Контрольная работа по предмету "Информатика, программирование"


Планирование машинного эксперимента с имитационной моделью системы массового обслуживания

Лабораторная работа №4


Планирование машинного эксперимента с имитационной моделью системы массового обслуживания



1. Цель работы


Целью работы является:


1. Изучение методов планирования машинного эксперимента с моделью системы.


2. Приобретение практических навыков по оценке коэффициентов модели заданной функциональной зависимости


3. Проведение имитационного эксперимента в соответствии с построенным планом



2.Теоретические сведения


2.1 Планирование эксперимента


Эффективность машинных экспериментов с имитационными моделями систем массового обслуживания существенно зависят от выбора плана эксперимента, так как план определяет объем и порядок проведения вычислений на ЭВМ, приемы накопления и статистической обработки результатов моделирования системы и в целом влияет на эффективность использования ЭВМ при моделировании.


Планирование эксперимента – это средство построения математических моделей различных процессов, способ сокращения времени и средств, повышение производительности труда исследователя.


Под планированием эксперимента понимается процедура выбора числа опытов и условий их проведения, необходимых для решения поставленной задачи с требуемой точностью. Результаты эксперимента представляются в виде математической модели, обладающей хорошими статистическими свойствами.


Такой моделью является абстрактная схема типа «черного ящика» вида:


Y=F(x), (1)


Где Y={y1,y2…ym} - множество выходных переменных, называемых реакциями или откликами ( эндогенные переменные)


X={x1,x2,…xn}- множество переменных называемых факторами(экзогенные переменные)


F- функция, связывающая реакцию с факторами, называемая функцией реакции или отклика.


При проведении машинного эксперимента с моделью для оценки характеристик процесса функционирования исследуемой системы необходимо создать также условия, которые способствовали бы выявлению факторов, влияющих на реакцию системы. Для этого необходимо, в первую очередь, установить область экспериментирования.


Локальная область эксперимента задается выбором комбинации основных уровней факторов xi( i= 1,n), их интервалами варьирования xi( i= 1,n) и центром эксперимента хi0
( i= 1,n). Затем следует описать функциональную зависимость, оценить необходимое число реализаций и их порядок в эксперименте.


При классическом методе планирования опыта варьируется один фактор, а при математическом планировании эксперимента одновременно изменяются все факторы.


Одной из задач математического планирования эксперимента является получение модели описывающей реакции получаемой системы на много факторные экзогенные переменные. Наиболее распространенными и полно отвечающими задачам статистического моделирования являются полиномиальные модели вида:


y= a0
+ai
xi
+aij
xi
xj
+aij
kxi
xj
xk
+…… ( 2)


Для оценки коэффициентов данного уравнения используется метод множественной регрессии, оснований на методе наименьших квадратов.


После выбора модели планирования следующей задачей является планирование и проведение эксперимента.


Для планирования эксперимента составляется матрица планирования, в которой отражаются условия изменения уровней факторов xi( i= 1,n).


Эксперимент, в котором реализуются все возможные сочетания уровней называется полным факторным экспериментом (ПФЭ). Количество всех возможных испытаний определяется по формуле:


N=qn
(3 )


где q – число уровней изменения факторов.


n- число факторов


При q = 2 получается двухуровневый план эксперимента. Такой план называется планом N=2n
.
. Для получения данного плана необходимо все факторы варьировать на двух уровнях: нижнем xi
0
-∆xi
и верхнем xi
0
+∆ xi
, расположенных симметрично, относительно центра эксперимента. Для упрощения и унификации записи условий опытов и облегчения обработки данных используются кодированные значения: на нижнем уровне -1 и на верхнем уровне +1. Тогда условия эксперимента удобно представить в виде таблицы- матрицы планирования, в которой строки соответствуют различным опытам, а столбцы значениям факторов. Так, для трех факторов (n=3 ) матрица планирования примет вид (Таблица 1). При этом в таблице добавлены “фиктивные переменные” единичного столбца х0
и столбцов произведений х1
2
, х1
3
, х2
3
и х1
2
3
, которые используются для оценки свободного члена а0
и эффектов взаимодействия а12
13
23
, а123
.


Таблица 1


Матрица планирования
























Номер опыта
Факторы
х0

х1

х2

х3

х1
2

х1
3

х2
3

х1
2
3

1


2


3


4


5


6


7


8


+1


+1


+1


+1


+1


+1


+1


+1


-1


+1


-1


+1


-1


+1


-1


+1


-1


-1


+1


+1


-1


-1


+1


+1


-1


-1


-1


-1


+1


+1


+1


+1


+1


-1


-1


+1


-1


-1


-1


+1


+1


-1


+1


-1


-1


+1


-1


+1


+1


+1


-1


-1


-1


-1


+1


+1


-1


+1


+1


-1


+1


-1


-1


+1




Как видно из таблицы, количество опытов равно N=23
=8.


Рассматриваемый полный факторный эксперимент 2n
обладает тремя основными свойствами:


1. Симметричность относительно центра эксперимента. Это значит, что алгебраическая сумма элементов вектор – столбца для каждого фактора равна 0, т.е.


ij
=0 (4 )


где i – номер фактора (i=1,n);


j – номер опыта (j=1,N ).


2. Условием нормировки, т.е. сумма квадратов элементов каждого столбца равна числу опытов:


ij
2
= N(i=1,n) (5 )


3.Ортогональностью, это означает, что сумма почленных произведений любых двух вектор- столбцов матрицы равна 0, т.е.


ij *
хkj
=0 (ik; i, k=1,n) (6 )


Данные свойства, особенно условие ортогональности, позволяют значительно упростить определение коэффициентов уравнения множественной регрессии. В этом случае оценки коэффициентов регрессионной модели можно вычислить по формуле:



ai
=ij
*yj
/N(i=0,n) (7 )


А коэффициенты парных взаимодействий соответственно по формуле:


aik
=ij
*xkj
*yj
/N (ik; i, k=1,n) (8)


Количество испытаний в ПФЭ значительно превосходит число определяемых коэффициентов линейной модели плана эксперимента, т.е. ПФЭ обладает большой избыточностью и поэтому возникает проблема сокращения числа опытов. В связи с этим используется дробный факторный эксперимент (ДФЭ), который представляет часть полного факторного эксперимента. Матрица планирования для дробного факторного эксперимента называется дробной репликой. Различают регулярные и нерегулярные дробные реплики.


Регулярные реплики образуются из ПФЭ 2n
делением пополам, на четыре части, восемь частей ит.д., т.е. на число кратное 2. Они называются соответственно: полурепликой, четверть- репликой, - реплики и т.д.. ДФЭ обозначается как 2n
-
k
, где


k – кратность деления ПФЭ 2n
на части 2k
. Например, ДФЭ типа 4-2 означает, что ПФЭ из N=24
=16 делится на 22
=4 и получается план эксперимента, состоящий из N=24-2
=4 опытов.


Если регулярные реплики умножить на нечетные числа, больше единицы, то получаются нерегулярные реплики. Как например, реплики, реплики, реплики и т.д. являются нерегулярными.


Использование ДФЭ позволяет значительно сократить количество экспериментов и тем самым сэкономить ресурсы ЭВМ.


2.2 Пример планирования машинного эксперимента для модели СМО


Пусть необходимо провести машинный эксперимент по определению функциональной зависимости среднего времени ожидания заявки в очереди (ож
) от факторов: интенсивность поступления заявок λ, интенсивности обслуживания μ и емкости буфера L для однофазной одноканальной системы массового обслуживания со следующими параметрами: интенсивность поступления заявок λ=155; интенсивность обслуживания μ=105; количество мест в очереди L=102.


Для определения заданной зависимости представим математическую модель системы в виде:


y= a0
+a1
x1
+a2
x2
+a3
x3
, (9)


x1
= λ ; x2
= μ; x3
= L ; y=ож


Так как порядок модели n=3, то матрица планирования для полного факторного эксперимента примет вид (Таблица 2).


Таблица 2. Матрица планирования для модели СМО

























































Номер опыта
х0

х1

х2

х3

y
1
+1
-1
-1
-1
2
+1
+1
-1
-1
3
+1
-1
+1
-1
4
+1
+1
+1
-1
5
+1
-1
-1
+1
6
+1
+1
-1
+1
7
+1
-1
+1
+1
8
+1
+1
+1
+1

При этом следует помнить, что кодированные значения факторов соответствуют -1 нижнему уровню фактора, а +1 верхнему уровню фактора:


· для интенсивности поступления заявок λ нижний уровень равен λk
=10 , а верхний λb
=20;


· для интенсивности обслуживания μ нижний уровень равен μk
=5, а верхний 15 μb
;


· для количества мест в очереди L нижний уровень Lk
=8и верхний Lb
=12


Поэтому при моделировании этих уровней факторов в блоке управления необходимо организовать их изменения. Это можно сделать путем введения нуля циклов. Тогда блок- схема управления вариантами моделирования примет вид (Рис1)



Рис1. Блок- схема управления вариантами моделирования










Для определения среднего времени ожидания ож
можно воспользоваться блок- схемой Рис лабораторной работы 3. Результаты моделирования заносятся в Таблицу 2 в колонку для y.


