Содержание 1
Предмет, задачи, структура и функции географии 2
Методы географических исследований 3
Уровни организации географических материальных систем 5
Место географии с системе современной культуры 7
Перспективы географических исследований в XXI веке 9
Список использованных источников 11
География – наука о законах развития пространственно-временных систем (геосистем), формирующихся на земной поверхности в процессе взаимодействия природы и общества (в масштабе, позволяющем представить их на общегеографических и тематических картах), о методах прогнозирования этих систем и управления ими. Ее цель – изучение происхождения, строения, функционирования, динамики и развития пространственно-временных природно-общественных геосистем. Она является конструктивной наукой, призванной организовать пространственную жизнь общества.
Важнейшая задача современной географии – исследовать с возможной полнотой механизм взаимодействия природы и общества, объективно и всесторонне оценить экологическую обстановку в мире, наметить пути улучшения использования природных ресурсов, запасы которых стали катастрофически истощаться.
Структура географии (В.С. Жекулин, 1989):
естественно-научный блок (подсистема), включающий теоретические и прикладные физико-географические науки, которые изучают в качестве основного объекта географическую оболочку в целом и по отдельным природным компонентам и природным комплексам: общая физическая география, ландшафтоведение, палеогеография, геоморфология, климатология, гидрология (в том числе океанология), география почв, биогеография.
социально-экономический блок, представленный общей социально-экономической географией, рядом отраслевых наук (географией промышленности, сельского хозяйства, транспорта, сферы обслуживания и др.), а также географией населения, политической географией и экономико-географическим страноведением.
природно-общественный блок, включающий науки, предметами исследования которых являются различные типы взаимодействия между природой и обществом; это – геоэкология, рекреационная география, медицинская география, историческая география, география природных ресурсов и др.
Главные функции географии – гносеологическая (познавательная) и конструктивная (преобразовательная). Как сложная многокомпонентная система наук ("от геологии до идеологии") география призвана осуществлять единство теоретически и практически неразделимых анализа и синтеза, сочетать аналитические и синтетические функции в научных исследованиях, в пропаганде географических знаний, организации географического образования и т.д.
Большое значение для географии приобрело выполнение таких функций, как исследование и решение проблем природопользования и охраны окружающей среды, участие в экологических экспертизах хозяйственных проектов, мониторинга среды обитания человека.
Чрезвычайно важны мировоззренческие, культурно-просветительские, воспитательные, образовательные и информационные функции географии.
Эмпирические методы (методы наблюдения). К их числу следует отнести классический экспедиционный (полевой) метод, который применяется со времени зарождения географии и является первоисточником всех географических знаний. В свою очередь главными путями его реализации служат наблюдение – получение первичной информации об изучаемом объекте и также наблюдение, но с применением количественных показателей.
Экспедиционный (полевой) метод может осуществляться стационарным, полустационарным и маршрутным способами. Поскольку сплошное полевое изучение территории дело дорогостоящее, а иногда и очень трудно осуществимое, во многих случаях целесообразно ее выборочное изучение, получившее название "метода ключей". Этот метод означает глубокое и всестороннее исследование отдельных объектов с последующей экстраполяцией выводов на более обширные ареалы. К числу эмпирических следует отнести и разнообразные камеральные, лабораторные методы исследований.
Наблюдение – это самый первичный, но от того и самый простой познавательный процесс. Все наблюдения можно подразделить на две большие группы – натурные и экспериментальные. Правда, в таком подразделении присутствует большая доля условности: с одной стороны, экспериментальное исследование может быть проведено с натурными моделями, с другой – натурное наблюдение, проводимое на моделях, содержит элементы эксперимента. При этом еще следует иметь в виду то, что один и тот же объект рассматривается многими науками, и поэтому наблюдения над некоторыми фактами могут быть единообразными для многих наук, имеющих общий объект.
Например, изучая лес, одни измеряют высоту, толщину, а другие – морфологические параметры модельного дерева. Но из этих единообразных наблюдений делаются разные выводы, сообразно предмету исследования соответствующей науки или целям конкретного исследования: в геоэкологии – об экономических условиях этого леса; в ботанике – о морфологии деревьев; в лесотаксации – о бонитете леса и т.д.
Теоретические методы (методы обобщения). Они также имеют сложную внутреннюю структуру. Среди них можно выделить логические методы, к которым прежде всего относятся две главные формы умозаключения – дедукция и индукция, предусматривающие соответственно путь рассуждений от общего к частному и от частного к общему. К ним относится и метод аналогий, позволяющий выявить сходство предметов и явлений в каких-то свойствах, признаках, отношениях.
Отдельную подгруппу составляют методы, которые можно назвать формализованными – статистический, математический, моделирования и др. В зависимости от характера географических объектов, их иерархического уровня, целей и задач исследования теоретические методы могут претерпевать изменения, но при сохранении их основной функции – познания объективных закономерностей пространственной организации и эволюции географических объектов, процессов и явлений.
К числу новых подходов относятся системный, проблемный, экологический. В наибольшей мере они проявились в последние два-три десятилетия, причем их значение продолжает возрастать.
Системный подход. Возникновение этого подхода непосредственно связано с появлением общей теории систем, которая в свою очередь была вызвана к жизни постоянным усложнением изучаемых наукой объектов и явлений. Едва ли не наиболее краткое определение системы принадлежит одному из основоположников этой теории – биологу-теоретику Людвигу фон Берталанфи: "Система есть комплекс элементов, находящихся во взаимодействии". Иными словами, при системном подходе каждый объект (явление, процесс, комплекс) рассматривается как сложное образование, состоящее из различных блоков (структурных частей, элементов), взаимодействующих между собой. Этот подход наиболее эффективен при решении сложных задач анализа и синтеза, когда изучаемый объект имеет многосторонние внутренние и внешние взаимосвязи.
С развитием системного подхода обогащалась и адекватная ему терминология. Так, само понятие "система" характеризуется целостностью, автономностью и устойчивостью. В научный инструментарий системного подхода входят также понятия "структура", "элемент", "иерархия", "организация", "внешняя среда" и др. Структура – это совокупность системообразующих отношений в изучаемом объекте. Внешняя среда – это совокупность элементов, не вошедших в систему, но имеющих с ней прямые и обратные связи.
Со временем основным понятием системного подхода в географии стало понятие "территориальная система", получившее множество модификаций. Прежде всего, это, конечно, понятие "геосистема", которое из физико-географического стало превращаться в общегеографическое.
Физико-географы начали широко применять системный подход при изучении географической оболочки, экономико-географы – при рассмотрении ТПК, отдельных отраслей (единая транспортная система), мирового хозяйства (мировые производственная, торговая, транспортная, финансовая, информационная системы) и др. В географии населения стали использоваться понятия о территориальных системах населения, системах городов, самом городе как сложной системе. Основой рекреационной географии стало понятие о территориальной рекреационной системе. Как сложную динамическую систему управления стали рассматривать районную планировку. Оформилась система "природа-техника". Началось применение системного подхода в страноведении.
Особенно следует подчеркнуть значение системного подхода для географической картографии. В работах последних лет отмечается, что именно системная концепция выстраивает в логическую схему разные направления тематического картографирования – комплексное и отраслевое, аналитическое и синтетическое, инвентаризационно-ресурсное, оценочное и прогнозно-рекомендательное. Все они рассматриваются как проявления единого системного географического картографирования. В самое последнее время началось формирование геоэкспертных систем, которые могут сыграть важную роль в обеспечении особо сложных и прогностических работ.
География занимает особое место в системе наук, играя роль своего рода связующего звена между естественными и общественными науками.
На формирование научной картины мира оказывали и продолжают оказывать большое воздействие два неразрывно связанных, но в основе своей противоположных процесса – дифференциация и интеграция, т.е. разделение и синтез (объединение). Их сосуществование можно наблюдать на протяжении всей истории развития научного знания, хотя и с преобладанием в разные периоды то одного, то другого из этих процессов.
Известно, что в древности география была единой. До середины XVII в. география продолжала оставаться единой (интегральной) наукой о природе, населении и хозяйстве. Однако уже в это время от единой науки о Земле отпочковались геология, биология, началось формирование экономической географии.
Процесс дифференциации значительно ускорился в новое время, в особенности в XIX – начале XX вв. он был вызван как потребностями практики в познании отдельных компонентов природы, так и самой логикой развития науки.
Главным периодом дифференциации географии стало новейшее время. В "водосборном бассейне географии" появились притоки первого, второго, третьего порядка, возникли "дочерние", "внучатые" научные дисциплины. Некоторые науки отпочковались от географии. Другие возникли на контакте с геологией, биологией, экономикой, историей, социологией, физикой, химией, техникой. В век НТР наряду с дифференциацией стал активно проявляться противоположный процесс разрушения барьеров между отдельными сферами и отраслями научного знания, углубления их взаимодействия, взаимопроникновения.
Синтез географических знаний обеспечивает целостность географии как фундаментальной науки. Ядро этой проблемы составляет "стыковка" естественной и общественной ветвей географии, причем для ее решения желателен союз географов с философами, социологами, экономистами, историками.
Необходимо подчеркнуть, что в ходе своего развития география не изолировалась от других наук. Как наука мировоззренческая, она тесно связана с философией. При изучении компонентов географической оболочки укрепились ее связи с физикой, химией, геологией, биологией, а при обосновании рациональных форм территориальной организации общества - с экономикой, социологией, экологией, демографией, этнографией, историей и др. в результате такого взаимодействия новые импульсы к развитию получили геофизика, геохимия, биогеография, региональная экономика, геоэкология, геодемография, этногеография и др. связь географии со смежными науками представлена в виде схемы (рисунок 1).
Рисунок 1. Связи географии с другими науками
Перспективы географических исследований в XXI векеНовые задачи, поставленные перед наукой, потребовали совершенствования принципов и методов получения и обработки информации о географических явлениях, способов теоретических обобщений и прогнозирования.
Наша наука в последние десятилетия стала целенаправленно применять такие методы исследования, как эксперимент и моделирование, т.е. активные способы исследования, позволяющие изучать поведение объектов в широком диапазоне воздействия внешних факторов.
Продолжается усовершенствование картографического языка – одного из самых древних в географии. Карты – это способ графического выражения географических фактов и закономерностей и одновременно средство получения новых знаний об окружающем мире. Картографический метод (наряду с моделированием) особенно важен для землеведения, так как охватить наблюдениями всю географическую оболочку не представляется возможным.
Быстрый прогресс географии был бы невозможен без глубокого усвоения методологических основ научного познания.
Методология – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах научной деятельности. Она помогает организовать процесс познания, правильно определить основные пути решения поставленных проблем. Методология может быть сравнима со стратегией исследования.
Методологическое значение имеет системный подход, при котором объект исследования рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Методы системного анализа используются для исследования географической оболочки как целостной организованной системы.
Для наблюдения за состоянием географической оболочки и изучения происходящих в ней процессов используются методы космического землеведения. Космические методы исследования географической оболочки включают различные виды съемок: фотографическую, фотоэлектронную, спектральную, спектрозональную, геофизическую и другие. Благодаря им науки о Земле, в том числе и география, получают огромную и разностороннюю информацию.
Современный этап совпадает по времени с ландшафтным этапом в развитии физической географии. Ландшафтная теория и учение о географической оболочке достигли такого уровня, что стали оказывать определяющее воздействие на развитие отраслевых географических наук.
Весь разнообразный комплекс новых методов исследования географической оболочки значительно продвинул наши знания о процессах, протекающих в ней, способствовал развитию теории географической науки, познанию законов, управляющих структурой и динамикой оболочки. Это дало возможность географической науке подняться на новую, более высокую ступень развития. Она уже может ставить перед собой задачи прогнозирования географических явлений и рационального, вполне сознательного управления природными и общественными процессами.
Баранский Н.Н. "Избранные труды. Научные принципы географии" / редкол.: В.А. Анучин и др. М: Мысль, 1980, 239с.
Бунге В. "Теоретическая география: пер. с англ. ". М: Прогресс, 1967, 280с.
"География: Учебник для экологов и природопользователей" / М.М. Голубчик, С.П. Евдокимов. М: Аспект Пресс, 2003, 304с.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Лоббизм как политический институт |
Контрольная работа | Оборотные средства предприятия и пути ускорения их оборачиваемости |
Контрольная работа | Социально-педагогическая работа с семьей |
Контрольная работа | Методы оптимизации функций многих переменных |
Контрольная работа | Планирование проекта - кондитерский цех |