Задание
1. Выбрать вычислительный процесс и на его примере:
- построить метамодель «асинхронный процесс» и определить свойства исходного процесса на основе анализа метамодели;
- выполнить операции над процессом: репозиция, редукция, композиция, и оценить полученные результаты с практической точки зрения;
- построить предметную интерпретацию метамодели на основе сети Петри и сделать вывод о динамических характеристиках исходного процесса.
2. Оформить отчет.
Выполнение задания
1. Выделить компоненты рассматриваемого процесса.
2. Сформировать множество ситуаций рассматриваемого процесса.
3. Описать модель «асинхронный процесс».
4. Определить траектории выполнения процесса и классы эквивалентности ситуаций и сделать вывод о свойствах рассматриваемого процесса (эффективность, управляемость, простота).
5. Определить множество дополнительных ситуаций для возобновления процесса (если они есть) и построить полную или частичную репозицию процесса.
6. Выделить входные или выходные компоненты асинхронного процесса, выбрать требуемые и построить на их основе редукцию процесса.
7. Определить два подпроцесса на базе исследуемого, выбрать удобный вид композиции (последовательную или параллельную) и построить ее.
8. Описать составляющие модели «асинхронный процесс», используя понятия модели «сеть Петри».
9. Провести анализ свойств мест сети Петри на ограниченность и безопасность.
10. Провести анализ свойств переходов сети Петри на живость и устойчивость.
Постановка задания
Рассмотреть процесс печати с использованием струйного принтера Hewlett Packard (термоструйная печать). Построить метамодель «асинхронный процесс» и модель «сеть Петри». Исследовать их свойства.
Описание процесса
Струйные принтеры Hewlett Packard используют технологию термоструйной печати. В струйных принтерах имеется термоголовка, нижняя часть которой находится на небольшом расстоянии (около 1 мм и меньше) от листа бумаги. В нижней части головки на небольшом расстоянии друг от друга находятся несколько сопел (металлические пластинки, разделенных тончайшими щелями), объединенных в прямоугольную матрицу. Каждое сопло оборудовано одним или двумя нагревательными элементами (микроскопическими тонкопленочными резисторами). Сосуды с краской, сопла и нагревательные резисторы зачастую объединяются в один блок ─ картридж.
Специальные механизмы перемещают бумагу и каретку, в которой в специальных держателях установлены печатающие картриджи.
При подаче напряжения резистор за несколько микросекунд нагревается до температуры около 500°, краска вскипает. В кипящих чернилах постепенно образуется пузырек воздуха, рост которого приводит к выдавливанию чернил из сопла. Спустя приблизительно 3 микросекунды пузырек лопается и происходит отрыв, и последующий выброс уже сформировавшейся капли. После разрушения пузырька и выброса капли силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.
Т.к. расстояние между соплом и бумагой невелико, то капля краски попадает в строго определенное место на листе бумаги. Затем печатающая головка перемещается на некоторое расстояние и процесс повторяется.
Построение метамодели «асинхронный процесс».
Компоненты
1. K
– устройство управления
K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера
K– - бездействует
2. M
– память
M+ - содержит задания на печать
M– - свободна
3. P
– бумага
P+ - содержится в лотке
P– - отсутствует
4. V
– система валиков для подачи бумаги
V+ - работает (перемещает бумагу)
V– - ожидает (покоится)
5. C
– каретка с печатающими картриджами
C+ - перемещается
C– - покоится
6. R
– нагревательный элемент (тонкопленочный резистр)
R+ - нагрет
R– - охлажден
7. S
– сопло
S+ - выбрасывает каплю чернил
S– - бездействует
8. H
– камера
H+ - содержит чернила
H– - пуста
9. B
– пузырь
B+ - есть
B– - отсутствует
Ситуации, возникшие в процессе печати
1. Принтер включен. Задание печати.
K+ M + P– V– C– R – S – H + B –
2. В начале печати – проверка на наличие бумаги. Ее подача. При повторении печати – прокрутка бумаги.
K+ M + P+ V+ C– R – S – H + B –
3. Отсутствие бумаги. Вывод сообщения об ошибке.
K+ M + P– V+ C– R – S – H + B –
4. Каретка перемещается.
K+ M + P+ V– C+ R – S – H + B –
5. Пропускается ток. Резистр осуществляет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры их кипения.
K+ M + P+ V– C– R + S – H + B –
6. Образуется пузырек воздуха, который постепенно растет. Из выходного отверстия сопла выдавливаются пузырем чернила. Ток отключается. Нагревательный элемент остывает.
K+ M + P+ V– C– R – S – H + B +
7. Пузырек лопается. Происходит отрыв и последующий выброс уже оформившейся капли на бумагу. Силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.
K+ M + P+ V– C– R – S + H + B –
8. С помощью системы валиков бумага выходит из принтера. Память принтера освобождается.
K+ M – P– V + C– R – S – H + B –
s1
= (1,1,0,0,0,0,0,1,0)
s2
= (1,1,1,1,0,0,0,1,0)
s3
= (1,1,0,1,0,0,0,1,0)
s4
= (1,1,1,0,1,0,0,1,0)
s5
= (1,1,1,0,0,1,0,1,0)
s6
= (1,1,1,0,0,0,0,1,1)
s7
= (1,1,1,0,0,0,1,1,0)
s8
= (1,0,0,1,0,0,0,1,0)
Ситуации: S={s1
, s2
, s3
, s4
, s5
, s6
, s7
, s8
}
Инициаторы: I= {s1
, s2
, s4
}
Результанты: R={s3
, s7
, s8
}
Ситуация s1
описывает начальный этап процесса, то есть задание печати.
Ситуация s2
описывает ситуацию, когда происходит проверка на наличие бумаги в лотке. Она инициирует два возможных результата – дальнейшее продолжение печати, либо ее прекращение после вывода сообщения об ошибке.
Ситуация s4
инициирует непосредственно начало процесса печати (то есть процесса нанесения чернил на бумагу).
Ситуация s3
описывает возможный результат в случае отсутствия бумаги.
Ситуация s7
описывает непосредственно результат печати.
Ситуация s8
описывает завершение работы принтера после печати.
Граф, отражающий отношение непосредственного следования
Траектории выполнения процесса, классы эквивалентности ситуаций и свойства рассматриваемого процесса
В данном случае имеем следующие траектории:
S1
→ S2
→ S4
→ S5
→ S6
→ S7
→ S8
– полный процесс, включающий все этапы работы струйного принтера (от задания печати и вплоть до освобождения памяти принтера, при условии, что в лотке содержится бумага).
S4
→ S5
→ S6
→ S7
– процесс, включающий основные этапы работы струйного принтера, а именно сам механизм печати.
S2
→ S3
– процесс, осуществляемый в случае отсутствия бумаги в лотке.
Пусть задан асинхронный процесс, у которого:
1. для любой ситуации s
, не являющейся инициатором, найдется такой инициатор i
, что (i
M
s
),
2. для любой ситуации s
, не являющейся результантом, найдется такой результантr
, что (s
M
r
),
3. не найдется двух ситуаций si
и sj
, таких что: (si
Ï
R) & (
sj
Ï
R
) & (
si
M
sj
) & (
sj
M
si
)
.
Такой асинхронный процесс называется эффективным
. То есть все ситуации эффективного процесса ведут из инициаторов в результанты, а также не должно быть ориентированных циклов, за исключением циклов, состоящих только из результантов.
Бинарное отношение эквивалентности
ситуаций, обозначаемое буквой E означает, что либо si
= sj
, либо (si
Fsj
) и (sj
Fsi
). Отношение эквивалентности позволяет построить разбиение множество ситуаций на непересекающиеся классы эквивалентности
, такие, что любые две ситуации из одного класса эквивалентны, а любые две ситуации из разных классов не эквивалентны. Для классов эквивалентности определено отношение непосредственного следования F. В допустимых последовательностях классов можно выделить начальные и конечные элементы, которые будем называть соответственно начальными
и заключительными классами эквивалентности
. Для эффективного АП начальные классы могут состоять только из инициаторов, заключительные - только из результантов.
Для эффективного АП любой класс эквивалентности ситуаций, не принадлежащий результантам, состоит из одной ситуации.
Если в эффективном асинхронном процессе каждая допустимая последовательность классов эквивалентности ведет из каждого начального класса в один и только один заключительный класс, то такой процесс называется управляемым
.
В процессе печати струйного принтера все ситуации лежат на пути из инициаторов в результанты, то есть выполняются 1 и 2 свойства; и нет циклов, то есть выполняется свойство 3. Следовательно, можно сделать вывод о том, что данный процесс является эффективным.
В данном процессе начальный класс эквивалентности содержит одну ситуацию s1
, а конечных класса два и они содержат соответственно две ситуации s7
и s8
и одну ситуацию s3
, все остальные классы эквивалентности содержат по одному элементу.
Так как некоторые допустимые последовательности классов эквивалентности ведут из начальных классов не в один, а в два заключительных класса, то данный процесс не является управляемым.
Пусть в эффективном асинхронном процессе выполнены следующие условия:
1) для" i Î I и" s Î S: (i F s) Þ (s Ï I);
2) для" r Î R и" s Î S: (s F r) Þ (s Ï R);
т.е. из инициатора (результанта) нельзя попасть в другой инициатор (результант). Иными словами каждая траектория содержит в точности один инициатор и один результант.
Асинхронный процесс, удовлетворяющий свойствам 1, 2 называется простым
.
Вывод
: рассматриваемый процесс печати струйного принтера является эффективным, но не является ни управляемым, ни простым.
Операции над процессами.
Репозиция.
Репозиция - это возобновление процесса, механизм перехода от результантов к инициаторам.
В данном случае множество дополнительных ситуаций репозиции SD
вводить не нужно.
Репозицией данного процесса можно считать:
1.
возобновление печати на новом листе.
Инициатор: s8
Результант: s1
2.
Циклическое повторение нагрева чернил, образования пузыря и выброс капли на бумагу
Инициатор: s7
Результант: s4
3.
Возобновление печати после вывода сообщения об отсутствии бумаги
Инициатор: s3
Результант: s1
Таким образом, репозиция данного процесса имеет вид
, s3
, s4
, s7
, s8
},
, s7
, s8
},
R' =
{s1
, s4
},
, s1
), (s7
, s4
), (s3
, s1
)}
Объединение процесса и его репозиции:
Вывод
: репозиция позволяет повторить процесс после его выполнения. Для данной модели это означает, что печать может происходить не один раз, а столько, сколько необходимо в рамках поставленной задачи.
Репозиция рассматриваемого процесса является частичной, так как I
'
совпадает с R
, но R
'
несовпадает с I
.
Редукция
Редукция процесса состоит в сведении данного асинхронного процесса к более простому.
Составим редукцию репозиции нашего процесса.
Пусть процесс задан диаграммой переходов:
Три первых элемента вектора выберем в качестве входной компоненты.
Образуем p-блочное разбиение множества S
, p
= 4:
X
= {1001, 1100, 1101, 1110, 1111}
Выбираем r
=2 (
r
<
p
)
:
X
*
= {1110, 1111}
Образуем множество, содержащее ситуации, входящие в те блоки разбиения, которые соответствуют выбранным значениям входной компоненты:
S
*
= {111100010, 111010010, 111001010, 111000011, 111000110}
Для каждого инициатора
1: 110000010→111100010→ 111010010→111001010→111000011→
→111000110→100100010
2: 111100010→110100010
3: 111010010→111001010→111000001→111000110
Ситуации из траектории 3:
S
(
X
*
)
= {111010010, 111001010, 111000011, 111000110}
I
(
X
*)
= {111010010}
R
(
X
*)
= {111000110}
ПостроимF
(
X
*):
Вывод
: редукция позволяет из полного описания процесса выделить некоторую его часть, рассмотрение которой интересно по тем или иным причинам.
В данном случае, в результате редукции была выделена ветвь, которая соответствует механизму печати струйного принтера (перемещение каретки, нагрев чернил, образование пузыря, выброс капли на бумагу и наполнение камеры чернилами).
Композиция
Рассмотрим последовательную композицию двух процессов с ситуациями, структурированными по второму способу: в ситуациях p
1
выделена выходная компонента; в ситуациях p
2
выделена входная компонента.
p
1
– подготовки к печати, состоит из двух ситуаций;
p
2
– непосредственно сама печать;
Компоненты процесса
p
1
:
1. K
– устройство управления
K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера
K– - бездействует
2. P
– бумага
P+ - содержится в лотке
P– - отсутствует
3. M
– память
M+ - содержит задания на печать
M– - свободна
Ситуации процесса
p
1
:
1. Принтер включен. Задание печати.
K+ P– M +
2. Проверка на наличие бумаги.
K+ P+ M +
K | P | M | |
s1 1 = | 1 | 0 | 1 |
s2 2 = | 1 | 1 | 1 |
Инициатор: I = { s1
1
}
Результант:
R
={
s
1
2
}
Выделим в процессе первую (контроллер) и вторую (бумага) компоненты в качестве выходных. Выбираем контроллер, так как он является основным показателем работоспособности устройства, и бумагу (вспомогательную компоненту), так как процесс подготовки к печати основывается на подготовку бумаги.
Y
1
={10,11}
Компоненты процесса
p
2
:
1. K
– устройство управления
K+ - контролирует работу печати и всех элементов принтера
K– - бездействует
2. P
– бумага
P+ - содержится в лотке
P– - отсутствует
3. V
– система валиков для подачи бумаги
V+ - работает (перемещает бумагу)
V– - ожидает (покоится)
4. C
– каретка с печатающими картриджами
C+ - перемещается
C– - покоится
5. R
– нагревательный элемент (тонкопленочный резистр)
R+ - нагрет
R– - охлажден
6. S
– сопло
S+ - выбрасывает каплю чернил
S– - бездействует
7. H
– камера
H+ - содержит чернила
H– - пуста
8. B
– пузырь
B+ - есть
B– - отсутствует
Ситуации процесса
p
2
:
1. Проверка на наличие бумаги. Ее подача.
K+ P+ V+ C– R – S – H + B –
2. Каретка перемещается.
K+ P+ V– C+ R – S – H + B –
3. Пропускается ток. Резистр осуществляет быстрый нагрев чернил, находящихся в небольшой камере, до температуры их кипения.
K+ P+ V– C– R + S – H + B –
4. Образуется пузырек воздуха, который постепенно растет. Из выходного отверстия сопла выдавливаются пузырем чернила. Ток отключается. Нагревательный элемент остывает.
K+ P+ V– C– R – S – H + B +
5. Пузырек лопается. Происходит отрыв и последующий выброс уже оформившейся капли на бумагу. Силы поверхностного натяжения втягивают новую порцию чернил в камеру.
K+ P+ V– C– R – S + H + B –
6. С помощью системы валиков бумага выходит из принтера.
K+ P– V + C– R – S – H + B –
K | P | V | C | R | S | H | B | |
s2 1 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s2 2 = | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s2 3 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
s2 4 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
s2 5 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
s2 6 = | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Инициатор: I= { s2
1
}
Результант: R
={
s
2
5
,
s
2
6
}
Выделим в процессе первую (контроллер) и вторую (бумага) компоненты в качестве входных.
X
2
= {10,11}.
Таким образом Y
1
= X
2
Редуцированные процессы P
1
(
X
*)
и P
2
(
X
*)
, где X
*
= {11,10}.
Процесс
p
1
:
K | P | M | |
s1 1 = | 1 | 0 | 1 |
s2 2 = | 1 | 1 | 1 |
Процесс
p
1
:
K | P | V | C | R | S | H | B | |
s2 1 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s2 2 = | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s2 3 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
s2 4 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
s2 5 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
s2 6 = | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Композиция двух процессов выглядит следующим образом:
I3
= {( s1
)};
R3
= {( s2
6
}.
M | K | P | V | C | R | S | H | B | |
s3 1 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 |
s3 2 = | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s3 3 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s3 4 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
s3 5 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
s3 6 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
s3 7 = | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
Граф композиции:
Вывод:
композиция необходима для объединения нескольких процессов в один. В данном случае использовалась последовательная композиция, чтобы смоделировать процесс печати в целом, состоящий из полготовки к печати и непосредственно самой печати. Получившийся процесс
Предметная интерпретация асинхронного процесса.
Построение сети Петри.
Сеть Петри для данного процесса – пятерка N
= <
P
,
T
,
H
,
F
,
M
0
>,
где
P
= {K
,
M
,
P
,
V
,
C
,
R
,
S
,
H
,
B
} – множество условий;
T
= {t1
, t2
, t3
, t4
, t5
, t6
, t7
} – множество событий;
M
0
= (1,1,0,0,0,0,0,1,0) – начальная разметка;
F
иH
– функции инцидентности, описывающие наличие дуги
K | M | P | V | C | R | S | H | B | |
s1 = | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s2 = | 1 | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s3 = | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s4 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 |
s5 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 |
s6 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 |
s7 = | 1 | 1 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 1 | 0 |
s8 = | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 0 | 0 | 1 | 0 |
F(K, t1 ) = 1 | H(t1 , K) = 1 |
F(M, t1 ) = 1 | H(t1 , M) = 1 |
F(H, t1 ) = 1 | H(t1 , H) = 1 |
F(P, t2 ) = 1 | H(t1 , P) = 1 |
F(V, t2 ) = 1 | H(t1 , V) = 1 |
F(V, t3 ) = 1 | H(t2 , V) = 1 |
F(P, t4 ) = 1 | H(t3 , P) = 1 |
F(C, t4 ) = 1 | H(t3 , C) = 1 |
F(P, t5 ) = 1 | H(t4 , P) = 1 |
F(R, t5 ) = 1 | H(t4 , R) = 1 |
F(P, t6 ) = 1 | H(t5 , P) = 1 |
F(B, t6 ) = 1 | H(t5 , B) = 1 |
F(P, t7 ) = 1 | H(t6 , P) = 1 |
F(S, t7 ) = 1 | H(t6 , S) = 1 |
F(M, t7 ) = 1 | H(t7 , V) = 1 |
Граф разметок сети
Покрывающее дерево выглядит аналогичным образом.
Свойства построенной сети Петри
Ограниченность и безопасность:
- сеть ограничена, так как все ее условия ограничены (ни одна вершина покрывающего дерева не содержит символа ω);
- сеть является безопасной, т.к. все ее условия безопасны (любая достижимая в сети разметка представляет собой вектор из 0 и 1).
Живость и устойчивость:
- сеть не является живой, т.к. все её переходы живы при
- сеть не является устойчивой, т.к. переход t
2
не является устойчивым.
Вывод
: построенная сеть Петри дает представление о функционировании компонент процесса. Она является ограниченной и безопасной, но не является устойчивой и живой.
Заключение
В данном РГЗ была построена модель «асинхронный процесс» печати струйного принтера. Полученный асинхронный процесс является эффективным, неуправляемым и непростым.
Над процессом были произведены операции: редукции, репозиции и параллельной композиции.
Репозиция исходного процесса показывает, что нет необходимости использовать дополнительные ситуации для повторного возобновления процесса работы принтера в ситуациях:
- возобновление печати на новом листе;
- циклическое повторение нагрева чернил, образования пузыря и выброс капли на бумагу;
- возобновление печати после вывода сообщения об отсутствии бумаги.
Репозиция является частичной.
Редукция позволяет существенно упростить рассматриваемый процесс, сведя его к механизму печати струйного принтера (перемещение каретки, нагрев чернил, образование пузыря, выброс капли на бумагу и наполнение камеры чернилами).
Композиция необходима для объединения нескольких процессов в один, для дальнейшего рассмотрения поведения этих процессов в системе. В данном случае использовалась параллельная композиция.
Для данного процесса была построена сеть Петри. Она является ограниченной и безопасной, но не является устойчивой и живой.
модель печать струйный принтер
Литература
1. Лазарева И.М. Конспект лекции по теории вычислительных процессов.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Влияние гальванических производств на окружающую среду |
Контрольная работа | Религия и мифология Древней Месопотамии (Шумер, Вавилон) |
Контрольная работа | Изучения применения закона ома для цепей постоянного тока |
Контрольная работа | Понятие и значение квалификации преступлений |
Контрольная работа | Глобализация |