Контрольная работа по предмету "Государство и право"


Причины, условия и механизмы конкретного преступления

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ


МОСКОВСКАЯ ОТКРЫТАЯ СОЦИАЛЬНАЯ АКАДЕМИЯ


ВОРОНЕЖСКИЙ ФИЛИАЛ


ЮРИДИЧЕСКИЙ ФАКУЛЬТЕТ


КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА


Дисциплина


«Предупреждение преступлений»


Тема


Причины, условия и механизмы конкретного преступления


Выполнила студентка


6 курса заочного отделения


Басова Н.В


Научный руководитель


Ефремова Н.С.


2010г.



Преступление представляет собой один из специфических видов сознательной человеческой деятельности, т.е. волевой акт, предполагающий цель, выбор средств, мотив и оценку действий. В этом качестве оно составляет важнейшую характеристику субъекта преступления как личности, его сознания, психики.


Любое проявление человеческой деятельности, в том числе и преступной, есть вместе с прочим акт общественной связи индивида с другими людьми, элемент человеческой истории, социального опыта. Осуществляется эта связь через поведение, через выработанные и сложившиеся в ходе исторической практики способы и формы общения и обособления личности. Тот или иной тип поведения является, как правило, выражением взаимосвязи определенного типа личности и его деятельности. В частности, преступная деятельность, как общественно опасный тип поведения выражает связь преступника с другими людьми, а также с теми историческими условиями, которые породили преступность и способствуют ее сохранению.


Основным характеризующим признаком деятельности выступает ее мотив. Он является той призмой, через которую обнаруживается, имеющая имманентный характер связь личности и ее деятельности. В мотивах выражаются побуждающие начала, внутренние основания и целевая направленность активности А их структура характеризует развитие личности через ее содержательность, т.е. через результаты усвоения индивидом элементов социальной Среды, общественных отношений.


Вот почему для понимания социальной природы и социльно психологической характеристики преступника как типа столь важны выявление и анализ мотивационной сферы его общественно опасной деятельности. Этот анализ помогает раскрыть и социальное содержание личностных черт преступника как типа, и детерминанты преступного поведения, и наиболее типичные средства социально-психологического механизма преступной деятельности.


Исследование причин и условий конкретного преступления и изучение существующей между ними взаимосвязи являются основным элементом в познании свойств преступности в целом, важной криминологической задачей. При этом следует учитывать, что если причины преступности в целом детерминированы противоречиями социальной среды, то причины и условия конкретного преступления подвержены в большей степени влиянию непосредственного окружения человека и той микросреды, в которой происходит его формирование как личности. Здесь нужно видеть прямую и обратную связи, т. е. весь комплекс причинных зависимостей - от индивидуального преступного поведения и его непосредственных детерминант до общих причин преступности, поскольку в конечном счете преступления совершают конкретные представители общества, являющиеся носителями его устоев. Сама микросреда, оказывающая непосредственное воздействие на формирование конкретного индивида, производна от более широкой общественной среды и в определенном смысле является ее порождением.


В конкретном преступлении и его причинах в большей степени, чем на общем уровне, проявляется взаимосвязь с личностными особенностями индивида. Тем не менее, признавая индивидуальность каждого преступления и его причин, следует выделить те механизмы, которые являются едиными для всех преступлений.


В общем виде причиной конкретного преступления является криминогенная мотивация лица. Она складывается постепенно под влиянием двух групп условий.


К первой группе относятся условия, которые формируют потребности, интересы, ценностные ориентации личности. Искажения и деформации в них образуют основу криминогенной мотивации и ее внутреннюю содержательную сторону. Условия второй группы связаны непосредственно с процессом совершения преступления, создают криминогенную ситуацию. Взаимодействуя с личностными особенностями, они обусловливают намерение и решимость совершить преступление.


Таким образом, совершение конкретного преступления является результатом взаимодействия образовавшихся под воздействием неблагоприятных жизненных условий, негативных нравственных и психологических свойств личности и внешних объективных обстоятельств, образующих своеобразную криминогенную ситуацию.


На уровне неблагоприятных условий нравственного формирования личности создаются предпосылки, рассматриваемые как возможность совершения преступления конкретным лицом.


В конкретной ситуации сложившаяся у лица криминогенная мотивация реализуется в действительность. Это положение имеет не только теоретическое, но и практическое значение. Так, органы внутренних дел, осуществляя профилактическую деятельность, выявляют условия, отрицательно влияющие на формирование нравственно-психологических свойств личности в семье, учебном или производственном коллективе, бытовом окружении, сфере общения и в других областях социальной жизни.


