План
Введение
1.Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
2. Виды, уровни, направления предупреждения преступности
3. Меры предупреждения преступности: их виды и классификация
4. Субъекты и объекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.
Заключение
Литература
Введение
Вопросы предупреждения преступности должны находиться в центре внимания общества и государства.
Филологическое значение терминов «предупреждение», «предотвращение», «профилактика» является единым. Например, «Словарь современного русского литературного языка» дает такое толкование термину «предупреждение
»:
«Своевременными мерами опережать чьи-либо действия, предотвращать что-либо». В Энциклопедическом словаре термин «предупреждение» является синонимом «профилактики
»
(от греческого - предохранительный), как мера предупреждения болезней в медицине, поломки и повреждения механизмов и узлов в технике. Таким образом, однозначны не только термины «предупреждение», «предотвращение», «профилактика»,
но и «предохранение
».
Но из этих трех терминов наиболее общераспространенным остается «предупреждение». Об этом говорят многие авторы (Антонян Ю.М. О понятии профилактики преступлений, - в кн.: Вопросы борьбы с преступностью. М., 1977, вып. 26, с. 27-29. О.В.Филимонов. Индивидуальная профилактика преступлений. Томск, 1985, с.8).
Цель работы: раскрыть :
1.Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
2. Виды, уровни, направления предупреждения преступности
3. Меры предупреждения преступности: их виды и классификацию
4. Субъекты и объекты профилактической деятельности. Роль органов внутренних дел в предупреждении преступности.
Актуальность работы:
1. Понятие, цели и задачи предупреждения преступности
Предупреждение преступности – это стройная многоуровневая система мер государственного и общественного характера, направленных на устранение причин и условий преступности либо их нейтрализацию (ослабление, ограничение) и тем самым способствующих сокращению преступности.
Предупреждение преступлений предполагает:
осуществление глубоко продуманных и взаимно связанных мероприятий; взаимодействие государственных и общественных мер;
проведение мер экономического, воспитательного и культурного характера в сочетании в необходимых случаях с мерами принуждения, играющими вспомогательную роль;
ликвидацию причин и условий, способствующих совершению правонарушений или преступлений;
своевременное реагирование общественности на те или иные проступки людей, их аморальное поведение с целью не допустить более глубоких конфликтов с обществом, ведущих к нарушениям закона и правопорядка.
В специальных исследованиях о понятии предупреждения или профилактики
высказано немало суждений. Но наиболее распространенным является определение его как «меры или совокупности мер»
государственных и общественных органов и организаций, направленных на устранение либо нейтрализацию причин и условий преступлений.
1.
Профилактика (предупреждение) преступности включает меры
призванные
:
предотвратить будущие преступления;
сохранить тенденции снижения преступности и позитивного изменения ее характера и структуры;
искоренить причины преступности
2. Предупреждение преступности направлено на решение следующих задач:
• обеспечение социально-экономической политики государства, оказывающей воздействие на минимизацию причин преступности;
• предупреждение отдельных видов преступности посредством нейтрализации обусловливающих их специфических причин и условий;
• предупреждение совершения преступлений отдельными лицами.
Предупреждение преступности основано на принципах.
• гуманизма;
• рациональности;
• научной обоснованности;
• законности.
Главная цель предупреждения преступности
— удержание преступности ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин.
Деятельность по предупреждению преступности осуществляетсяпутём воздействия на:
· Причины и условия преступлений, связанные с обществом в целом и конкретными гражданами, не являющиеся преступниками (потенциальные жертвы преступлений). Необходимо воздействие на такие общие для всех видов преступлений криминогенные факторы, как безработица
, нелегальная миграция
и т. д. Как отдельный вид предупредительной деятельности может рассматриваться виктимологическая
профилактика преступлений, направленная на коррекцию поведения потенциальных жертв.
· Процессы самодетерминации и самовоспроизводства преступности и отдельные преступники. Необходимо специальное предупредительное воздействие, ориентированное на наиболее опасные виды преступности
, такие как организованная преступность
.
