации;
– техническая (конструкторская, технологическая, проектная и другая) документация на продукцию (работы, услуги);
– единицы измерений, средства измерений, измерения и их результаты, применяемые методики выполнения измерений и методики испытаний.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений осуществляется на стадиях разработки и постановки продукции на производство, изготовления, испытаний, реализации, использования (эксплуатации), хранения, транспортирования и утилизации продукции, а также при выполнении работ и оказании услуг. Планирование и организация работы органов государственного надзора за стандартами и средствами измерений осуществляется с учетом действующего законодательства. Акт проверки государственного надзора за стандартами и средствами измерений составляется по установленной форме и является основанием для принятия решения о применении штрафных санкций, мер запретительного характера.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений осуществляется государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений – должностными лицами Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь и подведомственных ему органов.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений (Председатель Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь) назначает ответственных за проведение государственного надзора за стандартами и средствами измерений в своих регионах, главных государственных инспекторов областей по надзору за стандартами и средствами измерений и их заместителей.
В целях повышения эффективности борьбы с правонарушениями в области качества продукции (работ, услуг), оперативного реагирования на пресечение нарушений органы государственного надзора за стандартами и средствами измерений проводят свою работу в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, Министерства внутренних дел, Министерства по налогам и сборам и другими государственными органами.
Должностные лица, на которые возложены обязанности по осуществлению государственного надзора, являются государственными инспекторами по надзору за стандартами и средствами измерений. Они имеют право:
– беспрепятственно проходить на территорию субъектов хозяйствования, подлежащих проверке, с учетом режима их труда;
– получать от субъекта хозяйствования документы и сведения, необходимые для осуществления государственного надзора;
– привлекать по согласованию с субъектами хозяйствования технические средства и специалистов для осуществления государственного надзора;
– проводить в соответствии с действующими нормативными документами по стандартизации отбор проб и образцов продукции для установления ее соответствия требованиям стандартов, строительных норм. Порядок отнесения стоимости израсходованных проб и образцов, а также затрат на проведение испытаний (анализов, измерений) на издержки производства проверяемых субъектов хозяйствования определяется Советом Министров Республики Беларусь;
– выдавать субъектам хозяйствования обязательные для выполнения предписания об устранении нарушений стандартов, строительных норм, а также причин, вызвавших эти нарушения;
– запрещать субъектам хозяйствования передачу заказчику и применение конструкторской, технологической и проектной документации, не соответствующей обязательным требованиям стандартов и строительных норм;
– запрещать субъектам хозяйствования в случае несоответствия продукции, работ и услуг обязательным требованиям стандартов, строительных норм реализацию, использование (эксплуатацию) продукции, а также выполнение работ и оказание услуг;
– запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, в сопроводительной документации на которую или в маркировке которой не указано соответствие нормативным документам по стандартизации.
Главный государственный инспектор Республики Беларусь по надзору за стандартами и средствами измерений и его заместители наряду с правами, указанными выше, имеют право:
– запрещать производство продукции, не обеспечивающее выполнение требований стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, а также в других случаях, предусмотренных законодательством;
– выдавать предписания субъектам хозяйствования об изъятии у потребителей продукции, не соответствующей требованиям стандартов по безопасности для окружающей среды, жизни, здоровья и имущества граждан, в соответствии с действующим законодательством;
– запрещать субъектам хозяйствования реализацию продукции, выполнение работ и оказание услуг в случае их уклонения от предъявления продукции, работ и услуг для проверки в установленном порядке и создания препятствий государственным инспекторам в ее проведении;
– налагать штраф на субъекты хозяйствования за нарушение ими обязательных требований стандартов, строительных норм, а также за нарушение предписаний государственных инспекторов о запрещении реализации продукции, выполнения работ и оказания услуг в пределах и порядке, предусмотренных законодательством.
Государственные инспекторы при осуществлении государственного надзора за стандартами должны защищать интересы потребителей и государства, строго руководствуясь при этом действующим законодательством. Они несут установленную законодательством ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение возложенных на них обязанностей.