Дальнейшее изучение структуры преступного поведения требует раздельного анализа каждой из линий причинной цепочки, ведущих к волевому акту. Ему предшествуют постановка цели и предвидение результатов своих действий.


С точки зрения причинности преступление должно рассматриваться как результат взаимодействия личности и внешней конкретной ситуации. Следует также добавить, что личность развивается на основе взаимодействия психофизических данных индивида, а также наследственных задатков во взаимодействии с внешней средой.


Из этого следует, что все социально значимые воздействия внешней среды опосредуются сознанием индивида, личностными особенностями. Иными словами, между ним и средой существуют сложные причинно-следственные зависимости. Эти зависимости накладывают отпечаток на действия преступника, что, по существу, характеризует определенный индивидуальный «почерк» при совершении им преступлений.


Для определения рассматриваемого механизма необходимо обозначить рассматриваемый институт криминологии. Преступное поведение – это более широкое понятие чем понятие преступление. В соответствии с Уголовным Кодексом Российской Федерации преступление-это общественно опасное, противоправное виновно совершенное деяние, запрещенное Уголовным кодексом под угрозой наказания. Приведенное определение показывает, что преступление является внешне выраженный акт человеческого поведения, который причиняет или возможно причинит вред объекту посягательства или поставил его под угрозу причинения вреда. Однако с точки зрения криминологии, изучающей причины преступлений, рассматривать необходимо именно предшествовавшие преступному поведению объективные и субъектные предпосылки, которые лежали в основе возникновение мотивов совершения преступления, постановка целей, приискание средств и т. д.


Обстоятельства, которые породили и предшествовали преступлению, не становятся преступлением в связи с тем, что не образуют состава преступления. Предпосылки преступления, которые не являются преступлением, а лишь только в совокупности образуют, состав преступления могут быть включены в понятие преступного поведения, которое охватывает процесс формирования преступного поведения и его осуществление.


Исходя из сказанного под преступным поведением понимается целенаправленный процесс интенсивно развивающийся в окружающем мире и времени состоящий из действий которые в последствии образуют состав преступления, а также внутренние, предшествующие их психологическое состояние которое побуждает и усиливает к совершению преступления.


Наиболее важным элементом исследования преступного поведения является «механизм» такого поведения, который показывает определенный процесс осуществления преступных действий:


- возникновение преступного умысла на совершение деяния;


- принятие решения совершить действия преступного характера;


- разработка плана преступных действий;


- реализация плана.


Таким образом, механизм преступления — это стадии взаимодействия человека и внешней среды, создающий преступное поведение и осуществляющий его. В процессе взаимодействия личности человека задействованы психические элементы и состояния личности, которые также могут быть и у правомерных поступков, но в преступном поведении вся совокупность этих элементов или часть из них содержит в себе антиобщественный характер.


Механизм преступного поведения, преступления включает в себя три основных элемента.


1. Мотивация преступления. Мотив преступления – это внутреннее побуждение к совершению поступка. Мотив преступления практически во всех случаях как самая вероятная и непосредственная причина преступления. Рассмотрение категории мотив, ответит на вопрос, что побудило человека совершить преступление.


В литературе приводится множество различных классификаций видов мотивов, рассмотрим одну из них:


— политические;


— корыстные;


— насильственно-эгоистические;


— анархистско-индивидуалистические;


— легкомысленно-безответственные;


— трусливо-малодушные.


Определяя мотив планируемого преступления человек, осуществляет, делает первый шаг к совершению уголовно-наказуемого деяния. Однако мотив не является преступным, он приобретет характер преступного лишь, когда будет входить в состав преступления как элемент субъективной стороны. Стадии формирования мотива определяются тем что прежде чем сформируется мотив совершения преступления лицо испытывает такие психологические состояния как потребности, влечения, эмоции, интересы, ценностные ориентации.


И основополагающую роль играют различные потребности субъекта. Потребности являются отражением зависимости от окружающего внешнего мира, и при всем при этом не всякая потребность человека является источником негативного преступного поведения человека. Исследования показали, что чаще всего источником мотивации преступления выступают материальные, сексуальные, идеологические потребности и потребность социального общения. Потребность как явление субъективное может иметь различную интенсивность у каждого человека, и человек у которого возникает потребность, реализуемая в преступном деянии, в зависимости от своих качеств придает потребности направленность. Однако потребность это не единственный элемент, определяющий мотивацию преступного поведения, наряду с потребностями и интересами мотивационную роль играют влечения и эмоции. Влечения, эмоции это практически не регулируемое проявление личностных качеств биологического характера. Известно, что большое количество преступлений совершается на пике или под воздействием острого психического или психологического состояния. Такими состояниями могут быть страх, трусость, зависть, злоба, желание отмстить, гнев и др.


