Санкт-Петербургская академия управления и экономики
Петрозаводский филиал
Факультет «Экономики и финансов»
Кафедра «Финансы и кредит»
Контрольная работа
По дисциплине: История Отечества
На тему: Михаил Васильевич Ломоносов
Выполнил студент 1 курса,
заочного отделения
группа 12-035337/1-1
специальность «Финансы и кредит»
Андреева Маргарита Алексеевна
Руководитель:
Яскеляйнен О.В.,
ст. преподаватель
Оценка ________________________
Подпись преподавателя___________________
Петрозаводск
2008г.
ВВЕДЕНИЕ
Великий русский ученый-энциклопедист Михаил Васильевич Ломоносов оказал огромное влияние на развитие науки и культуры России. Он и поэт, который открыл новые способы стихосложения, и художник, создавший грандиозные мозаичные панно, и автор первого учебника древней истории России, картограф, географ, геолог, и один из выдающихся естествоиспытателей своего времени. Ломоносов известен и как автор книг по металлургии, как талантливый инженер, педагог, и, конечно же, один из создателей первого в стране университета. Считая науку одним из главных факторов развития общества, он стремился использовать её на благо экономического и культурного процветания родины. Забота о могуществе Российского государства обратила Ломоносова к воспитательным проблемам, к вопросам подготовки молодой научной смены.
Целью работы является – узнать и рассказать как можно подробнее о великих деяниях Михаила Васильевича Ломоносова и его жизни. Узнать, сколько трудов он приложил, чтобы всего этого достичь. Сколько трудностей он пережил на пути к своим открытиям и с чего он начинал.
При рассмотрении и изучении данной темы, были использованы учебники и книги, статьи из журналов, в которых очень подробно повествуется о жизни Михаила Васильевича Ломоносова, о его тяге к знаниям и о его великих достижениях. Мое внимание привлекла книга И.П. Щеблыкина «Михаил Васильевич Ломоносов». В этой книге подробно описывается детство Ломоносова, о его сложных отношениях с мачехой, которая настраивала против него отца, про то, как и почему Ломоносов покинул отчий дом, о его великих делах ияркой, полной творческих поисков жизни.
Ещё при жизни М.
В. Ломоносова «образ его сиял для русских современников светом осуществившейся надежды на силу национального гения»[1]
. Дела его впервые решительным образом опровергли мнение заезжих иностранцев и отечественных скептиков о неохоте и неспособности русских к науке.
М. В. Ломоносов стал живым воплощением русской науки и культуры с её разнообразием и особенностями, с ее богатством и широтой.
ГЛАВА 1. ДЕТСТВО И ЮНОСТЬ
Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711г. в селе Мишанинском Куростовской волости Холмогорского уезда Архангельской губернии. Его отец, Василий Дорофеевич, произошел из крестьян-поморов, занимавшихся в основном рыбным промыслом. Мать - Елена Ивановна Сивкова, была дочерью дьячка соседней волости.
Годы, прожитые в Поморье, сыграли большую роль в формировании мировоззрения Ломоносова и наложили свой отпечаток на его интересы и стремления. О том, как жил Михаил в детстве, сохранилось не так уж много сведений. Известно, что ему выпало немало беспрестанного труда. Он гордился своим поморским происхождением и с большим уважением относился к своим землякам-поморам. Их энергия, настойчивость и трудолюбие запечатлелись в его памяти на всю жизнь. Разнообразная природа севера, богатый животный мир обогащали и расширяли кругозор мальчика, а суровый климат и житейские трудности делали его упорным и выносливым. Ломоносов рос и развивался в кругу разнообразных ремесленных и технических интересов. Рядом с ним работали гончары, кузнецы, бондари, плотники, судостроители, мастера морских промыслов.
Ранней весной отец брал Михаила с собой в море. Василий Дорофеевич был неграмотный, но умный, предприимчивый человек. К началу 20-х годов он уже имел свой промысел. Почти 9 лет юноша разделял вместе с отцом его трудную и опасную профессию, совершая далекие морские переходы. Хотя в то время суда уже имели компаса, а с помощью угломерного прибора поморы умели находить высоту и широту полюса. Но для этого требовались большая сноровка и огромный опыт.
Много необычного западало в душу мальчика, когда он находился в море. Его привлекали просторы, бушующие волны морской стихии, плавные движения ледяных глыб. Поражало воображение и небо, на котором расходились, словно от пожара, яркие полосы. Все это вызывало восторг Ломоносова, развивало любознательность, а плавание закаляло мужество и выносливость. Жизнь познавалась в её заманчивой красоте и трудностях. Живые наблюдения, накопленные в детстве, позже, повлияют на научные открытия, отразятся в художественном творчестве Ломоносова.