Государственный надзор за стандартами и средствами измерений проводится у юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица, независимо от форм собственности. В свою очередь, руководители обязаны:
– обеспечивать государственным инспекторам по надзору за стандартами и средствами измерений при предъявлении ими удостоверения свободный доступ в служебные и производственные помещения с учетом режима работы юридических лиц и предпринимателей, осуществляющих свою деятельность без образования юридического лица;
– выделять специалистов, предоставлять технические средства, документы и сведения, необходимые для проведения государственного надзора за стандартами и средствами измерений, в том числе информацию об объемах реализованной продукции, выполненных работах и оказанных услугах;
– предоставлять возможность отбора проб и образцов продукции для контроля их соответствия установленным требованиям;
– предъявлять средства измерений для их осмотра и инспекционной поверки.
Указом Президента Республики Беларусь от 20 мая 1998 г. №268 «О повышении конкурентоспособности продукции отечественного производства (работ, услуг) и об усилении ответственности изготовителей, поставщиков и продавцов за качество продукции (работ, услуг)» дополнительно установлено, что в контрактах, заключаемых с руководителями государственных предприятий, организаций и учреждений, должна предусматриваться ответственность руководителя за выпуск и реализацию продукции (работ, услуг), не соответствующей обязательным требованиям стандартов и других нормативных актов.
5. Сущность и значение метрологии. Государственная стандартизация в области метрологии
Метрология (от греч. metron– мера, logos– учение) – наука об измерениях, методах и средствах обеспечения единства и требуемой точности измерений.
С помощью измерений получают информацию о состоянии производственных, экономических и социальных процессов. Измерения являются основным источником информации о соответствии продукции и услуг требованиям нормативной документации при проведении сертификации. Только достоверность и точность измерительной информации обеспечивает правильность принятия решений о качестве продукции, на всех уровнях управления при испытаниях изделий, в научных экспериментах и т.д.
Под государственной стандартизацией следует понимать планомерную работу, направленную на определение норм, правовых требований, характеристик, которые должны обеспечивать безопасность продукции, работ и услуг, их техническую и информационную совместимость, взаимозаменяемость, качество продукции (услуг) в соответствии с достижениями научно-технического прогресса. Нормы и требования могут относиться также к безопасности хозяйственных объектов в чрезвычайных ситуациях (например, природные и техногенные катастрофы), к обороноспособности и мобилизационной готовности страны.
Государственному метрологическому надзору и метрологическому контролю подлежат средства измерений, используемые в различных сферах деятельности при:
– проведении торгово-коммерческих, таможенных, почтовых и налоговых операций;
– диагностике и лечении заболеваний человека;
– контроле за медикаментами;
– контроле за состоянием окружающей среды;
– хранении, перевозке и уничтожении токсических, легких на возгорание, взрывчатых и радиоактивных веществ;
– контроле за безопасностью и условиями труда;
– определении безопасности и качества производимой продукции и соответствия ее реальных характеристик предписанным;
– контроле за всеми видами сырья и продуктов питания;
– проведении испытаний, поверке и метрологической аттестации средств измерений.
Перечень средств измерений, подлежащих обязательной поверке в органах государственной метрологической службы, устанавливается Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Средства измерений, используемые в сферах деятельности, не названных выше, подлежат метрологическому контролю, правила и порядок проведения которого устанавливает субъект хозяйствования. Используются только те средства измерений, которые прошли метрологический надзор либо метрологический контроль.
Законодателем устанавливаются следующие виды государственного метрологического надзора за средствами и методами измерений:
– государственные испытания средств измерений;
– утверждение типа средств измерений;
– метрологическая аттестация средств измерений;
– поверка средств измерений;
– проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Правила выполнения указанных видов надзора, а также порядок его проведения определяет Комитет по стандартизации, метрологии и сертификации.
Устанавливаются следующие виды метрологического контроля:
– испытания средств измерений;
– метрологическая аттестация средств измерений;
– поверка средств измерений;
– калибровка средств измерений;
– проверка состояния и использования методик выполнения измерений и средств измерений.
Проверку состояния и использования методик и средств измерений также осуществляют государственные контрольные органы в пределах своей компетенции.
Государственный метрологический надзор и контроль, осуществляемые с целью проверки соблюдения метрологических правил и норм, распространяются на:
– здравоохранение и охрану окружающей среды, ветеринарию, обеспечение безопасности труда;
– торговые операции и взаиморасчеты между покупателем и продавцом, в том числе на операции с использованием игровых автоматов и приспособлений;
– государственные учетные операции;
– обеспечение обороны государства;
– геодезические и гидрометеорологические работы;
– банковские, налоговые, таможенные и почтовые операции;
– изготовление продукции, поставляемой по контрактам для государственных нужд в соответствии с законодательством Республики Беларусь;
– испытания и контроль качества продукции в целях определения соответствия обязательным требованиям стандартов Республики Беларусь;
– обязательную сертификацию продукции, работ и услуг;
– измерения, проводимые по поручению органов суда, прокуратуры, арбитражного суда, государственных органов управления Республики Беларусь;
– регистрацию национальных и международных спортивных рекордов.
6. Национальная система подтверждения соответствия Республики Беларусь и ее цели. Структура системы и функции органов и служб по сертификации
В Республике Беларусь действует Национальная система сертификации, созданная республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации, и могут действовать созданные другими юридическими лицами системы сертификации продукции по показателям, по которым законодательством Республики Беларусь проведение обязательной сертификации не предусмотрено.
В Национальной системе сертификации проводится как обязательная, так и добровольная сертификация, могут быть созданы системы сертификации по видам продукции и по отдельным требованиям.
Системы сертификации продукции имеют свои знаки соответствия.
Системы сертификации и знаки соответствия подлежат регистрации в порядке, установленном республиканским органом по стандартизации, метрологии и сертификации.
Обязательная сертификация осуществляется в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь.
Продукция, на которую в нормативных актах и конкретных стандартах или других нормативных документах по стандартизации установлены требования безопасности для жизни, здоровья и имущества граждан, а также охраны окружающей среды, подлежит обязательной сертификации исключительно в Национальной системе сертификации Республики Беларусь.
Номенклатура продукции, подлежащей обязательной сертификации, и сроки введения сертификации устанавливаются в порядке, определяемом Кабинетом Министров Республики Беларусь.
Реализация на территории Республики Беларусь и импорт продукции, подлежащей обязательной сертификации, в республику без сертификата и (либо) знака соответствия, подтверждающих соответствие продукции указанным требованиям, запрещаются.
Организация и проведение работ по обязательной сертификации возлагаются на республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, а в случаях, предусмотренных законодательством Республики Беларусь, в отношении отдельных видов продукции или отдельных показателей могут быть возложены на другие органы государственного управления республики.
Участниками обязательной сертификации являются республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации, органы по сертификации, аккредитованные испытательные лаборатории, изготовители (продавцы) продукции.
Органы по сертификации:
– проводят работы по сертификации;
– представляют заявителю по его требованию необходимую информацию в пределах своей компетенции.
Изготовители (продавцы) продукции, подлежащей обязательной сертификации на территории Республики Беларусь обязаны:
– проводить работы по сертификации продукции;
– реализовывать продукцию только при наличии сертификата, выданного либо признанного уполномоченным на то органом;
– обеспечивать соответствие реализуемой продукции и требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или других нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, и маркирование ее в установленном порядке знаком соответствия;
– указывать в сопроводительной документации сведения о сертификации, нормативных актах и нормативных документах по стандартизации, которым должна соответствовать продукция, обеспечивать доведение этой информации до потребителя (покупателя, заказчика);
– приостанавливать либо прекращать реализацию сертифицированной продукции, если она не отвечает требованиям нормативных актов и нормативных документов по стандартизации, по которым она была сертифицирована, а также после окончания срока действия сертификата либо в случае, если действие сертификата приостановлено или отменено решением органа по сертификации;
– содействовать должностным лицам республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, других органов по сертификации в проведении работ по обязательной сертификации и контролю за сертифицированной продукцией;
– извещать в установленном порядке органы по сертификации об изменениях, внесенных в техническую документацию либо в технологический процесс выпуска сертифицированной продукции.
Контроль за соблюдением органами по сертификации и аккредитованными испытательными лабораториями правил обязательной сертификации осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации.
Контроль за сертифицированной продукцией осуществляют должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, а также органов по сертификации.