· Отдельные «горячие точки», где сталкиваются общество и преступность в процессе контролирующей и правоохранительной деятельности
.
В теории криминологии все виды превентивной деятельности делятся на два направления – уголовную репрессию и собственно превенцию.
Первое направление подразумевает предупреждение преступлений, осуществляемое в рамках уголовного правосудия и связанное, в основном, с назначением наказания за совершенное преступление. В этом же направлении изучаются вопросы криминализации и декриминализации, а также предупредительной эффективности средств, используемых в рамках уголовного правосудия.
Второе направление объединяет все меры, находящиеся вне рамок уголовной юстиции и направленные на устранение любой возможности совершения преступления. Как правило, они находятся под юрисдикцией административного, гражданского, семейного, трудового и других отраслей права, не входящих в криминалистический цикл. Отдавая должное необходимости совершенствования системы уголовно-правового контроля за противоправным поведением, большинство ученых признают преимущества и эффективность именно превентивного, собственно криминологического воздействия на преступность.
Система мер предупреждения преступности, как и понятийный аппарат, является не менее разнообразной, хотя по своей природе все многообразие мер воздействия можно свести к двум методам – стимулирования и ограничения.
В зависимости от оснований и целей исследования, меры предупреждения могут быть классифицированы следующим (но не исчерпывающим) образом:
по уровню
: общесоциальные, специально-криминологические, индивидуальные;
по масштабу
: общегосударственные, региональные (на отдельном объекте), в отношении группы лиц:
по содержанию:
политические, экономические, социальные, культурно-воспитательные, организационно-управленческие, технические, правовые и т.д.;
по механизму воздействия
: меры стимулирования, меры наказания, меры восстановления и меры защиты (безопасности);
по субъекту
воздействия: меры, осуществляемые органами всех отраслей власти; меры, реализуемые отдельными органами, организациями, учреждениями; меры, осуществляемые отдельными гражданами;
по объекту
: меры предупреждения корыстной, насильственной, экономической, профессиональной, организованной преступности, преступности несовершеннолетних, женщин и т.д.;
по отрасли законодательства, регламентирующего меры предупреждения
: конституционно-, административно-, гражданско-, уголовно-правовые, а также гражданско-, административно-, уголовно-процессуальные.
Корни преступности всегда кроются в негативных общественных явлениях, социальных, политических, экономических и духовных проблемах, присущих конкретному обществу. Поэтому наиболее эффективными в плане уменьшения числа совершаемых преступлений в долгосрочной перспективе являются меры, направленные на укрепление экономики
, обеспечение населения рабочими местами
, социальные программы повышения жизненного уровня, формирования в обществе позитивного нравственного климата, подавление таких связанных с преступностью явлений, как пьянство
и наркомания
, бродяжничество
, бедность
, нелегальная миграция
, межнациональные и прочие конфликты.
Конечно, в отношении многих перечисленных явлений (например, безработицы и злоупотребление спиртным) не может идти речи об их полной ликвидации. Однако целенаправленные меры, предпринятые государством и обществом могут значительно сократить их негативное воздействие: так, хорошая организация и финансирование служб занятости позволяет не только уменьшить безработицу
, но и улучшить жизненный уровень вынужденно безработных, удержать их от моральной деградации и обращения к незаконным средствам получения дохода; грамотная организация антиалкогольной пропаганды и обеспечение доступа молодёжи к не связанным с выпивкой формам досуга (спорт, творчество, политическая деятельность) может привести к значительному уменьшению потребления алкоголя
наиболее подверженной его негативным эффектам группой — молодёжью и несовершеннолетними.
К мерам общей профилактики относится и создание прозрачной для общественного контроля системы государственного управления, препятствующей возникновению и действию коррупционных
схем.
В целом общая профилактика преступности направлена на обеспечение достойного существования человека в обществе, создание условий для достижения нормальных потребностей (в жилье, материальном достатке, работе, досуге и отдыхе) законными средствами.