Крайней степенью эмоционального напряжения может стать физиологический или патологический аффект. Первоначальные элементы составляющие механизм преступного поведения осуществляемого под воздействием эмоций, влечений внезапно исчезают, и преступное действие наступает сразу же после возникновения объекта посягательства.


Совокупность таких явлений как антиобщественный характер личности, недостаточное развитие интеллекта, эмоциональное возбуждение в ситуациях конфликтного характера приводят средства психического и внуреосознанного контроля к сбою или действию на таком уровне, что контролирующие процессы осуществляются неэффективно.


Потребности, эмоции, влечения интересы создали мотив преступления необходимо преодолеть психологическую преграду в виде жизненных и моральных ценностей которые включают в себя правосознание и правовую культуру личности. Ценности – это та совокупность различного рода потребностей, предметов, качеств личностного характера посредством которых происходит удовлетворение более значимых потребностей, интересов, а также идеи в роли цели и идеального поведения. Определяя свое поведения человек старается построить его таким образом чтоб оно было эффективным и плодотворным и отвечало бы его системе ценностей. В сознании человека ценности расположены не равномерно одни ценности по уровню актуальности выше других другие ценности в определенной ситуации или с определенным лицом притупляются, а другие наоборот обостряются и играют решающую роль, им отдается предпочтение по сравнению с другими, что определяет мотив поступка, определение цели и изыскание приемов и средств достижения поставленной цели. В качестве составных элементов ценностных установок личности выступают уровень нравственности и правовое сознание личности.


Указанные составные элементы ценностной ориентации можно определить в форму инструмента социального и психологического контроля, который являются преградой для формирования мотива преступного поведения. У преступников оба эти элемента ослаблены и деформированы. В случаях когда жизненная позиция человека характеризуется эгоистичностью, направленностью личной выгоде или к авторитарному подавлению окружающих, в большинстве случаях невозможно ожидать правильных и положительных нравственных позиций ценностным принципам. В связи с этим лица с антиобщественной направленностью личности являются нигилистами не признающими и нарушающие правовые требования и запреты, хотя они осознают необходимость таких правил поведения, запретов, требований. Такие люди привыкают жить и действовать под влиянием моментными разовыми побуждениями и не задумываясь о последствиях. Потребности, интересы, влечения, эмоции, ценностные установки — это внутренние элементы личности, под влиянием которых формируется мотив преступления. Но также свою роль в формировании мотива играет и так называемый внешний фактор который выражается в конкретной жизненной ситуации, в период которой готовится и совершается преступление.


Жизненная ситуация это определенное сочетание объективных обстоятельств жизнедеятельности человека, непосредственно влияющих на поведение человека в данный период времени. Криминология под жизненной ситуацией понимает событие или состояние, вызвавшее решимость совершить преступное действие, способствующее или препятствующее ему. Жизненная ситуация в большинстве случаев возникает перед совершением преступления но иногда может сопровождать преступление. И в каждом случае совершения преступления жизненная ситуация наполнена объективным содержанием и имеет субъективное значение которое выражается в значимости для субъекта совершающего преступление на сколько эта ситуация важна со стороны интересов человека, его потребностей. Содержание и значение ситуации в разных случаях могут расходится между собой. Говоря о содержании в объективном смысле надо сказать что человек действует не по возникшей объективном мире ситуацией, а так как он понимает и воспринимает возникшую ситуацию. В связи с этим ситуация является иногда средством побуждения совершения действий преступного характера хотя на самом деле она не являлась провоцирующей. Жизненные ситуации различны по своему характеру и так же различны элементы таких ситуаций, которые могут выражаться в различных длительных состояниях: социальных обстановках, плохое взаимоотношение в семье, конфликты на работе, или в кратковременных событиях, поступки других людей, положение, сложившееся в обществе.


Территориальное распространение ситуаций очень разнообразно и определяется конкретным видом преступления, так при совершении преступлений против мира или человечества она распространяется на всю территорию мира, а преступление, направленное против конкретной личности или имущества может ограничиться квартирой или складом. Ситуации по времени протекания, как и по территориальному распространению весьма разнообразны они могут быть от нескольких секунд до нескольких лет. Жизненная ситуация как внешний фактор мотивации преступления может содержаться в различных структурных элементах механизма преступного поведения и оказывать не одинаковое влияние. Социальный баланс между ситуациями, в зависимости от которого выбираются не противоречащие закону или наоборот противоречащие средства достижения целей зависит от различных факторов от политики, экономики, культуры, социальной структуры общества. Бесконтрольность деятельности людей, коррупция в государственном аппарате, слабость правоохранительных органов определяют условия для реализации преступных элементов, а это в свою очередь ведет к росту преступности.


2. Планирование преступных действий. После того как все внутренние элементы личности человека эмоции, интересы, потребности, влечения, ценностные позиции человека определяют и формируют мотив преступления, наступает стадия реализации сформированного мотива. Планирование преступления как и обычная деятельность людей определяется и подчиняется обычным закономерностям подготовки и проведения операций. Лицо которое готовится к совершению преступления узнает обстановку при которой ему придется осуществлять свой замысел. Необходимо точно и четко определить все цели действий как текущие и промежуточные так и конечные. Так же необходимо определить средства и способы достижения поставленных целей, время и место действия, затраты, пути реализации достигнутых результатов. Человек планирующий совершить преступление должен осознать возможности, которыми он располагает, предусмотреть ожидаемые трудности и последствия своих действий, другими словами образно создать модель поведения при реализации своего умысла.


В процессе планирования совершения преступления возникают факультативные требования:


— необходимость совершения преступления скрытно;


— совершение преступления должно произойти быстро и без оставления следов преступления;


— предусмотреть возможность оказания потерпевшим сопротивления и активных действий правоохранительных органов;


— по окончании преступления лицо, совершившее его практически в большинстве случаев скрывается и держит содеянное в тайне.


Перечисленные особенности совершения преступления так же предусматриваются преступником, если он готовит совершение преступления тщательно и полноценно.


По данным статистики тщательная подготовка преступления встречается приблизительно в половине совершенных и пресеченных преступлениях, причем чаще всего планируются корыстные преступления. Планирование преступления как составная часть механизма преступного поведения включает в себя различные показатели в зависимости от вида преступления, личности преступника, желаемого результата, обстановки при которой планируется совершение преступления. Самыми явными и всегда присутствующими показателями являются: выбор цели, выбор объекта посягательства, определение средства достижения цели.


Цель преступления это результат, который предполагает достичь преступник при реализации своего намерения. Таких результатов может быть несколько, которые так же будут находиться во взаимосвязи. В связи с чем различают основную цель ради чего происходят все действия, промежуточную цель такая которая ставится для достижения общей цели, ее достижение не будет являться результатом преступления, и конечная цель такая цель которая завершает преступное поведение и определяет характер преступного деяния.


Достижение основной или конечной цели является одновременно реализацией мотива преступления. После постановки цели преступник выбирает объект посягательства. Объект посягательства – это предмет материального мира или жертва преступления, в отношении которых направлены действия преступного характера. Объект преступного посягательства зависит от сформированного мотива преступления и поставленной цели преступника. Зависимость цели и объекта преступления не является жесткой в связи с тем, что достижение реализация цели возможно и посредством других объектов, а один и тот же объект способствовать достижению разных целей. Планирование преступления завершается выбором способа совершения преступления, такой выбор зависит от:


— эффективности средства совершения преступления;


— безопасности применения для преступника;


— подготовки и навыков преступника;


— стереотипов поведения.


Выбор того или иного решения является следствием взаимодействия окружающей обстановки, внешней ситуации с личностью преступника.


3. Реализация преступных действий. В данном элементе механизма преступного поведения человек осуществляет практические действия преступного характера. Надо сказать, что при любых обстоятельствах и в различных ситуациях имеется возможность пресечь преступление на стадии его совершения.


В той степени, в которой не наступил преступный замысел, нередко имеется возможность прервать, прекратить совершение преступления, задержать преступника. Пресечение эффективно при продолжаемых и длящихся преступлениях. Действия людей совершаются не в изоляции от окружающих, в связи с чем можно сказать о том что действия преступного характера можно заметить еще до того как они достигнут результата. Межличностное отношения характеризуется несколькими разновидностями, каждая из которых имеет профилактический аспект:


1) взаимодействие преступника с соучастниками. В настоящее время по данным статистики преступления, совершаемые в одиночку намного отстают от уровня преступлений совершенных в соучастии, из этого можно сделать вывод о том, что усилия правоохранительных органов должны быть направлены на борьбу с организованной преступностью.


2) совершение преступления посредством человека без посвящения его в преступные планы. Иногда совершаются преступления посредством введения лица в заблуждение, не осознающего того, что оно совершает действия преступного характера. Такое обстоятельство может быть разрушено посредством самих лиц, которых вовлекают в совершение преступлений.


3) взаимодействие преступника с окружающим его людьми и родственниками которые не участвуют в совершении преступления. Они большей частью знают или догадываются о преступной деятельности субъекта, особенно если она продолжается долгое время и приносит большие доходы. Общение преступника с окружением, которое его поддерживает, не только стимулирует преступное поведение, но и порождает соответствующий образ жизни. Также возможна ситуация, когда осуществляется помощь преступнику со стороны окружения. Она выражается в укрывательстве преступника, сокрытии похищенного имущества, даче ложных показаний на предварительном следствии и в суде и т. д. Тесные связи преступника с ближайшим окружением, разделяющим его взгляды, несомненно, ему выгодны;


4) взаимодействие преступника с другими людьми во время совершения преступления (например, с жертвой) и иные последствия преступного посягательства.


Механизм преступного поведения тесным образом связан:


1) личностью преступника. Любой механизм преступления не существует вне личности преступника в отрыве от личности преступника, потому что происходящие внутрипсихтческие и психологические процессы происходят непосредственно в личности преступника. Посредством личности происходит не только формирование мотива, планирование и реализация запланированных действий, но посредством нее происходит предвидение результата преступления, изменения действий в зависимости от изменения обстановки и ситуации при которых совершается преступление.


2) окружающей внешней средой. Мотивация преступления формируется на основании внутренних внешних переживаний и воздействий процессов восприятия окружающего мира, она определяется соответствующими интересами и потребностей относительно переживаемой им жизненной ситуации. Планирование преступления не может обойтись без внешней среды, и совершение преступления затрагивает окружающую объективность, самым непосредственным образом внося изменения в эту обстановку.


Таким образом, механизм преступного поведения, проявляющийся в содержании и элементах позволяющих функционировать такому механизму, является объектом пристального изучения, который вносит множество практической информации. Изучение механизма преступного поведения очень важно в связи с тем что показывает свойства личности преступника, характеризует эту личность, и определяет факторы и условия образования причин побуждающих к совершению преступления. Научные разработки в данной области дают возможность для определения мер профилактического и иного характера способные предотвратить преступление, изменить направленность личности правонарушителя.


Изучение и анализ механизма преступного поведения определяет, что поведение становится антиобщественным и противоправным не в одном звене всей деятельности человека, ведущей к совершению преступного деяния, а в нескольких взаимосвязанных между собой процессах. В связи с этим необходимо отметить следующие тенденции:


— антиобщественный характер поступка складывается постепенно, начиная с незначительных отклонений от социальных норм;


— критическая точка развития, следствием которой является действие преступного характера, может быть расположена в самых разных звеньях и механизма преступного поведения.



ЗАКЛЮЧЕНИЕ


Подводя итог проделанной работы, представляется целесообразным акцентировать внимание на следующих моментах.


Преступность является не только правовым явлением - в большой степени это явление социальное. Преступность слагается из действий людей, направленных против всего общества или его части. И рассматривать урон, который преступления наносят обществу целесообразно не только с позиций нанесения физического либо материального ущерба, а также и с позиций ущерба нанесенного социальной структуре общества.


В формировании личности человека принимает участие огромное количество факторов: от генетической структуры до социального (общественного) положения. Большое внимание автор работы уделил влиянию на человека "малых социальных групп", конфликтам внутри них, влиянию и взаимодействию групп с обществом. Преступное поведение автор рассматривает как широкое понятие, используемое не для определения оснований ответственности, а для раскрытия причин преступного акта.


Мотивация в работе рассматривается как возникновение и формирование мотива, с учетом совокупности "круга абсолютной веры" (интересов, привычек, норм круга общения и т.д.) приведших к возникновению мотива. На основе изложенного материала, в работе представлено деление составляющих как правового, так и противоправного поведения: мотивы гражданственности, законности, моральности, доверия и справедливости. Как наиболее распространенные мотивы преступлений в работе были коротко описаны ревность, корысть, месть и хулиганские мотивы. Достаточно серьезный материал для исследования представляют так называемые "безмотивные" преступления, или преступления со скрытым мотивом.


Все вышеописанные проблемы, затронутые в работе, подлежат серьезному исследованию, что позволит глубже понять сущность формирования мотивов преступлений, формирование личности преступника и взаимодействие субъекта, малых социальных групп и общества.



Список используемой литературы


1. Антонян Ю.М., Голубев В.П., Кудряков Ю.Н. Личность корыстного преступника. – Томск, 1989.


2. Бандурка А.М. Юридическая психология. – М., 2008


3. Еникеев М.И. Юридическая психология. – М., 2002.


4. Гришаев П.П. Влияние социальных явлений на преступность. – М., 1984.


5. Кудрявцева В.Н. Криминальная мотивация. – М., 1986.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :