Конституция Российской Федерации как основной закон государства
Содержание
Введение
1. Понятие Конституции
2. Основополагающие черты Конституции Российской Федерации
Заключение
Библиографический список
Введение
С момента появления Конституции, а то было в 1922 году в СССР, и до 1993 года, конституция которая действует по настоящее время уже 17 лет, Конституция России играет и определяет важную роль в жизни каждого гражданина. Без Конституции нет стабильного общества, нет демократического государства, нет четкого системы регулирования власти
Содержание Конституции регулирует основные принципы и черты определяет важные общественные отношения между тремя элементами, которые формируют четкую систему государственного управления и построения демократического общества, это гражданин, само общество и государство, которые, закрепляет основы общественного строя, демократического государства, а также принципы организации государственного аппарата и государственного управления. Она является основой, на котором основывается правовая и политическая система.
Конституция – сущность демократического порядка, так как устанавливает равноправие граждан, определенные права и свободы человека и гражданина, ограничивает произвол государства, его должностных лиц и представителей, а также определяет сущность власти, той власти, которая стабильно определяет и не противоречит принципам законодательства. Не было бы Конституции, основного закона страны, и существовала бы власть, то это была бы власть не демократии, не свободного волеизъявления, а власть толпы, власть бесконтрольного государства. Чтобы этого не было и существует Конституция, закрепляющие основы стабильности правового государства. Принятие Конституции, а в последующем ее реализация, является элементом стабильности, определенности в развитии общественных отношений.
Конституция, осуществляет обобщенную регламентацию массовых и социально значимых общественных отношений. Регулирпование общественных отношений в основе основного закона государства, осуществляется на основе учета интересов конкретных социально-политических ценностей, международной обстановки и внешнеполитических приоритетов, отношение общественного мнения. Конституционные нормы содержат основу положений внутренней и вешней политики государства.
Конституцию необходимо определить как основной закон государства, выражающий волю и интересы народа в целом либо отдельных социальных групп общества и закрепляющий в их интересах важнейшие начала общественного строя и государственной организации соответствующей страны.
Влияние существование Конституции на развитие всей правовой системы государства, всего российского законодательства имеет особое значение. С начала 1993 года по настоящее время 2010 год законодательство РФ существенно обновилось и стало занимать ведущее положение в регулировании общественных отношений.
Конституция отразила качественные изменения в политической системе государства. Из нее исключен классовый подход к различным слоям населения, в частности нет упоминания о ведущей роли рабочего класса и других категорий трудящихся в построении общенародного государства, о трудовых коллективах как активной части политической системы. В то же время закреплены институты частной собственности и свободного предпринимательства, которые типичны для экономики, основанной на свободном рыночном хозяйстве.
Конституция встала на путь юридического равновесия и направленности всех субъектов Федерации как в отношениях друг с другом, в отношений так и в отношениях с Федерацией, взяв за основу приоритет прав человека независимо, в частности, от национальной принадлежности. Обязанность соблюдать Конституцию и федеральные законы касается всех органов государственной власти, местного самоуправления, должностных лиц и граждан, что имеет особое значение для обеспечения законности, стабильности и правопорядка в государстве и обществе.
Конституция 1993 года принималась в состоянии сложной политической системы царившая в то время в период глобального политического кризиса. Конституция создалавалась в сложные годы неопределнности системы законодательной власти и исполнительности президента. Система неопредленности, если ее можно назвать системой определялась в связи с непониманием и неурегулированности системы разделения властей[1]
.
Непонятность и неопределнность системы власти и существоания принципов конституционности предопределялся не равовыми методами или методами ситемной демократии, и применялись методы силового воздействия и не правовыми элементами, что категорично не приемлемо для демократии и становления правового государства.
Именно принятие Конституции в 1993 году должно было явить справеливость в системе разделения властей, где должно быть представлено три ветви власти, законодательная, исоплнительная и судбная ветвь власти. При чем в первые все ветви власти независимы друг от друга.
Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря 1993 года. Данная Конституция сильно имела отличия от предшествоваших Конституций, которые были приняты в СССР, имело весоме значаение для становления действительно демократического общества, общества которое представлено как совокупная ситема государственного устройства. Констиция 1993 года явила сущность системы разделния властей, системе государственного управления и системе мтановления гражданского общества.
Конституция 1993 года впервые представила сущность действительно правового государства, государства в котором приоритет отдан человеку, гражаднину, народу, и власть представлена в форме суверинетета, независимости от всех форм проявления власти.
Констиуция 1993 года впервые в отличии от других предшестовавших Конституций, приняла особую правовую форму, форму конституционного строя, в отличии от социолистического[2]
.
Конституция внесла важные изменения в систему органов государственной власти и государственного управления в целом. Было учреждено Федеральное Собрание, коренным образом, которое преобразовало систему государственной власти и государственного управления, в частности, была сформирована двух палатная ситема управления принятия решений в форме законодательных актов из Госдуарственной Думы, имющая значительную роль в нормотворчестве системе принятия нормативных актов и Совет Федерации я вляющимся латентным органом принятия законодательной акте на высшем уровне.
Конститция 1993 года приняла урегулированную систему управления государственного строя.
Достоинство Конституции видят в том, что она позволяет изменять систему, не изменяя текста. В связи с этим недостатки в деятельности органов власти приписываются всецело неудачному применению Конституции, а отнюдь не ее содержанию.
1. Понятие Конституции
Конституция в любом государстве - это правовой акт высшей юридической силы, основной закон государства, определяющий признак государственной власти, юридический элемент государственной и общественной жизни, главный источник национальной системы права. Конституция на высшем уровне определяет общественные отношения, связанные с организацией власти, правами и свободами человека и гражданина, обязанностями, формами правления и государственного устройства.
Конституция это сущность проявления правового государства, система укрепления единения власти, и отрицание произвола и проявления другой нестандартной формы власти, незаконной власти, например власти толпы. Основной принцип Конституции укрепление и единение системы демократии в руках централизованной системы, ведь демократия в современном обществе предоставлена в руках народа через представительные органы государственно власти. Как и в других предшествовавших Конституциях, Конституция 1993 года определяет не только государственную систему управления политической власти, но и регулирует систему негосударственных форм, к примеру, социальных, духовных, культурных связей и структур. И самое главное и определяющее к чему стремится нынешняя Конституция, это к становлению гражданского общества. Ни одна Конституция, не обошла систему урегулирования как было отмечено выше связей социокультурных и духовных. Нормы конституции, как и право в целом определяет образующее воздействие на различные элементы общественной жизни - государственно-политическую, экономическую, социальную и духовную.
Конституция - это Основной закон государства, определяющие и отражающий волю народу, ведь народ является главенствующей структурой становления демократического общества и закрепляющий основы государственного строя, определяющие права и свободы человека, и гражданина[3]
.
Конституция определяет политическую форму государственного устройства, учреждает систему государственных органов и в целом систему государственного управления.
Конституция закрепляет основы конституционного строя государства, его территориальное устройство, основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, организацию и систему государственной власти и управления, устанавливает правопорядок и законность. Конституционные элементы - определяющие для деятельности государственных органов, политических партий, общественных организаций, должностных лиц и граждан.
Основополагающий принцип действия Конституции, является соответствие принятие нормативно- правовых актов действующих на территории России, а также обеспечение и единое применение Закона, при определении и разрешении дел о соответствии Конституции федеральных законов, нормативных актов Президента, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, различных нормативно- правовых актов субъектов Федерации. Необходимость соблюдения Конституции признана практически всеми политическими силами, а это неизбежно влечет за собой повышение значения и ответственности всех государственных правотворческих органов.
Нормы Конституции обычны по отношению к другим правовым нормам. В первые Конституция страны, стала не просто основным Законом государства, но гарантом защиты своих прав при обращении в суд, кА было отмечено выше Конституция 1993 года определила систему разделения властей, на три ветви власти, и судебная власть стала независимой, как и остальные ветви власти, поэтому защита прав в суде может служить определяющий момент регулирования государственного управления в целом
Определяя важные общественные отношения, принципиальные положения и основополагающие нормы общества, политическую форму его существования, конституция служит правовой базой для настоящего законодательства.
Конституционные нормы определяют и сохраняют свою нормативность и высшую юридическую силу по отношению к нормам настоящего законодательства.
Основной закон государства характеризуется стабильностью и долговечностью. Эти качества Конституции обусловлены двумя обстоятельствами.
Во-первых, в силу содержания положений Конституции, она не подвержена постоянным изменениям, во-вторых, четкая процедура по внесению в нее изменений и дополнений служит гарантом ее жизнеспособности и долговечности. В связи с этим, все другие законы и правовые предписания властных структур государства должны соответствовать конституции - их правовой основе. Те из них, которые противоречат конституционным принципам и нормам, подлежат отмене.
Конституция является уникальным учредительным правовым актом, юридически закрепляющим суверенитет, независимость и верховенство государственной власти. Она выступает правовой основой становления и развития гражданского общества, закрепляет основные права, свободы и обязанности человека и гражданина, форму государственного устройства, систему институтов государственной власти и местного самоуправления. Конституция обеспечивает стабильность конституционного строя, создаёт баланс институтов государственной власти.
2. Основополагающие черты Конституции Российской Федерации
Основные черты определяют Конституцию как специфический нормативный акт, определяющее важное воздействие на общественные отношения. Конституция регулирует основные сферы жизнедеятельности всего общества в целом. Данные положения и определяются в характерных чертах Конституции 1993 года.
Характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является ее определяющий характер, образующийся в обществе в свою очередь общественными отношениями. Конституция отражает переходный характер российского общества, противоречивый способ его существования. В ней нашли воплощение то, что достигнуто и отстаивается многонациональным народом России: многообразие форм собственности, конкуренция, свобода экономической деятельности, политический и идеологический плюрализм, признание прав и свобод человека и гражданина, федеративное устройство, основанное на самоопределении и равноправии народов, самостоятельный статус местною самоуправления и т.д.
Кроме того, характерной чертой Конституции РФ 1993 г. является наличие в ней основополагающих положений, являющие основой других нормативно- правовых актов издаваемых на территории страны. Конституция содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для текущего законодательства. По своему содержанию нормы Конституции предельно абстрактны, так как имеют своей целью закрепление самого главного в общественных отношениях - демократичность.
Также характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие. Это закреплено в статье 15 Основного закона РФ. В соответствии с этим конституционные нормы не нуждаются в каком либо ином правовом подтверждении. Это придает им действительную высшую юридическую силу и служит гарантом от их искажения.
Для Конституции 1993 года определяется незыблемость и обеспечение прав и свобод человека и гражданина. Это выражается в том, что Конституция провозглашает, что "признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства" (ст.2). При этом особо подчеркивается, что "человек, его права и свободы являются высшей ценностью". В Конституции закрепляются и гарантируются права и свободы человека и гражданина в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права (статья 17).
Необходимо также отметить, что основные черты Конституции характеризуют ее связь как юридического документа с общественным развитием демократического общества, ее начало воздействия общественных отношений отражается на характере конституции и воздействия конституции на общественные отношения, при этом определяется роль конституции в реальных процессах жизни страны. Основными чертами Конституции РФ можно назвать основополагающий характер, народность, реальность, стабильность. Подчеркнем, что мы называем эти характеристики, понимая, что в чем-то они могут оставаться идеалами, к которым надо стремиться. И пусть каждый читатель делает выводы сам - и относительно того, что существует и чего нет в жизни, и насчет собственной роли в укреплении авторитета Конституции.
Основополагающий характер Конституции РФ заключается в том, что она определяет важные общественные отношения, являясь базой движения общества по пути исторического прогресса. Кроме того, данная черта Конституции проявляется и в том, что конституционное регулирование носит обобщающий характер. Его задачи - во-первых, раскрыть и закрепить самое главное в общественных отношениях; во-вторых, использовать минимум норм для этого; в-третьих, в отобранных нормах ясно и четко отразить суть общественных отношений, чтобы эти нормы давали направление и определяли принципиальное содержание их последующей регламентации в актах текущего законодательства.
Данная черта конституций достаточно понятна при абстрактном разговоре об их сути, но ее не так легко реализовать при подготовке и принятии конкретных основных законов. Что включить в конституцию, что оставить за ее бортом - эти вопросы решаются не только с объективных позиций общественно-политического развития соответствующей страны, но и субъективных позиций тех, кто эту конституцию подготавливает и принимает. Иначе говоря, здесь общие суждения о предмете конституционного регулирования превращаются в постулаты (главы, статьи) конституции. И тем самым рождается определенный результат в оценке общественных отношений с точки зрения возможности их отражения в конституции и попадания или непопадания в круг так называемых конституционных отношений.
Одной из основополагающих черт является народность Конституции РФ.
Эту черту конституций связывают с тем, что они выражают интересы народа. Если говорить более конкретно, народность конституции обусловливается следующими факторами.
Во-первых, именно сам народ создает объективные предпосылки появления новых конституций, т.е. закрепляемые в конституциях общественные отношения - результат деятельности народа.
Во-вторых, народность конституций выражается также и в том, что народ может непосредственно участвовать в разработке и (или) принятии нового основного закона. И данное положение приемлемо для отечественных конституций.
Для Конституции 1993 года характерно проявление народности принятие ее путем референдума, всенародным голосованием. Референдум состоялся 12 декабря 1993 г. В нем приняло участие 58187755 зарегистрированных избирателей, или 54,8%. За принятие Конституции проголосовало 32937630 избирателей, или 58,4% избирателей, принявших участие в голосовании.
Как одну из основных черт конституций реальность связывают прежде всего с тем, что основные законы соответствуют фактически существующим общественным отношениям. В этом смысле реальность Конституции РФ заключается в том, что она должна отвечать потребностям общества, интересам граждан РФ. Конечно, никакого автоматизма здесь нет. Реальность Конституции обеспечивается организаторской работой прежде всего государства и его органов, но в немалой степени также и общественных объединений, включая многочисленные политические партии. Организаторские усилия должны привести в действие всю совокупность компетентных органов и лиц, реализующих конституционные предписания, соизмеряющих с ними свою деятельность.
Стабильность как одна из основных черт конституции - это длительность ее действия без внесения существенных изменений. Стабильность конституции основывается на незыблемости самого социального строя, в условиях которого она принимается и который оформляет. Устойчива формация - стабильна и конституция; находится формация в стадии создания, переживает переходный период - скорее можно ожидать изменений конституции. Может происходить и более нежелательное явление - конституция останется незыблемой на бумаге, а общественные отношения уйдут дальше, а то и получат основу в актах неконституционного уровня. Со стабильностью перед конституцией стоит вечная проблема динамизма. Избежать изменений конституции в принципе нельзя, весь мировой опыт показывает, что через это приходится проходить государствам при любых системах. Однако динамическое начало в конституционном регулировании должно содействовать тому, чтобы конституция была не только законом на бумаге, но и актом прямого действия. Следовательно, динамизм, выполнив свою роль, помогает вновь заложить стабильность в конституцию, т.е. обеспечить дальнейшее ее более или менее длительное действие без изменений. Разумеется, все должно быть в меру.
Заключение
С принятием конституции Российской Федерации 1993 г. в нашей стране начался новый этап государственной реформы. Будучи принятый всенародным голосованием, федеральный Основной Закон сыграл заметную позитивную роль в закреплении демократических преобразований в России, в том числе и в сфере федеративных отношений.
Конституция РФ 1993 года – полная конституция, признающая основные права и свободы человека и предусматривающая демократизм организации публичной власти, ее правовой характер. Главная проблема - реализовать этот потенциал, обеспечив адекватную интерпретацию Конституции в контексте развития России, ее государственной и общественной жизни.
Конституция является фундаментом системы права, главным системообразующим фактором базой для кодификации и систематизации законодательства. На основе Конституции Российской Федерации и конституций республик в ее составе осуществляется упорядочение всей системы законодательства, его расистка и освобождение от устаревших норм. Комплексное развитие всех отраслей законодательства на базе новой Конституции обеспечивает наилучшие условия для формирования демократического правового государства, упрочения режима законности и правопорядка. Конституция Российской Федерации - бесспорная и единственная в своем роде правовая гарантия стабильности политического и общественного строя, это генеральное соглашение между всеми социальными группами, включая власть, бизнес, общество в целом, о фундаментальных правилах, по которым живет страна.
Таким образом, можно сделать вывод: юридическая природа Конституции РФ проявляется в ее чертах и юридических свойствах, которые отражают специфику ее нормативно-правового содержания. Каждая черта Конституции РФ характеризует определенный аспект ее содержания как сложного, многопланового правового феномена.
Библиографический список
1. Постановление Конституционного Суда РФ от 28 ноября 1995 г. N 15-П по делу о толковании части 2 статьи 137 Конституции Российской Федерации // "Российская газета" от 14 декабря 1995 г.
2. Постановление Конституционного Суда РФ от 18.07.2003 г. № 13-П по делу о проверке конституционности статей 115 и 231 ГПК РСФСР, статей 26б 251 и 253 ГПК Российской Федерации, статей 1, 21 и 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с запросами Государственного Собрания — Курултая Республики Башкортостан, Государственного Совета Республики Татарстан и Верховного Суда Республики Татарстан // Российская газета, 29.07.2004.
3. Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия».// Бюллетень Верховного Суда РФ. 1996. № 1.
4. Авакьян С.А. Политические отношения и конституционное регулирование в современной России: проблемы и перспективы//"Журнал российского права".-2003.- N 11.
5. Авакьян С.А. Конституция России: природа, эволюция, современность: 2-е изд. - М.: РЮИД, "Сашко", 2000.
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.: Норма, 2009.
[1]
Кузнецов И.Н. История государства и права России. – М., 2010. - С.316.
[2]
Михайлов А. Лицо Конституции / Рос. газета – 2009 - 10 декабря.
[3]
Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации:учеб. для вузов.- 6-е изд. изм. и доп. – М.:Норма, 2009.С.80.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Аудиторская проверка |
Контрольная работа | Опыт решения проблем детской беспризорности в 20-е – 30-е годы ХХ века |
Контрольная работа | Использование дидактических игр в процессе ознакомления детей старшей группы с растениями |
Контрольная работа | Дезадаптированные дети и подростки |
Контрольная работа | Общение и межличностные отношения |