МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ УКРАИНЫ
Донбасская Государственная Машиностроительная Академия
Экономико-гуманитарный факультет
Кафедра «Учет и аудит»
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Хозяйственное законодательство»
Краматорск, 2009
1. Объединения предприятий
Осуществление предпринимательской деятельности ее субъектами – предприятиями вызывает потребность в непосредственном взаимодействии с другими предприятиями с целью коллективного использования производственного, научно-технического, информационного и финансового потенциала каждого из них для достижения большей эффективности. Это обусловило создание большого числа и разнообразие видов объединений предприятий, возникающих на добровольной основе, с активными «горизонтальными» связями между их участниками – субъектами предпринимательской деятельности.
На практике действует множество различных видов объединений предприятий, что требует их соответствующего правового регулирования.
Согласно ст. 119 ХК Украины в зависимости от порядка учреждения объединения предприятий могут образовываться как хозяйственные объединения или как государственные либо коммунальные хозяйственные объединения.
Государственное (коммунальное) хозяйственное объединение – объединение предприятий, образованное государственными (коммунальными) предприятиями по решению Кабинета Министров Украины или, в определенных законом случаях, решению министров (других органов, в сферу деятельности которых входят предприятия, образующие объединения), или решению компетентных органов местного самоуправления. Такое объединение действует на основе решения о его образовании и Устава, который утверждается органом, принявшим решение об образовании объединения.
Хозяйственное объедение – объединение предприятий, образованное по инициативе предприятий, независимо от их вида, которые на добровольных началах объединили свою хозяйственную деятельность.
Хозяйственные объединения характеризуются следующими признаками:
1. Его учредителями (участниками) могут быть только коммерческие юридические лица.
2. Участники объединения сохраняют свою юридическую самостоятельность как субъекты права. Это указано в ч. 1 ст. 121 Хозяйственного кодекса. Предприятия – участники объединения предприятий сохраняют статус юридического лица независимо от организационно-правовой формы объединения, и на них распространяются положения ХК и других законов по регулированию деятельности предприятий. Следовательно, объединение не вправе осуществлять управление и контроль за деятельностью участников и выполнять функции по распоряжению их имуществом.
3. Добровольный порядок создания. Добровольность волеизъявления учредителей на создание объединения находит отражение в учредительном договоре.
4. Объединение признается новым и самостоятельным субъектом права (юридическим лицом), которому принадлежит имущество, переданное ему учредителями (участниками).
Порядок создания и учредительные документы хозяйственного объединения определяются ч. 3 ст. 119 ХК, согласно которой объединения действуют на основе учредительного договора и / или устава, утверждаемого их учредителями. Если создается договорное объединение (ассоциация, корпорация), то требуется учредительный договор. При создании консорциумов и концернов – устав.
В учредительных документах объединения, как и других юридических лиц, должны определяться наименование, место его нахождения, порядок управления деятельностью, состав и компетенция органов управления и порядок принятия ими решений, в т.ч. перечень вопросов, решения по которым принимаются единогласно или квалифицированным большинством голосов участников объединения, а также порядок распределения имущества, остающегося после его ликвидации.
В уставе хозяйственного объединения целесообразно предусматривать цели и задачи, предмет деятельности объединения, источники образования имущества, создаваемые фонды, органы управления и контроля, порядок реорганизации и ликвидации. В учредительном договоре могут быть зафиксированы права и обязанности участников объединения, порядок принятия и выхода их из объединения, размеры и виды взносов, вносимых ими в имущество объединения, порядок изменения и расторжения договора.
Решение об образовании объединения предприятий (учредительный договор) и устав объединения согласовываются с Антимонопольным комитетом Украины в порядке, установленном законодательством (ч. 4 ст. 121 ХК). Если создание хозяйственного объединения может привести или усилить уровень монополизации на рынке, Антимонопольный комитет Украины отказывает в даче согласия на его создание.
Хотя возникает объединение на основе добровольного волеизъявления участников, это не исключает необходимость его государственной регистрации как юридического лица – субъекта предпринимательской деятельности. Государственная регистрация производится в порядке, установленном законодательством.
Одно из основных правил, регламентирующих выполнение хозяйственным объединением обязательств, определяет содержащаяся в ч. 4 ст. 123 ХК Украины норма: «объединение предприятий не отвечает по обязательствам его участников, а предприятия-участники не отвечают по обязательствам объединения, если иное не предусмотрено учредительным договором или уставом объединения.
Ст. 120 Хозяйственного кодекса Украины называет 4 формы хозяйственных объединений: ассоциация, корпорация, консорциум и концерн. Первые две – договорные, остальные – уставные. Этот перечень не имеет исчерпывающего характера, что позволяет включать в сферу действия закона новые, ранее не известные формы объединения.
Ассоциация – договорное объединение, созданное с целью постоянной координации хозяйственной деятельности объединившихся предприятий путем централизации одной или нескольких производственных и управленческих функций, развития специализации и кооперации производства, организации совместных производств на основе объединения участниками финансовых и материальных ресурсов для удовлетворения преимущественно хозяйственных потребностей участников ассоциации (ч. 2 ст. 120 ХК). Другими целями ассоциации могут быть обеспечение защиты прав участников, представление общих интересов и т.п.
Ассоциация получила широкое распространение как один из ведущих видов хозяйственных объединений, поскольку является универсальным способом ведения совместной деятельности, выгодно отличаясь от концерна и корпорации невысокой степенью централизации, от консорциума – широкой направленностью. Она привлекательна для ее участников возможностью сочетания участия в ее деятельности с участием в других ассоциациях и хозяйственных объединениях с сохранением всей полноты юридической самостоятельности. Эти особенности ассоциации в сочетании с выполнением ею функций по координации деятельности участников, оказании им и другим организациям производственных, коммерческих, информационных услуг способствуют объединению усилий участников, налаживанию хозяйственных связей, кооперативного производства, вызывают большой рост числа ассоциаций.
Кооперацией признается договорное объединение созданное на основе сочетания производственных, научных и коммерческих интересов объединившихся предприятий, с делегированием ими отдельных полномочий централизованного регулирования деятельности каждого из участников органам управления кооперации (ч. 3 ст. 120 ХК).
Следовательно, в корпорации возможна централизация функций – их перечень определяется в договоре. Корпорация выполняет лишь те функции и осуществляет те полномочия, которые добровольно переданы ей участниками. Участники могут предусматривать изъятие отдельных функций из своего ведения либо уменьшения их объемов с передачей соответствующих исключенных полномочий корпорации в целом.
Однако корпорация как договорное объединение не может распоряжаться имуществом предприятий, входящих в ее состав на правах учредителей.
Консорциум – это временное уставное объединение предприятий для достижения его участниками определенной общей хозяйственной цели (реализации целевых программ, научно-технических, строительных проектов и т.п.). Консорциум использует средства, которыми его наделяют участники, централизованные ресурсы, выделенные на финансирование соответствующей программы, а также средства поступающие из других источников, в порядке, определенном его уставом. При достижении цели его создания консорциум прекращает свою деятельность (ч. 4 ст. 120 ХК).
Это объединение создается для решения конкретных задач реализации крупных целевых программ и проектов. После выполнения этой задачи консорциум ликвидируется либо преобразуется в другой вид объединения.
Таким образом, консорциумы не предполагают выгодную степень централизации и концентрации управления. Будучи объединением предприятий с целью решения определенных задач инвестиционного, научно-технического или финансового характера, создаваемым на добровольных началах, консорциум, как и ассоциация, больше характеризует координационные, нежели субординационные отношения участников.
Концерном признается уставное объединение предприятий, а также других организаций, на основе их финансовой зависимости от одного или группы участников объединения, с централизацией функций научно-технического и производственного развития, инвестиционной, финансовой, внешнеэкономической и другой деятельности. Участники концерна наделяют его частью своих полномочий, в т.ч. правом представлять их интересы в отношениях с органами власти, другими предприятиями и организациями. Участники концерна не могут быть одновременно участниками другого концерна (ч. 5 ст. 120 ХК).
Отличие концерна от других видов хозяйственных объединений (в особенности, от ассоциации) – в высокой степени централизации и глубине связи между участниками. Свойственная концерну централизация значительной части производственно-хозяйственных функций и осуществление всеми его участниками единой политики в рамках концерна приводит к наделению его широким кругом собственных полномочий осуществления производственной деятельности, в т.ч. к образованию централизованных финансовых фондов, созданию новых субъектов хозяйственной деятельности в интересах участников концерна с теми хозяйственными связями и отношениями его участников внутри концерна. Жесткая взаимосвязь участников в концерне делает возможным существование дополнительной имущественной ответственности участников по обязательствам объединения в целом. Высокая степень централизации делает необходимым обязательное создание обособленного аппарата управления. Концерн вправе централизовать любые функции управления, если это предусмотрено уставом.