Разработку и реализацию мер общего предупреждения ведут все органы государства с привлечением специалистов разных областей: экономистов, социологов, политиков, управленцев, психологов и т. д. Криминологи
также участвуют в этом процессе, предоставляя аналитические обзоры статистических данных, прогнозируя результативность предлагаемых мер с точки зрения их воздействия на преступность
и осуществляя криминологическую экспертизу
нормативных актов
и социально-экономических программ.
Специальное предупреждение осуществляется путём воздействия на социальные группы
, отдельных лиц и организации или сферы деятельности, в отношении которых есть основания полагать, что они обладают повышенной криминогенностью или виктимностью
.
Так, например, повышенная криминогенность
отдельной личности может определяться предшествующими фактами совершения преступлений
(в этом случае криминологическое предупреждение направлено на недопущение рецидива
), административных
и должностных правонарушений, аморальных поступков, поведением, которое явно не соответствуют выполняемой социальной роли
, целевыми установками, достижение которых невозможно для данного человека с использованием законных средств. Схожими являются и криминогенные характеристики социальных групп: сюда может быть отнесена антиобщественная, протестная направленность группы, политический или социальный радикализм
, входящие в противоречие с присущими обществу в целом нравственные установки и системы ценностей.
Отдельные сферы деятельности и объекты также могут быть более подвержены совершению преступлений, например, ввиду их привлекательности для преступников (хранилища материальных ценностей), слабой правовой и технической защищённости, непрозрачности для государственного и общественного контроля, создающей условия для организации «теневой» деятельности. Необходимо учитывать и виктимологический
аспект: в силу своих личных особенностей (например, склонности к злоупотреблению алкоголем), принадлежности к социальной (бомжи
) или профессиональной группе (таксисты, охранники, инкассаторы) некоторые люди чаще становятся жертвами преступлений. В отношении таких сфер деятельности, объектов и лиц также должна вестись специальная профилактика, направленная на повышение их защищённости от совершения преступлений.
А. И. Долгова выделяет следующие разновидности мер специального предупреждения преступности:
· Раннее предупреждение преступности.
Предупредительные меры могут носить упреждающий характер, разрабатываться и вводиться в действие на основании прогнозов
, предсказывающих возможное повышение криминогенности отдельных социальных факторов. Так, например, если в государстве планируется ослабление миграционного
режима или ожидается вступление в действие других обстоятельств, повышающих приток мигрантов, необходимы меры по созданию достаточного количества рабочих мест для мигрантов, обеспечению их социальной, экономической и бытовой интеграции в общество, предотвращению возможных конфликтов на национальной
и расовой
почве.
· Непосредственное предупреждение преступности
направлено на нейтрализацию криминогенных факторов, уже действующих в обществе. Например, недостатки законодательства
, регулирующего экономическую и финансовую деятельность могут приводить к формированию «серых» экономических схем, когда ещё не имеется прямых нарушений закона, но товарооборот и финансовые потоки исключаются из сферы контроля государства. Такие схемы легко перерастают в систему экономической преступной деятельности
, порождают коррупцию
и ведут к возникновению организованных преступных формирований
. Поэтому важными являются меры, направленные на возвращение подобных категорий субъектов в правовое поле: совершенствование законодательства, упрощение правовых процедур, связанных с экономической деятельностью, налоговые
и финансовые амнистии
.
· Предупреждение самодетерминации преступности
связано с пресечением деятельности организованных преступных формирований и отдельных преступников, направленной на вовлечение в преступность
всё новых лиц и общественных групп. Самодетерминация преступности происходит на всех общественных уровнях, начиная с государства и общества в целом (путём лоббирования
организованной преступностью законов, облегчающих преступную деятельность, коррумпирования высших должностных лиц государства, пропаганды ценностей, связанных с преступным образом жизни — «блатной романтики») и кончая межличностными связями. Соответственно, меры, направленные на противодействие самодетерминации преступности должны носить комплексный характер: от создания в обществе положительного морального и правового климата, атмосферы нетерпимости к преступности и её проявлениям и до предоставления возможности конкретным лицам, ранее совершавшим преступления, реализовать свой личностный потенциал законными средствами.
В числе главных принципов как общего, так и специального предупреждения преступности всеми криминологами называется законность
. Недопустимо применение предупредительных мер, носящих дискриминационный
характер, необоснованно ограничивающих права и законные интересы граждан.
Адресатом индивидуального предупреждения, которое может рассматриваться как один из видов специального предупреждения, является конкретный человек, личные характеристики которого объективно говорят о возможности совершения им в будущем преступного деяния.
Объектом индивидуального предупреждения может становиться как непосредственно человек, его негативные социальные качества, так и социальная микросреда, его окружающая (семья, быт, трудовой коллектив).
Необходимость применения к лицу индивидуального предупредительного воздействия определяется путём установления комплекса связанных с ним криминогенных факторов
:
· Совершение в прошлом правонарушений
и аморальных поступков.
· Деформированные ценностные ориентации, неполная социализация
личности, низкий уровень правосознания
.
· Наличие патологических психических нарушений, носящих криминогенный характер (некоторые психические аномалии
, сексуальные девиации
и т.д.).
· Формирование личности в социальном окружении, имеющем неблагополучный характер: в неполной семье, в условиях аморального и противоправного поведения родителей и близких родственников и т.д.
· Неблагоприятные условия жизни: плохие материальные и жилищные условия, негативный социально-бытовой климат и т.д.
Поскольку индивидуальное предупредительное воздействие осуществляется в отношении лиц, ещё не совершивших преступление, и сопряжено с определённым вторжением в сферу частной жизни
, при его осуществлении правоохранительные и иные органы не должны выходить за рамки допустимого воздействия. Применение правоограничивающих и принудительных мер возможно только в отношении определённых категорий лиц, указанных в законе (например, условно осуждённых
или совершивших правонарушения).
Ввиду этого основным методом, применяемым при индивидуальном предупреждении преступлений, является метод убеждения
. Этот метод направлен на формирование у лица позитивных представлений об обществе, коррекцию негативных социальных ориентаций путём использования педагогических
и психологических приёмов воздействия.
Основным способом убеждения является беседа
, представляющая собой свободный диалог
с лицом. Беседа может проводиться с различными целями. Она может носить ознакомительный характер, когда необходимо установить контакт с лицом, получить «из первых рук» информацию о характеристиках его личности, социально-бытовых условиях. Последующие беседы могут носить предупредительный (информирование лица о возможных последствиях его поступков) или воспитательный
характер. Помимо бесед, к числу способов убеждения относится вовлечени
е
лица в социальные организации и группы, способные оказать на него позитивное воспитательное воздействие: спортивные секции, трудовые и творческие коллективы, общественные организации
.
Более сложен для применения, хотя и более эффективен метод оказания помощи
. Он связан с реализацией конкретных мер, направленных на личностное развитие и улучшение социально-бытового положения лица: направление его на работу
или учёбу
, улучшение бытовых условий, формирование благоприятной микросоциальной среды
.
Наконец, если убеждение и оказание помощи оказались неэффективными, может применяться метод принуждения
. Если убеждение и оказание помощи должно осуществляться в основном государственными социальными службами и общественными организациями, то применение мер принуждения
— прерогатива правоохранительных органов
. В числе основных мер принуждения, применяемых в рамках индивидуального предупреждения преступлений, называются:
· Меры административной ответственности
, носящие как карательный (например, штраф
), так и социально-оздоровительный характер (изоляция от общества путём административного ареста
или административного задержания
).
· Принудительное лечение алкоголизма
и наркомании
, направленное не только на улучшение состояния здоровья лица, но и на предотвращение совершения противоправных поступков в результате алкогольной или наркотической деградации личности.
· Пресечение нарушений ограничений, наложенных на лицо вследствие ведения им противоправной деятельности (например, в результате условного осуждения
или условно-досрочного освобождения
).
