Контрольная работа по предмету "Иностранный язык"


Понятие о современном русском литературном языке и тенденциях его развития

Контрольная работа № 1.


Понятие о современном русском литературном языке


и тенденциях его развития.


1.
Что такое язык ? стихийно-возникшая


2.
В чём проявляется системность языка?


3.
Назовите и охарактеризуйте формы существования языка.


4. Заполните свободные клетки таблицы.











Литературный язык

Образцовый вариант языка, используемый на


телевидении и радио, в периодической печати, в науке, в


государственных учреждениях и учебных заведениях.


Нелитературный вариант языка, используемый людьми на


определённых территориях в сельской местности.


Нелитературный вариант языка, используемый в речи


малообразованных слоёв городского населения и


придающий ей неправильный и грубый характер.


Нелитературный вариант языка, используемый при


непринуждённом общении между представителями


некоторых социальных групп.



5.
Чем устная речь отличается от письменной?


6.
В чём заключается различие между книжной и разговорной речью?


7. Что означает термин «функциональный стиль»?


8.
Познакомьтесь с таблицей «Функциональные стили русского литературного языка»
. Дополните её там, где стоят вопросительные знаки.
































СТИЛЬ


прагматическая


цель


осн
овная форма


бытования


характер речи
официально-деловой
создание документов письменная ?
научный
?
?
монологическая
публицистический
?
письменная ?
разговорная речь
?
?
диалогическая

язык художественной


литературы


Создание


художественной


реальности


? ?

9.
Подумайте, к каким стилям относятся данные жанры речи. Заполните таблицу по образцу.














Научный


стиль


Официально-


деловой


стиль


Публицистичес-


кий стиль


Разговорный


стиль


Художествен-


ный стиль


Тезисы,


научная


статья…


Протокол,


справка,


объяснительная


записка…


Очерк,


информационная


заметка,


интервью…


Реплика,


болтовня,


выяснение


отношений…


Повесть,


стихотворение,


роман,


басня…



Диссертация, реферат, отчет, рассказ, репортаж, поэма, повестка, акт, открытое письмо, конспект, докладная, патентное описание, обвинительное заключение, доверенность, лозунг, листовка, закон, постановление, анкета, характеристика, ода, сказка, статья, объявление, договор, речь (выступление).


10. В этом упражнении представлены тексты, записанные во время трансляции телепередач. Найдите признаки устной речи, переведите тексты в письменную форму
.


1. И что бы мы, о чём бы мы сегодня ни рассуждали, ни говорили, из этого ничего не получится.


2. Как сообщил нам уполномоченный Сергей Приходько по внутренним делам...


3. Необходимо пересмотреть программы, которые сегодня предлагают вниманию россиянам.


4. Необходимо обратиться с проведением генеральной ассамблеи ООН.


5. Но сегодня мы понимаем, что идти в фарватере большой семёрки нам может быть не всегда надо делать.


6. Я видел, как страдают народы, которых сегодня втягиваются в эту невиданную войну.


7. Надо воспринимать день таков, каким он есть.


8. Это крохи, нам надо 100 миллиардов долларов, чтобы выйти из экономики.


9. Я до тридцати лет занималась саморазрушением и так объелась этим.


11. Что значит «стилистически окрашенная лексика»? Приведите примеры употребления таких слов.


12. Охарактеризуйте понятия «разговорная лексика», «книжная лексика», «стилистически нейтральная лексика».


13. Заполните таблицу:










Разговорная лексика
Стилистически нейтральная лексика
Книжная лексика

брести


?


?


?


? идти


много


лицо


глаза


? шествовать


?


?лик


?очи



14. Какие стилистические пометы имеются в словарях русского литературного языка?


15. Прочитайте примеры немотивированного употребления книжной, разговорной, просторечной лексики. Исправьте предложения.


1. Андрею Болконскому, человеку с передовыми взглядами, светское общество не родня.


2. Павел Власов ещё пуще сплачивает своих друзей.


3. Судебный акт: «Хищения производились путём непосредственного изъятия из кладовки, продажи продуктов за наличный расчёт и присвоения денег».


4. А когда вечером они разогревали загустевшее за день - аж ложка стоит - варево, небо блистало в окнах ясными слёзами звёзд.


5. Они активно трудились на ферме.


6. Анкета: «Должность родителей: мама - врач, папа - инженер».


Контрольная работа № 2.


Функционально-стилевое расслоение лексики.


Заимствования.


1. Назовите8-10 терминов вашей специальности, содержащих древнегреческие и латинские словообразовательные элементы.