Предприятие – участник хозяйственного объединения имеет право:
– добровольно выйти из объединения на условиях и в порядке, определенных учредительным договором о его образовании либо уставом хозяйственного объединения;
– быть членом других объединений предприятий, если законом, учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения не установлено иное;
– получать от хозяйственного объединения в установленном порядке информацию, связанную с интересами предприятия;
– получать часть прибыли от деятельности хозяйственного объединения в соответствии с его уставом. Предприятие может иметь также другие права, предусмотренные учредительным договором либо уставом хозяйственного объединения в соответствии с законодательством (ч. 2 ст. 121 ХК).
Вступая в состав объединения, его участники не только сохраняют права юридических лиц, но и возможность свободного выхода из него.
Согласно ст. 124 ХК предприятия-участники объединения могут выйти из его состава с сохранением взаимных обязательств и заключенных договоров с другими субъектами хозяйствования.
Прекращение объединения предприятий происходит в результате его реорганизации в иное объединение или ликвидации.
Реорганизация и ликвидация хозяйственного объединения осуществляется по решению предприятий-участников.
Ликвидация объединения предприятий осуществляется в порядке, установленном Хозяйственным кодексом относительно ликвидации предприятия. Имущество, оставшееся после ликвидации объединения, распределяется между участниками согласно уставу объединения предприятий либо договору.
В соответствие со статьей 125 ХК предприятие может быть участником промышленно-финансовой группы (или транснациональной промышленно-финансовой группы, если в состав группы входят украинские и иностранные юридические лица). Промышленно-финансовая группа является объединением, которое создается по решению Кабинета Министров Украины на определенный срок с целью реализации государственных программ развития приоритетных отраслей производства и структурной перестройки экономики Украины, включая программы согласно международным договорам Украины, а также с целью производства конечной продукции.
В состав промышленно-финансовой группы могут входить промышленные и другие предприятия, научные и проектные учреждения, другие учреждения и организации всех форм собственности. В составе промышленно-финансовой группы определяется главное предприятие, которое имеет исключительное право действовать от имени промышленно-финансовой группы как участника хозяйственных отношений.
Промышленно-финансовая группа не является юридическим лицом и не подлежит государственной регистрации в качестве субъекта хозяйствования.
Объединение предприятий – хозяйственная организация, образованная в составе двух или более предприятий с целью координации их производственной, научной и другой деятельности для решения общих экономических и социальных задач. Видами объединений предприятий является хозяйственное объединение и государственное (коммунальное) хозяйственное объединение. Хозяйственные объединения образуются как ассоциации, корпорации, консорциумы, концерны. Государственные и коммунальные хозяйственные объединения образуются преимущественно в форме корпорации или концерна, независимо от наименования объединения (комбинат, трест и т.п.).
2. Хозяйственное обязательство
В соответствии со статьей 173 ХК хозяйственным признается обязательство, которое возникает между субъектом хозяйствования и другим участником (участниками) отношений в сфере хозяйствования по основаниям, предусмотренным Хозяйственным Кодексом, в силу которого один субъект (обязанная сторона, в т.ч. должник) обязан совершить определенное действие хозяйственного либо управленческо-хозяйственного характера в пользу другого субъекта (выполнить работу, передать имущество, уплатить деньги, предоставить информацию и т.п.), или воздержаться от определенных действий, а другой субъект (управомоченная сторона, в т.ч. кредитор) имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности. Кредитор – это лицо, управомоченное требовать от своего контрагента (должника) совершения определенного действия (ряда действий) или воздержания от действия (ряда действий). Должник – это лицо, обязанное совершить в пользу кредитора определенное действие (ряд действий) или воздержаться от совершения такового. В подавляющем большинстве случаев на практике каждая из сторон в хозяйственном обязательстве является одновременно и кредитором, и должником.
Под содержанием хозяйственного обязательства понимается совокупность субъективных прав и субъективных обязанностей его участников.
Стороны могут по взаимному согласию конкретизировать или расширить содержание хозяйственного обязательства в процессе его выполнения, если законом не установлено иное.
Многочисленность и разнообразие общественных отношений, регулируемых хозяйственным правом, объясняет многообразие юридических фактов, являющихся основаниями возникновения хозяйственных обязательств.
Хозяйственные обязательства могут возникать:
– непосредственно из закона или иного нормативно-правового акта, регулирующего хозяйственную деятельность;
– из акта управления хозяйственной деятельностью. При этом содержание обязательства, возникающего из административного акта, определяется этим актом. Случаи возникновения обязательств непосредственно из актов встречаются редко;
– из хозяйственного договора и других сделок, предусмотренных законом, а также из сделок, не предусмотренных законом, но не противоречащих ему. Анализ хозяйственных обязательств свидетельствует о том, что главенствующее положение среди оснований возникновения этих обязательств занимает хозяйственный договор. Хозяйственные обязательства возникают как из хозяйственных договоров, заключенных на основании государственного заказа либо иного управленческого акта, так и из договоров, заключенных по свободному усмотрению участников хозяйственных отношений;
– вследствие причинения ущерба субъекту или субъектом хозяйствования, приобретения или сохранения имущества субъекта или субъектом хозяйствования за счет другого лица без достаточных на то оснований. В целях устранения негативных последствий, вызванных указанными неправомерными действиями, закон связывает с ними возникновение особого вида обязательств. В качестве основания возникновения таких обязательств выступают сами неправомерные действия (деликты). Хотя такие обязательства и возникают из неправомерных действий, направлены они на достижение правомерного результата – восстановление нарушенного имущественного положения участников хозяйственного оборота;
– в результате создания объектов интеллектуальной собственности и других действий субъектов, а также вследствие событий, с которыми закон связывает наступление правовых последствий в сфере хозяйствования. Хозяйственные обязательства могут порождаться также событиями, то есть такими юридическими фактами, которые не зависят от воли людей. Чаще всего событие ведет не к возникновению обязательства, а лишь порождает в рамках данного обязательства определенные права и обязанности сторон.
Основными видами хозяйственных обязательств являются имущественно-хозяйственные обязательства и организационно-хозяйственные обязательства.
Также, в зависимости от оснований возникновения хозяйственные обязательства подразделяются на договорные и внедоговорные. По соотношению прав и обязанностей – односторонние и взаимные. В зависимости от определенного предмета исполнения различаются обязательства однообъективные и альтернативные. По характеру взаимосвязи друг с другом выделяются главные и дополнительные (акцессорные) хозяйственные обязательства. В зависимости от совокупности прав и обязанностей, которыми обладают субъекты хозяйственных отношений, различаются простые и сложные обязательства.
Имущественно-хозяйтсвенными признаются гражданско-правовые обязательства, которые возникают между участниками хозяйственных отношений при осуществлении хозяйственной деятельности, в силу которых обязанная сторона должна совершить определенное хозяйственное действие в пользу другой стороны, а именно: передать имущество, выполнить работу, уплатить деньги и т.п., или воздержаться от определенного действия, а управомоченная сторона имеет право от обязанной стороны требовать исполнения ее обязанности.
Субъектами имущественно-хозяйственных обязательств могут быть субъекты хозяйствования, а именно: хозяйтсвенные организации – юридические лица, созданные в соответствии с ГК Украины, государственные, коммунальные и другие предприятия, созданные в соответствии с ХК, а также другие юридические лица, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в установленном законом порядке; граждане Украины, иностранные граждане и лица без гражданства, которые осуществляют хозяйственную деятельность и зарегистрированы в соответствии с законом как предприниматели; филиалы, представительства, другие обособленные подразделения хозяйственных организаций (структурные единицы), образованные ими для осуществления хозяйственной деятельности; нехозяйственные субъекты – юридические лица, а также органы государственной власти, органы местного самоуправления, наделенные хозяйственной компетенцией. Если имущественно-хозяйственное обязательство возникает между субъектами хозяйствования и нехозяйственными субъектами – юридическими лицами, обязанной и управомоченной сторонами обязательства являются соответственно должник и кредитор.
Обязательства имущественного характера, возникающие между субъектами хозяйствования и нехозяйственными субъектами – гражданами, не являются хозяйственными и регулируются другими актами законодательства.
Субъекты хозяйствования в случаях, предусмотренных Хозяйственным кодексом и другими законами, могут добровольно принимать на себя обязательства имущественного характера в пользу других участников хозяйственных отношений (благотворительность и т.п.). Такие обязательства не являются основанием для требований по их обязательному выполнению (ст. 175 ХК).
В соответствии со ст. 176 ХК организационно-правовыми признаются хозяйственные обязательства, возникающие в процессе управления хозяйственной деятельностью между субъектом хозяйствования и субъектом организационно-хозяйственных полномочий, в силу которых обязанная сторона должна осуществить в интересах другой стороны определенное управленческо-хозяйственное (организационное) действие или воздержаться от определенного действия, а управомоченная сторона имеет право требовать от обязанной стороны исполнения ее обязанности.