Специальными видами индивидуального предупреждения являются профилактика безнадзорности
и правонарушений несовершеннолетних, а также выявление лиц, совершивших нераскрытые преступления, которые могут продолжать преступную деятельность (следственная
и оперативно-розыскная деятельность
).
Другие основания классификации мер предупреждения преступности
Меры предупреждения преступности могут классифицироваться и по другим основаниям. Так, Г. М. Миньковский в зависимости от территориального и социального охвата выделяет:
· Общегосударственные меры.
· Региональные меры, осуществляемые в отдельном административно-территориальном образовании (область, район).
· Местные меры, ограничивающиеся пределами одного муниципального образования
или населённого пункта.
· Объектные меры, осуществляемые в конкретной организации.
· Контингентные меры, направленные на определённые социальные группы
.
Этот же автор классифицирует меры предупреждения по содержанию и основному направлению воздействия
, выделяя:
· Социально-экономические
меры,
связанные с повышением жизненного уровня населения, предоставлением социальных гарантий.
· Меры, связанные с социально-правовым контролем
, основанным на прозрачности и доступности для проверок процесса принятия решения государственными органами и должностными лицами
, ведения хозяйственной деятельности, управления финансовыми потоками.
· Организационно-управленческие
меры, основанные на повышении эффективности работы правоохранительных и иных государственных органов за счёт лучшей организации труда их служащих.
· Идейно-нравственные
меры, предполагающие формирование в обществе убеждений и ценностных ориентаций, связанных с правопослушным поведением.
· Социально-психологические
меры, направленные на подавление негативных криминогенных тенденций и умонастроений в обществе, например, связанных с национализмом
, повышенной тревожностью, боязнью социальных катаклизмов.
· Медицинские и психолого-педагогические
меры, связанные с предупреждением распространения социально опасных заболеваний
, лечением лиц, имеющих психические отклонения
, психологической и социальной коррекцией поведения десоциализированных субъектов.
· Технические
меры, включающие установку технических средств, усложняющих совершение преступлений (охранная сигнализация
), либо позволяющих осуществлять контроль за деятельностью, связанной с возможностью совершения преступлений (контрольно-кассовые аппараты
, камеры видеонаблюдения
), а также меры информационной безопасности
.
· Правовые
меры, связанные с совершенствованием уголовного законодательства
и прочих нормативно-правовых актов, являющихся основой для борьбы с преступностью.
3. Субъекты и объекты предупреждения преступности
Предупреждение преступности может быть как отдельным направлением деятельности государственного или общественного органа или конкретного лица, так и выступать побочным результатом его действий.
В соответствии с этим можно выделить специализированные и неспециализированные субъекты предупреждения преступности.
В деятельности специализированных субъектов
предупреждение преступности является основным или одним из основных направлений
.
К числу таких субъектов традиционно относятся правоохранительные органы
: суд
, прокуратура
, милиция
, службы госбезопасности
, таможни
и т. д. В России
функции предупреждения преступности также выполняют Совет Безопасности РФ
и Межведомственная комиссия по социальной профилактике правонарушений
.
К числу специализированных субъектов также относятся контролирующие органы: налоговые, антимонопольные, осуществляющие санитарно-эпидемиологический
, природоохранный
, финансовый и иные виды надзора
и контроля.
К числу негосударственных субъектов
, осуществляющих предупреждение преступности в рамках своей основной деятельности, в литературе относятся общественные организации и лица
, содействующие правоохранительным органам в осуществлении охраны правопорядка
(добровольные народные дружины
, общественные пункты охраны порядка
, внештатные сотрудники и общественные помощники правоохранительных органов), частные охранные предприятия
и службы безопасности, специализированные средства массовой информации
.
Круг неспециализированных субъектов чётко не определён. Практически все организации и граждане участвуют в процессе предупреждения преступности, создавая рабочие места, благоустраивая подведомственные им территории, организуя досуговую
деятельность несовершеннолетних
и т.д.
