Правительство Российской Федерации, как высший орган исполнительной власти
В соответствии со статьей 11 Конституции РФ федеральное Правительство осуществляет государственную власть в Российской Федерации наряду с Президентом страны, Федеральным Собранием и судами Российской Федерации. В статье 110 Конституции РФ уточняется: Правительство РФ осуществляет исполнительную власть Российской Федерации.
Принятая Конституция РФ в 1993 г. весьма существенно изменила статус Правительства РФ. Теперь исходя из статьи 10 Конституции РФ Правительство РФ является самостоятельным органом исполнительной власти в Российской Федерации (прежняя Конституция РСФСР (РФ) 1978 г. возлагала непосредственное руководство исполнительной власти на Президента РФ, а также предусматривала подотчетность Правительства РФ федеральным представительным и законодательным органом (Съезду народных депутатов и Верховному Совету) и Президенту РФ.
Сравнительный анализ Конституции РСФСР 1978 г. и Конституции РФ 1993 г. позволяет констатировать, что теперь в конституционно-правовом статусе Правительства РФ более последовательно
выражены прерогативы федеральной исполнительной власти с учетом принципа разделения властей, ответственность Правительства РФ за проведение социально-экономических преобразований в стране, осуществление единой государственной политики в отраслях и сферах народного хозяйства.
Порядок формирования, состав, структура и компетенция Правительства РФ регулируется Конституцией РФ иФедеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. №2-ФКЗ (в ред. ФКЗ от 1 июня 2005 г. №4-ФКЗ) «О Правительстве Российской Федерации»2
. Процедуры
и порядок осуществления Правительством РФ его полномочий устанавливаются в Регламенте Правительства РФ, утвержденном постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №2603
.
Правительство РФ – это коллегиальный орган. Все важнейшие вопросы его компетенции решаются исключительно на заседаниях членов Правительства РФ и, соответственно, принимаются коллегиально.
Как высший исполнительный орган государственной власти Российской Федерации Правительство РФ в пределах своих полномочий организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительной власти и органами
Исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры по устранению нарушений законодательства Российской Федерации, разрабатывает меры социально-экономического развития страны, обеспечения правопорядка.
Выполняя свои задачи, Правительство РФ взаимодействует с другими органами государственной власти. Оно находится в тесном взаимодействии с Президентом РФ, который, в частности, вправе присутствовать на его заседаниях и указы которого оно обязано исполнять. Правительство РФ взаимодействует с Федеральным Собранием РФ, назначая своих представителей. Кроме того, Правительство РФ вносит законопроекты в Государственную Думу, может направлять в палаты Федерального Собрания официальные отзывы о рассматриваемых палатами федеральных законах и законопроектах и осуществлять другое взаимодействие с палатами парламента. Деятельность Правительства РФ тесно связана с судебными органами. Представитель Правительства РФ есть в Конституционном Суде РФ. Правительство РФ через соответствующие органы и учреждения (министерства юстиции, внутренних дел, их исправительные учреждения, судебных исполнителей и т.д.) обеспечивает исполнение судебных решений. Правительство РФ в пределах своих полномочий производит финансирование судов из федерального бюджета и обеспечивает возможность полного и независимого осуществления правосудия (ст. 124 Конституции РФ).
Правительство РФ – высший коллегиальный орган государственного управления. Поэтому оно занимается не только исполнительной, но и распорядительной деятельностью, принимая на своих заседаниях решения, которые исполняют федеральные министерства и находящиеся в их ведении федеральные агентства и службы. Правительство РФ вправе принимать обращения, заявления и иные акты, не имеющие правового характера (ст. 23 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).
Формирование, состав и структура Правительства Российской Федерации
Процедура формирования правительства РФ
начинается с того, что Президент РФ по своему усмотрению подбирает кандидатуру Председателя Правительства РФ и
вносит эту кандидатуру на рассмотрение Государственной Думы для получения согласия на его назначение. Предложение о кандидатуре должно быть внесено не позднее
двухнедельного срока после вступления вдолжность вновь избранного Президента РФ или после отставки Правительства либо в течение недели после отклонения кандидатуры Председателя Правительства РФ Государственной Думой. Государственная Дума рассматривает представленную кандидатуру в течение недели. Согласие Государственной Думы выражается тайным голосованием, необходимо получить большинство голосов от общего состава(после 3-х кратного отклонения представленных кандидатур Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ по своему усмотрению, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы в Государственную Думу).
После получения согласия Государственной Думы Президент РФ назначает Председателя Правительства РФ, который в течение недельного срока представляет Президенту РФ предложения о структуре Правительства РФ и кандидатурах конкретных лиц на должности заместителей Председателя ПравительстваРФ и федеральных министров. В случае согласия с предложениями Председателя Правительства РФ Президент РФ производит назначения указанных лиц на должности (ст. 9 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»). Сформированное Правительство РФ действует в пределах срока его полномочий, т.е. 4 года. Именно сейчас Правительство вносит предложение о новом сроке правления Президента РФ – 6 лет. При каждом новом избрании Президента РФ Правительство РФ уходит в отставку (новые выборы Государственной Думы смены Правительства РФ не влекут). Если вновь избранный или переизбранный Президент РФ желает сохранить старого Председателя Правительства РФ и прежний состав Правительства РФ, все равно требуется соблюсти процедуру получения согласия Государственной Думы на его кандидатуру и в установленном Конституцией РФ порядке произвести новые назначения федеральных министров.
В состав Правительства РФвходят члены Правительства РФ – Председатель Правительства РФ,
его заместители
и федеральные министры.
Члены Правительства РФ не вправе быть членами других органов государственной власти, заниматься предпринимательской деятельностью, другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности, быть поверенными или представителями по делам третьих лиц в органах государственной власти, использовать в неслужебных целях информацию, средства материально-технического, финансового и информационного обеспечения, предназначенные только для служебной деятельности, получать гонорары за публикации и выступления в качестве члена Правительства РФ, принимать без разрешения Президента РФ почетные и специальныезнания, награды и иные знаки отличия иностранных государств, выезжать в служебные командировки за пределы Российской Федерации за счет физических и юридических лиц, за исключением служебных командировок.
Председатель Правительства РФ
определяет основные направления деятельности Правительства РФ и организует его работу (ст. 24 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»):
— представляет Правительство РФ в России и за пределами территории РФ;
— ведет заседания Правительства РФ, обладая правом решающего голоса;
— подписывает акты Правительства РФ (постановления и распоряжения );
— представляет Президенту РФ предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти, о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей Председателя Правительства РФ и федеральных министров, о наложении на них дисциплинарных взысканий и об их поощрении;
— распределяет обязанности между членами Правительства РФ;
— информирует Президента РФ о работе Правительства РФ. Заместители Председателя Правительства РФ:
— участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ, в выработке и реализации политики Правительства РФ;
— участвуют в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
— координируют в соответствии с распределением обязанностей работу федеральных органов исполнительной власти, дают им поручения;
— предварительно рассматривают предложения, проекты постановлений и распоряжений, внесенные в Правительство РФ и др.;
Федеральные министры:
— участвуют с правом решающего голоса в заседаниях Правительства РФ;
— принимают участие в подготовке постановлений и распоряжений Правительства РФ, обеспечивают их исполнение;
— принимают участие в выработке и реализации политики Правительства РФ;
— обладают полномочиями руководителей соответствующихфедеральных органов исполнительной власти;
— координируют и контролируют деятельность федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств;
— назначают на должность и освобождают от должности заместителей руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению руководителей этих органов.
В структуру Правительства РФвходят Президиум
ПравительстваРФ, Аппарат Правительства РФ, комиссии и советы.
Президиум Правительства РФ
создается для решения оперативных вопросов по предложению Председателя Правительства РФ. Решения Президиума принимаются большинством голосов от общего числа его членов и не должны противоречить актам, принятым на заседаниях Правительства РФ. Правительство РФ вправе отменить любое решение Президиума Правительства РФ (ст. 29 Федерального конституционного закона «О Правительстве Российской Федерации»).
Для обеспечения деятельности Правительства РФ и организации контроля за выполнением федеральными органами исполнительной власти решений, принятых им, образуется Аппарат Правительства РФ,
который взаимодействует с Администрацией Президента РФ и аппаратами палат Федерального Собрания РФ. Аппарат Правительства РФ возглавляет Руководитель Аппарата Правительства РФ – заместитель Председателя Правительства РФ или федеральный министр.
Структура Аппарата Правительства РФ включает в себя руководство Аппарата и подразделения Аппарата – департаменты Правительства РФ и секретариаты Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и руководителя Аппарата Правительства РФ – министра РФ.