Организационно-хозяйственные обязательства могут возникать:
– между субъектами хозяйствования и собственником, который является учредителем данного субъекта или органом государственной власти, органом местного самоуправления, наделенным хозяйственной компетенцией относительно этого субъекта;
– между субъектами хозяйствования, которые совместно организуют объединение предприятий либо хозяйственное общество, и органами управления этих объединений или обществ;
– между субъектами хозяйствования, в случае если один из них является по отношению к другому дочерним предприятием;
– в иных случаях, предусмотренных Хозяйственным кодексом, другими законодательными актами или учредительными документами субъекта хозяйствования.
Организационно-хозяйственные обязательства субъектов могут возникать из договора и приобретать форму договора.
Субъекты хозяйствования имеют право совместно осуществлять хозяйственную деятельность для достижения общей цели, без образования единого субъекта хозяйствования, на условиях, определенных договором и совместной деятельности. В случае если участники договора о совместной деятельности поручают руководство совместной деятельностью одному из участников, на него может быть возложена обязанность ведения общих дел. Такой участник осуществляет организационно-управленческие полномочия на основании поручения, подписанного другими участниками.
В соответствии со ст. 177 ХК субъекты хозяйствования обязаны по решению местного совета за счет своих средств в соответствии с законом создавать специальные рабочие места для лиц с ограниченной трудоспособностью и организовывать их профессиональную подготовку.
Субъекты хозяйствования независимо от уставной цели своей деятельности, принимают на себя обязательства о хозяйственной помощи в решении вопросов социального развития населенных пунктов их местонахождения, в строительстве и содержании социально-культурных объектов, объектов коммунального хозяйства и бытового обслуживания, оказывать другую хозяйственную помощь с целью решения местных проблем. Субъекты хозяйствования имеют право принимать участие в формировании соответствующих фондов местных советов, если иное не установлено законом, и в выполнении работ по комплексному экономическому и социальному развитию территорий.
Публичным является обязательство, в котором одна сторона – предприниматель – принимает на себя обязанность осуществлять передачу товаров, выполнение работ или предоставление услуг каждому, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, медицинское, гостиничное, банковское обслуживание и т.п.). Содержание публичного обязательства является одинаковым для всех потребителей, кроме тех, кому законом предоставлены соответствующие льготы. Предприниматель не имеет права предоставлять преимущества одному потребителю перед другими относительно заключения публичного договора, если иное не установлено законом. Кроме того, предприниматель не имеет права отказаться от заключения публичного договора при наличии у него возможностей предоставления потребителю соответствующих товаров (работ, услуг).
Субъект хозяйствования, который безосновательно уклоняется от выполнения публичного обязательства, должен возместить другой стороне причиненные этим убытки в порядке, определенном законом.
Кабинет Министров Украины может в определенных законом случаях издавать правила, обязательные для сторон публичного обязательства, в т.ч. по установлению или регулированию цен. Условия обязательства, не отвечающие этим правилам или установленным ценам, являются недействительными.
Хозяйственное обязательство – вид юридической связи (правоотношений) в силу которой один субъект хозяйствования обязан совершить определенные действия хозяйственного характера. Хозяйственные обязательства возникают непосредственно из норм, содержащихся в законодательных актах, из актов хозяйственного управления, хозяйственных договоров, из фактов причинения вреда другому субъекту и других оснований, не противоречащих действующему законодательству. Основными видами хозяйственных обязательств являются имущественно-хозяйтсвенные и организационно-хозяйственные обязательства.
Список литературы
1.Саниахметова Н.А. Предпринимательское (хозяйственное) право Украины: Учебник. – Х.: Одиссей, 2005. – 800 с.
2.Хозяйственный кодекс Украины. – Х.: ЧП «ИНТВИНИ», 2007. – 232 с.
3.Хозяйственный кодекс Украины: Комментарий. – Х.: ООО «Одиссей», 2004. – 896 с.
4.Постанова від 19 квітня 1999 р. №632 «Положення про вимоги до стандартної (типової) форми деривативів» – Кабінет Міністрів України.
5.http://zakon1.rada.gov.ua/
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Причини та наслідки техногенних катастроф |
Контрольная работа | Характеристика строительных машин |
Контрольная работа | Лесная таксация |
Контрольная работа | Зарубіжний досвід матеріального та нематеріального стимулювання персоналу |
Контрольная работа | Размещение производительных сил России и регионалистика |