Масштаб и сфера превентивных мер, таким образом, неизбежно требуют четкого понятия объекта деятельности по предупреждению преступности
, определяемого в научной литературе с различной степенью научной точности. Так, некоторые ученые под объектами системы профилактики преступлений определяют: преступность в целом, детерминанты преступности, личность правонарушителя и условия ее формирования,
нуждающиеся в коррекции. Делается также посылка на то, что объектами ранней профилактики являются такие виды поведения, как аморальное и противоправное, в то время как преступное поведение относится к сфере специально-криминологической профилактики.
Другие к объектам предупреждения преступности относят три категории явлений. К первой категории относятся экономические, социальные, политические, психологические и иные факторы, которые обуславливают состояние и динамику преступности. Ко второй категории относится деятельность людей, которая должна соответствовать нормам права и социального взаимодействия. При этом характер деятельности может быть самым различным – профессиональным, административно-управленческим, технологическим и т.п. Наконец, третья категория в качестве объекта профилактической деятельности предполагает личность преступника, понимаемую как социальный процесс формирования ее криминогенно значимых свойств и качеств.
Наиболее полное определение объекта предупреждения преступности дано, на наш взгляд, под данным термином «…отдельные или совокупность различных (по происхождению, сферам, формам и интенсивности проявлений) негативных явлений и процессов реальной действительности материального или духовного характера, которые приводят к возникновению причин и условий, способствующих совершению преступлений
». При этом выделяются такие характерные качества объекта предупредительной деятельности, как его криминогенность, динамичность, потенциальность возрастания, латентность.
Функция органов внутренних дел в предупреждении преступности
изложена в нормативно- правовых актах органов внутренних дел. Так, в «Наставлении о деятельности служб и подразделений органов внутренних дел по предупреждению преступлений ( в редакции от 7 июля 1995 г.). отмечено, что в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации, а также положениями международных соглашений о правах человека предупреждение преступлений является одним из приоритетных направлений государственной деятельности в борьбе с преступностью.
Основными задачами органов внутренних дел по предупреждению преступлений являются:
1.2.1. Защита жизни, здоровья, прав и свобод граждан, собственности, интересов общества и государства от преступных и иных противоправных посягательств; охрана общественного порядка и обеспечение общественной безопасности.
1.2.2. Выявление и анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, принятие мер по их устранению.
1.2.3. Обеспечение активного привлечения общественности к работе по предупреждению преступлений, информирование населения о средствах и способах правомерной защиты от преступных посягательств.
1.2.4. Установление лиц, подготавливающих преступления либо покушающихся на их совершение; склонение этих лиц к отказу от преступной деятельности, принятие мер к пресечению преступлений.
1.2.5. Выявление лиц, противоправные деяния которых дают основания принимать к ним соответствующие меры предупредительного воздействия.
1.3. К объектам деятельности органов внутренних дел по предупреждению преступлений относятся:
1.3.1. Причины и условия, способствующие совершению конкретных преступлений или облегчающие их совершение.
1.3.2. Юридические лица и граждане, в отношении которых органами внутренних дел в соответствии с законодательством принимаются меры по обеспечению соблюдения ими установленных ограничений, правил, нормативов и стандартов.
1.3.3. Лица, подготавливающие преступления либо покушающиеся на совершение преступления.
1.3.4. Лица, в отношении которых органами внутренних дел осуществляется контроль за соблюдением установленных для них в соответствии с законом ограничений.
1.3.5. Лица с устойчивым противоправным поведением, а также лица, привлекаемые к ответственности за совершение преступлений.
1.3.6. Лица, являющиеся потенциальными жертвами преступления вследствие своего поведения либо образа жизни.
1.4. Основными субъектами осуществления органами внутренних дел деятельности по предупреждению преступлений являются подразделения криминальной милиции, милиции общественной безопасности, предварительного следствия, государственного пожарного надзора, учреждения по исполнению наказаний.
1.5. Другие подразделения органов внутренних дел в соответствии со своей компетенцией обеспечивают деятельность основных субъектов по реализации задач предупреждения преступлений.
Определены о
сновные предупредительные меры, осуществляемые органами внутренних дел:
2.1. Меры по устранению и нейтрализации криминогенных факторов, способствующих совершению преступлений:
2.1.1. Обеспечение личной безопасности граждан, жизнь, здоровье или имущество которых объективно находятся в опасности.
2.1.2. Создание на основе анализа криминогенной обстановки условий, объективно препятствующих совершению преступления на определенной территории (объекте).
2.1.3. Реализация оперативно-розыскной информации о лицах, подготавливающих преступление, с целью принятия необходимых мер для их склонения к отказу от доведения преступления до конца.
2.1.4. Своевременное разобщение выявленных преступных групп, в том числе организованных, и прекращение преступной деятельности входящих в них лиц.
2.1.5. Оперативное реагирование с использованием всех имеющихся сил и средств органа внутренних дел на сообщения граждан, должностных лиц и иную информацию о совершаемых или совершенных преступлениях в целях задержания преступников с поличным и раскрытия преступлений по "горячим следам".
2.1.6. Принятие исчерпывающих мер к розыску и задержанию лиц, скрывающихся от органов дознания, следствия и суда, уклоняющихся от исполнения уголовного наказания.
2.1.7. Накопление, систематизация и использование информации о лицах, совершивших преступления или административные правонарушения, с целью обеспечения своевременного принятия к ним предусмотренных законом мер.
2.1.8. Внесение в соответствии с законом в соответствующие государственные органы, общественные объединения, должностным лицам представлений об устранении причин и условий, способствующих совершению преступлений.
2.1.9. Инициативное оказание услуг по защите и охране имущества всех форм собственности на основе заключения договоров в порядке, определенном действующим законодательством Российской Федерации и ведомственными нормативными актами.
2.1.10. Организация технических и инженерных мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения и пожарной безопасности.
2.2. Уголовно-правовые, уголовно-процессуальные и административные меры предупреждения преступлений:
2.2.1. Контроль за поступлением, прохождением материалов по уголовным делам и делам об административных правонарушениях, принятие по ним соответствующих решений.
2.2.2. Применение предусмотренных законодательством мер воздействия к лицам, совершившим административные правонарушения или преступления, не представляющие большой общественной опасности, в целях предупреждения с их стороны тяжких преступлений.
2.2.3. Использование уголовно-процессуальных мер, направленных на предупреждение повторных преступлений со стороны лиц, не взятых под стражу в период предварительного следствия.
2.2.4. Выявление и привлечение к предусмотренной законом ответственности лиц, вовлекающих несовершеннолетних в преступную деятельность, совершение административных правонарушений, потребление наркотических, лекарственных и других средств, влекущих одурманивание, доводящих подростков до состояния опьянения.
2.2.5. Своевременное пресечение административных правонарушений на улицах в других общественных местах, жилищах граждан и на объектах транспорта; принятие предусмотренных законом мер к лицам, допустившим эти правонарушения.
2.3. Иные предупредительные меры:
2.3.1. Обеспечение патрулирования силами органов внутренних дел и общественности в местах с наиболее высоким уровнем преступности.
2.3.2. Проведение комплексных и целевых оперативно-профилактических операций по выявлению и пресечению деятельности преступных групп, задержанию преступников и других правонарушителей, улучшению криминогенной обстановки на территории обслуживания органа внутренних дел.
2.3.3. Консультирование населения, в том числе граждан, в отношении которых наиболее вероятно совершение преступлений, о мерах защиты от преступных посягательств; распространение памяток и другой печатной продукции; использование в этой работе средств массовой информации.
2.3.4. Привлечение населения, общественности к работе по предупреждению правонарушений и охране общественного порядка в жилых микрорайонах, населенных пунктах, на объектах массового пребывания граждан.
2.3.5. Осуществление взаимодействия с соответствующими государственными органами, министерствами, ведомствами, учреждениями, организациями, общественными объединениями, благотворительными и иными фондами, религиозными конфессиями, трудовыми коллективами в работе по предупреждению правонарушений.
2.3.6. Осуществление мер по контролю за соблюдением лицами, освобожденными из мест лишения свободы, установленных для них в соответствии с законом ограничений с целью недопущения с их стороны преступлений.
2.3.7. Обеспечение контроля за несовершеннолетними, систематически допускающими правонарушения; оказания им содействия в бытовом и трудовом устройстве.
2.3.8. Инициативное внесение в органы здравоохранения ходатайств о направлении хронических алкоголиков и наркоманов, систематически совершающих правонарушения либо ущемляющих права и законные интересы других граждан, в наркологические учреждения органов здравоохранения или лечебно-трудовые профилактории.
2.3.9. Постоянное наблюдение за поведением арестованных, осужденных лиц и граждан, содержащихся в ЛТП, с целью предупреждения совершения преступлений и иных правонарушений в местах их размещения и работы.
Задача:
В Чувашской Республике в 2004 г. было совершено 186 убийств, что на 7,9 % меньше, чем в 2003 г. Определите количество убийств, совершенных в 2003 г. в Чувашской Республике.
Ответ:
2003- х преступлений-100%
2004- 186-(100%-7,9 %)
186*100:92,1=201 Ответ: в 2003 г. совершено 201 убийство
Заключение
Значение предупреждения преступлений было понятно ещё мыслителям античности
и Нового времени
. Чезаре Беккариа
писал:
Лучше предупреждать преступления, чем карать за них. Это составляет цель любого хорошего законодательства, которое, в сущности, является искусством вести людей к наивысшему счастью или к возможно меньшему несчастью, если рассуждать с точки зрения соотношения добра и зла в нашей жизни.
— Беккариа Ч.
О
преступлениях и наказаниях. М., 1995. С. 123
По мнению большинства криминологов, предупреждение преступности более эффективно, чем другие методы борьбы с преступностью
. Ущерб, наносимый преступностью обществу, огромен. На «чёрном счету» преступности не только материальные потери, но и жизни, отобранные убийцами
, искалеченные судьбы. Чем выше уровень преступности
, тем выше и связанные с ней косвенные затраты, связанные с обеспечением деятельности правоохранительных органов
, выключением значительной части населения из процесса общественного воспроизводства.
Предупреждение преступности имеет своей целью не допустить наступления этого ущерба. Предупредительные меры, осуществляемые на ранних стадиях формирования преступной личности
, позволяют «малой кровью» осуществить ресоциализацию
потенциального преступника, вернуть его к нормальной жизни в обществе.
Борьба с преступностью, ее планирование, координация между регионами, внутри них и органами, ведущими эту борьбу, необходима, ибо преступность не признает границ.
Литература
1. Криминология: Учебник для вузов / Под общ. ред. А. И. Долговой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2007.
2. Криминология: Учебник / Под ред. Н. Ф. Кузнецовой, В. В. Лунеева. 2-е изд., перераб. и доп. М., 2004.
3. Криминология: Учебник / Под ред. Б. В. Коробейникова, Н. Ф. Кузнецовой, Г. М. Миньковского. М., 1988.
4. Постановление Правительства РФ «О Межведомственной комиссии по социальной профилактике правонарушений Правительства Российской Федерации» от 29 декабря 2007 г. № 1648 // Российская газета. 1998. 29 января.
5. Криминология: Учебник / Под ред. В. Н. Кудрявцева, В. Е. Эминова. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2005.
6. Курганов С. И. Криминология. М., 2007.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Государственный долг и государственный бюджет РФ |
Контрольная работа | Особенности организации бухгалтерского дела на малом предприятии |
Контрольная работа | Компьютерные информационные технологии |
Контрольная работа | Договор комиссии |
Контрольная работа | Методические основы формирования навыка чтения у младших школьников |