По Таблице 2 и формуле 7 определяются коэффициенты выбранной модели планирования эксперимента аi
(i=0.3). Таким образом, зависимость среднего времени ожидания от интенсивности поступления заявок, интенсивности обслуживания и количества мест в очереди примет вид:


ож
=…..λ+….μ+…L (10)


2. Содержание исследования


В состав исследования, проводимого в данной лабораторной работе, входит:


1. Анализ зависимости влияния экзогенных переменных модели однофазной одноканальной СМО на эндогенные переменные.


2. Построение плана машинного эксперимента на основе множественного регрессионного анализа и метода наименьших квадратов.


3.Моделирование системы массового обслуживания


В качестве объекта моделирования рассматривается однофазная одноканальная система, структура, которой показана на Рис 2:


μ


очередь


λ








L


Рис2Структура исследуемой системы


Параметры системы:


· интенсивность поступления заявок λ=155;


· интенсивность обслуживания μ=105;


· длина очереди L=102;


Варианты лабораторной работы приведены в таблице 3, в которой ПФЭ полный факторный эксперимент; ДФЭ – дробный факторный эксперимент; ож -
среднее время ожидания заявок в очереди; сист
- среднее время пребывания заявок в системе; - средняя длина очереди; Ротк
– вероятность отказа; А – абсолютная пропускная способность системы; q- относительная пропускная способность системы; Кпр
– коэффициент простоя системы.



4. Порядок выполнения работы


1. Ознакомится с методическими указаниями по выполнению данной лабораторной работы.


2. Получить у преподавателя вариант задания на составление плана машинного эксперимента для СМО


3. Составить матрицу планирования для проведения машинного эксперимента


4. Разработать блок- схему моделирующего алгоритма в соответствии с содержанием проводимого исследования


5. Составить программу на одном из языков программирования


6. Произвести отладку программы и решение поставленной задачи на ПЭВМ


7. Оформить отчет


Интерфейс программы



Листингпрограммы


Private Sub Command1_Click()


Dim L As Integer


Dim Tobs As Currency


Dim Tosv As Currency


Dim Toch() As Currency


Dim Potk As Currency


Dim q As Currency


Dim a(8) As Currency


Dim Kpr As Currency


List1.Clear


List2.Clear


List2.AddItem ("Коэффициенты:")


For lyamda = 10 To 20 Step 10


For nyu = 5 To 15 Step 10


For L = 8 To 12 Step 4


ReDim Toch(L) As Currency


x = 0.5


k = 0


Kotk = 0


Noch = 0


Toj = 0


Tsis = 0


Kobs = 0


Tnezan = 0


Tpost = 0


Tosv = 0


10: x = Rnd(x)


T = -1 / lyamda * Log(x)


Tpost = Tpost + T


k = k + 1


If k > 50 Then


GoTo 100


End If


30: If Tpost < Tosv Then


GoTo 20


Else


GoTo 40


End If


20: If Noch = L Then


Kotk = Kotk + 1


GoTo 10


Else


Noch = Noch + 1


Toch(Noch) = Tpost


GoTo 10


End If


40: If Noch = 0 Then


Kobs = Kobs + 1


Tnezan = Tpost - Tosv


x = Rnd(x)


Tobs = -1 / nyu * Log(x)


Tosv = Tpost + Tobs


Tsis = Tsis + Tobs


GoTo 10


Else


Voj = Tosv - Toch(1)


For i = 1 To Noch - 1


Toch(i) = Toch(i + 1)


Next i


Noch = Noch - 1


Toj = Toj + Voj


x = Rnd(x)


Tobs = -1 / nyu * Log(x)


Tsis = Tsis + Tobs + Voj


Tosv = Tosv + Tobs


Kobs = Kobs + 1


GoTo 30


End If


100: Kpr = Tnezan / Tsis


Potk = Kotk / k


q = 1 - Potk


Ab = q * L


j = j + 1


List1.AddItem (Str(j) + "-е испытание при:")


List1.AddItem ("Лямбда=" + Str(lyamda) + " Нью=" + Str(nyu) + " L=" + Str(L))


List1.AddItem ("Количество заявок в" + Str(j) + " испытании = " + Str(k) + " и потраченное время =" + Str(Tsis))


List1.AddItem ("Вероятность отказа=" + Str(Potk))


List1.AddItem ("Коэффициент простоя=" + Str(Kpr))


List1.AddItem ("Относительная пропускная способность" + Str(q))


List1.AddItem ("Обсолютная пропускная способность" + Str(Ab))


List1.AddItem ("")


List1.AddItem ("")


a(j) = (lyamda + nyu + L) * Toj


List2.AddItem ("a(" + Str(j - 1) + ")=" + Str(a(j)))


Next L


Next nyu


Next lyamda


Label1.Caption = "Tож = " + Str(a(1)) + " + " + Str(a(2)) + "lymda" + " + " + Str(a(3)) + "nyu" + " + " + Str(a(4)) + "L"


End Sub



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :