Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
Тульский государственный университет
Кафедра технологии полиграфического производства и защиты информации
Контрольная работа по дисциплине
«Теория информационной безопасности и методология защиты информации»
Организация защиты информации
Содержание
Введение
1. Организационно-правовая защита информации
2. Методологические основы защиты информации
3. Научно-методологический базис защиты информации
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Острота проблемы защиты информационных технологий в современных условиях определяется следующими факторами:
· высокими темпами роста парка средств вычислительной техники и связи, расширением областей использования ЭВМ, многообразием и повсеместным распространением информационно-управляющих систем, подлежащих защите;
· вовлечением в процесс информационного взаимодействия все большего числа людей и организаций, резким возрастанием их информационных потребностей;
· отношением к информации, как к товару, переходом к рыночным отношениям, с присущей им конкуренцией и промышленным шпионажем, · концентрацией больших объемов информации различного назначения и принадлежности на электронных носителях;
· наличием интенсивного обмена информацией между участниками этого процесса;
· количественным и качественным совершенствованием способов доступа пользователей к информационным ресурсам;
Естественно, в такой ситуации возникает потребность в защите вычислительных систем и информации от несанкционированного доступа, кражи, уничтожения и других преступных и нежелательных действий.
Наблюдается большая разнородность целей и задач защиты - от обеспечения государственной безопасности до защиты интересов отдельных организаций, предприятий и частных лиц, дифференциация самой информации по степени ее уязвимости.
1.
Организационно-правовая защита информации
Такая подсистема предназначена для регламентации деятельности пользователей ИС и представляет собой упорядоченную совокупность организационных решений, нормативов, законов и правил, определяющих общую организацию работ по защите информации в ИС.
Достижение высокого уровня безопасности невозможно без принятия должных организационных мер. С одной стороны, эти меры должны быть направлены на обеспечение правильности функционирования механизмов защиты и выполняться администратором безопасности системы. С другой стороны, руководство организации, эксплуатирующей средства автоматизации, должно регламентировать правила автоматизированной обработки информации, включая и правила ее защиты, а также установить меру ответственности за нарушение этих правил.
Организационно-правовую защиту структурно можно представить так:
Организационно-правовые вопросы:
· органы, подразделения и лица, ответственные за защиту;
· нормативно-правовые, методические и другие материалы;
· меры ответственности за нарушение правил защиты;
· порядок разрешения спорных ситуаций.
Регистрационные аспекты:
· фиксация "подписи" под документом;
· фиксация фактов ознакомление с информацией;
· фиксация фактов изменения данных;
· фиксация фактов копирования содержания.
Юридические аспекты:
· Утверждение в качестве законов:
· правил защиты информации;
· мер ответственности за нарушение правил защиты;
· регистрационных решений;
· процессуальных норм и правил.
Морально-психологические аспекты:
· подбор и расстановка кадров;
· обучение персонала;
· система моральных и материальных стимулов;
· контроль за соблюдением правил.
Для организации и обеспечения эффективного функционирования СЗИ должны быть разработаны документы, определяющие порядок и правила обеспечения безопасности информации при ее обработке в ИС, а также документы, определяющие права и обязанности пользователей при работе с электронными документами юридического характера (договор об организации обмена электронными документами).
План защиты информации может содержать следующие сведения:
· назначение ИС;
· перечень решаемых ею задач;
· конфигурация;
· характеристики и размещение технических средств и программного обеспечения;
· перечень категорий информации (пакетов, файлов, наборов и баз данных, в которых они содержатся), подлежащих защите в ИС;
· требования по обеспечению доступности, конфиденциальности, целостности различных категорий информации;
· список пользователей и их полномочий по доступу к ресурсам системы;
· цель защиты системы и пути обеспечения безопасности ИС и циркулирующей в ней информации;
· перечень угроз безопасности ИС, от которых требуется защита, и наиболее вероятных путей нанесения ущерба;
· основные требования к организации процесса функционирования ИС и мерам обеспечения безопасности обрабатываемой информации;
· требования к условиям применения и определение ответственности, установленных в системе технических средств защиты от НСД;
· основные правила, регламентирующие деятельность персонала по вопросам обеспечения безопасности ИС (особые обязанности должностных лиц ИС);
· цель обеспечения непрерывности процесса функционирования ИС, своевременность восстановления ее работоспособности и пути ее достижения;
· перечень и классификация возможных кризисных ситуаций;
· требования, меры и средства обеспечения непрерывной работы и восстановления процесса обработки информации (порядок создания, хранения и использования резервных копий информации и дублирующих ресурсов и т.п.);
· обязанности и порядок действий различных категорий персонала системы в кризисных ситуациях по ликвидации их последствий, минимизации наносимого ущерба и восстановлению нормального процесса функционирования системы;
· разграничение ответственности субъектов, участвующих в процессах обмена электронными документами;
· определение порядка подготовки, оформления, передачи, приема, проверки подлинности и целостности электронных документов;
· определение порядка генерации, сертификации и распространения ключевой информации (ключей, паролей и т.п.);
· определение порядка разрешения споров в случае возникновения конфликтов.
Так же стоит проводить организационные и организационно-технические мероприятия по созданию и поддержанию функционирования комплексной системы защиты
Они включают:
· разовые (однократно проводимые и повторяемые только при полном пересмотре принятых решений) мероприятия;
· мероприятия, проводимые при осуществлении или возникновении определенных изменений в самой защищаемой АС или внешней среде (по необходимости);
· периодически проводимые (через определенное время) мероприятия;
· постоянно (непрерывно или дискретно в случайные моменты времени) проводимые мероприятия.
2.
Методологические основы защиты информации
Под методологическими основами защиты информации принято понимать, во-первых, совокупность научных принципов, обеспечивающих соблюдение требований системно-концептуального подхода при исследованиях и разработках проблем защиты, и, во-вторых – совокупность методов, необходимых и достаточных для оптимальной реализации этих принципов. Повышенная актуальность формирования методологических основ защиты информации обуславливается по крайне мере следующими двумя обстоятельствами. В настоящее время весьма остро стоит проблема комплексной защиты информации, для чего совершенно необходим адекватный проблеме научно обоснованный методологический базис. Второе обстоятельство заключается в том, что в процессе более чем 30-ти летнего развития работ по защите информации разработано большое количество различных методов решения различных задач, связанных с защитой информации, причем многообразие этих методов как по функциональному назначению, так и по используемому по тематическому аппарату настолько большое, что затрудняет ориентацию в этих методах и правильный выбор их при решении конкретных задач; необходима системная классификация и системный анализ методов.
Основополагающим методологическим принципом, гарантирующим соблюдение требований системно-концептуального подхода, очевидно, может быть принцип формирования и системной классификации полной совокупности моделей, необходимых и достаточных для обеспечения решения всех задач возникающих в процессе исследований и практических разработок различных аспектов проблемы защиты. Следующий принцип, который также является почти очевидным, может быть сформулирован как системный учет всей совокупности существенно значимых особенностей самой проблемы защиты информации в современных АСОД. Поскольку исходными являются требования второго из сформулированных принципов, то рассмотрим их в первую очередь. Соблюдение требований принципа формирования полного множества необходимых моделей должно стать гарантией обеспечения рационального выбора методов решения всех задач, возникающих при исследованиях и разработках проблем защиты.
Общий вывод сводится к тому, что системы защиты информации в современных АСОД должны представлять собою стохастические человеко-машинные системы, функционирующие непрерывно и нуждающиеся в активном управлении. Все эти обстоятельства непременно должны учитываться при построении и практическом использовании моделей систем защиты. о противном случае эти модели будут неадекватными реальным системам защиты. В то же время нетрудно убедиться, что современная теория систем, сформировавшаяся главным образом на основе классической теории надежности технических систем не содержит достаточных средств для построения достаточно адекватных моделей таких систем, к которым относятся системы защиты информации. В связи с этим приобретает повышенную актуальность задача разработки новых средств моделирования, ориентированных на такой тип систем, структуры и процессы функционирования которых образуют люди.
3. Научно-методологический базис защиты информации
Научно-методологический базис защиты информации можно представить как совокупность трех иерархически взаимосвязанных компонентов следующего содержания:
первый (верхний) уровень — общеметодологические принципы формирования любой науки, обобщенные до уровня мировоззренческих основ;
второй (средний) уровень — общая методологическая база того фундаментального направления, составной ветвью которого является рассматриваемая;
третий (низший) уровень — методы решения задач, учитывающие специфику конкретного направления.
Что касается общеметодологических принципов формирования науки, то они представляются следующим перечнем:
· строгое следование главной задаче науки — выявлению за внешними проявлениями внутренних движений, которые, как правило, — скрыты;
· упреждающая разработка общих концепций решения проблем;
· формирование концепций на основе реальных фактов, а не на основе абстрактных умозаключений;
· учет диалектики взаимосвязей количественных и качественных изменений в изучаемом фрагменте действительности;
· своевременное видоизменение постановок изучаемых задач;
· радикальная эволюция в реализации разработанных концепций;
· максимально возможная структуризация компонентов разработанных концепций и систем;
· унификация и типизация предлагаемых решений.
Для формирования структуры и содержания второго уровня научно-методологического базиса отправной точкой должна служить та посылка, что защита информации к настоящему времени уже выросла в достаточно серьезное и относительно самостоятельное научное направление, составляющее одну из ветвей того фундаментального научного направления информатики. Отсюда следует, что в качестве данного уровня для защиты информации должна выступать методологическая база информатики.
Существует еще одна проблема, связанная с формированием научно-методологического базиса современной информатики и имеющая непосредственное отношение к защите информации.
По мере расширения фронта решаемых задач защиты информации, управления качеством информации, обеспечения информационной безопасности, информационного обеспечения освоения информационного поля человечества и других подобных задач все более настойчивой становится необходимость накопления, хранения и аналитико-синтетической переработки сверхбольших объемов информации, характеризуемой повышенным уровнем неопределенности и противоречивости.
Современные методы и средства обработки не полностью удовлетворяют этим потребностям даже при нынешнем состоянии упомянутых задач.
Третий уровень научно-методологического базиса защиты информации составляют методы и модели непосредственного решения задач. Как известно из теории систем, все задачи, связанные с изучением, созданием, организацией и функционированием больших систем, разделены на три класса:
· Анализ, состоящий в определении текущих и прогнозировании будущих значений, представляющих интерес характеристик изучаемых систем;
· Синтез, состоящий в проектирование систем и их компонентов, оптимальных по заданной совокупности критериев;
· Управление, состоящее в определении оптимальных управляющих воздействий, необходимость в которых может возникнуть в процессе функционирования систем.
Заключение
Из изложенного очевидным представляется вывод о том, что основы научно-методологического базиса защиты информации в настоящее время имеются, но они нуждаются в серьезном развитии и, прежде всего, в сторону приспособления к адекватному учету неформальных факторов. Теперь есть основание говорить о наличии предпосылок успешного решения этой задачи.
Организационные меры являются той основой, которая объединяет различные меры защиты в единую систему.
Выполнение различных мероприятий по созданию и поддержанию работоспособности системы защиты должно быть возложено на специальную службу - службу компьютерной безопасности.
Обязанности должностных лиц должны быть определены таким образом, чтобы при эффективной реализации ими своих функций, обеспечивалось разделение их полномочий и ответственности.
Список использованной литературы
1. Диева С.А. Организация и современные методы защиты информации/ С.А. Диева – М.: Концерн «Банковский деловой центр», 1998. – 472с.
2. Куприянов А.И. Основы защиты информации: учеб. Пособие для студ. высш. учеб. заведений/ А.И.Куприянов, А.В.Сахаров, В.А. Шевцов — М.: Издательский центр «Академия», 2006. — 256 с.
3. Стрельцов А.А. Обеспечение информационной безопасности России/ Под ред. В.А. Садовничего и В.П. Шерстюка – М.:МЦНМО, 2002. – 296с.
4.Попов Л.И., Зубарев А.В. Основные принципы повышения эффективности реализации мероприятий по комплексной защите информации. «Альтпресс», 2009. -512c.
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Реформаторы первой четверти 19 века |
Контрольная работа | Контрольная работа по Страхованию 2 |
Контрольная работа | Трансформатори |
Контрольная работа | Психологический портрет потребителя туристских услуг |
Контрольная работа | Физическая реабилитация детей при детском церебральном параличе |