Цель работы: научиться решать нелинейные уравнения методом простых итераций, методом Ньютона и модифицированным методом Ньютона с помощью ЭВМ.
Содержание работы:
1. Изучить метод простых итераций, метод Ньютона и модифицированный метод Ньютона для решения нелинейных уравнений.
2. На конкретном примере усвоить порядок решения нелинейных уравнений с помощью ЭВМ указанными методами.
3. Составить программу (программы) на любом языке программирования и с ее помощью решить уравнение с точностью
4. Изменить
5. Составить отчет о проделанной работе.
ПРИМЕР ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
Задание.
1. Доказать графическим и аналитическим методами существование единственного корня нелинейного уравнения
на отрезке
2. Построить рабочие формулы метода простых итераций, метода Ньютона и модифицированного метода Ньютона, реализующие процесс поиска корня нелинейного уравнения (1) на указанном отрезке.
3. Составить программу (программы) на любом языке программирования, реализующие построенные итерационные процессы.
Решение.
1. Докажем графическим методом единственность корня нелинейного уравнения (1). Из графика функции
Аналитический метод. Функция
2. Метод простых итераций. Для построения рабочей формулы перепишем уравнение (1) в виде:
Если условие выполняется, то итерационный процесс строится по формуле
Заметим, что в точке
Построим функцию
Итерационный процесс (3) можно начать, задав произвольное начальное приближение
Метод Ньютона. В качестве начального приближения
Заметим, что в точке
Условия выхода итерационного процесса (5) аналогичны условиям метода простых итераций.
Модифицированный метод Ньютона. Начальное приближение
Условия выхода итерационного процесса (6) аналогичны условиям метода простых итераций.
Замечание: для того, чтобы сделать вывод о скорости сходимости методов, необходимо в каждом методе выбирать одинаковое начальное приближение.
3. Блок-схема метода простых итераций, метода Ньютона и модифицированного метода Ньютона приведена на рисунке 3.
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ ПАСКАЛЬ
Program Pr_iter;
Uses Crt;
var n:integer;
x0,x,eps,d,y,z,c:real;
begin
clrscr;
n:=0;x0:=-1;c:=-0.1;x:=x0;eps:=0.001;d:=0.01;
repeat
y:=x+c*(exp(x)+x);z:=x;
n:=n+1;
writeln(n:3,x:9:5,y:9:5,abs(y-x):9:5,abs(exp(y)+y):9:5);
x:=y;
until (abs(z-x)<=eps) and (abs(exp(x)+x)<=d);
end.
ПРИМЕР ПРОГРАММЫ НА ЯЗЫКЕ С
#include <stdio.h>
#include <math.h>
main()
{
int n=0;
float x,y,z,x0=-1,c=-0.1,eps=0.001;d=0.01;
x=x0;
clrscr();
do
{
y=x+c*(exp(x)+x);z=x;
printf(“%d %.4f %.4f %.4f %.4f\n”,n++,x,y,fabs(y-x),
fabs(exp(y)+y));
x=y;
}
while(fabs(z-x)>e || fabs(exp(x)+x)>d;
getch();
}
Решение: в результате решения нелинейного уравнения (1) на указанном отрезке тремя методами при начальном приближении
4. Содержание отчета.
Отчет о проделанной работе должен содержать: номер и название лабораторной работы; цель работы; содержание работы; задание на работу; теоретическую часть работы (вывод итерационных формул); листинг(и) программ(ы); таблицы результатов (в случае, если число итераций в таблице достаточно большое, в отчет занести две первых и две последних итерации); выводы о проделанной работе.
ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ
1. Определить количество корней исходного нелинейного уравнения графическим методом и построить график (пример приведен на рисунке 2).
2. Доказать аналитическим методом единственность корня исходного нелинейного уравнения на указанном отрезке.
3. Построить итерационные формулы, реализующие процесс поиска корня на отрезке методом простых итераций, методом Ньютона и модифицированным методом Ньютона.
4. Составить программу(ы) на любом языке программирования, реализующую(ие) построенные итерационные процессы, используя алгоритм методов, приведенный на рисунке. Печать результатов должен осуществляться на каждом шаге итераций в виде следующей таблицы:
5. Провести вычислительные эксперименты.
6. Составить отчет о проделанной работе.
ВАРИАНТЫ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ЗАДАНИЙ
№ варианта | Нелинейное уравнение | Отрезок |
1. | ||
2. | ||
3. | ||
4. | ||
5. | ||
6. | ||
7. | ||
8. | ||
9. | ||
10. | ||
11. | ||
12. | ||
13. | ||
14. | ||
15. | ||
16. | ||
17. | ||
18. | ||
19. | ||
20. | ||
21. |
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Современные методы арт-терапии |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Человеческие потребности |
Контрольная работа | Чрезвычайные ситуации, вызванные инфекционными заболеваниями |
Контрольная работа | Основы геодезии и маркшейдерского дела |
Контрольная работа | Принципы организации и деятельности прокуратуры Республики Беларусь |
Контрольная работа | Влияние природно-климатического фактора на историю России |