Контроль за выполнением изготовителями (продавцами) продукции требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и другие органы государственного управления и общественные организации в пределах своей компетенции.
Органы, осуществляющие контроль за соблюдением правил сертификации и сертифицированной продукцией в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи, имеют право вносить предложения в республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации о приостановлении либо запрещении деятельности в области сертификации и реализации сертифицированной продукции.
Республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации имеет право приостанавливать либо запрещать деятельность в области сертификации при нарушении правил Национальной системы сертификации Республики Беларусь и реализацию сертифицированной продукции, не соответствующей требованиям нормативных актов и конкретных стандартов или иных нормативных документов по стандартизации, по которым она сертифицирована.
Должностные лица республиканского органа по стандартизации, метрологии и сертификации, органов по сертификации продукции и других органов государственного управления, осуществляющие контроль за сертифицированной продукцией и выполнением требований законодательства Республики Беларусь об обязательной сертификации продукции, имеют право беспрепятственно посещать предприятия и учреждения с учетом режима их работы.
Добровольная сертификация проводится как в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, так и в других системах сертификации, созданных юридическим лицами, зарегистрировавшими системы сертификации и знаки соответствия в республиканском органе по стандартизации, метрологии и сертификации.
Продукция, прошедшая добровольную сертификацию, маркируется знаком соответствия той системы, в которой она сертифицирована.
Контроль за продукцией, сертифицированной в Национальной системе сертификации Республики Беларусь, осуществляют республиканский орган по стандартизации, метрологии и сертификации и органы по сертификации продукции.
Контроль за продукцией, сертифицированной в добровольной системе сертификации, осуществляет соответствующий орган по сертификации продукции.
7. Сертификационные испытания. Аккредитованные испытательные лаборатории
Испытания для сертификации проводятся на образцах, конструкция, состав и технология изготовления должны быть такими же, как у образцов, поставляемых потребителю (заказчику). Количество образцов, порядок отбора, идентификации и хранения устанавливаются организационно-методическими документами по сертификации конкретного вида продукции и методики испытаний.
Участниками сертификации являются изготовители продукции и исполнители услуг (первая сторона), заказчики – продавцы (первая или вторая сторона), а также организации, представляющие третью сторону, – органы по сертификации, испытательные лаборатории (центры), федеральный орган исполнительной власти по техническому регулированию.
Основные участники – заявители, органы по сертификации и испытательные лаборатории. Именно они учувствуют в процедуре сертификации каждого конкретного объекта на всех этапах.
Аккредитованная испытательная лаборатория (ИЛ)
– испытательная лаборатория, получившая официальное разрешение на проведение конкретных испытаний в целях сертификации.
Аккредитованная испытательная лаборатория (центр) осуществляет испытания конкретной продукции либо проводит конкретные виды испытаний и выдает протоколы испытаний для целей сертификации.
ИЛ несет ответственность за соответствие проведенных ею сертификационных испытаний требованиям НД, а также за достоверность и объективность результатов.
Если орган по сертификации аккредитован как ИЛ, то его именуют сертификационным центром. Органы по сертификации е вправе предоставлять аккредитованным испытательным лабораториям сведения о заявителе.
Список использованных источников
1. Золотогоров В.Г. Организация и планирование производства. Практическое пособие. – Мн.: ФУАинформ, 2001. – 528 с.
2. Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Юрайт-Издат, 2004. – 330 с.
3. Соломахо В.Л., Цитович Б.В., Темичев A.M., Смирнов В.Г. Стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. Мн.: Вуз-Юнити, 2001. – 260 с.
4. Никифоров А.Д. Метрология, стандартизация и сертификация: Учеб. пособие. М.: Высш. школа, 2002. – 422 с.
5. Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь. 2004. №4. 2/1011.
6. Ведомости Верховного Совета Республики Беларусь. 1995. №31. Ст. 409; №32. Ст. 420; №34. Ст. 439.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Организация процессов управления в системе таможенных органов |
Контрольная работа | Административно-территориальное деление России, его изменение с течением времени. Проблемы и перспективы изменения деления страны |
Контрольная работа | Обєктно-орієнтовне програмування |
Контрольная работа | Примеры решения задач по математической статистике |
Контрольная работа | Компьютерные модели оценки и анализа рисков |