Материковая кора | Океаническая кора | |
Возраст земной коры | до 4 миллиардов лет | до 180 миллионов лет |
Толщина земной коры | до 80 км | до 10 км |
Наиболее распространенная горная порода | гранит | базальт |
1.8. 1) Атлантический океан расширяется, поскольку расширяется срединно-океанический хребет, там образуется земная кора.
2) В Андах активная вулканическая деятельность и бывают сильные землетрясения, потому что в этом районе литосферные плиты сталкиваются, край одной плиты погружается под край другой плиты.
3) В Тихом океане образовался Марианский желоб потому, что там край одной литосферной плиты погружается под край другой.
Приведите три примера причин опустынивания, связанных с деятельностью людей.
Формулировка одного примера дает 1 балл. При составлении ответа важно следить, чтобы была указана конкретная деятельность человека и ее связь с опустыниванием. Слишком короткие и общие ответы, например: истощение почвы и вырубка лесов дает 0,5 балла.
Примеры ответов, оцененных максимальным баллом.
Уничтожение растительности при выпасе скота и вытоптанная поверхность в условиях сухого климата легко подвергается ветровой эрозии.
Избыточное или неправильное орошение в пустынных районах ведет к засолению поверхности.
Продолжительное возделывание полей в степной зоне способствует как ветровой, так и водной эрозии.
Уничтожение естественной растительности, например вырубка редколесья в приграничных с пустынями районах, способствует эрозии.
. Почему антиглобалистские настроения возникли в экономически высокоразвитых странах?
2 балла
Одно корректно сформулированное обоснование дает 1 балл. Перед началом ответа нужно обдумать, каковы отрицательные последствия глобализации в экономически развитых странах или странах Севера. Исходя из отрицательных последствий и следует найти два аспекта, против которых могли бы протестовать жители стран Севера.
Ответ первого учащегося (2 балла)
1) Боятся притока дешевой иностранной рабочей силы из развивающихся стран, что вызвало бы безработицу среди местных жителей.
2) Боятся, что возникнут культурные, религиозные и этнические конфликты в глобализирующемся обществе, где обостряются контрасты между различными группами людей.
Ответ второго учащегося (2 балла)
1) Рабочие места простых рабочих переносятся в развивающиеся страны, обуславливая рост безработицы в развитых странах.
2) Образованные жители высокоразвитых стран обеспокоены потерей культурного своеобразия.
Ответ третьего учащегося (1 балл)
1) Поскольку жители высокоразвитых стран боятся уступить свою работу дешевой рабочей силе из развивающихся стран.
2) Глобализация ускоряет развитие развивающихся стран и развитые страны боятся уступить им свои ведущие позиции.
Ответ четвертого учащегося (0 баллов)
1) Экономически высокоразвитые страны заинтересованы в сохранении своей высокоразвитой экономики.
2) Проблемы глобализации наиболее остро чувствуются и наиболее серьезные в развитых странах, поскольку в этих странах глобализация имеет место в наибольшей степени.
Ответ пятого учащегося (0 баллов)
1) Высокоразвитые страны должны начать поддерживать более бедные страны.
2) Поскольку не могут себе позволить мобильные телефоны и компьютеры и т.п.
Сравните на основе пирамид населения половозрастную структуру Индии и Италии. 3 балла
Индия | Италия |
1. Доля детей/молодежи в населении высокая. Доля детей до 4 лет более 10% населения /доля детей до 14 лет более 30% и т.п. | 1. Доля детей/молодежи в населении небольшая. Доля детей до 4 лет немного более 4% населения /доля детей до 14 лет около 12-13% и т.п. |
2. Доля пожилого населения небольшая, доля людей в возрасте старше 75 лет около 2-3% населения. | 2. В населении Италии пожилых людей значительно больше, доля людей в возрасте старше 75 лет около 13-14% населения. |
3. В Индии доля мужчин и женщин во всех возрастных группах более-менее одинаково. | 3. В Италии среди пожилого населения (старше 70 лет) преобладают женщины. |
За каждое сравнение ученик получает максимум 1 балл, если он сравнил в обоих государствах один и тот же аспект. В целом при ответе на задание как минимум в одном из сравнений должны быть данные, представленные на диаграмме. Если в остальной части ответ корректен, но численные данные не использованы, ученик получает максимум 2 балла. Следующий вариант ответа дает 2 балла.
Индия | Италия |
1. Молодежи много. | 1. Молодежи мало. |
2. Пожилых мало. | 2. Пожилых много. |
3. Мужчин и женщин одинаково. | 3. Женщин больше, чем мужчин. |
Задание 7. Сравните урбанизацию в развитых и развивающихся странах. Найдите два различия. 2 балла
Урбанизация в развитых странах | Урбанизация в развивающихся странах |
1. В развитых странах города растут медленнее и равномернее. | 1. Города развивающихся стран растут быстрее и неравномерно. Некоторые города, в основном столицы растут чрезвычайно быстро. |
2. Городское население растет за счет внутренней миграции и иммигрантов. | 2. Городское население растет за счет высокой рождаемости и людей, переезжающих из села в город. |
3. Для городов развитых стран характерны субурбанизация и реурбанизация. Переезжают в пригороды и в сельскую местность вблизи городов. | 3. Для городов развивающихся стран характерна лжеурбанизация, возникают трущобы. |
4. В целом развитие инфраструктуры происходит параллельно с ростом городов. | 4. В развивающихся странах развитие инфраструктуры не успевает за ростом городов. |
Формулировка одного различия дает один балл. При ответе на задания, требующие сравнения, важно следить, чтобы сравнивались аналогичные. Например, если в рассматриваемом задании учащийся отвечает следующим образом: для городов развитых стран характерна субурбанизация, а города развивающихся стран растут из-за высокой рождаемости, то за такой ответ на государственном экзамене баллы не даются, поскольку отсутствует содержательное сравнение (см ответ второго учащегося).
Ответ первого учащегося (2 балла)
Ответ первого учащегося (2 балла)
Урбанизация в развитых странах | Урбанизация в развивающихся странах |
1. В последнее время замедлилась, тон задают скорее субурбанизация и даже реурбанизация. | 1. Не замедляется, скорее еще ускоряется. Размер городов растет как из-за иммиграции из сельской местности, так и из-за положительного естественного прироста. |
2. Много крупных городов и городов средней величины, которые образуют сеть городов. | 2. Урбанизация происходит обычно с большой территории в одном мегалополисе, в основном в столице. |
Ответ второго учащегося (0 баллов)
Урбанизация в развитых странах | Урбанизация в развивающихся странах |
1. Новых городов не возникает, увеличиваются уже существующие. | 1. Люди в поисках работы переезжают из села в город. |
2. Среди жителей своей страны растет безработица, поскольку приезжает дешевая рабочая сила. | 2. В городах рождается много детей, поскольку для развивающихся стран обычны многодетные семьи. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Спорогенез и гаметогенез у растений |
Контрольная работа | Лабораторная работа по Информатике 4 |
Контрольная работа | Международно-правовая система охраны окружающей среды |
Контрольная работа | Склад і структура управлінських інформаційних систем |
Контрольная работа | Общие положения методики апробации. Апробация пшеницы, ячменя, овса, проса и тритикале |