ГРЕЧЕСКИЕ

КОРНИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ТЕРМИНОВ


арх(е,а,и)-
(древний, начальный, начало, власть) археология


аэр-
(воздух) аэронавт


био-
(жизнь) симбиоз


ге-
(земля) апогей


ген-
(род) генеалогия


гидр-
(вода) гидроним


гом(о, ео)-/омо-
(одинаковый) гомогенный, омоним


ди-
(дважды) дифтонг


динам-
(сила) гиподинамия


дром-
(бег, путь) ипподром


зоо-
(живое существо) эпизоотия


изо-
(равный, одинаковый, подобный) изоглосса


кине-
(двигаю) кинематограф


косм-
(порядок, устроенность, украшение) косметика, космос


крат-
(сила, мощь) технократия


лог-
(слово, учение, понятие) -логия, эпилог


макр-
(длинный) макрокосм


ЛАТИНСКИЕ КОРНИ, ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ПРИ ОБРАЗОВАНИИ ТЕРМИНОВ


авиа-
(птица) авиация


аква-
(вода) акватория


агр-
(поле) агрикультура


акт-
(действие) актуальный


би
- (два) бином


виз
- (видеть, зрение) телевизор, виза


вок
- (голос) вокал


гуман
- (человеческий) гуманизм


домин
- (господин) кондоминиум


максим
- (наибольший) максимальный


мин/миним
- (наименьший) минус


мот
- (движение) мотор


нейтр
- (ни тот, ни другой) нейтральный, нейтралитет


псевдо
- (ложный) псевдоним


радик
- (корень) радикулит (редька, редиска)


2. Найдите общую часть данных слов и определите её значение.


1. Мотор, моцион, эмоция, мотив, промоушн, промоутер;


2. Анархия, монархия, тетрархия, олигарх, матриархат, патриархат, архаичный;


3. Пафос, патетика, апатия, психопатия, симпатия, антипатия, патология, невропатолог;


4. Меломания, маниакальный, нимфомания, графоман, галломания, наркоман;


5. Физика, физиономия, физиотерапия, геофизика, физиологический, биофизика.


3. Иноязычные слова, обозначающие коммуникативно важные понятия, попадают в зону социального внимания, становятся приметой времени. Назовите сравнительно недавно заимствованные слова, которые являются общественно актуальными в настоящее время. Определите их значение, дайте примеры их употребления.


4. Какими причинами вызвано заимствование приведённых ниже слов (появление нового предмета, явления; специализация названия; появление нового оттенка в значении уже имевшегося в русском языке слова)? Оправдано ли, с вашей точки зрения, их употребление в современной речи?


Гран-при, грант, киллер, ноу-хау, саммит, эксклюзивный.


5. Проверьте ваше знание значений заимствованных слов: подберите к ним синонимы русского происхождения.



Абориген


адаптация


аксессуар


альтернатива


альтруизм


прагматик


курьёзный


лояльный


ординарный


потенциальный


утилитарный


денонсировать


манкировать


мигрировать


дилемма


дилетант


конъюнктура


вакантный


канонический


апелляция



6. Объясните целесообразность использования иноязычных слов в следующих предложениях.


1. В понедельник состоится fashion-show модельера Ярослава Куриленко под названием «Цветы Востока».


2. Своей балетной харизмой Плисецкая осеняет тех, кому танцевать дальше.


3. Новый триллер создаёт в зрительном зале атмосферу саспенса.


4. Какой смысл держать нас в течение восьми вечеров у голубых экранов в ожидании хеппи-энда?


7. Варваризмы - это иноязычные вкрапления в русскую речь. Заимствованиями они не являются и словарями русского языка не фиксируются. Что означают приведённые ниже словосочетания? Приведите
свои
примеры
.


De jure, de facto, post factum, post scriptum, alma mater, nota bene, шерше ля фам, гратис, гонорис кауза, homo sapiens, memento mori, docendo discimus.


Справка - подсказка:

человек разумный; фактически; обучая, учимся; юридически; почётный; помни о смерти; ищите женщину; мать питающая - о родном вузе; бесплатно; после сделанного; после написанного; хорошенько запомни
.


8. Что они означают данныебиблеизмы?



Валтасаров пир


всякой твари по паре


Соломоново решение


Иудин поцелуй


Ноев ковчег


Содом и Гоморра


поставить во главу угла


древо познания добра и зла


запретный плод сладок.


козёл отпущения


колосс на глиняных ногах


не сотвори себе кумира.


неопалимая купина


посыпать главу пеплом



земля обетованная казни египетские


камень преткновения труба иерихонская


Контрольная работа № 3.


ПОНЯТИЕ О КУЛЬТУРЕ РЕЧИ И НОРМАХ СОВРЕМЕННОГО РУССКОГО ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА


1.
Охарактеризуйте термин «культура речи». Расскажите о нормативном, коммуникативном и этическом аспектах культуры речи.


2.
Что такое языковая норма? Расскажите о значении и процессе формирования языковых норм.


3.
Какие нарушения языковых норм считают императивными (диспозитивными)?


4.
Перечислите известные вам виды языковых норм.


5.
Расскажите о вариантах норм литературного языка.


6.Определите, к какому языковому уровню относятся следующие речевые ошибки.


1. Жалко этого
животного.


2. По выходным я
со своим классом гуляем, ходим
в кино.


3. Вдруг послышались крики, свисты, топоты
.


4. В завершение обоих
дней этого мероприятия - концерт для детей.


5. Это свободный роман от всех рамок и норм литературного стиля.


6. Я был весь сырой
от дождя.


7. Молодые были счастливы, взволнованные.


8. Никак не могу преодолеть языковый
барьер.


9. В этом деле положительную роль имеет
решение всего класса.


10. Каждый из нас не прочь бы был развлечься, покатаясь
на санках, лыжах, коньках.


7.Найдите в предложениях ошибки и скажите, к какому типу ошибок относится каждая из них.


1. Собаки бежат быстро.


2. Мы пишем в газету о положение демобилизованных из армии.


3. На здравницу генерал ответил благодарностью.


4. Инженера собрались на совещание.


5. Он сказал обидчивое слово.


6. Хозяин дома спал.


7. Ни у кого из них не нашлось для больного слова сочувствия.


8. Где мой туфель
? - Вот твоя туфля
.


8. Вспомните названия норм и заполните таблицу.

























ПРАВИЛА
НОРМЫ
ударения акцентологические
произношения
употребления слов
устойчивых сочетаний слов
образования слов словообразовательные
образования грамматических форм
объединения слов в словосочетания и предложения
написания слов
постановки знаков препинания

Контрольная работа № 4.


Орфоэпические нормы


1.
Охарактеризуйте орфоэпические нормы.


2.
Распределите приведённые ниже слова по группам в зависимости от особенностей произношения сочетания гласных «чн».










[шн]


[чн] и [шн] вариантное произношение


[чн]


було[шн]ик


копее[шн]ый - копее[чн]ый


зада[чн]ик



Булочная, горчичник, горячечный, дачник, игрушечный, конечно, крошечный, коричневый, молочная, Кузъминична, Никитична, Саввична, ночной, порядочный, пустячный, пушечный, прачечная, речной, скучно, стрелочник, скворечник, шапочный, яблочный, яичница, ячневая.


3.
Распределите приведённые слова по группам в зависимости от особенностей произношения согласного звука перед буквой е
.










Мягкое произношение

Вариантное произношение

Твёрдое произношение

[д]емагог


[д]епо - [дэ]по


[дэ]нди



Адекватный, аннексировать, антенна, антисептика, атеист, ателье, бутерброд, бизнес, гипотеза, гантели, гротеск, дебаты, дебют, дебет, девальвация, декан, декада, декларация, демпинг, депрессия, де-факто, диспансер, игротека, интеграция, идентичный, индекс, интервидение, кодекс, кредо, критерий, компресс, консенсус, консервация, контекст, корректный, лотерея, менеджер, мотель, орхидея, патент, паштет, портмоне, проект, пресса, претензия, протеже, пюре, тенденция, термин, тезис, теннис, тент, тире, термос, террор, трек, фанера, фланель, шатен.




4.а)От существительных трёх групп образуйте формы именительного падежа множественного числа. Поставьте ударение.


1. Инженер, эконом, офицер, пионер;


2. Дом, лес, город доктор;


3. Слесарь, токарь, тенор, штурман.


б) Скажите, чем отличается ударение у существительных 1-й и 2-й группы? Какая особенность в постановке ударения у существительных 3-й группы?


5. Скажите, как следует произносить слова. Поставьте ударение



Тренер


тапер


магнетизер


гравер


костюмер


акушер


ретушер


пенсионер


гренадер


карабинер


решетчатый


афера


белесый


маневры


опека


блестка


внаем


зев


дебелый


ерничать


острие


планер


свекла


двоеженец


отключенный


прирученный шешестивесельный


вмененный


вычерпывать


грубошерстный


прирученный


вышеприведенный



6. Расставьте ударение в словах.


а) агент, аналог, аристократия, вербовщик, вероисповедование, ветеринария, визави, газопровод, генезис, деспотия, диспансер, договор, досуг, дремота, духовник, жалюзи, жерло, знамение, завсегдатай, заговор, значимость, индустрия, камбала, каталог, квашение, кремень, ломоть, маркетинг, мышление, намерение, обеспечение, олигархия, пасквиль, пиццерия, приданое, пуловер, таможня, танцовщица, феномен, ходатайство, христианин, щавель.


б) августовский, безудержный, валовой, давнишний, грошовый, грушевый, единовременный, избалованный, искристый, кухонный, лубочный, мизерный, оптовый, переходный, премированный, сливовый, тигровый, украинский.


в) вчистую, втридорога, завидно, задолго, издавна, издалека, исподволь, изредка, наверх, поутру.


г) баллотировать, взбодрить, закупорить, звонишь, исчерпать, кашлянуть, кичиться, маркировать, обезуметь, облегчить, ободрить, обострить, усугубить, черпать.


7. Обратите внимание на сохранение или изменение места ударения в зависимости от изменения грамматической формы слова.


а) от следующих существительных образуйте форму родительного падежа
единственного числа и расставьте ударение.


Образец: би
нт - бинта


Арбитраж, бант, брелок, герб, гусь, гуляш, дверь, жезл, клок, массаж, инструктаж, торт, унт.


б) от данных прилагательных образуйте всевозможные краткие формы
и расставьте ударение.


Образец: бой
кий - бо
ек, бойка
, бо
йко, бо
йки


Глухой, живой, дорогой, дружный, молодой, правый, редкий.


в) от следующих глаголов образуйте формы 1-го, 2-го и 3-го лица
, расставьте ударение.


Образец: верте
ть - верчу,
ве
ртишь, ве
ртит


Влечь, дремать, звонить, манить, колебать, положить, баловать


8. Объясните значения слов с разными ударениями, составьте словосочетания.


Образец: па
рить (репу) - пари
ть (в облаках)


А
тлас - атла
с Кру
гом - круго
м


Бро
ня - броня
Подви
жный - подвижно
й


Ви
дение- виде
ние Тру
сить - труси
ть


Запа
сник - запасни
к Хара
ктерный - характе
рный


Контрольная работа № 5.


Морфологические нормы.


1. Определите род имён существительных. Подберите согласованные определения.



кафе


туфля


тюль


кофе


рельс


картофель


какаду


шимпанзе


пальто


шоссе


метро


мозоль


депо


купе


какао


меню


такси


фойе


бюро


пари


жюри


тушь


безе


авеню


кенгуру


киви


табу


цунами


Батуми


Миссисипи


кольраби


салями


сулугуни


Сочи


пенальти



2. Отметьте, какая форма является нормативной, а какая - устаревшей.






























Бакенбард - бакенбарда
банкнот - банкнота
ботфорт - ботфорта
ставень - ставня
клипс - клипса
жираф - жирафа
метод - метода
ласт - ласта
катафалк - катафалка


3. Образуйте (если возможно) существительные женского рода от существительных мужского рода. Определите стилистические и семантические различия.



Аквалангист


адвокат


бригадир


врач


генерал


директор


доктор


доктор наук


защитник


инженер


космонавт


кандидат в мастера


кондуктор


лаборант


машинист


научный сотрудник


педагог


слесарь


4. Выберите форму, указывающую на родовую принадлежность аббревиатуры.


1.ЛДПР (выступил - выступила).


2.(Наше - наша) ПВО.


3.СКВ (принималась - принималось - принимался).


4.ФИДЕ (объявил - объявила).


5.СНГ (выступил - выступила - выступило).


5. Укажите, какие из приведённых ниже существительных имеют форму единственного числа.



Подмостки


шахматы


брюки


яблони


цветы


ножницы


очки


качели


лекарства


гантели


сливки


цвета


сонеты


консервы


бакенбарды



6. Раскройте скобки и образуйте необходимую форму. Отметьте возможные варианты.


Из (вид), от (дым), с (пол), со (смех), со (страх), с (тыл), со (стол), с (холод), от (мороз).


7. Раскройте скобки. Образуйте форму родительного падежа множественного числа существительных.



Обширных (пустыня)


старых (простыня)


помещичьих (усадьба)


не хватает (ясли)


больших (гнездовья)


мощных (дизель)


открытых (слог)


нет детских (одеяльца, полотенце)


из глубоких (ущелье)


тонких (запястье)


у бочек нет (дно)


не видно долгожданных (баржа)


не убивал я этих (цапля)


у нас пока мало (читальня)


слабые (тенор)


быстроходные (катер)


старинных (копьё)


забытых (кушанье)


обских (низовье)


далёких (захолустье)


ящик (банан)


полкило (орех)


полведра (помидор)


чёрных (чулок)


детских (носок)


мука для (оладьи)


непоседливых (шалуньи)


женских (эскадрилья)


8. Определите, склоняются ли следующие имена собственные:


а) Наталья Гутман, Иван Дурново, Пётр Черных, Василий Гроссман, Булат Окуджава, Светлана Тома
, Елена Земляничка, Игорь Кваша, Мария Милых, Александр Самосюк, Олег Буряк, Маша Середа, Анна Зегерс, Эмиль Золя, Федот Петрович Филин, Лев Владимирович Щерба, Пабло Неруда, Петя Фарада
, Нина Капуста, Джина Лоллобриджида.


б) Коченёво, Кемерово, аэропорт Толмачево, село Верховое, районный центр Соколово, Сосновка, Мошково, Чикаго, Шушенское, Сухуми, Нагасаки, Махачкала, деревня Лисьи ушки, Орехово-Зуево, поселок Пушкино, Рио-де-Жанейро, Ростов-на-Дону.


9. Проанализируйте употребление иноязычных собственных имён. Найдите ошибки, исправьте
.


Люблю книги Стефана Цвейга. Жюль Верна, Марка Твена, Стефан Цвейга, Джека Лондона, Вальтер Скотта, Майн Рида, Этель Лилианы Войнич, а особенно Конана Дойля о Шерлок Хомсе.


10. Объясните, как грамматические особенности данных ниже слов обуславливают возможность употреблять с ними а) только количественные числительные (два, три), б) только собирательные числительные (двое, трое) и в) обе формы. Выпишите слова с числительным ДВА.


Сын, пароход, командир, директор, батрак, сани, сутки, дочь, деревня, волк, село, преподаватель, военный, президент, они.


11. Раскройте скобки. Прочитайте предложения, употребляя количественно-именные сочетания в нужной форме.


1.Вес некоторых грибов достигает (полтора) (килограмм).


2.Объём производства снизился в 5,1 (раз).


3.Библиотека ежемесячно пополняется 300-400 (книга).


4.Вес третьего искусственного спутника.


5.Земли был равен 1327 (килограмм).


6.Разность между 87 и 58 составляет 29.


7.Держите сосуд (оба - обе) (рука).


8.На (оба - обе) (берег) реки расположилась живописная деревушка.


7.Город находится в (полтораста) (километр) отсюда.


Контрольная работа №
6
.


Лексические нормы


1. Найдите в каждом предложении слово, употребление которого по каким-либо причинам является ошибочным. Определите эти причины: не учитывается семантика слова, его стилистическая характеристика или стилевая принадлежность
.


1. Такой и врезалась в память та сцена: протянутая из двери теплушки рука девушки и ответный короткий оскал зубов в робкой благодарной улыбке на тёмном солдатском лице.


2. Вагон нервно тормознулся, и стоящий рядом с моей подругой пассажир буквально повалился на неё.


3. В марте 1997 года в небе английского графства Кент произошло одно из наиболее очевидных нашествий НЛО.


4. Но, несмотря на такой вроде бы философский заворот, все проблемы в фильме затронуты очень поверхностно, так что он остался очень лёгким и ненавязчивым.


5. Первыми на этот странный факт обратили внимание в буддийских монастырях Тибета, этих настоящих заповедниках человеческих феноменов.


6. В результате всем видным политикам пришлось публично определить своё отношение к наезду на премьера.


7. Саму кабину изувечило, а на чердаке, где расположено машинное отделение, оторвало внешнюю панель.


8. Оперативники выехали на место. Натюрморт действительно не из приятных: простыня в крови, у хозяина из груди торчит нож, в комнате всё перевёрнуто.


2. В приведенных из телевизионных интервью отрывках нарушена лексическая сочетаемость.
Попробуйте определить, что хотел сказать выступающий. Исправьте предложения.


1. От этой ситуации голова встаёт дыбом.


2. Переговоры вошли в более другой виток.


3. Видимо, мы прекратил ситуацию, когда офицер будет недобросовестно относиться к исполнению обязанностей.


4. И дальше нас ждёт постоянное прозябание и ходьба на коленях.


5. О нас вытерли ноги не только западноевропейские наши партнёры, которые молчаливо нам говорили, что они не во всём согласны с Соединёнными Штатами.


6. Врач говорит: протекание здоровья такое.


7. Как только глава администрации будет назначен, я считаю, что и будет повышена экономика.


8. Вопрос пойдёт о том, как реально помочь этому человеку.


3. Найдите случаи речевой избыточности
(плеоназм и тавтологию).


1.При въезде в город их обыскивали и проверяли у них сумки на предмет наличия чего-нибудь опасного.


2. Для обмена валюты необходимо обязательное наличие паспортов.


3. Это аксиома, не требующая доказательств.


4. Я увидел вывеску: «Горячий хот-дог».


5. Сегодня импичменту по отрешению главы государства от должности в Государственной думе дан ход.


6. Она может не быть хорошей или рачительной хозяйкой, но так поставить себя в глазах мужа, что именно в их семье лучше, нежели у других.


8. Стоит, кажется, шагнуть один шаг - и ты уже в другом измерении.


9. Более 9 тысяч состоявшихся и начинающих профессионалов посетили выставку за 4 дня её работы.


10. Чтобы пробить приличный договор, его нужно лоббировать.


11. Для этой цели, как считает наш собеседник, целесообразнее организовать отдельную партию.


12. Особняком выделяется образ Наташи Ростовой.


4. Из приведённых в скобках паронимов
выберите нужный, подчеркните его.


1. Машина (встать - стать) посреди дороги.


2. Испытания нового оружия (производиться - проводиться) во время военных учений.


3. В речи прозвучали очень (обидчивые - обидные) слова.


4. Перед правлением (стать - встать) вопрос.


5. Необходимо (представить - предоставить) отчёт о проделанной работе.


6. Между странами установились (дружеские - дружественные) отношения.


7. Он (занести - нанести) на кату координаты маршрута.


8. Прицельтесь и нажмите на (спускной - спусковой) механизм.


9. Он говорил (обличительный - обличительский) тон.


10. Благодаря (советчики - советники) президент не всегда принимает правильные решения.


11. (Эстетские - эстетные) манеры сразу выдавали в нём поклонника прекрасного.


12. Чтобы разглядеть предметы, достали фонарик и с его помощью (высветить - высветлить) в темноте все углы.


5. В отрывке из рассказа М. Зощенко “Слабая тара” замените разговорные и просторечные слова
нейтральными эквивалентами. Как изменился стиль отрывка?


Слабая тара


Нынче взяток не берут. Это раньше шагу нельзя было шагнуть без того, чтобы не дать или не взять.


А нынче характер у людей сильно изменился к лучшему.


Взяток, действительно, не берут.


Давеча мы отправляли с товарной станции груз.


У нас тётка от гриппа померла и в духовном завещании велела отправить ейные там простыни и прочие мещанские вещицы в провинцию, к родственникам со стороны жены.


Вот стоим мы на вокзале и видим такую картину, в духе Рафаэля.


Будка для приёма груза. Очередь, конечно. Десятичные метрические весы. Весовщик за ними. Весовщик, такой в высшей степени благородный служащий, быстро говорит цифры, записывает, прикладывает гирьки, клеит ярлыки и даёт разъяснения.


Только и слышен его симпатичный голос:


— Сорок. Сто двадцать. Пятьдесят. Сымайте. Берите. Отойдите... Не станови сюда, балда, станови на эту сторону.


Такая приятная картина труда и быстрых темпов.


Контрольная работа №
7
.


Научная речь


Ответьте письменно на вопросы:


1.
К какому веку относят начало формирования научного стиля в России?


2.
Какой язык был «ученым» языком Европы в средние века? Каковые положительные и отрицательные стороны этого явления?


3.
Назовите основные черты научного стиля.


Аннотация. Реферат. Резюме


1.
Прочитайте текст. Выпишите речевые клише.


Аннотация, реферат, конспект объединяются общим свойст­вом — они являются вторичными жанрами речи, т. е. составля­ются на основе уже имеющихся опорных текстов.


Аннотация
— сжатая, краткая характеристика книги (статьи, сборника), ее содержания и назначения. В аннотации перечисляются главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция). Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?» Состоит, как правило, из простых предложений.


Структура аннотации.


1. Библиографическое описание.


2. Тема статьи (книги). Проблематика.


3. Адресат.


Текст аннотации состоит из двух обязательных частей:


1) содержательная характеристика первоисточника,


2) адресат первичного текста.


Кроме этого, могут быть факультативные части:


1) цель автора; композиция, структура первичного текста;


2) иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике.


Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.


1. Характеристика содержания текста:


В статье (книге) рассматривается ...


В книге изложены ...


Статья посвящена ...


В статье даются ...


В основу работы положено ...


Автор останавливается на следующих вопросах ...


Автор затрагивает проблемы ...


Цель статьи — показать ...


Цель автора — объяснить (раскрыть) ...


Целью статьи является изучение ...


Автор ставит своей целью проанализировать ...


2. Композиция работы:


Книга состоит из ... глав (... частей) ...


Статья делится на ... части.


В книге выделяются ... главы.


3. Назначение текста:


Статья предназначена (для кого; рекомендуется кому) ...


Сборник рассчитан ...


Предназначается широкому кругу читателей ...


Для студентов, аспирантов, преподавателей ...


Книга заинтересует ...


Для широкого круга читателей


2. Прочитайте аннотации. Выделите в них структурные части. Оцените данные аннотации с точки зрения соответствия жанру: все ли необходимые структурно-смысловые части присутствуют, нет ли лишней информации.


I. Телевизионная журналистика. Учебник / Под ред. А. Я. Юров­ского. — М., 1994.


В учебнике рассматриваются специфика и общественные функции телевидения, его организация и место в системе средств массовой информации, история его развития, изобрази­тельно-выразительные средства, типология телевизионных про­грамм, планирование и координирование телевизионного веща­ния в стране, социология телевидения.


Для студентов факультетов и отделений журналистики, прак­тических работников телевидения, слушателей курсов повыше­ния квалификации.


II. Успенский В.А., Семенов А. Л. Теория алгоритмов: Основ­ные открытия и приложения. — М., 1987.


Понятие алгоритма является одним из наиболее фундамен­тальных понятий информатики и математики. Систематическое изучение алгоритмов привело к созданию особой дисциплины, пограничной между математикой и информатикой, — теории ал­горитмов.


В книге дается обзор важнейших достижений теории алгорит­мов за последние полвека, т.е. с момента зарождения этой тео­рии. Излагаются в систематизированном виде основные откры­тия, связанные с понятием алгоритма, приложения теории алго­ритмов к математической логике, теории вероятностей, теории информации и др. Рассматривается влияние теории алгоритмов на практику.


Для специалистов по математике, информатике, кибернетике, а также для студентов вузов.


3. Прочитайте текст. Дополните его известной Вам информацией.


Собственно говоря, под термином «реферат» объединены два разных вида работы. Рефератом называется краткое проблемное изложение содержания книги или статьи. Такие рефераты, как правило, не задаются студентам. Они публикуются в отраслевых реферативных журналах. Их суть состоит в том, чтобы вычленить в книге главное и сжато его передать.


4. Познакомьтесь со структурой библиографического реферата.


Структура библиографического реферата


1. Библиографическое описание.


2. Главная мысль реферируемого материала.


3. Изложение содержания.


4. Выводы автора (или референта) по реферируемому материалу.


5.

Составьте аннотацию, реферат и резюме к научно-популярной статье (на выбор студента).


Контрольная работа №
8
.


деловАЯ РЕЧЬ


Ответьте письменно на вопросы:


1.
Когда и из какого языка было заимствовано слово «документ»? Сколько значений оно имеет в современном русском языке? Дайте определение.


2.
Перечислите типы и виды документов: по фактору адресации; по содержанию и назначению; по сферам человеческой деятельности; по доступности; по срокам исполнения; по критерию первичности;


3.
Как Вы понимаете термины «стандартизация» и «унификация»? Зачем нужна унификация языка деловых бумаг?


4.
Что такое реквизит, формуляр документа?


1. Прочитайте предложения из деловых бумаг. Найдите лексические ошибки и исправьте их.


1.Гражданка Сидорова Н.Ф. обратилась с заявлением о разводе брака.


2. Споры нередко доходили до прямых оскорблений во лжи.


3.Пишите ваши инициалы полностью.


4. На вверенной Вам территории необходимо еще возвести баню для жителей села.


5. сообщаем наши реквизиты: Новосибирск, 630017. Ул. Гаранина.


6. Сим письмом извещаем Вас, что вышепоименованный документ приобщаем к делу.


2. Найдите в списке слова, принадлежащие письменной деловой речи.


Десять


тождественный


чуть-чуть


домовладелец


тетрадь


истец


мешанина


инвентаризация


местожительство


жульничать


текущий период


нынешний


безотлагательно


уведомление


в самом деле


нижеизложенный


немножко


подлежит изъятию


бюрократ.



3. Объясните значение слов, называющих различные виды служебных документов. Запомните написание этих слов.



Абонемент


аккредитив


аттестат


бюллетень


ведомость


директива


докладная


коммюнике


лицензия


оферта


прейскурант


рекламация


сертификат


ультиматум


характеристика


хода
тайство



4. Какие ошибки допущены в тексте документа? Составьте свой вариант текста докладной записки.


Обращаюсь к Вам с настоящей докладной по следующему поводу. Внутрицеховая проверка и контрольные испытания отремонтированных станцией машин иногда требуют оставления на кратковременную сверхурочную работу слесарей-наладчиков и шоферов. Мы подчас сталкиваемся с трудностями с оформлением сверхурочных с бухгалтерией. Поэтому Вам срочно надо разобраться в этом вопросе и немедленно обеспечить принятие нужных мер, касающихся сказанного мною выше.


5. Пользуясь образцами, напишите:


1. заявление
на имя декана о продлении сессии / о досрочной сдаче экзаменов, о предоставлении Вам академического отпуска;


2. объяснительную записку
на имя декана о пропуске занятий.


3. доверенность
на получение стипендии;


Рекомендуемая литература:


1. Введенская Л.А.и др. Русский язык и культура речи.- Ростов н/Д, 2000.


2. Введенская Л.А.и др. Русский язык и культура речи: экзаменационные ответы. Серия «Сдаем экзамен».- Ростов н/Д: Феникс - 2001. – 288 с.


3. Гойхман О.Я., Надеина Т.М. Основы теории речевой коммуникации: Учебник для вузов.- М.: Инфра-М, 1997.


4. Голуб И.Б. Русский язык и культура речи.- М., 2000.


5. Данцев А.А., Нефедова Н.В. Русский язык и культура речи в техническом вузе.- Ростов н/Д: Феникс, 2001.- 320 с.


6. Деловой документ: специфика языка, стиля и структуры текста. Учеб. пособие / Автор-сост. Жилина О.А..- М.: Билингва, 1999..


7. Зинковская Н.Я., Колесникова Н.И. Мы пишем реферат: Учеб. пособие по развитию навыков письменной речи для ст. кл. и студентов / Новосиб. гос. техн. ун-т. - Новосибирск: НГТУ, 1998. – 78 с.


8. Казарцева О.М., Вишнякова О.В. Письменная речь: Учеб. пособие для уч-ся 10-11 классов и абитуриентов.- М., 1998.


9. Колесникова Н.И. От конспекта к диссертации: Учебное пособие по развитию наывков письменной речи.- М.: Флинта: Наука, 2002.- 287 с.


10. Колтунова М.В. Язык и деловое общение: Нормы, риторика, этикет: Учеб. пособие для вузов.- М.: ОАО <<НПО «Экономика»>>,2000.-271 с.


11. Культура устной и письменной речи делового человека: Справочник. Практикум.- М., 1997.


12. Рахманин Л.В. Стилистика деловой речи и редактирование служебных документов.- М.,1997.


13. Русский язык для студентов-нефилологов: Учеб. пособие/ М.Ю. Федосюк, Т.А. Ладыженская, О.А. Михайлова, Н.А. Николина. - 2-е изд., испр. - М.: Флинта, 1999. – 256 с.: ил.


14. Русский язык и культура речи: Учебник / Под редакцией проф. В.И.Максимова.-М.:Гардарики, 2000.


15. Русский язык и культура речи: Практикум / Под редакцией проф. В.И.Максимова.-М.:Гардарики, 2000.


16. Русский язык и культура речи:: Учеб. для вузов/ А.И.Дунев, М.Я.Дымарский, А.Ю.Кожевников и др.; Под ред. В.Д.Черняк.- М.: Высш.шк.; С.-Пб.: Изд-во НГПУ им. А.И.Герцена, 2002.-509 с.


17. Сергеев Ф.П. О культуре русской речи (материалы к спецкурсу для студентов II курса).- Волгоград: Изд-во «Учитель», 1999. – 56 с.


18. Сиротинина О.Б. Русская разговорная речь.- М., 1993.


19. Скворецкая Е.В. Культура речи.- Новосибирск: НГПУ, 2000.


20. Штрекер Н.Ю. Русский язык и культура речи: Учеб. пособие для вузов.-М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2003. – 383 с.


Справочники и словари:


1. Агеенко Ф.Л., Зарва М.В. Словарь ударений русского языка / Под ред. М.А. Штудинера. – М., 2000.


2. Александрова З.Е. Словарь синонимов русского языка: Практ. справ. 11-е изд., перераб. и доп. – М.: Рус. яз., 2001.


3. Ахманова О.С. Словарь омонимов русского языка. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1976.


4. Ашукин Н.С., Ашукина М.Г. Крылатые слова. Литературные цитаты, образные выражения – М.: Изд-во “Правда”, 1986.


5. Бельчиков Ю.А., Панюшева М.С. Словарь паронимов современного русского языка. – М.: Русский язык, 1994.


6. Букчина Б.З., Калакуцкая Л.П. Слитно или раздельно? Орфографический словарь-справочник. – М.: Русский язык, 1998.


7. Вишнякова О.В. Словарь паронимов русского языка. – М.: Русский язык, 1984.


8. Горбачевич К.С. Словарь трудностей произношения и ударения в современном русском языке. – СПб, 2000.


9. Граудина Л.К., Ицкович В.А., Катлинская Л.П. Грамматическая правильность русской речи. Стилистический словарь вариантов. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Наука, 2001.


10. Ермакова О.П., Земская Е.А., Розина Р.И. Слова, с которыми мы все встречались. Толковый словарь русского общего жаргона. – М.: Азбуковник, 1999.


11. Ефремова Т.Ф., Костомаров В.Г. Словарь грамматических трудностей русского языка.– 3-е изд., стереотип. – М., 1997.


12. Зарва М.В. Русское словесное ударение. Словарь нарицательных имен, М., 2001.


13. Иванова Т.Ф., Черкасова Т.А. Русская речь в эфире. Комплексный справочник. – 3-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз., 2003.


14. Красных В.В. Русские глаголы и предикативы. Словарь сочетаемости, М., 1993.


15. Крысин Л.П. Толковый словарь иноязычных слов. – М.: Русский язык, 1998.


16. Культура русской речи: Энциклопедический словарь -справочник / Под общ. рук. Л.Ю. Иванова, А.П. Сковородникова, Е.Н. Ширяева. – М., 2003.


17. Львов М.Р. Словарь антонимов русского языка. – 4-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1988.


18. Новый объяснительный словарь синонимов русского языка. Первый выпуск. 2–е изд., испр. / Под ред. Ю.Д. Апресяна. – М.: Языки русской культуры, 1999.


19. Розенталь Д.Э. Управление в русском языке: Словарь-справочник: Для работников печати. – М.: Книга, 1986.


20. Розенталь Д.Э., Джанджакова Е.В., Кабанова Н.П. Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию. – М., 2001.


21. Розенталь Д.Э., Теленкова М.А. Словарь трудностей русского языка. – М.: Русский язык, 1998.


22. Русский язык: Энциклопедия/ Гл. ред. Ю.Н. Караулов. – 2-е изд. – М., 1997.


23. Сазонова И.К. Одно или два н
? Орфографический словарь русского языка. – М.: АСТ-ПРЕСС, 1998.


24. Скворцов Л.И. Культура русской речи: Словарь-справочник. – М.: Знание. 1995.


25. Словарь синонимов русского языка / Под ред. А.П. Евгеньевой: В 2-х т. – Л., 1970.


26. Соловьев Н.В. Русское правописание. Орфографический справочник (словарь, комментарий, правила). – СПб.: Норинт, 1997.


27. Тихонов А.А. Орфографический словарь русского языка. – М.: Цитадель, 1999.


28. Толковый словарь русского языка конца ХХ века. Языковые изменения / Под ред. Г.Н. Скляревской. – СПб, 2000.


29. Фадеев С.В. Тематический словарь сокращений русского языка, М., 1998.


30. Фразеологический словарь русского языка / Под ред. А.И. Молоткова.– 4 изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986.


31. Черных П.Я. Историко-этимологический словарь современного русского языка: В 2 т. – 2-е изд. стереотип. – М.: Рус. яз., 1994. 2 т.



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :