Контрольная работа по предмету "Иностранный язык"


Степени сравнения прилагательных

Степени сравнения прилагательных



I Значение


Степени сравнения имеют качественные прилагательные.


Они выражают большую или меньшую степень качества в данном предмете по сравнению с другим предметом (Моя собака красивее твоей собаки), иногда сравнение идёт внутри одного и того же предмета (возрастание или убывание) в различные периоды его развития, т.е. в настоящий момент, по сравнению с его прошлым состоянием. (Дуб вырос и стал выше чем в прошлом году).


Различаются две степени сравнения:


Сравнительная


Превосходная


Так же существует и форма положительной степени. Она непосредственно и безотносительно характеризует предмет. Она есть первый камень, положенный в основании для других степеней, это нулевая в то же время отправная, исходная форма, которая входит в состав двух других аналитических форм с усилительным префиксом более и самый (удобный, красивый).



II Сравнительная степень


1.Значение


Форма сравнительной степени или «компаратив» это форма прилагательного, обозначающая, что названный ею качественный признак представлен большей степени, чем тот же признак, названный формой положительной степени.


Эта форма не имеет морфологических значений рода, числа и падежа и относится к морфологическому разряду неизменяемых слов.


Сравнительная степень бывает:


-Простой (синтетической)


-Сложной (аналитической)


2.Образование простой (синтетической) степени


Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов –ее(ей), (длинный - длиннее, умный - умнее, белый - белее, светлый светлее(ей)), так же и с помощью суффикса –ше (тонкий - тоньше, большой - больше).


Эти суффиксы присоединяются к конечной согласной основы, если она не оканчивается на (к,г,х); при этом перед суффиксным морфом смягчаются парно-твёрдые согласные основы (грубый - грубее).


Существуют мёртвые суффиксы -е и –ше при чередовании конечного согласного основы: к-г,г-ж,х-ш,т-ч,д-ж,з-ж,с-ш,ст-щ,в-вл (ближе, богаче, бойче, выше, гибче , громче, гуще, мельче, круче ).


Формы сравнительной степени на –ее (ей), свободно образуются у качественных прилагательных различных по структуре:


1. У бессуффиксных прилагательных: белый – белее, острый - острее.


2. У суффиксальных прилагательных и причастий в адъективном значении: (чудеснее, желательнее, интереснее).


3. У прилагательных с приставкой не-: (некрасивее, неустойчивее, непреодолимее)


Формы сравнительной степени с морфами –ее(ей) образуются так же у относительных прилагательных в качественных значениях: (душевнее, музыкальнее ,театральнее).


Эти формы могут сочетаться с приставкой по-. Эта приставка обычно смягчает степень преобладания какого-нибудь качества в одном из сравнительных предметов ( ученики помоложе, люди побогаче).


3.Употребление простой сравнительной степени


В формах простой сравнительной степени на –ее (ей) –е ,и –ше, отсутствуют формы не только падежа ,но и числа и рода, т.е.формы согласования. В этих формах значений сравнительной степени не осложнено никакими дополнительными оттенками.


Обычно простая сравнительная степень употребляется в предложении, как част сказуемого (Брат моложе сестры, брат был выше сестры ), но может быть и определением ( он получил комнату больше моей).


В сочетании с родительным падежом – всего и – всех форма сравнительной степени приобретает значение превосходной (Умнее всех; Это лучше всего)


Формы простой сравнительной степени используются в различных стилях речи: в художественной прозе и поэзии, в публицистике и в научной литературе.



4.Образование сложной сравнительной (аналитической) степени


Существуют прилагательные, от которых не может быть образована сравнительная степень при помощи суффиксов. К таким прилагательным относятся:


1.Прилагательные с суффиксами – ск (дружеский, товарищеский),


2.Некоторые другие прилагательные: (ранний, горький, лишний, робкий ,липкий, ветхий, плоский, усталый)


От таких прилагательных образуется сложная сравнительная степень, при помощи слов более, менее: (более приятный, менее способный; Этот ученик менее способный, чем другой, погода в мае более приятна для прогулки, чем в декабре).


5.Употребление сложной сравнительной степени


В сложной сравнительной степени (более ранний, более весёлый) вторая часть её изменяется по родам и числам: ( Я не помню утра более чистого и более свежего, советские фильмы более интересные, чем заграничные).


Сложная сравнительная степень употребляется как сказуемое: (Сегодняшняя лекция более интересная).


Формы сложной сравнительной степени в отличие от простой отличаются большой книжностью (более красивая и красивее).


Так же в сочетании со словом менее эта форма сравнительной степени имеет книжную окраску и встречается преимущественно в жанрах письменной речи.



6. Ограничения в образовании формы сравнительной степени


Эти ограничения не многочисленны и связаны с факторами как семантическими, так и структурными. Такими ограничениями характеризуются следующие группы слов:


1.Качественные прилагательные с признаками, которым не способно проявляться в большей или меньшей степени : (босой, вдовый, слепой женатый, живой, мёртвый..)


2.Все прилагательные называющие масти животных ( вороной, гнедой, пегий...)


3.Почти не встречаются в употреблении формы сравнительной степени многих прилагательных со значением цвета: (бордовый, голубой, розовый, кофейный, кремовый...)


4.Редки в употреблении формы сравнительной степени прилагательные: (бравый, внешний, гордый, сальный, праздный...)



III Превосходная степень


1.Значение


Превосходная степень указывает, что какой-то признак проявляется в данном предмете в наибольшей степен , по сравнению или без сравнения с тем же признаком в других однородных предметах.


Превосходная степень бывает:


Простой


Сложной


Превосходная степень прилагательного изменяется по родам, числам и падежам.( Мы подходили к высочайшим горам ).


В современном русском языке превосходная степень прилагательных имеет два значения:


-Относительно высшей степени


-Абсолютно высшей т.е предельной степени (так. Наз. элатив)


Значение относительно высшей степени качества имеет прилагательное, которое обозначает наибольшую меру признака в предмете по сравнению с группой однородных предметов : ( Байкал - самое глубочайшее озеро в мире )


Значение предельной степени качества указывает на то, что признак присущ предмету в предельной ,абсолютной, безотносительной степени : ( Он нарисовал одну из самых красивых картин в мире).


2. Образование простой превосходной степени


Простая превосходная степень образуется при помощи продуктивного суффикса –ейш и не продуктивного –айш, при чередовании звуков к/г,ч/т,х/ш,з/ж в основе: ( Глупейший, чистейший, глубочайший, редчайший, ближайший)


Значительная группа качественных прилагательных не образует простую превосходную степень:


1.Некоторые прилагательные с суффиксом – к: ( Узкий, робкий, меткий, жуткий),


2.Прилагательные в которых – к входит в корень : ( плоский, терпкий ),


3.Прилагательные у которых основа не производна : ( Сухой, молодой, дорогой).


3.Образование сложной превосходной степени


Сложная (аналитическая ) степень образуется двумя способами:


Из исходной формы прилагательного и слов самый , наиболее , наименее:


(Самый добрый, наиболее выгодный )


Из простой сравнительной степени прилагательного и слов всего и всех : (лучше всего, красивее всех)


4.Употребление превосходной степени прилагательных


Превосходная степень употребляется в предложении, как часть сказуемого и как определение. (Гималаи – высочайшие горы в мире ) – часть сказуемого.


( Мы летели над высочайшими горами в мире ).


Простая превосходная степень постепенно выходит из употребления и уступает место аналитической форме. Фомы синтетической степени ограничены стилями научной и общественно политической литературой : ( Он чувствовал, что в нём вспухают значительнейшие мысли ).


Сложная превосходная степень с местоимением самый, широко употребляется и в книжной и в разговорной речи. ( Это самый лучший день в моей жизни! Моя собака самая умная из всех.)



Не сдавайте скачаную работу преподавателю!
Данную контрольную работу Вы можете использовать для выполнения своих заданий.

Поделись с друзьями, за репост + 100 мильонов к студенческой карме :