Богатство жизненных впечатлений усиливало природную тягу к знаниям. На 12 году жизни он стал обучаться грамоте у местного дьяка Семена Никитича Сабельникова, который научил его читать и писать. Однако самыми важными книгами для него стали «Грамматика» Мелентия Смотрицкого, «Арифметика» Леонтия Магницкого, «Псалтырь» Сименона Полоцкого, которые он брал у Христофора Дудина, крестьянина соседней деревни. Впоследствии, он назвал эти книги «вратами»[2]
своей учености. Михаил в очень короткое время уяснил все премудрости грамматики и арифметики, стал разбираться в рифмах, в способах сложения стихов, и сразу же применял свои умения в деле. Он превзошел в искусстве чтения не только сверстников, но и своего наставника. Будучи лучшим чтецом деревни, пристрастился читать в местной церкви во время богослужения псалмы и каноны. Он читал так хорошо, что товарищи, испытывая сильную зависть, частенько поколачивали Михаила, дабы слишком «не заносился»[3]
в своем бесспорном первенстве. Ломоносов читал в церкви житие святых, написанные трудным языком, а когда заканчивал, то пересказывал наиболее интересные эпизоды местным прихожанам. Пересказывал сокращенно и с комментариями. Способность Михаила растолковывать непростой смысл церковных писаний предвосхищает страсть будущего ученого к объяснению сложных явлений природы и человеческой жизни в яркой и доступной форме. Есть факты, показывающие склонность Ломоносова к широкому философскому восприятию мира, интерес к фольклору, хорошее знание церковных текстов, где отразился богатый опыт человечества.
Когда Ломоносову не было и 10 лет, умерла его мать. В доме не хватало женской руки, у отца не было времени заниматься хозяйством, поэтому он женился вторично на Федоре Михайловне Усковой, дочери крестьянина соседней волости. Однако, со своей второй женой он прожил недолго: летом 1724 года она умерла. Отец был вынужден жениться в третий раз. С новой женой отца у Ломоносова отношения не складывались. Она была злой и завистливой женщиной, которая настраивала мужа против Михаила и пыталась всячески вызвать гнев в Василии Дорофеевиче, представляя, что его сын попусту сидит за книгами. Поэтому Ломоносову часто приходилось читать и учиться в уединенных и пустых местах, и терпеть голод и стужу. Как крестьянскому сыну, ему отказали в приеме в Холмогорскую славяно-латинскую школу. Отец не мог обеспечить его всем необходимым, он с трудом мог понять запросы сына, и трения между ними становились неизбежными. Рассчитывать на дальнейшее и настоящее обучение в Холмогорском уезде не приходилось. Основная причина, по которой Ломоносов решает покинуть родительский дом – отсутствие поблизости учебного заведения, где можно было бы выучить иностранные языки. А без них нельзя овладеть более широкими познаниями. Вот почему он замышляет попасть в Москву или Петербург, чтобы «вдаваться в науки»[4]
.
ГЛАВА 2. НАЧАЛО ПУТИ
Итак, несокрушимая воля и охота к знанию, заставили М.В. Ломоносова в возрасте 19 лет покинуть родительский дом. Задуманный план осуществить было непросто, во-первых, предстояло разжиться паспортом, иначе, в первом же населенном пункте центральной России его схватили бы, как беглого крестьянина. Но для получения паспорта требовалось расположить к себе волостное начальство.
Все эти препятствия Ломоносову удалось миновать сравнительно благополучно. Холмогорские власти отпустили его 7 декабря 1730 года, правда, только до сентября месяца 1731 года. 9 декабря ему оформили паспорт, и 10-11 декабря, в стужу, юноша отправился в дальний путь, с занятыми у соседа тремя рублями в кармане, имея на руках лишь небольшой узелок со связкой «любезных книг»[5]
по грамматике и арифметике. Впереди была Москва, которую Ломоносов мог представить по скупым рассказам бывалых поморских людей. Однако преодолеть расстояние более тысячи верст в одиночку, пешком в зимнее время - дело рискованное. Ломоносов упросил проезжавшего мимо приказчика, чтобы он взял его с собой, и через три недели, в начале января 1731 года, вместе с рыбным обозом, прибыл в столицу Российского государства.
С жильем в Москве ему помогли земляки, и Ломоносов подает прошение о зачислении его в Славяно-греко-латинскую академию, в которой обучались дети священников. Ввиду того, что случился недобор, ректор этого заведения разрешил взять разночинцев, но не крестьян. Поэтому Михаил Ломоносов вынужден был скрыть свое происхождение, назвав себя сыном Холмогорского дворянина. Таким образом, его приняли.
В год поступления Ломоносова в Академию там было 236 человек. Прохождение полного курса было рассчитано на 13 лет. Обучение было разделено на 8 классов, или на 8 школ, как тогда говорили, которые включали в себя 4 низших класса, 2 средних и 3 высоких. Несмотря на то, что Ломоносов умел читать и писать, знал грамматику, он был определен в первый класс, так как совершенно не знал латинского языка, которому обучали с первого класса академии. Большая разница в возрасте принесла ему немало горечи и обид от одноклассников.
Ломоносов учился в Славяно-греко-латинской академии с небольшим перерывом до конца 1735 года (в это время он был на предпоследнем, двенадцатом курсе). Однако вместо положенных тринадцати лет, он провел в академии только пять. Знания давались Ломоносову легко. Он выучил латинский и греческий языки, много занимался арифметикой, географией, историей, литературой, читал книги на славянском языке. Его интерес к науке с каждым годом рос.
Надо отметить, что жизнь Михаила Ломоносова была все эти годы тяжелой. Ученикам первых шести классов выдавалось «на все про все» по три копейки в день, а в старших классах – лишь немного больше. Обучение в основном велось на низком уровне. Так, астрономия излагалась с позиций Птолемея, хотя уже давно широкое распространение получили взгляды Коперника.
В самом конце 1735 года 24-х летний Ломоносов в числе двадцати наиболее способных учеников был направлен для продолжения образования в Петербургскую академию наук. Главными задачами академии в то время было проведение научных исследований (в основном по математике, физике и гуманитарным наукам) и подготовка отечественных ученых.
В первые дни в Петербурге московские воспитанники не имели ни жилья, ни денег на питание. Только в середине января им разрешили жить в покоях при Академии наук. И с конца марта 1736 года Ломоносов и остальные воспитанники поселились на первой линии Васильевского острова.
В академии на этот раз Ломоносову пришлось пробыть не долго, менее года. По договоренности между Петербургской академией наук и немецкими учеными-горняками во второй половине 1736 года в Германию выехала небольшая группа молодых ученых в составе трех человек, среди которых был Ломоносов. В их задачу входило изучение металлургии и горного дела.
Около 5 лет провел Ломоносов в Германии. Первые три года он был студентом известного университета, основанного в 1526 году, в небольшом немецком городе Марбурге. Менее чем за год Ломоносов хорошо освоил немецкий и французский языки, которые он до этого не знал. В то же время Ломоносов посещал лекции по математике, механике, физике, гидравлике, архитектуре, философии, праву, психологии и другим наукам. Лекции читал известный ученый-энциклопедист, почетный член Петербургской академии наук Христиан Вольф. Более того, Ломоносов слушал курс теоретической химии, читал современную немецкую художественную литературу, сочинения по риторике французских филологов, слушал лекции по римскому красноречию. Он изучал «Избранные речи» Цицерона, сочинения Овидия, Виргилия, Снеки, занимался вопросами стихосложения, пробовал писать стихи.
В 1739 году Михаил Ломоносов успешно закончил Марбургский университет.
Летом 1739 года Ломоносов и два его товарища прибыли в горнозаводской саксонский город Фрейбург, чтобы изучать непосредственно металлургию и горное дело, а также практическую химию. Время, проведенное во Фрейбурге, было очень полезным для Ломоносова. Студенты посещали рудники, металлургические заводы. Во время таких посещений давались квалифицированные объяснения. Большое впечатление произвела на Ломоносова Фрейбергская химическая лаборатория, в которой проводились нужные для практики химические анализы, научные исследования и опытные учебные работы. Возможно, что именно здесь Ломоносов оценил важность эксперимента в науке и по возвращении в Россию затратил много усилий для создания химической лаборатории в Петербургской академии наук.
Будучи в Германии, Михаил Ломоносов жил на квартире. Там он познакомился с дочерью хозяйки Елизаветой-Христиной Цильх, женился ней, и у них родилась дочь. Брак с Елизаветой был заключен в 1740 году и долгое время скрывался. В 1743 году, когда его положение станет более прочным и обеспеченным, она с дочерью приедет из Германии в Петербург.