Департаменты Правительства РФ обеспечивают деятельность Правительства РФ, его Президиума, а также Аппарата Правительства РФ по вопросам, входящим в сферу его ведения, и взаимодействует с другими федеральными органами исполнительной власти, а также государственными органами и организациями.
В структуру Аппарата Правительства РФ входят 12 департаментов :
— Административный департамент;
— Департамент государственного управления и местного самоуправления;
— Департамент массовых коммуникаций, культуры и образования;
— Департамент международного сотрудничества;
— Департамент оборонной промышленности и высоких технологий;
— Департамент отраслевого развития;
— Департамент регионального мониторинга;
— Департамент социального развития и охраны окружающей среды;
— Департамент экономики и финансов;
— Правовой департамент;
— Департамент делопроизводства и контроля;
— Департамент управления делами.
Секретариаты организационно обеспечивают деятельность Председателя Правительства РФ, заместителя Председателя Правительства РФ и Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Работа Аппарата Правительства РФ осуществляется в соответствии с Регламентом Правительства РФ и Положением об Аппарате Правительства РФ, утвержденным постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. №2601
, Инструкцией по делопроизводству в Аппарате Правительства РФ, а также с утвержденными Руководителем Аппарата Правительства РФ основными вопросами сфер ведения департаментов, приказами и поручениями Руководителя Аппарата Правительства РФ.
Кроме того, Правительством РФ образуются координационные и совещательные органы для обеспечения согласованности действий заинтересованных органов исполнительной власти при решении определенного круга задач, а также для предварительного рассмотрения вопросов и подготовки соответствующих предложений рекомендательного характера.
Координационные органы именуются комиссиями,
а совещательные – советами.
В состав комиссий и совета в зависимости от возложенных на них задач по рассмотрению вопросов, находящихся в ведении Российской Федерации или субъекта РФ либо в их совместном ведении, включаются представители органов исполнительной власти. Кроме того, в состав комиссий и совета могут включаться представители иных органов государственной власти, предпринимательских структур, общественных объединений, ученые, специалисты и общественные деятели. Сфера деятельности комиссий и совета определяются решениями об их образованииили положениями о них. Решения указанных органов оформляются протоколами, а для необходимости реализуются в виде проектов постановлений и распоряжений Правительства РФ, которые вносятся в установленном порядке в Правительство РФ.
Постановлением Правительства РФ от 16 апреля 2004 г. № 215 «Об упорядочении состава координационных, совещательных, иных органов и групп, образованных Правительством РФ» в состав таких органов входят 17 комиссий и один совет:
– Правительственная комиссия по совершенствованию взаимодействия федеральных органовисполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации (является координационным органом, образованнымдля обеспечения совершенствования взаимодействия федеральных органов исполнительной власти и органовисполнительной власти субъектов Российской Федерации)
;
– Правительственнаякомиссия по бюджетным проектировкам в предстоящем году и на среднесрочную перспективу (является координационным органом, образованным в целях обеспечения взаимодействия субъектов бюджетного планирования при разработке перспективного финансового плана и проекта федерального бюджета на очередной финансовыйгод);
– Комиссия Правительства Российской Федерации по военно-промышленным вопросам (является координационным органом, обеспечивающим согласованность действий федеральных органов исполнительной власти по реализации военно-технической политики Российской Федерации, планированию и осуществлению поставок продукции для обеспечения обороны страны и государственной безопасности, развитию оборонно-промышленного комплекса);
– Правительственная комиссия по противодействию нарушениям всфере интеллектуальной собственности; религиозных объединений, включая вопросы передачи религиозным объединениям культовых зданий и иного имущества, и находящихся в компетенции Правительства);
— Комиссия Правительства Российской Федерации по вопросам агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса (является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий заинтересованных федеральных органов исполнительной власти в сфере агропромышленного и рыбохозяйственного комплекса, а также по вопросам устойчивого развития сельских территорий);
— Правительственная комиссия по вопросам биологической и химической безопасности Российской Федерации (является координационным органом, обеспечивающим согласованные действия федеральных органов исполнительной власти, направленные на реализацию государственной политики в области обеспечения биологической и. химической безопасности Российской Федерации);
— Правительственная комиссия по техническому регулированию (является координационным органом, образованным для обеспечения согласованных действий федеральных органов исполнительной власти в области технического регулирования);
— Совет по конкурентоспособности и предпринимательству (является постоянно действующим совещательным органом, образованным для обеспечения практического взаимодействия федеральных органов исполнительной власти, предпринимательского сообщества и научной общественности в целях выработки предложений по созданию эффективных механизмов повышения конкурентоспособности экономики и развития предпринимательства в Российской Федерации).
Этими комиссиями и советом руководят Председатель Правительства РФ, заместитель Председателя Правительства РФ, министр иностранных дел РФ, министр культуры и массовых коммуникаций РФ, министр сельского хозяйства РФ, министр здравоохранения и социального развития РФ, министр промышленности и энергетики РФ.
Порядок работы Правительства Российской Федерации
В соответствии с постановлением Правительства РФ от 1 июня 2004 г. № 260 «О Регламенте Правительства Российской Федерации и Положении об Аппарате Правительства Российской Федерации» деятельность Правительства РФ осуществляется на основе программ и планов.
Правительство РФ принимает программы социально-экономического развития страны и планы действий по их реализации, а также планирует свою законопроектнуюдеятельность, проведение заседаний и других мероприятий.
В пределах своих полномочий оно организует исполнение Конституции РФ, федеральных законов, актов Президента РФ и Правительства РФ, международных договоров Российской Федерации, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральнымиорганами исполнительной власти и
органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, принимает меры поустранению нарушений законодательства Российской Федерации. Рассмотрение вопросов на заседаниях Правительства РФ планируется, как правило, на полугодовой период. План заседаний наочередной период включает в себя переченьосновных вопросов, подлежащих рассмотрению на них, с указанием по каждому вопросу даты его рассмотрения и федеральных органов исполнительной власти, ответственных за подготовку вопроса.
В течение первой половины месяца, предшествующего очередному периоду планирования, Руководитель Аппарата Правительства РФ по согласованию с заместителем Председателя Правительства РФ формирует проект плана заседаний Правительства РФ на очередной период. План заседаний утверждается Председателем Правительства РФ. Кроме того, составляется проект повестки заседания. На заседания Правительства РФ приглашаются руководители федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Президент РФ или Правительство РФ, руководители иных органов и
других организаций, имеющие непосредственное отношение к рассматриваемому вопросу Состав лиц, приглашаемых на заседание ПравительстваРФ, определяется Руководителем Аппарата Правительства РФ по предложениям органови организаций, ответственных за подготовку рассматриваемыхвопросов. Кроме того, на заседание приглашаются такжеработники Аппарата Правительства РФ, непосредственно осуществляющие подготовку материалов по рассматриваемым вопросам.
Председательствующим на заседаниях Правительства РФ является Председатель Правительства РФ или его заместитель. Заседания Правительства РФ могут проходить под председательством и Президента РФ.
Лица, участвующие в заседаниях Правительства РФ, регистрируются Аппаратом Правительства РФ. Заседание считается правомочным, если на нем присутствуют не менее половины его членов.
Вопросы на заседании рассматриваются с обязательным участием федеральных министров, руководителей иных федеральных органов исполнительной власти, к сфере ведения которых относится рассматриваемый вопрос, или лиц, исполняющих их обязанности.
Решения на заседаниях принимаются, как правило, общим согласием. На основании предложения члена Правительства РФ по решению председательствующего может быть проведено голосование. В этом случае решение принимается большинством голосов присутствующих на заседании его членов.
На открытых заседаниях Правительства РФ ведется стенографическая запись, а также обеспечивается аудиовидеозапись. Аппарат Правительства РФ в установленном порядке представляет средствам массовой информации сведения о вопросах и материалах, подлежащих рассмотрению на заседаниях Правительства РФ, по окончании заседаний организует пресс-конференции (брифинги) членов Правительства РФ по рассмотренным на заседаниях вопросам, обеспечивает информирование граждан через средства массовой информации о вопросах, рассмотренных на заседаниях, и о принятых по этим вопросам решениях.
Решения, принятые на заседании Правительства РФ, оформляются протоколом, и в течение 24 часов после окончания заседания протокол подписывается председательствовавшим. Протоколы заседаний рассылаются членам Правительства РФ, а также органам, организациям и должностным лицам по списку, утверждаемому Руководителем Аппарата Правительства РФ, в двухдневный срок после заседания.
Компетенция Правительства Российской Федерации
Полномочия Правительства РФ очень широки. Они распространяются на такие основные сферы жизни общества, как экономическая, социально-культурная, оборона страны, внешняя политика, обеспечение законности, охрана прав и свобод граждан, охрана собственности и общественного порядка, государственная безопасность. Таким образом. Правительство РФ выступает в качестве органа общей компетенции, ибо ему поручено руководство практически всеми отраслями хозяйства, социально-культурной и административной сфер, относящимися к ведению Российской Федерации и совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов.
Конституция РФ в статье 114 закрепляет следующие полномочия Правительства РФ:
— разработки и представление Государственной Думе федерального бюджета и обеспечение его исполнения; представление Государственной Думе отчета об исполнении федерального бюджета;
— обеспечение проведения в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
— обеспечение проведения в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
— осуществление управления федеральной собственностью;
— осуществление мер по обеспечению обороныстраны, государственной безопасности,
реализации внешней политики Российской Федерации;
— осуществление мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественногопорядка, борьбе с преступностью и др.
Этот перечень полномочий не является исчерпывающим, так как в нем указывается, что на Правительство РФ могут быть возложены федеральными законами и указами Президента РФ иные полномочия. В Конституции РФ установлены положения, предопределяющие необходимость решения Правительством РФ отдельных вопросов государственного управления. Например, изсодержания статей 71 и 72 Конституции РФ вытекают такие полномочия Правительства РФ, как разработкаи утверждение федеральных программ в области экономического, экологического, социального и культурного развития страны, определение порядка осуществления мер но борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями и др.
Более детально полномочия Правительства РФ сформулированы в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. .N? 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации»1
, в котором выделяется общая, специальная компетенция и компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти.
Общая компетенция –
это круг полномочий, определяющих главные направления и сферы деятельности Правительства РФ. Соответственно, Правительство РФ в пределах своей компетенции: организует реализацию внутренней и внешней политики государства; осуществляет регулирование в социально-экономической сфере;
обеспечивает единство системы исполнительной власти в Российской Федерации; направляет и контролирует деятельность ее органов; формирует федеральные целевые программы и обеспечивает их реализацию; реализует предоставленное ему право законодательной инициативы.
В отличие от общей специальная компетенция
характеризует круг полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ в конкретных областях общественной жизни. Так, Правительство РФ имеет компетенцию в сферах:
— экономики
(осуществляет регулирование экономических процессов; обеспечивает единство экономического пространства и свободу экономической деятельности, свободное перемещение товаре», услуг и финансовых средств; прогнозирует социально-экономическое развитие Российской Федерации, разрабатывает и осуществляет программы развития приоритетных отраслей экономики; осуществляет управление федеральной собственностью и др.);
— бюджетной, финансовой, кредитной и денежного политики
(обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики; разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; разрабатывает и реализует налоговую политику; обеспечивает совершенствование бюджетной системы; осуществляет управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации и др.);
— социальной
(обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения, способствует развитию социального обеспечения и благотворительности; принимает меры по реализации трудовых прав граждан; разрабатывает программы сокращения и ликвидации безработицы и обеспечивает реализацию этих программ; обеспечивает проведение единой государственной миграционной политики и др.);
— науки, культуры, образования
(разрабатывает и осуществляет меры государственной поддержки развития науки; обеспечивает государственную поддержку фундаментальной науки, имеющих общегосударственное значение приоритетных направлений прикладной науки; обеспечивает проведение единой государственной политики в области образования, определяет основные направления развития и совершенствования общего и профессионального образования, развивает систему бесплатного образования и др.);
— природопользования и охраны окружающей среды
(обеспечивает проведение единой государственной политики в области охраны окружающей среды и обеспечения экологической безопасности; принимает меры по реализации прав граждан на благоприятную окружающую среду, по обеспечению экологического благополучия; координирует деятельность по предотвращению стихийныхбедствий, аварий и катастроф, уменьшению их опасности иликвидации их последствий и др.);
— обеспечения законности, прав и свобод граждан, борьбы с преступностью
(участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства; осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, по охране собственности и общественного порядка, по борьбе с преступностью и другими общественно опасными явлениями; разрабатывает и реализует меры по укреплению кадров, развитию и укреплению материально-технической базы правоохранительных органов; осуществляет меры по обеспечению деятельности органов судебной власти);
— полномочий по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации
(осуществляет необходимые меры по обеспечению обороны и государственной безопасности Российской Федерации; организует оснащение вооружением и военной техникой, обеспечение материальными средствами, ресурсами и услугами Вооруженных Сил РФ, других войск и
воинских формирований Российской Федерации; обеспечивает выполнение государственных целевых программ и планов развития вооружения, а также программ подготовки граждан по военно-учетным специальностям; обеспечивает социальные гарантии для военнослужащих и др.);
— внешней политики и международных отношений
(осуществляет меры по обеспечению реализации внешней политики Российской Федерации; обеспечивает представительство Российской Федерации в иностранных государствах и
международных организациях; в пределах своих полномочий заключает международныедоговоры Российской Федерации, обеспечивает выполнение обязательств Российской Федерацией по международным договорам, а также наблюдает за выполнением другими участниками указанных договоров их обязательств и др.).
Компетенция по руководству федеральными органами исполнительной власти
– это круг конституционных полномочий, определяющих деятельность Правительства РФ по руководству работой федеральных органов исполнительной власти и контролю за их деятельностью. Так, Правительство РФ утверждает положения о федеральных министерствах и об иных федеральных органах исполнительной власти, устанавливает предельную численность работников, их аппаратов и размер ассигнований на содержание этих аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; устанавливает порядок создания и деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, устанавливает размер ассигнований на содержание их аппаратов в пределах средств, предусмотренных на эти цели в федеральном бюджете; назначает на должность и освобождает от должности заместителей федеральных министров, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении Правительства РФ, и их заместителей, руководителей федеральных органов исполнительной власти, находящихся в ведении федеральных министерств, по представлению федеральных министров, руководителей органов и организаций при Правительстве РФ; вправе отменять акты федеральных органов исполнительной власти или приостанавливать действие этих актов; вправе учреждать организации, образовывать координационные, совещательные органы, а также органы при Правительстве РФ. Кроме того, для осуществления своих полномочий Правительство РФ может создавать свои территориальные органы и назначать соответствующих должностных лиц; федеральные министерства и иные федеральные органы исполнительной власти подчиняются ему и ответственны перед ним за выполнение порученных задач.
Отставка Правительства Российской Федерации
Согласно Конституции РФ и Федеральному конституционному закону от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» к основаниям отставки федерального Правительства
относятся:
• отставка Президента РФ. Обратим внимание, что Правительство РФ следует в отставку не одновременно с Президентом РФ, а слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116 Конституции РФ);
• коллективное заявление Правительства РФ об отставке (ч. 1 ст. 117 Конституции РФ);
• индивидуальное заявление Председателя Правительства РФ об освобождении его от должности или невозможность для него исполнять свои полномочия. Основания могут быть самыми разными; болезнь, ситуация, сложившаяся в Правительстве, и др. Прекращение полномочий Председателем Правительства РФ одновременно означает отставку Правительства РФ (ч. 3 ст. 7 вышеуказанного закона);
• решение Президента РФ об отставке Правительства РФ (ч. 2 ст. 117 Конституции РФ);
• постановление Государственной Думы о недоверии и об отказе в доверии Правительству РФ (ч. 3 и 4 ст. 117 Конституции РФ). Недоверие выражается Государственной Думой по инициативе депутатов, вопрос о доверии ставится Председателем Правительства РФ. Однократного выражения недоверия недостаточно, оно может не повлечь никаких юридических последствий, но если Государственная Дума в течение 3 месяцев повторно выражает недоверие,
Президент РФ обязан объявить об отставке Правительства РФ либо распустить Государственную Думу с
назначением новых выборов.Если Государственная Дума отказывает в доверии Правительству РФ по инициативе Председателя Правительства РФ, ПрезидентРФ в течение 7 дней принимает решение об отставке Правительства РФ либо распускает Государственную Думу с назначением новых выборов.
Гражданско-правовые сделки: понятия, виды, формы
Обстоятельства (основания), с наступлением которых связываются установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей, определены в законе.
В частности, в ГК РФ устанавливаются юридические факты, которые обусловливают возникновение гражданских прав и обязанностей. Одним из таких юридических фактов являются сделки.
Гражданско-правовая сделка
-
это наиболее часто встречающийся юридический факт, на основе которого возникают гражданские права и обязанности. В сделках выражаются различные имущественные отношения как между организациями, так и между этими организациями и гражданами, а также между гражданами. Особенно велико значение сделок в сфере имущественных отношений между коммерческими организациями. Здесь они выступают в качестве эффективного средства рыночного хозяйства.
Сделки определяются как действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Примером заключения сделки посредством установления гражданских прав и обязанностей является принятие гражданином-покупателем предложения магазина о заключении договора розничной купли-продажи.
Если же оптовая и розничная торговые организации заключают соглашение о зачете взаимных требований, то такое соглашение является примером сделки, прекращающей ранее существовавшие правоотношения.
Сделки являются волевыми актами. Они выражают волю их участников. Волевым характером сделки отличаются от другого вида юридических фактов - событий, которые наступают помимо воли людей и от нее не зависят.
Воля участников сделки направлена на установление правомерных юридических последствий. Этим сделка как юридический факт отличается от правонарушения (деликта). Лицо, причиняющее вред, обычно не желает наступления правовых последствий, они возникают помимо его воли. Участники же сделки заключают ее, желая вызвать те или другие юридические последствия.
Действия лиц, не имеющие целью добиться юридических последствий, не могут привести к сделке. Например, принятие работником приглашения профкома участвовать в туристическом походе является волевым актом, выражающим определенное намерение лица. Однако это волеизъявление не создает гражданско-правовую сделку, так как оно лишено намерения породить юридические последствия.
Каждый из участников сделки при ее совершении обладает определенным намерением (внутренней волей) достичь известного правового результата. Именно из совершенных действий субъектов сделки можно узнать об этом намерении. Чтобы воля могла быть взаимно воспринята участниками сделки и третьими лицами, необходимо выразить ее вовне. Внешнее выражение внутренней воли участников сделки, из которого можно составить представление о ее содержании, называется волеизъявлением .
Гражданское законодательство предусматривает разнообразные способы изъявления участниками сделки своей воли. В одних случаях она может выражаться при помощи прямого волеизъявления посредством устных или письменных заявлений, в других - путем конклюдентных действий, т.е. действий, из совершения которых можно сделать вывод о наличии воли, в третьих - посредствоммолчания. Таким образом, если путем прямого волеизъявления внутренняя воля выражается участником сделки непосредственно, прямо в устной или письменной форме, то конклюдентное волеизъявление определяет намерение участников сделки не непосредственно, а посредством предварительного анализа и оценки их действий, на основе которых можно составить представление о воле участников сделки. Например, если в ответ на сделанный организацией заказ поставщик отгружает покупателю товары, то из этого факта с несомненностью следует, что поставщик изъявил свое согласие на поставку заказанных товаров.
Одним из способов выражения воли участниками сделки может служить молчание. Однако, учитывая особенность данного способа выражения внутренней воли, молчанию придается юридическая сила только в случаях, установленных законодательством.
Как правило, внутренняя воля участников сделки и ее проявление вовне, т.е. волеизъявление, совпадают. Если такого совпадения нет, сделка может быть признана недействительной, например как заключенная под влиянием заблуждения, обмана и т.п.
Сделки могут быть одно-, двух- или многосторонними (ст. 154 ГК РФ).
Односторонними являются сделки, которые совершаются на основе волеизъявления одного лица. Возникая в силу волеизъявления одной стороны, односторонние сделки создают гражданские правоотношения, в которых участвуют не менее двух лиц. Например, выдача торговой базой доверенности на получение материальных ценностей является односторонней сделкой, но в силу этой сделки у доверителя и у поверенного возникают определенные гражданские права и обязанности.
Число односторонних сделок, совершаемых в гражданском обороте, весьма ограничено. К ним относятся выдача чека и платежного поручения, объявление публичного конкурса для создания произведений науки, литературы и искусства, составление завещания, отказ от наследства, отказ арендатора от договора аренды и др.
Двусторонние сделки выражают согласованное волеизъявление двух сторон и именуются договорами. Таким образом, всякий договор является сделкой, но не всякая сделка может быть договором.
Многосторонние сделки также являются договорами. Однако в отличие от двусторонних сделок они возникают на основе волеизъявления более чем двух сторон. Примером многосторонней сделки может служить договор трех коммерческих фирм о строительстве одного объекта.
Сделки подразделяются на возмездные и безвозмездные.
Возмездной является сделка, по которой сторона, предоставившая другой стороне имущество, получает от последней имущественный эквивалент. В таких сделках стороны обязаны по отношению друг к другу совершить встречные имущественные услуги. К возмездным сделкам относятся, например, договоры купли-продажи, поставки, имущественного найма, подряда и многие другие.
Безвозмездной является сделка, по которой имущественное предоставление получает лишь одна сторона. Например, безвозмездными сделками являются договоры дарения, беспроцентного займа, безвозмездного пользования имуществом.
В нашем гражданском обороте подавляющее большинство совершаемых сделок относится к числу возмездных.
Некоторые сделки могут быть либо возмездными, либо безвозмездными. Это обычно зависит от договоренности между сторонами. Например, к числу таких сделок можно отнести договоры хранения и поручения. Другие сделки могут быть либо только возмездными, либо только безвозмездными. Например, правовая природа договоров купли-продажи, поставки, имущественного найма и некоторых других такова, что объективно они могут быть только возмездными. Напротив, договор дарения - всегда безвозмездный.
Под формой сделки понимается способ выражения воли ее участников. Устанавливая определенную форму сделки, законодатель стремится к тому, чтобы воля ее участников была с достаточной точностью выражена и могла быть правильно воспринята. В тех же случаях, когда сделки имеют важное значение в гражданском обороте, их совершение ставится под контроль государства посредством установления для них нотариально удостоверенной формы, а иногда и обязательности последующей регистрации в соответствующих организациях (см. Закон «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» от 21 июля 1997 г. - СЗРФ. 1997. №30).
Участники сделки должны совершать ее в форме, предусмотренной законом, так как несоблюдение этого влечет отрицательные последствия.
Сделки могут совершаться в устной или письменной форме. В свою очередь письменные сделки могут быть простыми письменными и нотариально удостоверенными.
Форма сделки может быть заранее обусловлена законом. При отсутствии в законе указаний о форме сделки она может быть устной.
Письменная форма сделки представляет собой такой способ выражения воли ее участников, при котором содержание сделки излагается письменно. Сделка, совершенная в письменной форме, должна быть подписана ее участниками.
Если участник сделки по каким-либо причинам не может собственноручно подписаться (например, вследствие физического недостатка или болезни), то сделка может быть подписана другим лицом по его поручению.
Подпись последнего должна быть засвидетельствована нотариусом либо другим должностным лицом, имеющим право совершать такое нотариальное действие, с указанием причин, в силу которых совершающий сделку не мог подписать ее собственноручно. Подпись может быть удостоверена организацией, где работает гражданин, который не может собственноручно подписаться, или администрацией стационарного лечебного учреждения, в котором он находится на излечении.
Для письменной формы сделки имеет значение, кем она подписана: уполномочено ли на это лицо.
В Федеральном законе «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. содержится правило, согласно которому без подписи главного бухгалтера денежные и расчетные документы, финансовые и кредитные обязательства считаются недействительными и не должны приниматься к исполнению.
К числу сделок, совершаемых в простой письменной форме, относятся сделки юридических лиц между собой и с гражданами, а также сделки граждан между собой на сумму, превышающую не менее чем в десять раз установленный законом минимальный размер оплаты труда, а в случаях, предусмотренных законом, - независимо от суммы сделки.
Нотариальное удостоверение сделок обязательно: 1) в случаях, указанных в законе, и 2) в случаях, предусмотренных соглашением сторон, хотя бы по закону для сделок данного вида эта форма не требовалась.
Некоторые письменные сделки нуждаются в государственной регистрации. К ним относятся сделки с землей и другим недвижимым имуществом. Однако законом может быть установлена государственная регистрация сделок с движимым имуществом определенных видов (ст. 164 ГК РФ).
В устной форме может совершаться сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная форма.
Сделка, для которой законодательством не установлена письменная или иная определенная форма, может быть
совершена устно. Такая сделка считается совершенной и в том случае, когда из поведения лица явствует его воля совершить сделку.
Если иное не установлено соглашением сторон, могут совершаться устно все сделки, исполняемые при самом их совершении, за исключением сделок, для которых установлена нотариальная форма, и сделок, несоблюдение простой письменной формы которых влечет их недействительность.
На практике иногда возникает вопрос, можно ли совершать устные сделки во исполнение договора, заключенного в письменной форме. В ГК РФ в таких случаях не запрещается совершение устных сделок, если это не противоречит закону, иным правовым актам и договору (ст. 159 ГК РФ).
Литература
1. Конституция Российской Федерации 1993 г.
2. Гражданский кодекс Российской Федерации (части I, II, IIIчасти). Издание 2002 г.
3. Трудовой кодекс Российской Федерации: Новая редакция (по состоянию на 01 января 2007 года). – Новосибирск. 2007. – 240 с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Учение о праве Фомы Аквинского |
Контрольная работа | Ультразвук |
Контрольная работа | Государственное регулирование цен в Республике Беларусь |
Контрольная работа | Автоматизация производственных процессов |
Контрольная работа | Арабський халіфат |