Агитация, подземка, дефилировать, мантия, мудак, собачиться, кадриться, дифирамба, гнусный, космополит, пацан, чуточку, шибко, неотвратимый, негожий.
Понятие-Эмоц-экспрес окраска-Функ-стил окраска-Нейтральные синонимы
Агитация-нейтральная-книжная-влияние, толчок
Подземка-нейтральная-разговорная-метрополитен, метро
Дефилировать-нейтральная-книжная-расхаживать, шествовать
Мантия-положительная-публицистическая-длинная одежда
Мудак-отрицательная-разговорная-идиот, простак
Собачиться-отрицательная-разговорная-спорить, ругаться
Кадриться-нейтральная-разговорная-знакомиться с девушкой
Дифирамба-положительная-художественная-хвала кому-либо
Гнусный-отрицательная-художественная-низкий, гадкий
космополит-нейтральная-публицистическая-нации,-раст.-и-жив.,встречающиеся по всему миру
Пацан-отрицательная-разговорная-мальчик
Чуточку-нейтральная-разговорная-немного, чуть-чуть
Шибко-нейтральная-разговорная-сильно, очень
Неотвратимый-нейтральная-книжная-худ-неизбежный
Негожий-нейтральная-художественная-плохой, негодный
Мир, думать, дорогой.
Мир - вселенная, земной шар, земля, космос, поднебесная, белый свет.
Думать – размышлять, рассуждать, вникать, раздумывать, рассуждать, пораскинуть мозгами
Дорогой – драгоценный, любимый, ненаглядный, милый, желанный, ценный, яхонтовый.
1.Многим в деревне были известны его ночные вояжи в лес за грибами.(употребление слова в неуместной стилевой окраске)
Многим в деревне были известны его ночные походы в лес за грибами.
В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни закидонов монакской династии. (смешение стилей)
В ней нет ни великодержавной спеси, присущей английскому королевскому двору, ни претенциозностей (странностей) монакской династии.
3.Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти на обычную попсятину. (неверная стилевая окраска слова )
Певец, видимо, решил покончить с блатным прошлым и перейти к другому более непринуждённому жанру популярной музыки.
4. Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной цевницей. (употребление неверного по смыслу, стилю и значению слова, архаизм) Если честно, то не пойму, при чем тут цевница…В интернете нашла вот такое определение данного слова: Цевница - русский многоствольный духовой музыкальный инструмент типа флейты Пана. С 19 в. называется кувичками, кугиклами, кувиклами. Не вижу связи с текстом.
Менты захлопнули камеру, и я поспал часа три, накрывшись небольшой грязной тряпкой.
5. Восемь школ, которые дислоцируются в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить за тридевять земель. (употребление слова в несвойственном ему значении)
Восемь школ, которые расположены в нашем районе, переполнены, и нашему сыну приходится ездить на другой конец города.
4. Составьте собственную картотеку стилистических ошибок (5-7 примеров). В качестве источников используйте тексты различных жанров, примеры из разговорной речи и пр. Укажите, в чем именно заключается ошибка; исправьте ее.
Вы с сестрой так похожи! Я порой не различаю вас друг от друга.
Ошибка: неразличение паронимов.
Вы с сестрой так похожи! Я порой не отличаю вас друг от друга.
Когда моя мама узнала, что я не сдала экзамен по математике, она негодовала от возмущения.
Ошибка: плеоназм, речевая избыточность.
Моя мама негодовала/была возмущена, когда узнала, что я не сдала экзамен по математике.
В рассказе “Моя любовь” писатель рассказывает нам о своей жизни.
Ошибка: тавтология.
В рассказе “Моя любовь” писатель повествует нам о своей жизни.
Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать в нашем доме.
Ошибка: стилистические повторы в тексте.
Когда она приезжала в наш дом, всем было очень весело. Сразу начинались игры, веселье и баловство. Она никому не давала скучать.
Директор школы был в ауте, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.
Ошибка: употребление слова неуместной стилевой окраски
Директор школы былпотрясен, когда узнал, что они выиграли грант в размере 1 млн. рублей.
Есть немало произведений, повествующих о детстве автора, в мировой литературе.
Ошибка: неудачный порядок слов
В мировой литературе есть немало произведений, повествующих о детстве автора.
Как только с трибуны сошла доярка, на неё тут же залез председатель.
Ошибка: двусмысленность, амфиболия
Как только доярка сошла с трибуны, председатель занял ее место.
Впереди лидировал по-прежнему Миронов. Миронов по-прежнему лидировал.
Ошибка: тавтология
Проливной ливень заставил нас спрятаться под навес. Проливной дождь заставил нас спрятаться под навес.
Ошибка: тавтология
Борщ из свежей капусты, вегетарианский, с мясом и сметаной. Борщ из свежей капусты, вегетарианский, без мяса.
Ошибка: нарушение логичности
Учитель обязан содействовать исправлению допущенных родителями ошибок. Учитель обязан способствовать исправлению допущенных родителями ошибок.
Ошибка: неправильное употребление синонима
На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных инцидентов.
На новогоднем вечере было немало шуток, розыгрышей и забавных моментов.
Ошибка: неправильное употребление неологизма
Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам. Получив с ворот поворот, фирмач обратился к другим поставщикам.
Ошибка: неправильное употребление фразеологизма
5. Определите, к какому функциональному стилю принадлежит этот текст. Докажите его принадлежность к данному стилю, указав основные лексические, морфологические и синтаксические черты
Какая дикость! Совсем недавно объявили справедливо: падение рубля - национальная катастрофа. Но, простите, национальная катастрофа с падением рубля произошла гораздо раньше, когда рубль стал равен центу. Вот тогда надо было говорить и спохватываться. Мы все знаем: план экономических реформ никогда не был объявлен. Почему? Если его нет - тогда это авантюра, если он есть - тогда почему его скрывают? Мы все знаем: цены освобождены в угоду монополистам, ни по какому ваучеру ни один гражданин не получили отдаленно своей доли в национальном достоянии. Нам известно из прессы: то там, то здесь происходят скандальные случаи приватизации за бесценок, Кто-то взял почти бесплатно, а государство не получило ничего. Государство ограбило 70 миллионов вкладчиков, самых добросовестных, самых лояльных, самых доверчивых своих граждан. Дало жестокий урок никогда не верь государству и никогда не работай честно. И мы знаем, как катастрофически падает наша рядовая и блистательная наука, падает наше образование, падает медицина, миллиарды долларов в год разграбляются и куда-то увозятся из страны и как по стране свободно шествуетпреступность. Третий год мы слышим и от правительства, и от президентской команды, и от так называемой непримиримой оппозиции одно и то же: борьба с преступностью. Скажите, где открытые суды, где грозные приговоры? Можете вы назвать, слышали вы их? И нет уголовных законов, соответствующих невиданной криминальной ситуации, которая сегодня пугает уже и Америку, и Германию - она уже и туда плеснула. Нет нового уголовного кодекса, нет уголовно-процессуального кодекса, может быть, потому, что у Государственной Думы нет времени.
Анализ:
Публицистический стиль
Аналитическая статья (возможно обзор)
Информационная цель, воздействие на массового адресата
Тема: экономика, политика, проблема – беспредел в стране.
Стилевые черты и языковые особенности текста:
Понятность текста: употребление общеизвестной лексики, отсутствие узкоспециальной терминологии
Актуальность текста: “падение рубля”, “борьба с преступностью” и т.д.
Объективность изложения: в тексте приведены конкретные цифры “70 миллионов вкладчиков ”
Выраженность точки зрения, отношения автора: используется оценочная лексика (Какая дикость, разграбляются, спохватываться, бесценок), повествование ведется от первого лица ( мы знаем, мы слышим)
Призывность, агитационность текста: присутствует скрытая агитация, основная цель данного текста – проинформировать и взбудоражить аудиторию. (“скажите?...можете назвать?...почему?....где открытые суды?..где грозные приговоры?”)
Эмоциональность, выразительность изложения: множество вопросительных предложений, антитез. Автор хочет показать, что ему не безразлична проблема, освещенная в тексте и у него это получается, текст довольно-таки эмоционален. В основном, благодаря синтаксическим средствам выразительности – вопросительным предложениям, инверсиям (“Можете вы назвать, слышали вы их?”)
Точка зрения выражается не от первого лица, а через множественное местоимение “мы”.
Незначительная грамматическая усложненность текста: преобладание глаголов в личной форме, небольшое число причастных и деепричастных оборотов, не очень длинные цепочки однородных членов, преобладание недлинных предложений с небольшим количеством осложняющих конструкций.
Л.Ф.Курило
Телегония – мифы и реальность
Медико-генетический научный центр РАМН
отрывок из статьи.
“Профессора М.М. Асланян и А.С. Спирин приводят в своей публикации схему и результаты экспериментов, посвященных реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов кроликов от самки одного окраса (черного), самке другого окраса (белой) и наоборот. Во всех экспериментах окрас рожденного крольчонка оставался генетически исходным - т.е. сохранялся генотип и фенотип крольчих - доноров эмбрионов. Специалисты справедливо заключают о том, что и теоретические основы генетики (ее законы) и результаты генетически корректных экспериментов полностью отвергают явление телегонии. Встречающиеся же случаи рождения потомства с признаками, отсутствующими у их родителей, имеют иное объяснение с позиций современной генетики и биологии развития”
Анализ:
Научный стиль
Жанр – научная статья
3. Тема - телегония
4. Информационная цель
5. Сфера коммуникации – наука
6. Текст относится к функционально-смысловому типу речи «повествование», передается фактологическая информация.
7. Форма реализации научного стиля – письменная.
8. Можно отметить такие стилевые черты, присущие данному тексту, как: логичность, последовательность повествования, объективность, беспристрастность, ясность изложения.
9. Стилистические средства, используемые в данном тексте (языковая специфика текста).
Стилистические средства фонетического уровня отсутствуют, т. к. текст письменный.
Стилистические средства лексическо-фразеологического уровня.
Лексические средства
Употребление разговорной и просторечной лексики отсутствует.
Употребление специальной лексики (терминов). В тексте значительное количество узкоспециальной лексики (реципрокному переносу чистопородных доимплантационных эмбрионов, генотип и фенотип).
Употребление официальной лексики отсутствует
Употребление эмоционально окрашенной лексики отсутствует
Отсутствие синонимов
Морфологические и синтаксические средства:
Предложения усложнены причастными оборотами, пояснениями.
Точность изложения достигается использованием однозначных выражений, терминов, слов с ясной лексико-семантической сочетаемостью.
7. Преобразуйте запись разговорной речи в письменный рассказ о событии. Каковы особенности разговорной речи по сравнению с письменной? На что необходимо обращать внимание при подобной трансформации?
Раз мы зашли в такую маленькую таверну / э-э… посмотреть / там же есть… были и рестораны такие / но мы захотели посмотреть / и нам значит подали / там все сидели и ели макароны // Макароны итальяни // Такая вроде пиалы знаете // такая круглая / подали нам … миску // Макароны там плавают в томатном соусе // Мно-о-го томатного соуса // И все они целиком / они не … не это / не ломаные // и мы значит посмотрели как едят // Они замечательно умеют есть! Они эти макароны вот так берут (показывает) тремя пальцами оттуда / и прямо в рот // И нигде не капнут // Я говорю Лёля! Это сестра… (смеётся) // Я говорю давай уходить // Я говорю… Понимаешь / мы не сумеем так / и мы все зальемся этим соусом.
Однажды мы с сестрой зашли перекусить в таверну. Поблизости было много ресторанов, но ради интереса мы решили посетить именно эту.
Оглядевшись, заметили, что все посетители ели “Макароны Итальяни”. И нам, конечно же, захотелось отведать столь популярное блюдо. Макароны подали в пиале, больше похожей на миску, причем томатного соуса в ней было больше, чем самих макарон, они буквально плавали в нем. Самое интересное - все посетители ели это блюдо руками, просто брали тремя пальцами макаронину и в рот, да настолько умело, что ни одной капли мимо. Посидели мы, подумали и решили покинуть это заведение, дабы не залиться соусом и не быть опозоренными.
Разговорная речь, как правило, не подготовлена и спонтанна, воспроизводится автоматически, грамматика при этом в большинстве случаев страдает. Устная речь не нагружена сложными словосочетаниями и предложениями, мы видим отсутствие причастных и деепричастных оборотов. Предложения в разговорной речи короткие и часто не связанные между собой лексически. Письменная речь в отличие от разговорной строится логически, устная же ассоциативна и сбивчива.
8. Перечислите особенности построения рекламных текстов. Подберите собственные примеры рекламных текстов (или их фрагментов), иллюстрирующие данные особенности
Рекламные тексты, как правило, краткие и запоминающиеся. Реклама включает в себя вступление, основную часть, заключение и слоган. Для построения текстов применяется множество способов. Вот, например, всем известная реклама стирального порошка Tide:
Чистота – чисто Tide.
Здесь используется приёма каламбура, а также приём синтаксического параллелизма – одинаковое синтаксическое построение отрезков речи, что делает слоган кратким и запоминающимся.
Также очень часто используется антитеза, как, например, в рекламе Mastercard
Есть вещи, которые нельзя купить.
Для всего остального есть Mastercard.
В основе слогана – антитеза, выраженная описательно: ряд вещей нельзя купить (перечисляются ценности не материального плана) – все остальное купить можно, и в этом поможет Mastercard.
Квасу – Да!
Химии – Нет!
Zanussi
Вода замерзает при 0° С. Доказано Цельсием. Надежная бытовая техника существует. Доказано Zanussi.
Слоган состоит из двух частей, построенных с использованием принципа синтаксического параллелизма. Порядок слов в предложениях, даже намеренный лексический повтор (слово доказано), внушает потребителю мысль о существовании только одной фирмы, достойной доверия.
Так же в рекламе могут быть использованы:
принцип синтаксического параллелизма
использование приема каламбура
использование многозначности слова, как основы слогана
обыгрывание оттенков лексического значения слов
Контрольная работа | Концепция информатизации Российской Федерации |
Контрольная работа | Причины агрессивного поведения. Методы работы с агрессивными детьми |
Контрольная работа | Алгоритм выбора и реализации предпринимательской идеи |
Контрольная работа | Системы управления взаимоотношения с клиентами |
Контрольная работа | Учет материальных затрат в бухгалтерском учете |
Контрольная работа | Геополитическое положение России |
Контрольная работа | Особенности вознаграждения работников в организации |
Контрольная работа | Виды запасов |
Контрольная работа | Психоанализ |
Контрольная работа | Экономико-географическая характеристика Печорского угольного бассейна 2 |
Контрольная работа | Основы внешнеэкономической деятельности |
Контрольная работа | Решение задачи коммивояжера методом ветвей и границ |
Контрольная работа | Структура науково-дослідницької діяльності студентів у вищому навчальному закладі |
Контрольная работа | Взаимодействие фискальной и монетарной политики |
Контрольная работа | Мировое разделение труда |