С помощью русского посланника в июне 1741 г. М. В. Ломоносов, наконец, вернулся, в Россию, в Петербург. Начался петербургский период жизни, длившийся до его кончины. В эти годы развернулась его поразительно разнообразная и неуёмная деятельность.
ГЛАВА 3. НАУЧНЫЕ И ТВОРЧЕСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ
Итак, Ломоносов вернулся в Россию. Никак нельзя сказать, что его ждала теплая встреча, и были созданы удовлетворительные условия для работы. Ломоносов стал настойчиво добиваться в Академии наук развития именно тех наук, в которых нуждалось отечество, промышленность. В течение первых семи месяцев, несмотря на глубокие знания и желание служить отчизне, он оставался на положении студента, но, тем не менее, сразу включился в активную деятельность: составил каталог минералов и окаменелостей музея (кунсткамеры), занимался физико-химическими исследованиями, работал над уяснением ряда фундаментальных физических законов (теория теплоты, электрического поля). Ломоносов делает открытие в области атмосферного электричества, астрофизики, объясняет природу северного сияния, создаёт «ночезрительную»[6]
трубу, обосновывает научную методику метеослужбы, предлагает действенные меры по охране лесных богатств. Ломоносову принадлежат лучшие в XVIII веке пособия по горно-рудному делу и лучшие проекты географических экспедиций, а также предложения по освоению Североморского пути, реализация которых впоследствии дала большую выгоду нашему государству. Кроме того, он писал стихи, делал переводы статей с немецкого языка на русский.
В начале 1742 года, Ломоносов был назначен помощником профессора физического класса, что делало возможным вести самостоятельную научно-исследовательскую работу, улучшало материальное положение. Ему принадлежит ряд работ, касающихся электрических явлений. Вместе со своим другом, известным в то время ученым Г.В. Риманом, он занимался изучением атмосферного электричества. Для этой цели была создана специальная электрическая машина, один из опытов с которой при изучении грозового разряда закончился трагически - Риман погиб. Ломоносов ставил цель предохранить сооружения от молнии.
Однако жизнь Ломоносова, обладавшего кроме выдающихся способностей и трудолюбия, еще горячностью и вспыльчивостью, оставалась нелегкой. Примером тому может служить факт, что в 1743-1744 году, он в течение восьми месяцев необоснованно находился под стражей, сначала в караульном помещении, а затем под домашним арестом, по той причине, что на него была послана жалоба о «недостойных поступках»[7]
.
Как это не удивительно, время, проведенное Ломоносовым под стражей, оказалось для него творческим и плодотворным. Он занимался вопросами строения вещества, формулировал свои естественнонаучные и философские взгляды, начал работать над трудом «Риторика», написал ряд стихотворений.
В 1743 году Ломоносов был утвержден Сенатом в должности профессора химии, что означало в то время признание его членом Петербургской академии наук.
14 июня 1745 года Ломоносов представил свою диссертацию «О металлическом блеске».
В 1748 году произошло очень важное для Ломоносова событие, осуществления которого он добивался многие годы, - рядом с домом, в котором жил Ломоносов, была построена Химическая лаборатория, располагавшая современным оборудованием и реактивами. Постройка этой лаборатории началась в 1746 году. В лаборатории Михаил Васильевич проработал более десяти лет.
Ломоносов всегда стремился все созданное им в науке сделать полезным для промышленности. Эта была одна из главных черт его творчества. Так, занимаясь в Химической лаборатории силикатами, он приложил много усилий, чтобы создать вблизи Ораниенбаума (теперь г. Ломоносов) фабрику цветного стекла. Ломоносов проделал свыше четырех тысяч опытов в поисках нужных составов. Он был очень увлечен проблемой создания цветных и бесцветных стекол, которые необходимы науке и промышленности. Также, на фабрике изготовлялся бисер и стеклярус. Причем станки для их изготовления проектировались самим М.В. Ломоносовым. Ряд машин и приспособлений приводился в движение водяной мельницей. Его Химическая лаборатория была оснащена неплохими приборами: точными термометрами, барометрами, различного типа весами. Также, в лаборатории размещались разного назначения печи, как с естественным, так и с искусственным дутьем: плавильные, стекловаренные, перегонные. Наиболее крупные стекловаренные печи использовались не только в опытных целях, но и для изготовления стекла и фарфора. Впрочем, профессор химии оказался малоопытным фабрикантом, и последние годы его жизни предприятие, требовавшее больших расходов, доставляло ему больше забот, чем радостей.
Одним из крупнейших открытий Ломоносова, основы которого были получены опытным путем в Химической лаборатории, было доказательство закона сохранения вещества. Он повторил опыт Бойля, состоявший в нагревании металла в герметически закрытом сосуде. Но Бойль, проводя такого рода эксперимент, сделал неверный вывод, что корпусы огня проникают через стенки колбы во время опыта. Ломоносов же, доказал обратное. Его опыт отличался от опыта Бойля тем, что он взвесил сосуд, не раскрывая его. Таким путем, Ломоносов установил, что вес колбы в результате опыта остается неизменным. Это был очень важный вывод.
В 1756 г. М.В. Ломоносов построил себе дом с домашней лабораторией в Петербурге, на Мойке. Здесь, вероятно, помещалась и оптическая мастерская, где по его проектам мастерами строились разнообразные приборы, телескопы, микроскопы, перископы, мореходные и другие инструменты.
Химическая лаборатория стала местом, где М. В. Ломоносов в 50-х годах с громадным увлечением занялся совсем новым, большим и своеобразным делом - мозаикой.Задача эта вполне подходила к характеру и вкусам М. В. Ломоносова; в ней переплелось изобразительное искусство с химией цветного стекла, оптикой и техникой. М.В. Ломоносов задачу решил с начала до конца. Ему пришлось разработать способы компоновки стеклянных кусочков в прочную мозаичную картину, и обеспечить художественное достоинство этих картин.
Постигнув секрет мозаики, изготавливает большие партии разноцветных кусочков стекла; за отсутствием художников сам принимается набирать мозаичные картины, и его «Полтавская баталия» по сей день украшает вестибюль здания Академии наук в Санкт-Петербурге. Из двенадцати известных мозаичных картин (в том числе знаменитой «Полтавской баталии»), сохранившихся и выполненных в лаборатории (а впоследствии на фабрике в Усть-Рудицах), пять приписываются лично М. В. Ломоносову. В знак признания работ по мозаике М. В. Ломоносов был избран в 1764 г. почётным членом Болонской Академии наук.
В 1757 году Ломоносов вынужден был оставить химическую лабораторию и химическую кафедру. В 50-х годах Ломоносов много и напряжённо работал. И в 1762 году Ломоносов подаёт прошение об увольнении. 2 мая 1763 года он был уволен со званием статского советника.
К сожалению, потомки не сумели сохранить до нашего времени ни химической лаборатории, ни дома на Мойке, ни завода в Усть-Рудицах, ни многочисленных приборов, изготовленных собственноручно Ломоносовым или его помощниками и мастерами. Остался только весьма интересный лабораторный дневник М.В. Ломоносова - «Химические и оптические записи». Состоит он из 169 записей разнообразного содержания, главным образом с планами различных опытов или приборов. В целом «Химические и оптические записи» раскрывают огромную экспериментальную работу, охватывающую самые разнообразные научные, инструментальные и технические задачи. Всё это требовало от М. В. Ломоносова необычайного напряжения, внимания и энергии.
Побуждаемый царицей Елизаветой, Ломоносов, несмотря на бесконечный груз дел, тяготевший над ним, принимается за русскую историю.Он решается создать труд по истории нашего государства, основанный на объективном изучении древнерусских летописей, а также свидетельств авторитетных авторов древности. Он, опираясь на древние летописи, доказывал, что становление государства произошло задолго до прихода варягов и что роль и значение последних очень преувеличены.
Созданная им «Древняя российская история» (1754-1758) явилась крупным вкладом истории нашего народа и государства. Гениальность Ломоносова проявилась не только в естественно-научных открытиях.
Особую важность имеют труды Ломоносова в области языка и литературы. М.В.Ломоносов создал «Российскую грамматику», обосновал теорию «трёх штилей»[8]
, разработал нормы русского литературного языка. Учение Ломоносова о «трёх штилях», как и разработанные им грамматические категории, - это шаг вперёд в овладении богатейшими возможностями русской речи. Литературный язык до Ломоносова отличался лексической пестротой, обилием обветшавших слов. Пользоваться таким языком в сферах науки, а тем более поэзии было невозможно.Реформа письменного, литературного языка была жизненно необходима. К выполнению этой ответственной задачи времени и приступил Ломоносов.
Он пришел к выводу, что совершенствование русского литературного языка возможно лишь на основе сближения с народной речью. Учёный не только ощущал «природную» красоту и силу народного языка, но и показывал всё это на примере собственной речи.«Карл Пятый, римский император, говаривал, - писал Ломоносов, - что ишпанским языком - с Богом, французским - с друзьями, немецким - с неприятелем, итальянским - с женским полом говорить прилично. Но если бы он российскому языку был искусен, то, конечно, к тому присовокупил бы, что им со всеми оными говорить пристойно, ибо нашёл в нём великолепие ишпанского, живость французского, крепость немецкого, нежность итальянского, сверх того богатство и сильную в изображениях краткость греческого и латинского языка»[9]
. Преодолеть неумение народа выражать свои мысли без толковой книги по русскому языку было невозможно. К созданию такой книги и обратился Ломоносов, опубликовав в 1757 году первую «Российскую грамматику», в которой на научной основе разработаны основные грамматические категории родной речи.
«Российская грамматика» открывала доступ к образованию самым широким слоям населения. Написана она ясным и чётким языком, примеры красочны, легко запоминаются. Ломоносов раскрывал в своих пояснениях и правилах значение человеческого слова. Слово, в истолковании Михаила Ломоносова, - это сгусток человеческого опыта. Оно отражает различные стороны бытия, в нём, и в его выборе, сказывается глубина восприятия отдельным человеком окружающего мира, связь с национальными традициями, темперамент личности.
Ломоносов настойчиво боролся за чистоту и самобытность родной речи и приложил немало усилий для создания школы русского красноречия. Сам он понимал толк в этом деле, прослыл «златоустом»[10]
, отсюда и желание его помочь соотечественникам в обращении с родными словами. Подготовленная им «Риторика» издавалась несколько раз, что свидетельствует о её большой популярности.Работы Ломоносовав области филологии следует рассматривать как этапный момент в развитии всей нашей культуры, в первую очередь литературы и языка. Русский язык обязан ему правилами, а стихотворство и красноречие - формами.Но русское стихотворство обязано Ломоносову не только формами, но и содержанием. Ломоносов в шутку именовал свои занятия поэзией «утехою»[11]
, в сравнении с физикой и химией. Вероятно, слово «утеха» употребляется больше, в смысле восторга души. Ломоносов - выдающийся поэт.
Во-первых, формой воплощения новаторских филологических устремлений Ломоносова была, конечно, поэзия, в частности жанр оды. В годы Ломоносова почти все русские поэты оказывались «придворными» - либо не были поэтами вообще, то есть не имели другой возможности выразить себя. Ода - торжественная песнь - славилась своим придворным этикетом. Неудивительно, что каждую свою оду Ломоносов начинал и заканчивал восхвалением царствующих лиц. Ему удавалось провести свои мысли: прославить народ, науку, просвещенье, трудовые достоинства человека. Ломоносов создал непревзойдённые образцы этого жанра.
Во-вторых, до Ломоносова в русской поэзии образ Отчизны воспринимался в официальном значении, как царская держава. Такое изображение Родины есть и у Ломоносова. Но именно у него Родина предстаёт как место, где человек сделал первые шаги, изображены беспредельные просторы земли и мощь государства. Именно с приходом Ломоносова в поэзию тема России наполняется глубинным содержанием.
В-третьих, Ломоносов осуществил реорганизацию жанра оды, под его пером она стала средством художественного воплощения передовых общественных идеалов.
В-четвёртых, он установил в русской литературе жанр - оды и создал его замечательные образцы. Но его творчество далеко не ограничивалось только торжественной лирикой. Он писал трагедии, басни, эпиграммы, переложения псалмов, героическую поэму и в каждом из этих жанров показал себя опытным мастером и пролагателем новых путей.Ломоносов был одарён пылкой душой, способной остро воспринимать красоту окружающего мира.
Ломоносов отлично владел музыкой слова, секретами фонетического благозвучия. Он полагал, что звук «а» может способствовать изображению «великолепия», «глубины и вышины»; а звуки «е», «и», «ю» усиливают нежность, певучесть[12]
. Ломоносов часто подбирал слова так, чтобы они очаровывали читателя. Поэзия Михаила Васильевича Ломоносова приравнивается к самым значительным достижениям мирового искусства, и только благодаря ему стало ясно, какие возможности таит в себе русский стих.
В 1757 г. М. В. Ломоносов был назначен начальником Географического департамента при Академии. Ему пришлось войти, прежде всего, в трудное дело организации исправления географических карт. Натура М.В. Ломоносова, впрочем, была такова, что и этой новой областью он занялся с увлечением. В 1759 г. он читает в Академии «Рассуждение о большой точности морского пути», содержащее разбор методов определения долготы и широты, проект международной Мореплавательной академии, мысли о земном магнетизме. В 1763 г. М.В. Ломоносов составляет «Краткое описание разных путешествий по северным морям и показание возможного проходу Сибирским океаном в Восточную Индию». Он выдвигает проект Великого северного пути и указывает, что, по мнению его, единственный путь для достижения Северного полюса лежит между Шпицбергеном и Новой Землёй. К географическим работам М.В. Ломоносова можно также отнести его «Мысли о происхождении ледяных гор в северных морях», представленные им в шведскую Академию наук, членом-корреспондентом которой он был. В мемуарах высказывается правильное мнение о том, что ледяные горы спускаются с крутых морских берегов, а ледяные поля возникают в устьях больших северных рек.
Ломоносов немало достиг в области астрономии. 26 мая 1761 года он у себя дома наблюдал редкое астрономическое явление - прохождение Венеры по солнечному диску. Итоги своих наблюдений, а также других лиц, М. В. Ломоносов опубликовал в мемуарах «Явление Венеры на солнце, наблюдённое в Санкт-Петербургской Академии наук 26 мая 1761 года». В нём Ломоносов описывает замечательное явление расплывания кажущегося края солнечного диска при вступлении планеты. Отсюда М. В. Ломоносов впервые в истории астрономии сделал важное заключение о наличии «знатной воздушной атмосферы»[13]
у Венеры, и дал правильное объяснение этому явлению как следствию преломления солнечных лучей в атмосфере Венеры. Открытие атмосферы на планете Венера, вероятно, стало самым крупным достижением Ломоносова по астрономии.
Ломоносову принадлежит также подтвердившаяся в дальнейшем гипотеза о протекании на поверхности Солнца процессов, в результате которых состояние вещества претерпевает изменения. Он занимался и совершенствованием астрономических приборов и использованием их в мореплавании. Одна из работ Ломоносова, посвящена Северному морскому пути, сообщения по которому представлялись ему возможными и важными.
В интересы Ломоносова входили также геология, горное дело и металлургия. В геологии, для Ломоносова отправной точкой зрения было представление о постоянных изменениях, происходящих в земной коре. Он справедливо утверждал, что формирование поверхности Земли – процесс длительный, происходящий под действием как внешних причин (дождь, ветер, изменение внешней температуры, морские волны), так и внутренних (землетрясения, извержения вулканов). Эта идея развития геологии, высказанная им, намного опережала состояние современной ему науки.
Внимание Ломоносова привлекали как рудные, так и горючие ископаемые: уголь, горючие сланцы, торф, нефть. Он утверждал, что горючие ископаемые имеют растительное или животное происхождение. Ученый предвидел, что уголь может стать сырьем для получения полезных продуктов, в частности технических масел.
Ломоносов предлагал свои гипотезы о возникновении рудных жил и способы определения их возраста, о происхождении вулканов, пытался объяснить земной рельеф в связи с представлениями о землетрясениях.Он защищает теорию органического происхождения торфа, каменного угля и нефти, обращает внимание на сейсмические волнообразные движения, предполагая также существование незаметной, но длительной сейсмики, приводящей к значительным изменениям и разрушениям земной поверхности.Только в 1763 году, незадолго до смерти, М.В. Ломоносов опубликовал свою книгу «Первые основания металлургии или рудных дел» в первом варианте, подготовленную ещё по свежим следам пребывания во Фрейбурге в 1742 г. Особый интерес по оригинальности и важности мыслей представляет часть книги, озаглавленная «О слоях земных».
Одна из самых главных заслуг Ломоносова в том, что он был инициатором создания Московского университета, принимал активное участие в разработке таких важнейших вопросов, как состав студентов университета и порядок их приема, содержание и организация обучения, экспериментальная база университета, создание в нем своей типографии. Он стремился к тому, чтобы в университет могли поступить наиболее способные молодые люди, включая детей крепостных крестьян. Московский университет, носящий теперь имя М.В. Ломоносова, был открыт весной 1755 года.
В 1759-1760 годах М.В. Ломоносов разрабатывает план объединенного академического центра. Речь шла о постройке четырнадцати корпусов, где располагались бы все здания академии.
Чуть позже Ломоносов разрабатывает структуру управления Петербургского университета, расширят систему образования, вводит новые предметы. В 1819 году после смерти Ломоносов состоялось открытие Петербургского университета.
Известность Ломоносова и как крупнейшего ученого, и как талантливого стихотворца непрерывно росла.
К сожалению, здоровье его быстро ухудшалось. Ещё осенью 1748 года у 36-летнего Ломоносов появились первые признаки болезни. Он много недель не мог работать. Сказывалась огромная работа и тяжелая обстановка в академии, непрерывно возникавшие препятствия на пути решения важных задач развития науки, которые Ломоносов старался преодолеть, не жалея сил. Но во второй половине 1762 года болезнь отступила, и Ломоносов принялся за работу. В 1765 году Ломоносов снова заболел. Выдающийся ученый скончался на 54 году жизни 4(15) апреля 1765 года в 5 часов вечера от случайной простуды. Михаил Васильевич Ломоносов похоронен на кладбище Александро-Невской лавры.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Благодаря непреклонной воле, решительности и необычайной энергии из деревенского мальчика, сына крестьянина-рыболова, всего лишь в 19 лет начавшего школьную учёбу, выросла грандиозная фигура величайшего мыслителя, опередившего на целое столетие своих современников, прокладывавшего новые пути, открывавшего новые горизонты в различных областях точных наук, писателя, общественного деятеля, стойкого и открытого борца за высшие интересы науки и просвещения.
Несмотря на то, что со времени, когда жил и работал великий русский учёный, прошло более двух столетий, его имя живёт в памяти народов России и за рубежом. Его жизни и деятельности посвящено много книг и статей; его образ запечатлён в произведениях живописи, графики, скульптуры; его имя носят в нашей стране города и села, улицы и площади, учебные заведения и школы. Имя Ломоносова присвоено открытому Российскими учёными подводному горному хребту в бассейне Северного Ледовитого океана; одному из кратеров на обратной стороне Луны; экваториальному течению в Атлантическом океане. Именем русского ученого названа одна из малых планет и один из минералов, а в 1956 году учреждена Золотая медаль им. М. В. Ломоносова за выдающиеся работы в области естественных наук.
Свыше 46 работ творческой деятельности - итог его кропотливых трудов. Наш язык, грамматика, поэзия, литература выросли из богатейшего творчества М. В. Ломоносова. Академия наук получила своё бытие и смысл только через Михаила Васильевича.
История, конечно, не повторяется. Вероятно, уже не будет людей с таким универсальным диапазоном научной деятельности, как у Ломоносова. Науки сейчас ушли далеко вперёд, и одному человеку просто невозможно достичь вершин одновременно в нескольких областях познания. И всегда Михаил Васильевич Ломоносов - учёный, философ, поэт - будет вызывать глубокий интерес как личность, продемонстрировавшая силу человеческого разума, как «борец с тьмой и невежеством»[14]
.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Кириллин В.А. Страницы истории, науки и техники. - М.: наука, 1998.-350 с. – (Наука. Мировоззрение. Жизнь).
2. Кондаков И.В. Ломоносов М.В. – М: дом Шалвы Амонашвили, 1998. -224 с.
3. Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. – 1990, № 6, С. 12-17.
4. Шапиро А.Л. М.В. Ломоносов в русской историографии 1860-1870-х годов. - Воронеж: ВГУ, 1992.-224с.
5. Шапиро А.Л. Русская историография с древних времен до 1917 г: учеб. пособие; 2-е изд. перераб. и доп. М.: Культура, 1999. - 760 с.
6. Щеблыкин И.П. М.В. Ломоносов. - М.: Просвящение, 1999.- 128 с.
[1]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. – 1990. - № 6. - С.16.
[2]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.12.
[3]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.13.
[4]
Щеблыкин И.П. М.В. Ломоносов. - М., 1999.- С. 21.
[5]
Щеблыкин И.П. М.В. Ломоносов. – С. 22.
[6]
Кириллин В.А. Страницы истории, науки и техники. - М., 1998. – С. 54.
[7]
Шапиро А.Л. М.В. Ломоносов в русской историографии 1860-1870-х годов. – Воронеж, 1992.- С.77.
[8]
Кириллин В.А. Страницы истории, науки и техники. - С. 62.
[9]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.16.
[10]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.16.
[11]
Кириллин В.А. Страницы истории, науки и техники. - М., 1998. - С. 70.
[12]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.15.
[13]
Кириллин В.А. Страницы истории, науки и техники. - М., 1998. - С. 88.
[14]
Мочалов И. И. М.В. Ломоносов// Поэтическая Россия. - С.17.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Основные направления биомеханики |
Контрольная работа | Ревизия представительских расходов и кредиторской задолженности |
Контрольная работа | Особенности систем земледелия |
Контрольная работа | Туризм инвалидов |
Контрольная работа | Подгруппа углерода |