Контрольная работа по предмету "Иностранный язык"


Особенности стилистической окраски ошибок и синонимов

Установите, какую эмоционально-экспрессивную и функционально-стилевую окраску имеют приведенные ниже слова. Подберите к ним нейтральные синонимы

Агитация, подземка, дефилировать, мантия, мудак, собачиться, кадриться, дифирамба, гнусный, космополит, пацан, чуточку, шибко, неотвратимый, негожий.

Понятие-Эмоц-экспрес окраска-Функ-стил окраска-Нейтральные синонимы

Агитация-нейтральная-книжная-влияние, толчок

Подземка-нейтральная-разговорная-метрополитен, метро

Дефилировать-нейтральная-книжная-расхаживать, шествовать

Мантия-положительная-публицистическая-длинная одежда

Мудак-отрицательная-разговорная-идиот, простак

Собачиться-отрицательная-разговорная-спорить, ругаться

Кадриться-нейтральная-разговорная-знакомиться с девушкой

Дифирамба-положительная-художественная-хвала кому-либо

Гнусный-отрицательная-художественная-низкий, гадкий

космополит-нейтральная-публицистическая-нации,-раст.-и-жив.,встречающиеся по всему миру

Пацан-отрицательная-разговорная-мальчик

Чуточку-нейтральная-разговорная-немного, чуть-чуть

Шибко-нейтральная-разговорная-сильно, очень

Неотвратимый-нейтральная-книжная-худ-неизбежный

Негожий-нейтральная-художественная-плохой, негодный


Подберите стилистические синонимы (не менее трех) к словам

Мир, думать, дорогой.

Мир - вселенная, земной шар, земля, космос, поднебесная, белый свет.

Думать – размышлять, рассуждать, вникать, раздумывать, рассуждать, пораскинуть мозгами

Дорогой – драгоценный, любимый, ненаглядный, милый, желанный, ценный, яхонтовый.


Найдите в приведенных предложениях стилистические ошибки. Исправьте их

1.Многим в деревне были известны его ночные вояжи в лес за грибами.(употребление слова в неуместной стилевой окраске)

Многим в деревне были известны его ночные походы в лес за грибами.

В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии. (смешение стилей)

В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни претенциозностей (странностей) монакской династии.

3.Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. (неверная стилевая окраска слова )

Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти к другому более непринуждённому жанру популярной музыки.

4. Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. (употребление неверного по смыслу, стилю и значению слова, архаизм) Если честно, то не пойму, при чем тут цевница…В интернете нашла вот такое определение данного слова: Цевница - русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана. С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами. Не вижу связи с текстом.

Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной тряпкой.

5. Восемь школ, которые дислоцируются в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить за тридевять земель. (употребление слова в несвойственном ему значении)

Восемь школ, которые расположены в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить на другой конец города.


4. Составьте собственную картотеку стилистических ошибок (5-7 примеров). В качестве источников используйте тексты различных жанров, примеры из разговорной речи и пр. Укажите, в чем именно заключается ошибка; исправьте ее.


Вы с сестрой так похожи! Я порой не различаю вас друг от друга.

Ошибка: неразличение паронимов.

Вы с сестрой так похожи! Я порой не отличаю вас друг от друга.

Когда моя мама узнала, что я не сдала экзамен по математике, она негодовала от возмущения.

Ошибка: плеоназм, речевая избыточность.

Моя мама негодовала/была возмущена, когда узнала, что я не сдала экзамен по математике.

В рассказе “Моя любовь” писатель рассказывает нам о своей жизни.

Ошибка: тавтология.

В рассказе “Моя любовь” писатель повествует нам о своей жизни.

Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать в нашем доме.

Ошибка: стилистические повторы в тексте.

Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать.

Директор школы был в ауте, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.

Ошибка: употребление слова неуместной стилевой окраски

Директор школы былпотрясен, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.

Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.

Ошибка: неудачный порядок слов

В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.

Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель.

Ошибка: двусмысленность, амфиболия

Как только доярка сошла с трибуны, председатель занял ее место.

Впереди лидировал по-прежнему Миронов. Миронов по-прежнему лидировал.

Ошибка: тавтология

Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес.

Ошибка: тавтология

Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, без мяса.

Ошибка: нарушение логичности

Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. Учитель обязан способствовать исправлению допущенных родителями ошибок.

Ошибка: неправильное употребление синонима

На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.

На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных моментов.

Ошибка: неправильное употребление неологизма

Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.

Ошибка: неправильное употребление фразеологизма


5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит этот текст. Докажите его принадлежность к данному стилю, указав основные лексические, морфологические и синтаксические черты


Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля - национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет - тогда это авантюра, если он есть - тогда почему его скрывают? Мы все знаем: цены освобождены в угоду монополистам, ни по какому ваучеру ни один гражданин не получили отдаленно своей доли в национальном достоянии. Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок, Кто-то взял почти бесплатно, а государство не получило ничего. Государство ограбило 70 миллионов вкладчиков, самых добросовестных, самых лояльных, самых доверчивых своих граждан. Дало жестокий урок никогда не верь государству и никогда не работай честно. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествуетпреступность. Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации, которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию - она уже и туда плеснула. Нет нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть, потому, что у Государственной Думы нет времени.

Анализ:

Публицистический стиль

Аналитическая статья (возможно обзор)

Информационная цель, воздействие на массового адресата

Тема: экономика, политика, проблема – беспредел в стране.

Стилевые черты и языковые особенности текста:

Понятность текста: употребление общеизвестной лексики, отсутствие узкоспециальной терминологии

Актуальность текста: “падение рубля”, “борьба с преступностью” и т.д.

Объективность изложения: в тексте приведены конкретные цифры “70 миллионов вкладчиков ”

Выраженность точки зрения, отношения автора: используется оценочная лексика (Какая дикость, разграбляются, спохватываться, бесценок), повествование ведется от первого лица ( мы знаем, мы слышим)

Призывность, агитационность текста: присутствует скрытая агитация, основная цель данного текста – проинформировать и взбудоражить аудиторию. (“скажите?...можете назвать?...почему?....где открытые суды?..где грозные приговоры?”)

Эмоциональность, выразительность изложения: множество вопросительных предложений, антитез. Автор хочет показать, что ему не безразлична проблема, освещенная в тексте и у него это получается, текст довольно-таки эмоционален. В основном, благодаря синтаксическим средствам выразительности – вопросительным предложениям, инверсиям (“Можете вы назвать, слышали вы их?”)

Точка зрения выражается не от первого лица, а через множественное местоимение “мы”.

Незначительная грамматическая усложненность текста: преобладание глаголов в личной форме, небольшое число причастных и деепричастных оборотов, не очень длинные цепочки однородных членов, преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций.


Самостоятельно подберите текст (не более 1000 знаков) научного стиля, используя в качестве источников тексты СМИ, Интернет и др. Докажите его стилевую принадлежность (см. задание 5)

Л.Ф.Курило

Телегония – мифы и реальность

Медико-генетический научный центр РАМН

отрывок из статьи.

“Профессора М.М. Асланян и А.С. Спирин приводят в своей публикации схему и результаты экспериментов, посвященных реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов кроликов от самки одного окраса (черного), самке другого окраса (белой) и наоборот. Во всех экспериментах окрас рожденного крольчонка оставался генетически исходным - т.е. сохранялся генотип и фенотип крольчих - доноров эмбрионов. Специалисты справедливо заключают о том, что и теоретические основы генетики (ее законы) и результаты генетически корректных экспериментов полностью отвергают явление телегонии. Встречающиеся же случаи рождения потомства с признаками, отсутствующими у их родителей, имеют иное объяснение с позиций современной генетики и биологии развития”

Анализ:

Научный стиль

Жанр – научная статья

3. Тема - телегония

4. Информационная цель

5. Сфера коммуникации – наука

6. Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», передается фактологическая информация.

7. Форма реализации научного стиля – письменная.

8. Можно отметить такие стилевые черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения.

9. Стилистические средства, используемые в данном тексте (языковая специфика текста).

Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный.

Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.

Лексические средства

Употребление разговорной и просторечной лексики отсутствует.

Употребление специальной лексики (терминов). В тексте значительное количество узкоспециальной лексики (реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов, генотип и фенотип).

Употребление официальной лексики отсутствует

Употребление эмоционально окрашенной лексики отсутствует

Отсутствие синонимов

Морфологические и синтаксические средства:

Предложения усложнены причастными оборотами, пояснениями.

Точность изложения достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.


7. Преобразуйте запись разговорной речи в письменный рассказ о событии. Каковы особенности разговорной речи по сравнению с письменной? На что необходимо обращать внимание при подобной трансформации?


Раз мы зашли в такую маленькую таверну / э-э… посмотреть / там же есть… были и рестораны такие / но мы захотели посмотреть / и нам значит подали / там все сидели и ели макароны // Макароны итальяни // Такая вроде пиалы знаете // такая круглая / подали нам … миску // Макароны там плавают в томатном соусе // Мно-о-го томатного соуса // И все они целиком / они не … не это / не ломаные // и мы значит посмотрели как едят // Они замечательно умеют есть! Они эти макароны вот так берут (показывает) тремя пальцами оттуда / и прямо в рот // И нигде не капнут // Я говорю Лёля! Это сестра… (смеётся) // Я говорю давай уходить // Я говорю… Понимаешь / мы не сумеем так / и мы все зальемся этим соусом.

Однажды мы с сестрой зашли перекусить в таверну. Поблизости было много ресторанов, но ради интереса мы решили посетить именно эту.

Оглядевшись, заметили, что все посетители ели “Макароны Итальяни”. И нам, конечно же, захотелось отведать столь популярное блюдо. Макароны подали в пиале, больше похожей на миску, причем томатного соуса в ней было больше, чем самих макарон, они буквально плавали в нем. Самое интересное - все посетители ели это блюдо руками, просто брали тремя пальцами макаронину и в рот, да настолько умело, что ни одной капли мимо. Посидели мы, подумали и решили покинуть это заведение, дабы не залиться соусом и не быть опозоренными.

Разговорная речь, как правило, не подготовлена и спонтанна, воспроизводится автоматически, грамматика при этом в большинстве случаев страдает. Устная речь не нагружена сложными словосочетаниями и предложениями, мы видим отсутствие причастных и деепричастных оборотов. Предложения в разговорной речи короткие и часто не связанные между собой лексически. Письменная речь в отличие от разговорной строится логически, устная же ассоциативна и сбивчива.


8. Перечислите особенности построения рекламных текстов. Подберите собственные примеры рекламных текстов (или их фрагментов), иллюстрирующие данные особенности


Рекламные тексты, как правило, краткие и запоминающиеся. Реклама включает в себя вступление, основную часть, заключение и слоган. Для построения текстов применяется множество способов. Вот, например, всем известная реклама стирального порошка Tide:

Чистота – чисто Tide.

Здесь используется приёма каламбура, а также приём синтаксического параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи, что делает слоган кратким и запоминающимся.

Также очень часто используется антитеза, как, например, в рекламе Mastercard


Есть вещи, которые нельзя купить.

Для всего остального есть Mastercard.


В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности не материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.


Квасу – Да!

Химии – Нет!


Zanussi

Вода замерзает при 0° С. Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует. Доказано Zanussi.

Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.

Так же в рекламе могут быть использованы:

принцип синтаксического параллелизма

использование приема каламбура

использование многозначности слова, как основы слогана

обыгрывание оттенков лексического значения слов



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :